Курсовая работа: Молодежные субкультуры

Название: Молодежные субкультуры
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа

Министерство транспорта Российской Федерации

(МИНТРАНС РОССИИ)

Федеральное агентство воздушного транспорта

(РОСАВИАЦИЯ)

ФГОУ ВПО «Санкт-петербургский государственный университет гражданской авиации»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине

«Человек и его потребности»

На тему

«Молодежные субкультуры»

Выполнила: студентка 783 учебной группы

Гуманитарного факультета

Устинова Екатерина Юрьевна

Проверила: старший преподаватель кафедры

социально-экономических дисциплин и сервиса

Левшина Ольга Николаевна

Санкт – Петербург2010г.


Оглавление

Введение

1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия

1.1 Понятие «субкультуры» и история термина

1.2 Понятие «контркультуры»

1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»

1.4 Причины появления молодежных субкультур

2. Характерные черты субкультуры и ее классификация

2.1 Основные черты и функции субкультуры

2.2 Классификация субкультур

3. Обзор молодежных субкультур

3.1 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру

3.2 Исчезнувшие субкультуры

3.3 Социальноопасные субкультуры

3.4 Субкультуры близкие к опасным

3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни

3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях

3.7 Эмо и готы

Заключение

Список литературы


Введение

«Мы ищем в толпе похожих на нас, но не всегда находим их в море безликой массы…»

Корнеева А.Ю., Викторова Л.П.

Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.

Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

· Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»

· Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур

· Описать основные виды молодежных субкультур.

Актуальность данной темы состоит в том, что субкультуры появляются постоянно, и в будущем мы будем с ними сталкиваться, чтобы не бояться этого, нужно попытаться понять их.

Писатель и публицист Леонид Жуховицкий предложил три модели отношения к «неформалам»:

1. Не относиться никак, т.е. просто принимать их как факт, спокойно и с пониманием.

2. Более трудоемкая, но и более продуктивная – поощрять и стимулировать их творческое начало, выделяя хотя бы скромные средства на всевозможные смотры, конкурсы и фестивали.

3. Считать «неформалов» датчиками на теле эпохи, внимательно изучать их показания и не обижаться на этот нестандартный инструмент познания. Эту задачу мы и попытаемся осуществить в своей работе.


1. Субкультура. Контркультура. Общие понятия

1.1 Понятие «субкультуры» и история термина

Субкультура это специфический образ жизни, это реализация потребности человека в самовыражении, в развитии личности, в удовлетворении чувства прекрасного, в осмыслении своего назначения в мире. Субкультуры появляются вне зависимости от политики, экономики. Материальные потребности, их количество и качество, связанные с условиями жизни, не могут быть существенными для определения причин, по которым появляется молодёжная субкультура.

«Субкультура (лат.sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами»[1] . Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы

История термина

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

1.2. Понятие «контркультуры»

«Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями»[2] .

Контркульту́ра— специфический вид субкультуры.

Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре.

Контркультура, как правило, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.

Классические контркультуры

«Наиболее старейшей контркультурой является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами». В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

Яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям.

1.3 Связь «молодежной субкультуры» и «контркультуры»

С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени.

Различия между этими типами культур отражены в табл. 1.

Таблица 1. Различия между субкультурой и контркультурой.[3]

Молодежная субкультура Контркультура
основная атмосфера – игра основная стихия – митинг
наличие оппозиции «они» – «мы» наличие общего значимого врага
конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом»
борьба за выживание борьба за победу
закрытость, эскапизм открытость, противостояние и война
уход от встреч с врагом постоянный поиск встреч с врагом
пассивно-оборонительная позиция агрессивно-наступательная позиция
цель – изменение самого себя цель – изменение общества

Указанные отличия выведены для «идеальных», «чистых» типов молодежной субкультуры и контркультуры. В действительности же существует масса переходных типов.

1.4 Причины появления молодежных субкультур

Подходы западных социологов к выделению причин возникновения молодежных субкультур различны. «Так Р.Левинталь говорил о том, что старшее поколение все меньше может помочь младшему при выработке норм поведения, соответствующих новым жизненным проблемам. Стремления молодежи не удовлетворяются ни в прагматично ориентированных семьях, ни в традиционных учреждениях и организациях, которые охраняют устаревшие ценности и нормы. Чаще всего субкультурные проявления молодежи выражаются в разных формах асоциального поведения отдельных групп молодых людей, которые шокируют общество своим внешним видом, манерами, интересами, выбором стиля жизни и пр. Речь идет о так называемом «шок-протесте».

По Парсону, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых – это “нетерпение” детей занять место отцов в социальной структуре. Однако дело кончается вхождением нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством.

У М. Мид иная точка зрения: молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, прежних позиций в ней нет. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ, отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. Результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой.

Так или иначе, анализ субкультур западными учеными основывается на опыте деятельности неформальной молодежи в условиях развитой демократии и стабильной экономики, а также на бихевиористских концепциях (т.е. изучение ведется по линии выявления девиантного поведения)»[4] . Как уже говорилось выше, по моему мнению, субкультура это скорее духовная потребность молодежи. В современном мире, выходя во взрослую жизнь, молодежь не может выразить себя, не может утвердиться в этом мире, и единственный выход, который они видят это стать приверженцем какой-либо субкультуры.


2. Характерные черты субкультуры и ее классификация

2.1 Основные черты и функции субкультуры

«Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт, отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Среди них:

• специфический стиль жизни и поведения;

• свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму;

• наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи»[5] .

Существенное влияние на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. А в маленьких населенных пунктах неформалы становятся экзотикой. При этом меняется и содержание субкультуры. До малых городов доходит только внешняя составляющая (атрибутика), очень редко молодежь старается вникнуть в историю и причины возникновения данной субкультуры, и таким образом значение и составляющие субкультуры существенно искажаются.

«Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры»[6] . На данный период времени исключение составляют только ролевое сообщество и байкеры, выход из данных субкультур происходит крайне редко

Основные функции субкультур [7] :

1. Эмансипация – повышение статуса и уход от контроля родителей. Обычно сопровождается конфликтами с родителями и проходит через фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.

2. Социализация – принятие подростком норм, правил и социальных ролей, овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.

3. Структурирование времени – организация собственного досуга.

