Курсовая работа: Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России

Название: Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: курсовая работа
Тема курсовой работы:Денежная реформа 1992-1993 гг. и проблемы регулирования инфляции в России

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теоретические аспекты инфляции

1.1 Понятие, сущность и причины инфляции

1.2 Виды инфляции

2. Особенности инфляции в России

2.1 Денежная реформа 92-93гг в России

2.2 Проблемы регулирования инфляции в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

Данная курсовая работа будет посвящена изучению особенностей инфляции и денежной реформы в России 1992-1993гг. Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при формировании проекта бюджета среди политиков достаточно острому обсуждению подлежат вопросы снижения темпов инфляции, а также вопросы взаимосвязи инфляции и экономического роста.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ

1.1 Понятие, сущность и причины инфляции

Инфляция - сложное явление, характерное для стран с рыночной экономикой. Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности. Тем не менее, это не новое явление. Инфляция наблюдалась еще и в Древнем Риме и Древнем Китае. Введение неразменных на серебро "ассигнаций" Екатериной II, "континентальных денег" во время борьбы английских колоний в Америке за независимость, "гринбеков" во время Гражданской войны в США, выпуск бумажных ассигнаций в период буржуазной революции во Франции вызывали вспышки инфляции.

На протяжении столетий с изменением форм собственности, типов ценообразования, денежных систем изменялись причины, следствия, формы проявления инфляционного процесса.

Неизменной оставалась лишь сущность инфляции - обесценение денег. В течение столетий изменялись и причинно-следственные связи, вызывающие к жизни инфляционный процесс. В период господства в денежном обращении металлических денег инфляция была нетипична.

Она возникала только как следствие нарушения законов денежного обращения - замены металлических денег (золота или серебра) символами - испорченными монетами или бумажными деньгами, которые не только не обеспечивали денежной системы, но и вводились правительствами в исключительных случаях - во время войн, революций или других чрезвычайных обстоятельствах. Как правило, имело место злоупотребление правилом эмиссии, что довольно быстро приводило к расстройству денежного обращения.

Приведенные исторические примеры доказывают, что инфляция не является порождением современности, а имела место и в прошлом.

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и не денежных факторов

Инфляция - феномен, присущий исключительно бумажно-денежному обращению. По сути своей она представляет собой процесс обесценивания бумажных денег из-за переполнения ими каналов денежного обращения.

В условиях, когда бумажные деньги потеряли связь с золотом, их количество в обращении приобретает исключительное значение: если денежная масса превышает потребности товарного обращения (денег в обращении больше, чем стоимостная емкость товарного рынка), то покупательная способность денег снижается.

Это очевидно в ситуации, когда единственной естественной сферой бумажных денег остается сфера обращения. Так, например, если денежная масса увеличится в два раза по сравнению со стоимостью товарной массы, то за одну товарную единицу придется платить не одну (как до увеличения денежной массы), а две денежные единицы.

Таким образом, под "инфляцией" понимается дисбаланс спроса и предложения (форма нарушения общего равновесия), проявляющийся в общем росте цен

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами. Существует и несколько иной взгляд на природу инфляции, что вполне естественно, ибо она представляет собой чрезвычайно сложный, противоречивый, недостаточно изученный процесс. Некоторые авторы под инфляцией понимают повышение общего уровня цен в экономике. Однако в реальной практике изменяются не только цены на товары, но и измерители их ценности - деньги, причем не только под влиянием ценовых сдвигов, но и, например, под воздействием конъюнктурных колебаний. Иногда говорят о том, что деньги "дешевые" или, напротив, "дорогие", что зависит от спроса на заемные средства, уровня процентных ставок вне прямой связи с динамикой цен на товары.

Бесспорно одно: падение покупательной способности денег и повышение цен на товары теснейшим образом взаимосвязаны. Инфляция - это снижение покупательной способности денег, которое проявляется чаще всего в повсеместном повышении цен. В буквальном переводе с латинского инфляция означает "вздутие", т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом денежной массы.

Наиболее распространенная причина инфляции - денег много, товаров мало; покупательский спрос превышает товарное предложение. Деньги "охотятся" за товарами. Причина роста цен обычно не одна, их бывает несколько. В основе инфляционного повышения цен могут лежать различные, как правило, взаимосвязанные факторы. При этом меняются масштабы, характер, темпы инфляции.

