Курсовая работа: Правовая установка граждан

Название: Правовая установка граждан
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Содержание

Введение. 3

1. Правовая установка гражданина – неотъемлемая часть правосознания. 6

2. Правовая установка гражданина и юридически значимое поведение. 12

3. Понятие, сущность и характеристика правовых установок граждан. 17

4. Механизм формирования правовых установок граждан. 22

5. Нравственно-правовая социализация и правовые установки граждан. 27

Заключение. 30

Список используемой литературы.. 34


Введение

Правовая установка, представляющая собой систему потребнос­тей, интересов, взглядов, идеалов и имеющая определенную ориентацию и направленность, является динамическим элементом правового сознания.

Действие установки в правовой сфере трансформируется в предрасположенность личности к восприятию содержания нормы права, ее оценке, готовность к совершению поступка, имеющего юридическое значение, или как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлений так, а не иначе. Это устоявшаяся, внутренне последовательная система реакций, определенная линия в реакциях индивида по отношению к тому правовому установлению, с которым связана установка.

Правовые установки занимают важнейшее место в структуре пра­вового сознания. В первую очередь, посредством правовых установок определяется отношение граждан к окружающей действительности. Именно на основе правовых установок правовое сознание объединяет в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении. Они играют определяющую роль в ус­воении и переработке правовой информации.

Правовая установка характеризуется многофункциональным назначением, что проявляется как в механизме формирования различных моделей поведения, так и в правообразовательном процессе. В соответствии с этим важное значение имеет стимулирующая правотворческая функция правовых установок, способствующая совершенствованию российской правовой системы.

На становление, формирование и фиксацию правовых установок граждан значительное влияние оказывают социально-психологические факторы, явления, процессы, образующие внешнюю среду такого воздействия. Эта среда обусловливает механизмы позитивного и негативного влияния на мысли, намерения, чувства, эмоции, поступки индивидов, осваивающих, осмысливающих, анализирующих, обобщающих все то многообразие правовой информации, адресуемой каждому субъекту общественных отношений, с которой он постоянно сталкивается и сопри­касается в процессе своей жизнедеятельности.

Чтобы эта среда была благоприятной, необходимо в первую очередь совершенствовать правовую систему, отражающую интересы и потребности ее субъектов и государства в целом.

Важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом, которые составляют собственно образовательный момент в процессе со­циализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уровень развития правосознания может свидетельствовать о степени социализации личности. Следует отметить, что правосознание составляет фундамент всего дальнейшего правового развития личности.

Особенности формирования правовых установок граждан обусловлены характером и содержанием правовой социализации, включающей всебя усвоение личностью всего богатства системы права, выработку критериев социально-правовой оценки явлений, поступков, имеющих юридическое значение, познание всех тех социальных ценностей, которые поддерживаются и охраняются правом, приобретение навыков, необходимых для уверенной ориентации в социально-правовой сфере, становление установок, связанных с оценкой законов и права в целом.

Определение основных направлений формирования позитивных правовых установок в современных условиях, выработка качественно нового уровня правовой психологии граждан, создание оптимально-качественных условий, позволяющих рационально и с максимальной пользой осуществлять трудовую деятельность, дают возможность повысить уровень правового сознания и правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом.

Теоретическая и практическая значимость представленного исследования состоит в том, что содержание курсовой работы позволяет осмыслить понятие, сущность, особенности, состояние и значение правовых установок граждан, а также выявить механизм их формирования.

Значимость работы заключается еще и в том, что рассмотренная автором проблема может быть широко использована в дальнейших исследованиях различных аспектов проблемы правового сознания субъектов общественных отношений в русле современных тенденций правового развития российского общества.


1. Правовая установка гражданина – неотъемлемая часть правосознания

Правосознание — сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями.[1]

В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

Структура правового сознания. Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру. Многоплановый разрез является условием изучения взаимосвязей различных продуктов духовного отражения правовой действительности и определения социальных функций правосознания в целом.[2]

При исследовании правосознания с точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений. Недифференцированное в этом плане изучение правосознания недостаточно продуктивно для понимания его роли в той или иной области правовой жизни общества и индивида.

Структура правосознания, изучаемого с точки зрения глубины отражения правовых явлений, обнаруживает как бы два уровня: правосознание обыденное и правосознание теоретическое. Как известно, различие между ними состоит в том, что первое носит эмпирический характер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, тогда как правосознание теоретическое стремится проникнуть в сущность явлений, познать их закономерность, выразить их в системе взглядов, концепций, теорий.[3]

По широте распространения различных видов отражения правосознание характеризуется как массовое, специализированное, локальное. При рассмотрении правосознания с точки зрения его принадлежности определенным субъектам возникает необходимость различать конкретных носителей и соответственно этому — правосознание общества, групп и индивидов.

