Курсовая работа: Муниципальные финансы

Название: Муниципальные финансы
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: курсовая работа

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Столичная финансово-гуманитарная академия»

Факультет государственной службы и финансов

Специальность: Финансы и кредит

Заочное отделение

Курсовая работа

по дисциплине «Финансы»

Тема: "Муниципальные финансы"

Владимир 2009


Оглавление

Введение

1. Финансовая основа местного самоуправления

1.1 Местные финансы

1.2 Доходы местных бюджетов

1.3 Расходы местных бюджетов

2. Взаимоотношения областного бюджета с бюджетамимуниципальных образований

2.1 Формирование межбюджетных отношений

2.2 Межбюджетные трансферты

3. Бюджет города Владимира

3.1 Проект бюджета города Владимира на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов

3.2 Социально-экономическое развитие города Владимира за 2008 год

Заключение

Библиография

Приложение


Введение

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Под основами местного самоуправления понимаются объективно сложившиеся в обществе экономические, социальные, финансовые, правовые и другие возможности и условия, совокупность которых образует тот базис, на котором строится вся система местного самоуправления, осуществляется муниципальная власть, т.е. основа – это тот фундамент, на котором осуществляется муниципальное строительство.

Необходимым условием жизнеспособности местного самоуправления является наличие достаточной экономической и финансовой базы для его осуществления. Без этого какое-либо реальное, а не фиктивное, местное самоуправление невозможно. Не случайно, что значительное место финансовым и экономическим основам местного самоуправления отводится в международно-правовых актах и российском законодательстве.


1. Финансовая основа местного самоуправления

1.1 Местные финансы

Финансовую основу местного самоуправления составляют местные финансы, т.е. совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. Они включают в себя:

- средства местного бюджета;

- государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления;

- другие финансовые средства.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований.

Бюджетный кодекс Российской Федерации относит местные бюджеты к третьему уровню[1] , входящему в бюджетную систему Российской Федерации. Бюджет муниципального образования[2] (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местные бюджеты:[3]

1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

4. Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

6. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

1.2 Доходы местных бюджетов

Доходы местных бюджетов[4] состоят из:

- собственных доходов;

- поступлений от регулируемых доходов.

К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) Средства самообложения граждан – под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения[5] .

2) Доходы от местных налогов и сборов – перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах[6] .

3) Доходы от региональных налогов и сборов – доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах[7] .

4) Доходы от федеральных налогов и сборов – доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствиисо ст. 59[8] .

5) безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, субсидии и иные межбюджетные трансферты[9] и другие безвозмездные поступления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

1.3 Расходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления ведут реестры расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.[10]

Исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

– содержание органов местного самоуправления;

– формирование муниципальной собственности и управление ею;

– организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправлении;

– содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

– организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

– муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

– благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

– организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

– содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

– организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов самоуправления;

– охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

– реализация целевых программ, принимаемыми органами местного самоуправления;

– обслуживание и погашение муниципального долга; целевое дотирование населения; содержание муниципальных архивов.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возлагает на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязанность обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов. Такие расходы устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Если доходная часть не может быть обеспечена за счет доходных источников, то федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.


2. Взаимоотношения областного бюджета с бюджетами муниципальных образований

2.1 Формирование межбюджетных отношений

Формирование межбюджетных отношений в 2008–2010 годах осуществляется в условиях завершения разграничения бюджетных полномочий и регулирования межбюджетных отношений между органами государственной власти Владимирской области и органами местного самоуправления, установленных Федеральными законами «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», а также Законом Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области».

С вступлением в силу отдельных статей Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законопроектом с 2008 года предусматриваются финансовые взаимоотношения областного бюджета с 55 муниципальными образованиями, имеющими статус муниципальных районов (16), городских округов (5), городскими и сельскими поселениями (34). С 2009 года финансовые взаимоотношения областного бюджета будут осуществляться со всеми (127 ед.) муниципальными образованиями области.

Следует отметить, что в прогнозеконсолидированного бюджета области на 2008–2010 годы предусматривается дефицит бюджета на 2008 год в сумме 1040,0 млн. руб., на 2009 год в сумме 2104,0 млн. руб., на 2010 год в сумме 2903,0 млн. руб. При этом, весь размер дефицита приходится на областной бюджет, что предопределяет сбалансированность местных бюджетов по доходам и расходам.

В соответствии с действующим законодательством в анализируемом периоде в муниципальные бюджеты зачисляются 100% местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц).

