Курсовая работа: Поступление на службу и способы замещения должностей

Название: Поступление на службу и способы замещения должностей
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России

Кафедра административного права.

Курсовая работа

Тема:

«Поступление на службу и способы замещения должностей»

Выполнил: курсант Журавлев А.А.

Руководитель: профессор, доктор

юридических наук Конин Николай

Михайлович

Оценка:________________________

Подпись научного руководителя_____

Саратов

2005


ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ

1.ВИДЫ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩИХ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ И СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИИ ЕЕ ВИДЫ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Тема моей курсовой работы называется «Поступление на службу и способы замещения должностей». Актуальность темы состоит лишь в том, что каждый человек имеет право работать, будь-то это завод по производству подшипников, либо другое государственное предприятие, и без знания основ, на первых этапах своей деятельности, может понести поражение, из-за незнания отдельных положений законодательства.

Целью курсовой работы ставлю глубокое изучение вопроса организации государственной службы. Для достижения поставленной цели необходимо решить определенные задачи:

· Рассмотрение видов служб и служащих по действующему законодательству;

· Порядок поступления на службу и способы замещения должностей;

· Также затронуть вопрос о ответственности служащих за служебные проступки.

Каждая социальная категория граждан — рабочий, крестьянин, пенсионер, служащий — имеет свой строго определенный законо­дательством правовой статус, основанный на едином для всех правовом статусе гражданина. Рабочий, крестьянин в процессе своего труда воздействуют на объекты природы в ее первоздан­ном виде (шахтер, рыбак, землепашец и др.) или на уже про­фильтрованные предшествующим трудом человека природные объекты — машины, механизмы, сооружения и т. д. (токари, сле­сари, механизаторы, строители и др.). Наличие правовых отношений в самом про­цессе труда служащего является характерной особенностью и обя­зательным элементом всей его трудовой деятельности. Статус слу­жащего обязывает его вступать в социальные, в том числе право­вые, отношения с теми субъектами, которым он служит или которых обслуживает.


1. ВИДЫ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩИХ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ.

Существует очень много видов службы: государственная и му­ниципальная, гражданская служба в общественных организациях, на предприятиях и в социально-культурных учреждениях, частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц, причем в каждом из этих видов службы по различным классификационным основаниям можно выделить несколько их разновидностей. Так, Федеральный закон от 27 мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» с последующими изменениями[1] выделяет три главных ви­да государственной службы: 1) государственная гражданская служба — это профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, заме­щающих государственные должности субъектов Федерации. Она имеет ряд разновидностей: например, служба в областях и отрас­лях экономики, культуры, административно-политической дея­тельности государства, нотариальная, дипломатическая служба и т. д. Общей правовой основой организации и функционирова­ния данного вида государственной («чиновничьей») службы явля­ется Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О го­сударственной гражданской службе Российской Федерации»[2] ; 2) государственная военная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формирова­ниях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обо­роны и безопасности государства. Таким гражданам присваивают­ся воинские звания. Этот вид государственной службы также имеет несколько своих разновидностей (военная служба в воору­женных силах, в военно-морском флоте, пограничная служба и т. д.), но общей правовой основой здесь выступает Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с последующими изменениями[3] ; 3) государст­венная правоохранительная служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляю­щих функции по обеспечению безопасности, законности и право­порядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специ­альные звания и классные чины. Конкретным разновидностям этого вида государственной службы в настоящее время посвяще­но несколько специальных федеральных законов[4] .

Государственная служба субъектов РФ регулируется законода­тельством субъектов РФ. В Саратовской области, например, дей­ствует Закон Саратовской области «О государственной службе Са­ратовской области», который по образцу и подобию федерального законодательства о службе регламентирует все вопросы организа­ции и функционирования государственной службы в масштабах и территориальных пределах Саратовской области как субъекта Федерации.

Муниципальная служба, все основные стороны ее организации и деятельности регулируются в общем виде Федеральным зако­ном от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» с последующими изменения­ми[5] и более детально — в законах о муниципальной службе соот­ветствующего субъекта Федерации.

