Реферат: Матрица нашего сознания

Название: Матрица нашего сознания
Раздел: психология, педагогика
Тип: реферат

МАТРИЦА НАШЕГО СОЗНАНИЯ

С рождения мы каждую секунду обучаемся взаимодействовать с окружающим миром, формируя у себя шаблоны (стереотипы) поведения, благодаря которым многое уже можем делать легко и не задумываясь (ходить, говорить, на что-то реагировать, выполнять элементарную деятельность). Со временем шаблоны становятся сложнее и их накапливается больше; они нам нужны, потому что облегчают жизнь, а многое без них вообще просто невозможно (вождение автомобиля, письмо, профессиональное общение и т.д.).

С возрастом мы настолько привыкаем к своим стереотипам (шаблонам), что перестаем замечать, как они превращаются в русла нашего мышления, в рельсы нашего собственного поведения и реагирования на чужое. Микро-стереотипы складываются в макро-стереотипы, начиная накладывать ограничения и лишать альтернатив выбора. Работа, семья, телевизор, работа... Учеба, тусовка, пиво, учеба... Одно и то же изо дня в день, те же цели, те же люди, те же разговоры, те же места... и те же действия, приводящие к началу замыкающегося круга шаблонной жизни.

Мы что-то делаем, у нас не получается, мы пробуем снова, опять не получается, еще раз - то же самое, но мы, как роботы, продолжаем повторять обреченное действие, потому что иного не предусмотрено. Послуживший когда-то на пользу шаблон сделал нас своим рабом. В какой-то момент мы замечаем, что живем по созданной нами же матрице, став элементом матрицы общественно-социальной. Есть что-то, что мы делаем постоянно, нас это не устраивает и мы хотели бы отказаться... но не можем. Почему? В лучшем случае мы говорим: "Привыкли.", в худшем - ищем "плюсы" и оправдания. И чем мы старше, тем больше мы смиряемся с отсутствием свободы, которая была так доступна в детстве.

Почему так происходит? Потому что мы отдавали предпочтение простоте и легкости стереотипного поведения, каждый раз идя по протоптанным дорожкам, и ленились быть творческими, открывать новое и неизведанное. А может быть и боялись. Раньше.

Так что нам мешает подарить себе свободу прямо сейчас? И на вопрос: "Сложно?", ответом: "Легко!" - будет НЛП. Одним движением мысли подчинить себе матрицу, одной вспышкой желания раскрепостить в себе творчество, одной фразой: "Я могу!" открыть себе все возможности. Только не спрашивайте: "Как?!", потому что вы знаете, что мы ответим - НЛП.

КОСВЕННЫЕ ВНУШЕНИЯ

Хотим мы того или не хотим, но косвенные внушения мы используем в своем общении с другими людьми постоянно. Другое дело, что мы этого часто не замечаем, ни в своей речи, ни в чужой. И очень зря. Любая, даже не самая сложная фраза собеседника несет в себе несколько этажей смысла, и, видя эти этажи, мы можем прочесть его истинные намерения раньше, чем он покажет их сам. Надо ли говорить, что это не только сэкономит время, но и во многом поможет.

Осознавая (контролируя) собственную речь, мы можем быть намного более аккуратны и бережны с людьми - слово, порой острее скальпеля, и, бывает, мы даже не замечаем, как в минутной ссоре накладываем друг на друга самосбывающиеся проклятия, а потом удивляемся, почему им плохо. Ну и уж говорить не приходится, что в некоторых случаях одно слово может сделать из приказа вежливую просьбу, выполнить которую человеку будет больше приятно, чем необходимо.

А если вам нужна манипуляция с помощью слов, то далее можете заметить, что владели ей и раньше, просто не замечали, когда именно это у вас получалось.

И помните, что самое эффективное внушение - это вежливая просьба, а самый убедительный аргумент, когда других уже не осталось, это слово: "поверь". И если вы до сих пор так не думаете, то просто поверьте. ;-)

Приведенные ниже стратегии являются нашей интерпретацией классификации внушений, как наиболее удобный (опять-таки, на наш взгляд) способ структурировать принципы их построения для легкости изучения (исследования).

