Курсовая работа: Терроризм. Мероприятия по защите от террористических актов

Название: Терроризм. Мероприятия по защите от террористических актов
Раздел: Рефераты для военной кафедры
Тип: курсовая работа

Содержание

Введение

1. Понятие и виды современного терроризма

2. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами

3. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами:

3.1 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности

3.2 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повышенной готовности

4. Общегосударственная система противодействия терроризму

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Терроризм - постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы [1] .

Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Терроризм как массовое и политически значимое явление - результат повальной «деидеологизации», когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый – даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.

Целью курсовой работы является, прежде всего, выявление четкой формулировки определения понятия терроризма и мероприятий по защите от террористических актов.

Задачами данной курсовой работы являются:

- рассмотреть специфику мероприятий по защите населения в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами;

- подробно рассмотреть мероприятия, проводимые в целях предупреждения терактов в режиме повседневной деятельности и в режиме повышенной готовности;

- выявить общегосударственную систему противодействия терроризму.

Уровень терроризма и конкретные формы его проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности, по профилактике и пресечению самого терроризма.

К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой. А за последние несколько лет проблема терроризма приобрела во всем мире глобальные масштабы и имеет тенденцию к устойчивому росту (если в 80-х годах зафиксировано до 800 крупных террористических актов, то в 90-х – уже более 900)[2] .

Террористические акты с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи. В различных регионах мира политическими и националистическими радикалами, взявшими на вооружение методы террора для достижения своих целей, организована разветвленная сеть подполья, складов оружия и взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций функционирует система фирм, компаний, банков и фондов.

Совершенно очевидно, что для противодействия этому крайне опасному явлению необходима координация усилий всех государств на высшем уровне, создание сети международных организаций. Для осуществления эффективных действий по борьбе с терроризмом необходима также выработка его единых международно-правовых понятий, точной правовой характеристики этого вида преступления.

О степени угрозы для современного общества, которую несет в себе терроризм, говорит тот факт, что, ведущие государства мира принимают законы о борьбе с терроризмом, практически ни одна встреча глав ведущих государств не проходит без обсуждения этой проблемы.

Важнейшие направления деятельности в этой сфере: совершенствование правовой базы, усиление взаимодействия между специальными органами, оказание максимального давления на страны, поддерживающие терроризм, повышение качества подготовки сотрудников этих структур, занимающихся проблемой терроризма, их технической оснащенности.


1. Понятие и виды современного терроризма

Нелегко дать определение терроризму, так как порой в это понятие вкладывается разный смысл. Современное общество столкнулось со многими видами терроризма, и этот термин лишился четкой смысловой нагрузки.

Под терроризмом подразумеваются и чисто уголовные похищения людей с целью выкупа, и убийства на политической почве, и жестокие методы ведения войны, и угоны самолетов, и шантаж, т.е. акты насилия, направленные против собственности и интересов граждан. Существует более ста определений террора и терроризма, но, ни одно из них не является достаточно определенным. Слово террор произошло из латинского языка: terror – страх, ужас. Действительно, любые действия террориста (даже не связанные с убийством) всегда предполагают насилие, принуждение, угрозу. Главное средство достижения цели для любого террориста–это запугивание, создание атмосферы страха и неуверенности, наведение ужаса. Принимая во внимание крайнюю общественную опасность и жестокость актов террора, их антисоциальность и антигуманность, терроризм можно определить как общественный феномен, заключающийся в противоправном использовании крайних форм насилия или угрозы насилием для устрашения противников с целью достижения конкретных целей.

В наши дни существует множество форм терроризма, которые можно классифицировать по субъектам террористической деятельности и по направленности на достижение тех или иных результатов.

Внутригосударственный терроризм представляет собой деятельность специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в пределах одного государства. Террором может называться насилие, сознательно направленное по отношению к государству.

Насилие выступает в двух формах[3] :

1) прямое насилие, которое выражается в непосредственном применении силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор); 2) косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада), но означает только угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

Паника – вот на что рассчитывают террористы. Они ничего не требуют, ни к чему не призывают. Просто взрывают дома, пытаясь посеять животный страх и панику. Страх не является самоцелью. Страх – лишь средство достижения определенных политических целей.