Функциональные компоненты правового сознания. Анализируя функциональную структуру и компоненты правосознания, следует вспомнить исходное положение психологической науки о единстве сознания и деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, реализуется в ней. Применительно к рассматриваемой проблеме это означает, что структура правосознания может быть познана по результатам функционирования, конечным его продуктам.[4] Соответственно трем функциям правосознания — познавательной, оценочной и регулятивной — определяются основные функциональные компоненты правосознания (табл. 1).

Таблица 1. Функциональная структура правосознания

Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентации.

В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. Но правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться, поэтому необходимо учитывать степень практического владения этими знаниями.[5] Уровень правовых познаний и умение применять их на практике поддаются эмпирической проверке с относительной степенью достоверности.

Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Познанные свойства объектов определенным образом переживаются. Возникает новое, на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности (определение субъективной значимости объекта как хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого и т.п.).

Отношение выражается в оценке. Она состоит в признании значимости чего-либо с точки зрения индивида, группы или общества. Оценка стоит между познанием и практикой. Это всегда сравнение, в результате которого субъект выбирает как раз то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания. Профильтрованные через личный опыт и правовую практику субъекта познаваемые им разные стороны и явления правовой жизни точно так же вызывают к себе определенные отношения и, будучи значимыми для личности, приобретают известный смысл, квалифицируются как ценности.

Подобная оценка есть «знание значения» предмета, поступка, явления, деятельности, которая включает в себя представление об объективных свойствах оцениваемых предметов и явлений. Поэтому оценивающая деятельность невозможна без познающей.

В структуру правосознания входят четыре основных типа оценочных отношений: отношения к праву (его принципам, институтам и нормам); оценочные отношения к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка).[6]

Отношения к правовым ценностям выражаются в оценочных суждениях, которые могут быть выявлены эмпирическим исследованием с большей или меньшей степенью соответствия подлинным оценкам обследуемых лиц.[7] Разумеется, нужно учитывать, что получаемые при этом оценки могут носить декларативный характер и контрастное, «черно-белое» изображение ценностных отношений в терминах «за» или «против» есть только бледная абстракция действительных отношений, богатых красками и полутонами. Поэтому сфера правовых оценок по сравнению с правовыми знаниями труднее поддается эмпирическому выявлению и требует более сложных методик.

Однако сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования без сил, играющих роль пусковых и движущих механизмов деятельности, еще не обладают способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение этого компонента приводит к новым, теперь уже интеллектуально-эмоционально-волевым образованиям, социальным установкам.[8]

Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой.[9] Динамический энергетический характер отличает установку от оценочного отношения, которое само по себе остается созерцательно-эмоциональным. Когда объектом установки служат различные правовые ценности, мы говорим о правовых установках.

В совокупности установки организуются в систему ценностных ориентации. Ценностные ориентации — это устойчивая система установок, определенным образом ориентированная на социальные ценности и направляющая поведение людей по отношению к этим ценностям в условиях их сложного взаимодействия. Доминирующие установки образуют направленность личности, определяют ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентации.[10]

Правовая ориентация есть интегрированная совокупность правовых установок индивида или общности, непосредственно формирующая внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях. Таким образом, регулятивная функция права осуществляется посредством правовых установок и ориентации, синтезирующих и стабилизирующих все иные источники правовой активности.

2. Правовая установка гражданина и юридически значимое поведение

У правового сознания и поведения, значимого с точки зрения закона, достаточно сложные отношения. Они характеризуются многими аспектами, среди которых прежде всего выделяются воздействие правосознания на поведение, противоречия между ними, а также обратное воздействие поведения на правосознание.

При этом нельзя забывать об огромном значении правовых норм при формировании поведения людей. Норма права в диспозиции определяет желательное для общества и личности поведение. Однако следует иметь в виду одно принципиальное положение: правосознание всегда «ближе» к поступку, поведению, чем правовая норма. Именно оно, а не правовая норма «предотвращает противоправное поведение» и придает поступку «желательное юридическое значение».[11]

Курс на дальнейшую демократизацию общественной жизни и создание правового государства с необходимостью предполагают гораздо большую ориентацию на использование правового сознания как средства социального регулирования юридически значимого поведения гражданина. В таком регулятивном воздействии правосознания представляется необходимым выделить следующие моменты.

Правосознание не просто способствует осознанию гражданином цели юридически значимого поведения, но и является определяющим источником и каналом этого осознания. По своим регулирующим возможностям с этим видом сознания может конкурировать лишь более глубинная форма сознания — нравственное сознание.[12]

Правосознание помогает человеку всесторонне осмыслить ситуацию. Именно здесь происходит невидимый глазу процесс расщепления сознания на правовое или противоправное.

Правосознание помогает человеку «увидеть» набор возможных средств достижения целей юридически значимого поведения и произвести выбор конкретных средств из этого гипотетического множества.

