Реферат: Правоохранительные и судебные органы Российской Федерации, их полномочия

Название: Правоохранительные и судебные органы Российской Федерации, их полномочия
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Филиал Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сибирский Государственный межрегиональный колледж строительства и предпринимательства»

в г. Тында

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Правоохранительные и судебные органы»

ТЕМА:

«Правоохранительные и судебные органы Российской Федерации, их полномочия»

г. Тында

2009 год

Оглавление

1. Введение

2. Министерство юстиции РФ, его состав, задачи и структура

2.1 Функции министерства юстиции

3. Верховный Суд РФ, порядок его образования и наделения полномочиями судей, место верховного Суда РФ в судебной системе РФ

3.1 Состав Верховного суда РФ

3.2 Структура Верховного Суда РФ

4. История нотариата в России

4.1 Понятие нотариата в РФ, его место в системе правоохранительных органов

Заключение

Список литературы

1. Введение

Сущность любого государства проявляется в его функциях. Деятельность государства по реализации своих функции осуществляется в правовых формах, основанных на принципе разделения властей. Следует учитывать, что любая из функций государства осуществляется совокупностью государственных органов, принадлежащих к различным ветвям власти.

Это в полной мере относится и к осуществлению правоохранительной функции. Как гласит Конституция Российской Федерации, человек, его права и свободы являются вышей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

При осуществлении правоохранительной функции государственными органами на первое место выдвигаются проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение в стране надлежащего общественного порядка, оказание гражданам в случае необходимости квалифицированной юридической помощи, обеспечение доступа к правосудию и создание гарантий компенсаций причиненного правонарушением ущерба.

Правоохранительная деятельность является особым видом правовой деятельности специально уполномоченных на то органов.

Правоохранительные органы – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Правоохранительные органы обеспечивают выполнение требований действующих правовых норм всеми субъектами социальных отношений с помощью специальных методов и средств, предусмотренных законом. Прежде всего они наделяются правом применять меры государственного принуждения в целях обеспечения законности в порядке, предусмотренном законом. Помимо мер государственного принуждения они в праве применять и иные меры властного воздействия: предупреждений правонарушений, правовоспитательные, организационные и иные меры воздействия. Но всегда отличительной чертой в их деятельности является то, что они уполномочены на то государством, эта деятельность для них является основной, они применяют меры государственного воздействия, которые предусмотрены соответствующими законами и в установленном законом процессуальном порядке, исполнения которых обязательно для соответствующих должностных лиц и граждан. В этом их существенное отличие от иных организаций, занимающихся правозащитной деятельностью, которая так же имеет положительное воздействие и может координироваться с работой правоохранительных органов.

Основными направлениями в деятельности правоохранительных органов являются:

· защита прав, свобод и законных интересов граждан;

· обеспечение надёжного общественного порядка;

· обеспечение общественной безопасности;

· профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений;

· выявление фактов правонарушений, их расследование в установленном законом порядке с целью привлечения виновных к ответственности;

· принятие предусмотренных мер государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение;

· обеспечение исполнения принятых решений;

· обеспечение квалифицированной юридической помощи.

С учетом этого можно определиться в вопросах о понятии и видах правоохранительных органов. На эту проблему существует два основных взгляда. Одни авторы ограничивают сферу правоохранительных органов, включая в них только органы уголовной юстиции.

В отличии от них другие значительно расширяют круг правоохранительных органов, включая судебные учреждения, таможенные органы и т. п.

С учетом этого к правоохранительным органам относится:

суды;

1. органы прокуратуры;

2. органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции;

3. органы внутренних дел;

4. органы обеспечения безопасности;

5. федеральные органы налоговой полиции;

6. органы налоговой службы и налоговой полиции;

7. таможенные органы;

8. нотариат;

9. адвокатура.

2. Министерство юстиции РФ, его состав, задачи и структура

Образованный в ноябре 1917 года наркомат юстиции РСФСР и его органы на местах были наделены широким кругом полномочий по руководству различными сторонами правоохранительной деятельности. На них возлагалось руководство судебными учреждениями, прокуратурой, организацией следствия, заведование местами лишения свободы, нотариатом, наблюдение за деятельностью третейских судов и адвокатурой.

В 1936 году из системы юстиции была исключена прокуратура. Несколько раньше учреждения исполнения уголовных наказаний перешли в систему органов внутренних дел, изменились взаимоотношения с судами: от прямого управления к их называемому организационному руководству.

В 1956 году было принято решение об упразднении Министерства юстиции СССР, а в 1963 году министерств юстиции союзных республик, включая РСФСР. Организационное руководство судами перешло в ведение Верховного суда РСФСР, а работа с законодательством – к специально созданной для этой цели Юридической комиссии при Совете Министров РСФСР.

Спустя 15 лет органы юстиции были восстановлены. В их функции вошли законопроектная работа, организационное руководство судами, управление нотариатом и общее руководство адвокатурой.

Дальнейшее реформирование органов юстиции связанно с перестройкой государственно – правовой системы и принятием новой Конституции РФ. Основные направления реформы имели целью исключение из полномочий Министерства юстиции не свойственных органу исполнительной власти функций, допускающих вмешательство в правосудие, и повышение правозащитного потенциала органов юстиции в защите прав и свобод граждан, т. е. деятельность, свойственная правовому демократическому государству.

Согласно Концепции реформирования органов и учреждений юстиции, утвержденной постановлением правительства РФ от 7 октября 1996 года, предусматривалось повышение роли и ответственности Министерства юстиции в правовом обеспечении нормотворческой деятельности органов государственной власти; усиление контроля за нормотворческой деятельностью ведомств; создание системы контроля за сделками с собственностью; улучшение работы по реальному исполнению судебных постановлений.

Основные положения Концепции нашли свои отражения в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 2 августа 1999 года «Вопросы министерства юстиции Российской Федерации».

В соответствии с Положением Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в данной сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует его деятельность.

Основные задачи Министерства юстиции:

· реализация государственной политики в сфере юстиции;

· обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

· обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнения уголовных наказаний и актов судебных и иных органов;

· правовая защита интеллектуальной собственности.

Министерство юстиции – это правоохранительный орган, выполняющий широкий круг ответственных мероприятий, которые в своей совокупности связанны с обеспечением законности и правопорядка.

Министерство, его территориальные органы, иные организации и учреждения, а также организации, обеспечивающие их деятельность, составляют систему органов и учреждений Министерства юстиции РФ.

Министерство юстиции возглавляет министр, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр имеет девять заместителей, в том числе двух первых, один из которых является статс-секретарем и представляет интересы министерства в парламенте, и заместителя министра – Главного судебного пристава РФ, возглавляющего систему судебных приставов. Заместители министра назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.