Современный политический терроризм слился с уголовной преступностью, они взаимодействуют и поддерживают друг друга. Их цели и мотивы могут быть различными, но совпадают формы и методы.

Вот несколько примеров: колумбийские террористические организации взаимодействуют с наркомафией, корсиканские – с сицилийской мафией. Часто для получения достаточных финансовых ресурсов для своей деятельности политические террористические группировки пользуются уголовными методами – контрабандой, незаконной торговлей оружием.

Когда государственный терроризм выходит за границы отдельных стран, он приобретает характер международного. В последнее время этот вид терроризма приобрел невиданные, глобальные масштабы.

Международный терроризм расшатывает государственные и политические устои, наносит огромный материальный ущерб, уничтожает памятники культуры, подрывает международные отношения.

Как и любая другая форма террора, международный терроризм проявляется в беспорядочном насилии, обычно направленном против людей без разбора для создания в массах идеи, что цель оправдывает средства: чем ужаснее преступление, тем лучше с точки зрения террористов.

Разновидностями международного являются транснациональный и международный криминальный терроризм. Первый представляет собой различные акции негосударственных террористических организаций в других государствах. Однако они осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений. Второй проявляется в действиях международной организованной преступности, участники которой могут быть далеки от каких- либо политических целей, а их акции могут быть направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране.

В соответствии с направленностью терроризм можно классифицировать также на: социальный, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический, практикуемый организациями сепаратистского толка и организациями, поставившими своей целью борьбу против диктата инонациональных государств; религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами других, либо с попыткой низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную».

Терроризм, представляющий собой опасность глобального масштаба, в современных условиях, по существу, превратился в угрозу политическим, экономическим, социальным институтам государства, правам и фундаментальным свободам человека.

Нам уже грозит ядерный терроризм, терроризм с применением отравляющих веществ, информационный терроризм.

Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций [4] .

В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложняется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористических актов.

Хотелось бы отметить тот факт, что кроме многочисленных террористических организаций, существует и множество поддерживающих эти организации государственных структур и даже государств-спонсоров терроризма. В основном это развитые западные и арабские нефтедобывающие страны.

Совершенно очевидно, что явление терроризма становится особенно опасным, если оно создается и поддерживается государственными режимами, особенно диктаторского, националистического, сепаратистского типа.

Современный терроризм представляет не только угрозу безопасности отдельных политических или общественных деятелей, организаций, государств.

Таким образом, для решения этих проблем представляется необходимым совершенствование уголовного законодательства, ужесточение санкций по отношению к государствам, поддерживающим терроризм, координация усилий и тесное сотрудничество всех международных организаций по борьбе с терроризмом.


2. Возможные чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами различного вида

Источником терроризма любого вида является, как правило, социальная среда, но по критериям последствий чрезвычайные ситуации, обусловленные террористическими актами, могут носить характер техногенных, биолого-социальных или социальных. Чрезвычайные ситуации техногенного характера[5] :

- аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ на радиационно (ядерно) опасных объектах;

- создание зон комбинированных поражений в результате подрыва ядерных боеприпасов;

- радиоактивное загрязнение окружающей среды путем распыления радиоактивных аэрозолей и пыли, а также растворения радиоактивных веществ в водоисточниках;

- аварии с выбросом (разливом), угрозой выброса (разлива) АХОВ на химически опасных объектах;

- аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на объектах их хранения;

- химическое заражение окружающей среды различными способами;

- аварии и катастрофы на различных видах транспорта;

- аварии на магистральных трубопроводах;

- пожары, взрывы на объектах инфраструктуры;

- аварии на электроэнергетических сетях и на коммунальных сетях жизнеобеспечения, приводящие к массовому нарушению условий жизнедеятельности населения;

- гидродинамические аварии.

Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера: эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, поражение сельскохозяйственных растений вредителями.

Чрезвычайные ситуации социального характера:

- захват заложников;

- захват различных транспортных средств - наземных, морских, воздушных;

- провоцирование массовых беспорядков среди населения;

- дестабилизация обстановки в обществе с использованием СМИ и других информационных средств;

- создание условий для дестабилизации экономики и финансовой системы государства.