2.2 Классификация субкультур

Базовая субкультура (БСК)

Для того чтобы понять закономерность развития субкультуры и разобраться в механизмах их взаимодействия был проведен анализ существующих или ранее существовавших субкультур. В результате была предложена концепция «Базовых субкультур».

Эта концепция очень условная, субкультуры объединяются путем вычленения какой-либо одной особенности. Например, субкультура готов, сатанистов, металлистов содержит такие элементы как эстетизация смерти, оккультизма и предполагает схожую атрибутику. За счет близости значимых элементов субкультуры их условно объединили в один класс – базовую субкультуру некрофетишистов.

В настоящее время в Санкт-Петербурге в качестве базовых субкультур (сообществ) выступают:

Табл.2. Базовые субкультуры[8]

№ п/п Базовая субкультура Состав Базовый принцип объединения
1. Ролевое сообщество Все движения ролевых игр, сформировавшиеся вокруг социального института ролевой игры, а также ассимилированные движения реконструкторов, анимэшников и др. эскапизм
2. Хиппи-ориентированная оставшиеся группы хиппи, индеанисты, растаманы Социально ориентированная деятельность
3. Панк-ориентированная Панки (как андеграундные, так и фанаты панк-рока), включая ассимилированные движения «левых» алисоманов, киноманов и кишат Агрессивное поведение
4. WP (Националисты-ксенофобы – WP - сообщество): помимо бонхедов (наци-скинов), включает ассимилированные движения скино-хулсов (наци-хулиганов), «правых» алисоманов, неоязычников, наци-реконструкторов. Агрессивная деятельность
5. Некрофетишисты Метелисты, сатанисты, готы Эстетизация оккультизма

Базовая субкультура - это категория, искусственно выделяемая на основании обобщения семантически схожих качественных признаков изучаемых молодежных неформальных субкультур.[9]

Уровни (стадии) развития субкультур

Данная система классификации наиболее близка к генетическому подходу. Для ее создания экспертным путем были выделены и описаны стадии, которые может проходить молодежная субкультура в своем развитии.

Здесь представлено условное развитие субкультуры, начиная с ее появления и заканчивая размытием субкультуры. Не обязательно субкультуры проходит по всем стадиям, они могут развиваться, начиная с третьей ступени или проскакивая одну из ступеней развития. Кстати, многие отрицают существование данной классификации, но для сравнения здесь она будет рассмотрена.

Стадии развития молодежных субкультур.

Табл.3. Стадии развития молодежных субкультур[10]

Стадия развития Условное название Нормы поведения Способы социализации Социальные институты Культурное разнообразие Примеры
1. Фанская субкультура Нормы поведения будут те же, что и в общемолодежной субкультуре или же в соответствующих возрасту субкультурах Отсутствуют специфические свойства социализации Могут присутствовать коммуникативные механизмы, направленные на оптимизацию собственной деятельности отдельного участника Однообразная система, связанная с концентрацией на единственном общем объекте внимания (форме деятельности или культурном герое – «кумире») Фаны «Иванушек- Интернешнл», поклонники музыкальных направлений и др
2. Развитая фанская субкультура Появление субкультурных норм, явно выделяющих адептов из круга общемолодежной субкультуры.

Развиты достаточно слабо.

Заимствование поведенческих моделей «кумира» или референтных представителей формирования.

Коммуникативные механизмы, направленные на организацию совместных действий

Низкое разнообразие этических и эстетических ценностей, относящихся к узкому культурному контексту (подражание кумиру)

«Правые» алисоманы, «химозники»
3. Развитая субкультура Появление норм и традиций собственно движения, образа идеального представителя. Формирование собственного нормоформирующего слоя и специфических социальных институтов, обеспечивающих диахронное развитие движения. Наличие разнообразных социальных институтов

Формируются легенды, традиции движения, появление собственного творчества.

При переходе к данной стадии от первых двух может сохраняться специфическое самоназвание (образованное от названия деятельности или имени «кумира»)

«Левые» алисоманы, киноманы, панки
4. Альтернативная культура (в т.ч. наличие потенциа льных возможностей) Нормы движения обосновываются не только собственными традициями, а теми или иными явлениями мирового культурного наследия Появление альтернативных форм и методов социализации Социальные институты зачастую могут подменять социальные институты общества. Включение в более широкий контекст мировой культуры Хиппи, готы (декаданс-крыло)
5. период размывания Нормы движения обедняются. Специфическое поведение теряет основу. Традиции не соблюдаются Горизонтальны е схемы коммуникации, социализация не выполняет функцию диахронного существования движения Социальные институты теряют деятельную составляющую. Размывание социальных институтов Культура движения переходит в общемолодежную моду. Хиппи, скинхеды

Динамика развития субкультуры

Изначально субкультура появляется на основе уже имеющихся субкультур, возможно за счет раскола субкультуры, когда часть ее идет путем собственного развития. Вновь появившаяся перетягивает людей, атрибутику, возможно нормы поведения основной субкультуры.

Любая субкультура развивается, проходит несколько условно названных стадий развития, и в итоге может либо исчезнуть, либо сформировать альтернативную культуру.

Классификация молодежных субкультур по источникам возникновения[11]

Данная классификация вводится для удобства анализа субкультур с генетических позиций, для учета различной специфики развития привнесенных извне субкультур на местах и уже имеющихся на данной территории местных субкультур.

Адвентивная субкультура. Адвентивный (от лат. «adventus» — приход, пришествие). Термин обозначает «пришлые», «чужие», «привнесенные извне» элементы. Адвентивная субкультура – пришедшая, как правило, с Запада развитая субкультура. Представляет «кальку» с этой субкультуры.

Адаптивная субкультура – субкультура, возникшая в результате адаптации (натурализации) адвентивной субкультуры в конкретных местных условиях.

Оригинальная субкультура - субкультура, самостоятельно возникшая в конкретных местных условиях, либо появившаяся параллельно аналогичным западным субкультурам, без влияния со стороны последних.


3. Обзор молодежных субкультур

3.1 Психологические предпосылки вступления молодёжи в субкультуру

Молодежная субкультура создает пространство, в котором молодые люди могут себя чувствовать полномочными представителями, в то время как, в семье или в школе они чувствовали себя чужими и не имеющими никаких реальных полномочий. Она обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

«По мнению Кона И.С. основной фактор, привлекающий молодежь в субкультуры - стремление приобрести внешние, формальные характеристики, позволяющие выделяться из общей обезличенной массы населения мегаполиса.

