Реферат: Возникновение персидской державы. Завоевательные походы Кира и Камбиза

Название: Возникновение персидской державы. Завоевательные походы Кира и Камбиза
Раздел: Рефераты по истории
Тип: реферат

Министерство высшего и среднего профессионального образования РФ

ПОВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Исторический факультет

Реферат

Возникновение персидской державы. Завоевательные походы Кира и Камбиза.

студента 1 курса

дневного отделения

11 группы 2 подгруппы

Кирюшкин И. В.

Научный руководитель:

ст. пр. к.и.н. Курочкин М. В.

Самара 2009


Введение

На данный момент времени далеко не все люди знают и интересуются даже историей своей страны. Что уж тут говорить об истории Древнего Мира, а тем более Древнего Востока? А между тем этот период очень важен для понимания процесса формирования и развития человеческого общества. Цивилизации, жившие в этот период, оказали большое влияние на дальнейшую историю человечества.

Персия — это: 1) первая мировая держава, соединившая в себе несколько «миров» одновременно (Египет, Вавилон, и другие); 2) первое крупное много конфессиональное веротерпимое государство; 3)именно в Персии зародилась первая этическая религия — зороастризм, от ветвей которой пойдут многие современные идеологии (социализм, христианство, сатанинство и производные от них).

Самые известные периоды массовому читателю существования персидского государства — это греко-персидские войны и завоевание Персии Александром Македонским. Период же возникновения и становления этого государства известен куда как меньше. А ведь он не менее важен для понимания всей персидской истории.

Я выбрал эту тему потому, что мне хочется изучить период возникновения и становления такого большого и мощного государства.

Цель данной работы заключается в получении более полного представления о возникновении персидского государства и завоевательных походах Кира II и его сына Камбиза II, которые заложили основу персидского государства. Для этого рассмотрим ряд задач:

1) Возникновение государства (время прихода в Иран, первые упоминания, первые племенные образования, внешняя их политика, все цари до Кира II), а также начало правления Кира II и его восстание против Мидии.

2)Завоевательные походы Кира и их значение для формирования персидского государства (в Лидию, Вавилонию, в Бактрию, в Сирию, против кочевников).

3)Завоевательные походы Камбиза II (в Египет и в Нубию)

4)Государственное устройство в персидской империи во время правления Кира II и Камбиза II.

В этом реферате будут рассмотрены периоды: возникновение персидского государства, походы Кира, походы Камбиза.


Глава 1. Возникновение персидского государства и его развитие до правления Кира II начало его правления

1.1 Природные условия, этнические характеристики, момент образования государства

Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана. B глубокой древности таких границ просто не существовало. Были периоды, когда персидские цари являлись владыками большей части известного тогда мира, в иные времена основные города империи находились в Месопотамии, к западу от собственно Персии, а случалось и так, что вся территория царства оказывалась поделенной между враждовавшими местными правителями.

Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м/ На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго-западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности.

Геродот в своем всемирно известном труде перечисляет все персидские племена. На первое место он ставит персов, пасаргадов, марафиев и маспиев, затем идут пан фиал ей, дерусиеи, германии, дай, марды и дропики. Наиболее многочисленными и могущественными, по словам Геродота, были пасаргады. Дай, марды и дропики были кочевниками, остальные — земледельцами.

Ричард Фрай, английский исследователь этого вопроса, считал, что проникновение иранских племен в район Загросских гор началось, вероятно, уже в X в. до п. э., однако иранские имена собственные появляются в источниках, видимо, лишь с 879 г., а о мидянах впервые говорится в описании похода Салманаса-ра III на восток в 834-г.

Незадолго до этого мы встречаем название Парсуа, причем оба упоминания — страны Парсуа и мидян — связаны, скорее всего, с обозначением территории с оседлым населением, а не с кочевыми племенами.2

В древнейшее время Персида относилась к эламской культурной области. Здесь, на побережье Персидского залива, когда-то стоял древний эламский город Лиян.

Когда здесь впервые появились иранцы – неизвестно. Страна Парсумаш(Парсуаш) упоминается как крайняя из эламских земель уже в надписи ассирийского царя Шамаш-Адада V(823-810 года до н. э.) и в надписи Синнахериба под 691 годом до н. э. в связи с битвой при Халуле, а также в ряде ассирийских писем царского архива, относящихся к событиям 653-652 годов до н. э., возможно, и есть Персида.

1.2 Экономика Персии до восстания 553-550 годов до н. э.

В 9-7 вв. до н.э. основным занятием персов было скотоводство: разводили овец, коров, верблюдов и лошадей. В наиболее благоприятных районах процветало земледелие: почва обрабатывалась с помощью сохи, а на возделанных полях выращивались ячмень и пшеница. Для изготовления орудий труда и оружия персы широко использовали железо, медь и бронзу, золото и серебро употребляли для украшений.

В стороне от нескольких главных дорог по длинным и узким горным долинам были разбросаны поселения тысяч сельскохозяйственных общин. Они вели натуральное хозяйство, в силу изолированности от соседей многие из них оставались в стороне от войн и нашествий и в течение многих веков выполняли важную миссию по сохранению преемственности культуры, столь характерной для древней истории Персии.3

1.3 Социальные отношения. Внутренняя политика и административное устройство

Можно предположить, что основы ахеменидского законодательства связаны с родовыми или племенными правовыми установлениями, существовавшими еще в период арийской общности.

В древнем Иране, несомненно, сохранились пережитки широко распространенных у индоевропейцев представлений об испытании огнем или клятвой; существовали также и религиозные обряды инициации. В Иране, очевидно, клялись Ахура Маздой, подобно тому, как клянутся богами повсюду. Мы знаем уже о функции Митры как божества-охранителя договора у арийцев. Соблюдению договора, его святости отведено много места в персидском законодательстве на протяжении всей его истории.