Характер воздействия террористических актов на население и окружающую среду зависит от вида возможной ЧС, обусловленной данным террористическим актом, но с учетом тщательности его подготовки, что может привести к усилению негативных последствий.


3. Специфика мероприятий по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами

3.1 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повседневной деятельности

Правовые мероприятия[6] :

Разработка и принятие правовых и нормативно-технических документов в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами различного характера, является основой правовых мероприятий.

Основными правовыми документами в области борьбы с терроризмом в настоящее время являются:

- Концепция национальной безопасности Российской Федерации, объявленная Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300;

- Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.06.1998 г. № 130-ФЗ. Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений и организаций, независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом;

- ряд постановлений и распоряжений Правительства РФ:

1) «О мерах по противодействию терроризму»,

2) «О федеральной антитеррористической комиссии» и др.;

- рекомендации МЧС РФ «О создании на территориях муниципальных образований гражданских организаций и их использовании в борьбе с терроризмом»;

- приказ Минздрава РФ и МЧС РФ «О совершенствовании системы оказания экстренной медицинской помощи лицам, пострадавшим от террористических актов»;

- различные правовые документы субъектов РФ по вопросам борьбы с терроризмом с учетом специфики данных регионов.

Организационные мероприятия[7] :

Планирование защиты населения и территорий в ЧС, обусловленных террористическими актами, на любом уровне должно отражаться в «Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС».

При планировании должно учитываться то обстоятельство, что любые ЧС, источниками которых являются причины техногенного или природного характера, имеют по критерию последствий определенную долю «случайности события», тогда как террористический акт, приводящий к подобной ситуации, готовится достаточно тщательно и сводит к минимуму фактор случайности, что в свою очередь приводит к более серьезным негативным последствиям.

Данное положение должно особенно учитываться при планировании таких заблаговременных мероприятий, как инженерно-технические, повышение устойчивости функционирования объектов в различных условиях и медико-профилактические мероприятия.

Создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обусловленных терактами.

Для непосредственной борьбы с терроризмом на различных его этапах привлекаются, как правило, органы управления и структурные подразделения следующих министерств и ведомств РФ:

1) Федеральной службы безопасности - предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности; предупреждение, выявление и пресечение попыток нарушения террористами государственной границы РФ и незаконное перемещение через границу РФ оружия, взрывчатых, опасных химических и радиоактивных веществ, а также предметов, которые могут быть использованы в качестве средств совершения террористических актов; участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства и в проведении контртеррористических операций;

2) Министерства внутренних дел — предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности с корыстными целями;

3) Службы внешней разведки РФ — обеспечение безопасности учреждений РФ за рубежом, сбор информации о международной деятельности террористов;

4) Федеральной службы охраны — обеспечение безопасности объектов особой важности;

5) Министерства обороны — защита от оружия различного назначения, в том числе ОМП, боеприпасов, взрывчатых веществ, участие в обеспечении безопасности национального морского судоходства, воздушного пространства РФ, участие в проведении контртеррористических операций;

6) Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций - участие в ликвидации последствий ЧС, обусловленных террористическими актами.

Средства, используемые для борьбы с террористической деятельностью, можно условно разделить на группы средств предупреждения террористических актов и средств, используемых при ликвидации последствий этих актов.

Средства предупреждения террористических актов[8] :

1. Агентурные средства - специальные средства, используемые соответствующими спецслужбами и ведомствами.

2. Информационные и пропагандистские средства - СМИ и другие аналогичные средства.

3. Средства непосредственного контроля территории охраняемого объекта[9] :

- комплекты оптических приборов;

- приборы ночного видения;

- тепловизионные системы наблюдения;

- разведывательные комплексы.

Транспортно-разведывательный комплекс СВ № 1355 предназначен для проведения аудио- и видеоразведки объектов и территорий; поиска; обнаружения и уничтожения самодельных взрывных устройств. Обеспечивает проведение взрывотехнических операций путем доставки и применения разрушителей взрывных устройств типа СВ-1324, СВ-1353 и др. Оснащен дистанционным управлением. Размещается в двух чемоданах типа «атташе-кейс». Скорость передвижения 4–5 км/час.

