Контрольная работа: Лизинг и стабилизация денежного оборота

Название: Лизинг и стабилизация денежного оборота
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: контрольная работа

1. Лизинговый кредит

Кредит является одной из сложнейших экономических категорий. Предпосылкой его исторического генезиса послужило имущественное расслоение общества в период разложения первобытного строя. Однако возникновение условий, придавших кредиту характер объективной необходимости, обусловлено становлением и развитием товарно-денежных отношений.

Лизинговый кредит – это отношения между юридически самостоятельными лицами по поводу передачи в аренду средств труда, а также финансирования, приобретения движимого и недвижимого имущества на определенный срок. Лизинг представляет собой форму имущественного (товарного) кредита. Объектом лизинга может выступать любое движимое (машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная и другая техника) и недвижимое (здания, сооружения) имущество, относящееся к основным фондам и являющееся предметом купли-продажи.

В экономически развитых странах лизинг давно стал неотъемлемой частью инвестиционного процесса. На его долю там приходится от 10 до 30% общего объема инвестиций в основной фонд. Зарубежный опыт подтвердил высокую эффективность лизинга как финансового инструмента технического переоснащения предприятий. Он особенно целесообразен в отраслях с быстро меняющейся технологией.

Условием возникновения кредита является наличие владельцев товаров, которые противостоят друг другу как собственники своих товаров, юридически самостоятельные лица, готовые вступить в экономические отношения: продать товары, в том числе в кредит, сдать их в аренду.

Согласно Положению о лизинге на территории Республики Беларусь субъектами лизинговых отношений являются лизингодатель, лизингополучатель, также может быть продавец (поставщик) лизингового имущества и кредитор.

Лизингодатель – это юридическое лицо, передающее в аренду специально приобретенный для этой цели (за счет собственных или заемных средств) объект лизинга. На рынке лизинговых услуг Республики Беларусь четко обозначились три типа лизингодателей:

· независимые лизинговые кампании, учрежденные юридическими и физическими лицами;

· лизинговые компании, созданные крупными производителями машин и оборудования (в этом случае лизинг является также дополнительным каналом сбыта продукции);

· коммерческие банки (либо учреждают свои лизинговые компании, либо занимаются лизинговыми операциями самостоятельно, создав в своих структурах лизинговые службы).

Лизингополучатель – субъект хозяйствования, получающий объект лизинга во временное пользование по договору лизинга. Лизингополучателем может быть юридическое лицо любой формы собственности.

Продавец (поставщик) лизингового имущества – это субъект хозяйствования, продающий имущество, являющееся объектом сделки. В качестве продавца может выступать изготовитель имущества, торговая или снабженческо-сбытовая организация.

Кредитор – банки, которые косвенно участвуют в лизинговых отношениях, т.е. они предоставляют ресурсы лизинговым компаниям, участвуют в их капитале или выступают гарантами лизинговых сделок.

Различают следующие виды лизинга:

I В зависимости от сроков эксплуатации и периода амортизации имущества:

- оперативный лизинг – это передача имущества в аренду на срок значительно меньший, чем нормативный срок его службы; делится на краткосрочный оперативный лизинг (от нескольких дней до года), среднесрочный (от года до 5-10 лет);

- финансовый лизинг (его называют также лизингом с полной окупаемостью) – это передача имущества во временное пользование на длительный срок, близкий к периоду его эксплуатации, и амортизацию всей или большей части стоимости передаваемого имущества. Например, в Республике Беларусь – на срок не менее года, в течение которого лизингодателю возмещается не менее 75% стоимости имущества. Объекты сделок при финансовом лизинге отличаются, как правило, высокой стоимостью.

При финансовой аренде арендуемые активы приобретаются арендодателем по просьбе арендатора, причем последний принимает на себя практически все обязанности собственника.

