Курсовая работа: Система и виды наказаний

Название: Система и виды наказаний
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Содержание

Введение. 2

1. Система наказаний в уголовном праве. 4

1.1 Понятие системы наказаний. 4

1.2 Структура и составные части системы наказаний. 8

2. Виды наказаний и их характеристика. 12

2.1 Штраф. 12

2.2 Лишение права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью.. 14

2.3 Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. 17

2.4 Обязательные работы.. 18

2.5 Исправительные работы.. 20

2.6 Ограничение по военной службе. 22

2.7 Ограничение свободы.. 23

2.8 Арест. 25

2.9 Содержание в дисциплинарной воинской части. 27

2.10 Лишение свободы на определённый срок. 28

2.11 Пожизненное лишение свободы.. 30

2.12 Смертная казнь. 31

Заключение. 33

Библиографический список литературы.. 35

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что на современном этапе развития нашего общества уголовное наказание, являясь одной из мер государственного принуждения, призвано играть немалую роль в борьбе с преступностью. Социальная необходимость довольно широкого использования наказания в сфере борьбы с преступностью определяется тем обстоятельством, что за последнее десятилетие криминогенная обстановка в стране настолько осложнилась, что в настоящее время преступность представляет собой реальную угрозу социально-экономическому развитию государства и его национальной безопасности. Поэтому правильное определение сущности, содержания и целей наказания, совершенствование системы наказаний и деятельности органов и учреждений, их исполняющих, является одной из актуальнейших задач правовой науки и практики борьбы с преступностью.

Система наказаний не является абстрактной категорией, а является продуктом человеческой деятельности, которая призвана собой регулировать общественные отношения. Проблема "преступление-наказание" существовала всегда, со времен появления человека и сохранялась до наших времен. До сих пор ученые всего мира стараются ее усовершенствовать, тем самым решить проблему преступности.

Рассматривая систему уголовных наказаний как категорию, входящую в более обширную систему наказаний, являясь ее составной частью, можно сказать, что она взаимодополняет ее и воздействует друг с другом.

Эта связь в системе правовых санкций проявляется даже в одинаковых наказаниях различных правовых мер ответственности. Например, и административное, и уголовное законодательство знают такие меры ответственности, как штраф и исправительные работы без лишения свободы.

Вместе с тем, будучи подсистемой системы мер юридической ответственности, система наказаний обладает своими специфическими чертами и качественного и количественного порядка. Ни в одной подсистеме, кроме уголовно-правовой, нет столь суровых мер, таких как: смертная казнь, лишение свободы на длительные сроки. Только применение наказания к виновному лицу влечет судимость в виде установленных законом неблагоприятных последствий.

Применяемые в Российской Федерации уголовные наказания разнообразны и многоплановы. Устанавливая меры государственного принуждения, законодатель в целях предоставления суду возможности при вынесении приговора избрать меру наказания, адекватную характеру совершенного преступления, степени общественной опасности лица, совершившего преступление, максимально способствующую как его исправлению, так и восстановлению социальной справедливости и предупреждению новых преступлений, дает перечень видов наказаний, располагает их в определенном порядке. В отечественной литературе это принято называть системой уголовных наказаний.

Целью курсовой работы является исследование научных основ построения системы видов наказаний по отечественному уголовному праву. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Дать определение понятию системы наказаний по Уголовному Кодексу 1996 г.

Раскрыть структуру и основные составные части системы наказаний.

Дать характеристику видам наказаний.

Объектом исследования является система наказания по действующему российскому уголовному законодательству.

Предмет исследования: виды уголовных наказаний действующей системы наказаний в РФ.

Источниковая база: действующее уголовное законодательство Российской Федерации (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс), другие нормативно-правовые акты, обзоры судебной практики.

1. Система наказаний в уголовном праве

1.1 Понятие системы наказаний

Под системой наказаний понимается исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их сравнительной тяжести.

Система уголовных наказаний может быть сформирована обоснованно и справедливо, если она будет строиться с учетом определенных принципов. Под принципами построения системы наказаний понимаются отправные (руководящие) нормативные положения и научные идеи, которыми следует руководствоваться при построении и совершенствовании системы видов наказаний по отечественному уголовному праву. Принципы построения системы наказаний следует отличать от принципов уголовного права (уголовной ответственности);

При построении системы наказаний необходимо руководствоваться следующими отправными положениями (принципами) как то[1] :

1) Принцип гуманизма, существо которого заключается, прежде всего, в том, что при построении системы наказаний необходимо учитывать фактор силы и периода времени воздействия наказания.

2) Принцип определенности каждого вида наказаний, - существо которого заключается в четком установлении в уголовном законе для них точных размеров и сроков, а также объема лишений и ограничений прав и свобод осужденного;

3) Принцип восстановимости включаемых в систему видов наказаний, - согласно которому осужденный мог бы рассчитывать на возмещение понесенного материального и морального ущерба (возвращение утраченного, возмещение материального ущерба) в случаях судебной ошибки и реабилитации. Этому принципу в настоящее время не соответствует включение в систему наказаний смертной казни. Вероятно, поэтому смертная казнь названа в ч.2 ст.20 Конституции РФ и в ст.59 УК исключительной мерой наказания;