Мобильный робототехнический комплекс МРК № 25 КУЗНЕЧИК предназначен для обнаружения, распознавания, передачи информации о предметах, подозреваемых на наличие взрывного устройства; предупреждения нарушений и борьбы с терроризмом; проведения радиационной разведки, ликвидации последствий аварий на предприятиях атомной и химической промышленности без участия личного состава. Управление работой комплекса осуществляется с поста оператора (или переносного пульта) по линии связи охраны различных объектов. Скорость передвижения 1 км/час. Масса 186 кг.

Мобильный робототехнический комплекс МРК № 01 предназначен для проведения инспекционных проверок, поиска и уничтожения взрывоопасных предметов. Состав комплекса: колесное 6×6 шасси, информационная система, линии связи, пост оператора, навесное технологическое и специальное оборудование.

4. Приборы и системы контроля персонала, посетителей и их ручной клади:

- стационарные металлоискатели - Поиск-ЗМ или Поиск-ЗМР и портативные ручные металлоискатели Сфинкс ВМ-611. Применяются для выявления холодного и огнестрельного оружия, металлических элементов взрывных устройств, скрытых под одеждой персонала и посетителей, в строительных конструкциях и мебели, при проверке объекта. Сигнализация световая и звуковая;

- рентгенотелевизионная система Rapiscan XRD1000 автоматического обнаружения взрывчатых веществ. Технические характеристики: пропускная способность 160 багажей/ч; уровень ложных тревог < 10%. Состоит из двух_ проекционной входной части и рентгеновской дифракционной системы — в выходной. Может применяться как автономно, так и на 3-м уровне автоматизированной системы обработки багажа. Оборудована средствами для подключения в локальную сеть.

- ручной металлодетектор SUPER SCANNER является классическим досмотровым металлоискателем, пользующимся наибольшей популярностью у сотрудников правоохранительных органов и служб безопасности. Звуковой и световой сигнал тревоги при обнаружении металла на теле объекта. Максимальная глубина обнаружения, см: пистолет средних размеров - 23; бритвенное лезвие - 7,5.

- портативная рентгентелевизионная установка НОРКА - незаменима при проведении мероприятий по выявлению взрывных устройств в оставленных свертках, сумках, ручной клади, багаже, а также для поиска скрыто установленных средств съема информации в предметах интерьера, мебели, различных бытовых приборах.

- портативный детектор паров взрывчатых веществ ШЕЛЬФ ДС является газоанализатором паров взрывчатых веществ. Предназначен для выявления взрывных устройств и взрывчатых веществ, скрытых от досмотра в ручной клади. Обеспечивает высокую избирательность при анализе на наличие в пробе воздуха паров взрывчатых веществ (ЭДГН, НГ, ТНТ, динамит) на фоне естественных загрязнений атмосферы. Прост в эксплуатации и не требует специальной подготовки оператора, обладает высокими эргономическими характеристиками.

5. Приборы противодействия срабатыванию взрывных устройств с радиовзрывателем - блокираторы. Блокираторы радиовзрывателей типа Персей предназначены для предотвращения террористических актов с использованием взрывных устройств, управляемых по радиоканалам. Прибор создает специальный помеховый сигнал в диапазонах частот, используемых в радиовзрывателях промышленного и самодельного производства. Переносной дистанционный блокиратор

- Персей-ЗС размещается в стандартном атташе-кейсе. Дальность канала управления - до 100 м. Радиус надежного подавления радиовзрывателем - до 27 м. Разработан для оснащения служб безопасности и охранных агентств при проведении мероприятий по обеспечению безопасности особо важных персон с целью предотвращения проведения против них террористических актов с использованием радиоуправляемых взрывных устройств;

- передвижной дистанционный блокиратор Персей-4Т является транспортной версией семейства блокираторов серии Персей, предназначенной для установки на автомашины или бронетанковую технику для обеспечения их безопасности в условиях возможного осуществления против них террористических актов с использованием радиовзрывателей. За счет установки четырех штыревых антенн на крыше транспортного средства значительно увеличивается эффективность их функционирования — до 37 м.