Общественная служба в различного рода общественных объе­динениях (в политических партиях и движениях, в профсоюзах, в профессиональных, творческих и иных общественных объедине­ниях) регламентируется прежде всего их уставами и, частично, федеральным и субъектов Федерации законодательством (порядок представления общественных служащих к государственным награ­дам, применение мер правовой ответственности и ряд других во­просов).

Гражданская служба в государственных унитарных предприяти­ях и социально-культурных учреждениях также регламентируетсяих уставами и в значительной мере нормативными правовыми актами федеральных и субъектов Федерации органов исполнительной власти, которые выступают учредителями этих организаций и утверждают их уставы.

Частная служба по различным видам обслуживания физических и юридических лиц нормативно-правовым регулированием 1 охвачена лишь частично в отношении некоторых ее разновидностей. Частная детективная и охранная служба, например, регла­ментируется Законом РФ от 11 марта 1992 г. №2487—I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» с последующими изменениями[6] . Деятельность адвокатов по обслуживанию частных интересов конкретных физических и юридических лиц регулируется Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[7] , а государственная деятельность частных нотариусов в самом общем плане и весьма неполно регулируется в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 г. № 4462—1 с последующими изменениями[8] .


2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Государственная служба как социальная и государственно-пра­вовая категория представляет собой сложное общественное явле­ние. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее эле­ментом.

Государственная организация выполнения стоящих перед госу­дарством задач и осуществления им функций включает в себя не­сколько этапов:

во-первых, государство в лице своих высших ор­ганов государственной власти устанавливает и закрепляет в своей Конституции основные звенья государственного механизма, спе­циализирующиеся на осуществлении определенных видов властной государственной деятельности (представительная законода­тельная власть, исполнительная власть, судебная власть, различ­ные виды общегосударственной контрольно-надзорной власти);

во-вторых, определяет систему органов в каждом из звеньев госу­дарственного механизма;

в-третьих, формирует (создает) каждыйконкретный орган во всех звеньях системы государственного ме­ханизма и, наконец, в-четвертых, организует работу личного со­става — служащих органов всех звеньев государственного аппара­та.

С этого момента и начинает свое действие государственная организация службы как важнейший элемент сложного много­звенного процесса организующей деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций. Следователь­но, государственная служба как организационный институт про­должает и завершает всю государственную организацию, как важ­нейший элемент и атрибут государства не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельно­сти различных категорий государственных служащих. Это лишь один аспект узкого понимания и характеристики понятия «госу­дарственная служба» как организационно-правовой категории. Го­сударственная служба в этом качестве призвана обеспечить орга­низацию и практическое осуществление задач и функций госу­дарства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них остается общей схемой и мертвой конструкцией.

В содержание организационно-правового института государст­венной службы входят три взаимосвязанных элемента:

1) органи­зация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каж­дой должности, порядка замещения этой должности и т. д. При­чем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою про­фессиональную деятельность по осуществлению определенных го­сударственных функций и полномочий);

2) сама служебная про­фессиональная деятельность личного состава государственных ор­ганов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного ор­гана;

3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативных правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

Государственная служба является также правовым институтом, который включает совокупность правовых норм, регулирующих од­нородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий. Это сложный межотраслевой институт, охватывающий нормы многих отраслей права: административного, трудового, финансового, гражданского и даже уголовного. Однако, в большей своей организационной части служба (государственная, муниципальная и другие ее виды и разновидности, есть важнейший административно-правовой институт. В его границы входят правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок поступления на службу; прохождения службы, аттестации, применения мер поощрения и ответственности к служащему; способы замещения должностей; основания, условия и порядок прекращения служебных; полномочий и увольнения со службы.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации»[9] государственная служба опреде­лена как профессиональная служебная деятельность граждан Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государ­ственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государ­ственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосред­ственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а в ст. 2 Федерального закона «Об основах муни­ципальной службы в Российской Федерации» как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Государственные и муниципальные служащие по действующе­му законодательству — граждане России, осуществляющие про­фессиональную служебную деятельность (исполняющие профес­сиональные обязанности) по занимаемым должностям государст­венной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должно­сти муниципальной службы является обязательным и определяю­щим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего.

Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому представляется целесообразным- восполнить этот пробел доктринальным опреде­лением сути этой организационно-правовой категории. Сущност­ными характеристиками понятия должности как государствен­но-правового установления являются следующие моменты:

1) должность — это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;

2) за каждой должностью закреплена часть компе­тенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность;

3) профессионально-квалификационные характеристики и требо­вания, предъявляемые государством к лицу, замещающему опре­деленную должность или претендующему на ее занятие, четко за­креплены за каждой должностью в соответствующих должностных регламентах.

Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы. При этом в соответствии с Федеральным законом «О государст­венной гражданской службе», со ссылкой на конкретные статьи которого и излагается весь последующий материал этой главы, необходимо различать и четко разграничивать понятия «государ­ственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государст­венные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственно­го исполнения полномочий федеральных государственных орга­нов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения пол­номочий государственных органов субъектов РФ, а должно­сти федеральной и субъектов Федерации государственной граждан­ской службы учреждаются федеральным законом или указом Пре­зидента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно Государственные Должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обес­печивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функцио­нирования.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через предста­вителя нанимателя — руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ

Должности государственной гражданской службы подразделя­ются на категории и группы). Подразделяются они на сле­дующие четыре категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководите­лей и заместителей руководителей представительств государствен­ных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока пол­номочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для со­действия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессио­нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаем для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечен» деятельности государственных органов и замещаемые без ограни­чения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы под­разделяются на следующие пять групп:1) высшие; 2) главные 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую груп­пы должностей гражданской службы.

Государственные должности в субъектах РФ в соответствии с принимаемыми ими законами также подразделяются на анало­гичные по наименованию категории и классификационные груп­пы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправле­ния также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем го­сударственные должности: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, вы­борные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительного или иного выборного ор­гана местного самоуправления в отношении лиц, избранных в со­став указанных органов в результате муниципальных выборов, и муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров. Статус выборных муници­пальных должностей в некоторой мере аналогичен статусу госу­дарственных должностей в том смысле, что они не входят в кате­горию муниципальных должностей муниципальной службы, а за­мещающие их лица не относятся к служащим (муниципальным «чиновникам»).

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни долж­ностей федеральной государственной гражданской службы, являю­щиеся соответствующими разделами Реестра должностей федераль­ной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента РФ. Реестр же должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей фе­деральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей госу­дарственной гражданской службы Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.

Государственным гражданским служащим, замещающим долж­ности без ограничения срока полномочий, в соответствии с заме­щаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы и по результатам квалификационного экзамена присваи­ваются классные чины гражданской службы. При этом замещаю­щим должности федеральной гражданской службы высшей группы присваивается классный чин гражданской службы действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности федеральной гражданской ел бы главной группы присваивается классный чин гражданской службы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы веду4 щей группы присваивается классный чин гражданской службы советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы старшей группы присваивается классный чин гражданской службы референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы младшей группы присваивается классный чин госу­дарственной гражданской службы секретарь государственной граж­данской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы действительный государ­ственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса, присваивается Президентом РФ. В федеральных органах испол­нительной власти классный чин федеральной гражданской служ­бы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ. В иных феде­ральных государственных органах указанный классный чин при­сваивается руководителем федерального государственного органа; Предусмотренные законом иные классные чины по всем другим; группам должностей государственной гражданской службы присваиваются представителем нанимателя. А гражданским служа­щим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ; высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федераль­ной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотноше­ние классных чинов федеральной гражданской службы и класс­ных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется ука­зом Президента РФ.

В число установленных федеральным законом квалификаци­онных требований к должностям гражданской службы входят тре­бования к уровню профессионального образования, стажу граж­данской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей граждан­ской службы. В число квалификационных требований к должно­стям категорий «руководители», «помощники (советники)», «спе­циалисты» всех групп должностей гражданской службы, а такжекатегории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей входит наличие высшего профессионального образования, а в число квалификационных требований к должно­стям категории «обеспечивающие специалисты» старшей и млад­шей групп должностей гражданской службы — наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих уста­навливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ — законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязан­ностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должност­ной регламент гражданского служащего.

