Сочинение: Экспрессионизм в рок-поэзии
Название: Экспрессионизм в рок-поэзии Раздел: Рефераты по зарубежной литературе Тип: сочинение |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Экспрессионизм в рок-поэзии» (Творческая работа) Выполнила: Каткова Екатерина 2008г. Содержание Введение 1. Определение экспрессионизма 2. Основные особенности экспрессионизма 3. Анализ песни Ю. Шевчука «Песня о Гражданской войне Заключение Литература Введение В литературе существует такое направление, как экспрессионизм. Это направление появилось в начале XX века. С помощью него писатель или поэт мог наиболее явно выражать своё отношение к окружающей действительности. Меня заинтересовал вопрос: может ли такое, как экспрессионизм, направление использоваться в музыке. Наиболее часто экспрессионизм используется в таком музыкальном направлении как рок. Я решила выявить основные закономерности и особенности экспрессионизма. Какими средствами автор достигает нужного эмоционального воздействия на слушателя? Можно ли рок считать искусством? Для исследования я взяла песню Юрия Шевчука «Песня о Гражданской войне» и попыталась выяснить, относится ли эта песня к такому направлению как экспрессионизм. 1. Определение - экспрессионизм
Экспрессионизм - это направление в искусстве, провозглашающее основой художественного изображения подчёркнутую нервную выразительность образа. Искусство резких, тревожных красок, искусство крика. Основной предмет изображения в экспрессионизме - внутренние переживания человека (боль, страдания, любовь, вера, надежда), выраженные предельно - эмоционально - как вопль отчаяния или безудержно - восторженное утверждение. В войны главной темой экспрессионизма стали кошмар бессмысленной войны и резкий протест против неё. Для экспрессионизма характерен сильнейший социально критический пафос (разоблачение механизма цивилизации, протест против подавления личности). Стилистика экспрессионизма определяется тяготением к абстрактности, острой эмоциональностью высказываний автора, использованием гротеско. Для экспрессионизма характерен принцип всеобхватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений. В центре художественного мира писателя - сердце человека, истерзанное равнодушием людей и бездушием мира. В музыкальном искусстве наиболее лучшему пониманию таких чувств и переживаний человека способствует сама музыка, мелодия, её темп и ритм. Певец должен сам переживать то, о чём он поёт и понимать то, что он поёт. Главную роль играют слова. Тяжелая жизнь, вечная борьба за заработок, неулыбающиеся лица на улицах - таково сегодняшнее состояние нашего общества. Избыток проблем в быту требует какой-то разрядки, выплескивания энергии. Поэтому прослушивание песен с острыми социальными текстами не располагает к отдыху, а наоборот, усугубляет чувство отчаяния, навеваемое жизнью. 2. Основные особенности экспрессионизма
1) Предметы, явления, характеры подвергнуты излому и деформации, превращаются в формальные средства выражения субъективных эмоций, трагического мироощущения. 2) Доминирует жестокость, ложь, человеческие страдания и тревожное предчувствие катастрофы как неизвестного следствия действующих законов жизни. 3) Лирический герой рок - поэзии проявляется в момент наивысшего напряжения духовных сил: он выразитель сильных эмоций. 4) Эстетические приёмы экспрессионизма: заострённость, резкость, ударность, выделение одной - двух черт, способность одним приёмом создавать образ. 5) Пейзаж: серая зарисовка, чаще всего показан город, врывающийся во внутреннюю жизнь человека, его психику. Это разорение, запустение; милитаристический пейзаж, мир, теряющий жизненность. 6) Цветовая палитра типично - экспрессионистская, преобладают красный, чёрный, серый и синий цвета. Функция цвета необычна, поскольку он часто заменяет собой описание самого предмета. 7) Жизнь - выразительное перевоплощение действительности; обыденная повседневная жизнь изображена как трагическая и абсурдная, в ней господствует ужас и безумие. 8) Художественные средства: частые повторы, антитезы, гиперболы, гротеск, инверсии. 9) Мироощущение лирического героя трагическое, напряжённое. Однако мир в представлении лирического героя способен к обновлению.