6. Средства минимизации поражающих факторов взрывных устройств. Для локализации разрушительного действия обнаруженного взрывного устройства и для временного их хранения до прибытия специалистов-саперов могут использоваться устройства «Одеяло» и «Фонтан», «Одеяло» снижает разрушительное действие взрыва в 10–15 раз и удерживает до 90% осколков. «Фонтан» предназначен для снижения фугасного воздействия взрывных устройств с массой взрывчатого вещества эквивалентной 0,8 кг и 1 кг тринитротолуола и осколочно-фугасного воздействия при взрыве ручных гранат массой тротилового эквивалента до 0,8 кг. Масса «Фонтана» 35 кг.

7. Средства поражения террористов и различных летательных объектов и устройств, используемых при проведении террористических актов:

- мобильная СВЧ - установка для вывода из строя электронных систем различных летательных аппаратов — самолетов, вертолетов, крылатых ракет и т. д.; блокировка мин, заложенных террористами; нарушение работы связи между преступными группами.

- снайперский комплекс (СК) «Выхлоп» предназначен специально для поражения террористов, защищенных индивидуальными средствами бронезащиты (бронежилет, каски), а также находящихся за различными укрытиями. СК пробивает стальную стену толщиной до 10 мм. Состоит на вооружении только подразделений ФСБ России. Основным назначением комплекса «Выхлоп» является малошумное и беспламенное поражение защищенных целей (автомобили, прочая небронированная техника, живая сила в тяжелых бронежилетах или укрывшаяся в транспортных средствах и т. п.) на дальностях до 600 м.

Для указанных целей используются также обычное оружие, в том числе различные зенитные комплексы.

Средства, используемые при ликвидации чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористическими актами[10] :

Виды и типы средств для ликвидации данных ЧС определяются исходя из их специфики и характера воздействия поражающих факторов на население и объекты инфраструктуры.

К ним могут относиться приборы, системы и средства радиационного, химического и биологического контроля; инженерная техника, в том числе и управляемая дистанционная; робототехника; средства пожаротушения; поисковая аппаратура для обнаружения людей, оказавшихся в завалах; медицинские средства для оказания первой медицинской помощи; средства локализации и ликвидации радиоактивного загрязнения, нейтрализации химического и биологического заражения и т. д.

Обеспечение населения СИЗ соответствующего типа следует предусматривать в зависимости от наличия в районах его проживания различных потенциально опасных объектов, в первую очередь, радиационно (ядерно) и химически опасных, которые могут стать объектами террористических актов. Кроме этого, населению, особенно в крупных городах, где вероятность террористических актов более высока, чем в сельской местности, целесообразно иметь набор медикаментов и перевязочных средств первой необходимости.

Контроль обстановки[11] :

Основной целью контроля обстановки в предвидении возможных террористических актов является своевременное обнаружение их подготовки путем проведения мониторинга в данной сфере и последующего прогнозирования событий.

Ввиду того, что в настоящее время терроризм является глобальной проблемой, контроль должен осуществляться как на международном уровне, так и внутри самого государства.

Главными задачами контроля являются выявление источников и путей финансовых потоков, подпитывающих террористические группировки, и снабжение их оружием и другими средствами проведения террористических актов.

Для решения задач мониторинга в этой области на международном уровне могут привлекаться соответствующие структуры внешней разведки РФ, внутри страны - структуры ФСБ и МВД.

Данные мониторинга направляются в структуры основного субъекта руководства борьбой с терроризмом - Правительства РФ, далее в антитеррористическую комиссию и в заинтересованные министерства и ведомства для прогнозирования обстановки и принятия решения о необходимости тех или иных действий.

Для непосредственного контроля с целью предотвращения провоза (проноса) оружия и различных средств терроризма на федеральном, региональном и территориальном уровнях на таможнях государственной границы, в аэропортах, на вокзалах и в других подобных местах организуются посты контроля пассажиров и их ручной клади, режимного контроля, почтового контроля, оснащенные соответствующими приборами и системами.

На объектах особой важности и потенциально опасных объектах организуется также контроль территорий, непосредственно прилегающих к объектам, с помощью приборов и систем дистанционного контроля.