Таким образом, государственная служба как организационный институт представляет собой одну из частей и сторон деятельно­сти государства, содержанием которой выступает организация и правовое регулирование практической деятельности личного со­става государственных органов (их служащих) по осуществлению задач и выполнению функций государства.


3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ И СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ.

Проблема поступления на службу представляет собой следую­щий комплекс вопросов: правовые основания поступления на службу, правовые условия и порядок — сам процесс поступления на службу, включая способы замещения должностей на государст­венной и муниципальной службе.

Правовые основания поступления на службу — это конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и по­лучить статус государственного или муниципального служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ и конкретные статьи упоминаемых ранее федеральных законов о службе, предусматри­вающих право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры федеральных государ­ственных должностей государственной службы, государственных должностей государственной службы субъектов Федерации и му­ниципальных должностей муниципальной службы, в которых да­ется исчерпывающий перечень соответствующих должностей, под­лежащих замещению гражданами.

Правовые условия поступления на службу — это конкретные, предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и тре­бования к лицу, претендующему на занятие определенной должно­сти: обстоятельства, препятствующие поступлению на государст­венную и муниципальную службу; профессиональные, квалифика­ционные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрас­тные ограничения поступления на службу по некоторым конкрет­ным должностям. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.

Порядок поступления на службу — это процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной и муниципальной службе различными организационно-правовыми способами: зачисление, конкурс, назначение, выборы.

Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должно­стям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муници­пальных органов (технические секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, курьеры и др. а также для замещения младших муниципальных должностей.

На государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным федеральным законом. Предельный возраст пребывания на граж­данской службе — 65 лет. Но существуют и определенные законом ограничения и запреты, связанные с государственной службой. Так, гражданин не может быть принят на государственную граж­данскую службу, а служащий не может находиться на государственной службе в случае: 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в закон­ную силу; 2) осуждения его к наказанию, исключающему воз­можность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы по приговору суда, вступившему в за­конную силу, а также в случае наличия не снятой или не пога­шенной в установленном федеральным законом порядке судимо­сти; 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну; 4) наличия заболевания, препятст­вующего поступлению на гражданскую службу или ее прохожде­нию и подтвержденного заключением медицинского учреждения; 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, бра­тья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если замещение должности связано с непосредственной подчи­ненностью или подконтрольностью одного из них другому; 6) вы­хода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при по­ступлении на гражданскую службу; 9) непредставления установ­ленных законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имуществен­ного характера (ст. 16). Иные ограничения, связанные с поступ­лением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, могут устанавливаться только федеральными законами. А, в связи с прохождением гражданской службы государственному служащему запрещается: 1) участвовать на платной основе в дея­тельности органа управления коммерческой организацией, за ис­ключением случаев, установленных федеральным законом; 2) за­мещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выбор­ную должность в органе местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; 3) осуществлять предпринимательскую деятельность; 4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход, и др.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замеще­ния должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено законом. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня пре­тендентов на замещение должности гражданской службы, их со­ответствия установленным квалификационным требованиям к со­ответствующей должности государственной гражданской службы. Положение о конкурсе на замещение вакантной должности госу­дарственной гражданской службы Российской Федерации, опреде­ляющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента РФ.

Конкурс не проводится:

1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники);

2) при назначении на должности гражданской службы категории «руко­водители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

3) при заключении срочного служебного контракта;

4) при назна­чении на должность гражданской службы гражданского служаще­го (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформирован­ном на конкурсной основе. Конкурс может не проводиться также при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с ис­пользованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя конкурс может не проводить­ся при назначении на должности гражданской службы, относя­щиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности, а также в связи с ограничениями, установленными федеральным законом для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. При этом претендент на замещение должности гражданской службы, не допущенный к участию в конкурсе, вправе обжаловать это решение в соответствии с законом.

