Реферат: Промыслы русской художественной керамики

Название: Промыслы русской художественной керамики
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

Содержание

Введение

Художественная керамика

Центры изготовления глиняных игрушек

Гжель

Скопин

Дымковская игрушка

Филимоново

Каргополь

Абашево

Петровское

Сомово

Хлудневские сопелки и гремотухи

Игрушки и их роль в воспитании детей

Заключение

Список литературы


Введение

Народное декоративно – прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора (использования) материала и кончая трактовкой изобразительных форм.

Рожденное в среде земледельцев, скотоводов, охотников народное творчество на протяжении всей истории своего развития связано с природой, законами ее обновления. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материалы для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм жизни людей сменой дня и ночи, чередованием времен года. И все это находит отражение в произведениях народного творчества, составляет целостное явление культуры каждого народа.

Глубокое понимание народным мастером материала, с которым он работает, позволяет создавать многие вещи как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства. Дерево и глина, камень и кость, кожа и мех, солома и лоза – все эти материалы находят ограниченное использование в разных предметах быта. Они не подделываются под дорогие материалы, а обрабатываются и декорируются в соответствии с их собственными природными свойствами. Поэтому гончарные изделия из простой глины не спутать с посудой из фарфора, а медный луженый сосуд-с предметом, выполненным из серебра.

Искусство, о котором пойдет речь, изначально формировалось в народной среде как изготовление необходимых в быту предметов. С открытием обжига глиняные изделия, прежде всего глиняная посуда и утварь, стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту древнего человека. Их делал каждый человек для себя, не будучи еще профессиональным кузнецом или гончаром. Ремесленную работу он выполнял параллельно со своими основными занятиями (скотоводством, землепашеством, охотой) т. е. в условиях натурального хозяйства. Ранее других существовала лепная керамика – глиняные изделия, вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений. Наряду с сосудами существовали бесчисленные лепные фигурки животных, птиц, людей. В них ярко отразились древние верования, суеверия, приметы; часто в глиняных фигурках видели духов-охранителей человека, его жилища, скота, посевов. На протяжении столетий они постепенно превратились в глиняные лепные игрушки, и в этом виде существуют и продолжают изготовляться и в наши дни.

Примерно в IX-X веках в России появился гончарный круг – простейший станок или, скорее, приспособление, приводившееся первоначально в движение рукой, позже ногой. Хотя глиняные сосуды обычно не имели такого конкретного образа, как фигурки, но косвенно они отождествлялись гончарами с живой природой и даже с человеком.

Формирование централизованного русского государства, развитие рынка создали условия продажи бытовых изделий. На рубеже XVII – XVIII вв. в России начинают складываться промыслы по производству продукции на рынок. Ремесленное дело становится основным занятием целых деревень и районов. В городах организуются ремесленные цехи, представлявших одну из форм художественных промыслов.

Но все же народное декоративно-прикладное искусство не везде и не одновременно переходило к функционированию в виде промыслов. Они возникали лишь там, где были соответствующие экономические условия (устойчивый спрос, достаточное количество сырья и т.д.). Наиболее активное развитие промыслов в России пошло во второй половине XIX века.

В силу исторических особенностей центры керамического производства у каждого народа развивается по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления керамических изделий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе нашей страны.

Основные современные промыслы русской художественной керамики это гжельский фарфор Раменского района Московской области, скопинская майолика Рязанской области, дымковская игрушка г. Кирова (бывшее название - Вятка), филимоновская игрушка Тульской области, каргопольская игрушка Архангельской области, абашевская игрушка Пензенской области. Мастера глиняной игрушки работают в селах: Жбанниково близ Городца Владимирской области, Кожля Льговского района Курганской области, Александро-Прасковьинка Сапожковского района Рязанской области, Хлуднево Думнического района Калужской области и в других российских селениях.


Художественная керамика

Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и очень древний вид народного художественного ремесла, использующего легко доступный природный материал. Различного назначения посуда – кувшины, миски, тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными изделиями народного керамического творчества.

Понятие «керамика» включает все разновидности изделий, выполненных из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор, имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования.

Терракота. Имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется в основном для декоративных изделий.

Майолика. Имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок. Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается нанесением ангобо-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность.

Фаянс. В отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется прозрачными глазурями.

Фарфор. Представляет собой наиболее совершенный вид керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к химическому и температурному воздействию обеспечили фарфору широкие возможности применения в производстве изделий технического назначения, посуды, скульптур и др. художественных произведений. Каолин, глина, полевой шпат, кварц – непременные компоненты фарфоровой массы - дают в результате обжига тонкий, прозрачный черепок.

Некоторым особняком в искусстве керамики стоят центры, где создают глиняную игрушку. Ее лепят вручную, расписывают свободно, сочиняя каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится клеевыми красками и связано с технологией, не требующей обжига. Выполненные из глины игрушки можно встретить во многих областях России. В центрах народного искусства, имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяющими силы природы. Поэтому в игрушке повторяются изображения женской фигуры (образ матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный полуфантастический характер.

Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме, глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной жизни. Так в XIX в. в ряде промыслов изготовляющих игрушки появились изображения людей – представителей разных социальных слоев общества: крестьян, горожан, солдат, боярынь. В работах современных мастеров наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются многофигурные композиции с изображением жанровых сцен.

Гжель

Самый известный крупный народный художественный керамический народный промысел – подмосковная гжель. Этот район, включающий 30 сел и деревень бывших Бронницкого и Богородского уездов, в 60 км от Москвы (ныне Раменский район), давно славился своими гончарами. Центром гончарства была Гжельская волость – деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бахтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево и другие.

Гжельские мастера создали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины с кольцевидным туловом, высокой куполообразной крышкой, длинным изогнутым носиком, скульптурной ручкой, часто на четырех массивных округлых ножках; кумганы, подобные же сосуды, но без сквозного отверстия в корпусе; кувшины, рукомои, кружки-шутихи, «напейся – не облейся», блюда, тарелки и другие изделия, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зеленой, желтой, синей и фиолетово-коричневой красками по белому фону.

Мелкая декоративная пластика создавалась и вне связи с посудой. Мастера опять-таки с юмором изображали то, что видели в жизни: вот женщина везет ребенка на санках, а вот военный в треуголке; жена стаскивает сапог с ноги мужа; старик дерется со своей старухой; мальчик-поводырь ведет нищего.

Полуфаянсовое производство существовало в Гжели на протяжении всего XIX в. наряду с появившимся вслед за ним тонким фаянсом и фарфором. Формы посуды и печатные рисунки переходили с одного завода на другой. На мелких гжельских фарфоровых заводах при всем их стремлении подражать дорогим изделиям родилось свое оригинальное искусство русского фарфорового лубка с его грубоватой цветистостью, народной трактовкой скульптурных образов, которые мастера создавали по-своему, взяв за основу образцы дорогого фарфора. Стараниями гжельских мастеров статуэтки приобретали черты, простой глиняной игрушки. Гжельские изделия распространялись не только по всей России, их вывозили в Среднюю Азию и страны ближнего Востока. Учитывая вкусы покупателей, гжельские мастера создали устойчивый ассортимент так называемого азиатского фарфора: чайники, пиалы разных размеров и определенной формы, с характерной цветочной росписью в медальонах на цветном фоне. Скоростная свободная кистевая роспись с цветочными мотивами в конце XIX-начале XX веков получило название агашка. Само же искусство гжельского промысла пришло к этому времени в полный упадок, и было предано забвению. Только в 1940-1950 годах, благодаря исследованиям искусствоведа А.Б. Салтыкова и работам московской художницы Н.И. Бессарабовой, искусство Гжели стало возрождаться. Основой возрожденного промысла послужило наследие гжельской майолики XVIII в. и полуфаянса XIX в. Роспись же была принята одноцветная синяя подглазурная (кобальтом) по типу традиционной полуфаянсовой. Н.И. Бессорабова не только создала ряд предметов нового ассортимента: кувшины, кружки, молочники, вазы, пепельницы, но и обучила мастериц забытым приемам кистевой росписи.

Скопин

Среди очагов народного художественного гончарства уникален промысел декоративной керамики, находящийся в г. Скопин Рязанской области. Рязанская земля, богатая традициями разных видов народного искусства, стала родиной давно сложившегося здесь производства гончарной посуды и лепных глиняных свистулек. В городе существовал целый «гончарный конец», а жителей города называли «скопинскими свистушниками».

До середины XIX в. глазури здесь не применялись, а делали обычные черные (синюшки) и обварные горшки. С освоением глазурования скопинские изделия стали значительно более яркими, декоративными. Обычная бытовая посуда скопинских гончаров XIX–начала XX веков выполнена из светлой глины, имеет мягкие очертания, края часто заканчивают фестончатые «оборочки».

Примерно с середины XIX в. в промысле стали делать декоративную скульптурную керамику. Сохранились сведения, что сначала мастера выполняли единичные фигурные предметы: льва, птицу, шар, самовар – и ставили такую вещь на столбе у ворот своего дома как украшение и в знак того, что здесь живет незаурядный мастер. При этом соревновались в сложности фантастичность работ. Глиняные фигурки украшали процарапкой, штампиками, налепами и почетными цветными глазурями. Часто на одном предмете живописно сочетали глазури коричневую с зеленой или зеленую с желтой. Высушенные изделия обмазывали дегтем, посыпали неровно размолотым порошком цветных глазурей и обжигали в ямном горне.

Один из старых мастеров, работавших в конце XIX в., Желобов выполнял даже портретные изображения знакомых, вытягивая их по памяти, как обычно, на гончарном круге и дорабатывая детали от руки.

В годы первой мировой войны скопинский промысел постепенно пришел в упадок. Возрождение его относится уже к 1940-50-м годам. В следующие десятилетия предпринимаются попытки создать особый тип сувенирной скопинской керамики. Это небольшие фигурки львов, птиц, цирковые сценки.

Фантастические фигурные скопинские сосуды, покрытые коричневой или зеленой глазурью, занимают все более значительное место на выставках декоративного и народного искусства.

Дымковская игрушка

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская игрушка. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район г. Вятки, где производство игрушек уже в начале XIX в. приобрело самостоятельное значение. Промысел обычно носил семейный характер – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление весенней ярмарке.

Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященному солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала XX в.

Возрождение промысла связано с именами А.А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А.И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.

Дымковская игрушка – обобщенная декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полосок, клеток, волнистых линий яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке образами являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Все они явно пришли из XIX в., но в 60-80-е годы XX в. обновляются, переосмысливаются и, почти не меняя своего облика и костюма, становятся «воспитательницами в детском саду», «учительницами», «колхозницами», «доярками». Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и тоже время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах и передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительным белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 4-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносились торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков.

Основным сырьем для изготовления игрушек служит местная жирная глина, смешанная с мелким, просеянным через сито речным песком и тщательно перемятая. При лепке постоянно пользуются водой и мокрой тряпкой, иначе глина быстро начинает растрескиваться. У свистулек лепят только верхнюю переднюю часть фигуры. Таковы свистульки – всадники, птички, кони с одной, двумя и тремя головами, козлы, бараны, фигурки военных. В советское время с развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты»). Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

Филимоново

Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области – центр знаменитого промысла глиняных игрушек.

Филимоновские игрушки лепные, почти всегда со свистом; даже крупных размеров «бабы» держат под рукой птичку-свистульку. Высота игрушек – от 5 до 20 см, бывает 40 см. Их сюжеты не так разнообразны, как у дымковских. В основном: женская фигура (баба), мужская фигура (солдат), баран, конь, всадники, олень, петух, собака, корова. В некоторых заметно влияние дымковской игрушки (например, доярка, всадник), но ряд сюжетов исключительно местные: собака с зеркалом, солдат с гусем, любота (возлюбленные). Фигурки имеют очень обобщенные, условные формы, вытянутые пропорции, удлиненные шеи и головы, что объясняется свойствами материала – местной жирной глины, требующей многократного заглаживания в процессе лепки; но в это же их своеобразная привлекательность и неповторимость. Их условность удивительным образом сочетается с одухотворенностью, живой убедительностью образов. Они очень декоративны в своем монументальном лаконизме и жизнерадостны благодаря солнечной яркости росписи, состоящей из малиновых и зеленых или фиолетовых полос по желтому фону.

Любимый цвет росписи филимоновских игрушек – малиново-красный. Он преобладает в женских фигурах, часто сплошь покрывая значительную их поверхность. Одежда женских фигурок бывает украшена ромбами, розетками, полосами. Преобладает орнамент наиболее древнего в народном искусстве геометрического стиля. Иногда вместо полос появляются цветные крапки, условно воспроизводящие оперение птиц, реже цветы, ветки изображаются елочкой, напоминая мотивы народной вышивки. Расписывают игрушки по традиции куриным пером, после того как они просушены в течение нескольких дней и обожжены в электрическом муфеле в течение 12 часов при температуре 800 градусов (прежде их обжигали в ямных гончарных горнах весте с посудой). После обжига фигурки приобретают светлый, чуть желтоватый или розоватый тон, на котором ярко играют все цвета росписи.

Современная филимоновская игрушка, подобно дымковской, стала предметом коллекционирования и декоративного украшения.

Каргополь

Продолжается в наше время жизнь традиционного искусства народной глиняной игрушки в Каргопольском районе Архангельской области. Центром промысла была деревня Гринево, где проживали мастера И.В. Дружинин и И.В. Бабкина. В музеях хранятся игрушки И.В. Дружинина, созданные в 1935-1940 годы. Это по-крестьянски мощные, коренастые фигуры людей, а также стоящие подобно людям на двух ногах олени, медведи, птицы – то ли сказочные персонажи, то ли изображение ряженых. Много женских фигурок с ребенком на руках или с корзиной, птицей. На них широкие юбки, разнообразные головные уборы, кофты с крупными налепными пуговицами. Не лишены бытовых черт и другие фигуры. Каждый персонаж показан в действии: одни несут сосуды, другие играют на гармошке или на рожке, мужчина курит, развалившись в кресле. Обобщенность форм, четкий выразительный силуэт, крупная лаконичная роспись делают их монументальными, несмотря на небольшие размеры (10-15 см).

Цветовое решение этих игрушек очень красиво и необычно. По предварительной побелке они раскрашены матовыми гуашевыми красками в изысканных сочетаниях желтого, розового, серого, сиреневого, бирюзового, коричневого, черного цветов. Геометрический белый и черный орнамент из кругов, прямых и косых крестов, полос, штрихов, овалов похож на древние знаки. Пятнами, полосами, штрихами намечены формы одежды, черты лица. Все образы полны жизненной силы и внутренней значительности, выглядят непринужденными и самоуверенными.

Игрушки У.И. Бабкиной гораздо меньшего размера, они более динамичны. Они расписаны масляными красками, грубее по расцветкам, иногда необычным сочетанием цвета. Несмотря на это, работы привлекательны своей непосредственностью, пластичностью. Тематика их разнообразна: здесь и привычные для народной игрушки конь, баран, олень, и более сложные групповые композиции. Например, охота на медведей, часты бытовые сюжеты: катание на санках, танцующая пара, сказочные образы: Полкан-богатырь, птица сирин и другие.

В 1966 г. при архангельском промкомбинате был организован гончарный цех, позднее перешедший в объединение «Беломорские узоры».

Абашево

Большую популярность со второй половины 1970-х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и существует в деревне Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области. Она бывает двух типов: глазурованная и с холодной росписью. Небольших или довольно крупных размеров всадники, олени, львы, петухи, утки, дамы в шляпах – с вдавленными насечками и покрытые зеленой или коричневой поливой, другие же раскрашены масляными красками и золотым или серебряным порошком (бронза, алюминий). Абашевская игрушка в более традиционных и примитивных формах была развита в начале XX в. Сохранились работы П. и Л. Зоткиных 1930-х годов с применением кукольных штампов для оттискивания лиц. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями, кроме насечек и дырочек, узором служат крупные налепные пуговицы, эполеты.

Часть фигурок окрашена несколькими яркими цветами. Например, красный козел с зеленой шеей и серебряной (алюминиевой) головой и бронзовыми рогами. Именно резкость и пестрота создают поразительную силу самоутверждения. Созданный Ларином Зоткиным тип декоративного изображения животных – козлов, быков, оленей, наделенных мощью, - затем сохраняется в творчестве других мастеров, работающих позднее, в частности в фигурах И.Л. Зюзикова. В игрушках последнего времени, во многом повторяющих типаж изделий 1930-х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Нередко их окрашивают сплошь одним цветом, причем излюбленный цвет – красный. Сохраненный современными мастерами тип абашевской игрушки 1930-х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы.

Петровское

Гончарный промысел в Костромской губернии еще в XIX в. существовал во всех уездах, где на 130 кирпичных заводах трудились две тысячи гончаров. Особенно славилась своими мастерами-гончарами Сусанинская земля. Лучшие гончары жили в селе Петровское.

Угасать промысел начал в 40-х годах XX в. После Великой Отечественной войны только два мастера, П.А. Иванов и А.В. Зайчиков, выполняли почти полны ассортимент традиционных петровских гончарных изделий. Наряду с изделиями, пользующимися спросом в хозяйстве, петровские гончары лепили различные фигурки зверюшек, птиц, скоморохов, гармонистов, балалаечников. А чтобы веселее было, все игрушки свистели. Подуешь в свисток – раздается звонкая трель, у каждой игрушки своя, неповторимая.

Петровские мастера смешивали два сорта местной глины – коричневую и красную. Традиционные образы петровского игрушечного промысла: конь, петух, олень, лось, баран, гусь, козел, медведь, собака, мужики с гармонями и балалайками, бабы с детьми, скоморохи…

Высохшие на воздухе игрушки глазуруются. Для этого они покрываются разведенным на воде свинцовым (не железным) суриком. Медные опилины, добавленные к нему, придают изделию оттенок, при обжиге в муфельной печи. Под слоем глазури, который образует в углублениях темные наплывы, узор становится более выразительным и живописным. Игрушки блестят и переливаются охристыми оттенками с зеленым отливом.

У петровской игрушки совсем другой почерк, отличный от всемирно известных дымковских и филимоновских игрушек – светлых, красочных, ярких. Стиль своеобразный, и в нем своя прелесть.

Сомово

В далекое прошлое уходят корни сомовского гончарного промысла. Во второй половине XIX в. изготовлением глиняной посуды и свистулек занимались в каждом доме села Сомово. Сработанные за зиму изделия гончары везли в г. Вельск и на все крупные ярмарки Архангельской области. Везде сомовская посуда пользовалась большим спросом, так как была легкой и прочной благодаря обладающей прекрасными качествами местной глине.

В начале XX в. появляются предметы, имитирующие фарфоровую и фаянсовую посуду, чисто декоративные вещи, что говорит о творческом поиске народных умельцев.

Сомовские игрушки многообразны и самобытны. Здесь и небольшие по величине свистульки виде птичек, всадников на двуглавых конях, домашних животных с их древней языческой формой. Так же крупные, до 50 см высотой куклы – пример яркой и выразительной народной скульптуры, аналогов которой нет на Русском Севере.

В начале 1950-х годов сомовский промысел пришел в упадок. Была закрыта созданная в 1925 г. артель гончаров. В ней трудились и братья Житнухины – Александр Иванович и Павел Иванович. Работы братьев стали достоянием музеев и коллекционеров, часто экспонировались на выставках. С 1979 г. у мастеров появились ученики. И вот уже много лет молодые мастера продолжают давние традиции.

Хлудневские сопелки и гремотухи

Деревня Хлуднево стоит в логу, сразу не увидишь. Все в деревне Хлуднево из глины умели делать: кирпич для стройки, посуду в обиход, а «сопелки» да «гремотухи» - для ребят. Игрушечное дело считалось чисто женским ремеслом, и деньги, вырученные от продажи «сопелок», шли только на бабьи нужды, на покупку тканей или украшений.

«Работали игрушки круглый год, но больше всего на троицу. Бывало по тысяче, а то и по две наделывали. Ездили по деревням и тряпичники, скупали свистки по три копейки, меняли их на продукты, на материал. И сами по деревням носили свои игрушки, за сопелку яйцо давали, выменивали другие продукты» - вспоминают мастерицы.

Сохраняет хлудневская игрушка самое ценное свое качество, запечатленное в пластике, - восприятие крестьянским художником жизни и природы как единого неделимого мира. Множество фигурок и деталей мастерски соединяют игрушечницы в скульптурные композиции Петушки, медведи, собаки, человечки, цветы и листья, головки разных зверей и животных, лапки и хвостики –все эти отдельно изготовленные элементы лепятся, привязываются,примазываются друг к другу, вырастая из единого ствола, олицетворяя сильное плодоносное дерево, когда-то древо жизни. Ему уподоблены и всевозможные свистульки, напоминающие сучочки, ветви с гнездами, дупла с выглядывающими оттуда зверюшками и птичками. Эта древнейшая символика ярко выражена в пластике древоподобной хлудневской куклы, прорастающей цветущими ветками с листьями, ягодами, плодами и птицами. Вместе с тем кукла правдоподобно передает конкретные детали местного народного костюма.

Мастерицы работают готовыми кисточками и красками. Акварель, яркие анилиновые красители для шерсти разводят на яйце и красят игрушки, используя традиционные цвета: зеленый, желтый, фиолетовый, малиновый. Раскрашивают обычно детали хохолки, крылья, хвостики петушкам, головные оборки и уборы – куклам; рога, уши, хвосты – животным. Основным цветом остается натуральный теплый фон глины с простым пятнистым узором. Однако в отделке и лепке игрушек происходят заметные изменения, особенно в последние годы.

Если раньше мастерицы «делали все сопелки да гремотухи», то есть настоящие игрушки, то теперь стали лепить большие деревья, высоких барынь, крупных петухов и «павлину» стали пробовать рассаживать фигурки рядом на скамейках. Начали вводить сплошную белую окраску, совершенно не свойственную для местной керамики, объясняя это стремлением скрыть дефекты обжига.

Игрушки и их роль в воспитании детей

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера… Игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки…Дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Все это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем несправедливо забытые нашими детьми. Между тем народная игрушка — это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.

Выполненная из натуральных материалов, игрушка с первых дней жизни знакомит ребенка с природой и воспитывает творческое отношение к миру. Но это не только предмет для любования, восхищения и забавы. Игрушка приобщает малыша к миру абстрактных математических образов, представлений.

Первые возрастные игрушки, приобщающие малыша к миру звуков и форм, — погремушки: зрелая головка мака или стручок гороха — патриархи погремушек. Сказочные глиняные пустотелые куклы-погремушки делаются просто: внутрь двух половинок вкладываются керамические шарики пли камешки, а шов заглаживается. Слушая погремушку, ребенок производит одно движение и много интенсивных шумов. В разных районах России погремушки звали по-разному: шаркун, шаркунок, побрякушка, грематушка. Уже само название подсказывает, как звучит первый "инструмент" - шуршит ли, гремит, позвякивает… Погремушки делались из глины, дерева, бересты, лозы и были различной формы. Шарообразные, яйце-, груше -, фасолевидные, цилиндрические, крестообразные — они исподволь вводили малыша в мир ряда звуков и геометрических пространственных форм.

Выявление, выделение одного представителя (элемента) из множества легко решалось старинной игрой в бирюльки. В деревянной плошке было много маленьких игрушек: ведерко, кувшинчик, чашечка и т.д. Бирюльки высыпались на стол, и ребенок должен был собрать их в плошку, составляя множество из элементов.

Свое математическое назначение имеют и другие традиционные народные игрушки. Всемирно известные матрешки моделируют, с точки зрения новейшей науки, трансформацию подобия. Матрешки, как и пирамидки со множеством колец, помогают различать элементы множеств по размеру и выстраивать сериационные ряды. "Ванька-встанька" и "Неваляшка" дают представление об устойчивости. Деревянные кубики с фрагментами рисунков на гранях знакомили не только с пространственной формой и ее характеристиками. Из фрагментов рисунка, как из подмножеств, ребенок составлял множество — общий рисунок (зверек, чашка). Игрушки и изделия народных промыслов и ремесел формировали представления о числе, геометрической форме, ряде, учили ориентироваться на плоскости (когда малыш расставляет игрушечную мелочь на столе) и в пространстве (когда стреляет из лука стрелой). Освоению понятия ряда служат народные промыслы Каргополя и Ельца. Именно здесь мастерицы "низали-метали" жемчуг, вышивали бисером. При вышивке крестом, счетной гладью и набором использовалось еще и знание геометрических фигур и их элементов, чем и обеспечивалось орнаментальное многообразие народного костюма. Выкройки женского народного костюма также состоят только из геометрических форм — прямоугольников и квадратов. Уральские и кубанские тряпичные куклы-закрутки делаются из лоскутков квадратной, круглой, прямоугольной формы.

Настоящая поэма красоты, симметрии и ритма — елецкие и вологодские кружева. Богатые рисунки — сплетения геометрических форм мы находим также на изделиях из бересты. Туески, набирушки, пестери, кухонная утварь мастеров Углича и Прокопьевска содержат ряды полос, розетки, круги, равномерно расположенные на поверхности. Геометрическая форма исследовалась народными ткацкими, кожевенными, кузнечными промыслами, изготовителями изделий из соломы, пеньки, лыка. Рассматривая народную игрушку как средство формирования математического развития ребенка, невольно приходишь к выводу, что обучение детей начиналось гораздо раньше, чем принято думать. Не было системы обучения, не было (и не могло быть) определения числа и арифметического действия как научной математической основы, но навык счетной, измерительной и вычислительной деятельности формировался, причем в игре. А если рядом случался народный божьей милостью методист (мама, отец, дед, бабушка, няня), появлялась и система обучения.


Заключение

Лепка из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию чувства эстетического, чувства гармонии и цвета, и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т. е. оказывает на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Глиняные игрушки получили в наши дни новую жизнь в качестве декоративной скульптуры и национальных сувениров. Широкий интерес к ним стимулировал творчество мастеров в ряде забытых центров. Увлечение частных лиц их коллекционированием и постоянное пополнение музейных собраний, заказы мастерам для выставок, художественных салонов, на экспорт поощряют творчество, подчас обнаруживающее значительные потенциальные возможности там, где, казалось бы, это искусство уже стало областью истории. Очевидно, возрождение той области народного художественного творчества, где самый процесс изготовления вещи имеет огромное художественное значение, - дело ближайшего будущего.


Список литературы

1. Алексахин Н. Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. Издательство «АГАР» Москва 1999 г.

2. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. «Просвещение» Москва 1994г.

3. Дайн Г. Русская народная игрушка. Легкая и пищевая промышленность. Москва 1981г

4. «Народное творчество» №2 2007 г.