ПОСТРОЕНИЕ

Самые простые внушения, это прямые, т.е. просьба или приказ, например: Закрой форточку. Но в некоторых случаях (с некоторыми людьми) такая директивная форма не желательна или не срабатывает вовсе. Ее можно смягчить так: Можешь закрыть форточку. И бывают ситуации, когда собеседник не примет внушение в явной, даже очень смягченной форме, и тогда мы используем косвенные внушения, чтобы либо скрыть внушение от сознательного внимания, либо не оставлять ему (логически) выбора альтернатив, либо и то и другое сразу.

Помните, что около 90 % информации при общении передается невербально (визуально и интонационно), следовательно и внушения только на 10 % передаются словесно. Поэтому очень большое значение имеет, насколько однозначно и бескомпромиссно для вас это внушение. Бессознательное внимание собеседника среагирует именно на эту однозначность, даже если внушение не будет оформлено в слова, оно уже может быть замечено и воспринято.

Модель условно разбита на стратегии и приемы, при этом одни стратегии могут легко быть приемами для других. И приемы, и стратегии можно легко совмещать друг другом в любых количествах и без ограничений, строя более сложные внушения. Здесь они разукрупнены до максимально примитивного уровня для удобства.

СТРАТЕГИИ

1. Связка.

Связка может быть двойной, может – тройной или еще какой-то, это не принципиально. Наличие логической связи тоже не принципиально. Связка может строится следующими способами:

описывая одновременные процессы (факты)

Чем дольше мы говорим, тем больше вы соглашаетесь.

последовательные процессы (факты)

Когда я все скажу, вы согласитесь.

В связке может использоваться свой прием:

наложение противоположностей:

Чем дольше вы мне противоречите, тем больше в душе соглашаетесь.

Чем медленнее вы дышите, тем быстрее расслабляетесь.

2. Иллюзия выбора (вилка).

Простое использование частицы "не" снимает директивность и предоставляет "выбор" сознательному вниманию. Но прежде чем оно успеет интерпретировать отрицательную форму в утвердительную, бессознательное получает дважды одно и то же:

Вы можете соглашаться, можете не соглашаться.

Та же "вилка" хорошо работает с полярными ответчиками, если использовать ее в виде провокации отрицанием внушения:

Вы не сможете согласиться! Или сможете?

3. Последовательность принятия.

3.1. Yes set или правило 1000 "да".

То, что любят профессиональные продавцы. Описывается ряд фактов (или задается ряд вопросов), с которыми собеседник однозначно согласиться, и в конце ставится внушение.

Мы встретились здесь, чтобы поговорить на эту тему, и сейчас рассматриваем этот вопрос, и если вы уже ознакомились с нашими условиями, можете расписаться здесь...;

Вы любите комфорт? Вы цените безопасность? Для вас важно качество? Вы хотели бы приобрести этот автомобиль?

3.2. Введение позитива.

Просто, быстро и эффективно. Говорится что-то приятное для собеседника и вслед за этим ставиться внушение.

Вы умный человек и можете согласиться со мной.

У вас хорошо получается это делать, можете продолжать.

4. Двойное отрицание.

Которое так же может быть тройным и более. Сознание путается в переформулировании большого объема отрицаний в утвердительную форму и мы просто опускаем частицы "не". Наиболее распространенная форма:

Вы не сможете не согласиться.

У Вас нет необходимости соглашаться.

5. Непроизносимые внушения.

5.1. Отсутствие упоминания.

Идея этой стратегии заключается в том, что произносится прямое внушение и перечисляются все варианты (ситуации, даты и т.д.), когда оно "должно" быть выполнено, кроме одного. При этом важно, чтобы список вариантов имел целостную законченность и единственной альтернативой оставался не произнесенный вариант (6 дней недели, 4 комнаты 5-ти комнатной квартиры, 3 человека группы из 4-х человек и т.д.), а для отвлечения внимания на какой-либо из произнесенных вариантов делается акцент. Приведем пример от самого Милтона Эриксона.

...Вы можете сделать это в понедельник, во вторник, в четверг, в пятницу, в субботу или в воскресенье, но я настаиваю, чтобы вы сделали это в пятницу...

Милтон Эриксон произнес это внушение несколько раз, продолжая настаивать на пятнице, и пациентка выполнила его инструкции, как и предполагалось, в среду.

5.2. Предвосхищаемая противоположность.