Кроме того, в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы:

– от федеральных налогов в нормативе: 10% по налогу на доходы физических лиц, 30% по единому сельскохозяйственному налогу.

В бюджеты муниципальных районов производятся отчисления:

– от федеральных налогов: 20% – налог на доходы физических лиц, 90% – единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, 30% – единый сельскохозяйственный налог и 100% – государственная пошлина.

В бюджеты городских округов зачисляются: доходы от федеральных налогов по нормативу 30% налога на доходы физических лиц, 90% единого налога на вмененный доход, 60% единого сельскохозяйственного налога и 100% государственной пошлины.

Налоговые и неналоговые доходы муниципальных бюджетов на 2008 год спрогнозированы в сумме7943518,0 тыс. руб., что на 26,6% больше аналогичного прогноза 2007 года и на 14% превышает ожидаемое исполнение за 2007 год.На 2009 год данные доходы спрогнозированы в сумме9000143,0 тыс. руб., с приростом к уровню предыдущего периода на 13,3%, а в 2010 году – 10442059тыс. руб. или на 16% больше планируемых расходов 2009 года.

При этом доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в объеме ВРП в трехлетнем периоде оценочно должна составить5,5%.

С учетом дотаций собственные доходы местных бюджетов на 2008 год составят 11455441 тыс. руб., что на 20,2% превысит планируемые доходы на 2007 год.


2.2 Межбюджетные трансферты

Межбюджетные трансферты из областного бюджета являются одним из инструментов обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований Владимирской области.

Доля межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований, в общем объеме расходов областного бюджета составит на 2008 год – 38,3%, на 2009 год – 36,8%, на 2010 год – 37%.

Необходимо отметить, что объем межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 2008 год включает дотации в сумме 4224288 тыс. руб., что выше уровня 2007 года в 1,39 раза; субсидии в сумме 2226780,0 тыс. руб. ниже плановых назначений 2007 года.; субвенции в сумме 1822882,0 тыс. руб., выше показателей 2007 года в 1,16 раза. В 2009–2010 годах размер дотаций соответственно составит 3952609 тыс. руб. и 3661030 тыс. руб., субсидий – 1861839 тыс. руб. и 1225839 тыс. руб., субвенций – 1939309 тыс. руб. и 2082945 тыс. руб.

Расходы областного бюджета на 2008 год по разделу «Межбюджетные трансферты» предусматриваются в объеме 12500551,0 тыс. руб. (с учетом средств на ОМС). Объем средств, непосредственно направляемых бюджетам муниципальных образований, спрогнозирован в объеме 9874434,0 тыс. руб. В среднесрочной перспективе наблюдается рост межбюджетных трансфертов: в 2009 году – 12837023,0 тыс. руб., в 2010 году – 14051798 тыс. руб.

В соответствии с Законом Владимирской области от 05.09.2007 №97-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области» на период 2008–2010 годов межбюджетные трансферты из областного бюджета будут предоставляться в форме:

– дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

– субсидий местным бюджетам из областного Фонда софинансирования расходов;

– субвенций местным бюджетам из областного Фонда компенсаций;

– иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам.

Распределение средств дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности осуществлено в соответствии с порядком и методикой распределения средств областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов)[11] . Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности на 2008 год рассчитан по 55 территориям, включая вновь образованные поселения.

Расчет данной дотации осуществляется по двум частям. Первая часть распределяется для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) до 7,0 тыс. руб. на жителя с учетом индекса бюджетных расходов, установленного для городских округов в размере 0,95, для муниципальных районов 1,05, что позволит обеспечить сбалансированность бюджетов муниципальных районов, где стоимость бюджетных услуг превышает их уровень в городских округах. Вторая часть образуется с целью компенсации возможных потерь бюджетов муниципальных районов (городских округов).

Общий объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений определен из расчета 282 руб. на жителя.

До выравнивания расчетная средняя бюджетная обеспеченность территорий налоговыми и неналоговыми доходами в расчете на 1 жителя на период с 2008–2010 годов оценочно увеличится с 5390,17 руб. до 7085,64 руб. При этом среднее значение бюджетной обеспеченности составит от 4109,13 руб. в 2008 году до 5417,52 руб. к 2010 году.