Мы рассматривали до сих пор главным образом деятельность верховной администрации, унаследовавшей многое от предшественников державы Ахеменидов. (Больше нововведений можно отметить в структуре управления отдельными областями: Провинции и вассальные царства существовали уже в Ассирии и в Мидии, но при Ахеменидах система сатрапий получила дальнейшее развитие. Новые сатрапии учитывали политические и этнические границы прежних владений. Титул «царь царей» приобрел широкую известность благодаря Ирану; ассирийцы его не знали, но в Урарту он уже употреблялся.) Среди сатрапов мы находим ахеменидских принцев и местных владетелей. Аппарат управления сатрапии во многом копировал центральную администрацию. Сатрапии делились на более мелкие административные единицы, во главе их стояли персы или представители местной знати. В целом, сведений о провинциальном административном аппарате очень немного; структура его, очевидно, различалась по отдельным сатрапиям.

Работы, проводившиеся в провинциях и требовавшие привлечения большого числа людей, оплачивались, вероятно, за счет местных налогов, а не из центральной казны, тогда как. золото и серебро должны были наполнять царские сундуки, Сюда же стекались и доходы от поместий, принадлежащих самому царю, от рудников и ирригационных сооружений, которые также .доставляли огромные суммы. Значительная часть золота расходовалась на войны или шла на подарки, раздаваемые царем. Из греческих источников известно, сколько денег тратилось Персидским царем и сатрапами на подкуп греков.

Чеканка монет существовала до Ахеменидов; принято считать, что первыми начали выпуск монет в государственном масштабе лидийцы. Большая часть золота и серебра расплавлялась и хранилась в слитках определенного веса, так что количество монет было довольно ограниченно, и пользовались ими, как уже отмечалось, для выплаты жалования греческим наемникам и торговли с греками и средиземноморскими городами. Золото было редкостью, оно копилось в царской сокровищнице. Монеты, находившиеся в обращении, обычно ценились по весу, подобно слиткам. Только царь царей имел право чеканить золотую монету. Сатрапы чеканили медные и серебряные монеты, но последние могли выпускаться и полководцами — эти монеты предназначались прежде всего для военных нужд.

1.4 Внешняя политика

В середине VII вв. до н.э. вождем пасаргадов стал Ахемен, который приказал называть себя царем. Он стремился объединить все персидские племена под своей властью. Мидийское царство, располагавшееся севернее, помешало ему в этом. Царь Мидии Фраорт пошел войной на персов. У него была многочисленная, хорошо вооруженная и дисциплинированная армия, поэтому он быстро подчинил разрозненные персидские племена и наложил на них дань.

Пасаргады и их вождь Ахемен оказывали самое сильное и организованное сопротивление, но мидийская армия в результате нескольких побед подчинила и их.

В конце VII века до н.э. в Мидию вторглись скифы. Мидийский царь Киаксар почти 30 лет вел с ними борьбу. Персы в первые в этот период решили освободится от мидийского гнета. Несколько персидских племен объединились под началом Теиспа, сына Ахемена. Но Киаксар, когда справился со скифами, разбил восставших персов.

После смерти Теиспа персидскими племенами управлял его младший брат Кир, потом его племянник Камбиз.4 У Геродота, Ксенофонта и Ктесия мы находим подробные сведения о жизни Кира II и о его связях с мидийским двором. К сожалению, большая часть этих сведений носит легендарный характер. Много исследований посвящено так называемой легенде о Кире; здесь нет возможности обсуждать ее подробно.

Содержание легенды, как она изложена у Геродота (I, 107— 130), упоминающего о существовании и трех других, менее достоверных версий истории Кира (I, 95 и 214), сводится в основном к следующему. Астиагу приснился зловещий сон, и он отдал свою дочь в жены персу Камбизу, так как боялся выдать ее за знатного мидянина, который мог попытаться завладеть троном. От этого брака родился Кир, но новый сон возвестил Астиагу, что Кир может свергнуть его, и потому он приказал убить' младенца. Астиаг поручил это сделать своему главному советнику, но Гарпаг отдал мальчика пастуху, жена которого только что родила мертвого ребенка. Пастух и его жена вместо Кира выдали труп ребенка, так что у Гарпага не было оснований для беспокойства. Жену пастуха звали Спако, что, как сообщает Геродот, означало по-мидййски «собака», ибо греч. гуоп соответствует в индийском зра&а (I, 110). Эта легенда перекликается с широко известным мифом о Ромуле и Реме, ребенке, вскормленном волчицей или собакой (ср. Геродот, I, 122). Когда Киру исполнилось десять лет, Астиаг «опознал» его, но маги на сей раз иначе истолковали сны, так что Астиаг перестал бояться Кира и даже отправил мальчика к настоящим его родителям в Перейду. Достигнув зрелости, Кир поднял восстание. Против него была послана индийская армия во главе с Гарпагом, но часть войска и сам Гарпаг перешли на сторону Кира, а остальные бежали. Спустя некоторое время Астиаг был разбит в сражении и взят в плен. В рассказе приводятся еще многие подробности, излагаются, в частности, причины измены Гарпага. Некоторые куски этого рассказа, иногда с вариациями, повторяются, и у других, более поздних, античных авторов.

В конце концов Кир наносит поражение мидянам и захватывает Экбатану. Чем можно объяснить столь сильные различия между версиями Ктесия и Геродота? Проще всего считать, что Ктесий намеренно отрицал царское происхождение Кира. Примечательно, что Ксенофонт в своей «Киропедии» решительно утверждает, что Кир Старший был сыном Камбиза, царя персов, и Майданы, дочери Астиага. Нет, видимо, оснований сомневаться в том, что Кир действительно происходил из царского рода Ахеменидов и что он поднял восстание и с помощью самих мидян нанес поражение индийскому царю. В источниках имеются свидетельства, указывающие на жестокость Астиага и его непопулярность среди своих подданных.