II В зависимости от способа приобретения имущества:

- прямой лизинг – лизингодатель приобретает у производителя в собственность имущество для сдачи его пользователю в аренду, это может быть аренда с привлечением третьей стороны;

- лизинг производителя – лизингодатель финансирует производителя, который выполняет две функции – продавца объекта лизинга и лизингополучателя с правом сублизинга;

- возвратный лизинг – заключается в продаже предприятием части его собственного имущества лизинговой компании с одновременным подписанием контракта об его аренде; такая сделка дает возможность предприятию получить денежные средства за счет продажи средств производства, не прекращая их эксплуатации (высвобождаемые денежные средства можно использовать для новых капиталовложений); выгодность такой операции будет зависеть от того, насколько доходы от новых инвестиций превысят суммы арендных платежей.

IIIВ зависимости от отношения к лизинговому имуществу:

- чистый лизинг – когда дополнительные расходы по техническому обслуживанию объекта лизинга берет на себя пользователь;

- полный лизинг – когда техническое обслуживание объекта лизинга производит лизингодатель.

IV В зависимости от типа финансирования:

- срочный лизинг – предполагает одноразовое финансирование лизинговой сделки;

- возобновляемый (револьверный) - предполагает вторичное финансирование лизинговой сделки.

V В зависимости от территории деятельности:

- внутренний лизинг – финансовая сделка, при которой субъекты лизинга находятся на территории одного государства;

- международный лизинг – договор аренды на международные ценности, имущество между субъектами лизинга, находящимися в разных странах:

- экспортный лизинг – лизингодатель и поставщик находятся в одной стране, а лизингополучатель – в другой;

- импортный лизинг – лизингодатель и лизингополучатель находятся в одной стране, а поставщик – за рубежом;

- транзитный лизинг – все участники сделки находятся в разных странах.

Отношения по поводу лизинга между субъектами определяются лизинговым договором. В нем предусматривается: наличие собственника на объект лизинга в лице лизингодателя и предел прав лизингополучателя на объект лизинга; срок лизинга; обязательства по осуществлению выплат лизингодателю лизингового платежа; периодичность этого платежа; возможные варианты владения имуществом по окончании срока лизинга; ответственность пользователя за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, в том числе за причинение вреда объекту лизинга; переуступка прав с учетом интересов лизингодателя и другие условия.

Срок аренды зависит от объекта лизинга, периода амортизации, первоначальной стоимости. За пользование объектом лизинга лизингодатель взыскивает с пользователя лизинговые платежи, размер которых определяется договором. Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле:

ЛП = АО+ПК+КВ+ДУ+НДС, где

ЛП – общая сумма лизинговых платежей, руб.;

АО – величина возмещения стоимости износа имущества (амортизационных отчислений) за период действия договора лизинга, руб.;

ПК – плата лизингодателя за кредитные ресурсы, использованные для приобретения имущества, руб.;

КВ – комиссионной вознаграждение (маржа) лизинговой компании, руб.;

ДУ – плата за дополнительные услуги лизингодателя, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, уплачиваемый за услуги лизинга, руб.

Лизингополучатель может осуществлять платежи один раз в месяц, квартал или полугодие. В соглашении предусматриваются разные способы платежей: пропорциональные (равными долями), прогрессивные (возрастающие), регрессивные (уменьшающиеся). В зависимости от условий договора лизинговый кредит может быть погашен путем: возврата к кредитору стоимости в той же натурально-вещественной форме; выплаты арендных платежей в размерах, обеспечивающих в конечном счете появление у заемщика возможности купить арендованные материальные ценности по их остаточной стоимости; заключения нового лизингового соглашения, но обычно на меньший срок и по льготной ставке.

