Реферат: Любовная лирика А.С. Пушкина

Название: Любовная лирика А.С. Пушкина
Раздел: Рефераты по зарубежной литературе
Тип: реферат

Введение

Впервые с Пушкиным я познакомилась в раннем детстве. Когда я ещё не умела читать и писать, мама перед сном читала мне его сказки. Дальнейшее знакомство продолжалось уже в начальных классах, в школе. С начало мы читали сказки, стихи о природе, а потом стали изучать более объёмные произведения: поэму «Полтава»; повести «Дубровский» и «Капитанская дочка». И вот уже в этом году мы познакомились с замечательным романом в стихах «Евгений Онегин».

Значительное место в творчестве Пушкина занимает тема любви. Именно она оказала особенное воздействие на мою душу. Уверена, что именно в лирике она раскрывается наиболее полно. Обычно любовную лирику определяют как род поэтического творчества, в котором с той или иной полнотой раскрывается душевная жизнь поэта. В лирике чаще всего присутствуют личные местоимения, поэт говорит от первого лица. Но в этом заключается удивительная особенность лирики: она воздействует на тех, кто читает стихи и воспринимает их от своего лица. Также произошло и со мной, поэтому мне так дорога и близка лирика А.С. Пушкина, а особенно стихи о любви.

Для написания реферата я изучила много книг. О первом увлечении Пушкина я узнала из книги Л.И. Соболевой «А.С. Пушкина. Избранные сочинения». О его отношениях с Керн я прочитала из книги Б. Томашевского «Пушкин». О его лучшем романе «Евгений Онегин» я узнала ещё в школе, но о том, как создавался этот роман, я нашла материал в книгах С. Бонди «О Пушкине» и С.М. Петров «А.С. Пушкин».

Основная часть

Любовь – это самое дорогое, необходимое каждому человеку чувство; именно оно наполняет нашу жизнь смыслом, делает её яркой, красочной. Любовь Пушкина была разнообразной и богатой. Его отношение к ней менялось на протяжении всей жизни. Стихи Пушкина ярко выражают отношение поэта к любви. И это чувство не покидало Александра Сергеевича всю сознательную жизнь. Начиная с первого, дошедшего до нас стихотворения «К Наталье», в котором четырнадцатилетний Пушкин обращается с первым, ещё робким чувством восхищения к крепостной актрисе домашнего театра графа В.В. Толстого в царском селе:

В первый раз ещё, стыжусь, В женски прелести влюблен Целый день как ни верчуся, Лишь тобою занят я…

(«К Наталье»; 1813 год)

И от этого первого увлечения ранней юности крепостной актрисой до прекрасной любви к тезке, великолепнейшей красавице Натальи Гончаровой. Любовь заняла основное место в творчестве Пушкина. Он на протяжении двадцати трех лет не устает свято и нежно воспевать это великое чувство:

Если в жизни поднебесной Существует дух прелестной, То тебе подобен он,…

Это писал Александр Сергеевич в альбом Анны Петровны Керн, той самой, которая и вызвала в жизни «Чудное мгновение». Свое стихотворение о любви «Я помню чудное мгновение» он посвятил именно ей. Анна Петровна Керн – живая, красивая и обаятельная женщина. Она очень понравилась Пушкину. Он говорил: «Она была слишком блестяща». Первая встреча поэта с Анной Петровной произошла в доме Олениных в 1819 г, когда Пушкин был в ссылке в Михайловском. Стихотворение, посвященное ей, автобиографично. Пушкин начинает его с пересмотра своего жизненного пути. Он вспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817 – 1820 г.г, годов, проведенных

В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты…

События оборвали эту пору жизни поэта:

Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты…

Позже, когда возлюбленная покидает поэта, жизнь его теряет смысл, из нее исчезают все запахи, краски, звуки. Она становится унылой:

В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви

И лишь только любимая появляется вновь, к Пушкину возвращается полнота жизни:

И сердце бьется в упоенье И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь

(«Я помню чудное мгновенье…» 1825 год)

Не моментальной встречей был вызван этот прилив жизненных сил. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем – упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущений. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. Позднее поэт встретился с Анной Петровной в Петербурге, питал к ней искреннюю дружбу и принимал живое участие в ее судьбе. Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это.

В дальнейшем любовь становится очень дорога Александру Сергеевичу, даже любовь безответная. Любовь у Пушкина – это животворящая сила:

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим.