1.5 Культура

Кир II построил город на месте Пасаргад и руины древнего города должны быть отнесены ко времени основателя Ахеменидской державы. Развалины Пасаргад находятся в 43 км по прямой (самолетом) к северу от Персеполя; если добираться по дороге, то это расстояние удваивается. Город лежит на высоте около 1800 м над уровнем моря (та же отметка у Хамадана), так что в качестве зимней резиденции он был малоудобен.Эти надписи кратки и фрагментарны, но вызывают большой интерес. В одной из них, сохранившейся в трех версиях — древнеперсидской, эламской и аккадской и составленной в обычной для царских надписей форме, говорится: «Я — Кир, царь, Ахеменид». Эта надпись повторяется, по меньшей мере, пять раз на пяти колоннах дворца в Пасаргадах. Она является в настоящее время основным аргументом для тех исследователей, которые считают, что древнеперсидское слоговое письмо употреблялось еще до Дария. Однако наличие сходных формул с именем Дария в надписях па гирях, относящихся, несомненно, ко времени после Дария, ослабляет убедительность этого аргумента. Весьма стандартный тип ахеменидских кратких надписей указывает на то, что древнеперсидская клинопись имела весьма ограниченное применение, она употреблялась главным образом при Дарии и, возможно, была изобретена в его правление. Доказано, что другая надпись с именем Кира из Пасаргад была высечена при Дарии — об этом свидетельствуют обнаруженные недавно новые фрагменты надписи, а также явно более поздняя дата сооружения здания, в котором была найдена надпись. Отсюда следует, что многие постройки в Пасаргадах были возведены уже при Дарии, а не при Кире.

В глубокой древности был широко распространен культ великой богини-матери, символа деторождения и плодородия. В Эламе ее называли Кирисиша, и на протяжении всего парфянского периода ее изображения отливались на луристанских бронзовых изделиях и выполнялись в виде статуэток из терракоты, кости, слоновой кости и металлов.

Жители Иранского нагорья поклонялись и многим божествам Месопотамии. После того как первая волна ариев прошла через Иран, здесь появились такие индоиранские божества, как Митра, Варуна, Индра и Насатья. Во всех верованиях непременно присутствовала пара божеств - богиня, олицетворявшая Солнце и Землю, и ее супруг, олицетворявший Луну и природные стихии. Местные боги носили имена племен и народов, которые им поклонялись. В Эламе были свои божества, в первую очередь богиня Шала и ее супруг Иншушинак. Ахеменидский период ознаменовался решительным поворотом от политеизма к более универсальной системе, отражающей вечную борьбу между добром и злом. Самая ранняя из надписей этого периода - металлическая дощечка, изготовленная до 590 до н.э., - содержит имя бога Агурамазды (Ахурамазды). Косвенным образом надпись может являться отражением реформы маздаизма (культа Агурамазды), осуществленной пророком Заратуштрой, или Зороастром, о чем повествуется в Гатах, древних священных гимнах.

Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. Личность Заратуштры продолжает окутывать тайна. По-видимому, он родился ок. 660 до н.э., но, возможно, значительно раньше, а может быть, и много позже. Бог Агурамазда олицетворял доброе начало, истину и свет, по-видимому, в противовес Ариману (Ангра-Манью), олицетворению злого начала, хотя само понятие Ангра-Манью могло появиться и позднее. В надписях Дария упоминается Агурамазда, а рельеф на его могиле изображает поклонение этому божеству у жертвенного огня. Летописи дают основание полагать, что Дарий и Ксеркс верили в бессмертие. Поклонение священному огню происходило как внутри храмов, так и на открытых местах. Маги, первоначально члены одного из мидийских кланов, превратились в наследственных жрецов. Они надзирали за храмами, заботились об укреплении веры, исполняя определенные ритуалы. Почиталась этическая доктрина, основанная на добрых помыслах, добрых словах и добрых делах. На протяжении всего Ахеменидского периода правители весьма терпимо относились к местным божествам.

Помимо колоссального количества предметов из керамики исключительно важное значение для изучения Древнего Ирана имеют изделия, выполненные из таких долговечных материалов, как бронза, серебро и золото. Огромное число т.н. луристанских бронз было обнаружено в Луристане, в горах Загроса, во время нелегальных раскопок могил полукочевых племен. Эти не имеющие аналогов образцы включали оружие, конскую сбрую, украшения, а также предметы с изображениями сцен из религиозной жизни или обрядового назначения. До сих пор ученые не пришли к единому мнению относительно того, кем и когда они были изготовлены. В частности, было выдвинуто предположение, что они создавались с 15 в. до н.э. по 7 в. до н.э., вероятнее всего - касситами или скифо-киммерийскими племенами. Бронзовые изделия продолжают находить в провинции Азербайджан на северо-западе Ирана. По стилю они существенно отличаются от луристанских бронз, хотя, по-видимому, и те и другие относятся к одному и тому же периоду. Бронзовые изделия из Северо-Западного Ирана сходны с новейшими находками, сделанными в том же регионе; например, похожи друг на друга находки случайно обнаруженного клада в Зивие и замечательный золотой кубок, найденный во время раскопок в Хасанлу-Тепе. Эти предметы относятся к 9-7 вв. до н.э., в их стилизованном орнаменте и изображении божеств просматривается ассирийское и скифское влияние.

Древнейшая письменность Ирана представлена пока еще не расшифрованными надписями на протоэламском языке, на котором говорили в Сузах ок. 3000 до н.э. Гораздо более развитые письменные языки Месопотамии быстро распространились в Иране, и в Сузах и на Иранском нагорье много веков население пользовалось аккадским языком

Пришедшие на Иранское нагорье арии принесли с собой индоевропейские языки, отличные от семитских языков Месопотамии. В Ахеменидский период царские надписи, высеченные на скалах, представляли собой параллельные колонки на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках.

Архитектурных памятников доахеменидского периода не сохранилось, хотя на рельефах в дворцах Ассирии изображены города на Иранском нагорье. Весьма вероятно, что еще долгое время и при Ахеменидах население нагорья вело полукочевой образ жизни и для региона были типичны деревянные постройки.

В итоге можно сказать, что персы с победой Кира над Астиагом не просто освободились из под иноземного владычества, но и стали обладать властью не только религиозной, но и светской.