При заключении лизингового договора лизингодатель вправе потребовать от лизингополучателя обеспечения исполнения обязательств (залог, страхование, поручительство, гарантия). При финансировании лизинговых операций существует ряд рисков: кредитоспособность лизингополучателя; кредитоспособность производителя; изменение ставок процента, налогов; некачественное использование объекта, его порча, случайная гибель, утрата; необоснованная передача объекта третьему лицу и др. С учетом степени и характера риска в договоре оговорено, какие риски возлагаются на лизингополучателя и какие на лизингодателя и определяются их меры ответственности. Лизинговый контракт может быть досрочно расторгнут, например, по причине неуплаты арендного платежа, плохого состояния техники и др. Лизинг целесообразен только в том случае, если он в равной степени выгодна как лизингодателю, так и лизингополучателю. Это обстоятельство требует тщательной разработки условий лизинга применительно к каждому конкретному случаю.

Цель лизинга – содействие развитию научно-технического прогресса, расширению возможностей укрепления и развития материально-технической базы предприятий, их технического перевооружения, развертыванию кооперации между отечественными и зарубежными предприятиями. Лизинг не вытесняет традиционные формы финансирования и кредитования основных фондов, а является их дополнением.

Лизинг способствует ускорению реализации продукции производителя, доведения ее до потребителя. Для лизингодателя лизинговые операции служат источником доходов в виде лизингового платежа, сумм, полученных от продажи лизингополучателю объекта лизинга и различного рода комиссионных вознаграждений за услуги.

Для лизингополучателя лизинг обеспечивает следующие преимущества по сравнению с обычными формами финансирования и кредитования:

- предоставляет возможность использовать в производстве современное оборудование и технологии без отвлечения значительных финансовых ресурсов;

- сохраняет (поддерживает) ликвидность баланса (приобретение машин, оборудования и иного имущества за счет банковского кредита ведет к росту обязательств арендатора);

- дает возможность заключать договоры лизинга и при финансовых неурядицах (т.к. размер платы за аренду относительно невелик по отношению к сумме всей лизинговой сделки, обеспечивается финансирование с меньшими затратами);

- после окончания срока договора лизингополучатель может приобрести арендуемое оборудование по остаточной стоимости;

- включение лизинговых платежей в состав себестоимости производимой продукции уменьшает налогооблагаемую базу;

- возможность применения ускоренной амортизации расширяет обновление основных фондов и также уменьшает размер налогооблагаемой прибыли;

- удобство и гибкость финансировании (возможно составление наиболее удобного графика лизинговых платежей, учитывающего характер использования предмета лизинга (необходимость монтажа оборудования, сезонность производства), финансовое состояние арендатора и т.д.).

Использование лизинга особенно целесообразно для вновь создаваемых предприятий малого и среднего бизнеса, становления индивидуальных предпринимателей, не имеющих достаточного капитала и испытывающих затруднения в получении банковского кредита (из-за отсутствия ликвидного залога, кредитной истории и др.).

Лизинг может принести ощутимую пользу не только отдельным предприятиям, но и всей национальной экономике. В частности, он способствует:

· ускорению обновления основных производственных фондов и более быстрому выходу предприятий из кризисной ситуации;

· созданию новых рабочих мест, увеличению выпуска продукции и повышению ее конкурентоспособности;

· развитию наиболее эффективных производств;

· аккумуляции финансовых ресурсов частного капитала и приданию им инвестиционно-инновационной направленности;

· в значительной степени снятию с государства нагрузки по финансированию тех или иных отраслей экономики;

· ускорению процесса разгосударствления и приватизации;

· притоку в страну иностранных инвестиций путем аренды зарубежных машин и оборудования (при этом использование импортного лизинга не увеличивает внешнюю задолженность республики);

· повышению эффективности инвестиций.

Одной из разновидностей лизинга является селенг. Его функции регламентируются Объединением европейских лизинговых обществ со штабной квартирой в Брюсселе. Селенг – это двусторонний процесс. Он представляет собой специфическую форму обязательства, регламентируемого договором имущественного найма и состоящего в передаче собственником своих прав по пользованию и распоряжению его имуществом селенг-компании за определенную плату. При этом собственник остается владельцем переданного имущества и может по первому требованию возвратить его. Селенг–компания привлекает и свободно использует по своему усмотрению имущество и отдельные имущественные права граждан и хозяйствующих субъектов. В качестве имущества могут выступать различные объекты права собственности: деньги, ценные бумаги, земельные участки, предприятия, здания, оборудование и т.п.

