Дипломная работа: Реклама на медиарынке

Название: Реклама на медиарынке
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: дипломная работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РЕКЛАМА НА МЕДИАРЫНКЕ г. МАГНИТОГОРСКА

Квалификационная (дипломная) работа

по специальности «040201 - Социология»

Научный руководитель:

кандидат философских наук, профессор

Рецензент:

___________________________________

___________________________________

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

Зав. кафедрой политологии

и социологии ___________

«__» ______________200_г.

Магнитогорск 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Реклама как предмет социологического анализа

1.1. Сущность и функции рекламы

1.2. Реклама в системе массовой коммуникации

ГЛАВА II. Специфика рекламы на медиарынке г. Магнитогорска

2.1. Особенности медиарынка г. Магнитогорска

2.2. Реклама на различных медианосителях г. Магнитогорска

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 . Программа социологического исследования

Приложение 2. Инструментарий социологического исследования

Приложение 3. Демонстрационный материал по результатам исследования


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования: реклама прочно вошла в жизнь современного общества. Одним из наиболее динамично развивающихся рынков мира является рекламный. В России согласно скорректированным данным, в 2004году объем рекламыв средствах ее распространения составил 3 млрд 910 млн долл. (ранее сообщалось о 3 млрд 855 млн долл.). Рынок телевизионной рекламыв 2005году вырос на 37% и составил 2 млрд 330 млн долл. (в 2004году - 1,7 млрд долл.). Рынок радиорекламы увеличился на 20% по сравнению с 2004годом и составил 300 млн долл. (согласно уточненным данным, в 2004году - 250 млн долл.). По словам экспертов, оценка этого рынка может быть неточной за счет отсутствия полноценного мониторинга в регионах. В настоящее время доля радиорекламысоставляет порядка 6% от рекламногорынка РФ в целом. Объем наружной рекламыв 2005 году увеличился на 28% - до 910 млн долл. (в 2004году - 710 млн долл.). Объем рекламыв печатных СМИ по итогам 2005года вырос на 16%, продемонстрировав самый низкий уровень прироста среди других сегментов, - до 1 млрд 390 млн долл. (в 2004году - 1,2 млрд долл.). В том числе объем рекламы в журналах в 2005году вырос на 23% - до 580 млн долл., в газетах - на 16% (составил 290 млн долл.). Объем рекламы в рекламных изданиях увеличился лишь на 8% - до 520 млн долл. Кроме того, объем рекламы в интернете в 2005 году вырос на 71% и составил 60 млн долл. (без учета контекстной рекламы, в 2004году, согласно уточненным данным, - 35 млн долл.).

При этом широкое распространение рекламы, отражает ее сущность как многообразного общественного явления современ­ности, не исключая ее подразделения на отдельные виды (отрасли), ограничивающие рекламно-информационную деятельность определенными сферами общественно-эко­номической жизни людей.

Реклама, с одной стороны, доводит до потребителя сведения, необходимые для покупки и использования товаров. С другой, сочетая свою информативность с убедительностью и внушением, оказывает на человека эмо­ционально-психическое воздействие.

В этой связи необходимо изучение рекламной деятельности на медиарынке, тем более что данное понятие недостаточно разработано в научной литературе. Если экономика делает попытки его рассмотрения, то социология ограничивается изучением коммуникативного аспекта медиарынка.

Проблема представленного исследования заключается в анализе медианрынка г. Магнитогорска, включающего анализ медиакомпаний, медианосителей, медиапредпочтений и ценовой политики.

Степень научной разработанности: данная проблема обрела научную разработанность в трудах как зарубежных, так и отечественных исследователей. Среди наиболее значимых работ, посвященных этой проблеме, следует отметить работы таких исследователей:

· Т.В. Науменко – изучение социологии массовой коммуникации,

· Л. Н. Федотова – изучение социологии рекламной деятельности,

· Е.В. Вартанова изучение медиаэкономики зарубежных стран,

· Е. В. Ромат – изучение рекламных технологий,

· Л.А. Пименов, Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцолл, Дж. Эррисон - изучение основ рекламы и рекламной деятельности.

