Контрольная работа: Основные направления демографической политики. Показатели демографической ситуации

Название: Основные направления демографической политики. Показатели демографической ситуации
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Налогообложения и учета

(кафедра)

Демография

(дисциплина)

Письменное контрольное задание для студентов и слушателей дистанционного обучения

Студент

Группа

Дата

Подпись

Преподаватель

Дата

Оценка

Подпись

Новосибирск 2008


1. Расчетно-аналитическая часть

Численность населения. Численность населения в Волгоградской области постоянно снижается начиная с 1995 года - тогда она составляла 2 миллиона 738 тысяч человек. Вместе с тем, в 2007 году по сравнению с 2006 годом показатель рождаемости увеличился на 8%, а смертности - снизился на 4%. Впервые за последние 15 лет в шести районах Волгоградской области отмечен положительный естественный прирост.

Численность населения Волгоградской области на 1 января 2007г. составляет 2 млн. 620 тыс. человек. Ежегодно численность населения сокращается на 0,7-0,8 процента. На протяжении последних лет сохраняется в одних и тех же пределах соотношение женщин и мужчин: 53,7 % - доля женского населения, 46,3 % - мужского, городского и сельского населения: 75 % и 25 % соответственно.

Демографическая ситуация в Волгоградской области характеризуется сокращением численности населения: за три года население уменьшилось на 1,3 %.

На фоне снижения общей численности жителей области темпы убыли мужского населения опережают женского на 0,5%. Наблюдается тенденция некоторого прироста населения в репродуктивном возрасте (18-34 года), при этом численность мужчин в этом возрасте на 0,8 % больше.

Численность несовершеннолетних ежегодно сокращалась. В 2005 г. она сократилась к уровню 2004 года на 4 %. (рис. 1).

Рис. 1 Динамика численности населения Волгоградской области за 10 лет

Год Численность населения (в тыс. человек)
1997 2698,4
1998 2720,1
1999 2694,1
2000 2725,4
2001 2709,6
2002 2694,2
2003 2673,1
2004 2655,2
2005 2635,7
2006 2620,0

Рождаемость населения. По состоянию на 1 января 2006 года население Волгоградской области составило 2635,7 тысячи человек, то есть по сравнению с прошлым годом снизилось на 19,5 тысячи. Процесс депопуляции, который начался в нашей области в конце 1991 года, наблюдается до последнего времени. Депопуляция происходит под двойным давлением - низкой рождаемости и высокой смертности. В 2005 году умерших было в 1,7 раза больше, чем родившихся. В начале 80-х годов был осуществлен ряд мероприятий государственной демографической политики, главным из которых было поэтапное введение частично оплачиваемых отпусков по уходу за ребенком, и как следствие этого - увеличился суммарный коэффициент рождаемости, который составил 1,9-2,2, что было близко к простому воспроизводству. С 1991 года этот показатель стал снижаться и составил 1,8, а в 2005 году - всего 1,2. В настоящее время стало наблюдаться небольшое увеличение числа рождений в связи с тем, что в детородный возраст входит поколение 80-х годов, когда произошел некоторый «бум» рождаемости. В настоящее время можно отметить «постарение» рождаемости, так как уровень увеличился в основном в возрастных группах после 25 лет.

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на территории Волгоградской области, начиная с 2000 г., в динамике показателей рождаемости наметилась положительная тенденция. По сравнению с 1999 годом, ставшим «точкой абсолютного минимума», в последующие годы отмечается устойчивый рост абсолютного числа родившихся. В 2006 году родилось 26427 детей (по данным отдела записи актов гражданского состояния), в 2005 году – 25482, в 2004 г. – 25610 детей. По сравнению с 2004 годом в 2006 г. число новорожденных увеличилось на 817 человек, или на 3,2 %.

Отмечается также устойчивый рост абсолютного числа родившихся, а также коэффициента рождаемости: в 2006 году, по сравнению с 2004 годом, коэффициент рождаемости вырос на 0,2 промилле и составил 9,8 промилле. Вместе с тем, суммарный коэффициент рождаемости в 2006 году не превысил 125 родившихся на 100 женщин репродуктивных возрастов. Это значительно ниже уровня, необходимого для численного замещения поколений родителей их детьми или простого воспроизводстванаселения. (рис . 2).