Министр осуществляет на основе единоначалия общее руководство деятельностью Министерства юстиции: распределяет обязанности между своими заместителями; утверждает положения о структурных подразделениях, структуру и штаты центрального аппарата; назначает и освобождает от должности работников центрального аппарата и руководителей территориальных органов юстиции; присваивает в установленном порядке классные чины и специальные звания работникам органов и учреждений юстиции; подписывает международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным делам; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законом.

Структура Министерства юстиции включает департаменты и управления:

· конституционного законодательства;

· экономического законодательства, гражданского законодательства;

· по делам общественных и религиозных объединений;

· судебных приставов;

· главное управление исполнения наказаний;

· отдел судебно – экспертных учреждений;

· центр общественных связей и другие подразделения.

В структуру Министерства входят Управления Министерства юстиции в федеральных округах, возглавляемые соответствующими начальниками управлений.

В Министерстве юстиции образуется коллегия в составе Председателя – Министра юстиции, заместителей министра (по должности), руководящих работников, а также иных специалистов. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством РФ по представлению Министра юстиции.

Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Министерства юстиции. Решение коллегии реализуется приказами и указаниями Министра. В случае разногласии между Министром и коллегией Министр реализует свое решение и о возникших разногласиях информирует Президента или Правительство РФ. Такая процедура обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам деятельности органов юстиции имеет еще и то значение, что Министерство юстиции вправе издавать постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, являющиеся обязательными для государственных и муниципальных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

При Министерстве юстиции состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации, Российская правовая академия, а также образуются научно-консультативные советы, состав которых и положения о которых утверждаются Министром (схема 1).

Федеральный

Центр

Судебных

экспертиз

Министр юстиции

Правовая академия

Заместители министра
Коллегия министерства
Департаменты, управления, отделы
Управления Минюста в федеральных округах
Министерства, управления, отделы юстиции в субъектах Российской Федерации Территориальные отделы уголовно-исполнеительной системы
Государственные нотариальные конторы Государственные регистраторы недвижимости Учреждения, исполняющие наказание (СИЗО, колонии, тюрьмы)
Учреждения судебной экспертизы

Схема 1 Органы и учреждения Министерства юстиции

Территориальные органы Министерства юстиции РФ включают министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) юстиции в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в автономных округах и автономной области.

Территориальные органы создаются Министерством юстиции, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности Министром юстиции.

Руководители территориальных органов юстиции принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции. Кроме территориальных органов юстиции на местах создаются и функционируют учреждения юстиции, подчиненные Министерству юстиции непосредственно или по его поручению соответствующим территориальным органом Министерства юстиции РФ.

2.1 Функции Министерства юстиции

Функции Министерства юстиции потерпели существенные изменения. Отпала функция организационного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности Министерства юстиции, согласно Концепции, были включены дополнительные полномочия, связанные с его участием в обеспечении правотворческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и с решением ряда других вопросов.

Рассмотрим подробнее основные функции Министерства юстиции РФ.

Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов РФ; учет и систематизацию действующего законодательства.

1. В соответствии с Положением Министерство юстиции координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента и правительства РФ.

Координационная функция осуществляется Министерством юстиции в двух случаях: когда подготовка проекта правового акта поручена Министерству при участии других ведомств и когда проект готовится другими ведомствами, а Министерство принимает участие в его подготовке. Так, в соответствии с Графиков подготовки правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», одновременно с постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001г. Должно быть подготовлены 46 проектов различных правовых актов, и в работе над каждым из них в той или иной форме предусматривается участие министерства юстиции.

Для осуществления координационной функции Министерство юстиции наделено правом запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, привлекать для разработки проектов и их экспертизы научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе, а также работников федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, Министерство юстиции имеет полномочия по собственной инициативе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативно правовых актов по вопросам собственной компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.

2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам – еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной власти регионов.

О неблагополучном положении с законностью правовых актов субъектов РФ свидетельствуют меры, которые в последнее время осуществлялись в сфере государственного строительства. Как отмечалось в Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 2001 года, проводимые реформы, направленные на укрепление государственной власти, всех ее институтах на всех уровнях могут дать положительные результаты только при обеспечении четкой правовой дисциплины и ответственности на всех уровнях управления. Обязательное условие успеха стратегических преобразований – прежде всего, наведение порядка во взаимоотношениях между федеральным и региональным уровнями власти.

Оценивая сложившуюся ситуацию. Президент отметил, что в результате проделанной работы из более чем 3,5 тыс. незаконных правовых актов, принятых в субъектах РФ, 4/5 отменены или приведены в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Свой вклад в укрепление законности вносит и реализация полномочий Министерства юстиции на этом участке. В случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Отработан и дельнейший механизм ответственности. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в редакции от 29 июля 2001 года, в случае неустранения допущенных нарушений Конституции РФ и федеральных законов установлена ответственность вплоть до прекращения (роспуска) представительных органов власти или отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ.

3. Государственный учет и систематизация действующего законодательства – функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции, но и правовую информацию Президента, Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти.

В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента, Постановлений Правительства. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отросли законодательства и путем внесения необходимых поправок и уточнений поддерживается в контрольном состоянии.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2001 года «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов РФ на Министерство юстиции возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъектов российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.

Согласно установленному порядку высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в 7-дневный срок после принятия правового акта законодательным или исполнительным органом власти направить его копию в министерство юстиции через соответствующий территориальный орган юстиции для его оценки и последующего включения в определенный раздел Федерального регистра.

К этому участку работы Министерства юстиции относится также подготовка к официальному изданию кодифицированных актов (кодексов), участие в работе по созданию Свода законов РФ, также осуществление обмена правовой информацией с иностранными гражданами.

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти проводится министерством юстиции в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.

Сейчас эта функция Министерства юстиции значительно расширена. В соответствии с Указом Президента от 20 марта 2001 года под контроль Министерства отнесены подлежащие регистрации нормативные правовые акты Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.

Выполняя возложенные на него полномочия, Министерство юстиции проверяет полноту отбора ведомственных нормативных актов, подлежащих государственной регистрации; контролирует правильность и своевременность опубликования зарегистрированных им правовых актов; обобщает практику государственной регистрации и вносит Президенту и Правительству предложения об отмене или приостановлении нормативных правовых актов ведомств в случае их несоответствия действующему законодательству.

Государственная регистрация общественных объединений и религиозных организаций проводится Министерством юстиции и его территориальными органами в зависимости от статуса соответствующего объединения или организации.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», в редакции от 19 июля 1988г., общероссийские и международные общественные объединения, отделения иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством, регистрируются Министерством юстиции. Государственная регистрация регионального или местного общественного объединения проводится органами юстиции соответствующего субъекта РФ.

Регистрирующий орган осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Выполняя контрольные функции, министерство юстиции и его органы на местах вправе запрашивать у руководителей общественных объединений их распорядительные документы и направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях.