Сущность инфляции заключается в следующих основных критериях: повышение цен, падение покупательной способности денег, рост денежной массы.

Инфляция – это выпуск государством денег в обращение сверх количества, обусловленного законом денежного обращения:

, (1)


Где M – масса денег, P – средний уровень цен, V – скорость оборота денег и Q – объем производства.

Ранее инфляция возникала, чаще всего при чрезвычайных обстоятельствах. Во время войн, например, государство, часто выпускало большое количество необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов. В наше время технический прогресс не стоит на месте. Все время происходит совершенствование товаров и услуг. В связи с этим растет их стоимость, и как следствие, увеличивается цена. Это показывает, что корни инфляции лежат в сфере производства, в первую очередь продуктов высоких технологий, и обусловлены их качеством. Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики.

В мировой экономической литературе обычно выделяются следующие общие для всех стран причины инфляции.

Во-первых, рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику. Все это ведет к несбалансированности государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета. Финансирование последнего за счет займов в Центральном банке, т.е. не контролируемой денежной эмиссии, неизбежно приводит к росту массы денег в обращении. Аналогичные последствия может вызвать и непроизводительное потребление национального дохода (например, на военные цели или осуществление "проектов века").Военные расходы создают дополнительный платежеспособный спрос, ведущий к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия

Во-вторых, появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов, с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, совместные усилия заставляют цены и зарплату двигаться только вверх.

В-третьих, становление сервисно-ориентированной экономики при более медленном росте производительности труда в сфере услуг, чем в производстве товаров, что, впрочем, не сказывается на оплате труда занятых в ней работников.

В-четвертых, широкое распространение механизмов индексирования доходов. Последние существенно меняют принципы функционирования экономики. Более высокие цены не удерживают потребителей от покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более агрессивными.

Правительство, руководствуясь благой целью обеспечения социальной стабильности и сдерживания рецессии, удовлетворяет растущие требования маргинальных слоев общества и тем самым фактически усиливает инфляцию.

В-пятых, рост открытости национальных экономик и расширение мирохозяйственных связей увеличивает опасность "импортируемой" инфляции, т.е. той, которая является следствием роста цен на зарубежные ресурсы и колебаний курсов валют.

В-шестых, отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег. Это неизбежно приводит к появлению на рынке денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате цены на товары начинают расти на всех рынках, создавая основу инфляционного процесса.

1.2 Виды инфляции

Существует несколько критериев выделения разновидностей инфляции.

Так, с точки зрения проявления различают "открытую" и "подавленную" инфляцию.

Открытая инфляция характерна для стран с рыночной экономикой, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешне цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

Существует три направления развертывания подавленной инфляции:

1) pазрыв между административно установленными ценами и рыночными ценами или ценами равновесия;

2) отсутствие ценовых стимулов для расширения производства и увеличения предложения, что вызывает недопроизводство тех товаров и услуг, которые пользуются спросом;

3) сочетание подавленной инфляции с инфляцией, вызванной формированием части цен рыночным механизмом и оказывающей существенное влияние на рост затрат.

В результате подавленной инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

Можно сказать, что при подавленной инфляции только часть денежных знаков является деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется "черный рынок" - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. "Черный рынок" в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

1) умеренная, когда цены растут менее, чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства;

2) галопирующая инфляция - рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты "привязываются" к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер;

3) гиперинфляция - цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену.

Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

По степени сбалансированности роста цен выделяют два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную.

При сбалансированной инфляции цены различных товарных групп относительно друг друга остаются неизменными, а при несбалансированной - цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.

Сбалансированная инфляция не страшна для бизнеса. Приходится лишь периодически повышать цены товаров. Риск потери доходности присущ только тем предпринимателям, которые стоят последними в цепочке повышения цен. Это, как правило, производители сложной продукции, основанной на интенсивных внешних кооперационных связях. Цена на их продукцию отражает всю сумму повышения цен внешней кооперации, и именно они рискуют задержать сбыт сверхдорогой продукции конечному потребителю.