С учетом распределения дотаций из областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) плановую среднюю бюджетную обеспеченность по муниципальным образованиям в трехлетнем периоде планируется увеличить с 7250,96. руб. до 9960,93 руб. Среднее значение бюджетной обеспеченности оценочно должно составитьот 6950,37 руб. до 9403,76 руб. При этом, расчетная бюджетная обеспеченность определена без учета субвенций по фонду компенсаций, а также дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по ЗАТО г. Радужный, передаваемых из федерального бюджета.

Среднее отклонение бюджетной обеспеченности составит в 2008 году 559,42 руб., в 2009 году 323,57 руб., а в 2010 году – 383,6 руб. В целом механизм передачи дотаций из областного бюджета способствует выравниванию бюджетной обеспеченности.

Необходимо отметить, что в соответствии с Законом Владимирской области от 31.05.2006 №61-ОЗ «О порядке расчета и установления заменяющих дотации из областного Фонда финансовой поддержки поселений, областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), районных фондов муниципальной поддержки поселений дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами» законопроектом предоставлено право органам местного самоуправления полностью или частично заменять дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности дополнительными нормативами отчислений от налогов на прибыль и имущество организаций.

В связи с этим представительными органами муниципальных образований г. Радужный, Петушинского района, г. Петушки, г. Покров, поселков Анопино и Красное Эхо Гусь-Хрустального района приняты решения о замещении дотаций из областных Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и Фонда финансовой поддержки поселений дополнительными (дифференцированными) нормативами отчислений от вышеуказанных налогов.

В соответствии со ст. 12 законопроекта «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налогов на прибыль и имущество организаций в бюджеты муниципальных образований, замещающие дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности планируются в достаточных объемах[12] .

Необходимо отметить, что бюджету ЗАТО г. Радужный из федерального бюджета предусмотрена дотация в сумме 176006,0 тыс. руб.

Для реализации отдельных расходных обязательств муниципальных образований в областном бюджете образован областной Фонд софинансирования расходов. На 2008 год объем данного фонда предусматривается в сумме 3285962,0 тыс. руб., на 2009 год – 2800816,0 тыс. руб., на 2010 год – 2869712,0 тыс. руб. Прирост удельного веса фонда в объеме межбюджетных трансфертов составляет в 2008 году 26,2%, в 2009 году 21,8%, в 2010 году 20,4%.

За счет средств областного Фонда компенсацийбюджетам территорий направляются субвенции на финансирование органов местного самоуправления с целью реализации ими отдельных государственных полномочий, передаваемых органами государственной власти Владимирской области. Долябюджетных средств фондав объеме межбюджетных трансфертов составляет в 2008 году – 22,3%, в 2009 году – 21,3%, в 2010 году – 21,1%.

По подразделу «Иные межбюджетные трансферты» предусматривается финансирование расходов на:

– переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований в 2008 году в сумме 943 тыс. руб., в 2009 году – 1007 тыс. руб., в 2010 году – 1072 тыс. руб.;

– сбалансированность местных бюджетов по исполнению первоочередных расходных обязательств в размере 524191,0 тыс. руб. на 2008 год;

– повышение в 2008 году денежного довольствия и заработной платы сотрудникам и работникам подразделений милиции общественной безопасности в сумме 144986,0 тыс. руб., в 2009 году – 123907 тыс. руб. и в 2010 году – 168386 тыс. руб.;

– премирование победителей конкурса «Самый благоустроенный город области» в соответствии с Постановлением Главы администрации Владимирской области от 24.02.1998 №112 «Об областном конкурсе на звание Самый благоустроенный город области» на трехлетний период запланировано 750,0 тыс. руб.;

– денежные выплаты медицинскому персоналу в рамках областной целевой программы «Развитие здравоохранения Владимирской области на 2006–2008 годы» в сумме 64564,0 тыс. руб.;

– областную целевую программу развития образования Владимирской области на 2007–2010 годы – 122881,0 тыс. руб.[13] ;

– обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан на 2008 год – 77236,0 тыс. руб., на 2009 год – 87298,0 тыс. руб., на 2010 год – 100429,0 тыс. руб.[14]


3. Бюджет города Владимира

3.1 Проект бюджета города Владимира на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов

Проект бюджета города на 2008–2010 годы составлен в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 26.06.2007 №465 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики, основных показателях консолидированного и областного бюджетов Владимирской области на 2008–2010 годы» и предварительным прогнозом социально-экономического развития города Владимира на 2008–2010 годы, утвержденным постановлением главы города 29.06.2007 №2585.

Проектом решения Совета народных депутатов «О бюджете города на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» предлагается установить общий объем доходов на 2008 год в сумме 4 571 335 тыс. руб., из них средства областного бюджета 1 010 574 тыс. руб., общий объем расходов – 4 516 727 тыс. руб.