Рис. 2 Рождаемость населения Волгоградской области за 1991- 2000 гг. (на 1000 населения)

Год Рождаемость населения (на 1000 населения)
1991 12,0
1992 10,7
1993 9,6
1994 9,5
1995 9,1
1996 8,6
1997 8,2
1998 8,4
1999 7,9
2000 8,5

Коэффициент смертности населения. В 1992г. по сравнению с 1990г. общий коэффициент смертности у мужчин возрос с 12% до 12,9%, соответственно для женского населения уменьшился с 11,5% до11,4%.

За период с 1991г. по 2000г. во всех районах Волгоградской области наблюдается интенсивный процесс снижения уровня естественного прироста населения. Рост смертности населения Волгоградской области привел к снижению продолжительности жизни с 70,5 лет в 1991г. до 66,1 лет в 2000г.

Показатель смертности за последние годы незначительно снижается. Младенческая смертность снизилась до 11,1 промилле (11,4- в 2005 г.; 14,5 - в 2004г.), перинатальная смертность составила 9,4 промилле (9,3 промилле - в 2005 г. и 11,6 - в 2004 г.). Общая тенденция динамики смертности населения области характеризуется высокой смертностью граждан трудоспособного возраста, среди которых более 80 % составляют мужчины (по данным ГОССТАТа по Волгоградской области, комитета по труду и комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области). Число умерших составило 40105 человек, в 2005 году – 41519, в 2004 г. – 41044 детей. По сравнению с 2004 годом в 2006 году число умерших снизилось на 1026 человек, или на 2,3 %. В структуре смертности основными причинами смерти остаются болезни системы кровообращения (61,1% всех умерших), онкологические заболевания (14,8 %) и несчастные случаи, отравления, травмы (11,1%). От убийств и самоубийств погибло 1066 человек, от несчастных случаев, связанных с транспортными средствами, – 600, и от случайных отравлений алкоголем – 309 человек.

Сложность демографической ситуации проявляется в процессе смертности населения. В настоящее время смертность населения в области несколько повысилась. В 1992г. число умерших по сравнению с предыдущим годом выросло на 1,1 тыс. чел. Общий коэффициент смертности сельского населения выше, чем городского: 13,6% и 11,5% в 1992 г. соответственно. Доля населения старших возрастов увеличивается в 1992г. по области на 21,1%. (рис. 3)

Рис. 3 Динамика смертности населения Волгоградской области за 1991 – 2000 гг. (на 1000 населения).

Год Смертность населения (на 1000 населения)
1991 11,7
1992 12,0
1993 13,8
1994 15,4
1995 14,6
1996 14,4
1997 14,2
1998 14,3
1999 15,4
2000 15,6

Коэффициент младенческой смертности в Волгоградской области за 2008 г. – 11,3.

На величину показателя повлияло повышение младенческой смертности. Если в 1991г. уровень смертности детей в возрасте до года составил 16,3% на 1000 родившихся, то в 1992г. он вырос до 18,6% (в городе- 17,4%, а в селе-21,2%). Обращает внимание рост смертности от неестественных причин.

За последние два года уровень младенческой смертности в Волгоградской области значительно вырос. Самый высокий уровень был зарегистрирован в нескольких районах региона: Клетском (25,5%), Нехаевском (25,3%), Городищенском (22,6%).

Увеличилась младенческая смертность и в областном центре – городе Волгограде. По данным «Социнформбюро», причина этого явления, заключается в том, что оказание помощи будущим матерям в Волгограде не соответствует современным запросам населения.

Одной из основных причин младенческой смертности является отсутствие полноценной подготовки к рождению ребенка, низкая квалификация медперсонала в женских консультациях и роддомах, неоправданное назначение лекарств будущим матерям и младенцам.

Коэффициент рождаемости в Волгоградской области за 2008 г. – 10,2

По итогам первых двух месяцев 2008 года Волгоградская область вошла в пятерку лидеров в Южном федеральном округе по показателю рождаемости. Согласно данным за январь - февраль текущего года в Волгоградской области родилось почти 4,5 тысячи младенцев, что почти на 16% выше аналогичного периода 2007 года, тогда рост составил почти 12%.