Несбалансированность инфляции - большая беда для бизнеса. Но еще хуже, когда нет прогноза на будущее, нет уверенности хотя бы в том, что товарные группы - лидеры роста цен - останутся лидерами и в ближайшем будущем.

Промышленность развиваться в таких условиях не может, индустриальное развитие кажется нереальным. Возможны лишь короткие спекулятивно-посреднические операции.

С точки зрения четвертого критерия - точности прогноза агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним, различают ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под "ожидаемой" инфляцией понимается инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее, "неожидаемая" - наоборот.

Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.


2. ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ

2.1 Денежная реформа 1992-1993 гг. в России

Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы- преобразования в сфере денежного обращения в целях упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и неинфляционных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.

В мировой практике различаются два основных вида денежных реформ:

1) полная денежная реформа проводится в целях образования новой денежной системы в связи с изменением государственного строя; созданием нового государства; формированием интеграционного экономического и политического союза ряда стран и выпуска их единой валюты (например, евро в Евросоюзе);

2) частичная денежная реформа осуществляется в целях изменения отдельных элементов денежной системы, например, порядка эмиссии денег, обеспечения банкнот, масштаба цен, наименования денег, органов денежно-кредитного регулирования и других.

Денежные реформы почти всегда сопровождаются рядом действий по ограничению роста денежной массы, уменьшению дефицита государственного бюджета, а также, в отдельных случаях, введением контроля за ценами и заработной платой. При отсутствии такого рода действенных мер, обеспечивающих осуществление денежной реформы, новые деньги будут представлять собой лишь почву для роста инфляции.

Отказ от государственного ценового регулирования в январе 1992 года, как считали некоторые экономисты, был единственно возможным и наиболее эффективным средством ликвидации "подавленной" инфляции, преодоления товарного дефицита, предотвращения окончательного развала потребительского рынка и распада финансовой системы в целом. Одновременно предполагалось проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики для достижения рыночного равновесия.

В результате полного "освобождения" цен вместо рыночного равновесия в стране начался глубокий экономический кризис, приведший к гиперинфляции, а затем стагфляции экономики. Это было связано с тем, что либерализация цен проходила в условиях крайне монополизированных структур, не поддающихся быстрому превращению в конкурентоспособных собственников. Схемы демонополизации и разгосударствления собственности еще не были до конца проработаны, их применение начиналось без надежной правовой базы при деформированной структуре производства и крайне низкой его эффективности.

Нарастанию хозяйственного и финансовых кризисов, усугубивших инфляцию, способствовали национальная и социальная политическая нестабильность, а также политические процессы, связанные с распадом СССР.

С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1992 г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а по цепной реакции — во всех республиках бывшего Союза.

Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.

В феврале 1993 г. в обращение стали поступать денежные билеты Банка России только образца 1993 г., которые не поставлялись в банки других государств рублевой зоны. Но когда к середине 1993 г. большинство государств бывшей рублевой зоны перешло к созданию собственных денежных систем, было принято решение о прекращении обращения на территории РФ денежных билетов Госбанка СССР и Банка России образца 1961—1992 гг. и использовании в России с 26 июля 1993 г. только банкнот образца 1993 г.

Однако рост цен в 1992—1995 гг. и экспансионистская политика Центрального и коммерческих банков способствовали росту как наличной, так и безналичной денежной массы. На начало 1992 г. агрегат Мо (наличные деньги в обращении) составлял в России 165,9 млрд. рублей. К концу 1992 г. он достиг 1678,4 млрд рублей, на конец 1993 г. — 13 304,3.

Массовая денежная эмиссия в конце 1992 г. отразилась на темпах инфляции в начале 1993 г. Темпы прироста денежной массы в конце 1992 г. составляли более 25% в месяц. Соответственно, инфляция в январе и феврале составила 25% и 26%. Поскольку денежная эмиссия не сразу влияет на инфляцию, то такие ее темпы можно было отнести к последствиям финансовой политики предыдущего года.

Новый финансовый год хотелось начать с хорошего. Задачей на 1993 г. было максимально затормозить инфляцию, избежав при этом социального взрыва. Поэтому первые месяцы были отмечены довольно жесткой финансовой политикой. Как следствие инфляция с марта по июнь была в пределах 18 — 20% в месяц. Повлиял также сезонный фактор: летом происходит спад деловой активности, а значит, уменьшается скорость обращения денег.