Для проведения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы правовым актом соответствующего государственного органа образуется конкурсная комиссия, в состав кото­рой входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по во­просам государственной службы и кадров, юридического (право­вого) подразделения и подразделения, в котором проводится кон­курс на замещение вакантной должности гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственной службой, а также представители научных и образователь­ных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Претендент на замещение должное гражданской службы вправе обжаловать решение конкурсной комиссии в соответствии с законом.

На основе акта государственного органа о назначении на должность заключается служебный контракт — соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на службу, или служащим о прохождении службы и замещении должности, в котором устанавливаются права и обязанности сто­рон. Представитель нанимателя обязуется предоставить граждани­ну, поступающему на службу, возможность прохождения граждан­ской службы, а также предоставить указанному гражданину или служащему возможность замещения определенной должности, обеспечить им прохождение службы в соответствии с законом, своевременно и в полном объеме выплачивать служащему денеж­ное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии. Поступающий же на государственную службу гражда­нин обязуется исполнять должностные обязанности в соответст­вии с должностным регламентом и соблюдать служебный распо­рядок государственного органа. Содержание и форма служебного контракта, порядок его заключения и сроки действия четко регу­лируются законом.

В акте государственного органа о назначении на должность и служебном контракте сторонами может быть предусмотрено ис­пытание служащего в целях проверки его соответствия замещае­мой должности. Срок испытания устанавливается продолжитель­ностью от трех месяцев до одного года, а для служащих, назначенных на должность в порядке перевода из другого государственного органа, от трех до шести месяцев. Отсутствие в акте государственного органа о назначении на должность и слу­жебном контракте условия об испытании означает, что служащий принят без испытания. По окончании установленного срока ис­пытания при отсутствии у государственного гражданского служа­щего соответствующего замещаемой должности классного чина проводится квалификационный экзамен, по результатам которого ему присваивается классный чин в соответствии с законом.

Испытание не устанавливается: для граждан, окончивших обу­чение в образовательных учреждениях профессионального образо­вания и впервые поступающих на государственную службу в со­ответствии с договором на обучение с обязательством последую­щего прохождения гражданской службы; для граждан и служащих при замещении должностей гражданской службы категорий «ру­ководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий; для государственных служащих, назначенных на должности гражданской службы в порядке пере­вода в связи с реорганизацией или ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы и не­которых иных случаях, предусмотренных законом.

Конкурс на замещение вакантной государственной или муни­ципальной должности государственной или муниципальной служ­бы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе. Он проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем го­сударственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в кон­курсном порядке замещаются вакантные старшие, ведущие, глав­ные и высшие государственные должности федеральной и государ­ственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.

Конкурс — это, по существу, замещение должности в порядке соревнования, и он может проводиться в форме конкурса доку­ментов или конкурса-испытания. Претенденты на замещение соот­ветствующей должности сами заявляют о своем желании посостя­заться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценива­ют их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.

Выборы как способ замещения государственных и муници­пальных должностей применяются достаточно широко. Через вы­боры замещаются государственные должности Президента РФ, Председателя Государственной Думы и краевой (областной) думы, а также должности председателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органа-! ми). Характерный признак выборности как способа замещения! любых должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т. д.).Отсюда вытекает, что в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответствен», но перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.


4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ ПРОСТУПКИ. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ ЗА СЛУЖЕБНЫЕ (ДОЛЖНОСТНЫЕ) ПРОСТУПКИ И ЕЕ ВИДЫ