Коэффициент фертильности – 2,4

Средний возраст матери в 2002 году составил 25,7, в 2005 году он увеличился до 26,1. Численность женщин фертильного возраста постоянно снижается из года в год, и к 1 января 2006 года составил 710,4 тыс. человек. Сокращение численности женщин фертильного возраста на 1,6% повлекло за собой сокращение рождения на 400 детишек. Возможность рождения реализуется в браке, это 70% всех рождений в 2005 году. Прекращение брака оказывает существенное влияние на общий ход демографических процессов. За последние три года наметилась тенденция к снижению числа разводов. В 2005 году на территории области было зарегистрировано 18,5 тыс. браков и 10,4 тыс. разводов. То есть на каждую тысячу браков пришлось 574 развода против 686 в 2004 году. В настоящее время продолжается увеличение числа родившихся детей у женщин, не состоящих в браке. Это число постоянно увеличивается. Если в 1989 году доля детей вне брака была 13%, то сейчас - 29,7%, и каждый год увеличивается.

Показатели брачности и разводимости. За 2006 год зарегистрировано 19234 браков (по данным отдела записи актов гражданского состояния), в 2005 г. – 18467, в 2004 г. – 17165. К уровню 2004 года показатель заключенных браков возрос в 2006 г. на 12%. 518 браков заключены среди несовершеннолетних.

Это показатель имеет устойчивую тенденцию к снижению: в 2005 году он равнялся 588, в 2004 г. - 615.

В 2006 году зарегистрировано 11609 разводов, в том числе семей, имеющих несовершеннолетних детей, - 6476. Этот показатель по сравнению с 2004 г.(11749) значительно снижался в 2005 г. - на 10 % (10605), а в 2006 г. - всего на 1,2 % (11609). В 2006 г. на 1000 заключенных браков в области приходилось 604 развода (в 2005 г. – 574). Удельный вес семей с несовершеннолетними в общем числе разводов составлял в 2004 г. – 68 %, в 2005 г. – 57 %, в 2006 г. – 56 %.

Отмечено снижение уровня стабильности браков с1991 г. на 29,5%.Увеличение числа разводов на 6,7%. Так в 1991г. на каждые 1000 заключенных браков приходилось 515, а в 2000г. -780 расторгнутых. (рис. 4).

Рис. 4 Показатели брачности и разводимости в Волгоградской области в динамике за 10 лет.

Год Число браков (абс.)

Число разводов

(абс.)

На 1000 населения
браков разводов
1991 23762 12254 9,0 4,6
1992 20348 12328 7,7 4,6
1993 21650 12691 8,1 4,8
1994 20521 14051 7,6 5,2
1995 20351 13672 7,5 5,1
1996 16142 11309 6,0 4,2
1997 17483 11401 6,5 4,2
1998 15721 8996 5,8 3,3
1999 16924 10894 6,3 4,0
2000 16747 13074 6,3 4,9

Коэффициенты миграции.

За последние годы наблюдался интенсивный приток жителей стран Закавказья. Численность лиц чеченской национальности увеличилась в 2,3 раза, азербайджанской почти в 3 раза.

В течение 2006 г. на территорию Волгоградской области через пункты пропуска въехало 24839 иностранных граждан. Большинство из них указали в декларации частную цель въезда. 3970 иностранцев получили разрешения на временное проживание, а 440 граждан – вид на жительство. 8508 человек приняли гражданство РФ.

На начало 2007 года на учете в УФМС числилось 2697 вынужденных переселенцев и три семьи беженцев.

Сложная обстановка, связанная с увеличением потока мигрантов в регион, требует четкой организации работы всех ведомств, на которые возложены обязанности по отслеживанию миграционного процесса, осуществлению контроля за законностью пребывания иностранных граждан в России, исполнением ими требований российского законодательства. По результатам проведенного социологического исследования средняя оценка нелегальной трудовой миграции в области составляет свыше 30 тыс. человек.

Основными нелегальными мигрантами являются выходцы из стран СНГ - 93,7%. Это граждане Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Азербайджана. Остальные 6,3% – в основном, граждане дальнего зарубежья, среди которых преобладают граждане Китая, Вьетнама, Афганистана и других государств (рис. 5).