Отпуск цен на уголь, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, завоз продовольствия и топлива на Север увеличили инфляцию в третьем квартале: в июле инфляция составила 22%, а в августе и сентябре 26 и 23% соответственно. Однако жесткая финансовая политика в четвертом квартале, а также повышение учетной ставки ЦБ и начало работы рынка ГКО (что позволило профинансировать дефицит бюджета) снизили темпы инфляции. Так в сентябре инфляция составила 20%, а в декабре уже 13%. Таким образом, ежемесячную инфляцию к концу 1993 г. удалось снизить почти вдвое.

Правильнее считать началом денежной реформы в России осень 1992 г., когда 21 октября был принят закон "О денежной системе Российской Федерации", послуживший юридической основой реформы. Дело не только в обмене старых денег на новые, а в преобразовании принципов денежной системы на основе этого закона по следующим направлениям:

1) Основой денежной системы объявлена новая денежная единица - российский рубль. Переименован эмитент: им стал Банк России вместо Госбанка СССР. Проведена нуллификация советских рублей, обмененных на российские по курсу 1:1 без ограничений суммы срока.

2) Отменено золотое содержание российского рубля, официальное соотношение между рублем и золотом, а также другими драгоценными металлами. Это был шаг вперед, так как золотое содержание денег на Западе отменено в начале 1970-х гг., поскольку золото выполняет лишь функцию мировых денег при чрезвычайной ситуации, а также в соответствии с мировой практикой входит в состав официальных резервов наряду с ведущими иностранными валютами.

3) В результате денежной реформы уточнены трактовка обеспечения банкнот и монет, в качестве которого ныне выступают активы Банка России, и статус этих денег как безусловных обязательств центрального банка. В этой связи необходимо отметить, что в российском законодательстве встречается позаимствованное из римского права ошибочное отождествление денег с вещью, что противоречит экономической трактовке денег.

4) Денежная реформа сопровождалась отменой казначейских билетов, установлением видов законных платежных средств и новых принципов эмиссионной системы - порядка выпуска наличных денег и регулирования денежного обращения не только на основе законодательства, но и ежегодно утверждаемых основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

Беспрекословное следование монетаристским концепциям привели к неправильному пониманию многих идей.

Позиция о том, что эмиссия денег неизбежно ведет к инфляции, а сокращение денежной массы позволяет остановить инфляцию и добиться противоположного эффекта привело к тому, что реформаторы стали рассматривать любое сокращение денежной массы как абсолютное благо. Это справедливо, когда существует избыточная денежная масса, дальнейшее сокращение денежной массы ведет к возникновению дефицита платежных средств, появлению денежных суррогатов, бартера. Возникает рынок без денег, а это в свою очередь ведет к распаду самого рынка. Производители, лишаются экономических ориентиров, без денег начинает неправильно работать система ценообразования: предприниматели руководствуются не доходами, спросом на товары, а инфляционными ожиданиями, неэкономическими мотивами.

Вторая причина провала кредитно-денежной политики реформаторов – монополизм системы, в которой проводится либерализация цен. Рыночная экономика не существует без либерализма цен, но она не существует и без конкуренции. В экономике России в то время были и такие сферы, где уже существовала конкуренция, и где достаточно было освободить от контроля цены. В других отраслях демонополизация требовала месяцев, только после ее проведения было допустимо снятие контроля над ценами. В отраслях, где демонополизация растягивалась на годы или была вообще вредной, (естественные монополии), следовало сохранять контроль над ценами или вводить налог на сверхприбыль

2.2 Проблемы регулирования инфляции в России

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и уровня, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких пределах.

Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики:

1) политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);

2) политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и на повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляции является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета (23,1% в 2000 г.; 21,8% в 2001 г.; 16,1% в 2002 г.).

Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется (35,9 млрд. руб. на 1 августа 2002 г.).

Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990-х гг.), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок. Лишь после кризиса 1998 г. денежная масса М2 стала увеличиваться (с 365,8 млрд. руб. в марте 1998 г. до 1751,1 млрд. в июне 2002 г.). Однако регулирование эмиссии ограничивается в основном "центральными" деньгами, выпускаемыми Банком России с учетом ежегодных целевых ориентиров, и не распространяется на "частные" деньги, эмитируемые коммерческими банками, и денежные суррогаты.

Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики.

Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции. С 2000 г. рост цен и тарифов в отраслях естественных монополий стал ведущим фактором обесценения денег. Поэтому важное значение имеет введенный с 2003 г. принцип ежегодного утверждения их Правительством.

Объектом регулирования являются и внешние факторы инфляции, значение которых возросло в условиях либерализации внешнеэкономической деятельности России. Взвешенная курсовая политика Банка России, сглаживание резких колебаний курса рубля по отношению к доллару и евро, ползучая девальвация в целях поощрения экспорта, т.е. политика "слабого" рубля снижает эффективность регулирования инфляции, направленного на укрепление рубля на внутреннем рынке. Это связано с зависимостью внутренних цен от валютного курса рубля в условиях значительной доли (до 50%) импортных товаров на российском потребительском рынке. Причем даже при временном повышении курса рубля к доллару цены не снижаются.

Для регулирования инфляции важно продолжить политику сдерживания "бегства" капитала из России и поощрения его репатриации в сочетании с мерами по противодействию "отмывания" нелегальных доходов.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере.

Для сдерживания инфляции важно восстановление доверия к рублю, снижение инфляционных ожиданий. Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны. Применительно к России можно выделить следующие особенности хозяйственной ситуации.

1) Наличие общего структурного неравновесия и отсутствие конкурентной среды. Сжатие спроса на многие потребительские товары, происшедшее в результате отпуска цен, само по себе не ведет к конкуренции между производителями.

2) Ценовые перекосы и диспропорции, усилившиеся в ходе либерализации цен. Свободные цены пока еще не стали ценами равновесия и не работают на улучшение производственной структуры. В наиболее сложном положении в результате непредвиденных скачков цен оказались отрасли, которые призваны непосредственно обеспечивать потребительский рынок: легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не всегда согласуются с изменениями в структуре потребительского спроса.

3) На наш взгляд, определяющее влияние на рост цен оказывает сегодня инфляция издержек. Об этом, в частности, говорит тот факт, что оптовые цены росли быстрее, чем розничные, потребительские; особенно это было характерно для 1992-1996 гг. Наличие кризиса неплатежей свидетельствует о том, что в основе инфляционного роста цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для обслуживания кругооборота товаров. Проводилась политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения не росли, а падали.

4) Сохраняется давление внешнего долга, резко сужающего маневр валютными ресурсами.

Результативность макроэкономической политики зависит от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при сбалансированном рынке, оказывается бесполезным и даже вредным при рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу социальной сферы, свертыванию капитальных вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов. Особенности российской инфляции должны определить и специфический подход к решению этой проблемы. Для стабилизации денежной системы и осуществления эффективной антиинфляционной политики государству необходимы:

1) оздоровление экономики в целом, преодоление спада инвестиционной активности и обеспечение приемлемых темпов роста производства;

2) разработка и осуществление государственной экономической стратегии, способствующей становлению конкурентоспособного, высокотехнологического и наукоемкого производства;

3) усиление стимулов производственного накопления у предпринимателей и населения;

4) изменение структуры производственных фондов в целях расширения производства товаров народного потребления;

5) стимулирование кредитной инвестиционной деятельности банков;

6) совершенствование налоговой системы, обращая особое внимание на регулирующую роль налогов;

7) формирование и развитие единого общероссийского рынка товаров, кредита, валюты, земли, труда и т.д.;

8) восстановление государственных структур управления и контроля за ценами, доходами, распределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении свободных рыночных цен;

9) создание условий для превращения зарубежных долларовых запасов в товары производственного назначения для национальной экономики;

10) изменение денежно-кредитной политики, а также платежно-расчетного механизма в пользу безналичных расчетов в целях тесной увязки всех элементов рыночных товарно-денежных отношений;

11) стимулирование экспортной продукции, в том числе вооружения, и проведение разумной протекционной политики.