Правосознание индивида (вместе с нравственным и политическим сознанием) помогает ему правильно оценить социальную эффективность избранной стратегии достижения целей юридически значимого поведения.[13]

Высшим проявлением юридически значимого поведения, всей правовой культуры граждан выступает их социально-правовая активность, предполагающая личное участие в решении правовых вопросов, укреплении законности и правопорядка, готовность противодействовать правонарушениям. Таким образом, социально-правовая активность структурно состоит как бы из двух тесно связанных частей. Первая часть — это постоянная внутренняя готовность граждан к активным действиям по обеспечению законности и правопорядка в обществе, а вторая — практическая инициативная деятельность.[14]

Важнейшим внутренним источником правовой активности личности является положительная социально-правовая установка, т.е. принципиальная духовная направленность на ценности правовой культуры общества. Проще говоря, правовое сознание налицо, если у его носителя сформирована положительная социально-правовая установка. Оно отсутствует (еще не сформировалось, деформировалось, разрушилось и т.п.), если такой установки нет или ее место занимает отрицательная социально-правовая установка. Социально-правовые установки — это тот элемент системы правового сознания, который придает ей системообразующий характер. Установка на «право» суть сердцевина правового сознания личности или социальной группы.

Социально-правовая установка определенным образом соотносится с таким аспектом правосознания как уважение к праву.По моему мнению, уважение к праву есть не что иное, как положительная социально-правовая установка. Главным носителем уважения к закону в обеспечении правомерного поведения, — считает украинский правовед П. М. Рабинович, — предназначен быть оценочно-установочный комплекс правосознания — оценки права и правовые установки.[15]

Социально-правовые установки оказывают принципиальное воздействие на поведение граждан, и его, по моему мнению, нельзя анализировать без обращения к таким установкам, однако последние остаются, тем не менее, целиком в сфере сознания, являются эффектом именно сознания, а не поведения. Установки говорят о потенциальной направленности личности «на право» или «против права» или «в обход права», но не о правовой либо противоправной природе совершаемых ею актов и действий по существу. На принятие конкретных решений может оказывать принципиальное воздействие множество иных факторов, например, конкретная обстановка, в которой решение принимается. Другое дело — действия, взятые статистически, в большой массе случаев. Здесь и проявляется подлинное отношение личности к действующим правовым институтам.[16]

Социально-психологический аспект правомерного поведения включает в себя такие составляющие, как правосознание – в единстве мотива, цели, установки – и непосредственно правомерное поведение. Формируя правосознание, и соответственно мотив на первый план выступает такая исходная форма как потребность в том или ином поведении. Думается, такая потребность существует всегда. Но для построения мотива необходимы еще две составляющие: знание правовой нормы и отношение к ней. Уже в этом звене цепочки видна его дефектность. Исходя из небольшого практического опыта, можно сказать, что наблюдается очень низкий уровень правовых знаний. Начиная с этого звена, дальнейшая цепочка не представляется самодостаточной. На основании этого соответственно и низкий уровень, правосознания который в свою очередь порождает правовой нигилизм низкий уровень правовой культуры. Поэтому можно констатировать тот факт, что нашему обществу присуще такое явление как анемия.

Для усиленной борьбы с этим явлением необходимо знание хотя бы основных начал принципов права, необходимо уважать правовые нормы. Но эта проблема не должна возлагаться лишь на субъекта права, ведь немалую роль играют и социальные факторы: низкий уровень правовой базы, низкий уровень культуры людей создающих эту правовую базу. Достаточно сложно говорить о каком-либо уважении к нормам права, если они принимаются в условиях политических баталий, в условиях приближенных к тихой агрессии различных партий, которые, по-видимому, ставят иные цели, чем совершенствование правовой базы.

Надлежащим образом сформированное правомерное поведение предполагает: знание, и соответствующее отношение к правовым нормам создают мотив поведения, который путем постановки цели уже выходит на конструирование правовой установки, которая является последним связующим звеном между правосознанием и непосредственно правомерным поведением. Как пишет С. С. Алексеев: «в процессе усвоения социальных знаний происходит изменение позиций личности от роли стороннего наблюдателя, к заинтересованности, от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к действию».[17]

Таким образом. правомерному поведению присущ процесс осмысления, преломление внешних социальных факторов, в том числе и норм через психологические характеристики личности. Это нормальная система формирования правомерного поведения.

Но раз не все так хорошо как нам хотелось бы, раз цепочка все же может прерваться начальных звеньях, т.е. при формировании мотива, следовательно, дальнейшее создание правомерного поведения идет либо по какому-то стереотипу (который зачастую бывает порочным), либо по воле случая, что выводит лицо не закономерно на правомерное поведение, а случайно, т.е. на случайное правомерное поведение или стереотипное и т.д. К сожалению, данный факт имеет место в современной действительности. И это – не что иное как деформация правосознания – это его искажение, разрушение позитивных идей, убеждений, чувств, установок.[18]

Виды деформаций правосознания:

– правовой инфантилизм – это несформированность и недостижимость правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.

– правовой фетишизм – это гипертрофированное представление о роли юридических средств в решении тех или иных задач.

– правовой нигилизм – это отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкая критика к требованиям уважения и соблюдения права.