Рис 5. 1 Коэффициенты миграционного прироста (на 10000 населения).

Год
1989 23
1990 70
1995 129
1997 77
1999 30
2001 13
2003 -11
2005 -11

Рис 5. 2 Доля мигрантов прибывших и выбывших в пределах региона.

Год Доля мигрантов
Прибывших Выбывших
1997 43 54,4
2000 49,3 50,6
2003 54,6 48,9
2005 55,7 50,3

Рис.5.3 Доля мигрантов прибывших и выбывших из других регионов РФ.

Год Доля мигрантов
Прибывших Выбывших
1997 36,3 35,6
2000 36,4 38,7
2003 39,2 44,8
2005 36,8 45,3

Рис. 5.4 Доля мигрантов прибывших и выбывших из-за пределов РФ.

Год Доля мигрантов
Прибывших Выбывших
1997 20,7 10
2000 15,7 9,4
2003 6,2 6,3
2005 7,5 4,4

Соотношение городского и сельского населения. До 1989 года в области шел процесс урбанизации, росло число горожан. А с 1989 по 2002 годы, как показала перепись, этот процесс прекратился. В области за межпереписной период соотношение городских и сельских жителей изменилось в пользу села. И население увеличилось на 109 тысяч человек. Больше всего горожан в Волгограде, Волжском и Камышине.

Так, например, по данным областного комитета статистики численность городского населения Волгоградской области за последние тридцать лет увеличилась на 10%. На рубеже веков соотношение городского и сельского населения в области стабилизировалось, и в целом соответствует общероссийской тенденции. (рис. 6).

Рис. 6 Соотношение городского и сельского населения в регионе в динамике за 10 лет.

Год Городское население Сельское население
1999 1997,6 696,5
2000 2044,8 681,4
2001 2032,2 677,4
2002 1937,3 680,9
2003 1978 695
2004 1991,4 663,8
2005 1976,7 658,9
2006 1973,5 646,5
2007 2010,2 662,9
2008 1969,6 639,1

Прогноз численности населения Волгоградской области на ближайшие 2-3 года.

Экстраполяционный метод основан на прямом использовании линейной и экспоненциальной функций, т.е. данных о среднегодовых абсолютных изменениях численности населения за период или о среднегодовых темпах роста или прироста. Если эти показатели известны, то можно рассчитать численность населения на любое число лет вперед, просто предположив их неизменность на протяжении всего прогнозного периода.

Рt = Р0 + ∆ * t,

где Р0 и Рt - численность населения соответственно в моменты времени 0 и t, ∆ - абсолютный среднегодовой прирост, t - время в годах.

Пусть, например, нам известна численность населения Волгоградской области по данным переписей населения 2002 и 2006 гг. (2694,2 тыс. человек и 2620 тыс. человек соответственно). Определим численность населения Волгоградской области на 2010 г. при предположении неизменности ее абсолютных среднегодовых приростов. Для этого сперва рассчитаем величину абсолютных среднегодовых приростов:

∆ = (2620 – 2694,2) / 5 = - 14,84.

Численность населения Волгоградской области на 2010 г. будет равна:

Р2010 =2620 - 14,84 * 5 = 2545,8 тыс. чел.

Таким образом, за 1991-2000гг. в Волгоградской области сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, которая выражается в уменьшении численности детей, росте лиц пенсионного возраста, уменьшении кол-ва браков и увеличении кол-ва разводов, росте смертности, снижении продолжительности жизни и роста населения области.

В ближайшие 10-15 лет можно прогнозировать еще большее уменьшение доли детей и увеличение доли пенсионеров, что в конечном счете увеличит демографическую нагрузку на трудоспособную часть населения и приведет к негативным экономико-демографическим последствиям.

Полученные данные свидетельствуют о деформации популяционного здоровья в регионе. Интенсивность воздействия процессов, формирующих значение показателей естественного движения (смертность и рождаемость) в области различаются. Если с 1985г. до 1992г. коэффициент смертности стабилизировался на уровне 11,7% и лишь в 1992г. достиг 12,0%, то коэффициент рождаемости неуклонно падает. Значение общего показателя рождаемости менее 16% оценивается как низкий, недостаточный для воспроизводства поколений.