Практика показывает, что использование селенга целесообразно при глубоком кризисе системы хозяйствования. Селенг является инструментом финансирования различных сфер предпринимательства в условиях риска. Его преимущества проявляются в том, что селенг оказывает финансовую помощь нуждающимся хозяйствующим субъектам.

2 Методы стабилизации денежного оборота

Денежный оборот, опосредуя сложные экономические связи, может, как облегчить обмен, так и существенно ухудшить условия производства, распределения и потребления общественного продукта. Эффективно организованный денежный оборот обеспечивает расширенное воспроизводство при минимизации общественных (социальных) потерь. Для этого он должен стать стабильным, т.е. обеспечить относительную устойчивость покупательной способности денежной единицы, выражающуюся в постоянстве того количества товаров, услуг (при сохранении их качества), которые можно приобрести за одно и то же количество денег в различные периоды времени. Напротив, нарушение устойчивости денежного оборота, особенно на длительных временных интервалах, влечет невозможность полноценного выполнения деньгами своих функций и, следовательно, реализации их роли в общественном воспроизводстве. Поэтому обеспечение устойчивости денежного оборота – одна из важнейших целей в системе целевых ориентиров денежно-кредитной политики.

Опыт показывает, что рынки (в том числе и денежный) в той или иной степени несовершенны. Можно выделить несколько причин самоподдерживающего неравновесия рыночного механизма:

- все экономические агенты в реальной жизни одновременно не обладают полной и абсолютно точной информацией о динамике конъюнктуры рынков, так как не могут получать эту информацию мгновенно;

- на практике всегда существует так называемые «издержки оппортунистического поведения», т.е. затраты на получение той или иной достоверной информации;

- в реальной жизни нет совершенной конкуренции (абсолютно свободного рынка), что ограничивает гибкость цен, заработной платы и процентных ставок.

В случае если в каждый данный момент сделки осуществляются по неравновесным ценам, то нет смысла говорить и о совершенной информации (т.е. агенты принимают свои решения исходя из асимметричной информации, тем самым усиливая отклонения реальных процессов от состояния равновесия). В связи с этим можно предположить, что достижение некоего «абсолютного равновесия» может быть только случайным и не может являться устойчивым результатом действия рыночных сил.

Данные обстоятельства обуславливают необходимость регулирования денежного оборота со стороны государства. Причем значимость этого процесса существенно возрастает в условиях высокоиндустриальной экономики.

В зависимости от тех или иных классификационных признаков методы регулирования денежного оборота могут разделяться на различные группы. Например, от учета экономических интересов субъектов денежного оборота выделяют административные (прямые) и экономические (косвенные) методы. В зависимости от объема воздействия на денежный рынок выделяют общие и селективные методы (инструменты) регулирования денежного оборота. Характер используемых методов также можно выделить в качестве классификационного признака. Так, направленность методов на противодействие инфляции относят к антиинфляционной политике. В то же время государственная политика в сфере денежного оборота может и приспосабливаться к инфляции. В этом случае будут применяться меры корректирующего характера, направленные на временную «компенсацию» последствий инфляции (например, индексация доходов населения). Однако в любом случае основной целью регулирования государством денежного оборота будет являться ослабление негативных социально-экономических последствий инфляций.

Основными в системе методов регулирования денежного оборота являются методы антиинфляционной направленности, выбор которых будет зависеть от природы инфляции, ее основных факторов, а также от главенствующей концепции антиинфляционной политики. В зависимости от того, как в той или иной стране оценивается природа инфляции (монетарная, немонетарная или их сочетание), ее ведущие факторы, государство определяет ту или иную стратегию антиинфляционного регулирования. В отличие от сущности инфляции, т.е. причин, ее определяющих (как объективно существующих явлений), выбор мер антиинфляционной политики со стороны государства зависит от субъективных факторов, господствующей в данный момент в стране теории денежного обращения (монетаризм, теория многофакторной инфляции, неокейнсианство и др.).