В случаях выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения действия, противоречащих их уставным целям, соответствующим органом юстиции может быть вынесено письменное предупреждение. После вынесения двух письменных предупреждений орган, зарегистрировавший общественной объединение, вправе подать заявление в суд о приостановлении его деятельности. В зависимости от характера допущенных нарушений на основании заявления прокуратура по решению суда общественное объединение может быть ликвидировано.

Установлена и процедура регистрации Министерством юстиции религиозных организаций. Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» Министерство юстиции осуществляет государственную регистрацию централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ, а также представительства иностранных религиозных организаций. Государственная регистрация местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ, производится органом юстиции соответствующего субъекта российской Федерации.

Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, контролирует порядок ее деятельности. Орган юстиции вправе вносить в суд представление о ликвидации либо о запрете деятельности религиозной организации в случаях нарушения общественной безопасности и общественного порядка; пропаганды войны, разжигания расовой, социальной, национальной или религиозной розни; принуждения к разрушению семьи; посягательств на личность, права и свободы граждан; воспрепятствования получению образования; побуждения граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей, а также в некоторых других случаях.

Организационное и методическое руководство службой судебных приставов входит в число основных задач Министерства юстиции по обеспечению установленного порядка деятельности судов. Эта задача включает два направления деятельности органов юстиции:

· исполнение судебных решений по гражданским делам приговоров по уголовным делам в части имущественных взысканий;

· обеспечение порядка и безопасности при осуществлении правосудия.

Правовую основу деятельности судебных приставов составляют федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» от 21 июля 1997 года, а также указы президента, постановления Правительства РФ и нормативные акты Министерства юстиции. Организация деятельности судебных приставов в Конституционном суде, Верховном суде, Высшем Арбитражном суде РФ определяется соответствующими конституционными федеральными органами.

Служба судебных приставов возглавляется соответствующим департаментом Министерства юстиции, во главе с главным судебным приставом РФ – заместителем министра. В органах юстиции субъектов РФ образованы соответствующие подразделения аппарата, возглавляемые главными судебными приставами субъектов РФ, в районах – судебные приставы при районных судах, один из которых назначается старшим судебным приставом.

Судебные приставы, в зависимости от исполнения возложенных на них обязанностей, подразделяются на судебных приставов и судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы в суда обеспечивают в судах безопасность суда и других участников процесса; исполняют распоряжения судьи о применении к подсудимому мер процессуального принуждения; осуществляют привод лиц, уклонившихся от явки в суд; участвуют в совершении исполнительных действий. В случае необходимости имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Судебные приставы-исполнители принимают меры по своевременному, полному и правильному исполнению переданных им документов, рассматривают заявления и ходатайства, выносят по ним соответствующие постановления с указанием сроков и порядка их обжалования. Они вправе изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, объявлять в розыск должника, проверять у работодателей взыскания по исполнительным листам. Требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации.

Организационно-правовое обеспечение юридической помощи включает деятельность Министерства юстиции, связанную с нотариальным обслуживанием, взаимодействием с адвокатурой и ЗАГСами, лицензированием юридических услуг.

В сфере нотариального обслуживания Министерство юстиции наделяет нотариусов полномочиями, организует выдачу лицензий, контролирует исполнение ими своих профессиональных обязанностей, в том числе проверяет ведение делопроизводства. Характер и объем полномочий Министерства юстиции зависит от формы нотариального обслуживания: государственные нотариальные конторы или частнопрактикующие нотариусы.

Взаимодействие с адвокатурой включает выдачу согласия на образование коллегий адвокатов, контроль за соблюдением ими законодательства и некоторые другие вопросы.

Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния включает утверждение Министерством юстиции образцов бланков актов и бланков свидетельств о государственной регистрации. Министерство юстиции закрепляет за субъектами РФ серии бланков свидетельств о государственной регистрации, разрабатывает методические материалы по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния и содействует повышению профессиональной подготовки работников ЗАГСов.

Кроме упомянутых, к полномочиям Министерства юстиции относятся:

· осуществление функций государственного патентного ведомства;

· подготовка предложений по совершенствованию авторского права и смежных прав;

· правовая защита интересов государства в процессе правового оборота результатов научно – исследовательских работ специального и двойного назначения;

· выдача разрешений на открытие представительства иностранных исторических организаций на территории Российской Федерации.

Другие, не менее важные функции Министерства юстиции связаны с руководством учреждениями юстиции по исполнению уголовных наказаний, с организацией государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, с деятельностью системы учреждений судебной экспертизы.

3. Верховный суд Российской Федерации, порядок его образования и наделения полномочиями судей, место Верховного суда Российской Федерации в судебной системе РФ

В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации 1993 года Верховный Суд РФ осуществляет судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. Его деятельность направлена на юридическую защиту от всяких посягательств прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, укрепление законности и правопорядка, обеспечение правильного применения судами законов при осуществлении правосудия.

Созданный в соответствии с Конституцией российской Федерации Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию российской Федерации (ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Правовые основы создания, организации, компетенции и деятельности Верховного Суда РФ определяются Конституцией, Федеральным Конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации».

При осуществлении правосудия Верховный Суд РФ руководствуется Конституцией, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными законами Российской Федерации, а также конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, поскольку они не противоречат Конституции и федеральным законам. Компетенция Верховного суда РФ неуклонно расширяется, приобретает все новые процессуальные и организационные полномочия.

Образование Верховного Суда Российской Федерации и наделения полномочиями судей Верховного Суда РФ. Как ужен отмечалось, Верховный Суд Российской Федерации образуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17).

В состав Верховного Суда РФ входят судьи и народные заседатели. Согласно ст. 128 Конституции и ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Заместители Председателя Верховного суда РФ, члены Президиума Верховного Суда РФ, председатели Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии и другие судьи Верховного суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии этого суда. Закон не ограничивает срок полномочий судей Верховного Суда РФ. Срок полномочий народных заседателей Верховного Суда РФ - пять лет.

Судья Верховного Суда РФ несменяемый; он не может быть назначен на другую должность или в другой суд без его согласия. Судьи Верховного Суда РФ могут быть лишены своих полномочий лишь квалификационной коллегией судей Верховного Суда по предусмотренным законом основаниям и в установленном порядке.

Судьями Верховного Суда РФ могут быть граждане России, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет, достигшее возраста 35 лет. Помимо жизненного и профессионального опыта кандидаты на должности судей должны отвечать высоким нравственным требованиям. Закон устанавливает сроки, в течении которых вносятся представления Председателем Верховного Суда РФ Президенту РФ о назначении другого лица на вакантное место судьи, сроки рассмотрения этих представлений Президентом РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Отбор кандидатов на судебные должности Верховного Суда РФ осуществляется на конкурсной основе.

Как правило, члены Верховного Суда РФ назначаются из числа председателей, заместителей председателей и членов судов субъектов Федерации, т. е. наиболее квалифицированных судей. В зависимости от занимаемой должности, стажа судебной работы и профессиональной подготовки им присваиваются второй, первый или высший квалификационные классы. Гарантии независимости и неприкосновенности судей верховного суда РФ, включая меры их правовой защиты, материального и социального обеспечения, определяются федеральным законом. Судьи Военной коллегии Верховного Суда РФ являются военнослужащими и проходят военную службу в порядке, определяемом федеральным законом.