4) Принцип целесообразной и достаточной репрессивности включаемых в систему видов наказаний, - которые должны быть направлены на личность виновного, а не на членов его семьи или близких ему людей. Содержание данного принципа заключается, прежде всего, в том, что наказания, вводимые в систему наказаний, должны обеспечивать целесообразное и достаточно эффективное воздействие именно на личность осужденного, с учетом содеянного, при этом по возможности исключать либо сдерживать моральное и физическое унижение близких виновного;

5) Принцип недопустимости включения в систему видов наказаний, не имеющих ни размера, ни срока, что исключает индивидуализацию наказания судом (ст.48 УК);

6) Принцип экономии при построении системы видов наказаний, - существо которого заключается в подборе и закреплении в УК таких видов наказаний, которые не требуют больших материальных затрат при их исполнении специальными органами государства;

7) Принцип учета исторических традиций законодательства, нравственных и религиозных воззрений народа, - существо которого сводится к требованию сохранять исторически оправдавшие себя на практике виды наказания, соответствующие ожиданиям народа;

8) Принцип справедливости при расположении в данной системе отдельных видов наказаний по признаку их тяжести, - согласно которому необходимо тщательно взвешивать и учитывать представления населения о соотносительной их тяжести при определении места каждому виду наказания в системе видов наказаний;

9) Принцип недопустимости включения в систему наказаний, так называемого декларативного характера (т.е. таких, которые ни судьями, ни населением не воспринимаются в качестве вида наказания и поэтому не применяются на практике);

10) Принцип использования опыта зарубежных государств;

11) Принцип построения системы наказаний в соответствии (согласии) с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Принципы построения системы видов уголовных наказаний есть ни что иное, как отражение в теории уголовного права основополагающих идей и положений, которыми руководствуются законодатели при построении системы уголовных наказаний в тот или иной исторический период законотворчества. Принципы построения системы наказаний не являются и не могут быть раз и навсегда данными основополагающими идеями (или положениями), они динамичны или изменяемы в зависимости от уголовной политики государства в борьбе с преступностью в тот или иной период его функционирования, целей наказания, религиозных, нравственных воззрений и культуры народа.

Однако они совпадают в одном - всегда более или менее адекватно отражают гуманистичные общечеловеческие ценности (или мировой опыт) в использовании уголовного наказания как средства борьбы с преступностью.

Характерной чертой системы наказаний по уголовному праву России является наличие в ней значительного числа разнообразных видов наказаний и весьма существенных различий между ними.

Система наказаний характеризуется следующими признаками[2] :

Система наказаний состоит только из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может отнесена к уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом.

Перечень наказаний, образующих систему, обязателен для суда. Осуществляя правосудие по конкретным уголовным делам, суд связан системой наказаний и не может выйти за ее пределы, произвольно изменив основания, условия или порядок назначения тех или иных наказаний.

Наказания, входящие в систему, расположены в определенном порядке, образуя собой "лестницу наказаний". Традиционно все наказания в уголовном праве России располагались по принципу от более строгого к менее строгому. В Уголовном кодексе РФ (УК РФ) 1996 г. наказания расположены по принципу от менее строгого к более строгому.

Перечень входящих в систему наказаний является исчерпывающим. Это означает, что на каждый данный момент система наказаний представляет собой завершенное единство. Суд может применить к осужденному только ту меру, которая предусмотрена уголовным законом.

В действующем российском законодательстве этот исчерпывающий перечень наказаний установлен в статье 44 УК РФ:

штраф;

лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность;

лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

обязательные работы;

исправительные работы;

ограничение по военной службы;

ограничение свободы;

арест;

содержание в дисциплинарной воинской части;

лишение свободы на определенный срок;

пожизненное лишение свободы;

смертная казнь.

Все виды наказаний обладают рядом как общих, так и специфических черт, позволяющих классифицировать их по различным основаниям.

1.2 Структура и составные части системы наказаний

Система наказаний, как и любая другая система имеет свою структуру и соответственно свои составные части. В теории уголовного права классификация происходит по определенным признакам: по порядку (способу) их назначения; по субъекту, к которому они применяются; по возможности определения срока; по характеру воздействия, оказываемого на осужденного при их применении.

По порядку назначения наказания подразделяются на три группы:

1) основные;

2) дополнительные;

3) такие, которые могут назначаться как в качестве основных, так в качестве дополнительных (смешанные).

Основные наказания – это те наказания, которые назначаются только самостоятельно и не могут быть присоединены к другим наказаниям. Основные наказания являются наиболее строгими. В качестве такового всегда назначается только один вид соответствующего наказания.

Основными наказаниями являются: обязательные работы, исправительные работы, ограничения свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь.

Дополнительные – это наказания, которые назначаются к основным и самостоятельно назначаться не могут. Дополнительные наказания присоединяются к основному для его усиления, позволяя максимально индивидуализировать наказание исходя из характера и степени общественной опасности совершенного преступления и лица, его совершившего. Следовательно, качество строгости данного наказания отлично от качества строгости основных наказаний. Согласно ч.3 ст.45 единственным дополнительным видом наказания является лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

Однако лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть применено в качестве дополнительного наказания, если это наказание предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК РФ как один из основных видов наказания. [3]

По своей тяжести дополнительное наказание не может превышать основное. Именно поэтому, следуя законодательно установленной "лестнице" наказаний, где лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград определено как наказание более строгое, чем Штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, его нельзя применять вместе с названными наказаниями, если последние назначены в качестве основных.