Глава 2. Завоевательные походы Кира

2.1 Завоевание Лидии

Завладев Мидийским царством, причем некоторые области пришлось подчинить военной силой, Кир стал продолжать политику завоеваний, начатую Киаксаром. Но Киаксар действовал только в мидийских интересах, (Кир же при проведении своей политики опирался не только на персов и мидян, но и на известные группы господствующего класса передовых стран Востока, в частности Вавилонии, Финикии и т. д.).

Продолжением политики Киаксара была и первая война с Лидией. Лидийское государство, издавна существовавшее в долине Герма, в западной части Малой Азии, сыграло, вероятно, большую роль в низвержении владычества фригийцев, а затем киммерийцев в Малой Азии. В связи с нашествием киммерийцев в середине VII в. до н. э., при Гиге (ассир. Гуггу, евр. Гог), низвергнувшем царя Кандавла и основавшем новую династию Мермнадов, Лидией были установлены отношения с Ассирией и налажена связь с Востоком и Египтом. Цари из рода Мермнадов, завоевав Карию и Писидию на юге, Мисию и Пафлагонию на севере и Фригию на востоке, расширили свои владения до Галиса. Лидия сделалась посредником в торговле между Западом и Востоком, обеспечивая более безопасный торговый путь, чем обычный морской. Она завязала отношения с греческими государствами не только в самой Малой Азии, но и в Европе: лидийские цари были и первыми филэллинами и претендовали не роль арбитров в греческих делах. На торговле с Запалом и Востоком Лидия чрезвычайно разбогатела: богатство Креза, последнего лидийского царя, вошло в поговорку. Характерно, что в Лидии раньше, чем во всех других странах, начали чеканить монету.

Лидийский царь Крез, воспользовавшись падением мидийской державы, собирался было расширить свои владения, но в это время против него выступил Кир. После сражения, не решившего исхода кампании, Кир осадил Креза в его столице Сардах и вскоре взял город. Есть две версии дальнейшей судьбы Креза: аккадской хроники (говорит о том, что Крез был убит) и Геродота, утверждающего, что Кир обошёлся с Крезом милостиво.

Кир, утвердив в Лидии Персидское господство, возвратился в Экбатаны, чтобы готовиться к войне с Бактрией, Вавилонией, саками и Египтом. Однако сразу же после его ухода в Сардах вспыхнуло восстание, так что Киру пришлось отправить еще одну армию против повстанцев. Согласно Геродоту, полководцем, покорившим ионийские города, был тот же мидянин Гарпаг, который предал Астиага и перешел на сторону Кира. Потомки этого Гарпага остались в Анатолии. Завоевание ионийских городов и превращение их в ахеменидскую сатрапию Сарды научило персов разделять греков и властвовать над ними, а также показало персам действенность подкупа.

Персидская держава унаследовала от Лидии её торговые пути, интересы в Греции, связи с греческой торговлей и взаимоотношения с ионийскими городами – частично дружеские, частью враждебные. Персидская держава «обернулась лицом» к морю. Это надолго определило ход развития её истории.

2.2 Завоевание Вавилонии

Объектом следующего из известных нам походов Кира был Вавилон, которому грозила опасность в первую очередь с юга, в результате перехода прежних союзников на сторону Кира.

В Вавилонии влиятельные торгово-ростовщические и жреческие круги были недовольны царем Набу-на'идом, а в военном отношении Вавилония была в этот момент крайне слаба. Правда, оборонительные сооружения, возведенные Навуходоносором II вокруг Вавилона, были таковы, что если бы вавилонская армия оказала серьезное сопротивление, то она могла бы, быть может, выдержать натиск персов. Но как раз сопротивление было оказано совершенно ничтожное.

В таммузе (июне — июле) 538 г. до н. э. войска Кира под начальством Гобрия нанесли поражение вавилонянам при Описе за Тигром. 14 таммуза (12 июля) Гобрию без боя сдался город Сиппар, а 16 таммуза (14 июля)— Вавилон. Сирия, Финикия и Месопотамия также без труда были захвачены персами, частью, может быть, еще раньше Вавилона. Победа Кира была одержала благодаря прямому пособничеству господствовавших в Вавилоне рабовладельцев — жречества, торговцев и ростовщиков. Торгово-рабовладельческие круги Вавилона— крупнейшего центра тогдашней торговли—нуждались в создании великой державы, которая объединяла бы основные страны древнего Востока, обеспечила бы внутренний мир, удобные пути и открыла рынки, на которых господствовали бы вавилоняне. Разделение сферы влияния на севере Месопотамии между Мидией (а позже Персией) и Вавилонией, неспособность вавилонского царя обеспечить господство в Сирии, Палестине и Северной Месопотамии и непопулярная и длительная война, которую он вел в Центральной Аравии, — все это не соответствовало интересам господствовавших кругов Вавилона. Владычество Кира, сулившее открытие путей на Восток и в Малую Азию, по-видимому, казалось им более желательным.

Прежде всего Кир восстановил ряд храмов.. Он вернул изображения божеств, увезенные из вавилонских городов отчасти последним вавилонским царем Набу-на'идом, отчасти ранее. Он приказал также вновь отстроить разрушенный Навуходоносором Иерусалимский храм и разрешил вернуться на родину иудейским изгнанникам. Этим он надеялся обеспечить надежный форпост в задуманной им борьбе с Египтом. Иерусалим был превращен в самоуправляющийся храмовый город, какие уже ранее существовали и в Вавилонии (Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук). Соправителем Кира в Вавилонии был некоторое время его сын Камбис. Кир принял вавилонские царские титулы. Этим он как бы обещал продолжать провавилонскую политику. Кроме того, он принял титул «царя стран» и «царя царей», что очень хорошо характеризует сущность созданной им державы.