Краковский А.П., отмечает, что у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, субкультура же обеспечивает чувство стабильности для молодых людей, предоставляя ясный набор ценностей и ролей.

Таким образом, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок, что определяет их вступление в ту или иную субкультуру».[12]

Большинство молодых людей вступают в субкультуры не из-за внешней атрибутики и эпатажа, а в целях поиска близких по внутренним убеждениям.


3.2. Исчезнувшие субкультуры

Хиппи

Большое развитие эта субкультура получила в США. В 60-ые гг. молодежь тысячами уходила из своих домов в коммуны.

Совместное проживание (коммуны) – отличительная черта хиппи; в других субкультурах такая форма поведения не встречается.

Идея хиппи о «свободной любви» стала толчком к сексуальной революции в 60-70х, как утверждают многие исследователи

В отличие от остальных неформальных движений, хиппи удалось создать свой мир и утвердить альтернативный образ жизни: его опорой выступала сеть флэтов (от англ. flat – квартира), разбросанных по всей стране.

Флэт – это место, куда можно «вписаться», то есть получить место для ночлега, для временного проживания. Система «вписок» была важным социальным институтом хиппи.

Вот основные характеристики хиппизма[13] :

• Неприятие ценностей, господствующих в окружающем обществе; позиция наблюдателя, а не участника социальной жизни.

• Бесструктурность движения, отсутствие фиксированных целей.

• Аскетизм.

• Экспрессивность и сексуальная свобода; осуждение сексуальной эксплуатации.

• Пацифизм, отвращение ко всем формам агрессии (знаменитый лозунг "Make Love Not War").

Начиная с середины 90-х годов, приток подростков в эту субкультуру почти иссяк, именно поэтому данная субкультура сохранилась в сильно размытом состоянии.

Признаки хиппи, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах[14] :

1. Ношение «пацифика» - схематически-стилизованного изображения лапки голубя в круге, символизирующее идеологию

4. Ношение хайратника – полоски из любого материала (кожи, тесьмы, бисера), которой перехватываются волосы по окружности головы. Встречается также в ролевом сообществе.

5. Ношение ксивника – маленькой нашейной сумочки прямоугольной формы на шнурке, предназначенной для ношения документов, денег, сигарет т.п.

6. Ношение браслетов – «фенек». Создаются из различных материалов: кожи, ткани, ниток, наиболее часто – плетутся из бисера с использованием лески.

7. Демонстративное хождение босиком, в местах для этого не предназначенных. Например, в городе.

8. Демонстративная неухоженность внешнего вида, разной степени санитарно-гигиенические проблемы.

Люберы

Еще одна субкультура, которой на данный момент не существует, это люберы.

Люберы — одна из молодежных групп криминального характера, получившая широкую известность (в основном через публикации в СМИ) как своего рода модель агрессивного поведения молодежи в условиях социальной аномии. В городе Люберцы близ Москвы эта группа сформировалась как спонтанное объединение молодежи младших возрастных групп, отсюда и название. Особенностью социальной практики, выражавшейся люберами, является то, что в ней произошло соединение своеобразно понятой установки на здоровый образ жизни и агрессивного ответа на жизненную неустроенность и повсеместное нарушение социальной нормы в период «перестройки». Последнее обстоятельство реализовалось у люберов в так называемой практике «ремонта» — целенаправленном преследовании тех, кто, по мнению любералов, портит общество (группа подростков вылавливает и избивает бомжей, проституток, алкоголиков и т.д. в качестве «меры перевоспитания»). В самом внешнем виде люберов, их одежде (например, многие носили штаны с вшитыми железными чашечками) выражалась готовность к немедленному физическому столкновению. Группы люберов появлялись в Москве, других городах, искали «врагов», устраивали побоища. Для их усмирения часто использовались специальные контингенты милиции.

Первые спонтанные практики «ремонта» позже преимущественно стали характеризовать некоторые экстремистские праворадикальные группы с более высоким уровнем организации и субкультурной определенности (скинхеды, баркашевцы).

3.3.Социальноопасные субкультуры

Скинхеды

Самые первые скинхеды появились осенью 68-го года в Англии. Это суровые парни, ненавидящие расслабленных наркоманов-хиппи и молодых буржуйских мажоров.

Однажды, в 69-ом году, в портовом лондонском кабаке произошла драка между морскими пехотинцами и первыми скинхедами. Первый бой для бритоголовых закончился поражением. После этого скины заузили брюки, обрезали воротники, сняли значки, а ноги обули в строительные тяжелые ботинки. Так установился стиль одежды скинхеда. В этой одежде все строго функционально, было приспособлено для уличной драки: плотные черные джинсы, прочные, дешевые, на которых плохо видны кровь и грязь, шнурованные тяжелые армейские башмаки на толстой подошве, являющиеся оружием в драке и удобные для бега, короткие куртки - "бомберы" без воротника, для того чтобы противнику не за что было ухватиться, стриженая или бритая под ноль голова - чтобы враг не мог схватить за волосы. Ничего лишнего: никаких значков, очков, никаких погончиков, сумок, ничего, что мешает увернуться от рук противника. В ботинках вместо чёрных шнурков появились белые - символ того, что скины сражаются за Белую Расу. Название скинхэды образовалось по внешнему виду - бритым или шарообразным головам.

В самом деле, российские скинхеды, возникшие как оформленное движение в начале 90-х годов ХХ века (всплеск численности скинхедов относят к периоду после событий сентября-октября 1993 г.), хоть и по форме близки к западным аналогам, но порождены прежде всего внутренними проблемами страны.

Это самые агрессивные из неформалов. Идеи у них типично нацистские: «Россия – русским!», «Смерть евреям (неграм, китайцам, кавказцам…)!». Идеальным политическим деятелем для них является А. Гитлер. Враги скинхедов – все, кто не скинхеды. Они часто нападают на людей с другим цветом кожи, на бомжей, представителей нетрадиционной сексуальной ориентации. Особая ненависть – к рэперам и всем длинноволосым.

Сатанисты

Еще в конце 80-х годов от субкультуры металлистов отделилась группа «черных металлистов», сблизившаяся с приверженцами Церкви сатаны. В середине 90-х годов в России формируется сатанинская субкультура.