К смешанным относятся наказания, которые могут назначаться в качестве основных или дополнительных наказаний, - это штраф и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

В качестве основных они могут назначаться в случаях, прямо указанных в санкциях статей Особенной части УК РФ. В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться лишь в случаях, прямо предусмотренных Общей частью УК РФ (ч.4 ст.46), а лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – во всех случаях, когда суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершённого преступления и личность виновного, признает невозможность сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Существование смешанных наказаний не влечёт за собой появление каких-либо особенностей в оценке их меры строгости, т.к в каждом конкретном случае такое наказание рассматривается либо как основное, либо как дополнительное.

В уголовном законе какие-либо другие классификации видов наказаний не предусмотрены, однако доктрине уголовного права они известны. [4] Так, в зависимости от продолжительности оказываемого исправительного воздействия наказания подразделяются на два вида: срочные и одномоментные.

Срочными являются наказания, в которых указан минимальный максимальный срок, на который они могут быть определены по приговору суда. Специальной разновидностью срочных наказаний является пожизненное лишение свободы.

Одномоментные наказания по своему характеру таковы, что не связаны с каким-либо сроком их отбывания. Ими являются штраф, конфискация имущества, лишение специального звания, классного чина и государственных наград и смертная казнь.

Другая видовая классификация предусматривает деление всех наказаний на общие и специальные. Основания выделения таковых является субъект, к которому применяется наказание.

Общие – это те наказания, которые могут быть применены к любому лицу, признанному виновным в совершении преступления (например, лишение свободы на определенный срок).

Специальными называются наказания, применяемые к строго ограниченному законом кругу осужденных, например, к военнослужащим.

Наиболее значимой классификацией из тех, что разработаны доктриной уголовного права, является классификация наказаний в зависимости от объёма карательного воздействия (характера карательных элементов). В зависимости от этого все наказания могут быть подразделены на три группы:

1) наказания, не связанные с изоляцией осуждённого от общества;

2) наказание, связанные с изоляцией осуждённого от общества;

3) исключительное наказание - смертная казнь.

2. Виды наказаний и их характеристика

2.1 Штра ф

Штраф является наиболее мягким видом наказания и в системе наказаний он стоит на первом месте. В качестве основного наказания штраф назначается, как правило, за преступления небольшой и средней тяжести, однако, в некоторых случаях в виде такового он может назначаться и за тяжкие преступления (ч.3 ст.158, ч.3 ст.159 УК и т.д.). В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться как в качестве альтернативы (ч.3 ст.141, ч.2 ст.161 УК), так и как обязательное дополнительное наказание (ч.2 ст.162, ч.2 ст.175 УК).

С учетом изменений и дополнений, внесенных в УК Федеральным законом от 08.12.03 N 162-ФЗ, штраф назначается в твердой денежной сумме в размере от 2500 до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Вместе с тем наиболее крупный размер штрафа (от 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет) согласно ч.2 ст.46 может назначаться только за тяжкие или особо тяжкие преступления.

Наказание в виде штрафа должно быть таким, чтобы была возможность его реально исполнить. В связи с этим законом расширены основания, которые должны быть выяснены судом и учтены при назначении штрафа. Размер штрафа, как указано в ч.3 ст.46, определяется с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Суду предоставлено право назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями в срок до трех лет. Исходя из смысла закона, такая рассрочка может быть предоставлена осужденному как при постановлении приговора, так и в порядке исполнения указанного наказания.

Порядок такого исполнения наказания в виде штрафа определен ст.31 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК), в ч.3 которой указано, что при рассрочке выплаты штрафа осужденный обязан в течение тридцати дней со дня вступления приговора в законную силу уплатить первую часть штрафа. Последующие части штрафа осужденный обязан уплачивать ежемесячно не позднее последнего дня каждого последующего месяца.

Важно, чтобы уплата штрафа при его рассрочке не продолжалась более указанных в законе трех лет.

Закон предусматривает возможность такого поведения осужденного, которое рассматривается как злостное уклонение от уплаты штрафа. Под злостным уклонением от уплаты штрафа понимаются случаи, когда осужденный, имея возможность уплатить штраф, не делает этого, несмотря на предупреждение судебного пристава-исполнителя, например, увольняется с работы, скрывает свои доходы и имущество от описи либо уже описанное имущество, на которое может быть обращено взыскание штрафа. Законом определен порядок замены штрафа в отношении осужденного, злостно уклоняющегося от его уплаты. При уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется наказанием, установленным санкцией соответствующей статьи Особенной части УК, по которой штраф был назначен.

Ни УК, ни УИК не устанавливают жестких паритетов, которых должен придерживаться суд при замене наказаний. Сейчас этот вопрос оставлен на усмотрение суда. Какой из видов наказания бут назначен в качестве замены штрафа, определяет суд при вынесении определения (постановления) в порядке, установленном ст.396 и п. "а" ч.2 397 Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК).

Наказание в виде штрафа исполняется по месту жительства осужденного. (Исполнительный лист передается судебному приставу-исполнителю по месту жительства, или по месту работы, либо по месту нахождения имущества. При исполнении наказания не по месту жительства (штраф как дополнительное наказание при осуждении к ограничению свободы, аресту, лишению свободы) исполнительный лист направляется администрации исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

2.2 Лишение права занимать определённую должность или заниматься определённой деятельностью

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может применяться в качестве как основного наказания, так и дополнительного[5] .