– перерождение правосознания – это крайняя степень искажения правосознания включая преступный умысел и связанное с нарушением закона.


3. Понятие, сущность и характеристика правовых установок граждан

Правовая установка личности – содержательно-динамический (поведенческий) компонент правосознания личности, выражающий предрасположенность и готовность личности к совершению правового поведения определенного типа (вида).

Результатом правового воспитания является сформи­ровавшаяся правовая установка, показывающая отношение личности к существующим правовым установлениям и институтам, что приводит к следующему заключению: для наиболее полного понимания сущности правовой установки необходимо рассмотрение ее связи с понятием смыс­ла, отношения, жизненной позиции.[19] Такой подход позволяет сделать вы­вод о том, что установка есть целостное состояние субъекта, предшеству­ющее проявлению активности.

Понятие правовой установки тесно свя­зано с такими понятиями, как «ориентация», «позиция» личности, что дает возможность при сопоставлении данных понятий раскрыть смысл правовой установки как одной из разновидностей социальной установки. К указанным понятиям можно также отнести «ценность» как объект, на который направлена установка.[20] Не случайно установка выступает в каче­стве направленности личности, ее ориентированности. Определенное отношение личности к объекту деятельности складывается на основе оцен­ки, причем объекты осознаются как ценности, это уже фактически поло­жительное отношение личности, способствующее выработке соответству­ющих им правовых установок.

Правовая установка является результатом объективации личности, представляющей вид субъектно-объектных вза­имоотношений человека с окружающей действительностью. Отношение индивида к условиям социальной действительности – вот главный при­знак, с помощью которого можно определить установку личности, ее направленность и поведенческую готовность. Индивид становится лич­ностью только под влиянием общества, а его деятельность в той или иной степени подконтрольна сознанию.[21]

Исходя из представленных мнений можно сделать ряд выводов:

Первое. Правовая установка как разновидность социальной уста­новки, являясь одним из основных и важных регуляторов поведения лю­дей, представляет собой систему потребностей, интересов, взглядов, иде­алов, имеющих определенную направленность.

Второе. Правовая установка является ядром правового сознания, воплощающим базовые, отправные идеи, убеждения, ценности, относя­щиеся к важнейшим сферам жизнедеятельности общества и государства.

Третье. Правовая установка есть то звено, которое связывает лич­ность и право, правовые чувства, мотивы, отношения, оценки с социаль­но-правовой активностью, правовым поведением.

Четвертое. Правовая установка, с одной стороны, представляет собой готовность личности проявить активность в области познания, при­менения, реализации права, а также в правотворчестве, это «настройка» всей структуры правосознания, всех его элементов таким образом, что­бы личность смогла выполнить нормативные предписания. С другой сто­роны, она выражает отношение индивида, коллектива, общества в целом к Конституции РФ[22] , другим действующим правовым нормам, к практике их реализации, а также к желаемым изменениям правовых институтов.

Пятое. Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрас­положенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлении так, а не иначе.

Ввиду сложности структуры правовой установки, методов ее вы­явления классифицировать правовые установки следует по нескольким критериям, что позволяет наиболее полно раскрыть их сущность. К ука­занным критериям целесообразно отнести следующие:

– сфера правоотношений, регулируемая нормами той или иной от­расли права; направленность на различные отрасли права;

– длительность действия правовых установок;

– степень фиксированности установок;

– степень осознанности правовых установок;

– оценка личностью правовых предписаний (правовых норм и прин­ципов);

– оценка личностью собственного правового поведения;

– мотивы (причины, цели) правомерного и неправомерного поведе­ния;

– потребности, интересы личности;

– реальное поведение личности в ситуациях, предусмотренных нор­мами права.[23]

1). Нормы, изданные различными государственными органами, нор­мы различных отраслей права имеют неодинаковую силу воздействия на поведение личности. Так, правовые установки у определенного круга лиц формируются под влиянием возможности применения санкций, а разли­чие санкций, к примеру, уголовного и трудового права, весьма суще­ственно. Нормы различных отраслей права регулируют разные виды дея­тельности граждан, а деятельность – реальное поведение.

2). Различие между правовыми принципами и правовыми предпи­саниями предопределило и различие между правовыми установками:

– правовые установки, связанные с действием принципов права, слу­жат характеристикой жизненной позиции личности;

– правовые установки, направленные на соблюдение конкретных правовых норм, должны прекратить свое существование с отменой пра­вовых предписаний.

3). Как правило, правовые установки делятся на фиксированные и актуально-моментальные.

4). Критерием осознанности правовой установки является отноше­ние личности к тем или иным правовым ценностям:

– осознанность правовых установок означает оценку личностью образа действий, предусмотренного в нормах права, т. е. возникает «иде­альная» правовая установка;

– правовая установка может быть определена по степени осознан­ности собственного поведения личности, его соответствия правовым нор­мам (позитивная, нейтральная, негативная правовая установка).