Существует два аспекта ответственности как социальной кате­гории: позитивный, когда ответственность рассматривается в качестве внутреннего регулятора поведения личности в связи с долгом ^ обязанностью (ответственность служащего перед самим собой, сво­ей собственной совестью) и негативный (ретроспективный), когда ответственность рассматривается под углом зрения отрицательной оценки содеянного со стороны населения, коллектива, общества и государства, как реакция общества на нарушение его интересов; и установленных правил, как применение санкций за нарушение существующих правовых норм. Это юридическая ответственность личности перед обществом и государством, потому что всякое об­щество ограждает себя от всевозможных посягательств с помощью ответственности. Юридическая ответственность как один из видов социальной ответственности выражается в осуждении противоправ­ного поведения лица со стороны общества и государства, заклю­чающегося в причинении виновному лицу отрицательных послед­ствий материального или морального характера, в применении санкций за соответствующие правонарушения путем привлечения виновного лица к различным видам правовой ответственно­сти — уголовной, административной, дисциплинарной за наруше­ния служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на государственной службе — обязатель­ное для всех государственных служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. При этом представитель нанимателя обязан создавать условия, необходимые для соблюдения служащими служебной дисциплины. Служебный распорядок государственного органа оп­ределяется нормативным актом государственного органа, регла­ментирующим режим службы (работы) и время отдыха и утвер­ждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Дисциплинарная ответственность служащих наступает за неис­полнение или ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок). Она применяется в рамках их служебных взаимоотношений с вышестоящим по под­чиненности органом или должностным лицом и дифференцируется на несколько видов по государственным и муниципальным долж­ностям и отраслевым разновидностям государственной службы.

Лица, замещающие государственные должности, (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, министр, губернатор, федеральный судья и т. д.), а также выборные муниципальные должно­сти (депутат, член выборного муниципального органа, выборное должностное лицо местного самоуправления), не являются госу­дарственными или муниципальными служащими, и обязательным предварительным условием привлечения их к любым вышепере­численным видам юридической ответственности является отреше­ние этих лиц от занимаемых ими должностей и получение тем самым общественного согласия на привлечение к юридической ответственности. Для этого Конституцией РФ и другими закона­ми предусмотрены соответствующие юридические формы: импич­мент (отрешение от должности) Президента РФ; выражение недо­верия Правительству, освобождение от должностей указами Пре­зидента РФ федеральных министров, постановлениями палат Федерального Собрания — Генерального прокурора, Председателя Счетной палаты и др.; решение квалификационной коллегии су­дей о приостановлении полномочий судьи или дача согласия на привлечение судьи к юридической ответственности; согласие представительного органа власти на привлечение депутата к от­ветственности, досрочное прекращение полномочий главы адми­нистрации муниципального образования местным референдумом.

Лица же, замещающие государственные должности государст­венной службы, а также не являющиеся выборными муниципаль­ные должности муниципальной службы и любые другие служеб­ные должности в гражданских и общественных учреждениях, мо­гут привлекаться к одному из трех видов дисциплинарной ответственности: дисциплинарная ответственность по специаль­ным дисциплинарным уставам и положениям, дисциплинарная ответственность в порядке подчиненности и дисциплинарная от­ветственность по правилам внутреннего трудового распорядка.

Дисциплинарная ответственность служащих по специальным ус­тавам и положениям (уставная ответственность) предусмотрена Для служащих тех отраслей и сфер государственной деятельности, где действуют такие уставы и положения. Этот вид дисциплинар­ной ответственности распространяется, например, на военнослу­жащих, служащих МВД, таможенных органов, органов и учрежде­ний прокуратуры, на работников железнодорожного транспорта, морского флота и ряда других отраслей и сфер государственной Деятельности.

Ответственность по дисциплинарным уставам и положениям (уставная ответственность) считается наиболее строгим видом Дисциплинарной ответственности служащих, потому что, во-первых, здесь нередко предусматривается возможность привлечения к Дисциплинарной ответственности за совершенные за пределами службы позорящие и дискредитирующие публичную власть амо­ральные и административные проступки; во-вторых, предусматри­ваются некоторые специфические меры дисциплинарных взысканий, например лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; в-третьих, за грубое нарушение должностных обязанностей возможно в качестве меры дисциплинарного взыскания увольнение не только из конкретно­го учреждения, но и из системы данной отрасли (из органов прокуратуры, МВД, таможенных органов и т. д.).