Значимость этого вида наказания заключается в том, что по приговору суда исключается доступ осужденного к той должности или деятельности, которые были использованы им для совершения преступления.

Законом наложен запрет на занятие должностей на государственной службе, в органах местного самоуправления либо в сфере определенной профессиональной или иной деятельности (ст.47 УК).

Данный вид наказания не следует отождествлять с понятием должностного лица, которое несет уголовную ответственность за совершение должностного преступления. Лишение права заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью предполагает неограниченный круг профессий и иного приложения своих знаний осужденным. Это может быть и механик гаража (ч.1 ст.266 УК), и водитель трамвая (ч.1 ст.264 УК), и программист ЭВМ (ч.1 ст.274 УК), а также лицо, которое работает в коммерческой и иной организации и несет ответственность за совершение преступлений, предусмотренных ст. 201-204 УК.

Сроки назначения данного вида наказания зависят от того, каким оно является в конкретной ситуации - основным или дополнительным (ч.2 ст.47 УК).

Как правило, указанный вид наказания применяется в качестве основного и дополнительного в случаях, когда это прямо указано в санкции статьи Особенной части УК. В то же время этот вид наказания может назначаться как дополнительное наказание и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление. Такое решение судом может быть принято, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного будет признано невозможным сохранение за осужденным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Например, за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, совершенное педагогом или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, по признаку применения насилия или угрозы его применения предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до шести лет (ч.3 ст.151 УК). Дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в отличие от ч.2 ст.151 УК, здесь не предусмотрено. При указанных выше обстоятельствах (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного и т.п.) суд может признать невозможным сохранение за осужденным, например, права заниматься педагогической деятельностью и принять решение о лишении его права заниматься такой деятельностью на срок до трех лет.

Это положение нашло отражение в Постановлении Пленума Верховного суда РФ, который разъяснил, что суд вправе применить к лицу, совершившему преступление в связи с занимаемой должностью или при занятии определенной деятельностью, в качестве дополнительного вида наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью независимо от того, что указанный вид наказания не предусмотрен санкцией закона, по которому осужден виновный, с приведением в описательной части приговора мотивов принятого решения. При этом не имеет значения, выполняло ли лицо соответствующие обязанности постоянно или временно, по приказу или распоряжению соответствующего должностного лица. [6]

Также в Уголовном Кодексе указаны и сроки исчисления данного вида наказания, когда оно назначено как дополнительное наказание. В частности, если дополнительное наказание назначается к основному наказанию, отбываемому реально (ограничение свободы, арест, лишение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части), то срок его исчисления начинается с момента окончания реально отбытого наказания.

Если же этот вид наказания как дополнительный назначается к обязательным работам, исправительным работам, при условном осуждении, его срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу.

Например, при назначении наказания по ч.1 ст.263 УК в виде двух лет лишения свободы с лишением права управлять транспортным средством в течение трех лет течение срока исполнения дополнительного наказания начнется после отбытия двух лет лишения свободы или после решения вопроса об условно-досрочном освобождении от основного наказания, если при этом не решен вопрос о полном освобождении от отбывания дополнительного наказания (ч.1 ст.79 УК).

Если же лишение свободы будет назначено условно (ст.73 УК), то исчисление срока дополнительного наказания пойдет параллельно с исчислением срока отбывания основного наказания. Если в таком случае условное осуждение отменяется в связи с совершением нового преступления или отменой условного осуждения по другим указанным в законе основаниям, то дополнительное наказание считается отбытым, если к моменту отмены условного осуждения истек срок этого наказания. Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью при назначении его в качестве основного наказания или в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или при условном осуждении исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного. Эта функция уголовно-исполнительной инспекции закреплена в п. "а" ст.4 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729.

2.3 Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

Данное наказание может назначаться только как дополнительное и только при осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. В санкциях статей это наказание не указывается. При этом необходимо учитывать, что суд может принять такое решение только после тщательного изучения личности осужденного и обязательного изложения в приговоре мотивов принимаемого решения (ст.48 УК).

Основной карательный элемент данного наказания представляет собой, во-первых, морально-психологическое воздействие на осуждённого (отмена государственного признания прошлых заслуг лица), а во-вторых, лишение его соответствующих льгот и преимуществ, что позволяет относить его к разряду наказаний имущественного характера.

При назначении и исполнении лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград у осуждённого аннулируются специально предусмотренные законом определённые карьерные, экономические и социальные преимущества, установленные для лиц, имеющих специальное, воинское или почётное звание, классный чин или государственную награду.

Суд может самостоятельно по приговору лишить осужденного любого воинского, специального или почетного звания, классного чина и государственной награды, независимо от того, какой орган или какое должностное лицо присвоили это звание, чин или удостоили награды.

Вопрос о лишении званий может решаться как в отношении лиц, состоящих на службе, так и ушедших в запас или отставку. Суд не вправе лишать осужденного ученых степеней и ученых званий. О лишении осужденного звания, чина или награды суд сообщает органу, присвоившему это звание, чин или награду, направляя копию приговора по вступлении его в законную силу.

Одновременно направляются награды и документы к ним.

2.4 Обязательные работы

Наказание в виде обязательных работ в определенной степени появилось в УК и УИК РФ как аналогичное широко распространенному в мире правовому институту – общественные работы. Применение общественных работ рекомендуется во многих международных правовых актах, рассматривающих вопросы использования альтернативных лишению свободы наказаний.