5). Сущность правовых установок, направленных на тот или иной вид социально-правовой активности, определяет мотивы и соответству­ющие им цели. Отсюда правовые установки могут быть направлены на:

– правомерное поведение;

– неправомерное поведение.[24]

Причем необходимо учитывать не только ведущий мотив, но и остальные, менее выявленные мотивы. Поэтому целесообразно выделить смешанные правовые установки.

6). За мотивом правомерного поведения «кроется» главный крите­рий правовых установок – потребность. Потребность является первона­чальным, глубинным фактором зарождения правовой установки на со­блюдение норм права. Потребность имеет свойственные ей характерные, специфические черты:

– потребность в создании, применении или реализации правового требования всегда выступает как выражение воли или общества в це­лом, или отдельных социальных групп. Личность в большинстве случа­ев обязана подчинить, согласовать свои потребности с потребностями общества;

– потребность в сфере правового регулирования всегда должна иметь четкое оформление;

– правовая потребность выступает как необходимость правового урегулирования тех или иных общественных отношений.

Исходя из этого, выделим следующие виды потребностей:

– потребности личности в участии в процессе разработки и приня­тия законов;

– потребности в деятельности по охране общественного правопо­рядка;

– потребности, возникающие в сфере трудовых правоотношений и др.

7). По типу поведения (соответствие и несоответствие нормам пра­ва и их целям) правовые установки в сфере действия права могут быть как позитивными, так и негативными.[25]


4. Механизм формирования правовых установок граж­дан

Формирование правовых установок целиком зависит от со­вокупности факторов социальной и психологической действительности.

Необходимо подчеркнуть, что под воздействием различных социально-психологических факторов как объективного, так и субъективного харак­тера человек осмысливает и усваивает правовые и нравственные нормы, регулирующие общественную жизнь в стране.

В процессе формирования правовой установки взаимодействуют познавательные, эмоциональные, волевые процессы, необходимые для успешного правового развития личности.[26] Органичес­кая связь всех социально-психологических явлений создает основу фор­мирования правовой установки.

В процессе восприятия правовой информации в сознании индиви­да протекают познавательные и оценочные процессы, которые составля­ют психологическую базу волевой деятельности личности.

Принимая решение, индивид должен осознать не только возмож­ные последствия, но и значение предпринимаемых действий как соци­альных актов, которые получают положительную или отрицательную оцен­ку. Процесс осознания юридической значимости конкретного деянияимеет особое значение для формирования содержания правовой уста­новки, так как в этот момент право воздействует на волю человека, обус­ловливая выбор решения и характер поведения.

Благодаря мыслительному процессу че­ловек способен на основе полученных знаний в области права ориенти­роваться в окружающей его действительности. При этом происходит по­стоянный отбор правовой информации в целях установления соответ­ствия реальности потребностям, интересам, социальной направленности субъекта.

От правовых источников, из которых личность получает правовую информацию зависит объем и глубина правовых знаний, непосредствен­ное отношение личности к праву, влияющие, таким образом, на форми­рование правовой установки.

К наиболее общим факторам, оказывающим воздействие на фор­мирование правовой установки, могут быть отнесены такие, как: полити­ческое устройство общества, уровень развития общественного правосоз­нания, система духовных ценностей общества, существующая правовая система и ряд других.[27]

Существенное влияние на отбор правовой информации оказывают специфические условия, в частности, так называемые первичные, мне­ния, оценки, суждения, которые имеют место в группе, коллективе, где человек не только осуществляет свою деятельность, но и проводит свой досуг.

Большое значение для отбора правовой информации имеют не толь­ко внешние факторы – общие и специфические, но и внутренние, т.е. те компоненты психики индивида, которые сами являются результатом воз­действия социальной среды.

Оттого, какие идеи, взгляды у человека, каково соотношение окру­жающих его социальных факторов с его социальной направленностью зависит состояние правовой установки и, соответственно, психологичес­кий облик человека. Иными словами, речь идет о мировоззрении челове­ка как полноправного гражданина своего государства. Явления, воспри­нимаемые индивидом, так или иначе соотносятся с его мировоззрением, насколько оно объективно, зависит поведение субъекта, направление его деятельности, а также взаимосвязь с обществом. Необходимо отметить, что мировоззрение включает в себя правовые представления, идеалы иубеждения. Безразличное отношение к правовым нормам, правовой ре­альности приводит к тому, что человек склонен совершать различные правонарушения. Это свидетельствует о наметившихся пробелах, изъя­нах, которые являются показателем содержания правовой установки.

В формировании правовых устано­вок людей особая роль принадлежит их волевой активности.[28]

Воля – необходимое условие формирования правовых установок на достижение целей и реализацию своих желаний.

В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов. Первый этап – возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Затем определяются возможности достижения этой цели (второй этап) и мотивы (третий этап), подкрепляющие или опровер­гающие эти возможности. Дальше происходит борьба мотивов (четвер­тый этап). Взвесив все «за» и «против», рассмотрев различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (пятый этап). Продолжительность каждого из этапов различна и зависит от особеннос­тей личности и объективных условий выполнения принятого решения. Чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность (спо­собность сделать окончательный выбор).