После захвата Вавилонии все западные страны до границ Египта добровольно подчинились Киру. Торговые группы Финикии, как и вавилонские и малоазииские купцы, были заинтересованы в создании большого государства с безопасными дорогами, где вся посредническая торговля между Западом и Востоком была бы сосредоточена в их руках. Кир объединил Вавилонию и все западные страны в одну сатрапию, которая получила название «Вавилон и Заречье». Первым наместником этой огромной сатрапии, возможно, был Губару, полководец Кира, который до захвата Вавилонии являлся сатрапом Мидии. Вскоре после захвата Вавилонии он умер. Сатрапом Вавилонии и Заречья в течение десяти следующих лет, от 4 г. Кира до 5 г. Камбиза (535/34—525/24), был иранец, которого звали Гобрием. По другой версии, Гобрий и Угбару был одним и тем же лицом, и, следовательно, правил начиная с возникновения смерти в 525/524 Кир, несомненно, готовился захватить и Египет. Однако он решил предварительно обезопасить северо-восточные границы своего государства от вторжения кочевых скифских племен Средней Азии. Отправляясь на Восток, Кир назначил в 530 г. до н. э. своего старшего сына Камбиза царем Вавилонии, сохранив за собой титул царя стран.

2.3 Завоевание Бактрии. Последний поход Кира

Если покорение Вавилонии вовлекло Кира в средиземноморскую политику и поставило перед ним задачу завоевания Египта — постоянного соперника переднеазиатских держав, то для господства над Ираном ему 'необходимо было держать в своих руках Бактрию.

Бактрийцы были сильной народностью или, вернее, группой племен. Гаты, вероятно, характеризуют строй их общества в начале I тысячелетия до н. э.

Греческие авторы, как было указало выше, упоминают о существовавшем в древности «Бактрийском царстве». Судя по археологическим данным, в VII—VI вв. до н. э. земледелие, на базе освоения техники железа, выходит здесь за 'Пределы маленьких предгорных оазисов: создаются и начинают развиваться земледельческие оазисы в бассейнах больших среднеазиатских рек. Возникают предпосылки для создания классовой цивилизации. Многочисленная ремесленная керамика указывает на наличие товарного производства. Впервые возникают крупные поселения городского типа: Мара-канда (Самарканд) в Согдиане, городище ГяурнКала (Мерв) в Маргиане, Бактры (Балх), городище Кала-и Мир (Коба-диан) в Бактрии. Вероятно, в Бактрии VII—VI вв. до н. э. уже складывалось классовое общество и возникали небольшие государства; отдельные области могли осуществлять гегемонию над остальными. Возможно, что здесь, как и в Мидии, продолжала еще существовать конфедерация племен, сплачивавшая племена и мелкие раннегосударственные образования Бактрии в дни войны. Возможно, однако, что сложилось уже и государственное объединение Бактрии я примыкавших к ней областей.

Бактрия считалась в древности одной из плодороднейших стран Востока. Славилась она, между прочим, коневодством. Важнейшим ее поселением были «Златоконные Бактры» (совр. Балх в Северном Афганистане); в древности их ставили в один ряд с такими важными городами, как Вавилон, Сузы, Экбатаны, Персеполь, Сарды и другие. Кроме Бактр, здесь было еще множество укрепленных поселений; некоторые из них теперь найдены археологами. В долине Окса (Аму-Дарьи и Вахша) существовало земледелие, основанное «а искусственном орошении. По своему развитию и силе Бактрия, вероятно, мало отличалась от Мидии и Персиды. На западе Ахеменидской державы ее существование зависело столько же от положения в Вавилонии, Финикии и т. д., сколько от силы персидского войска. В пределах же Ирана господство Ахеменидов решалось борьбой примерно равных по силе обществ: мидийского, персидского и бактрийского. Поэтому-то покорение Бактрии и было одной из наиболее важных для Кира задач, как о том говорит Геродот.

Сходным с положением в Бактрии было и положение в Хорезме на нижнем течении Окса. Ряд исследователей полагает, что и здесь сложилось обширное раннегосударственное или племенное объединение, охватившее и соседние области (Согд, долину Тедж'ена-Герируда?).

По сообщению Ктесия — автора явно промидийской ориентации— первоначально Кир не смог покорить Бактрию. Лишь узнав, что Астиаг признал Кира своим законным наследником, бактрийцы добровольно подчинились персам. Ксенофонт в своей малодостоверной «Киропедии» упоминает о существовании в это время бактрийского царя. С другой стороны. Геродот называет Вавилон, Бактрию, Египет, а также и саков важнейшими противниками Кира после покорения Лидии. Возможно, что подчинение Киру могущественного (по условиям Восточного Ирана и Средней Азии) Бактрийского царства после падения Астиага было формальным, а фактически оно продолжало оставаться опасным соседом персов. Мы ничего не знаем о завоевании Киром Бактрии, а также Согдианы (за Оксом) и Хорезма. Однако при его преемнике эти области входили в Ахеменидскую державу. Но удержать эти области можно было только в том случае, если бы удалось обеспечить их безопасность от среднеазиатских кочевников: саков, массагетов и т. д. Защита оседлого населения от кочевников была таким же. Необходимым условием для благополучия Бактрии, Согдианы и Хорезма, как и забота об орошении. Поэтому, как правильно отмечает Геродот, покорение кочевников было еще одной насущной задачей, стоящей перед Киром.

Здесь, в Средней Азии, Кир и пал в бою с кочевниками — с какими именно, точно неизвестно: греческие авторы называют разные племена. Так, Беросс называет даев— парфянское племя, жившее в современной Туркмении, Ктесий —дербиков, живших, по Страбону, «рядом с Гирканией», по-видимому, к северу от нее, т. е. в Туркмении, около современного Красноводска. Впрочем, сам Ктесий помещает дербиков на границе Индии. Это возможно, так как и другие кочевые племена, например даи, марды, сагартии, встречались в самых различных местах Средней Азии и Ирана.