Этот вид наказания заключается в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст.49 УК). По своему карательному содержанию обязательные работы близки к исправительным работам, но несколько уступают им по объему правоограничений. Обязательные работы могут быть назначены только в качестве основного наказания.

УИК устанавливает, что обязательные работы применяются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов.

Основным условием исполнения и отбывания наказания в виде обязательных работ является привлечение осужденного к общественно полезному труду.

Работы могут быть любого качества, в том числе и трудоемкие, они не связаны с основной работой и специальностью осужденного, от их выполнения осужденный не может отказаться без уважительных причин. Обязательные работы не должны унижать честь и достоинство осужденного или носить характер мучения.

Выходные дни и предоставление осужденному очередного отпуска по основному месту работы не приостанавливают исполнение наказания в виде обязательных работ. Выполнение обязательных работ во время очередного отпуска является одним из карательных элементов данного наказания.

В то же время осужденный не может привлекаться к отбыванию обязательных работ во время болезни либо возникновения какой-либо ситуации, препятствующей исполнению данного вида наказания. Приостанавливается исполнение наказания и при невыходе осужденного на обязательные работы по неуважительным причинам. В последнем случае для него могут наступить негативные последствия, предусмотренные ст.29 УИК.

В случае злостного уклонения от отбывания обязательных работ, они могут быть заменены ограничением свободы, арестом или лишением свободы. При замене обязательных работ другими видами наказания, отбытый срок обязательных работ засчитывается в срок отбывания этих видов, исходя из расчетов, установленных ч.3 статьи 49 УК.

Исполнение наказания в виде обязательных работ связано с применением физического труда и выполнением физических работ. В силу этого в ч.4 статьи 49 перечислены категории граждан, к которым не могут быть применены обязательные работы. Категории таких лиц значительно сужены по сравнению с прежней редакцией этой части статьи.

В эти категории перестали входить инвалиды II группы. Вместе с тем в ч.3 ст.26 УИК указывается, что если осужденный признается инвалидом I или II группы, уголовно-исполнительная инспекция направляет в суд представление об освобождении его от дальнейшего отбывания наказания. Представляется, что исходя из этого обстоятельства, суды не должны назначать обязательные работы лицам, у которых на момент постановления приговора установлена II группа инвалидности.

В случае наступления беременности женщины, которой будет назначено наказание в виде обязательных работ, инспекция направляет в суд представление об отсрочке ей отбывания наказания. Представляется, что в этих случаях возможно и освобождение женщины от наказания в связи с изменением обстановки (ст.80.1 УК).

2.5 Исправительные работы

Согласно Федеральному закону от 08.12.03 N 162-ФЗ исправительные работы могут быть назначены только осужденному, не имеющему постоянного места работы, и отбываются в местах, определяемых органом местного самоуправления в районе места жительства осужденного.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания и могут быть назначены на срок от двух месяцев до двух лет. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ определен ст.39-46 УИК.

Согласно ст.50 УК исправительные работы отбываются по месту работы осужденного. УИК конкретизирует эту норму, указав на основное место работы. Такая конкретизация предопределена прежде всего тем, что карательное содержание рассматриваемого наказания заключается не столько в количестве взыскиваемых денег, сколько в самом факте наличия такого ограничения прав осужденного, как производство удержаний из его заработка.

Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства от 5 до 20% каждый месяц.

Статья 40 УИК устанавливает ряд условий отбывания наказания, которые осужденный к исправительным работам обязан соблюдать. Названные условия носят как общий, так и специфический для данного вида наказания характер. Часть из них не содержит элементов кары и адресована непосредственно осужденному, другая выражает карательное содержание наказания.

К условиям общего характера относятся обязанности осужденного: соблюдать установленный порядок отбывания наказания; добросовестно относиться к труду.

К специфическим условиям отбывания наказания в виде исправительных работ отнесены: обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного уголовно-исполнительной инспекцией; производство удержаний из заработка осужденного; запрет увольнения осужденного с места работы по собственному желанию.

Объединяющими признаками перечисленных условий отбывания наказания являются их обязательность и наступление для осужденного негативных последствий в случае их нарушения.

Закон устанавливает, что в срок отбывания наказания засчитывается время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохранялась заработная плата. Сюда входит время: болезни, за исключением случаев, когда это время не засчитывается в срок отбывания исправительных работ; предоставленное для ухода за больным; нахождения в очередном и дополнительном отпусках; проведенное в отпуске по беременности и родам; участия в судебном разбирательстве в качестве свидетеля; когда в силу объективных причин осужденным работникам сельского хозяйства не предоставлялась работа и общее количество отработанных дней при этом было не ниже установленного по ходатайству годового минимума по отдельным его периодам. Время, в течение которого осужденный официально был признан безработным, также включается в срок отбывания наказания.

Не засчитывается в срок отбывания наказания время, в течение которого осужденный не работал (за исключением специально оговоренных случаев) и ему не выплачивалась заработная плата, в том числе время нахождения в отпуске без сохранения заработной платы; время прогула; время болезни, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением; время отбывания административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также содержания под стражей в порядке меры пресечения за совершение нового преступления.

За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ предусмотрено взыскание в виде письменного предупреждения о замене исправительных работ другим видом наказания. В соответствии с ч.4 ст.50 УК таким видом наказания могут быть ограничение свободы, арест либо лишение свободы.