Заключительным этапом всякого волевого процесса является то или иное действие. Это действие может быть самым разнообразным и выража­ется в различных видах человеческой деятельности и поведении.

При рассмотрении вопроса о социально-психологических факто­рах, влияющих на формирование правовой установки, необходимо уде­лить особое внимание вопросу о социально-правовой активности лично­сти.

Социальная активность – довольно широкое понятие, которое вклю­чает в себя правовую активность. Социальная активность часто выступа­ет в форме правовой активности. Трудовая, производственная активность иногда столь тесно переплетается с активностью личности в сфере право­вого регулирования, что за повседневной трудовой деятельностью лично­сти, оказывается трудно увидеть проявление правовой активности. В дей­ствительности же человек изо дня в день следует (или не следует) право­вым предписаниям точно так же (а иногда и в большей степени), как и требованиям других социальных норм.

Помимо указанных факторов в основе формирования правовойустановки лежит воспитание (нравственное, духовно-культурное, эстети­ческое и т.д.). Важное место в процессе формирования правовой уста­новки отводится правовому воспитанию, которое представляет собой довольно сложный, многоаспектный, целенаправленный процесс.

История свидетельствует о том, что во всех государствах осуществ­ляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке. Правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совер­шенствования государственности оно обосабливается как самостоятель­ный вид деятельности государства, его органов и их служащих, а также органов местного самоуправления и общества в целом.

Укрепление правосознания предполагает приобретение субъекта­ми правового воспитания должного уровня правовой подготовки, систе­мы убеждений, характеризующейся признанием права и пониманием не­обходимости следовать его предписаниям, владение умениями и навыка­ми реализации права. Итак, правовое воспитание состоит в передаче, на­коплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в форми­ровании соответствующего отношения к праву и практике его реализа­ции, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого ува­жения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеж­дение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность соблюдать закон.[29]

5. Нравственно-правовая социализация и пра­вовые установки граждан

Становление и развитие человека как личности,как субъекта с активной жизненной позицией связано с усвоением и ос­мыслением всего огромного и многообразного социального опыта, с формированием различных форм сознания (политического, нравствен­ного, религиозного, правового). Так как личность является элементом действующей общественной системы, то ее социальная активность регу­лируется ценностями и механизмами этой системы, которые, в свою оче­редь, диктуют личности предписывающие варианты жизненных ситуа­ций и одновременно пути их разрешения, варианты и требования соот­ветствующего поведения.[30] Социально-общественная система объективно обязывает личность выполнять задаваемые интересами и потребностями членов общества многообразные функции и решать поставленные зада­чи.

Психическое развитие каждой личности изначально выступает как социальный процесс со всеми своими сложными и многообразными особенностями и свойствами.

Можно указать следующие особенности нравственно-правовой социализации личности:

а) нравственно-правовая социализация во-первых, есть восприятие индивидуумом общественных норм и ценностей, усвоение им социаль­ного опыта. Здесь активным субъектом является индивид. Во-вторых, она подразумевает передачу социального опыта от общества к личности. Здесь субъектом, наоборот, является общество. В отношении же к нему инди­вида на первое место выходит пассивное восприятие. Однако это воспри­ятие, в свою очередь, должно иметь результатом формирование актив­ной жизненной позиции личности;

б) формы нравственно-правовой социализации личности тематизи-руются соответственно таким формам отношения человека и общества, как образование и воспитание индивида;

в) нравственно-правовая социализация личности развивается толь­ко в тесном взаимодействии с деятельностно-адаптационной социализа­цией. При этом деятельностно-адаптационная форма является ведущей, субстанциальной в отношении общего процесса социализации личнос­ти. А нравственно-правовая – определяющей, но в то же время и вторич­ной по отношению к форме деятельностно-адаптационной, зависимой от нее. Во многом это определяется самой природой правовой нормы;

г) важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом,которое составляет собственно образовательный момент в процессе со­циализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уро­вень развития правосознания может свидетельствовать о степени социа­лизации личности.

С помощью передачи социального опыта общество влияет на фор­мирование правовых установок личности, ее сознания и поведения. По­лучение образования молодым поколением является важной формой передачи им соответствующего социального опыта и основным сред­ством формирования правовых установок, правовой идеологии и право­вой психологии, поскольку продукты, явления, ценности общей жизнеде­ятельности, передаваемые новым поколениям, образуют такое психоло­гическое свойство, как общественная память.