Место Верховного Суда РФ в судебной системе Российской Федерации. Согласно Конституции Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Таким образом, именно Конституция определяет место Верховного Суда РФ в судебной системе РФ и основные функции Верховного Суда РФ:

1) осуществление правосудия;

2) судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции;

3) осуществление иных полномочий.

Конституция в главе «Судебная власть» определяет место Верховного Суда РФ среди иных органов государственной власти, в системе судов общей юрисдикции, ограничивает его компетенцию от видения других высших органов судебной власти (Конституционного Суда Российской Федерации и Арбитражного Суда Российской Федерации), устанавливает его основные полномочия. Согласно Федеральному Конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым, областным судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов (флотов).

Реализация функций высшего судебного органа в системе судов общей юрисдикции означает, что Верховный Суд РФ возглавляет систему федеральных судов общей юрисдикции, представляя собой её высшее звено. Значение понятия «высший судебный орган» заключается в том, что верховный Суд РФ: осуществляет судебную юрисдикцию на всей территории России; он вправе осуществлять правосудие по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции; является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным к его компетенции; вправе проверить в порядке надзора любое решение нижестоящего суда общей юрисдикции, включая военные и специализированные суды, по любому делу; направляет судебную практику, давая разъяснения по вопросам применения законодательства; обладает правом законодательной инициативы; выносит заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления; является субъектом бюджетного процесса при решении вопросов финансирования судов общей юрисдикции.

Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ в установленной законом процессуальной форме обеспечивает отправление правосудия в точном соответствии с Конституцией и федеральным законодательством, способствует судебной охране прав и свобод граждан.

Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных федеральных судов, мировых судей. Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ как путем проверки законности и обоснованности решений, приговоров, определений и постановлений нижестоящих судов, так и посредством принятия иных мер, направленных на единообразное и правильное применение судами федерального законодательства.

Осуществление Верховным Судом РФ правосудия выражается в том, что это высший орган судебной власти в системе судов общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также в качестве суда первой инстанции. При этом каждая судебная инстанция Верховного Суда РФ самостоятельна и действует независимо от других судебных инстанций, подчиняясь только Конституции и федеральным законам. При этом суд второй инстанции является вышестоящим по отношению к судам первой инстанции. Судебная инстанция, рассматривающая дело в прядке надзора, является вышестоящим судом по отношению к судебным инстанциям, ранее принимавших решение по этому делу. Все указанные инстанции ведут судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде РФ на русском языке – государственном языке российской Федерации.

Так, верховный Суд РФ изучает и обобщает судебную практику путем истребования из судов дел и материалов, а также ознакомления непосредственно в судах с практикой применения федерального законодательства. Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, Верховный Суд РФ разъясняет вопросы применения законодательства, ориентируя суды общей юрисдикции и другие государственные органы, общественные объединения, должностных лиц на правильное применение правовых норм.

Верховный Суд РФ разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами. Так, в соответствии с ч.1 ст.104 Конституции Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения. Верховный Суд РФ вправе обращаться в палаты Федерального собрания РФ с запросом о ходе рассмотрения разработанных им и внесенных законопроектов. Его представители принимают участие в рассмотрении в парламенте этих проектов.

В соответствии с ч.2 ст.125 Конституции Верховный Суд РФ вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о соответствии конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента, Правительства РФ, нормативных актов субъектов РФ.

Председатель Верховного Суда РФ наделен рядом полномочий по формированию судейского корпуса, участвует в решении Правительством РФ вопросов финансирования судебной системы, осуществляет общее руководство деятельностью такой организационно – административной структурой, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ, играющий роль исполнительного механизма в системе судов общей юрисдикции. Таким образом, обобщая значение комплекса выполняемых Верховным Судом РФ функций, следует признать, что Верховный Суд РФ выступает как центр организационного обеспечения всей деятельности системы судов общей юрисдикции.

3.1 Состав верховного Суда Российской Федерации

В Верховном Суде Российской Федерации дела рассматриваются в следующем составе:

1. в качестве суда первой инстанции гражданские и административные дела – судьёй единолично либо коллегией в составе трех судей, а уголовные дела – коллегией в составе трех судей, судьёй и двумя народными заседателями, судьёй и коллегией присяжных заседателей;

2. дела по жалобам на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, - коллегией в составе трех судей;

3. жалобы на решение судов общей юрисдикции, вступившие в силу, - коллегией в составе трех судей (судьей единолично);

4. дела по постановлениям судьи Верховного суда РФ в отношении судов общей юрисдикции, вступивших в силу, - коллегией в составе трех судей;

5. дела по протестам на решение судов общей юрисдикции, вступившие в силу, - Президиумом Верховного Суда РФ

3.2 Структура Верховного Суда РФ

Верховный Суд РФ действует в составе следующих судебных структур: Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллеги по уголовным делам, Военной коллегии и судебных составов.

Создаваемые в судебных коллегиях составы для рассмотрения судебных дел могут образовываться по предметному или территориальному признаку.

В состав Пленума включается Председатель Верховного суда РФ, его заместители, все члены Верховного Суда РФ. В заседании Пленума участвуют Генеральный прокурор российской Федерации и Министр юстиции Российской Федерации.

Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца. Заседания Пленума правомочны при наличии не менее двух третей его состава.

Основной задачей Пленума Верховного суда РФ является дача разъяснений по вопросам практики применения законодательства.

Пленум Верховного суда РФ в соответствии с ч.1 ст.93 Конституции дает заключение о наличии либо отсутствии в действиях президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» должен установить процессуальный порядок исполнения Пленумом Верховного суда РФ указанной конституционной обязанности.

Президиум верховного Суда РФ – высшая судебная инстанция в системе судов общей юрисдикции. Президиум состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении председателя верховного суда РФ и заключении квалификационной коллегией судей этого суда. Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, Председатели кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии входят в состав Президиума по должности, остальные члены Президиума назначаются Советом Федерации в указанном выше порядке.

Заседания Президиума верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ определяет количественный состав верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также военных судов по представлению Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, согласованном с президиумом соответствующего суда.

Структурными подразделениями, выполняющими основной объем судебной работы в Верховном Суде РФ, являются: Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и военная коллегия. Составы судебных коллегий утверждаются по представлению Председателя Верховного Суда РФ Пленумом верховного суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; обобщают судебную практику и анализируют судебную статистику.

Согласно ст. 62 Закона о судоустройстве Кассационная коллегия Верховного суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного суда РФ.

Реализуя предоставленные ей полномочия, Кассационная коллегия Верховного суда Российской Федерации:

1) рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции, и на постановления судей этого суда;

2) рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

По гражданским делам Верховный Суд РФ может изъять любое дело из нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции.