В Санкт-Петербурге под понятие «сатанисты» подпадает несколько самостоятельных течений. Вот примерная их классификация[15] :

Антихристиане. Они же Дьяволопоклонники. Одна из наиболее старых сект. Главное отличие – глубочайший антихристианизм. Основа вероучения Библия, толкуемая со знаком минус: "убий", "укради", "прелюбодействуй", чти только себя и т.д. Практикуют вандализм и издевательства над животными.

Ортодоксальные сатанисты. Базируются на Библии и приводят в свое оправдание следующий тезис: "Если бы Бог был всесилен, то он бы уничтожил Сатану. А так как этого не случилось, Сатана по силе равен Богу". Совершают ритуалы и обряды, как правило, без жертвоприношений, практикуют медитацию. Наиболее распространены в странах протестантской ориентации. Есть группы в России.

Сатанисты философы, или церковь сатаны Антона Шандора Ла Вея. Единственная официально зарегистрированная сатанистская организация. Проповедуют индивидуализм, удовлетворение собственного эго человека, призывают опираться только на себя, признают идею Сверхчеловека в трактовке Ницше. Учение базируется на "Сатанистской Библии" и других трудах Антона Шандора Ла Вея и его последователей. Организована Церковь и сформулированы основы философии самим Ла Веем в 60-х годах ХХ века. Принципиально отвергают жертвоприношение. Встречаются во многих странах.

Религиозные сатанисты, или храм Сета (храм Зла). Организация основана выходцем из Церкви Сатаны Майклом Аквино, в силу чего усвоила ряд ее положений. Используют элементы древнеегипетского культа Сета. Целью для членов Храма ставится достижение самоактуализации и «божественности».

Любители. Принимают не столько учение сатанизма, сколько его символику или атрибутику. Обычно на короткий период времени, ради развлечения или испытания себя. Сюда, как правило, относятся молодежные и подростковые группы, любители "сатанистской" музыки и т.д.

Специфические признаки сатанистов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах[16] :

1. Ношение украшений с перевернутым крестом, с обычным крестом, летучей мышью, в том числе со стилизованной летучей мышью.

2. Длинные волосы на голове, окрашенные в черный (иссиня) цвет.

3. Использование в одежде поголовно черного цвета.

4. Демонстративная нетерпимость к различным религиям (деятельностный признак).

Почти все признаки неспецифичны. Особенно это характерно для философских направлений.

Гопники

Расцвет субкультуры гопников пришелся на 80-е годы XX века. Особый характер это движение (так называемый «казанский феномен») обрело в городах Среднего Поволжья, в частности, в г. Йошкар-Оле (с 1986 г).

Некоторые группировки гопников носили свою «униформу». Йошкаролинские гопники, например, носили широкие штаны (за что их иногда называли «широкоштанниками»).

В середине 90-х годов появляется новое поколение гопников, не контролируемое организованной преступностью или контролируемое в меньшей степени. Они быстро проявили себя как «культурные враги» большинства молодежных субкультур: байкеров, рэперов, рейверов, хиппи, готов. Любой подросток, принадлежащий к иной субкультуре, может быть избит, подвергнут сексуальному насилию, ограблен.

Начиная с 1991 – 1993 годов проблема криминальных молодежных группировок в российских городах становится менее острой, что объясняется как усилиями общественности и МВД (точнее – ОМОНа), так и тем обстоятельством, что деятельность этих группировок стала смещаться в сферу контроля над бизнесом и самого бизнеса.


3.4 Субкультуры близкие к опасным

Футбольные фанаты

Сообщества футбольных фанатов — одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни.

В рамках фановского движения сочетаются разные установки и стили жизни. Например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» руководствуются философией «чистого образа жизни». Физически хорошо развитые (ценности и практика бодибилдинга), ее участники избегают драк, но защищают «маленьких» — самую юную часть фанатов, новичков. В то же время среди фанатов выделяется группа, которую «свои» презрительно называют «Колдырь бой-фронт», — 17–18-летние и старше болельщики-алкоголики («колдырь» на сленге — пьяница, пьет что попало).

Некоторые стороны общественного движения институционализируются, и, в частности, в официальных фан-клубах при спортивных обществах фаны могут получать именные карточки для покупки билетов на матчи своей команды со скидкой.

Панки

Панк - это субкультура, основанная на пристрастии к панк-року. Панк-стиль - вызывающие прически, кожаный пиджак, серьги на лице и в ушах. Иногда панки носят рокерские куртки, узкие джинсы трубами, разнообразную обувь, начиная от кед, заканчивая титановыми ботинками и футболки с нестандартными изображениями. Волосы панки укладывают в виде ирокеза или других форм, либо же бреются налысо.

Панки появились в Великобритании (Уэльс) в первой половине 30-х годов. Средством к существованию был бандитизм, развлечения - битье стекол, драки.

Условно можно выделить две возрастные группы панков. Младшие - подражают музыкантам на сцене и панкам тридцатых годов. Вызывающе одеваются, ругаются матом, мелко хулиганят, стараются как можно реже мыться, курят "травку" - на большее у них не хватает ума, слушают "панк" и "панк-рок", не вникая в суть. Взрослые, ведут они себя не агрессивно, к музыке относятся серьезно, одеваются солиднее, многие сами играют на музыкальных инструментах.

Панки всегда были против режима, порядка, власти, а потому никогда не пропагандировали какие-нибудь идеи кроме анархии. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А». Панки часто принимают участие в политических протестах национального, локального или глобального масштабов. Злоупотребление наркотиками и алкоголем, насилие – тоже является элементом стиля панка. Суицид и вред себе – явления, сопутствовавшие этому направлению с самого начала.

Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. О посвящении в панки ходят легенды. В одних компаниях «новобранец» должен откушать на помойке со всей братией, в других – посидеть какое-то время в мусорном баке, закидываемый объедкам.

Стрейт-эдж (англ. Straight edge – путь напрямик, сокращенно sXe) – философское ответвление панк-движения, характерными чертами которого являются полный отказ от наркотиков (включая законные алкоголь и табак), разборчивость в половых связях, а также политические взгляды, характерные всему панк-движению. Стрейт-эдж всегда был связан с хардкором (стрейт-эджевские группы – “MinorThreat”, “FirstStep”, “EarthCrisis”). Стрейт-эджеры делятся на хардлайнеров (наиболее строгие адепты движения, которые пренебрегают даже кофеином, допускают секс только для зачатия, ведут борьбу за защиту животных), милитантов (наиболее бескомпромиссные представители, которые громят алкогольные и порномагазины, а также магазины с мехами и кожей), веганов (увлечены вегетарианством). Есть среди стрейт-эджеров и скинхеды.