Совпадение субъективных оценок и объективных явлений в конечном итоге будет определять эффективность антиинфляционной стратегии.

Так, в развитых странах основная ответственность за проведение эффективной антиинфляционной политики, как правило, возлагается на центральный банк как ведущий орган денежно-кредитного регулирования. В этом случае, осуществляя антиинфляционное регулирование денежного оборота, центральные банки могут использовать методы и инструменты денежно-кредитной политики, осуществлять денежные реформы. К мероприятиям в сфере организации денежного обращения могут добавляться меры бюджетно-налогового регулирования, мероприятия в сфере ценообразования, формирования конечных доходов населения и другие регулирующие финансово-кредитные рычаги.

Однако в условия переходной экономики это зачастую может решить только часть задачи. Регулирование инфляции, вызванной факторами неденежного характера, требует дополнительных радикальных мер в сфере, например, структурной политики, инвестиционного регулирования и др. Более того, опыт постсоциалистических стран в последние годы убедительно показывает, что устойчивое достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, тарифной и структурной политики государства.

В современной мировой практике разработки и реализации антиинфляционной политики накоплен большой опыт использования различных методов регулирования инфляционных процессов.

Методы и инструменты антиинфляционной денежно-кредитной политики. В соответствии с традиционными подходами (монетаризм) регулирование денежного оборота должно носить рестрикционный («сдерживающий») характер, т.е. быть направлено на сокращение спроса на деньги методами денежно-кредитного регулирования. В результате государство (в лице центрального банка) ужесточает контроль за приростом денежной массы в обращении, снижает темпы эмиссии, повышает альтернативную стоимость денег (процентные ставки). В этом случае эффективность антиинфляционных мероприятий в долгосрочной перспективе будет зависеть от структуры инфляционного процесса (т.е. соотношения монетарной и немонетарной ее природы). В том случае, если денежные факторы являются определяющими в активизации инфляционного процесса, то меры рестрикционного характера в области денежно-кредитного регулирования будут иметь успех. Если же определяющими в инфляционном процессе являются немонетарные факторы, то необходим комплекс мероприятий как в денежной, так и в неденежной сферах экономики, поскольку меры, сдерживающие денежное предложение, могут лишь усугубить ситуацию, лишая экономику необходимых денежных ресурсов.

Для осуществления конкретной денежно-кредитной политики используются следующие инструменты:

- банковская эмиссия (эмиссионная политика) – инструмент прямого действия на изменение денежного оборота и денежной массы;

- рефинансирование (учетная политика) – центральный банк объявляет ставку рефинансирования, которая означает, под какой годовой процент он готов кредитовать коммерческие банки при недостатке собственных кредитных ресурсов у последних. Ставка рефинансирования должна быть выше темпов инфляции. При излишней денежной массе в экономике центральный банк должен повышать ставку рефинансирования, делая тем самым свои кредиты, а следовательно, и кредиты коммерческих банков более дорогими. Ставка рефинансирования должна снижаться по мере того, как уменьшаются темпы инфляции;

- норма резервных требований (политика минимальных резервов) – состоит в установлении центральным банком резервных требований к коммерческим банкам. Изменяя норму обязательных резервов, центральный банк может регулировать условия предоставления кредитов экономике и объемы кредитных вложений;

- операции на открытом рынке (политика открытого рынка) – заключается в покупке и продаже центральным банком ценных бумаг от своего имени на денежно-финансовом рынке;

- валютная интервенция (валютная политика).