Исправительные работы не применяются к инвалидам I группы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет.

2.6 Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе - новое наказание в уголовном законодательстве, связанное с определенными ограничениями военнослужащего, касающимися его непосредственной службы, а также его материального положения. Ограничение по военной службе может быть назначено военнослужащему, проходящему службу по контракту, за совершение преступлений против военной службы; к военнослужащему, проходящему службу по призыву, указанный вид наказания применяться не может.

Ограничение по военной службе может быть назначено вместо исправительных работ, однако только в том случае, если они предусмотрены соответствующей статьей Особенной части УК; например, военнослужащий осужден не за воинское преступление, а по ч.1 ст.167 УК (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), за которое предусмотрено наказание в виде исправительных работ сроком до одного года. Суд в этом случае может назначить вместо исправительных работ ограничение по военной службе на тот же срок.

Особенность этого вида наказания заключается в том, что из денежного содержания осужденного производится удержание в доход государства в размере, не превышающем 20%; во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Контроль за исполнением наказания в виде ограничения по военной службе возлагается на командира воинской части, который обязан в течение трех дней после получения копии приговора и распоряжения о его исполнении издать приказ, установив в нем порядок исполнения приговора, о чем извещается в последующие три дня суд, постановивший приговор. В суд также направляется копия приговора. Полностью порядок исполнения приговора в виде ограничения по военной службе указан в ст.143-148 УИК.

2.7 Ограничение свободы

Ограничение свободы представляет собой новый вид наказания, ранее не известный уголовному и уголовно-исполнительному законодательству. Этот вид наказания конкурирует с лишением свободы в колониях-поселениях. Если сравнить соответствующие положения главы 8 УИК РФ, регулирующие порядок и условия отбывания наказания в виде ограничения свободы и ст.129 УИК РФ, определяющей условия отбывания лишения свободы в колониях-поселениях, то видно, что они практически идентичны.

Элемент конкуренции проявляется и в том, что одной и той же категории лиц, например, осужденным за неосторожные преступления, с равным основанием может быть назначен и тот, и другой вид наказания (п. б) ч.2 ст.53 и п. а) ч.1 ст.58 УК РФ) на срок до пяти лет, что неизбежно породит трудности в судебной практике.

Для лиц, совершивших умышленные преступления, при назначении наказания в виде ограничения свободы имеется определенное условие - оно может назначаться только тем из них, которые не имеют судимости, сюда же относятся лица, у которых судимость снята или погашена в установленном законом порядке (ч.3 и 6 ст.86 УК); к осужденным же за преступления по неосторожности ограничение свободы может применяться и при повторном совершении ими неосторожного преступления. Ограничение свободы также может быть применено: при осуждении лица впервые при совокупности умышленных преступлений; при совокупности умышленного и неосторожного преступлений; при совокупности неосторожных преступлений.

При всех указанных вариантах ограничение свободы по совокупности назначается, если за каждое из преступлений, входящих в нее, назначается ограничение свободы или более мягкое наказание (при применении принципа поглощения менее строгого наказания более строгим - ч.2 ст.69 УК), либо при сложении назначенных наказаний в виде ограничения свободы (ч.2 и 3 ст.69 УК). Порядок отбывания ограничения свободы регулируется ст.47-60 УИК.

При ограничении свободы осужденные отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах. Они находятся под надзором и обязаны, в частности, работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра, постоянно находиться в пределах исправительного центра и не покидать его без специального разрешения, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и без разрешения не покидать их в ночное время. Осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим семью, может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади.

Злостным уклонением от отбывания ограничения свободы признаются: самовольное (без уважительных причин) оставление осужденным территории исправительного центра; невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания; оставление места работы или места жительства.

Время, в течение которого осужденный уклонялся от отбытия наказания (самовольное оставление учреждения или отказ от работы и т.д.), не засчитывается в срок отбывания наказания.

Ограничение свободы связано не только с выполнением физического труда, но и с другими основаниями, ограничивающими труд отдельных категорий граждан. В силу этого в ч.5 статьи 53 УК приводится гораздо больший, по сравнению с обязательными и исправительными работами, круг лиц, к которым ограничение свободы не может быть применено.

2.8 Арест

Арест как вид наказания отличается от лишения свободы не только своей продолжительностью, но и условиями его отбывания. Арест есть своего рода напоминание преступнику о том, что значит уголовное наказание, что за этим видом наказания может последовать и длительное лишение свободы.

Строгая изоляция от общества при аресте заключается в том, что осужденным не предоставляется свиданий, за исключением свиданий с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, не разрешается передвижение без конвоя. Арест устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца.

Арест может быть назначен не только в случае, когда он предусмотрен в качестве основного (обычно альтернативно) наказания в санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за соответствующее преступление, но и в случае замены обязательных работ или исправительных работ (в случае злостного уклонения от их отбывания), а также (вместо лишения свободы) при назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст.64), и при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.80).

Лица, осужденные к аресту, отбывают наказание по месту осуждения в арестных домах. Как правило, отбывание всего срока наказания осужденным осуществляется в одном арестном доме. Перевод из одного арестного дома в другой допускается лишь в случае болезни либо для обеспечения личной безопасности осужденного, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном арестном доме.

Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста установлены УИК (ст.68-72).