3.5 Субкультура как стиль и смысл жизни

Байкеры (мотоциклисты)

Многим людям не понять, что такое майский ветер, дующий в лицо на скорости 140 верст в час. Многие из вас не видели звездного неба над ночной трассой, не слышали литрового рева мотора, готового исполнить любой каприз. Многие, но только не байкеры. Байкеры – одни из немногих людей, для которых слова “один за всех, все за одного” не просто пустой звук, а стиль жизни. Мотоцикл – это драйв, это кайф, это скорость…Всех приверженцев данной субкультуры объединяет одна вера, и поклонение одному кумиру – СКОРОСТИ.

Первых байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла “Harley-Davidson”. Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х гг ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров пополнились за счет ветеранов второй мировой войны. Тогда и появились первые «дикие» мотоклубы, в частности, знаменитые «Ангелы ада». В 60-е годы байкерское движение приняло на вооружение рок-музыку и испытало в своем развитии очередной бум. Их самый главный символ – незаметная нашивка «1%», обозначающая «внутренний орден», который объединяет настоящих байкеров против остального мира. Понятие «1%» имеет свою историю. 4 июля 1957 г. в городе Холлистер в Калифорнии были разрешены мотогонки, которые проводила Американская мотоциклетная ассоциация (АМА). В тот же день в город с шумом и скандалом ворвалась банда байкеров, в результате чего было насмерть задавлено несколько прохожих. При официальном разборе этого дела представитель AMA заявил, что 99% всех байкеров соблюдают правила ассоциации. Это заявление вызвало возмущение в свободном байкерском мире и с тех пор появилась нашивка «1%».

Хип-хоп

Хип-хоп — «уличная культура», получившая широкое распространение с середины 1970-х годов в США, а затем во многих странах мира как одна из субкультурных форм освоения молодежью социальной субъектности через создание, освоение, распространение, развитие четырех основных направлений: брейк-данс, рэп, граффити и ди-джеинг. В составе элементов хип-хоп культуры рассматриваются также стритбол (уличный футбол), роллинг (определенная техника катания на роликах) и др.

Хип-хоп культура — сложное культурное образование. Поскольку особенности хип-хоп культуры связаны с действиями на открытых территориях, в парках, на спортивных площадках, она стала своего рода альтернативой молодежным бандам преступного характера. «Сражения» между ди-джеями, соревнования между мастерами брейк-данса и рэпа, по данным исследований, привели к ощутимым положительным последствиям: снизилась общая агрессивность разборок между уличными бандами, отрицательная энергия противостояния реализовалась в другой форме, молодежь, увлеченная хип-хопом, была отвлечена от наркотиков и алкоголя, поскольку занятие брейком требует спортивной подготовки. Хип-хоп заметно оздоровил обстановку в криминальных, неблагополучных кварталах крупных городов Америки и Европы, других регионов мира.

Брейк-данс. Возник в конце 1950-х годов в Нью-Йорке как явление молодежной «культуры улиц» в кварталах иммигрантов. По данным исследователей хип-хоп культуры, в конце 1960-х годов брейк-данс существовал еще в виде двух самостоятельных танцев — лос-анджелесской пантомимы («верхний брейк», boogie), шедшей от негритянской традиции, и нью-йоркского акробатического стиля («нижний брейк» латиноамериканского происхождения, собственно breaking).

Брейк-данс — заметное явление в жизни молодежи современной России, в том числе и не связанной с хип-хоп культурой. Однако в социологии молодежи оно не нашло более или менее серьезного отражения.

Граффити (ит. graffito — «нацарапанный») — вид художественного искусства, настенная символическая живопись, придание текстовой информации определенной образной формы. В этом смысле термина граффити являются феноменом хип-хоп культуры. Это своеобразное направление артдизайна, получившее распространение в молодежной среде и ставшее фактом контркультуры, переросшей в устойчивую социально-художественную практику.

История граффити начинается в середине 1960-х годов в Филадельфии (США), где впервые зафиксирован «бомбинг» (to bomb — «бомбить») — практика писания на стенах общественных зданий своих имен как художественно оформленных текстов. Исполнители таких надписей получили название «райтеры» (от англ. write — «писать»), граффити с 1972 г. стали развиваться как монументальное искусство с применением оригинальных шрифтовых стилей.

Роллеры. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок; также их можно идентифицировать по разноцветным нашлепкам на коленях. На роликах не просто катаются, но кувыркаются, описывают немыслимые пируэты и сальто. В России роллеры-одиночки появились в начале 90-х годов, возникновение групп роллеров относится к середине 90-х годов

Наравне с увлечением роликовыми коньками последователи хип-хопа пустились и на другие экстремальные эксперименты, связанные с удовлетворением потребностей в новых физических ощущениях, свежих порциях адреналина в крови. Возникло целое движение экстремалов, к которым относятся скейтбордисты (катание на роликовых досках), bmx (горный велосипед, или маунтинбайк), сноубордисты (катание с гор на досках), серферы (плавание на досках), трейсеры (бег с преодолением естественных препятствий) и другие. Главное для экстремалов – не достижение определенных результатов, а острота ощущений.

Диггеры

Диггеры — исследователи подземных коммуникаций. Опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности, — эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности.

Если в начале 1990-х годов активность диггеров отмечалась главным образом в Москве, то к настоящему времени объединения диггеров (обычно не зарегистрированные официально) существуют во многих городах России (Владивосток, Самара и др.). Они имеют малочисленный состав участников (до нескольких десятков человек) и не ищут возможностей его расширения. Стремления к афишированию своей деятельности у диггеров, как правило, нет. Лишь в некоторые группы допускаются представители средств массовой информации. Во многих случаях диггеры сотрудничают с исполнительной властью, органами местного самоуправления, когда обнаруживают в подземных коммуникациях опасные для жизни людей явления (оседание фундаментов зданий, утечки в системе водоснабжения, различные нарушения экологического характера и т. д.). В этом аспекте диггеры проявляют себя как часть экологически ориентированных движений молодежи.