Дисциплинарная ответственность служащих в порядке подчи­ненности распространяется на всех государственных гражданских и муниципальных служащих (государственных и муниципальных «чиновников», а также на не являющихся государственными или муниципальными служащими руководителей и некоторых должностных лиц государственных и негосударственных организаций и учреждений. За совершение дисциплинарного проступка, т.е, за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обя­занностей, представитель нанимателя имеет право применить сле­дующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии; 4) ос­вобождение от замещаемой должности; 5) увольнение с граждан­ской службы по строго установленным основаниям — неоднократного неисполнения служащим без уважительных причин должно­стных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; однократного, грубого нарушения должностных обязанностей в виде прогула (отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашения сведений, со­ставляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными служащему в связи с исполнением им должностных обязанно­стей; совершения по месту службы хищения (в том числе мелков го) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в за­конную силу приговором суда или постановлением органа, упол­номоченного рассматривать дела об административных правона­рушениях; принятия служащим, замещающим должность катего­рии «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его ис­пользование или иное нанесение ущерба имуществу государствен­ного органа; однократного, грубого нарушения служащим, заме­щающим должность категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

В законе установлен строгий порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от слу­жащего объяснение в письменной форме. В случае отказа граж­данского служащего дать такое объяснение составляется соответ­ствующий акт. Отказ служащего от дачи объяснения в письмен­ной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению служа­щего проводится служебная проверка, в ходе которой должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены: факт совершения служащим дисциплинарного проступка; вина служа­щего; причины и условия, способствовавшие совершению служа­щим дисциплинарного проступка; характер и размер вреда, при­чиненного служащим в результате дисциплинарного проступка; обстоятельства, послужившие основанием для письменного заяв­ления служащего о проведении служебной проверки. Представи­тель нанимателя, назначивший служебную проверку, обязан кон­тролировать своевременность и правильность ее проведения.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного органа. В проведении служебной проверки не может участвовать служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки. При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения, о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются предста­вителю нанимателя, назначившему ее, в форме письменного за­ключения.

Служащий, в отношении которого проводится служебная про­верка, может быть временно отстранен от замещаемой должности на время проведения проверки с сохранением на этот период де­нежного содержания по замещаемой должности. Временное от­странение производится представителем нанимателя, назначив­шим служебную проверку.

В письменном заключении по результатам служебной провер­ки указываются: факты и обстоятельства, установленные по ее Результатам; предложение о применении или о неприменении к служащему дисциплинарного взыскания. Письменное заключе­ние по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками проверки и приобщается к личному делу служащего, в отношении которой! она проводилась.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного служащим дисциплинарного проступка степень его вины, обстоятельства, при которых совершен проступок, и предшествующие результаты исполнения служащим свои должностных обязанностей.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода времен ной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается ему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта, а служащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим такового. Представитель нанимателя вправе снять со служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня его применения по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя. При освобождении служащего от замещаемой должности в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

В главе 16 Федерального закона о государственной гражданской службе достаточно четко урегулированы основания, условия и порядок рассмотрения индивидуальных служебных споров.

Индивидуальный служебный спор — неурегулированные между представителем нанимателя и служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим и гражданской службе, разногласий по вопросам применения закон нов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров. Индивидуальные слу­жебные споры (служебные споры) рассматриваются комиссией государственного органа по служебным спорам или судом.

Такая комиссия образуется решением представителя нанимате­ля из равного числа представителей выборного профсоюзного ор­гана данного государственного органа и представителя нанимате­ля. Представители выборного профсоюзного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя. Служебный спор рассматривается комиссией по слу­жебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоя­тельно или с участием своего представителя не урегулировал раз­ногласия при непосредственных переговорах с представителем на­нимателя. Служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской служ­бе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трех­месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Комиссия обязана рассмотреть слу­жебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи пись­менного заявления. Решение комиссии может быть обжаловано любой из сторон в суд в 10-дневный срок со дня вручения ей ко­пии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу. В судах рас­сматриваются служебные споры по письменным заявлениям слу­жащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя на­нимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявле­нию прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям: 1) служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от осно­ваний прекращения или расторжения служебного контракта, ос­вобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобож­дения от замещаемой должности и формулировки причины ука­занного освобождения, о переводе на иную должность граждан­ской службы без согласия служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы; 2) представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причинен­ного государственному органу, если иное не предусмотрено феде­ральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры: о неправомерном отказе в поступлении на-гражданскую службу; по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

Дисциплинарная ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех других лиц, работающих в государственных органах или органах местного самоуправления в целях технического обеспечения их деятельности но не являющихся государственными или муниципальными служа­щими, а также на работников всех социально-культурных и иных учреждений и организаций любых форм собственности, не являю­щихся органами государственной власти или местного самоуправ­ления.