Определить основные характеристики бюджета города на 2009–2010 годы:

– прогнозируемый общий объем доходов на 2009 год в сумме 4 819 609 тыс. руб., из них средства областного бюджета 1 042 008 тыс. руб., и на 2010 год в сумме 5 159 211 тыс. руб., из них средства областного бюджета 1 108 636 тыс. руб.;

– общий объем расходов на 2009 год в сумме 4 776 577 тыс. руб., из них условно утверждаемые расходы в сумме 113 336 тыс. руб., и на 2010 год в сумме 5 140 271 тыс. руб., из них условно утверждаемые расходы в сумме 241 640 тыс. руб.

Проект бюджета города сформировании с профицитом. Прогнозируемое превышение доходов над расходами в 2008 году в сумме 54 608 тыс. руб., 2009 году – 37 032 тыс. руб. и 2010 году – 18 940 тыс. руб. планируется направить на погашение основного долга по договору субзайма и кредитов коммерческих банков.

Особенностью бюджетной политики на 2008–2010 гг. является формирование бюджета города на трехлетний период, что будет способствовать сохранению преемственности проводимой в городе в предшествующие периоды бюджетной политики, повышению эффективности использования бюджетных ресурсов и устойчивости бюджета в целом.

Исходя из этого и с целью реализации основных положений послания Президента Российской Федерации, бюджетная политика в городе будет формироваться по двум основным направлениям:

– сохранение и усиление социальной направленности бюджета города;

– выполнение возложенных расходных полномочий и их финансовое обеспечение.

В соответствии с Бюджетным кодексом проект бюджета города составлен на основании реестров действующих и принимаемых расходных обязательств органов местного самоуправления.

Впервые в составе расходов на 2009–2010 гг. планируются условно утверждаемые ассигнования для создания резерва на финансовое обеспечение вновь принимаемых обязательств и на случай сокращения доходов бюджета.

В рамках обозначенных целей бюджетной политики в 2008–2010 годах перед органами местного самоуправления города состоят следующие задачи:

1. Создание условий для развития доходной базы бюджета.

2. Концентрация бюджетных ресурсов в 2008–2010 годах на:

– индексацию заработанной платы работникам бюджетной сферы с 01 сентября 2008 года на 7%, с 01 августа 2009 года – 6,8%, с 01 января 2010 года – 6,5%;

– оплату топливно-энергетических ресурсов бюджетными учреждениями исходя из лимитов их потребления и роста тарифов в 2008 году на 14,5%, в 2009 году – 13,9%, в 2010 году – 12,3%;

– осуществление мер социальной поддержки отельных категорий граждан.

3. Совершенствования системы предоставление бюджетных услуг населению в рамках полномочий города путем повышения результативности бюджетных расходов через концентрацию бюджетных ассигнований на достижение конечного результата деятельности.

4. Обеспечение эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.[15]

3.2 Социально-экономическое развитие города Владимира за 2008 год

Доходная часть бюджета за 2008 год исполнена (с учетом безвозмездных поступлений из областного бюджета и доходов от оказания платных услуг бюджетными учреждениями) в сумме 5292,8 млн. руб. или 94,6% к плану города. Бюджетом города не дополучено 302,6 млн. руб., в том числе по налоговым платежам – 154,7 млн. руб., неналоговым доходам – 45,3 млн. руб. и безвозмездным поступлениям из областного бюджета – 102,6 млн. руб.

Однако, несмотря на неисполнение плановых назначений 2008 года, поступления в бюджет города по сравнению с 2007 годом увеличились на 948,9 млн. руб. или на 21,8%. Налоговые платежи возросли на 17,4% или на 377,8 млн. руб., неналоговые доходы – на 32,7% или на 201,6 млн. руб., доходы от оказания платных услуг бюджетными учреждениями – на 62,2 млн. руб. или на 28,9%, безвозмездные поступления из областного бюджета – на 307,3 млн. руб. или на 22,8%.

Увеличились поступления по сравнению с 2007 годом налога на доходы физических лиц на 24,9% (+323,5 млн. руб.), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – на 19,5% (+47,4 млн. руб.), налога на имущество физических лиц – на 24,6% (+5,8 млн. руб.), транспортного налога с физических лиц – на 17,3% (+19,4 млн. руб.), арендной платы за земельные участки – на 15,7% (+46,8 млн. руб.), денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области дорожного движения – на 15,5% (+3,2 млн. руб.), платы за негативное воздействие на окружающую среду – на 58,3% (+2,1 млн. руб.).