Антиинфляционная политика в бюджетно-налоговой сфере. Система мероприятий здесь также определяется структурой инфляционного процесса. В случае активизации инфляции «спроса» инфляционные меры предполагают сокращение дефицита бюджета, сокращение государственных расходов, увеличение налогообложения доходов экономических субъектов и прочие мероприятия, предполагающие рестриктивное воздействие на уровень доходов и инвестиций в экономике. В свою очередь ведущая роль неденежных факторов инфляции может требовать мер противоположной направленности, например увеличения инвестиционных расходов государства на цели реструктуризации производства, налоговых льгот для предприятий, реализующих активную инновационную политику, направленности бюджетно0налогового регулирования на стимулирование конкуренции в экономике (развитие малого бизнеса и др.).

Антиинфляционная направленность валютного регулирования. Антиинфляционные меры в этом случае направлены на поддержание относительной стабильности обменного курса национальной денежной единицы. Это в свою очередь снижает девальвационные и соответственно инфляционные ожидания экономических субъектов (т.е. является мощным фактором противодействия инфляции). Однако длительное проведение данной политики при условии достаточно жесткой фиксации курса может привести и к негативным экономическим последствиям. В этом случае валютный курс не обладает необходимой степенью гибкости для корректировки платежного баланса, что может необоснованно увеличить денежное предложение. Обратная ситуация сложится в стране, испытывающей относительный недостаток валютных поступлений. В этом случае государство (центральный банк) в рамках политики поддержания стабильного курса вынуждено ограничивать спрос на валюту мерами рестрикционной денежно-кредитной политики (рост процентных ставок, снижение денежного предложения и др.). В конечном итоге это снизит темпы экономического роста, т.е. потери от подобной политики могут превысить выгоды.

Антиинфляционная политика в сфере ценообразования (административное сдерживание роста цен). Она может быть в достаточной степени эффективна только в краткосрочном периоде (при условии ее сочетания с другими методами антиинфляционного регулирования). В противном случае административное ценообразование, если оно используется как единственное средство антиинфляционного регулирования, чревато переходом открытой инфляции в ее скрытую форму (дефицит товаров).

Антиинфляционная направленность политики доходов. В классическом варианте она предполагает сдерживание доходов населения («замораживание» заработной платы и др.) с целью ограничения его платежеспособного спроса. В условиях развитых стран, где заработная плата составляет не менее 60% себестоимости товаров, ее рост может спровоцировать так называемую «инфляцию издержек» (классическая спираль: зарплата – издержки – цены).

Однако если на коротком отрезке времени положительные результаты этой политики могут превысить ее негативные последствия, то в долгосрочном периоде проведение рестрикционных мероприятий в сфере доходов населения встречает достаточно сильное сопротивление как профсоюзов, так и работников в целом. В этом случае чаще всего используется политика одновременного ограничения роста заработной платы (не выше достигнутых темпов производительности труда) при одновременном «замораживании» цен.

Хотя политика доходов и противодействует неконтролируемой инфляции, но она все же не устраняет ее коренных причин (более того, может существенно затормозить экономический рост).

Структурная и инвестиционная политика государства, а также конкурентное стимулирование производства, являясь составляющими общеэкономической политики государства, способствуют нейтрализации инфляции, обусловленной неденежными факторами. Оздоровление экономики на основе ее долговременной эффективной структурной перестройки в соответствии с реальным спросом, демонополизация и регулирование деятельности «естественных» монополий, стимулирование инвестиций в обновление и коренную реструктуризацию производства, рост уровня его инновационности – решающие факторы борьбы с инфляцией и обеспечения устойчивого результата по целевой инфляции в долгосрочном периоде.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг является важнейшим антиинфляционным фактором, определяющим эффективность денежно-кредитной и валютной политики, целевую направленность инвестиций экономических субъектов, зависимость от внешних займов и др. Отсутствие надлежащего государственного регулирования рынка ценных бумаг ведет к росту спекулятивных операций, что стимулирует инфляцию. Напротив, цивилизованное развитие внутреннего финансового рынка, осторожное и эффективное его регулирование со стороны государства будут способствовать безэмиссионному финансированию дефицита госбюджета, росту эффективности процентной политики центрального банка, обеспечению целевой направленности средств на инвестиционные нужды реального сектора и т.д.