Геродот же называет последних врагов Кира массагетами, помещая их «за Араксом» (Сыр-Дарьей). Это, по всей вероятности, во времена Геродота было довольно неопределенным названием для кочевников северной части Средней Азии. Поэтому Помпеи Трог называет их еще более неопределенно скифами, т. е. так, как греки и римляне называли самых разнообразных северных кочевников.

По Страбону, массагеты жили, как и саки, в восточной части среднеазиатских степей и были родственны жителям Хорезма; обитали они за Сыр-Дарьей, а также в горах, на равнинах, островах и в болотах низовий Сыр-Дарьи. В этих же местах жили' они, вероятно, и при Кире. У массагетов господствовал родовой строй и групповой брак. По сообщениям античных писателей, управляли массагетами женщины. Подобно дербикам, массагеты убивали стариков. Геродот[I, 216] дает чрезвычайно любопытное описание массагетов, которое стоит привести целиком: «По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие: знают оба способа (войны); сражаются луками и копьями; вооружены обыкновенно секирами. Все предметы у них из золота и меди: все, что требуется для копий, стрел и секир, изготовляется из меди; головные уборы, пояса и 'перевязи украшаются золотом. Также из меди делают они грудные панцири. И для лошадей; напротив, уздечки, удила и фалары приготовляются из золота. Железа и серебра они вовсе не употребляют... обычаи их таковы: хотя каждый из них женится на одной женщине, но женами они пользуются сообща... Предела жизни у них не полагается вовсе, но кто очень состарится, к тому сходятся все родственники, убивают его, а вместе с ним и разный скот, варят это вместе и поедают... Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Аракс (Сыр-Дарья). Они пьют молоко. Из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей».

Перед Киром стояла и другая задача — защита северо-восточных рубежей империи от нашествий кочевников из Средней Азии. Уже отмечалось, что мы не знаем, как далеко на восток простирались владения мидян, однако вероятно, что здесь, как и на западе, завоевания Кира шли под флагом подчинения земель, ранее находившихся в зависимости от Мидии, а ныне переходивших к нему. В некоторых из этих областей обстановка, по-видимому, сложилась благоприятно для Кира и почва для включения в состав империи была подготовлена, даже такие страны, как Бактрия и Арахосия, ему пришлось завоевывать мечом. Геродот (I, 205—215), подробно описывает поход Кира против массагетов, живших к востоку от Каспийского моря. Вскоре после начала кампании Кир отправил обратно в Персию своего сына и наследника Камбиза в сопровождении Креза, бывшего лидийского царя. Во сне Киру явился юный Дарий, сын Гистаспа и внук Арсама, следовательно тоже из рода Ахеменидов. На плечах Дария Кир увидел крылья, тень одного из них парила над Азией, второго — над Европой. Поскольку Дарию еще не было двадцати лет — возраст необходимый для участия в походах,— и он оставался в Персии, великий царь повелел Гистаспу вернуться туда и следить за сыном, пока война не закончится, что Гистасп и сделал.

В первой битве успех сопутствовал Киру — он нанес поражение массагетам и взял в плен сына их предводительницы, царицы Томирис. Пленный царевич покончил с собой, но в следующей битве ахеменидское войско было разбито, а сам Кир погиб. Это произошло около 530 г. до н. э., после двадцати девяти лет царствования. Версия о гибели Кира, подробно рассказанная Геродотом; кажется наиболее правдоподобной; этой версии, с некоторыми отклонениями, следует большинство античных авторов (в том числе и Ктесий), иногда заменяя лишь массагетов саками, дербиками или другими кочевниками.

Сохранилось важное свидетельство, позволяющее судить о пределах завоеваний Кира в Средней Азии,— город Кирэсхата или Кирополь в Согдиане, взятый штурмом и разрушенный Александром Македонским. Этот город упоминается во многих источниках, его название этимологизируется как «город Кира» и отождествляется с Куркат (Киг-&а) —селением, расположенным неподалеку от городского центра средневековой Уструшаны, к северо-востоку от Самарканда. Речь идет, очевидно, об одном из городов, основанных Киром для защиты восточных границ державы и включавших в себя укрепленное поселение, где располагался гарнизон. Кир оставил глубокий след в памяти персов не только как основатель империи. Его именем, если неофициально, то, по крайней мере, в народных преданиях, нарекались реки, местности, города. Геродот (III, 89) сообщает, что персы и во времена Дария I вспоминали о мягкосердечии Кира и называли его отцом. Известно несколько вариантов «легенды о Кире», широко распространенной в народе. Все это показывает, каким большим уважением и симпатией пользовался основатель династии.

Кир был одной из наиболее выдающихся личностей древней истории. Он производил огромное впечатление на современников. Где нужно—незамедлительное действие (поход против Лидии), где нужно — умение ждать (поход против Вавилона), неизменные военные успехи, умение привлечь на свою сторону всех, в помощи кого он был заинтересован, — другими словами, правильное понимание своих задач и умелое их выполнение — вот что характеризовало Кира как политического деятеля.


Глава 3. Государственное устройство в Персиде и в землях, завоёванных в результате походов Кира Великого и Камбиза II к концу правления Камбиза II

3.1 Административное устройство

Во главе новых административных округов стояли сатрапы. Из труда Геродота (III, 89 и ел.) вытекает, что должность сатрапа впервые была введена Дарпем I. Однако титул сатрапа существовал еще до возникновения Мидийской державы для обозначения самостоятельных вождей в Северо-Западном Иране [24, с. 154 и 323—324; 25, с. 303]. Возможно, должность сатрапа — областеначальника существовала и в Мидии, хотя и не исключено, что она была введена именно при Ахеменидах [ср. 35, с. 361; 24, с. 323]. Во всяком случае, должность сатрапа известна с начала возникновения Ахеменидской державы, но при Кире и Камбизе наместниками многих стран были местные цари, вожди и чиновники, как еще в Ассирийской и Мидийской империях. Хотя сатрапы во многом походили на мелких царьков, а их дворы и администрация копировали двор и правительство царя царей, последний пользовался значительной властью и при решении внутренних дел сатрапий. Царь царей был верховным судьей и высшей инстанцией для апелляций. Хотя в последний период существования державы повсеместна, практиковалось объединение военной и гражданской власти в руках сатрапа, но царь царей осуществлял верховный контроль над армией. Сатрап должен был обеспечивать поступление налогов, управлять экономикой, выполнять судебные функции и контролировать политическое положение в сатрапии. Состав сатрапий не оставался неизменным, различные области державы имели свои специфические особенности и с. точки зрения системы управления, однако повсеместно сатрап пользовался большой властью. Персы как правящий народ, основа могущества Ахеменидов, были освобождены от уплаты податей и несения повинностей, но должны были поставлять войско. Отряды персов служили далеко за пределами родины, и Дарий в своих надписях с гордостью говорит о победах, одержанных персидскими воинами. Небольшие колонии персов находились во всех областях державы— военачальники, солдаты, судьи и другие чиновники из числа персов отправлялись в самые отдаленные концы страны, чтобы служить царю царей.