Внушение ставится в отрицательную форму и жестко связывается с конкретной ситуацией (местом, временем и т.д.).

Конечно ты не согласен, пока мы об этом говорим.

...Естественно ты все помнишь. В этой комнате.

6. Неконкретное описание.

6.1. Открытое простое.

Можно сказать о чем угодно, главное, как можно более неконкретно, чтобы в это обобщение могла попасть и исходная ситуация. Внушение вставляется во фразу просто как мысль.

Любому человеку, прежде чем согласится, нужно время.

6.2. Трюизм.

Почти тоже самое, что и предыдущее, внушение является частью банальности, истинность которой неоспорима.

С некоторыми вещами согласиться легко.

7. Маркировка.

Оно же – контекстуальное. Внушением может быть одно слово, а может быть целое убеждение или идея. Вы можете говорить о чем угодно, хоть о миграции насекомых в ЮАР, но те слова, из которых складывается ваше внушение, вы маркируете или несколько иной интонацией голоса, или жестом, или кивком головы – чем угодно, хоть прикосновением. В тексте маркировка тоже работает, и выполнить ее можно любым способом выделения шрифта. Как и любое внушение, чем больше будет повторена маркировка, тем выше ее эффективность.

...И тогда Василий начал уговаривать продавца, чтобы он согласился продать ему эту куртку дешевле, и ему действительно пригодились мои рекомендации, да и погодные условия были соответствующие.

Однако в тексте такая маркировка слишком заметна, нежели в разговоре (не говоря уж об эффективности), поэтому если есть необходимость, в тексте лучше использовать маркировку паузой, которая и в речи весьма эффективна.

Читатель может думать все что угодно, но, в конечном итоге, он... согласиться с автором.

Помните, что маркировка, это не что-то искусственное, а самый естественный способ подчеркивать свою речь в разговоре, когда мы общаемся. Это можно использовать и в обратную сторону. Понаблюдав за тем, как собеседник выделяет в разговоре свои слова интонацией или жестами (естественно неосознанно), вы вскоре заметите, что для него более важно, а то и прочтете его истинное намерение (или отношение к данному вопросу). Но и сами, используя маркировку, помните, что помимо делаемого сознательно, вы бессознательно маркируете слова так, как думаете на самом деле. Поэтому если вы хотите кого-либо в чем либо убедить, вам в первую очередь нужно поверить в это самому, а уже потом маркировать то, что нужно (как правило, в этом случае все маркируется автоматически, сознательный контроль не обязателен).

8. Закамуфлированное.

В отношении к предыдущим стратегиям, это скорее макро-стратегия. Если вы не можете использовать прямое внушение, вы строите внушения на его составные части (набор необходимых шагов). Принцип построения стратегии следующий. Если нельзя внушить: Выйди из комнаты; внушается: Закрой дверь в комнату. С той стороны. Или, если нельзя внушить: Войди в транс; внушается: Расслабься, почувствуй себя комфортно, закрой глаза, дыши медленно и поверхностно...

ПРИЕМЫ

1. Дополнение.

Оно отвлекает внимание от самого внушения на его детали.

Согласиться можно прямо сейчас.

Даже если возникнет стремление спорить, то оспариваться будут уже сами детали, а не внушение.

Дополнение "вилкой" же заставляет сознание собеседника путаться, выбирая между незначительными деталями одного и того же внушения.

Вы можете согласиться со мной, а можете – с фактами.

2. Вопрос.

В разговоре (диалоге) вопросительная форма более эффективна, т.к. заставляет собеседника ответить на него, а значит обдумать и среагировать сознательно. Учитывая, что человек не может отвечать одновременно по двум пунктам вопроса, он выберет ключевой (к которому обращен вопрос), а подложка вопроса пройдет, как само собой разумеющееся. Таким образом, задавая вопрос мы отвлекаем его внимание от главного, делая главным другое. Зафиксировать внимание можно вопросительным словом:

Когда вы со мной согласитесь?

Почему невозможно не согласиться?

А можно зафиксировать внимание любым другим процессом/фактом:

Когда вы согласитесь на наши условия, мы можем встретиться еще раз, чтобы обсудить детали?

Логически ответ собеседника относится к части вопроса, фактически – ко всему вопросу, поэтому акцентированная его часть (в данном случае последняя) должна вызывать положительную реакцию, а лучше, однозначно утвердительную.