Ролевики

В настоящее время ролевое сообщество является одним из крупных молодежных неформальных сообществ в Санкт-Петербурге.

Сообщество включает в себя следующие движения:

• Творческое движение ролевых игр.

• Рекреационное движение ролевых игр.

• Реконструкторы.

• Анимешники и другие ассимилированные группы.

Деятельность сообщества проявляется в следующих видах деятельности:

• Полевые игры – игры на природе театрализованного характера.

• Городские ролевые игры (игры в городских условиях).

• «Кабинетки» (в домашних условиях, в помещениях).

• Настольные карточные ролевые игры (в домашних условиях, в клубах).

• Проведение реконструкторских и исторических фестивалей и участие в них (например, Майское древо [MayTree], которое проводиться в конце мая в выборгской крепости).

• Занятия фехтованием и общефизической подготовкой:

• «Маневры» – околоспортивные межгрупповые соревнования, проходящие в полевых условиях по типу бессюжетных «Зарниц», либо столкновений «стенка на стенку».

• «Маньячки» – почти бессюжетные игры, предназначенные только для игрового боевого взаимодействия.

• Встречи на тусовках для целей общения

Ролевая игра как форма досуга и взаимодействия обладает огромной притягательностью. На фоне обыденности повседневной жизни и в силу ряда проблем современного общества, ролевые игры вообще и полевые ролевые игры в частности оказались крайне востребованным в молодежной среде.

Специфические признаки движения, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах[17] :

Одежда:

Для юношей: романтический, исторический стиль одежды, стиль «милитари», готический стиль, стиль «дикого Запада». Для девушек: романтический или исторический стиль одежды, редко стиль «милитари». Иногда встречается одежда с элементами покроя в стиле раннего Средневековья или военной формы XIX – XX вв.

Символика и атрибутика:

«Молот Тора» (чаще встречается в среде реконструкторов), различные надписи на атрибутике и одежде на придуманных «сказочных» языках Средиземья (в основном у толкиенистов – поклонников творчества Толкиена).

Ролевая игра подразумевает принятие на себя на период участия некоей роли в реальности игры. Ролевая игра строится на межличностных и социальных отношениях персонажей, которые реализуются в процессе взаимодействия.

Практически уход из движения происходит в основном при переходе в другие движения внутри сообщества. Так, заметный отток происходит в реконструкторы.

Мобберы

В 2003-м году впервые заявили о себе мобберы (флэшмобберы) (от англ. flashmob – «мгновенная толпа»). Это сетевые пользователи, инициирующие и проводящие краткосрочные уличные акции. Технология флэшмоба достаточно проста: по адресам потенциальных мобберов, зарегистрировавшихся на соответствующем сайте (например, www.flashmob.com), рассылается инструкция с изложением сюжета акции, перечнем необходимых аксессуаров, указанием точного времени и путей отхода. Пример флэшмоб-акции: 30 августа 2003 г. в Одессе около полусотни мобберов, одетых во все черное, устроили минуту молчания рядом с куклой клоуна, украшающей вход в местный «Макдональдс»; возложив к ногам клоуна охапку траурных цветов, толпа рассеялась.

3.6 Субкультуры, основанные на музыкальных пристрастиях

Алисоманы

Алисоманы – неформальное подростково-молодежное движение, возникшее из фанатов рок-групы «Алиса».

Группа «Алиса» появилась в 1983 году. В 1984 года в «Алису» пришел Константин Панфилов (творческий псевдоним – «Кинчев»).

К концу 80-х годов фанаты группы «Алиса» именовались «панфиловцами». Однако, в дальнейшем, большее распространение получило название «алисоманы».

Движение «Алисоманов» заявило о себе в 1991 году. Идея создания собственного фан-клуба «Армия «Алиса» родилась в голове самого Константина Кинчева. Он объявил в средствах массовой информации, что создается клуб поклонников «Алисы». По мнению инициаторов создания фан-клуба, идея объединения упала на подготовленную почву. Поклонников по всей стране была масса, они общались между собой и давно уже были готовы объединиться.

РАСКОЛ НА «ЛЕВЫХ» И «ПРАВЫХ» АЛИСОМАНОВ

В 1992 году Константин Панфилов (Кинчев) совершил паломничество в Иерусалим. После этого события он перестал употреблять наркотики и решил принять православную веру.

После этого существенно изменилось содержание текстов песен «Алисы». В них начала появляться тематика угнетения славян «басурманами».

Своим поклонникам Кинчев предложил принять православие, а несогласным – перейти в фанаты групп «Король и Шут» или «Пилот».

В тот период подавляющая масса алисоманов не обратила внимания на капризы своего музыкального кумира. Но часть согласилась стать бритоголовыми «православными алисоманами».

Специфические признаки алисоманов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в иных субкультурах[18] :

• Наличие на атрибутике эмблем группы «АлисА» и/или фото Кинчева.

• Наличие атрибутики, выдержанной в цветах «Алисы»: черном и красном (характерно также для поклонников группы «Ария»).

Киноманы

Киноманы – довольно редкий случай, когда оригинальная российская музыкальная фанская субкультура смогла сформировать собственное неформальное молодежное движение.

В течение всего периода существования, субкультура киноманов ориентировала свою внешнюю атрибутику на копирование внешнего вида своего кумира – Виктора Цоя. Одежда черного цвета, возможно ношение косух, волосы черные – от длинных до средних. Распространено ношение рюкзаков и одежды с изображениями В.Цоя или надписями «Кино», «Цой» и т.п. За последние годы киноманы с какой-либо внешней атрибутикой встречались в основном в районе Богословского кладбища.

Со дня смерти Цоя поклонники его таланта стали совершать «паломничества». В Санкт-Петербурге такими местами являются могила Цоя на Богословском кладбище и бывшая котельная «Камчатка» на улице Блохина. В годовщину со дня смерти Цоя к "Камчатке" («Камчатка» - котельная, где раньше работал В. Цой: ул. Блохина, Петроградский район, в настоящее время на «Камчатке» работает музей, на стене во дворе – барельеф Виктора Цоя) съехалось много киноманов со всех уголков страны.

Распространенной является также ночевка на могиле певца, некоторые киноманы живут там по нескольку дней. Фактически на могиле находится постоянно какое-то количество его поклонников, часто из других городов. Ряд граффити (в частности, вписанное в православный крест имя певца и название группы) выявляют распространенное в среде киноманов явление обожествления Цоя.