3. Анализ песни. Ю. Шевчук «Песня о Гражданской войне» Страна швыряла этой ночью - мутной сволочью. И, разменяв добро на зло, как деньги старые на новые, Рвануло. Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью. И окна… окна были первые, готовые. И зло на заливном коне взмахнуло шашкою. Добро - оно всегда без кулаков - трясло культяшками. Пыталось жалость убедить, помочь опомнится, Но всё быстрее и точней летела конница. Аплодисменты! На манеж под звёздным куполом Повыпускала ночь зверей и замяукала, И заалела, вспотела, вмиг состарилась, И побледнела, и струхнула, и затарилась. Чем Бог послал, а чёрт подсунул им, А он ведь старый театрал, он любит грим. Тела вдруг стали все огроные да полые. И пьяница-сапожник в память нам остаил пленки голыми. Правда на правду, Вера на икону, А земля да на цветы. Это я да это ты… Страна швыряла этой ночью - мутной сволочью. Закат, когда он на щеке, как водка с горечью. Страх покрывал всё матом, будто потом, страх брёл по городу. Ночное небо было дотом, оно ещё напоминало чью-то бороду. Провинция зевала грустно, нервно в телевизоры, А кто-то просто шёл домой и ел яичницу. Дышали трупы тихо, мерно под скальпелем провизора. А кто-то в зеркале вертел уж своей личностью. Страну рвало, она, согнувшись пополам, искала помощи. А помощь танков по лоткам давила овощи. Аплодисменты! Бис! Везде ревело зрелище. Стреляло право по беде - увидишь где ещё! Страна рыдала жирной правдой, так и не поняв истины, Реанимация визжала, выла бабой, последней пристанью. Пенсионеры с палками рубились в городки с милицией, А репортёры с галками их угощали блицами. Да повар - голод подмешал им в жирный суп довольно пороху. Герои крыли тут и там огнём по шороху. И справедливость думала занять чью-либо сторону. Потом решила, как всегда: «Пусть будет смерти поровну». Да погибали эти окна, эти крыши первыми. Все пули были здесь равны, все мысли верными. Аплодисменты! Бис! Везде ревело зрелище. Стреляло право по беде - увидишь где ещё. И лишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане, Где высота да простота, где баррикады ада нет. Она горела в вышине, без дыма, пламени, Я на колени тоже встал, коснувшись этого единственного знамени. Правда на правду, Вера на икону, А земля да на цветы, Это я да это ты… Страна швыряла прошлой ночью - мутной сволочью. Страна скребла лопатой по крови, покрытой инеем. Да по утрам вся грязь, все лужи отражают синее. Асфальт, когда он на щеке, как водка с горечью. На память - фото пирамид с пустыми окнами - глазницами. Аплодисменты! Чудный вид с листом кленовым да с синицами. А будущее, что только родилось, беззвучно плакало. А время тикало себе, а сердце такало. Правда на правду, Вера на икону, А земля да на цветы. Это я да это ты… Эта песня о том, что люди во время Гражданской войны забывают о вере, нравственности, упиваясь войной. Шевчук изобразил войну как грандиозно - поставленное ужасное театральное представление. Шевчук олицетворил страну, где идёт эта война. Он показал её в виде живого существа, которому плохо от этой воины. Страна страдает и ищет помощи, но этой помощи ей никто не даёт. Страну рвало, она, согнувшись пополам, искала помощи. А помощь танков по лоткам давила овощи. Шевчук в этой песне показывает весь ужас войны. Везде раздаются взрывы, лежат мёртвые тела. Граждане воюют друг с другом. Везде царит беспредел. Злость перехлёстывает человека. Ради идеи люди идут на всё даже на убийства. Из-за одних страдают другие. Безвинно погибают дети, женщины, старики. Этому всему нет оправдания. Люди не понимают, к чему это всё может привести. И лишь в церкви, как в гримёрке, спокойно и тихо здесь можно укрыться от всего этого кошмара войны. И лишь в гримёрке церкви пустота в тиши да в ладане, Где высота да простота, где баррикады ада нет. Другие люди, которых эта война не затронула, спокойно жили, смотрели телевизор, ели, следили за своей внешностью. Они наблюдали за войной издалека и не думали о том, что сейчас кто-то страдает, голодает, о том, что кому-то нужна помощь. Шевчук представил то, что за каждой войной кто-то наблюдает свыше. Это может быть дьявол или ещё кто-либо. И этот кто-то следит, чтобы войны заканчивались равными потерями с обеих сторон: И справедливость думала занять чью-либо сторону. Потом решила как всегда: «Пусть будет смерти поровну» А когда война закончилась, люди не знали, что с ними будет дальше, но они чувствовали, что последствия этой войны ужасны. Стоит серый, безжизненный город с домами, в которых выбиты стёкла. Вежде лужи крови. Шевчук часто повторяет слова: Страна швыряла этой ночью - мутной сволочью. Эти слова заставляют слушателя обратить на эти строчки больше внимания. Самое страшное было пережить ночь. Ночью человек не разбирается, кто идёт, а сразу стреляет. Он может убить обычного человека, который не хотел сделать ничего плохого. Шевчук сравнивает войну с театральным представлением. Для этого он использует такой художественный приём как гротеск - соединение прекрасного и безобразного, комического и трагического. Аплодисменты! Бис! Везде ревело зрелище, Стреляло право по беде - увидишь где ещё Шевчук в своей песни использует серые, красные и чёрные цвета, что характерно для экспрессионизма. Музыка помогает восприятию текста. Чередование спокойного и тихого пения, часто переходящего в шёпот. Певец такой манерой пения пытается донести до слушателя смысл песни. Заключение В ходе работы я выявила основные особенности экспрессионизма и проанализировала песню Юрия Шевчука «Песня о гражданской войне». Экспрессионистская рок - поэзия занимает важное место в музыкальной культуре. Она помогает лучше выразить чувства людей. Многие современные музыканты, к сожалению, рабы собственного имиджа. И их поклонники воспринимают, прежде всего, не то, что несут их глубокие и проникновенные песни, а именно эту внешнюю задиристость. А ведь нужно, мне кажется, не просто прыгать у сцены и кричать, а следовать тому, что почерпнуто из песен Цоя, Бутусова и Шевчука. И тогда, возможно, рок будет восприниматься не как нечто аморальное, противоестественное, а как обыкновенное направление искусства. И эстетика не будет иметь ничего против. Литература
Русская литература XX века 11 класс часть 2 - 6-е изд., \ Сост. В.В. Агеносов. - М.: Дрофа, 2001. - 508 с. Русский язык: журнал №29(437), статья С.Н. Никитиной - М.: издательский дом «Первое сентября», август 2004. - 12 с. Хрестоматия по литературе для 10-11 классов \ Сост. Э.Н. Аламдарова - М.: Астраханский педагогический институт, 1994. - 687 с. |