Организация и компетенция Военной коллегии верховного Суда РФ детально регулируется Федеральным конституционным законом от 23 июля 1999 года № 1-ФКЗ «О военных судах российской Федерации». В ст. 9 - 12 указанного Законна рассмотрены все основные вопросы деятельности этого высшего звена системы военных судов.

Председатель Верховного суда РФ наделен широкими полномочиями по направлению и организации работы возглавляемого им суда.

Он организует работу Верховного Суда РФ: распределяет обязанности между заместителям Председателя Верховного Суда РФ; изучает и обобщает судебную практику; представляет Президенту РФ кандидатов для назначения на судебные должности Верховного Суда РФ и других федеральных судов общей юрисдикции; представляет Пленуму Верховного Суда РФ для утверждения составы Судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии, кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда РФ, а также состав научно – консультативного совета при Верховном суде РФ; вносит в квалификационную коллегию судей Верховного Суда РФ представление о квалификационной аттестации заместителей Председателя и других судей Верховного Суда РФ, а также о приостановлении или прекращении их полномочий; вносит в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации представления: о квалификационной аттестации председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных судов, а также о приостановлении или прекращении полномочий этих судей; о пересмотре решения квалификационной коллегии судей, отказавшей в прекращении полномочий судьи; о присвоении высшего квалификационного класса судьям Верховного суда РФ; осуществляет организационное руководство деятельностью пленума, Президиума, Кассационной коллегии, судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ: назначает на должность и освобождает от должности руководителя и сотрудников аппарата верховного Суда РФ, присваивает им классные чины и специальные звания; взаимодействует с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования Верховного суда РФ; назначает и освобождает от должности с согласия Совета судей Российской Федерации Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ; по представлению генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ; ведёт личный прием граждан и представителей организаций; представляет Верховный Суд РФ в отношениях с государственными органами и общественными объединениями; ведает установлением международных связей с судебными органами иных стран; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему федеральным законодательством.

Заместители Председателя верховного Суда РФ, являющиеся одновременно председателями соответственно Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, организуют работу возглавляемых ими коллегий.

Судьи Верховного Суда РФ вправе осуществлять следующие полномочия:

1. рассматривать дела по первой и второй инстанции, в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств;

2. председательствовать по поручению председателей либо заместителей председателей в судебных составах судебной коллегии при рассмотрении дел по второй инстанции, в порядке надзора и ввиду вновь открывшихся обстоятельств, а также по поручению Председателя Верховного Суда РФ, либо председателя соответствующей судебной коллегии председательствовать в рассмотрении дел по первой инстанции;

3. по поручению председателя Верховного суда РФ докладывать дела на заседаниях Президиума верховного суда РФ;

4. участвовать в обобщении судебной практики и анализе судебной статистики; знакомиться непосредственно в судах общей юрисдикции с практикой применения федерального законодательства;

5. участвовать в подготовке законопроектов и иных материалов, выносимых на рассмотрение Пленума верховного Суда РФ, и по поручению председателя верховного Суда РФ докладывать их на заседании Пленума верховного суда РФ.

Компетенция Верховного Суда РФ. Являясь высшим судебным органом Российской Федерации по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, Верховный Суд РФ вправе осуществлять и иные функции, отнесенные к его компетенции Конституцией, Федеральным конституционным законом «О судебной системе российской Федерации».

Осуществляя правосудие, Верховный Суд РФ выступает в качестве суда первой инстанции по делам, отнесенным к его подсудности, в качестве суда второй инстанции по делам, рассмотренным по первой инстанции судебными коллегиями Верховного Суда РФ и высшими судами субъектов Федерации, в качестве суда надзорной инстанции по рассмотрению судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

К подсудности верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции закон относит следующие дела:

1) о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья, если судьёй заявлено соответствующие ходатайство, а также уголовные дела особой важности или особого значения, которые Верховный Суд РФ вправе принять к своему рассмотрению при наличии ходатайства обвиняемого;

2) об оспаривании как несоответствующих федеральному закону нормативно правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и объединений;

3) об оспаривании постановления о приостановлении или прекращении полномочий судьи либо прекращении отставки судьи;

4) о приостановлении или прекращении деятельности российских и международных общественных объединений;

5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии российской Федерации по подготовке и провидению референдума Российской Федерации, выборов президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ (за исключением решений, принимаемым по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);

6) по разрешению разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ, переданных Верховному Суду РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции;

7) иные гражданские и административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, которые верховный Суд вправе принять к своему производству по собственной инициативе.

Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам и протестам на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу. Кассационная коллегия Верховного суда РФ рассматривает как суд второй инстанции решения Верховного Суда РФ, принятые им в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу.

Верховный Суд РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения судов общей юрисдикции, вступившие в силу; рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении решений Верховного Суда РФ, вступивших в законную силу.

4. История нотариата в России

С институтом частной собственности связано и развитие нотариата в России. Наличие института собственности необходимо отнести к общим закономерностям становления нотариата во всех странах мира, включая Россию. Нотариат возник как институт, призванный защищать частную собственность и обеспечивать бесспорность имущественных и других прав участников гражданского оборота. По справедливому мнению исследователей правового института нотариата, исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, где присутствуют условия товарного оборота. Поэтому и история развития нотариата в России уходит своими корнями в историю Киевской Руси.

Уже в договорах киевской Руси с Византией, а затем и в Русской Правде право собственности регламентируется достаточно подробно. Однако регламентация здесь еще на прямая, а косвенная – через нормы о защите объектов собственности от преступных посягательств либо о передаче вещей по обязательствам, договорам или наследству. Основными способами приобретения прав собственности были: оккупация (захват), владение по давности, находка, договор и пожалование. Реализация первых трех способов зависела от местного обычая. Договоры купли – продажи, мены, дарения требовали засвидетельствования частными лицами или государственными чиновниками.

Введение христианства на Руси привело к появлению церковного нотариата, поскольку ведению церкви подлежали почти все семейные дела, в том числе: дела по наследству, опеке, утверждению духовных завещаний, разделу наследственного имущества. Как свидетельствуют княжеские уставы, для производства всех этих дел у епископах находились особые лица – владычные тысяцкие и наместники. Некоторые их них разъезжали по подведомственным епископу областям и чинили там «управу». Кроме того, при самом епископе были должностные лица – хранители книг, грамот и делопроизводства. В таком виде на Руси зарождается нотариальное производство.

В великом Новгороде, где торговля и гражданский оборот получили наибольшее развитие, посадники и тысяцкие имели свои печати, которыми заверяли договоры, жалования и другие новгородские грамоты. Это свидетельствует о нотариально – удостоверительном характере действий государственных чиновников.