Металлисты

Металлисты - одна из самых больших «неформальных» субкультур. Раньше тяжелая музыка была то увлечением некоторых меломанов, то элитным развлечением интеллигенции, и даже малым увлечением гопников. Сейчас же тяжелую музыку слушают многие. Сегодня это очень насыщенный музыкальный пласт, немногие составляющие которого не имеют между собой общего, кроме характерного «перегруженного» звучания.

Движение металла можно разделить на две группы: более спокойное и радикальное. К радикальному движению относятся особо агрессивные группы и металлисты-сатанисты. К металлистам примыкают те группы подростков, которым нравится костюм неформала и рок-музыка. Более опытные группы их серьезно не воспринимают, бывалые, старые, металлисты, возраст которых старше 35-40 лет, составляют более спокойное течение.

Классические металлисты носят черные узкие джинсы, заправленные в высокие ботинки, серьги в левом ухе, кожаные куртки с косой молнией, перстни с изображением черепов и других магических символов. Их внешняя мрачность и агрессивность чаще всего служат средством эпатажа окружающих людей.

3.7 Эмо и готы

Эмо

Субкультура эмо неагрессивна, неинтеллектуальна, с неразвитыми социальными институтами.

Специфика субкультуры эмо заключается в том, что ее характерная семантика очень точно соответствует тем особенностям психики, которые характерны для подросткового возраста. В случае с эмо подросток получает возможность объяснить, в том числе и самому себе, некоторые особенности своего эмоционального состояния, поведения, восприятия окружающего мира, через принадлежность к данной субкультуре. Субкультура легализует повышенную эмоциональность, психологическую дисгармоничность, инфантильность, истерические реакции и конфликтность подростка. Характерным также является показное «детское» инфантильное поведение

Эстетические формы субкультуры эмо транслируются за счет нескольких основных носителей. К ним относится музыка с ее надрывно-эмоциональным и агрессивным звучанием, в сочетании с сентиментально-трагической интонацией. Очень важным проводником эстетических норм оказывается внешний вид и имидж участников субкультуры. Так, для них характерно сочетание не гармонирующих друг с другом элементов одежды, элементов детской одежды, одежды меньшего, чем необходимо, размера. В целом в имидже часто подчеркивается его неуклюжесть и нелепость, создается образ странного и беззащитного персонажа. Эмо-макияж это подводка глаз черным карандашом. Прически эмо - челка прикрывает один глаз, черный или темно-каштановый цвет волос. Укладка или отсутствие её, все это дает свободу в выборе индивидуальности.

Идеализированной нормой эмо-субкультуры являются бисексуальные отношения всех возможных вариантов: девочка-мальчик, девочка-девочка, мальчик-мальчик, групповой секс. Наиболее активно декларируются гомоэротические дружеские отношения мальчик-мальчик.

Готы

Более подробно я рассмотрю самую романтическую, на мой взгляд, субкультуру. Это готическая субкультура.

В одной из своих работ Э.Фромм писал, что осознание смерти подавляется и в нас живет страх смерти, который является одной из причин бедности переживаний и объясняет, невероятные суммы, которые люди платят за свои похороны. Скорее всего, последователи данной субкультуры следовали этому убеждению. Готы находят смерть прекрасной и явно не видят смысла ее бояться.

Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло.

В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному.

Наиболее активно готическая сцена развивается в Германии, Америке и Англии, ибо в данных странах для этого существовали самые глубокие исторические предпосылки. Также существенные изменения происходят в музыке - формируются новые готические стили – darkwave («темная волна»), ethereal, dark folk («темный фолк») и другие, соответственно разделяется и аудитория. Разделение происходит не только по музыкальным пристрастиям, но и по "видам" - появляются различные типы готов. В целом для этого периода характерна достаточная закрытость культуры по отношению к внешним влияниям. В результате к середине 90-х мировая готическая субкультура уже имела сильную и очень развитую изолированную инфраструктуру - готические журналы, радио, символика, клубы, магазины, и т.д.

Готическое мировоззрение

Понятие «готическое мировоззрение» было введено самими готами, и очень многие ставят под сомнение сам факт существования готического мировоззрения. Но лично я склоняюсь к мнению, что оно присутствует хотя бы как «мироощущение». Главное, к чему привело появление этого «мироощущения», это отход от привязки к конкретным музыкальным группам; началось формирование более сложной и содержательной субкультуры, ориентированной на темную романтику. В результате молодежная субкультура стала приобретать черты альтернативной культуры, опирающейся на общемировое культурное наследие.

В целом готы характеризуют свое мировоззрение как «романтично-депрессивный взгляд на жизнь». Эталонному образу гота присущи: замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость, мизантропия, эстетство, мистицизм, неприятие стереотипов поведения и стандартов внешнего вида.

Характерной чертой готов является стремление к артистичности и самовыражению (проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством).

Внешний вид, символика и атрибутика

В целом можно сказать, что по большей части готы носят черные одежды, красят ногти, волосы и губы в черный цвет и подводят глаза. Хотя это описание подходит не ко всем готам, но большая часть выглядит именно так. Разнообразием во внешнем виде готы обязаны в первую очередь уже упомянутому стремлению к артистизму и самовыражению. «Готический имидж» достаточно разнообразен.

Имидж готы изначально заимствовали из фильмов. Влияние Кэррол Борланд на имидж готов — однозначно.

Далее приводится описание основных элементов, из которых он создается.

Корсеты - бывают двух видов: близкие по виду к корсетам прошлых времен (изготавливаются из бархата, парчи, могут быть различных цветов) и корсеты, близкие к эстетике садомазохизма (создаются с использованием современных материалов - латекса, винила и кожи, преимущественно черный цвет). Но не стоит забывать, что готика - это прежде всего эстетика. Одежда, как и косметика, и украшения, должны гармонично сочетаться и подходить к внешности. Винил, эротично обтягивающий целлюлитные формы, вряд ли свидетельствует об изысканном вкусе. В эстетике киберготов иногда используются корсеты из флюоресцирующего пластика. Часто изготавливаются на заказ или приобретаются в специальных готических магазинах. Платья, юбки – самые разнообразные, часто созданные по мотивам "исторического" костюма - с использованием кружев, кружевных или цветных вставок в лиф, иногда используются двойные юбки. Изготавливаются преимущественно из бархата, шелка, парчи, шифона, гипюра. Цвета различные, но доминируют черный, бордовый, фиолетовый. Иногда платья делаются из современных материалов: латекса, винила. Имидж — это, прежде всего, противопоставление, альтернатива повседневности.