Основными доходными источниками бюджета города в 2008 году являлись: налог на доходы физических лиц, удельный вес которого в сумме налоговых и неналоговых доходов составил 48,2%, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 8,6%, земельный налог – 12,5%, арендная плата и поступления от продажи прав на заключение договоров аренды – 10,3%.

В общем объеме доходов бюджета города в 2008 году доля налоговых платежей составила 48,1%, неналоговых доходов – 15,5%, безвозмездных поступлений из областного бюджета – 31,2%, доходов от оказания платных услуг бюджетными учреждениями – 5,2%.

Расходы бюджета города за 2008 год исполнены в сумме 5309,2 млн. руб. или 91,8% к плану города. По сравнению с 2007 годом расходы 2008 года выросли на 21,9%. Исполнение расходной части бюджета города в разрезе отраслей за 2008 г. приведено в таблице «Функциональная структура расходов бюджета города Владимира».[16]

Бюджет города сохраняет социальную направленность. За 2008 год расходы на социальную сферу составили 3143,9 млн. руб. или 59,2% от общего объема расходов.

В отчетном периоде в полном объеме выполнены обязательства по выплате заработанной плате и отпускных работникам учреждений бюджетной сферы, оплате питания в школах и детских дошкольных учреждениях, социальных выплат населению.

С 1 сентября отчетного года работники учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта переведены на отраслевую систему оплаты труда.

В пределах средств, поступавших из областного бюджета, своевременно выполнялись переданные государственные полномочия. По состоянию на 01.01.2009 кредиторская задолженности бюджет города составила 3801,4 млн. руб. дебиторская задолженность учреждений – 640,7 тыс. руб.


Заключение

Финансово-экономическая самостоятельность, а следовательно и самостоятельность вообще, местного самоуправления может быть обеспечена только в случае наличия достаточных средств для покрытия, как минимум, обязательных расходов местных бюджетов, а также при условии возможности долговременного финансового планирования.

Для создания условий для нормальной работы системы муниципальных финансов следует пересмотреть подходы к формированию и исполнению местных бюджетов.

Необходимо:

► обеспечить четкое разделение муниципальных расходов на текущие и связанные с развитием муниципалитетов;

► каждой категории расходов должны соответствовать достаточные доходы.

Институт местного самоуправления нужно укреплять и развивать не только ввиду его необходимости для оперативного и качественного решения локальных проблем и в частности проблем социального развития, но и по причине его крайней полезности для государственного строительства в целом – как противовеса центробежным устремлением регионов. Задача первостепенной важности – добиться формирования полноценных органов местного самоуправления повсеместно на всей территории России.

Только в результате осуществления всех этих мер может быть выстроена сложная система взаимного сбалансированного контроля региональных и местных органов власти, способствующая стабилизации всего государственного организма Российской Федерации.


Библиография

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.

2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

4. Закон Владимирской области от 10.10.2005 №139-ОЗ «О межбюджетных отношениях во Владимирской области».

5. Закон Владимирской области от 05.09.2007 №97-ОЗ «О внесении изменений в Закон Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области».

6. Закон Владимирской области от 24.12.2007 №187-ОЗ «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

7. Закон Владимирской области от 31.05.2006 №61-ОЗ «О порядке расчета и установление заменяющих дотации из областного Фонда финансовой поддержки поселений, областного Фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), районных фондов муниципальной поддержки поселений дополнительных (дифференцированных) нормативов отчислений от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами».

8. Заключение участников публичных слушаний по проекту бюджета города на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов.

9. Мониторинг социально-экономического развития города Владимира за 2008 год.

10.Белозеров. С.А., Горбушина С.Г. и др.; Финансы: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 512 с.


[1] Ст. 10 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

[2] Ст. 15 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

[3] Ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[4] Ст. 55 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[5] Ст. 56 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[6] Ст. 57 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[7] Ст. 58 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[8] Ст. 59 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[9] Ст. 62 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[10] Ст. 53 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

[11] Приложение №3 к Закону Владимирской области «О межбюджетных отношениях во Владимирской области».

[12] см. Приложение – Таблица 1.

[13] Перечень муниципальных целевых программ г.Владимира см. Приложение – Таблица 2.

[14] Источник: http://www.spvo.ru

[15] Заключение участников публичных слушаний по проекту бюджета города на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов.

[16] См. Приложение – Таблица 3.