Осуществление этих мероприятий в комплексе потребует определенного времени, но они неизбежно приведут к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы России в целом. Уже сегодня наметились некоторые позитивные моменты в экономике, а темпы инфляции приобрели, хотя и слабую, тенденцию к затуханию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

Отрицательные социально-экономические последствия инфляции вынуждают государства периодически проводить денежные реформы - преобразования в сфере денежного обращения для упорядочения и укрепления денежной системы. Они осуществляются различными методами в зависимости от цели, экономической и политической ситуации в стране, темпа инфляции, степени обесценения денег под влиянием инфляционных и иных факторов, соотношения сил между ведущими экономическими субъектами рыночной экономики, политики государства и ее теоретической основы, компетенции денежных властей.

Основной причиной инфляции в нашей стране была командно-административная система, распад которой привел к разрушению хозяйственных связей и замене государственного монополизма на корпоративно бюрократический и криминальный монополизм

Денежная реформа 1992—1993 гг. в России, не обеспечила упорядочение и укрепление денежной системы в стране и не сдержала процесс инфляции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Деньги, кредит, банки. Под редакцией Г.Н.Белоглазовой. Москва. Юрайт. 2004 год.

2. Деньги, кредит, банки. В.П. Воронин, С.П. Федосова. Москва. Юрайт.2002 год.

3. ДЕНЬГИ КРЕДИТ БАНКИ. Под редакцией ЕФ Жукова. "Юнити" 2005 год

4. Деньги.Кредит.Банки. Под редакцией В.В.Иванова, Б.И.Соколова. Москва. Проспект.2003 год.

5. Деньги, кредит, банки. Н.Е.Титова, Ю.П.Кожаев, Москва, Владос. 2003 год.

6. ДЕНЬГИ КРЕДИТ БАНКИ. Под. Редакцией О.И. Лаврушина. "Кнорус" 2006год,

7. Деньги Кредит Банки. А.С. Селищев, Москва, Питер,2007.

8. Общая теория денег и кредита. Под редакцией ЕФ Жукова. "Юнити" 1998 год

Дополнительная литература

1. Анализ процентной политики коммерческого банка. Л.Г.Батракова. Москва. Логос. 2002 год.

2. Банки России: современные операции и сделки. В.В. Рудько-Силиванов. Владивосток.Дальнаука.1998 год.

3. Банковское дело. Под редакцией Г.Н Белоглазовой , Л.П. Кроливецкой.М.Питер.2008.

4. Банковское дело. Е.П.Жарковская. Москва. Омега-Л. 2003 год.

5. Банковское дело. Под ред. Е.Ф. Жукова. Москва 2006год.

6. Банковское дело. Р.Г. Ольхова М. Крокус. 2008.

7. Банковские системы развитых стран. Г.Н.Щербакова. Москва. Экзамен. 2002 год.

8. Банки и банковские операции. Под редакцией Е.Ф. Жукова. Москва. ЮНИТИ.1997 год.

9. Банки и банковские услуги в России. Ю. В. Головин. Москва. Финансы и статистика. 1999 год.

10. Деньги : их виды и функции. МА Портной . АНКИЛ.1998 год.

11. Деньги. А. Г. Войтов. Москва .2002 год.

12. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Э.ДЖ. Долан, К.Д.Кэмпбелл. 1991 год

13. Деньги, кредит, банки. Челноков В.А. М: "ЮНИТИ" 2005год.

14. Денежно-кредитная политика:теория и практика.Моисеев С.Р. Москва. "Экономисть", 2005 год.

15. Деятельность коммерческих банков. Под редакцией А.В.Калтырина.Ростов-на-Дону.Феникс. 2004 год.

16. Инфляция и антиинфляционная политика в России. Под ред. Л.Н.Красавиной. Москва. Финансы и статистика. 2000 год.

17. Кредитная политика коммерческого банка. Г.С. Панова. Москва , 2997 год.

18. Международные валютные и финансовые отношения. К.А.Семенов. Москва. ТЕИС. 1999 год.

19. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под редакцией Л.Н Красавиной. Москва. Финансы и статистика. 2000 год.

20. Основы банковского дела. А.А.Максютов. Москва, Берайтор-Пресс. 2003 год.

21. Современные банковские системы. Л.П. Кураков и др. Москва. "Гелиос АРВ". 2000 год.

22. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы. Под редакцией АИ Добрынина. С-Петербург " Питер" 1999 год.

23. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. Ф. Мишкин. Москва. АСПЕКТ ПРЕСС.1999 год.