Оповещение и информация населения о террористических актах должна осуществляться по существующей системе оповещения о ЧС и по средствам массовой информации. При наличии достоверной информации о возможных террористических актах население должно быть информировано об этом в кратчайшие сроки и с соответствующими инструкциями о правилах поведения в данной обстановке.

При ЧС, обусловленных крупномасштабными террористическими актами, возможен вывод из строя энергетических систем и соответственно стационарных источников оповещения населения, в том числе и СМИ. Поэтому для оперативного оповещения населения должна быть заблаговременно организована дублирующая система мобильных средств информации на автомашинах.

Подготовка населения к действиям в условиях угрозы либо возникновения ЧС, обусловленной террористическими актами[12] :

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обусловленных террористическими актами, должна осуществляться с учетом особенностей в данной области защиты населения и территории.

В программах обучения, в соответствии со спецификой подготовки групп (категории) населения, должны изучаться такие вопросы, как:

- общие сведения о терроризме, правовая база борьбы с этим социальным явлением; подготовка населения по предупреждению и минимизации последствий возможных террористических актов на данном объекте;

- характеристика среды обитания (места жительства, работы) как объекта возможного террористического акта; действия при наличии угрозы проведения теракта; действия населения при совершении террористических актов различного характера и ликвидации их последствий.

В группах (категориях) руководящего состава органов исполнительной власти и органов управления РСЧС всех уровней должны отрабатываться вопросы организации защиты населения и территорий по различным вариантам возможных террористических актов с учетом тесного взаимодействия с органами управления ФСБ, МВД и других ведомств, задействованных в этой области.

По наиболее актуальным вопросам, касающимся защиты в условиях проведения террористических актов, населению должны даваться рекомендации по правилам поведения в данных ситуациях и проводиться практические занятия[13] .

Инженерно-технические мероприятия по защите персонала объектов, населения и территорий должны проводиться в первую очередь на объектах «критических инфраструктур» (объекты, обеспечивающие безопасность и жизнедеятельность государства), а также на потенциально опасных объектах в основном на этапах их проектирования и размещения с учетом максимально возможного противодействия поражающим факторам, как обычных средств поражения, так и средств поражения на новых физических принципах (лазерное, электромагнитное оружие, компьютерные вирусы). Кроме этого необходимо обеспечить инженерно-техническую защиту особо важных объектов от возможности проникновения террористов непосредственно на объект. Инженерно-технические мероприятия по непосредственной защите территории, зданий и помещений объектов должны соответствовать рекомендациям руководящих документов МВД РФ в этой области; основным положениям других нормативных актов, определяющих порядок и способы оснащения средствами инженерной защиты и охранной сигнализацией проектируемых, строящихся и реконструируемых зданий помещений с учетом методов повышения технической защищенности действующих объектов.

На территории расположения арсеналов, баз и складов Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований в целях обеспечения безопасности хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества, защиты населения и объектов при ЧС природного и техногенного характера (в том числе обусловленных террористическими актами) должны устанавливаться запретные зоны и запретные районы с определенным статусом. Ширина запретной зоны в зависимости от вида хранения имущества может быть от 100 до 400 м. Запретный район шириной не менее 3 км от внешнего ограждения территории военного склада устанавливается только для военных складов ракет, боеприпасов, взрывчатых и опасных химических веществ, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.

В целях повышения оперативности и качества оказания экстренной медицинской помощи, принятия своевременных и неотложных мер при ликвидации последствий террористических актов могут проводиться следующие медико-профилактические мероприятия[14] :

- создание в субъектах РФ медицинских формирований и базовых медицинских учреждений, привлекаемых для оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим при террористических актах, обеспечение данных формирований необходимой медицинской аппаратурой и имуществом;

- подготовка комплексного использования сил и средств скорой медицинской помощи, служб медицины катастроф территориального и ведомственного подчинения для оказания экстренной медицинской помощи пораженным при совершении крупномасштабных террористических актов с разрушением жилья и нарушением жизнеобеспечивающих коммуникаций;

- создание в субъектах РФ в районах расположения радиационно (ядерно) и химически опасных объектов штатных бригад специализированной медицинской помощи постоянной готовности радиационного, токсико-терапевтического и санитарно-токсикологического профиля для проведения профилактики и оказания экстренной медицинской помощи пораженным.