Далее, при Кире и Камбизе гражданские и военные функции были объединены в руках одного и того же лица, а именно сатрапа. Об этом, в частности, свидетельствуют документы о деятельности сатрапа Губару в Вавилонии и Заречье, который одновременно был гражданским и военным наместником.

Ксенофонт утверждает[Oec., IV. 10-13], что у персов военное командование было полностью отделено от административного. По его словам, комендант гарнизона обязан был обеспечивать мир в подвластной ему области, а правитель области – экономическое процветание и уплату податей. Однако это было далеко не так.

Титул сатрапа носили не только наместники крупных административных округов, но также и начальники более мелких областей, входивших в состав тех или иных сатрапий. Они находились в подчинении у соответствующих областеначальников. Поэтому библейские источники говорят о 120—127 сатрапиях от Инда до Эфиопии вместо 20 сатрапий, упоминаемых Геродотом. Персы играли в своей империи главенствующую роль, однако, хотя эта держава и не была двуединым государством Габсбургов, мидяне занимали важные посты при дворе первых Ахеменидов. Война с Крезом могла рассматриваться Киром как справедливая, ибо речь шла о присоединении страны, захваченной лидянами в то время, когда армии Мидии сражались с персами. Кир выступал как наследник Астиага, а потому считал себя обязанным поддерживать традиции и заботиться о неприкосновенности границ Мидийского государства.

Победы персов в действительности не превосходили военных успехов прежних завоевателей и мало чем отличались от них, хотя военное искусство, несомненно, шагнуло вперед в связи с применением кавалерии и соответственно изменением тактики. Подлинно новым, отличным от их предшественников была политика примирения, направленная па достижение основной цели Кира — создание pax Achaemenica. Для этого Кир должен был сотрудничать с покоренными народами. Бюрократический аппарат, необходимый для управления обширной империей, набирался прежде всего из среды писцов Сирии и Месопотамии., Как в искусстве и культуре Ахеменидов, так и в системе управления державы были представлены разные стихии; понадобились гений Кира и в еще большей мере Дария, чтобы их синтезировать. Более чем вероятно, что создание единства Ахеменидской державы было делом Дария, но Кир заложил основы этого единства.

3.2 Судопроизводство

Персы имели свое примитивное право, основанное па обычаях. Решения царя были последней инстанцией и не подлежали изменению. Но царь должен был править в соответствии с традиционными установлениями персов, советоваться с представителями семи знатных родов, которые играли большую роль в правовой жизни страны. В особо важных случаях царь собирал совет, который состоял из представителей знати. В ранний период у персидских племен функционировало народное собрание, на котором решались важнейшие дела. Царь мог устанавливать новые законы, ссылаясь на желание Ахура-Мазды.

Для рассмотрения наиболее важных преступлений судьи назначались лично царем. Например, для суда над армянским царем, который изменил союзу с персами, Кир II созвал персидских и индийских предводителей.

Обычные преступления рассматривались царскими судьями, которые назначались из знатных персов пожизненно и с наследственной передачей своих должностей. Они разрешали тяжбы между персами, а также толковали законы и обычаи. Впервые царские судьи упоминаются при Камбизе II. По рассказу Геродота (V, 25), один из царских судей по имени Сисамн брал взятки. Камбиз велел содрать с него кожу, выделать ее и обтянуть судейское кресло взяточника. Затем Камбиз назначил судьей сына казненного, приказав ему выносить решения, сидя на этом кресле. После захвата Египта персами царские судьи постановили казнить за каждого погибшего воина из армии Камбиза по десять знатных египтян.

Преступления против царя или его семьи карались смертной казнью. Часто за такие преступления наказывали всю семью, что создавало круговую поруку.

3.3 Сельское хозяйство

В ахеменидский период на Ближнем Востоке произошли значительные изменения в системе земельных отношений.

Обрабатываемая земля была точно измерена, и лучшая ее часть принадлежала царю, храмам, торговым домам. военной знати, чиновникам царской и храмовой администрации. В Вавилонии, Египте, Эламе и Персии из зерновых культур чаще всего сеяли ячмень, значительно реже полбу и пшеницу. Последняя была основным продуктом питания в Палестине, где также выращивали горох, чечевицу и горчицу. Кроме ячменя в Вавилонии сеяли просо, сезам, горох, лен, горчицу, чеснок и лук, а из овощей и фруктов выращивали огурцы, яблоки, гранаты и абрикосы. В Вавилонии и Эламе наряду с ячменем основным продуктом питания были финики, из которых делали хлеб, вино, уксус, мед. Субпродукты финиковых пальм (ветви, волокна и т. д.) использовались как корм скоту, а также для плетения дверей ' и оград, изготовления веревок, мешков, циновок и даже одежды.