«Черный цвет готов уже не цвет грязи и улицы панка. Готы в черном цвете умудрились открыть целую палитру смыслов - это и защита от повседневно-банальной, псевдо-разноцветной, но на деле тотально серой жизни; и своеобразный протест против бытующих общественных стереотипов и представлений, всего стандартного и простого; и граница между миром романтики и лавиной общественной усредненности; и символ пугающей обывателей смерти и всего потустороннего, связанного с ней...»[19] То есть, чёрный цвет используется больше в качестве пассивного протеста, но не провозглашения мрака:

Из украшений у готов от панков сохранились шипованные браслеты и ошейники, а всевозможные подвески, диадемы, изящные серьги, кольца, камешки во лбу частично заимствованы ими из Средневековья, но лишь частично, поскольку большая часть украшений готов несет используемую ими символику: гробики, черепа, летучие мыши, древнеегипетский анк (на сегодня — международный символ всех готов) как символ вечной жизни, восьмиконечная звезда как символ хаоса и др. Кроме того, основным металлом, применяемым для украшений готов, является серебро. Готы никогда не наденут золотые украшения — символ стандартных «зажеванных» ценностей, а также цвет бессмысленно пролитой крови.

Готы отдает свое предпочтение классической музыке, а также стилю, именуемый «неоклассик»: «Эленд», последние альбомы группы «Lacrimoza».

Специфические признаки готов, мало встречающиеся, либо не встречающиеся в других молодежных субкультурах[20] :

1. Ношение «египетского креста» - анкха.

2. Ношение кулонов и подвесок с летучей мышью, в том числе со стилизованной летучей мышью.

3. Длинные волосы на голове, окрашенные в черный (иссиня) цвет. Длинные волосы могут гармонировать с выбритыми висками и/или более крупными бритыми участками на голове.

4. Пирсинг на лице: язык, губы, брови (неспецифический признак).

5. Черный лак на ногтях.

6. Выбеливание лица белым гримом (встречается также у «кишей»).

7. Крашеные в черный (редко в красный) цвет губы и обведенные черным карандашом.

8. Использование в одежде поголовно черного цвета

9. Прослушивание классической симфонической музыки (по совокупности с другими признаками).

Здесь видна очень гиперболизированная оценка, пропущенная через фильтры собственных воззрений. Объяснить это можно лишь тем, что местные СМИ дают описания готов либо со слов самих готов (причем, чаще, интервью стараются дать «бэби-готы», имеющие весьма туманное представление о субкультуре готов), либо на основании совсем не соответствующей действительности, искаженной информации околорелигиозных «специалистов».

Уход от повседневности, противопоставление себя обществу иногда выглядят как подростковые капризы, вероятно из-за того, что в готических кругах достаточно много детей такого возраста, но по сути это далеко не так.


Заключение

По данной работе можно сделать следующие выводы:

1. Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Контркульту́ра — специфический вид субкультуры, которая противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями

2. Субкультура и контркультура являются частью одного целого, между ними много общего и переход из субкультуры в контркультуру вполне возможен;

3. Все классификации субкультур очень условны, и созданы для упрощения работы с ними, субкультуры не поддаются четкой типологизации, так как построены на индивидуальности, а не на стандартности;

4. В мире существует большое количество субкультур, все они отражают внутренний мир молодежи и являются способом удовлетворения потребности в самовыражении.


Список литературы

I. Книги, учебные пособия

1. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.

2. Луков В. А. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. 2005. №1. С. 147–151.

3. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008

4. Пашин В.С. Человек и его потребности: Уч. пособие/ Академия ГА. СПб, 2004

II. Публикации

1. Левикова С.И. Готика как она есть, или о старо-новой молодежной субкультуре. Научная статья о субкультуре готов в журнале "Философские науки" 2006 г. № 7-9, с.9-11

III. Internet

1. Молодежные субкультуры: уход из «лицемерного» мира// Информационное агентство Бел РУ – новости Белгорода он-лайн (электронный ресурс), режим доступа: http://www.bel.ru/news/opinion/36602.html

2. Молодежь и рок-культура – молодежная субкультура// Преподавание истории и обществознания в республике Марий Эл (электронный ресурс), режим доступа: http://piorme.narod.ru/subkult.htm#1

3. Причины возникновения и типологии молодежных субкультур// EducationandScience (электронный ресурс), режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Philosophia/4_56814.doc.htm

4. Субкультура и контркультура// Библиотека по культурологи (электронный ресурс), режим доступа: http://www.countries.ru/library/typology/subcultura.htm

5. Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа: http://www.subcult.ru

6. Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа: http://myculture.ru

7. Эстетика готической субкультуры// Gothic-photo.ru. Готические фотографии (электронный ресурс), режим доступа: http://gothic photo.ru/article/estetika-goticheskoi-subkultury


[1] Субкультура// Википедия – свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа:

[2] Субкультура и контркультура. Типология культуры// Библиотека по культурологи (электронный ресурс), режим доступа:

[3] Молодежь и рок-культура – молодежная субкультура// Преподавание истории и обществознания в республике Марий Эл (электронный ресурс), режим доступа:

[4] Субкультура и контркультура// Библиотека по культурологи (электронный ресурс), режим доступа: http://www.rusnauka.com/2_ANR_2010/Philosophia/4_56814.doc.htm

[5] Левикова С.И. «Молодежная субкультура» (учебное пособие). М., 2004, с.13

[6] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.7

[7] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.7

[8] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.11

[9] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.12

[10] там же, с.14

[11] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.16

[12] Молодежь и рок-культура – молодежная субкультура// Преподавание истории и обществознания в республике Марий Эл (электронный ресурс), режим доступа: http://piorme.narod.ru/subkult.htm#1

[13] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с. 27

[14] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.29

[15] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.115

[16] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.116

[17] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.86

[18] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.103

[19] Готы// Субкультуры (электронный ресурс), режим доступа :http://myculture.ru/goty

[20] Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма/ Под редакцие Козлова А.А., Канаяна В.А. – Спб, 2008, с.40