3.2 Мероприятия, проводимые заблаговременно в целях предупреждения террористических актов в режиме повышенной готовности

При наличии оперативных данных о возможности террористического акта в зависимости от его ожидаемого масштаба соответствующие органы исполнительной власти, органы управления РСЧС различных уровней могут проводить следующие мероприятия[15] :

- приведение в готовность органов управления исполнительной власти, органов управления и структурных подразделений министерств и ведомств, осуществляющих борьбу с терроризмом;

- введение при необходимости усиленного режима работы всех органов управления;

- уточнение планирования защиты населения и территорий в зависимости от возможного характера прогнозируемого террористического акта;

- приведение в готовность аварийно-спасательных формирований данного района (региона), в том числе и подразделений медицины катастроф «Защита»;

- усиление режима контроля обстановки.

При прогнозе возможных взрывов осуществляется проверка зданий, сооружений, коммуникаций на предмет фактической закладки взрывных устройств; проверка подозрительных лиц и автотранспорта в районе возможного проведения террористического акта. Кроме того, проводится усиление контроля воздушного пространства вокруг объекта с помощью приборов и средств визуального и технического контроля; ужесточение режима физической защиты объектов и в первую очередь объектов «критических инфраструктур» данного района (региона); усиление режима наблюдения в местах массового скопления людей; при необходимости осуществление информации населения через СМИ о возможности террористических актов в данном районе и рекомендации по его поведению.

Наиболее сложная обстановка может создаться при проведении террористических актов, связанных с взрывами в жилых зданиях и в местах массового скопления людей - на выставках, вокзалах, ярмарках, стадионах, рынках, в крупных магазинах и т. д.

Вариант последовательности проводимых мероприятий по защите населения и территорий может быть следующим:

Действия дежурных органов управления различных служб и ведомств (УВД, ФСБ, ГОЧС):

- получение информации о проведении теракта от пострадавших или очевидцев события, как правило, органами УВД соответствующего уровня;

- передача информации от органов УВД дежурным службам ФСБ, ГОЧС, подразделениям медицины катастроф «Защита», прибытие на место проведения теракта оперативных групп УВД (ФСБ, ГОЧС) и проведение определенных мероприятий под общим руководством представителя ГОЧС: экспресс-оценка обстановки - характер теракта, наличие пострадавших, потребность в экстренной медицинской помощи, наличие (возможность) радиоактивного, химического загрязнения (заражения), взрывов и пожаров, потребность в силах и средствах для ликвидации ЧС;

- информация руководства УВД, ФСБ, ГОЧС, медицины катастроф «Защита» о данной ЧС;

- принятие решения о мерах по ликвидации ЧС имеющимися силами и средствами;

- начало ликвидации ЧС - проведение спасательных работ и оказание первой медицинской помощи пострадавшим, тушение пожаров, проведение других неотложных работ.

Действия ОШ (ОГ) ГОЧС по ликвидации ЧС:

- уточнение обстановки;

- уточнение решения по ликвидации ЧС;

- уточнение задач имеющимся силам, обеспечение прибытия дополнительных сил и средств, постановка им задач;

- при необходимости оповещение (информация) населения об обстановке и основных правилах поведения в создавшейся обстановке;

- постановка задач вновь прибывшим подразделениям спасателей, организация взаимодействия, обеспечение управления всеми силами и средствами;

- ликвидация последствий ЧС: организация экстренной медицинской помощи пострадавшим, их эвакуации по необходимости;

- прекращение (минимизация) возможного воздействия различных поражающих факторов - теплового воздействия, ионизирующего излучения, химического заражения;

- локализация аварий на коммунальных сетях, расчистка завалов при обрушении конструкций объектов, поиск и нейтрализация взрывоопасных предметов, проведение мероприятий по обеспечению жизнедеятельности населения, пострадавшего при разрушении жилых зданий.