(«Я вас любил…»1829 год)

Поэт проповедует самоотречением от любви ради счастья любимого человека. Пушкин благодарен женщине за то светлое чувство, которым она озарила его душу. Он желает ей всего, чего желал бы себе в ее положении. Стихотворение «Я вас любил…» отражает эти убеждения Пушкина. Подобных стихов не писал никто. Впервые в русской литературе возлюбленный выступает как альтруист, готовый отказаться от всего счастья ради спокойствия возлюбленной:

Любовь для поэта – это прежде всего любовь к своей избраннице, а не к самому себе и к своему чувству. Пушкин благословляет имя той, которая внушила ему любовь, и надеется, что она когда-нибудь встретит человека, который будет любить ее так же сильно, как он. Любовь диктует Александру Сергеевичу доброе признание возлюбленной.

Строки стихотворения «Я вас любил…» свидетельствуют об отношении Пушкина к любви, которое выражается также в стихотворении «На холмах Грузии», написанном в 1829 году. Автор говорит о том, что жизнь без любви не может быть полноценной даже в том случае, если это чувство подвергает человека в уныние, сердце продолжает «гореть и любить», потому что «не любить оно не может». Пушкин намеренно включает в лирическое повествование элементы пейзажа. Кавказ становится полноправным участником происходящего. Река Арагва – символ реки жизни, течение которой столь же стихийно и стремительно:

На холмах Грузии лежит ночная мгла. Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

(«На холмах Грузии лежит ночная мгла…» 1829 год)

Другие стихотворения, относящиеся к любовной лирике – «Талисман», «Храни меня, мой талисман», «Сожженное письмо» - посвящены Елизаветте Ксаверьевне Воронцовой, женщине, с которой Пушкин познакомился во время южной ссылки в 1823 году и страстно ей увлекся. Эта женщина отличалась не только необыкновенной красотой, но и умом, прекрасным образованием, воспитанием, умением тонко чувствовать. Пушкин полюбил ее, но она была замужем за генерал-губернатором Новороссийского края М.С.Воронцовым, и они были вынуждены расстаться. На прощание Воронцова дарит поэту перстень с изображением кобалистических знаков, точно такой же перстень она оставила у себя. Именно этому перстню Пушкин и посвятил стихотворения «Талисман» и «Храни меня, мой талисман ». В «Талисмане», написанном в 1827 году, поэт говорит о том, что получил в подарок талисман, который должен будет спасать его от несчастной любви. Нельзя не отметить, что Пушкин с некоторой иронией говорит об этом талисмане:

В бурю, в грозный ураган, Головы твоей, мой милый, Не спасет мой талисман

В стихотворении «Храни меня, мой талисман», написанном в 1825 году, Пушкин показывает более серьезное отношение к Талисману:

Храни меня, мой талисман, Храни меня во дни гоненья, Во дни раскаянья, волненья: Ты в дни печали мне был дан.

Ведь талисман Александру Сергеевичу был подарен любимым человеком. Позже Пушкин в Михайловском получал письма, запечатанные таким же перстнем, как у него. Одно из этих писем Елизаветта Ксаверьевна попросила поэта сжечь. Поэт долго не может решиться сделать этого, так как письмо возлюбленной – это единственное, что у него осталось, но просьба Воронцовой все-таки была исполнена. Это событие поэт описал в стихотворении «Сожженное письмо», написанное в 1825 г:

Прощай, письмо любви! Прощай: она велела

Как долго медлил я! Как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!... Но полно, час настал. Гори письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет… Минуту!... вспыхнули! пылают – легкий дым, Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит… О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе унылой, Останься век со мной на горестной груди…

Так же замечательно и стихотворение «Ночь» - удивительное по силе и эмоциональности выражение страстной любви. «Ласково и томно» звучат в ночном молчании стихи возлюбленной поэта; он видит перед собой в темноте блестящие глаза своей возлюбленной, ее улыбку, слышит ее голос, говорящий нежные слова. Романтическая туманность, неясность, неточность смысла, «музыка прежде всего», доведены здесь до крайности. Не сразу можно понять даже, говорится ли в этом стихотворении о ночном свидании или поэт в одиночку мечтает о своей возлюбленной, читает вслух стихи, написанные для нее, и только в воображении видит ее перед собой:

Мой голос для тебя и ласковый, и томный Тревожит поздное молчание ночи темной Близ ложа моего печальная свеча Горит; мои стихи, текут, сливаясь и журча. Текут, ручьи любви, полны тобою Во тьме твои глаза блистают предо мною Мне улыбаются, и звуки слышу я: Мой друг, мой нежный друг … люблю… твоя… твоя…