3. Позиционный переход.

Постановка внушения во втором лице ("вы" или "ты") достаточно конкретна, и, иногда, может вызвать сопротивление. Еще один способ "смягчить" внушение, даже самое прямое, это поставить его в другую позицию восприятия, или вообще в безличную форму. Сравните:

Можете сделать это на следующий день.

Каждый может сделать это на следующий день.

Можно сделать это на следующий день.

Безличная форма самая "мягкая" для внушения и, практически, не вызывает сопротивления, т.к. не обращена к собеседнику конкретно, и, в то же время, включает в себя и обращение к нему тоже. Но при этом собеседник может и легко отказаться от внушения в такой форме, если оно будет им осознано. В случаях, если собеседник отождествляет себя с вами или обществом (группой), к которому вы вместе принадлежите в этом контексте, хорошо работает позиция от первого лица.

Мы можем сделать это на следующий день.

А если вы являетесь референтным (авторитетным) лицом для вашего собеседника в этом контексте, смело (и уверенно) стройте внушение применительно к себе, и, желательно, в настоящем времени (словно это происходит всегда).

Я делаю это на следующий день.

4. Диссоциация.

А с чего вы вообще взяли, что это (ваше внушение) не может произойти само собой? Что это обязательно должно зависеть от собеседника? Ни вы, ни он не можете быть в этом уверены. Даже если мы говорим о вещах находящихся под полным контролем вашего собеседника, этот контроль довольно спорная штука. Много чего происходит само по себе.

Согласие может быть достигнуто сразу. Чтение бывает интересно настолько, что дыхание начинает замирать. Иногда. Когда бег мыслей сменяется овладевающим спокойствием, внимание останавливается, а взгляд фокусируется на конкретной точке. Все становится ясно.

Практически все что угодно, любой процесс, действие, факт, можно описать диссоциировано от личности. И это один из наиболее удобных приемов, потому что к тому, что не принадлежит "Я" собеседника, он не может придраться и оспорить, а значит внушение проходит как констатация факта.

5. Манипуляции со временем.

Время может быть сквозным, когда существуют четкие границы между "было", "есть" и "будет", а может включенным, когда о чем бы мы ни говорили, говорим так, как будто это происходит сейчас. То, что должно произойти, собеседник еще может предотвратить, а вот то, что происходит, предотвращать уже поздно – оно происходит. Например:

Когда послушаешь его внимательно, с ним согласишься.

Когда его слушаешь внимательно, с ним соглашаешься.

Прошлое, настоящее и будущее тоже явления относительные. Мы привыкли их выстраивать в хронологическом порядке, и если этот порядок хорошенько перемешать, то сознание путается и хватается за что попало. А попадается ему в первую очередь то, чем кончилась фраза (монолог), во вторую то, чем она началась, и, если уж дойдет очередь, то, что было в середине. Сравните:

После того что вы узнали, когда дослушаете меня до конца, согласитесь со мной?

Когда дослушаете меня до конца, согласитесь со мной, после того что вы узнали?

Кроме всего прочего можно просто задать свободную временную рамку.

Рано или поздно вы согласитесь со мной.

6. Охватывающее все классы.

Это, наверное, самый простой прием. Чтобы не дать сознанию собеседника возможность найти лазейку за пределы внушения, мы включаем в него все остальные варианты добавляя простую фразу: ...или что-нибудь (кто-нибудь, когда-нибудь) еще. Например:

Мы можем прийти к согласию сейчас, в конце разговора, или позже.

Вот, в общем, и все. Помните, что язык штука гибкая, и позволяет нам сочетать любые из этих стратегий/приемов с любыми другими в любых позах и количествах, так что пользоваться этим можно совершенно свободно (тем более, что все так и делают, просто не знают об этом, и по незнанию своему ограничиваются лишь несколькими стратегиями/приемами). Теперь вы знаете больше. Другое дело, что знать мало – нужно уметь. Поэтому цена любого знания – просто информация, которая со временем, как правило, забывается. Навык же, который прочно запомнится на поведенческом уровне, можно приобрести только на практике, так что тренируйтесь на здоровье! А чтобы тренировка была эффективной и интересной, существует специальный тренинг, для тех хочет большего и побыстрее.