· Т.А. Боронаева - менеджмент рекламы

· Е.В. Ромат – теория и история рекламы

· В.Л. Музыкант - функции, цели, каналы распространения рекламы

Объектом данной дипломной работы выступает медиарынок как элемент системы массовой коммуникации.

Предметом исследования является реклама как сегмент медиарынка.

Цель исследования: охарактеризовать место и роль рекламы на медиарынке.

Цель данной работы реализовывалась в решении следующих задач:

- выделить и описать понятие, сущность, функции и виды рекламы;

- показать, что реклама является процессом социальной коммуникации;

- рассмотреть сущность медиарынка и виды медиаметрии;

- описать рекламу в различных сегментах медиарынка;

- выявить особенности медиарынка г. Магнитогорска;

- выделить и описать медикомпании г. Магнитогорска;

- изучить медианосители г. Магнитогорска;

- показать спектр рекламных услуг и ценовую политику медиакомпаний г. Магнитогорска;

- проанализировать взаимосвязь ценовой политики медиакомпаний с медиапредпочтениями магнитогорцев.

Теоретико - методологическую основу диплома составили принципы сравнительного и комплексного анализа, анкетирование, опрос, анализ документов, включающий в себя контент – анализ, а также изучение и анализ научной литературы российских и зарубежных авторов. Исследованию подверглись следующие научно-значимые проблемы: изучение социологии массовой коммуникации (Т.В. Науменко); изучение социологии рекламной деятельности (Л. Н.Федотова); изучение медиаэкономики зарубежных стран (Е.В. Вартанова ); изучение рекламных технологий (Е. В. Ромат); изучение основ рекламы и рекламной деятельности (Л.А. Пименов, Ч. Сэндидж , В. Фрайбургер , К. Ротцолл , Дж. Эррисон.

Кроме этого, представлены результаты социологических исследований на тему: «Отношение жителей г. Магнитогорска к СМИ», проводимых кафедрой политологии и социологии Магнитогорского Государственного Университета с 2004 по 2006 год и опубликованного на официальном сайте ОАО «ММК» - www.mmk.ru.

Также представлено социологическое исследование на тему: «Доля рынка у телекомпаний», проводимого компанией GFKRUSв 2003 году и опубликованного на сайте www.advertology.ru.

Эмпирическая база исследования представлена следующими исследованиями:

I. Изучение особенностей медиапредпочтений жителей г. Магнитогорска в различных сегментах медиарынка. Для этого был проведен опрос, посредством анкетирования 100 человек – жителей г. Магнитогорска в возрасте от 20 лет мужского и женского пола. Была выбрана вероятностная механическая выборка. Сбор первичных данных осуществлялся с 16.04. по 30.04.2008 года.

II. Изучение медиаранка в сегменте прессы. Для этого был проведен анализ документов, включающий в себя контент - анализ бесплатных дайджестов формата А5+ с тиражом ни менее 10000 экземпляров. Была выбрана сплошная выборка. Сбор первичных данных осуществлялся с 20.02. по 26.02.2008 года.

Научная значимость работызаключается в анализе рекламной деятельности медиакомпаний г. Магнитогорска, включающем изучение медианосителей, ценовой политики и медиапредпочтений магнитогорцев.

Апробация работы: результаты исследований докладывались на ежегодных научных студенческих конференциях «Апрельские тезисы» (2006-2008год). Отдельные результаты были представлены руководству ООО «Кассандра».

Структура работы включает в себя введение, две главы, объединяющие в себя 4 параграфа, заключение, список литература и приложения.

В первой главе: - « Реклама как предмет социологического анализа» - мы рассматриваем понятие, сущность и функции рекламы, рекламу как процесс социальной коммуникации, сущность медиарынка, рекламу в различных сегментах медиарынка.

Во второй главе – « Специфика рекламы на медиарынке г. Магнитогорска» - будут рассмотрены особенности медиарынка, медианосители, специфика рекламы в различных сегментах медиарынка.

Практическая часть дипломной работы представляет собой анализ эмпирических данных с целью подтверждения теоретических положений исследования. Как и основная часть, практическая – содержит ряд выводов, подтверждающее заключение теоретической части.