(«Ночь» 1823 год)«Только одно слово в стихотворении, один этикет – «печальная свеча» - указывает на то, что поэт сейчас один, и только сила влюбленной мечты создает перед ним и облик милой и ее любовные слова… Вот типичный образ лирического стиля настоящего романтика». Пушкин писал не только стихи о любви, но и романы о любви, и, как он сам говорил, любимым его романом был «Евгений Онегин». К его созданию Пушкин приступил еще весной 1823 года, находясь в Южной ссылке. Первые строфы возникли у Александра Сергеевича еще в Кишиневе, а продолжались в Михайловском. Поначалу Пушкин намеревался придать своему роману сатирический характер, но позднее замысел поэта изменился. Главной его целью ставится изображение в «Евгении Онегине» широкой картины русской жизни, образов русских людей, современной ему действительности. Уже поначалу Пушкин чувствовал, этот роман – лучшее его произведение. Многое в «Евгении Онегине» было подготовлено и ранней лирикой Пушкина. Роман в стихах вобрал в себя богатый поэтический опыт поэта, его поэтические находки и достижения. Роман создавался так свободно, как ни одно произведение Александра Сергеевича. «Евгений Онегин» писался дольше, чем любое другое произведение Пушкина – более семи лет. За эти годы многое менялось и в России, и в самом поэте, и все эти перемены не могли не найти своего отражения в романе. Он как бы тек параллельно потоку русской жизни, и своеобразной ее поэтической историей. При всем этом «Евгений Онегин» представляет собой удивительно цельное произведение. Автор неотступно присутствует при всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Роман Пушкина основан на событийном сюжете. Этот событийный узел романа необычайно прост: юная героиня встречает героя, которого она давно ждала в своих мечтах, влюбляется в него, но тот остается, холоден и не отвечает на ее чувства. Позднее, спустя годы, герой и героиня снова встречаются. На этот раз влюбляется герой, но героиня, хотя и продолжает его любить, отказывается следовать голосу чувства и изменить тем обетам верности, которые она дала мужу и самой себе. Все это, казалось бы, просто, но в самой этой простоте заключено «зерно вечного». Социальным типом исторического значения является центральный герой романа – Онегин. Через него читатель узнает и начинает лучше понимать нечто характерное, общее, что встречается ему в жизни, среди людей. Евгений – это «мужское» начало русской жизни, ее динамика, ее энергия, ее неприкосновенность и неуспокоенность, ее скитальчество. Татьяна же – ее «женское» начало, ее сила, верная, устойчивая и консервативная. Белинский писал: «Велик подвиг Пушкина, что он первый в своем романе поэтически воспроизвел русское общество того времени и в лице Онегина и в лице Ленского, показал ее главную, то есть мужскую сторону; но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел в лице Татьяны русскую женщину». Татьяна полюбила Онегина. Какая сила, и какая точность выбора. И какая смелость! Онегин при первой встрече не узнал Татьяну, не оценил ее. И она же и тогда любила Онегина, и потом продолжала любить, ощущая его настоящее начало, обращаясь прямо к сердцу, в котором «есть и гордость и прямая честь». К сердцу человеку несчастного, неудовлетворенного, разочарованного, страдающего, ищущего. Татьяна должна была полюбить и полюбила человека ищущего.

Герои пушкинского свободного романа свободны. Они свободны по отношению к автору, но и он свободен по отношению к ним. Так свободна в своем выборе Татьяна. Она твердо говорит Онегину:

Но я другому отдана; И буду век ему верна.

Высказала она это именно как русская женщина. Такова свобода любимой героини Пушкина, его «верного идеала». Вот истинная гордость женской добродетели! По мнению Белинского, « «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Пусть идет время, развивается русское общество, несет новые идеи, новые потребности, но всегда будет любить оно эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор». Когда Пушкин расстался с романом, он расстался и с порой рассвета, с порой зрелости – с праздником жизни. Поэт становится старше, и его уже не покидают мечты о доме, о якоре укрытия от бурь. В 1826 и 1828 годах он дважды неудачно сватается. Сначала к Софье Федоровне Пушкиной, а затем к Анне Алексеевне Олениной. Неустроенность судьбы, сложные взаимоотношения с правительством, да и слава поэта, такая зыбкая в глазах света, чуть ли не скандальная, все это делало его «не престижным» женихом. Но появилась Наталья Николаевна Гончарова. Впервые Пушкин увидел ее зимой 1828 года на одном из московских балов. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта. Влюбленность Пушкина к Наталье Гончаровой была особой. Отношение Александра Сергеевича к любви стало совершенно одухотворенным. И это особенно ярко видно из стихотворения «Мадонна», написанном в 1830 году. Однажды Пушкин в антикварной лавке увидел картину кисти старинного итальянского мастера. На этой картине была изображена мадонна с младенцем, очень похожая на Гончарову. Пушкин захотел приобрести эту картину, но средств не хватило. Этому событию он посвятил одно из своих замечательных стихотворений:

Не множеством картин старинных мастеров «Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желанья. Творец Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна Чистейшей прелести чистейший образец».