Поскольку арест не предполагает привлечения осужденных к активному труду, этот вид наказания может применяться к любой категории осужденных. Однако, исходя из того, что осужденные к аресту содержатся в условиях строгой изоляции, законодатель, руководствуясь принципом гуманизма, при назначении этого вида наказания предусмотрел возможность не применять арест к лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет.

2.9 Содержание в дисциплинарной воинской части

Применение этого наказания даст возможность военнослужащим, совершившим преступления небольшой тяжести, отбывать наказание, одновременно выполняя обязанности военной службы[7] .

Согласно УК наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части содержит несколько новых положений:

во-первых, этот вид наказания может быть назначен только военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (срочная служба), а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву;

во-вторых, содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащим за совершение преступлений против военной службы;

в-третьих, указанное наказание назначается на срок от трех месяцев до двух лет, а также в тех случаях, когда характер преступления и личность виновного свидетельствуют о возможности замены лишения свободы на срок не свыше двух лет содержанием осужденного в дисциплинарной воинской части на тот же срок.

Последнее положение свидетельствует о том, что содержание в дисциплинарной воинской части возможно и для осужденных военнослужащих, совершивших не только преступления против военной службы, но и иные преступления, срок наказания за которые ограничен двумя годами лишения свободы.

2.10 Лишение свободы на определённый срок

Лишение свободы сопряжено с возложением на осужденного определенных и достаточно серьезных правоограничений, существенно изменяющих правовой статус лица. Оно лишается права передвижения, ограничивается в распоряжении своим временем, в общении с друзьями и близкими и т.д. Правоограничение заключается также в ограничении возможности выбора вида трудовой деятельности, регламентации времени работы и отдыха. Это наказание предполагает и исправительно-трудовое воздействие на осужденного, осуществляемое посредством содержания его в условиях определенного режима, привлечения к труду, проведения с ним воспитательной работы.

По некоторым преступлениям, относящимся к категории небольшой тяжести, по большинству преступлений, относящимся к категории средней тяжести, лишение свободы на определенный срок является альтернативным видом наказания, и это наказание, как правило, должно назначаться в тех случаях, когда иными, более мягкими видами наказания исправление осужденного становится невозможным.

По абсолютному большинству тяжких преступлений и по всем преступлениям, относящимся к категории особо тяжких, лишение свободы на определенный срок - единственный вид наказания, поскольку указанные категории преступлений представляют собой повышенную общественную опасность и лица, их совершившие, должны быть изолированы от общества в целях профилактики и недопущения совершения ими новых преступлений.

К исправительным учреждениям, в которых отбывается наказание в виде лишения свободы относятся колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима, а также тюрьмы. [8]

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных создаются лечебно-профилактические учреждения: больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией - лечебные исправительные учреждения.

Эти виды учреждений выполняют функции исправительных учреждений в отношении находящихся в них осужденных и в них сохраняется порядок отбывания наказания, установленный для исправительных учреждений УИК.

Уголовным Кодексом установлен срок наказания в виде лишения свободы: минимальный - два месяца, максимальный - двадцать лет; это означает, что, если в санкции статьи Особенной части УК не указан нижний предел лишения свободы, срок такого наказания не может быть меньше двух месяцев. В то же время если лишение свободы назначено взамен других видов наказания, то, исходя из оставшегося срока отбытия наказания, срок лишения свободы может быть и менее двух месяцев.

Например, в связи со злостным уклонением осужденного от отбывания наказания в виде трех месяцев исправительных работ этот вид наказания ему может быть заменен на один месяц лишения свободы (ч.3 ст.50 УК).

Порядок и условия отбывания наказания в виде лишения свободы на определенный срок определяются УИК (ст.73-125 и 128-131).

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, где они проживали или были осуждены. Если это по каким-то причинам невозможно, то осужденные отправляются в ближайшие исправительные учреждения.

2.11 Пожизненное лишение свободы

Пожизненное лишение свободы – новый вид основного наказания в российском законодательстве. Включение пожизненного лишения свободы в систему наказаний отражает и тенденции развития уголовной политики, учитывает состояние преступности в стране, ее динамику и структуру, которые, как известно, неблагоприятны и характеризуются в последние годы интенсивным ростом тяжких и особо тяжких преступлений насильственного, корыстно-насильственного и корыстного характера. Сложившаяся криминогенная ситуация во многом обусловила и введение наказания в виде пожизненного лишения свободы.

Высокие карательные свойства пожизненного лишения свободы, детерминированные содержанием осужденных в условиях особо строгой изоляции, ограничивают его применение. Вопрос о его назначении возникает тогда, когда суд сочтет возможным не применять к осужденному исключительной меры наказания. Пожизненное лишение свободы применяется только как альтернатива смертной казни за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, и может назначаться в случаях, когда суд сочтет возможным не применять смертную казнь (ч.1. ст.57 УК). Кроме того, пожизненное лишение свободы может быть применено при замене в порядке помилования смертной казни (ч.3. ст.59).

Практика исполнения пожизненного лишения свободы, свидетельствует, что имеется немало трудностей в реализации этого вида наказания. Они, прежде всего, обусловливаются контингентом осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. Он крайне негативен по социально-психологическим и психиатрическим, криминологическим и уголовно-правовым признакам, что предполагает применение в местах отбывания наказания строгих мер по обеспечению изоляции и жестких условий их содержания, применения к ним комплекса мер медико-психологического и психиатрического характера с целью предупреждения с их стороны новых преступлений.