Устав и «Закон судный людям» князя Владимира содержали ряд установлений, касающихся дел о наследстве, завещаниях, опеке. В частности, эти документы включали требование, по которому завещание имело законную силу, если составлялось не менее чем при семи свидетелях; свидетелями могли быть только люди, заслужившие доверие. Сам завещатель при составлении завещания должен находиться в здравом уме и твердой памяти и назначить душеприказчиков и опекунов, которые бы после смерти исполнили его волю.

Проведенный краткий анализ позволяет сделать вывод, что история российского нотариата уходит своими корнями в Древнюю Русь. Именно тогда в русском праве формировались нормы, касающиеся института нотариата.

В эпоху российского централизованного государства ХV – ХVI вв. нормативно-правовые акты не просто сохранили институт нотариата, но и развили его. Сделки, связанные с переходом прав на отдельные виды имущества (земля, вотчины, холопы), оформлялись подьячими в форме крепостных актов. По совершению крепостного акта сделка записывалась в книгу приказов и с этого момента считалась заключенной. Позднее совершение этих сделок было перенесено в особые присутственные места. Составленные по надлежащей форме и скрепленные надлежащей печатью, эти документы приобретали характер бесспорных документов и имели обязательную силу.

Дошедшие до нас исторические документы той эпохи свидетельствуют о наличии в российском централизованном государстве так называемого сословия площадных подьячих. Это была своего рода корпорация профессиональных писцов, специализировавшихся в совершении сделок за определенную плату. Назначения на эти должности производились по указу царя на основе челобитной, подписанной кандидатом. Характеристику кандидату на должность давали выборные старосты. Площадные подьячие работали под контролем государства. Выборные старосты имели право и обязанность осуществлять контроль за подьячими, «чтобы воровски не писали подставных, заочных крепостей, чтобы в том пошлина не пропадала».

Таким образом, площадные подьячие имели много сходных черт с нотариатом, а главная из них в том, что деятельность площадных подьячих приобрела публичный характер. Согласно указу царя Федора Ивановича от 15 февраля 1597 года, вводилась обязательная справка купчих крепостей в холопьем приказе. Она представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу, а также наличия обременений и запрещений на его продажу. Имущество считалось отчужденным, а право собственности возникало у приобретателя только после записи акта в книгу приказа и приложения печати. Эти правовые нормы свидетельствуют о существовании государственного контроля за деятельностью площадных подьячих. В них во многом уже были заложены элементы, характеризующие современный нотариат.

Об усилении государственного контроля за деятельностью площадных подьячих свидетельствует Соборное уложения в 1649г. Уложение установило более строгую ответственность подьячих за составление ложной наемной кабалы или иной крепости, за заключение сделки под принуждением, а также за попытку ложно обвинить в принуждении к сделке. В частности, за подложную крепость подьячий мог быть подвергнут торговой казни или заключен в тюрьму на полгода; при особо серьезных нарушениях площадным подьячим угрожало отсечение руки, свидетелям – торговая казнь и тюрьма.

Соборное уложение обязывало совершать сделки только через площадных подьячих и при этом составлять соответствующие справки для последующей регистрации в Поместном приказе. Уложение разрешало составлять «на дому» только акты о займе денег и хлеба, сговорные свадебные записи, духовные завещания. Остальные крепости, составленные площадным подьячим, в обязательном порядке записывались в книги соответствующего приказа, за что с подьячих взималась пошлина. Следовательно, Соборное уложение различало значение актов и крепостей домашних и совершенных у площадных подьячих. Приказы стали хранилищами документов о владении недвижимой собственностью. Важно подчеркнуть и такую существенную черту российского нотариата того времени, как разделение функций органов, совершающих сделку, и органов, ее регистрирующих.

В эпоху петровских реформ институт площадных подьячих был упразднен, а их место заняли крепостные писцы. Крепостные документы стали оформляться в Палате крепостных дел, а позднее - в Юстиц-коллегии и у губернаторов.

Во второй половине ХVIII вв., в эпоху Екатерины II, нотариальные функции были возложены на суды. Крепостные акты в тот период совершались в отделениях при палатах гражданских судов и при уездных судах. Сделки делились на крепостные и явочные. Крепостной порядок был учрежден для сделок, связанных с куплей-продажей недвижимости, крепостных крестьян, т. е. наиболее важных объектов купли-продажи. Крепостные акты оформлялись в присутствии судьи для придания им важности. После проверки их правильности они регистрировались в крепостной книги и с этого момента приобретали силу крепостных документов. Что касается сделки, оформленной явочным порядком для иных случаев, то она регистрировалась в крепостной книге без той церемонии, которая сопровождала совершении крепостной сделки.

Таким образом, в ХVIII вв. сложились три порядка заключения договоров – домашний, явочный и крепостной.

В первой половине ХIХ вв. была усовершенствованна система наказаний за нарушение нотариального законодательства. Уголовное уложение 1845г. Предусматривало наказание за совершение заведомо от чьего – либо имени подложных крепостей; за заочное совершение актов от имени отсутствующих, без надлежащей на то от них доверенности, или же лиц вымышленных; за совершение актов задним числом; за подложное засвидетельствование и фальшивую записку актов в шнуровую книгу; за сокрытие, истребление, умышленную потерю шнуровой книги.

Уложение 1845г. Различало неправильные действия чиновников, ведущих крепостные дела, совершенные по неосмотрительности лиц или совершенные с умыслом. В первом случае виновные лица удалялись с должностей, во втором – подвергались уголовным наказаниям. Следовательно, изменения в российском законодательств в части, касающейся ответственности нотариусов, повышали степень защиты собственности со стороны нотариата. Законодательство охраняло нотариальную деятельность от неправомерных действий, тем самым способствуя защите права собственности.

4.1 Понятие нотариата в РФ, его место в системе правоохранительных органов

Нотариат в Российской Федерации – орган, призванный обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, основами законодательства о нотариате защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательным актами нотариальных действий от имени российской Федерации.

Нотариальные действия – юридически значимые действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, должностными лицами местных органов исполнительной власти (при отсутствии нотариуса в данной местности), а также уполномоченными должностными лицами консульских учреждений.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия от имени государства совершают нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений в соответствии с их компетенцией.

Нотариат в РФ имеет определенную систему. Возглавляет её Федеральная нотариальная палата. Она представляет собой некоммерческую организацию, наделенную правом юридического лица после её государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Федеральная нотариальная палата, объединяет юридические лица – региональные нотариальные палаты. При этом членство в Федеральной нотариальной палате является обязательным.

Федеральная нотариальная палата обладает правами юридического лица с полной финансово – хозяйственной самостоятельностью, т. е. имеет рублевые и валютные счета, круглую печать, бланк, штамп, логотип, почтово-телеграфный адрес и иные реквизиты, требующиеся для ведения финансовой и хозяйственной деятельности. Она вправе иметь в собственности здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции и другие ценные бумаги, иное имущество, необходимое для осуществления уставной деятельности.