Денежные реформы – это меры корректирующего характера, компенсирующие негативные последствия инфляции, но не устраняющие ее коренных причин. Денежные реформы предполагают частичное либо полное преобразование действующей денежной системы, проводимое государством с целью упорядочения денежного оборота. Эффективность денежных реформ и долгосрочность полученных результатов (вне зависимости от степени ее радикальности) зависит только от своевременности и адекватности (сущности инфляции) проводим мер антиинфляционного регулирования.

Выделяют денежные реформы, в результате которых осуществляется:

- переход к иному виду денежного товара (медные, серебряные, золотые деньги, би- и монометаллизм, бумажные, кредитные), или изменение типа денежной системы;

- замена неразменных на золото денег на разменные, т.е. восстановление размена бумажных денег на золото;

- изменение каких-либо элементов денежной системы (вида обеспечения банкнот, механизма эмиссии, курсообразования и т.д.);

- создание новой денежной системы в связи с образованием новых стран, экономических союзов и т.д. (формирование зоны евро, становление денежных систем постсоциалистических стран).

Существуют следующие наиболее часто используемые методы проведения денежных реформ:

- нуллификация , которая предполагает официальную замену старых обесценивающихся денежных знаков на новые, но в ограниченном количестве. Данный метод предполагает, как правило, конфискационный характер проведения, что является очень болезненным для населения;

- ревальвация (реставрация), которая предполагает восстановление стоимостного содержания денежной единицы, или возврат ее прежнего золотого содержания, или рост курсовой стоимости национальных денег по отношению к иностранной валюте;

- девальвация, напротив, предполагает снижение стоимостного содержания национальной денежной единицы (например, падение курсовой стоимости национальных денег или в условиях размена бумажных денег на золото – уменьшение их металлического содержания). Чаще всего девальвация используется центральными банками с целью урегулирования платежных балансов, кратковременного стимулирования экспорта;

- деноминация (изменение масштаба цен) – это увеличение нарицательной стоимости национальных денег (без изменения их наименования) путем «зачеркивания нулей». Данный метод позволяет упростить издержки расчетов, но так же, как и все предыдущие методы, не затрагивает сущностных причин инфляции. В связи с этим деноминация может быть эффективна, например, на завершающем этапе экономических преобразований, повышая доверие к национальной валюте.

Все методы проведения денежных реформ в том или ином виде предполагают изъятие из каналов денежного обращения излишних денег, превышающих реальный спрос со стороны экономики (т.е. достижение товарно-денежной сбалансированности экономики). Однако вне системы комплексного антиинфляционного регулирования экономики денежные реформы как метод регулирования денежного оборудования могут дать положительный эффект только на краткосрочный период. Кроме того, существенным фактором, определяющим успех (неуспех) денежной реформы, является доверие экономических агентов к политике государства в сфере денежно-кредитных отношений, а также к банковской системе.


Литература

1. Деньги, кредит, банки: учебник / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, О.И. Румянцева [и др.]; под ред. проф. Г.И. Кравцовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: БГЭУ, 2007. – 444с.

2. Деньги, кредит, банки: Учеб. – метод. Комплекс для студ. экон. спец. / Сост. и общ. ред. А.М. Плешкуна. – Новополоцк: ПГУ, 2005. – 260 с.

3. Деньги, кредит, банки: Учеб. Пособие / В.И. Тарасов. – 2-е изд., стереотип. – Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005. – 512 с.

4. Деньги, кредит, банки: Учеб. – метод. Комплекс для студентов экономических специальностей / Сост.: Б.Н. Желиба, И.Н. Кохнович: Минский ин-т управления. – Мн.: Изд-во МИУ, 2005. – 244 с.