Утверждение Геродота, что в Персии не растет инжир и что вавилоняне не знали винограда, неверно, так как эти культуры упоминаются в текстах из Ирана и Вавилонии. В Сирии, Кили-кии, Персии, Армении и Согдиане было развито виноделие (при этом в Персии уже в древности славились ширазские вина) ", а в Вавилонии и Эламе главным образом довольствовались пивом из ячменя и фиников. В Египте пиво варили из ячменя, и в документах из Персеполя упоминается египетский пивовар. У иранцев западные народы научились выращивать лимонное дерево, и поэтому греки называли лимоны индийским или персидским яблоком. В Иране и некоторых других странах Ближнего Востока было известно и пчеловодство.

Египет, Вавилония, Фригия и Иран были богаты скотом. Геродот (I, 133) пишет, что персы в день рождения, который у них был самым большим праздником, подают на стол зажаренных целиком быков, коней и верблюдов. За исключением Персии, где мясо входило в ежедневный рацион питания, оно в ряде стран оставалось роскошью. Даже в богатой Вавилонии мясо было доступно только богатым, а остальные ели его лишь пять-шесть раз в году (главным образом на храмовых праздниках). Молочная пища также занимала незначительное место в общем рационе питания. В текстах животные жиры упоминаются очень редко, и в Вавилонии жителям приходилось довольствоваться кунжутным, а в Палестине — оливковым маслом. Но в Египте оливковое масло было импортным и считалось роскошью, зато животные жиры стоили там сравнительно недорого.

В Мидии, Персии и Армении разводились лучшие породы лошадей, и основным кормом их была люцерна. Эту траву стали сеять и в Вавилонии и ее иранское название аспаста («лошадиная еда») было заимствовано аккадским языком, а со времени греко-персидских войн она распространилась и в Грецию, где ее называли мидийской травой.

В Вавилонии из домашней птицы были известны только утки и гуси. В текстах крепостной стены из Персеполя упоминаются двенадцать видов птицы, в том числе куры, гуси и утки.

В Египте и Вавилонии важным продуктом питания была рыба, которая в изобилии водилась в реках, озерах и болотах. Еще в древние времена вавилоняне знали много способов консервирования рыбы. В частности, ее солили, вялили, коптили, консервировали в растительном соусе и т. д.

В Египте и Вавилонии дождей выпадало мало, и поэтому большую роль играло искусственное орошение, В Вавилонии у города Сиппар был сооружен большой бассейн, чтобы регулировать и распределять воду как во время весеннего наводнения, так и во время засухи, и из этого бассейна шли крупные каналы. Большая часть вавилонских каналов принадлежала государству, а некоторые — храмам и отдельным лицам. За особую плату такими каналами могли пользоваться все землевладельцы. Большие каналы существовали также в Средней Азии. Что касается самой Персии, в некоторых ее частях, где без искусственного орошения невозможно было получать устойчивые урожаи, также были сооружены каналы.

Крупные землевладельцы большей частью сдавали свои земли в аренду. Арендная плата была двух видов: размер ее либо устанавливался уже заранее при заключении контракта и зависел от качества земли и уплачивался натурой или деньгами, либо же владелец получал '/з урожая, а арендатор — 2/3. Контракт обычно заключался на один год.

Мелкие землевладельцы обрабатывали свои участки сами вместе с членами семей, а иногда и с помощью рабов и наемников, которых обычно нанимали на время уборки урожая. Труд наемников широко применялся в крупных хозяйствах (особенно в храмовых), где они работали либо круглый год, либо во время уборки урожая. Иногда таких работников привлекали даже из соседних стран за плату и харчи, а после уборки урожая они возвращались обратно домой.

3.4 Налоговая система

В ахеменидской державе, как и повсюду, было множество различных налогов. Взимались налоги за стоянку судов в гаванях, рыночные налоги, сборы за въезд в городские ворота, за пользование дорогами, пограничные пошлины, налоги за домашний скот (возможно, десятина), а также целый ряд других. Приношения царю приурочивались к празднеству Нового года; во время путешествий царя по территории державы на население ложились дополнительные повинности. Большая часть «даров» и различных налогов поступала главным образом натурой, а не звонкой монетой. Население несло и тяжкую трудовую повинность на строительстве дорог, общественных зданий и т. д., сооружаемых по приказу царя или сатрапов. В целом жизнь простого народа была очень нелегкой.

Работы, проводившиеся в провинциях и требовавшие привлечения большого числа людей, оплачивались, вероятно, за счет местных налогов, а не из центральной казны, тогда как. золото и серебро должны были наполнять царские сундуки, Сюда же стекались и доходы от поместий, принадлежащих самому царю, от рудников и ирригационных сооружений, которые также доставляли огромные суммы. Значительная часть золота расходовалась на войны или шла на подарки, раздаваемые царем. Из греческих источников известно, сколько денег тратилось Персидским царем и сатрапами на подкуп греков.

В итоге можно сказать, что государство было полностью унитарным, принадлежащим к классическому Востоку, богатым, но с очень большими налогами в пользу государства и храмов, очень богатыми храмовыми хозяйствами. Из-за всего этого происходили очень частые и очень многочисленные восстания. Нужно было менять, реформировать всю систему управления и налогообложения.


Список использованной литературы и источников

1. «Наследие Ирана /Ричард Нельсон Фрай/ Перевод Дандамаева Мухаммеда Абдулкадыровича / Издательство «Hayка»/ Редактор - Данадамаев Мухаммед Абдулкадырович, Москва— 468 с.

2. «Персидские цари» / Тимахович Юрий Николаевич / Минск: Беларусь, 1999—329 с.

3. «Очерк истории Древнего Ирана» / Дьяконов Михаил Михайлович / Москва: Академия Наук СССР: Институт народов Азии: Издательство восточной литературы, 1961—418 с.

4. «Культура и экономика Древнего Ирана»/Дандамаев Мухаммед Абдулкадырович, Луконин Владимир Григорьевич/Москва: «Наука», 1980—416 с.

5. «Иран при первых Axeменидах (VI в. до н.э.)» / Дандамаев Мухаммед Абдулкадырович / Москва: Издательство восточной литературы, 1963—290 с.

6.http://www.dielib.сот/сgibin/dl.cgi?l=ru&base=colier&page=showid&id==8455