При возникновении необходимости выполнения уставных задач Федеральная нотариальная палата имеет право вести предпринимательскую деятельности, создавать с этой целью различные предприятия и приобретать необходимое оборудование, при этом ее имущество не облагается налогом на имущество предприятий. Предприятия и учреждения Федеральной нотариальной палаты, обладающие правами юридического лица, имеют право полного хозяйственного ведения или оперативного управления на закрепленное за ними имущество.

Федеральная нотариальная палата осуществляет свою внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность в установленном законом порядке и в определенных ее уставом целях. Она имеет право приобретать, арендовать и отчуждать строения и имущество, приобретать акции и другие ценные бумаги, заключать договоры, получать и предоставлять кредиты, предъявлять и отвечать по искам в судах, в том числе арбитражных и третейских, представлять интересы палаты за рубежом, а также вести другую деятельность, не противоречащую действующему законодательству Российской Федерации и её уставу.

Устав Федеральной нотариальной палаты принимается собранием представителей всех региональных нотариальных палат, входящих в её состав, и регулируется Министерством юстиции РФ.

Все члены Федеральной нотариальной палаты имеют равные права по созданию выборных органов палаты и участию в их работе. Они имеют право участвовать в обсуждении любых вопросов деятельности палаты, обращаться во все её выборные органы, выдвигать своих кандидатов для избрания в исполнительные и контрольные органы. Однако они обязаны соблюдать Основы законодательства РФ о нотариате, закрепленные в них принципы создания и деятельности Федеральной нотариальной платы, а также требования устава палаты. При голосовании каждый член Федеральной нотариальной палаты имеет один голос.

По своей структуре Федеральная нотариальная палата состоит из: собрания (съезд) представителей нотариальных палат, правления Федеральной нотариальной палаты, Президента Федеральной нотариальной палаты и ревизионной комиссии.

Высшим органом Федеральной нотариальной палаты является собрание (съезд) представителей нотариальных палат. Собрание (съезд) представителей нотариальных палат созывается не реже одного раза в год. Собрание правомочно принимать решение, если в его работе участвуют представители не менее двух третей нотариальных палат. Все решения принимаются большинством голосов. Порядок и форма голосования определяется непосредственно на собрании.

Возможно и внеочередное собрание (съезд) представителей нотариальных палат, которое созывается по инициативе правления или одной четверти региональных нотариальных палат.

Собрание (съезд) представителей нотариальных палат может принимать к своему рассмотрению любой вопрос деятельности Федеральной нотариальной палаты. К исключительной компетенции полномочий собрания (съезда) представителей нотариальных палат будут относиться вопросы, связанные с:

· определением приоритетных направлений деятельности Федеральной нотариальной палаты;

· избранием правления, президента и ревизионной комиссии;

· заслушиванием отчетов правления, президента и ревизионной комиссии;

· рассмотрением споров и разногласий, возникших между отдельными региональными нотариальными палатами;

· определением размера членских взносов и других платежей;

· приемом в члены Федеральной нотариальной палаты;

· внесением изменений и дополнений в устав;

· принятием решений о прекращении деятельности и ликвидации Федеральной нотариальной палаты.

Руководит Федеральной нотариальной палатой избранные тайным голосованием на собрании представителей нотариальных палат правление и президент Федеральной нотариальной палаты. Исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты является правление, которое избирается собранием представителей нотариальных палат. Число членов правления также определяется собранием. Правление правомочно принимать решения, если в его работе принимают участие две трети избранных членов. Решения принимаются большинством голосов. Правление нотариальной палатой имеет следующие полномочия:

-созыв собрания представителей нотариальных палат;

-подготовка вопросов, выносимых на рассмотрение собрания;

-определение конкретных путей реализации требований устава4

-организация выполнения решений собрания и требований устава4

-разработка предложений о внесении изменений и дополнений в устав Федеральной нотариальной палаты;

-образование комиссий, секций и других структурных подразделений Федеральной нотариальной палаты;

-подготовка материалов по вопросам, отнесенным к компетенции собрания;

-повышение профессионального уровня и квалификации нотариусов, занимающихся частной практикой;

-осуществление взаимодействия с министерством юстиции РФ и региональными органами юстиции в решении вопросов организации нотариальной деятельности;

-проведение проверок деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой;

-организация взаимодействия с международными организациями нотариусов.

Высшей исполнительной властью обладает президент Федеральной нотариальной палаты. Он руководит работай правления. Президент избирается тайным голосованием, на срок - пять лет. В его функции входит представление Федеральной нотариальной палаты в международных организациях нотариусов, органах государственной власти РФ, хозяйственных и общественных структурах, а также ведения переписки от имени палаты.

Для обеспечения контроля финансово - хозяйственной деятельностью правления и президента на собрании представителей нотариальных палат простым большинством голосов избирается ревизионная комиссия: Кандидаты в состав комиссии делегируются региональными нотариальными палатами по равной квоте, устанавливаемой собранием. Ревизионная комиссий контролирует выполнение уставных требований, оперативную деятельность исполнительных органов Федеральной нотариальной палаты и отчитывается в результатах своей работы перед собранием представителей нотариальных палат.

Промежуточное звено в системе нотариата занимает нотариальная палата. Она является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальная палата наделяется правами юридического лица после государственной регистрации. Она обладает обособленным имуществом, имеет печать со своим наименованием, может от своего имени приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, заниматься производственной, хозяйственной и предпринимательской деятельностью, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах. Палата действует на основе самофинансирования, доходы направляются только на осуществление уставных целей.

Членство в нотариальной палате является обязательной для нотариусов, занимающихся частной практикой, их помощников, стажеров, назначенных на должность в конкретной республике РФ, автономной области, автономном округе, крае, области, а также в городах Москве и Санкт Петербурге. Кроме того, членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желавшие получить лицензию на право нотариальной деятельности, однако для них членство в нотариальной палате является не обязанностью, а правом.

Нотариальная палата является юридическим лицом, организует свою работу на принципах самоуправления. Деятельность нотариальной палаты осуществляется в соответствии с законодательством РФ, республик в составе РФ и своим уставом.

Являясь не коммерческой организацией, нотариальная палата, тем не менее, имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность, если это необходимо для выполнения её уставных задач, например издательскую или учебную. Имущество нотариальной палаты не облагается налогом на имущество предприятий.

Нотариальная палата отвечает по своим обязательствам, принадлежащим им имуществом, на которое по законодательству РФ может быть обращено взыскание. Она не отвечает по обязательствам своих членов, равно как и члены нотариальной палаты не отвечают по обязательствам палаты.

Нотариальная палата может истребовать от нотариуса (лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представление сведений о совершенных нотариальных действия, иных документов, касающихся его финансово – хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях – личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

Должностные лица нотариальной палаты обязаны сохранять тайну совершения нотариальных действий. За разглашение тайны и причинение нотариусу, занимающемуся частной практикой, ущерба виновные несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность правления нотариальной палаты осуществляется на основе коллегиального руководства, гласности, регулярной отчетности перед членами нотариальной палаты.

Непосредственно нотариальные действия в РФ осуществляет государственные и частные нотариусы , действующие на территории соответствующих нотариальных округов.

Нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно – территориальным делением российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территории соответствующего округа.

Нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Рабочее место нотариуса должно быть доступно для всех граждан, желающих попасть к нему на прием.

Если же нотариус совершил нотариальные действия за пределами своего нотариального округа, то оно имеет юридическую силу, однако это не правило, а исключение. Выезжать в другой нотариальный округ допускается законодательством только в случаях в нем нотариуса или крайней необходимости.

Нотариус вправе выехать в другой нотариальный орган для удостоверения завещания в случае тяжелой болезни завещателя при отсутствии в нотариальном округе в это время нотариуса.

Законодательством установлены единые требования для занятия должности нотариуса независимо от того, в какой форме лицо, претендующие на занятие должности нотариуса, будет осуществлять нотариальную функцию – работать в государственной нотариальной кон торе или заниматься частной практикой. На должность нотариуса назначается гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее трех лет, может быть сокращен совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности не зависимо от того, работают ли они в государственной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусом документы имеют равную юридическую силу.

Нотариус имеет право совершать все нотариальные действия, предусмотренными Основами. Исключение составляет случаи, когда конкретной место совершения нотариального действия определенно законодательством РФ или международными договорами. Нотариальные действия могут совершаться нотариусом для всех физических и юридических лиц. Физические и юридические лица по договоренности между собой имеют возможность удостоверить у нотариуса любую сделку, не противоречащую законодательству РФ.

Должностные лица органов исполнительной власти, консульств, а также установленные законом иные должностные лица совершают нотариальные действия на основании имеющихся у них полномочий без лицензий.

Государственные нотариальные конторы образуются Министерством юстиции РФ и его структурными органами, расположенными в соответствующих административно – территориальных образованиях по согласованию с местными органами власти. При этом должны учитываться обеспеченность населения в нотариальных услугах и требования Основ законодательства о нотариате, устанавливающего общий порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса и определения их количества в нотариальном округе.

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен иметь лицензию, которая дает ему право на занятие, при определенных условиях, должности нотариуса.

Лицензию на право нотариальной деятельности выдают органы юстиции в субъектах РФ. Она выдается гражданину РФ, имеющему высшее юридическое образование, прошедшему стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой и успешно сдавшему квалификационный экзамен.

Для определения подготовленности граждан, имеющих высшее юридическое образование и прошедших стажировку, к профессиональной нотариальной деятельности создаются при органах юстиции субъектов РФ квалификационные комиссии, которые и принимают квалификационный экзамен. При Минюсте РФ создается апелляционная комиссия, в которой можно обжаловать решение квалификационной комиссии. В состав этих комиссий входят руководители органов юстиции и нотариальных палат, наиболее высококвалифицированные нотариусы, судьи, научные работники.

Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией, но законодательством республик в составе РФ могут предусматриваться иные сроки пересдачи.

Правовой статус, задачи, функции, полномочия, организационные строения нотариата подробно регламентируются в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года (далее – Основы законодательства нотариата).

Анализ этого основополагающего закона не оставляет сомнений, что нотариат – это правоохранительный институт , имеющий свои самостоятельные: статус, задачи, функции, права, обязанности и ответственность.

Заключение

В наше время государство представляет собой сложную многофункциональную систему – организм, создаваемый для обеспечения баланса интересов между различными группами внутри общества, защиты интересов всего общества в целом, реализации, сохранения и развития присущих данному обществу ценностей.

Одна из важнейших функций государства является защитной, охранной, оборонительной, т.е. функцией по сохранению целостности, жизнеспособности страны, оказанию противодействия всевозможным деструктивным и дестабилизирующим воздействиям как внешнего, так и внутреннего механизма. Без этой важной функции не одно государство не просуществовало бы долго.

Только при наличии дееспособных, эффективных и соответствующих современному состоянию общества и общественных отношений структур, выполняющих задачи его защиты, может быть гарантирована стабильность этого общества, его успешное развитие, реализация его ценностей, целей и задач.

Демократия и свобода личности, права человека и гражданина остаются пустыми словами до тех пор, пока отсутствует надежный и эффективный механизм практической реализации и защиты этих прав и свобод. Как показывает жизнь, при всей значимости самоорганизации народа, роли общественных объединений, только государство через специально создаваемые для этого органы и структуры способно обеспечить всестороннее реальное выполнение задач по защите жизни, чести, достоинства своих граждан, их законных интересов и собственности. Даже частные детективные и охранные органы должны действовать только на основе четко установленных государственных правил и норм, под контролем государственных служб.

Поскольку в России декларировано последовательное превращение страны в правовое государство, указанные структуры должны основывать всю свою деятельность на законе, в соответствии с законом и осуществлять её для реализации существующих правовых норм, их выполнения и соблюдения всеми гражданами, их объединениями и организациями.

Эти самые структуры и получили наименование правоохранительных органов.

Именно правоохранительные органы позволяют контролировать внутри общей совокупности правоохранительных органов те из них, которые ведут повседневную практическую работу по защите прав и интересов граждан и общества от преступных и иных посягательств путем применения законодательно предоставленных им специальных полномочий, используя законодательно установленные для них специальные приемы, методы и средства.

В настоящее время деятельность в сфере правоохранительных органов является многосубъектной. Деятельность каждого из субъектов опирается на определенный массив правовых актов и норм, среди которых можно выделить, по крайней мере, три категории документов:

1. определяющие всю совокупность правоотношений в стране (Конституции РФ, Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы и т.д.);

2. регламентирующие отдельные виды, направления или формы правоохранительной деятельности (законы о оперативно-розыскной деятельности, о частной детективной и охранной деятельности и т.д.);

3. законодательные акты, регулирующие деятельность конкретных структур (закон о Федеральных органах налоговой полиции, закон об органах Федеральной службы безопасности и т.д.).

Для квалифицированного юриста любого профиля требуется достаточно глубокое представление об организации и деятельности, а прежде всего, правовой основе современных правоохранительных органов.

Литература

1. Учебник «Правоохранительные органы», Н.А. Петухов, Г.И. Зароский. Москва 2003 год. Стр. 13-17, стр. 118-132, стр. 468-481

2. Среднее профессиональное образование «Правоохранительные органы». Ю.А. Дмитриев, М.А. Шапкин. Москва «Мастерство» 2002 год. Стр. 178-188.

3. Учебно-справочное пособие «Правоохранительные органы российской Федерации». Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, А.Г. Чернявский. Москва «ДЕЛО и СЕРВИС» 2002 год. Стр. 406-413.

4. Судебная Система России. Издательство «ДЕЛО» Москва 2001 год. Стр. 141-150

5. Прокуратура, адвокатура, нотариат в конституционном праве Российской Федерации. В.В. Гошуляк. Москва «Альфа-М» 2005 год. Стр. 277-282