2.12 Смертная казнь

Смертная казнь остается в УК исключительной мерой наказания.

Право на жизнь - конституционное право человека и гражданина (ст.20 Конституции), и лишен он этого права может быть только в исключительных случаях по решению суда при совершении особо тяжких преступлений против жизни.

Смертная казнь по УК предусмотрена по пяти составам преступлений: умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.105); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277); посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст.295); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст.317) и геноцид (ст.357).

Порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни предусмотрены гл.23 УИК (ст.184-186).

Смертная казнь не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилетнего возраста.

С учетом того, что Россия в январе 1996 г. была принята в Совет Европы, возник вопрос о разработке и принятии законов о приостановлении исполнения приговоров, по которым назначена смертная казнь, а в дальнейшем - об отмене смертной казни, поскольку в соответствии с Конституцией смертная казнь является временной мерой наказания и применяется впредь до полной ее отмены (ч.2 ст.20 Конституции).

Президентом РФ 16 мая 1996 г. был издан Указ N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".27 февраля 1997 г. Президентом РФ издано распоряжение N 53-рп "О подписании Протокола N 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ", и 5 мая 1997 г. этот протокол от имени Российской Федерации подписан постоянным представителем России в Совете Европы. Протокол N 6 к Европейской конвенции рекомендует отмену смертной казни в государстве в мирное время.

Согласно ст.176 УИК осужденный к смертной казни (как и осужденные к иным видам и мерам наказания) вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. При этом законом не установлены какие-либо сроки такого обращения.

Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме " Система и виды наказаний" можно сделать ряд выводов:

Понятие системы наказаний можно изложить как предусмотренный уголовным законом обязательный исчерпывающий перечень видов наказаний определённого содержания, имеющих чётко определённое соотношение между собой и расположенных в определённой последовательности от менее строгих наказаний к более строгим.

Система наказаний – это не просто набор мер государственного принуждения, а разумная система взаимосвязанных мер, подчиненных идее наиболее эффективного достижения целей уголовного наказания.

Комплексный подход при рассмотрении закрепленных в уголовном законодательстве Российской Федерации видов уголовных наказаний свидетельствует о наличии определенной системности данного объекта. Установленные в отечественном законодательстве наказания разнообразны и многоплановы. Часть из них имеет долговременной характер процесса исполнения, другие ограничиваются разовыми действиями. Ряд наказаний связан с лишением или ограничением свободы, большинство не имеет такого карательного воздействия. Между ними имеются связи различных видов и форм

Можно констатировать, что существуют наказания, которые однозначно не могут сочетаться между собой, другие допускают сочетание с определёнными наказаниями, а есть такие, которые без сочетания с другими наказаниями сочетаться не могут. Например, лишение свободы на определённый срок и исправительные работы – наказания не сочетаемые, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью и арест – сочетаемые, а такое наказание, как лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, может назначаться только в сочетании с иным наказанием.

Библиографический список литературы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Уголовный Кодекс РФ. Федеральный закон Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06. 1996 (в ред. Федерального Закона от 06.12. 2007 N 335-ФЗ ).

3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01. 1997 г. № 1-ФЗ. (в редакции от 09.05. 2005 N 47-ФЗ).

4. Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. N 724 "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы".

5. Положение о дисциплинарной воинской части. Утверждено постановлением Правительства РФ от 04.06.97 N 669.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 40 " О практике назначения судами уголовного наказания".

7. Дядькин Д.С. Система и виды наказаний применительно к теории их назначения. . // Вестник ОГУ. -2006. - №3.

8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред.В.М. Лебедев – 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Ответственный редактор А.И. Рарог. – М., 2005.

10. Коршиков И.В., Щербаков В.В. Уголовное право. Общая часть. Учебное пособие. - Самара: Издательство "Самарский университет", 2000.

11. Курс уголовного права. Том 2. Общая часть. Учение о наказании /Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. - М.: Юрайт, 2002.

12. Судебная практика к Уголовному кодексу Российской Федерации / Сост. С.В. Бородин. Под общ. ред.В.М. Лебедева. – М.: Спарк, 2001.

13. Уголовное право России: учебник для вузов. В 2-х т. / Под ред. проф.А.Н. Игнатова и проф. Ю.А. Красикова. - М.: НОРМА, 2000.

14. Уголовное право. Практический курс: Учебное пособие. / Под общей редакцией А.Г. Сапрунова. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005.


[1] Уголовное право. Практический курс: Учебное пособие. / Под общей редакцией А.Г. Сапрунова.- М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2005. С.78.

[2] Курс уголовного права. Общая часть.т.2 / Под ред. Н .Ф. Кузнецоавой, И. М. Тяжковой.- М, 2002.-С.22.

[3] Ст.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 40 « О практике назначения судами уголовного наказания».

[4] Дядькин Д.С. Система и виды наказаний применительно к теории их назначения..// Вестник ОГУ.-2006.- №3.

[5] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации./(отв.ред.В.М.Лебедев – 3-е изд.,доп. и испр.- М.:Юрайт-Издат, 2004.С.124.

[6] Ст.25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 г. N 40 « О практике назначения судами уголовного наказания».

[7] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации./ Ответственный редактор А.И. Рарог. – М., 2005. С.200.

[8] Федеральный закон от 09.03.01 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации"