Курсовая работа: Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского "Краеведческого музея имени Бирюкова"

Название: Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского "Краеведческого музея имени Бирюкова"
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: курсовая работа

ГОУ ВПО Шадринский Государственный Педагогический Институт

Факультет социального образования

Кафедра социальной педагогики и социальной работы

Курсовая работа

На тему:

«Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имени Бирюкова»»

Выполнила:

Шкитина О.В. 331 гр.

Проверила:

Чуйкова И.В.

Шадринск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1.Специфика оказания услуг в музейной деятельности

§ 1.1История возникновения музеев

§1.2История становления Краеведческий музей имени Бирюкова

Глава 2. Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова

§ 2.1 Анализ оказания услуг в образовательной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова

§2.2 Анализ востребованности познавательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова.

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В настоящее время в нашей стране вопросы сервисного обслуживания звучать с каждым днем все актуальнее и актуальнее. Сервисная деятельность - это форма удовлетворения человеческих потребностей.

Учреждение сферы культуры (краеведческий музей имени Бирюкова), как и любой другой музей в современном обществе, вынужден адаптироваться под изменяющуюся общественную ситуацию, по-новому удовлетворять растущие запросы посетителей, все чаще предпочитающих музею иные виды досуга. Растущая проблема не востребованности музея местным сообществом составила основу данной работы.

Актуальность данной темы обоснована тем, что современное общество не заинтересованно в изучении своего края. К большому сожалению все меньше и меньше нашей молодежи посещает музеи. Очень жаль, что новое поколение не интересуется своим прошлым и не стремится познать для себя что то новое и полезное, а ведь музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации.

Цель исследования: определить специфику оказания услуг сервисной деятельности в Шадринском «Краеведческом музеи имени Бирюкова».

Для того чтобы добиться данной цели нужно решить следующие задачи:

- выявить услуги и направления, оказываемые в «Краеведческом музее имени Бирюкова»;

- определить востребованность «Краеведческий музей имени Бирюкова»;

- сформировать позитивное отношение общества к музею, повысить его привлекательность и востребованность.

Объектом исследования является «Краеведческий музей имени Бирюкова», предметом - специфика оказания услуг сервисной деятельности на примере Шадринского «Краеведческого музея имени Бирюкова».

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, библиографический список и приложения.

Глава 1 Специфика оказания услуг в музейной деятельности

§ 1.1 История возникновения музеев

Сервисная деятельность есть форма удовлетворения человеческих потребностей. При этом характер удовлетворения потребностей, модель потребления (совокупность повторяющихся способов и форм удовлетворения потребностей различных социальных групп) определяются структурными факторами исторически конкретного общества (организационные формы предприятий, отношения собственности, тип распределения и обмена, механизм выявления и реализации потребностей социальных слоев и групп, уровень развития технологий и т.д.).[16]

Сервисная деятельность есть часть экономической деятельности общества. Тем самым определяются отношения людей в процессе обмена услугами на основе соотношения спроса и предложения, необходимость продвижения услуг, а также поведение потребителей в процессе выбора, приобретения, потребления услуг в зависимости от материальных ресурсов, имеющихся в распоряжении человека, конкретной сервисной организации, общества в целом.

Рассматривая сервисную деятельность как специфический труд, нужно учитывать сложность труда, требующую специальной подготовки, наличия у субъекта сервисной деятельности - конструктора, производителя, исполнителя услуги определенных качеств, знаний, умений, навыков и использования специальных средств, создания условий, образующих среду протекания сервисной деятельности.

Подходя к сервисной деятельности как области культуры, нужно иметь в виду ценностные ориентиры и творческий, нестандартный характер этой деятельности, понятия, установки, условия и особенности, которые вместе составляют культуру сервиса.[11]

При рассмотрении сервисной деятельности как среды межличностного общения она предстает как процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемых потребностями в совместной деятельности на основе моральных норм, принятых в обществе.

Вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, стали настолько привычными, что мы даже не задумываемся, когда и как они появились, кто их придумал и как они устроены. Истинное предназначение музеев - дать будущим поколениям представление о том, какими были их предки на этой земле, какие события происходили много веков назад. Недаром музей (от греч. museion - "храм муз") называют хранилищем человеческой культуры, мудрости и знаний.[1]

История возникновения музеев уходит в глубокую древность. Предшественники музеев появились, когда общество достигло того этапа развития, на котором предметы хранятся не только из хозяйственных соображений, а как документальные свидетельства, как ценности не материальные, а эстетические.

Предшественниками современных музеев стали хранилища реликвий в храмах. Они появились в античной Греции. В них хранились произведения искусства и культовые предметы. Это были места для созерцания, познания окружающего мира, раздумий и философских размышлений. Здесь собирались древние философы, поэты, музыканты и артисты, которые состязались в своем мастерстве. [12]

Музеи существовали не только в храмах и святилищах, но и в домах именитых аристократов, где веками, из рода в род накапливались предметы искусства, дорогие предметы домашнего обихода и дары, приносимые подданными в подтверждение их верности. В Акрополе в Афинах, в Дельфийском храме, в Олимпии, в Киренах количество статуй, ваз, тканей, ювелирных изделий выросло настолько, что они уже не помещались в храмах и для их хранения строились дополнительные помещения, которые впоследствии и стали называться музеями. [9]

В XV веке музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.

Первое упоминание об Оружейной палате Московского Кремля относится к XVI веку. Большую роль в создании художественных музеев сыграла Екатерина II. Она приобретала в Западной Европе собрания классической живописи и учредила Эрмитаж, ставший общедоступным музеем.

В первой четверти XVIII века Россия победоносно участвовала в Северной войне в Европе. Трофеи войны составили базу многих частных и государственных музеев.

Сколько вещей, некогда широко бытовавших, вышли из нашего обихода и превратились в редкость, раритет. Именно раритетные вещи собираются, хранятся и демонстрируются в самых разнообразных музеях, расположенных в столичных, областных и районных городах, поселках, порою даже в небольших деревеньках.[10]

Музеи бывают исторические, художественные, сельскохозяйственные, естественнонаучные, искусствоведческие, технические, литературные, мемориальные, комплексные, краеведческие и др. [25]

В дореволюционной России понятия особо ценных музейных объектов (ОЦМО) не существовало. В процессе осознания культурной ценности предметов, принадлежности их к культурному наследию можно выделить несколько исторических этапов. Первый из них связан с выделением особой ценности произведений искусства и исторических реликвий по религиозно-мистическим основаниям и помещением их в церкви, соборы, монастыри и их ризницы. Другими основаниями выделения предметов служили их материальная ценность, принадлежность к княжескому, затем царскому обиходу. Княжеские сокровищницы существовали в Киеве, Суздале, Владимире, Новгороде, Твери, Пскове. В XIV-XV вв. главной сокровищницей становится Московский Кремль. Основу ее составили символы власти: шапка Мономаха, держава, скипетр, дорогое оружие, подарки и пр. Собранные вещи должны были ошеломлять подданных и заграничных послов. Осмотр этих вещей вошел в ритуал московского двора. Для сокровищницы были построены специальные помещения, предусматривалась эвакуация наиболее ценных предметов. Так, в 1572 г., во время татарского набега, вещи были вывезены в Новгород на 450 санях. В 1605-1612 гг. Московский Кремль и его сокровищница были разграблены поляками, но позднее восстановлены Романовыми.

На следующем этапе возникают музейные учреждения. Первые музеи в России появились по инициативе Петра I и Екатерины II. И в дальнейшем государство, императорский дом, правительство создавали или материально поддерживали начинания, наиболее ценные с точки зрения науки, искусства, престижа. Развитие точных наук, природоведения приводит к возникновению научных коллекций и музеев. Критерий научной значимости прочно закрепляется в оценке ценности предметов и объектов. Возникают значительные коллекции произведений искусства и первые художественные музеи (Эрмитаж), однако складывающиеся музеи имели в своей основе коллекции замкнутого характера, предназначенные для узкого круга людей.

Новый этап музейного строительства, отражающий перемены в общественном сознании по отношению к культурному наследию, начался в России (как и в Европе) в XIX в. под влиянием Великой Французской революции и просветительства, провозгласивших общественную принадлежность музеев. Возникает новый тип музейного собрания, ценность которого определяется не столько научно-художественным значением, сколько моральным и символическим, как выражение общности и могущества человеческой культуры. Создаются публичные музеи, владельцы частных собраний передают их в народное пользование.[15]

В России это проявилось особенно ярко в пореформенное время, характеризующееся развитием экономики, углублением процесса национального самосознания, демократизацией общества и деятельностью общественности с ее идеалами просветительства. Выросло количество музеев, их профильное разнообразие, что отражало распространение понятия культурного наследия на все более широкий круг объектов, включающий произведения современного искусства, ценности мемориального характера (музеи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова) и др. Особую роль в этих процессах играли уже существующие музеи, развернувшие активную просветительную работу; музейные и общественные деятели, коллекционеры, постоянно расширявшие понятие ценности объектов культуры и способствовавшие складыванию в обществе более широкого и глубокого понимания культурного наследия. Деятельность П.М.Третьякова, Щукиных, Морозовых, Н.М.Мартьянова, В.И.Гошкевича и многих других основателей новых российских музеев позволяет говорить о широком размахе и действенности их усилий. [5]

Осознание того, что памятники искусства и старины, хранящиеся в музеях и составляющие достояние всего народа, требуют государственной заботы и охраны, произошло в России примерно в начале XX в. Это положение относилось ко всем музеям, независимо от ведомственного подчинения, в особенности к богатейшим музеям дворцового ведомства, чьи сокровища изначально являлись собственностью царской фамилии. Но и по отношению к другим музеям государство проводило политику протекционизма, выделяло им материальные средства, пополняло их бюджет, хотя и в недостаточном объеме. Утвердившиеся к этому времени критерии оценкимузейных коллекций (научная значимость, ценность предметов с точки зрения искусства, старины, мемориальной принадлежности, возможности использовать в просветительных целях, идеологическое воздействие на посетителя и пр.) определялись путем экспертных оценок специалистов, работавших в музейном деле.[22]

Следующий этап истории музеев России начался в 1917 г., когда культурные ценности были объявлены достоянием народа, для руководства процессом их сохранения и использования были созданы специальные органы в центре и на местах. Именно первые годы советской власти дают наиболее интересныепрецеденты выделения особо ценных объектов в культуре. Это были годы, результирующие предыдущий период и заложившие основы будущего развития. Поэтому так важно извлечь уроки этих лет.[3]

Деятельность первых организаций по руководству музейным делом и охраной памятников базировалась на трех основных позициях: отношение к музейным ценностям как национальному достоянию; демократизация музейного дела как необходимое условие его развития; неприкосновенность коллекций музеев. Эти принципы, выработанные в дореволюционный период, на первых порах воплощались в жизнь. Среди форм работы первых государственных органов основными были: выдача охранных грамот на коллекции и музеи; прием коллекций на хранение; обследование имений, усадеб, дворцов, помещений государственных учреждений с целью выявления особо ценных предметов и коллекций. Был подготовлен список усадеб, которые необходимо взять под охрану. В нем перечислены впервые особо ценные, по мнению музейных деятелей, объекты: пушкинские места (Михайловское, Тригорское, Петровское, Ярополец, Полотняный завод) и дворцовые ансамбли (Архангельское, Марьино, Отрада и др.). Уже 30 октября (12 ноября) 1917 г. был объявлен музеем Зимний дворец, в 1918 г. были открыты в качестве музеев дворцы Петергофа, Гатчины, Царского Села. Все предложения по музеефикации объектов вносились в органы государственной власти представителями дореволюционной художественной интеллигенции, музейными деятелями, привлеченными к сотрудничеству в музейных органах, и отражали стремление научных и художественных кругов общественности спасти как можно больше. В первой «Инструкции об охране, учете и регистрации памятников старины и искусства вне Петрограда» подчеркивалось, что «деятель на ниве народного просвещения вообще работает не столько для текущего дня, сколько для будущего, и поэтому более чем кто-либо другой должен стремиться сохранить все культурное богатство народа, хотя бы оно могло быть вполне использовано только в будущем».[29]

К концу 1920-х гг. основными критериями оценки культурного наследия делаются представления об «идеологически нужном» и «идеологически вредном», о возможности применения объектов культуры в идеологической обработке масс, о возможности использования памятников культуры и объектов природы в вульгарно-социологически понятых воспитательных целях, в нуждах социалистического строительства.[7]

Выдвигаются новые схемы определения ценности музейных объектов : в первую очередь оценивается место музея в государственной сети (центральный, музеи автономий, областей). Затем принимается во внимание характер имеющегося в том или ином музее собрания: его качественный уровень, степень органичности коллекций, широта диапазона, количество единиц хранения. Предлагается учитывать также возможности научно-просветительного использования, степень активности масс в научно-исследовательском и просветительном направлении, посещаемость музея; культурное, административное, экономическое и т.п. значение города, где находится музей, населенность города, его отношение к району и характер самого района, близость к другим музейным пунктам и т.п.; значение вузов, художественных студий, местных художественных сил, степень развития местной художественной науки, местной художественной традиции, художественной промышленности и пр. [20]

Каждый экспонат музея имеет свою "легенду", которая отражается в карточке научного описания. В ней описано происхождение предмета, его движение, пребывание в коллекциях, на выставках, время изготовления, места бытования, способы и условия употребления.[13]

Таким образом, музеи возникали в связи с великими географическими открытиями, с развитием науки и производства, с необходимостью сохранять исторические и культурные ценности. Музейными экспонатами становились образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты.

§ 1.2 История становления краеведческого музея имени Бирюкова

Старейший музей Курганской области. Является преемником Шадринского научного хранилища, организованного В.П. Бирюковым, датой открытия которого считается 9 января 1918 года. В структуру научного хранилища входили: архив, музей природы, музей народного хозяйства, научная библиотека, лаборатория, опытное поле. С 1930 года - окружной музей. В 1993 году получил имя основателя В.П Бирюкова. Музей обладает второй по числу работ коллекцией произведений профессора исторической живописи Ф. А. Бронникова - уроженца города Шадринска, коллекцией произведений скульптора И.Д Иванова - Шадра родившегося в Шадринске, Богатой естественнонаучной коллекцией, и др. Музей располагается в бывших торговых рядах 1870 г. Здание построено с противопожарной стеной - брандмауэром.[23]

Каждый музей имеет свою историю и легенды. Одной из первых легенд Шадринского краеведческого музея является легенда Будды.

В экспозиции Шадринского краеведческого музея хранится скульптура, изображающая восточное божество - Будду. Выполненная из золочёной бронзы она удивительно гармонично дополняет коллекцию произведений декоративно-прикладного искусства востока - изделий из металла, картона, фарфора. У этого экспоната, как и у других, есть своя история - история возникновения, история его появления в музее небольшого провинциального городка, далёкого от восточных традиций. Она давно уже перешла в разряд легенд, поскольку нет ни одного её свидетеля. Предположительно, появлением этого предмета в музее мы обязаны Константину Дмитриевичу Носилову - известному этнографу, писателю, журналисту рубежа XIX и XX веков. В 1887 году он начал исследование Полярного севера, поехал на безлюдный остров Новую землю и пробыл там три года. Здесь Константин Дмитриевич основал две колонии ненцев и построил домик-станцию, где вел регулярные наблюдения над жизнью природы. Хорошо обследовал он также нижнее течение Оби, полуостров Ямал и неоднократно совершал путешествия по Северному Уралу. Помимо этого бывал Константин Дмитриевич в Крыму, на Кавказе, в Туркестане, Алтае, на Дальнем Востоке и много раз бывал в странах Запада, ездил в Китай, Палестину и Египет. По возвращении из одного из своих путешествий он привёз бронзовую позолоченную фигурку Будды. Впоследствии она была передана в Шадринское Научное Хранилище.[8]

Второй легендой является легенда Самовара. «Дорогой», «золотой Иван Иваныч», «семейный очаг» - так на Руси величали самовар. Известны самовары с XVII века. Они пришли к нам из Англии и сначала "жили” только в богатых дворянских домах, потому что были очень дорогими. Украшали самовары серебром, наносили на корпус разнообразные узоры и придавали сложные, причудливые кружевные формы кранам, ручкам, шляпкам. Были прямоугольные, которые можно упаковывать в дорожные сундучки. Самовары-гиганты вмещали несколько вёдер воды, а «малыши» всего один стакан - таким дали имя «эгоист». Были самовары «на каждый день» и парадные. Представленный экспонат относится к парадным. Он имеет вид раскрытого цветка из 12 листьев. На крышке 2 медали и фабричная марка. Высота самовара - 46 см.[24]

Третьей и самой распространенной легендой в музее является Часы А.А. Лещева. Среди коллекций Шадринского краеведческого музея достойное место занимает большая коллекция часов. Имеются в ней настольные часы начала XX века. Они принадлежали купцу второй гильдии Алексею Александровичу Лещеву. Этот человек способствовал проведению железной дороги в Шадринск. Экспонат интересен и как произведение искусства, и как вещь с богатой историей. Это часы в фарфоровой оправе с медными украшениями, выполненные в стиле модерн. Они имеют дарственную надпись: «А.А.Лещеву от Н.В. Иванова на память о 20 марта 1903 года». Что же произошло в этот день? Из «Журналов Шадринской городской думы…» нам удалось узнать, что «…г.г. Прозоров и Лещев приглашаются прибыть в С. Петербург к 20 марта с.г. для участия в разсмотрении Коммиссиею о новых железных дорогах вопроса о линиях, представляющих наивыгоднейший выход сибирским грузам на Северную магистраль…». Вопрос о проведении железной дороги в Шадринске, как нам известно, решился положительно. В память об этом знаменательном событии, в благодарность за хлопоты, и были вручены часы А.А.Лещеву.[4]

Четвертой легендой возникновения Шадринского гуся является Казарка краснозобая (Branta ruficollis). Мелкий по размеру гусь, длина около 45 см, вес примерно 1 кг. Отличается короткой шеей, быстрыми движениями и яркой окраской. Окраска черная, по бокам головы по большому рыжему пятну, окруженному широкой белой каймой. Занесена в Красную книгу. Интересно, что обитают казарки по высоким береговым обрывам рек. Непременным условием для гнездования казарки является расположение по близости гнезда хищника: сокола или канюка. Выгода соседства с сильными пернатыми хищниками очевидна: защищая свое гнездо от разорителей, они дают защиту и казаркам. Чучело этой птицы - реликтовый уникальный экспонат из фондов Научного Хранилища.[14]

В фондах музея хранится более 40 000 экспонатов, около 30 000 единиц из которых относятся к основному фонду, из них 20299 единиц являются частью государственного музейного фонда. Учёт предметов хранения ведётся в соответствии с требованиями Министерства культуры РФ, осуществляется работа по научному описанию, классификации, фотофиксации предметов коллекций. Фонд музея включает коллекции: живописи, графики, иконописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, нумизматики, металлопластики, этнографии, оружия, редкой книги, письменных и изобразительных источников, археологии, палеонтологии, геологии, техники и др. Всего насчитывается более 40 коллекций. [28]

Ежегодно музей посещают более 20000 человек, из них до 15000 организованные посетители. Проводятся экскурсии по музейным и вне музейным объектам, комплексные экскурсии. Кроме традиционных форм работы таких, как презентации выставок, можно отметить презентации книг шадринских писателей, встречи с народными мастерами, художниками. Тематика музейных занятий охватывает все возрастные категории. Для детей школьного возраста разработан цикл занятий с элементами музейной педагогики, театрализованными сценками, играми. Для школьной аудитории разработана тематика занятий по экологии, военно-патриотическому воспитанию, народному календарю, обширна тематика лекций для студентов.

Ежегодно проводятся семинары для воспитателей детских садов, школьные краеведческие конференции, выездные лекции, показ видеофильмов. Сотрудники ежегодно проводят цикл благотворительных мероприятий для спецшкол и интернатов города, обслуживают Геронтологический центр. Специалисты используют опыт других музеев в области музейной педагогики и экскурсоведения.[6]

В настоящее время музей располагает 7 залами. В экспозициях музея представлены:

· Уникальные коллекции живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства.

· История шадринских храмов и церковные ценности.

· Обзор деятельности выдающихся людей нашего края (К.Д. Носилов, В.П. Бирюков, Ф.А. Бронников, И.Д. Шадр и другие).

· Животный мир нашего края.

· История города Шадринска.

· Крестьянский и купеческий быт.

Таким образом, в музее ежегодно проводится около 30 различных выставок. Для участия в выставках приглашаются мастера декоративно-прикладного искусства, художники, частные коллекционеры. Тематические выставки создаются на основе фондовых материалов музея.

Глава 2 Специфика сервисной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова

§ 2.1 Анализ оказания услуг в образовательной деятельности на примере Шадринского краеведческого музея им. Бирюкова

Какие бы изменения не происходили в обществе, музей с момента своего рождения является хранителем и транслятором информации общества.

Деятельность музеев составляет важную область общественной жизни, является частью системы социального воспитания, организации жизнедеятельности людей в соответствии с их потребностью в саморазвитии.

Чтобы предоставить услуги, даже востребованные обществом, необходимо предоставить информацию о них. Разработка технологий по предоставлению информационных блоков, значимости музея, насыщенности его коллекций, возможных форм деятельности велась сотрудниками музея уже давно.Но это были пробные элементы, которые показывали эффективность или слабость предлагаемого: информационные блоки в новостях, рекламные материалы в СМИ, выступления сотрудников музея перед учителями с рассказом о возможностях и услугах музея. Самыми интересными наработками были серии статей о фондовых коллекциях в газетах областных, городские, тематические телевизионные и радиопрограммы, методические сборники по вопросам музейной работы.[18]

Сегодня музей в полной мере может участвовать в рекламной деятельности. Продолжается использование возможностей СМИ во время открытия выставок (информационные программы новостей). Афиши и листовки музея стали более красочными, не только в помещениях музея, но и на открытых площадках. Организация услуг осуществляется через непосредственное обращение к руководителям учебных заведений (школ, училищ, лицеев, ВУЗов) при составлении договоров о совместной деятельности с определением условий возмещения услуг. Продолжается активно использоваться такая форма деятельности как выступления на совещаниях, конференциях и т.п. Форма, которую можно отнести к данному разделу - напоминание, которое дублируется через телефонные звонки, частные встречи с учителями, руководством школы, родителями, классными руководителями. Огромные возможности для информирования аудитории дает Интернет. Шадринский краеведческий музей им. Бирюковаимеет свой индивидуальный сайт, на котором знакомит своих компьютерных пользователей с перспективными направлениями деятельности, анонсирует выставки, мероприятия, услуги.[2]

Оказание услуги предусматривает:

1. организацию публичных экспозиций музейных предметов и музейных коллекций;

2. предоставление доступа к объектам историко-культурного наследия, памятникам культуры и истории, иным музейным предметам и коллекциям, представленным в фондах музеев;

3. организацию экскурсионного сопровождения посетителей музея;

4. обеспечение условий пребывания посетителей во время посещения музеев (содержание помещений, обеспечение пожарной безопасности и охраны общественного порядка);

5. комплектование музейного фонда и обеспечение сохранности предметов, являющихся объектами историко-культурного наследия, памятниками культуры и истории.

Любой музей предоставляет различные услуги, Шадринский краеведческий музей предлагает:

1. Бесплатные консультации, исторические справки.

2. Экскурсии, лекции, занятия с элементами музейной педагогики.

3. Викторины, конкурсы, праздники.

4. Печатную и сувенирную продукцию.

К вашим услугам:

1. Научная библиотека.

2. Выставочный зал.

3. 7 постоянных экспозиций:

- История города Шадринска.

- Природа Зауралья.

- Творчество Ф.А. Бронникова.

- Творчество И.Д. Шадра.

- В.П. Бирюков—основатель Научного Хранилища.

- Каслинское и кусинское литье.

- Шадринские храмы. [19]

Для ухаживания за экспонатами, содержания чистоты в помещения в музее существует прейскурант на услуги:

Наименование услуги Цена услуги (руб.)
Входной билет (взрослый) 20-00
Входной билет (детский) 10-00
Тематическая экскурсия 10-00
Пешеходная экскурсия 20-00
Экскурсия по передвижной выставке Автобусная экскурсия по городу (1 академический час) для группы экскурсантов до 10 чел. 500-00
Автобусная экскурсия по городу (1 академический час) для группы экскурсантов более 10 чел. 40-00 (с 1 человека)
Автобусная экскурсия по городу (2 академических часа) для группы экскурсантов до 10 чел. 1000-00
Автобусная экскурсия по городу (2 академических часа) для группы экскурсантов более 10 чел. 80-00 (с 1 человека)
Индивидуальная экскурсия по музею (для 1-10 человек) 300-00
Использование предметов основного и научно-вспомогательного фондов – 1 ед. хранения (экспонат) сканирование, фотографирование, 1 дело документального фонда, 1 экземпляр редких изданий 40-00
Подбор материалов по теме исследования (1 – 3 раб. дня)

80-00

90-00

100-00

Копирование тематических разработок сотрудников музея (1 страница) 15-00
Фотографирование и видеосъёмка в экспозиции музея (1 фотокамера или мобильный телефон) 40-00
Видеосъёмка любительская (1 видеокамера) 100-00

Музеями ведется работа по обеспечению условий сохранности музейных коллекций, принимаются меры по формированию электронного каталога музейных предметов и музейных коллекций с их изображениями. В этих целях необходимо укрепление материально-технической базы музеев - приобретение приборов контроля температурно-климатического режима, монтаж систем противопожарного оповещения и тушения, наличие компьютерной и другой сопутствующей цифровой техники, внутренних локальных сетей, программного обеспечения и т.д., что, несомненно, приведет к увеличению роста посещаемости музеев, в т.ч. и через Интернет, расширению доступа к музейным фондам.[22]

Традиционно в услуги музея включаются следующие формы музейной деятельности: лекции, экскурсии, клубы по интересам, музейные праздники. Активизация этого направления деятельности в Шадринском краеведческом музее имени Бирюкова произошла в последние годы, причем за счет достаточно новой для нашего музея формы деятельности - музейные праздники. Используется и такая форма работы как выездные музейные праздники, то есть не на музейных площадках, которые заменяют привычную лекционную форму работы. Тем не менее, основой деятельности остается - экспозиционная работа: тематическое и обзорные экскурсии по выставкам и уже открытым залам постоянно-действующей экспозиции. Вариативность экскурсий значительная - более 20 тем и подтем. [21]

Долгие годы музей вел краеведческие лектории для различных возрастных групп. Музейные аудитории становятся площадками для проведения методических семинаров, школьных конференций и др. Что касается лекционной деятельности музея (выездные лекции), то эта работа пошла на спад уже в 1990-е годы. Были востребованы только лектории краеведческой тематики для младших школьников и учеников среднего звена. На сегодняшний день эта деятельность не набрала своих темпов. Этот процесс требует дополнительного анализа: анкетирования учителей и школьников, анализ предыдущей тематики, ценовые параметры и другие факторы.[16]

Услуги музеев, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличие, например, от услуг бытовых, увеличивающих размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатных услуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным только при условии резкого роста их качества. Платные услуги позволяют более гибко учесть такие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, как индивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения.[1]

В специальной литературе дискутируются вопросы об оптимальном соотношении платных и бесплатных услуг, о социальной целесообразности платного обслуживания.[21]

В пользу платности говорят два основных фактора:

- платность услуг служит фактором, дающим право потребителю требовать от «изготовителя» повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектра индивидуальных запросов населения;

- платность услуг является важным источником получения дополнительных средств для развития музейных учреждений.

Вместе с тем есть у системы платного обслуживания и свои «минусы»:

1. платность не всегда дает возможность сохранить доступность музейных услуг для наименее защищенных слоев населения;

2. при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, не обеспеченный средствами населения, в расчет не берется;

3. платные формы музейной деятельности в меньшей степени, чем бесплатные, способны формировать вкусы, запросы и потребности населения, поскольку в основном подстраиваются под уже существующий спрос, следуют за ним, а значит, слабо способствуют формированию новых, социально-полезных видов деятельности населения. [17]

Однако даже с учетом этих недостатков платные услуги в условиях рыночных отношений являются для музейных учреждений одним из главных способов выживания и, следовательно, они необходимы. Задача же состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальное соотношение услуг платных и бесплатных, обеспечивающих гарантированный минимум культурного обслуживания для льготных категорий населения. Платные услуги также должны иметь внутреннюю «вилку» цен, оставляя за потребителем право выбрать дешевую или дорогую услугу. Должен быть найден такой механизм, при котором все указанные условия будут учтены, а повышение цен на музейные услуги будет лишь следствием повышения их качества.[29]

Таким образом, услуги музеев обладают важным качественным своеобразием. Услуги культуры способствуют поглощению свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием.

2.2 Анализ востребованности образовательных услуг на примере Шадринского краеведческого музея имени Бирюкова

Формирование потребности общества в музейном продукте - задача, решение которой напрямую связано с успешностью работы и развития музея, с эффективностью реализации его социальной идеи. Проблема заинтересованности общества в музее как духовно-просветительном и рекреационном учреждении требует решений в нескольких направлениях:

Музей должен отвечать актуальным потребностям и запросам аудитории, ее ожиданиям и специфике восприятия. Речь идет, в первую очередь, о формировании комплексного предложения. В наши дни институт музея перестает восприниматься обществом исключительно как «храм» или место, где хранятся и транслируются ценности. Посетитель ожидает совокупность услуг. Как отмечает В. Дукельский (заведующий лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии), от музея ожидаются не собственно музейные услуги - показ древностей или высокого искусства, а некого комплексного предложения, включающего и новые знания, и отдых, и впечатления, и даже возможность шопинга. [8]

С развитием музея развивается культурная духовность. Культура как таковая: духовность, эстетика, самосовершенствование, образование - интересуют весьма небольшой процент населения. Поэтому наиболее эффективный путь - создавать комплексный продукт: культура + индустрия развлечений + здоровье + спорт + образование.... Этот принцип положен в основу одного из крупнейших и успешных проектов в сфере культуры последнего времени - Музейный квартал в Вене. Вена - один из самых музейных городов мира. Тем не менее, в 2001 году здесь открывается огромный комплекс, куда переезжает шесть музеев: "Музей современного искусства", "Музей Леопольда", "Музей табака", выставочный центр "Кунстхалле", "Детский музей". Но самая значимая часть Музейного квартала - это Квартал 21 - своеобразная фабрика искусств, где на одной площади собраны многочисленные творческие агентства, студии видео-арта и электронной музыки, художественные и театральные мастерские, книжные и медиа магазины, выставочные залы. Предназначение Квартала 21 - производство и предложение современного культурного продукта. Таким образом, сегодня важнейшим принципом формирования пакета предложений музея становится дополнительность, комплексность услуг.[12]

Услуги, которые предоставляет музей не всегда являются востребованными потому что:

1. Низкий уровень комфорта;

2. Недостаток в информации;

3. Плохое состояние здания, интерьеров, территории;

4. Редкая сменяемость экспозиций;

5. Недостаточно высокий уровень программ;

6. Грубость смотрителей. [13]

Современное общество редко посещает музе т. к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняются выставочные программы.

Иногда они чувствуют себя необразованными и стесняются, поскольку не получали должного воспитания в семье.

Деловые люди заняты и у них не хватает времени, а в музее нельзя ничего посмотреть быстро, бедные же считают, что в музее все дорого и не для них.

А что касается посетителей с детьми, то они считают, что в музеях не любят детей, т.к. они шумят и им делают строгие замечания. И что особенно актуально для нашей страны, так то, что инвалиды не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями.[16]

Таким образом, потребность в музейном продукте должна удовлетворяться на основе выявленных принципов комплексности услуг, коммуникативного подхода и формирования «впечатлений».

Для того, чтобы выяснить востребованность музея им. Бирюкова в г. Шадринске мы провели анкетирование среди студентов первого курса факультета социально образования в количестве 30 человек. В ходе которого получили следующие ответы. Вниманию студентов были предложены вопросы (прил. 1). По результатам анкетирования можно сделать вывод, что 45 % опрошенных посещают музеи, а 65 % по различным причинам не являются потребителями музейных услуг, так как не заинтересованы в истории своего края и не имеют возможности посетить музей из-за недостатка средств и времени. На следующий поставленный нами вопрос «Как часто вы бываете в Краеведческом музее имени Бирюкова?» респонденты дали следующие ответы: 20% опрошенных ответили что бывают в музее «раз в год», 10%- «раз в месяц, «раз в неделю»- 0% и 70 % ответивших ответили «никогда не бываю». Для того, чтобы узнать, что необходимо для привлечения внимания молодежи к музеям мы предложили следующий вопрос: «Что вы можете предложить для того чтобы молодежь стала чаще посещать музей им. Бирюкова?» Отвечая на него, студенты предложили следующие рекомендации:

1. проводить хорошую рекламу;

2. приобрести новые экспонаты;

3. проводить больше современных выставок;

Проведя анкетирование, мы выявили, что большая часть студентов не посещают «Краеведческий музей имени Бирюкова» т.к. люди не знают, что в нем происходит что-то интересное, и часто меняются выставочные программы, многие не имеют возможности из-за недостатка средств и времени, а что касается инвалидов, то они не ходят в музей, так как музейные здания редко оборудованы необходимыми для них пандусами и лифтами, для слепых нет этикетажа, и программ для людей с ограниченными возможностями.

Заключение

Новое поколение не интересуется своим прошлым и не стремится познать для себя что то новое и полезное, а ведь музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения ретроспективной информации.

Музей представляет ценности, исчезающие в обществе, и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, которым угрожает современный прогресс. Он выделяет среди других эти ценности, подчеркивая их значение как наследия для поддержания непрерывности и преемственности культуры. Он выполняет сервисную, образовательно-воспитательную или, как принято еще ее называть, просветительную деятельность. Она призвана доказать реальность путем общения с реально существующими предметами. Сервисная она потому, что человек, находясь в музее, получает рекреационные услуги, т. е услуги, связанные с проведением отдыха, восстановлением сил и здоровья людей, использованием свободного времени. Образовательная, так как человек получает определенную информацию, узнает что-то новое. В процессе воспитательной деятельности, люди приобретают убеждения и мотивируют свои поступки. Музей в какой-то мере выступает регулятором человеческого поведения. Выходя из музея человек, меняется неосознанно. Музей в этом смысле выполняет функцию формирования общественного сознания. Музей учит людей правильно ориентироваться в реальном мире (уважать прошлое, не прерывать исторические процессы войнами и другими катаклизмами).

Таким образом, можно сказать что, музей удовлетворяет потребности населения в информации, в росте самосознания личности, в развитии духовного потенциала индивида, но необходимо ориентироваться на потребности современного общества.

Список литературы

1. Кожевников Г.И. Федор Андреевич Бронников // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века. Под редакцией А.И.Леонова. Т. I. М., 1962. С. 403–420; Клименская О.Г. Итальянский миф Федора Бронникова. // Пинакотека. 2003. № 16–17. с.179–183.

2. Морозова О.В. Автореферат кандидатской диссертации «Живописное оформление музейных интерьеров России XIX – начала XX в. Петербург, Москва». М., 2004.

3. Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х т. Т. II. С. 457.

4. Боголюбов А.П. Записки моряка-художника. Специальный номер (2–3) журнала «Волга». Публикация Н.В. Огаревой. Саратов. 1996. С. 52.

5. В Херсонесе в 1858 году историком А.С. Уваровым были обнаружены остатки христианской базилики V–VI веков. Знаменитый мозаичный пол из нее находится сейчас в Эрмитаже.

6. Императорский Российский Исторический музей им. Императора Александра Ш в Москве. Краткий путеводитель по музею. Авторы: А.В. Орешников, В.Н. Щепкин, В.А. Городцов. М., 1914. С. 83.

7. В.И. Сизов – А.С. Уварову. 11.02.1884.ОПИ ГИМа, Ф.17, Оп.1. Ед. хр. 351. Л. 147.

8. В.И. Сизов – А.С. Уварову. 26.02. 1884.ОПИ ГИМа. Ф. 17. Оп.1. Ед. хр. 351. Л. 152–152, об.

9. Ф.А. Бронников – И.Е. Забелину. 12.11. и 14.11. 1886. ОПИ ГИМа. Ф. 440. Оп.1, 2. Ед. хр. 38. ЛЛ. 159–163; Л. 164–164, об. – Счет в Императорский Российский Исторический музей.

10. Алешина И.В. Поведение потребителей. М., 1999.

11. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального исследования / Пер. с англ. М., 1999.

12. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., 1993.

13. Глобальное сообщество: Новая система координат / Отв. ред. А.И. Неклесса. СПб., 2000.

14. Гущин В.В., Пахомов В.Д., Приходько Е.П. Сервисное право. 2-е изд. М., 2003.

15. Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М., 2001.

16. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации / П.В. Беспалов и др. М., 2003.

17. Казарина Л.А., Туренко Т.А. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Иркутск, 2001.

18. Кулибанова В.В. Сервисная деятельность. СПб., 2001.

19. Липец Ю.Г., Пуляркин В.А., Шлихтер С.Б. География мирового хозяйства. М., 1999.

20. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации: Путь разума. М., 1998.

21. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. СПб., 2002.

22. Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999.

23. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93. Издание официальное. М., 1994.

24. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб., 2000.

25. Пикулин Д.П. Управление современными услугами: тенденции, опыт, стратегии. Челябинск, 2004.

26. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

27. Софина Т.Н. Сфера услуг: Трансформация в рыночной экономике. СПб., 1999.

28.Социокультурная динамика в период становления постиндустриального общества: Закономерности, противоречия, приоритеты. М., 1998.

29. Сфера услуг в России: Стат.сб. / Пред. редкол. М.Н. Сидоров. М., 2000.


Приложение № 1

Анкета

Уважаемые студенты факультета социального образования, с помощью данного анкетирования мы сможем узнать уровень посещаемости Краеведческого музея им. Бирюкова!

1. Посещаете ли вы музеи?

a) «Да».

b) «Нет».

2. Как часто вы бываете в Краеведческом музее имени Бирюкова?

a) «Раз в год».

b) «Раз в месяц».

c) «Раз в неделю».

d) «Никогда не бываю».

3. Что вы можете предложить для того чтобы молодежь стала чаще посещать музей им. Бирюкова?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание! Нам важно Ваше мнение!