Правовое сознание как одна из форм общественного сознания имеет двойную связь с процессом социа­лизации личности. С одной стороны, приобретенный жизненный опыт и практический опыт человека в области права оказывают прямое влияние на формирование его правовых установок, отношений, взглядов, ценнос­тных ориентации. Уровень правосознания субъекта, а именно, его спо­собность ориентироваться в сфере права, умение дать оценку правовой действительности, мотивация юридически значимого поведения, зависит от его социальных связей, от отношения к правовой культуре общества, а также отклонение от нее в сторону иных субкультурных образований, которые влияют на характер воспринимаемой правовой информации. С другой стороны, правовое сознание не только накопитель правовых зна­ний, юридической практики гражданина. Формируясь под воздействием внешних влияний, правосознание, в порядке обратной связи, посредством сформировавшейся правовой установки, выполняет определенные фун­кции правового регулятора поведения индивида.

В процессе правовой социализации личность усваивает основные моменты правового регулирования общественных отношений внутри го­сударства, осваивает систему законодательства, сущность правовых от­ношений, а именно, социальные ценности, опосредованные правом, фун­даментальные стереотипы ориентации в социально-правовой сфере, ме­ханизмы саморегуляции правового поведения и организации общения в рамках действия права, основы правовой культуры.


Заключение

Подводя итог, можно отметить, что правовая установка личности, как составная часть правосознания, являющаяся предметом изучения право­вой психологии, включает в себя совокупность эмоций, чувств, привы­чек, переживаний, зафиксированных в сознании индивидов, постепенно приобретаемых в полном объеме в процессе жизнедеятельности и под воздействием социально-психологических факторов и выступающих в качестве устойчивой, надежной основы, оценки правовой действитель­ности.

С учетом вышеизложенного целесообразно сделать следующие выводы. Формирование любой личности протекает под непосредственным воздействием многообразных процессов ее социализации, под кото­рой понимается процесс становления и развития личности, усвоения зна­ний, ценностей и норм, присущих данному обществу, социальной общ­ности, группе.

Значимость правовой социализации состоит в формировании таких правовых установок у граждан, которые обеспечивали бы правовую ак­тивность, правомерное поведение, а также стремление к построению пра­вового государства.

Правовая установка и правовое сознание формируются в процессе правовой социализации и одновременно становятся существенным фак­тором этой социализации. По теоретическим соображениям в ходе пра­вовой социализации индивид, овладевая определенным набором право­вых знаний, юридических норм, принципов и требований, усваивает эти правовые ценности таким образом, что они превращаются в личные убеж­дения и намерения, становятся жизненной потребностью. Из сказанного видно, что правовая социализация должна быть в прямом соотношении с правовой установкой и, соответственно, правовым сознанием. Просле­живается определенная взаимозависимость, гармоническое сочетание между правовой социализацией, формирующейся правовой установкой и правовым сознанием в целом. Чем качественнее связь между этими категориями, тем реальнее выполнение задач, связанных с построением правового государства, государства с продуктивной, состоявшейся пра­вовой системой и жестким механизмом правового регулирования обще­ственных отношений.

Можно выделить следующие основные направления формиро­вания позитивных правовых установок.

1. Формирование у граждан положительного отношения к праву как социальной ценности – это, в первую очередь, воспитательное воз­действие правовых ценностей на поведение граждан в течение всей жиз­недеятельности; ценностный аспект права важен тем, что он является сти­мулирующим фактором образования позитивной правовой установки субъекта правовых отношений.

Во многих случаях социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находят в нем свое как бы «второе рождение». Социальные ценности возникли в сфере экономических, политических и идеологических отношений, но, будучи закреплены в праве, стали и правовыми ценностями, юридическими иде­ями-принципами.

Если рассмотреть ценностный аспект права в плане его влияния на генезис индивидуального поведения, нетрудно будет заметить существен­ные отличия его от влияния информационного аспекта.

Во-первых, ценностное воздействие права на поведение не столь конкретно, как информационное. Социальная ценность, содержащаяся в праве, большей частью не указывает на признаки конкретного поступ­ка, она лишь «дает направление» для действий, создает основу для приня­тия правомерного и нравственного решения. Стало быть, ценность, вы­раженная в праве, не способна подсказать, если можно так выразиться, юридическую тактику поведения, но зато она указывает на его стратегию. Ценностные представления входят в правовое и нравственное сознание лица, становятся неотъемлемой частью его психологии, а в коллективе образуют устойчивые традиции, стиль взаимоотношений людей. Иска­женные ценностные ориентации могут породить противоправное пове­дение.

Во-вторых, ценностный аспект права влияет на более глубокие эле­менты генезиса поведения, чем простая информация о желаемом или запрещенном. Правовые ценности способны воздействовать на все, в том числе и на самые отдаленные звенья причинной цепочки, из которой скла­дывается генезис поступка: на потребности, интересы, цели, выбор средств и совершение поступка. В стадии принятия решения ценностный аспект играет особенно существенную роль, потому что наряду с другими фак­торами определяет, какие из вариантов поступка могут быть избраны субъектом.