Основной причиной неблагоприятной демографической ситуации, сложившейся в последнее десятилетие в Волгоградско-Волжском регионе, является ухудшение социально-экономических условий жизни, качества окружающей среды, состояния здоровья населения.


2. Практическая часть

2.1 Предложения в сфере семейной политики

Семейная политика представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, организационного, медицинского, психологического и информационно-пропагандистского характера, направленных на создание условий, способствующих наиболее благоприятному выполнению семьей своих функций, на укрепление и развитие института семьи, возрождение семейных ценностей, повышение престижа семейного образа жизни.

Целью семейной должно стать укрепление и развитие социального института семьи, возрождение семейных ценностей и семейного образа жизни, создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих основных функций.

Среди основных задач должны стать:

- улучшение демографической ситуации в Рязанской области;

- создание условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей;

- всестороннее укрепление института семьи как наиболее рациональной формы жизнедеятельности личности и её нормальной социализации;

- максимальное использование трудового и творческого потенциала семьи в развитии общества;

- совершенствование системы социальных гарантий, направленных на повышение благосостояния и стабильности семей с детьми;

- развитие системы учреждений по поддержке семьи и детей в Рязанской области;

- содействие семейному воспитанию, реабилитации и последующей интеграции в общество детей с ограниченными возможностями;

- обеспечение молодой семье возможностей для ее стабильного функционирования и полного выполнения своих функций;

- создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства;

- обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;

- развитие сельских территорий, повышение качества жизни на селе;

- повышение ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей;

- профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства,

- создание условий для реализации права ребенка на воспитание в семье;

- повышение воспитательного потенциала семьи как основного института социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

Необходимо создание условий для экономической самостоятельности семьи, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

- повышение степени доступности жилья для семей, имеющих малолетних детей, включая внедрение ипотеки с отсрочкой (снижением) платежей, предоставление основной части государственных субсидий при рождении ребенка, расширение объемов строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей многодетных семей;

- создание условий для преодоления тенденций снижения уровня доходов и стабилизации материального положения семей, сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;

- материальная поддержка беременных женщин, семей с детьми-инвалидами, неполных, многодетных и малообеспеченных семей.

2.2 Предложения в сфере миграционной политики

Воздействовать на миграционное поведение населения можно, используя весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов управления. Причем в любом государстве это функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется с помощью региональной экономической политики путем воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность.

Административные меры являются эффективными только в случае подкрепления их экономическими стимулами, которые обеспечивают совпадение интересов государства и отдельного гражданина.

Важным элементом бескризисного развития считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Это означает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах.

Рациональное размещение населения, как за счет внутреннего его перераспределения, так и за счет притока извне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других.

Главной целью этой политики является поддержание такого экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности населения и, следовательно, рациональные миграционные потоки, поддерживался баланс населения.

Меры социальной политики выступают на первый план при оказании государственной поддержки тем категориям мигрантов, которые переезжают на новое постоянное или временное место жительства под воздействием преимущественно выталкивающих факторов в экстренном порядке.

Кроме того, применительно к политике в области внешней миграции, необходимо учитывать двусторонние отношения с разными государствами, наличие партнерских и союзнических отношений с ними.

Наиболее тесная взаимозависимость и взаимосвязь существует, как уже отмечалось между миграционными и экономическими процессами, а следовательно, между миграционной и экономической политикой, а с точки зрения территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей. Социально-экономические миграционные процессы находятся в тесной связи с движением капиталов. Экономическая политика, в том случае, если она есть, определяет необходимые региону население и трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.

Рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других. Размещение населения или его перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.

2.3 Предложения в сфере политики по борьбе со старением населения

Одним из способов смягчения неблагоприятных последствий низкой рождаемости и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию. Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру.

Одно из последствий старения населения - рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население.

Миграция и политика, направленная на повышение рождаемости способны замедлить старение населения. Иммиграция могла бы восполнить сокращение численности трудоспособного населения.

Снять остроту на рынке труда поможет гибкая система найма для пожилых людей. Нужна помощь в повышении квалификации людям средних лет. Необходимы серьезные меры по развитию рынка социальных услуг по уходу за пожилыми и детьми.