Порядок или процедура дисциплинарного производства един для всех групп и категорий служащих. Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности любого служащего служит дисциплинарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей службы и (или) трудовой дисциплины.

Для привлечения любого служащего к дисциплинарной ответственности требуется обязательное письменное его объяснение о причинах и обстоятельствах допущенного им нарушения должностных служебных обязанностей и предписаний. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совер­шенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности служащего.

По действующему законодательству дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни служащего или пребывания его в отпуске. При этом в любых случаях взыскание не может быть применено позд­нее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в заключение хочется напомнить о важности рассмотрения данной тематики, статус любого служащего характеризуется тем, что он призван и должен служить человеку, обществу, государству, имея объектом своего трудового воздействия человека, его сознание, а в процессе своего труда вступает в правовые отношения, своими служебными действиями создает и вызывает юридические последст­вия для других лиц, с которыми он взаимодействует.

Отношения же служащего по поводу его труда (оплаты, предоставления отпуска, создания необходимых условий труда и т. д.) принципиальных отличий от аналогичных отношений у рабочего не имеют, относятся к области трудовых отношений служащего и регулируются нормами трудового, а не административного права[10] .

Считаю поставленной в введении цели достиг и в полном объеме рассмотрел тему курсовой работы. Итак , данный вопрос проанализировал в полном объеме. Думаю, целесообразным применение данной работы в качестве лекций не только на предмете административное право в высших учебных заведениях, но и на предметах правоведения в общеобразовательных учреждениях в силу необходимости и доступности изложения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Конституция Рос­сийской Федерации: офиц. текст. (1993). - М., 2005.

2 Федеральный закон от 27 мая 2003 г.1 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

3 Манохин, В.М. Российское административное право / В.М.Манохин Саратов: СГАП, 2003.

4 Конин, Н.М. Российское административное право: курс лек­ций / Н.М. Конин. - М.: Юрист, 2004.

5 Административное право: Учебник /под ред. Л.Л. Попова. – М.: Юристъ, 2004г

6 Административное право в вопросах и ответах: учебное по­собие. Саратов: СВИ, 2005.

7 Конин, Н.М. Российское административное право: учебное пособие / Н.М. Конин. - Саратов: СГАП, 2001.

8 Конин, Н.М. Российское административное право: курс лек­ций / Н.М. Конин. - М.: Юрист, 2004.


[1] СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2003. № 46 (ч. I). Ст. 4437

[2] СЗ РФ. 2004. №31. Ст. 3215

[3] СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475; 2004. № 35. Ст. 3607

[4] См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в та­моженных органах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586;2004. № 27. Ст. 2711); от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»
(СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590; 2000. №46. Ст. 4537; 2004. №27. Ст. 2711); от 17 января 1992 г. № 2202—IVс последующими изменениями «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 2004. № 35. Ст. 3607);от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутрен­них дел Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711).

[5] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933; 2002. № 16. Ст. 1499;№ 30. Ст. 3029.

[6] Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888; СЗ РФ. 2002. № 12.Ст. 1093; 2003. №2. Ст. 167.

[7] СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102

[8] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357; СЗ РФ. 2001. (ч. I). Ст. 5030; 2002. №52 (ч. I). Ст. 5132; 2004.

[9] СЗ РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063.

[10] В основе высказанных лежат науч­ные положения и выводы профессора В. М. Манохина, высказанные и обоснованные им в ряде фундаментальных работ по проблемам службы и особеннов монографии «Служба и служащий в Российской Федерации». М., 1997.