Теперь женщина для поэта – хранительница домашнего очага, символ материнства. Пушкин сравнивает ее с Богородицей. Поэт с благоговением относится к жизни, воспринимая ее, как удивительный божественный дар, а любовь – как своего рода концентрированное, обостренное ощущение к жизни. Так же, как жизнь движется по своим законам, так и любовь возникает, расцветает и исчезает. Поэт не видит в этом трагедии, он благодарен судьбе за то, что это прекрасное чувство было в его жизни.

Весной 1830 года Пушкин делает предложение Наталье Николаевне, и оно было принято. Перед женитьбой поэт прощается со всеми своими увлечениями молодости во имя супружеской верности:

В последний раз твой облик милый Дерзаю мысленно ласкать, Будить мечту сердечной силой И с негой робкой и унылой Твою любовь воспоминать пишет он в своем стихотворении «Прощание» Героиней всей его последующей любовной лирики, в основном, становится Наталья Николаевна Гончарова. Вскоре после свадьбы Пушкин писал другу: «Я женат – счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь». Чувство глубокой любви и нежности к жене поэт сохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица» - пишет Пушкин в письме к Гончаровой. К жене обращено и одно из последних пушкинских стихотворений, сокровенное и горькое признание: «Пора, мой друг, пора»…

Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит – Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить…

(«Пора, мой друг, пора… » 1834 год)

«С тобой вдвоем» - подругой жизни. Это стихотворение, как бы «план» дальнейшего жизнеустройства и программа действий. Зрелый возраст ужасает своего уединения, но блаженен тот, кто находит подругу. Пушкин бился за любовь не просто проникновенными строчками своей лирики. Он дрался за любовь, за честь своей жены в прямом смысле, поступил, как рыцарь – и погиб.

По шутливому признанию самого Пушкина, Наталья Гончарова была его сто тринадцатой любовью: одними женщинами он увлекался, с другими дружил, откровенничал, делился горестями и заботами, восхищался талантом и красотой третьих. Но те увлечения, те порывы страстей, что волновали его в молодости, не стали той любовью, которой на склоне короткой его жизни одарила судьба. Всеобъемлющее чувство поэта к юной красавице пришло к нему вместе с наступившей зрелостью, жаждой личного семейного счастья, стремлении быть любимым.


Заключение

Конечно, о любви писали и до, и после Пушкина. Но никто не создавал в русской поэзии ничто подобного пушкинскому образу любви. Если можно так выразится, полному ее образу: любви в зародыше, в развитии, в становлении, в изжитости; любви в разнообразных состояниях – чувственности и духовности; любви в разнообразнейших проявлениях – ревнивой и удовлетворенной, раздраженной и умиляющейся, по – земному страстной и почти неземно обожествляемой. И для нашей поэзии, да и для всего нормального национального развития, это оказалось величайшим благом. Наверно, у нас не было поэта, так много, так полно, так разнообразно любившего. Любившего всегда, любившего постоянно.

Несмотря на влюбчивость, Пушкин, будучи семейным человеком, считал семью нравственной основой общества. Я, думая, что только серьезный и мудрый человек может так относится к понятию «семья». Узнав об этой особенности отношения Пушкина к семье, я, конечно, боготворила Пушкина и как человека, и как поэта.

Работая над рефератом, я лучше узнала Пушкина, узнала о его любовных приключениях, о его отношениях к женщинам. Написав реферат, я сделала вывод о том, что Пушкин был увлекающимся человеком. Он уважал всех женщин, что редко встретишь в наше время. Он был для всех школьником младших классов, как бы духовным учителем. Ведь дети узнали Пушкина прежде других поэтов. И я думаю, что у каждого человека есть любимое произведение Пушкина. У меня тоже есть любимое произведение. Это роман в стихах «Евгений Онегин». Выполнив работу над рефератом, я стала серьезнее относится к этому чувству. Своей любовной лирикой Пушкин учит нашу молодежь, как нужно относится к любви и как относится к женщинам.


Список использованной литературы

1. Белинский В.Г. «Статьи о Пушкине», Москва, 1974 г.

2. Бонди С. «О Пушкине», 2 издание, Москва Издательство «Детская литература», 1983 г.

3. Петров С.М. «А.С. Пушкин», Москва, 1972 г.

4. Пушкин А.С. «Стихотворения», Москва, Издательство «Художественная литература», 1983 г.

5. Соболева Л.И. «А.С. Пушкин. Избранные сочинения», Издательство «Художественная литература», Москва, 1990 г.

6. Томашевский В. «Пушкин», 2 том, Москва, Издательство «Художественная литература», 1990 г.