2. Повышение уровня правовых знаний граждан – в силу приобре­тенных правовых знаний индивид легко ориентируется в действующей правовой действительности. Наличие более полных знаний правовых пред­писаний, умение применять их на практике, выполняя юридически значи­мые действия, постоянно совершенствуя свои правовые знания, непос­редственно отражается на степени понимания государственно-правовых явлений и позволяет более рационально реализовывать свои права и вы­полнять обязанности, установленные государством.

3. Психологическое воспитание (подготовка) личности является важным звеном в механизме формирования позитивных правовых устано­вок; психологическое воспитание и обучение – это составляющие высо­кокультурного и образованного человека, это то, без чего индивид не может состояться как личность.

Психологическое обучение представляет собой постоянно действу­ющую систему знаний, установок, способов, приемов, навыков, с помо­щью которых в процессе обучения достигается практическая адаптация студента к своей будущей деятельности, гарантирующая ему успешную акклиматизацию в обществе.

Психологическое обучение как существенная часть становления высокообразованных граждан составляет надежную основу для фикса­ции, совершенствования, развития, утверждения правовых установок, а в конечном счете и правосознания в целом.

Истинная ценность позитивных правовых установок граждан про­является в полной степени только в сложных меняющихся ситуациях, ког­да и проверяется, насколько готов человек принимать оптимальные ре­шения и действовать в соответствии со своей правовой установкой.

В результате психологического обучения должен вырабатываться четкий, сложившийся стереотип относительно мировоззрения личности без каких бы то ни было упрощений, условностей, домыслов, абстракций. Основой устойчивого психологического состояния индивида и его пра­вовой установки могут служить его умственные, познавательные, эмоци­ональные, волевые качества, необходимые и достаточные для дальней­шей жизнедеятельности.


Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

2. Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996.

3. Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994.

4. Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М., 1962.

5. Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995.

6. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996.

7. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996.

8. Комаров. Теория государства и права. – М., 1996.

9. Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886.

10. Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976.

11. Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996.

12. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996.

13. Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001.

14. Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной прак­тики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенчес­кой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000.

15. Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994.

16. Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.

17. Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотруд­ников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Мате­риалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999.

18. Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: ос­новные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000.

19. Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996.

20. Мальтузов Н. И., Малько А. В. Курс лекций по теории государства и права. – М., 1996.

21. Марченко М. Н. Теория государства и права. – М., 1996.

22. Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995.

23. Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996.

24. Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998.

25. Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996.

26. Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985.

27. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996.

28. Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995.

29. Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997.

30. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911.


[1] Венгеров А. Б. Теория государства и права. – М., 1994. – С. 280.

[2] Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. – М., 1962. – С. 329.

[3] Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 314.

[4] Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. – Ярославль, 1995. – С. 27.

[5] Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. – М.: Инфра-М-Норма, 1996. – С. 98.

[6] Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. – М., 1995. – С. 95.

[7] Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. – С. 79.

[8] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 102.

[9] Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. – М., 1996. – С. 364.

[10] Комаров. Теория государства и права. – М., 1996. – С. 357.

[11] Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. – СПб., 1886. – С. 675.

[12] Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. – М., 1911. – С. 684.

[13] Курс лекций МГУ по теории государства и права // Под ред. проф. М. Н. Марченко. – М., 1996. – С. 371.

[14] Кудрявцев В. Н. Право и поведение. – М., 1976. – С. 38.

[15] Рабинович П. М. Социалистическое право как ценность. – Львов. 1985. – С. 126 – 127.

[16] Лазарев В. В. Общая теория государства и права. – М., 1996. – С. 413.

[17] Алексеев С. С. Государство и право. – М.: Юридическая литература, 1996. – С. 379.

[18] Лившиц Р. З. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. – С. 167.

[19] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1997. – С. 370.

[20] Макеев В. В. Значение правовой установки в практической деятельности сотруд­ников ОВД // Философия права как учебная и научная дисциплина: Мате­риалы Всероссийской науч. конф. 28-29 апреля 1999 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 1999. – С. 57.

[21] Малько А. В. Экзамен по теории государства и права. – М., 1996. – С. 176.

[22] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) // РГ от 25.12.1993, № 237, СЗ РФ от 29.03.2004, № 13, ст. 1110.

[23] Марченко М. Н.Теория государства и права. – М., 1996. – С. 325.

[24] Основы государства и права // Под ред. Н. И. Мацнева. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1998. – С. 112.

[25] Новицкий И. Б. Римское право. – М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1995. – С. 180.

[26] Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту­альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ­юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 138.

[27] Общая теория права и государства // Под ред. Лазарева В. В. – М.: Юристъ, 1996. – С. 402.

[28] Макеев В. В. Правовая установка молодежи // Русская философия права: ос­новные проблемы и традиции: Материалы Всероссийской науч. конф. 18-19 мая 2000 года. – Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. – С. 18.

[29] Левченко А. А. Соотношение установки и мотивации правомерного поведения // Актуальные проблемы законодательства и правоприменительной прак­тики в современной России: Материалы и тезисы докладов студенчес­кой науч.-практ. конф. – Ростов н/Д: СГИ, 2000. – С. 37.

[30] Пиголкин А. С. Общая теория права. – М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. – С. 295.