Мероприятия по защите персонала отдельного объекта, его территории и населения, проживающего вблизи объекта, при проведении там террористических актов осуществляется в той же последовательности, но с учетом наличия на объекте штатных органов управления, штатных и нештатных спасательных формирований ГОЧС.[16]


4. Общегосударственная система противодействия терроризму

Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

Основными задачами в достижении указанных целей являются[17] :

- выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;

- выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;

- привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

- пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции;

- постоянное совершенствование ОГСПТ, поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий;

- обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств - критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей;

- противодействие распространению идеологии терроризма, осуществление активных пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности.

Общегосударственная система противодействия терроризму (ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов.

ОГСПТ, в силу возложенных задач, призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов.

Формы и методы противодействия террористическим проявлениям определяются сложной социально-политической и военной природой терроризма.

Субъектами ОГСПТ являются уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также отдельные граждане, оказывающие содействие органам государственной власти в осуществлении мероприятий в данной сфере.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации.

Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную основу противодействия терроризму на федеральном уровне.

Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по противодействию терроризму в пределах своих полномочий.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и осуществляют на территории субъекта Российской Федерации, деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму осуществляет Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в субъектах Российской Федерации осуществляют антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации (АТК).

В целях организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК функционирует Федеральный оперативный штаб (ФОШ), а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации – оперативные штабы субъектов Российской Федерации (ОШ).

Для противодействия террористическим угрозам, направленным против российских граждан и учреждений за рубежом, в том числе военных и важных государственных объектов, организации и проведения неотложных действий по реагированию на угрозы террористических актов при дипломатических представительствах создаются кризисные штабы.

При возникновении новых угроз террористических актов в законодательном порядке могут создаваться и иные организационные структуры по противодействию терроризму.

Необходимыми условиями эффективности ОГСПТ являются постоянное и активное участие в противодействии терроризму администрации предприятий, учреждений, а также граждан, общественных объединений, иных институтов гражданского общества и координация их деятельности с субъектами ОГСПТ.

Основными направлениями деятельности системы противодействия терроризму являются[18] :

- силовое противодействие терроризму;

- устранение внутренних источников терроризма;

- противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников;

- снижение тяжести последствий террористических атак;

- мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.

Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям[19] :

- профилактика терроризма;

- борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);

- минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов ОГСПТ, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям: организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма; совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений; усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

Борьба с терроризмом – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по: выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности; раскрытию и расследованию преступлений террористического характера. Организация борьбы с терроризмом требует комплексного подхода к анализу источников и субъектов террористической деятельности, четкого определения функций и зоны ответственности каждого субъекта борьбы, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации построения и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых, следственных подразделений на основе внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы.

Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач: недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов); своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация; минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы; восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).


Заключение

Изучив такое явления, как терроризм и рассмотрев мероприятия по защите от террористических актов, мы пришли к следующим выводам:

Терроризм - это совокупность насильственных актов- покушений, взятий заложников - которые совершаются политической или криминальной организацией (мафией) в целях воздействия на лидеров своей или чужой страны. Другое определение обозначает - терроризм как один из вариантов тактики политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия.

Суть терроризма - насилие с целью устрашения.

Субъект террористического насилия - отдельные лица и не правительственные организации.

Объект насилия - власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан (в том числе иностранцев, или госслужащих иных государств). Кроме того - частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Цель насилия - добиться желательного для террористов развития событий - революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти[20] .

Обязательное условие терроризма - резонанс террористической акции в обществе.

Оставшийся незамеченным или засекреченный теракт утрачивает всякий смысл.

Общественный резонанс на террористический акт необходим террористам для изменения общественных настроений. Теракты воздействуют на массовую психологию. Террористические организации демонстрируют свою силу и готовность идти до конца, жертвуя как собственными жизнями, так и жизнями жертв. Террорист громогласно заявляет, что в этом обществе, в этом мире есть сила, которая ни при каких обстоятельствах не примет существующий порядок вещей и будет бороться с ним до победы, или до своего конца.

При этом террористы склонны называть себя солдатами, партизанами, диверсантами в тылу противника, бойцами за веру - моджахедами.

Угроза терроризма стала модной темой задолго до взрывов в Буйнакске, Волгодонске, Москве, Беслане. Этот термин превратился в мощное политическое оружие, потому как нет режима, который был бы застрахован от терроризма, Это явление касается как диктатур, так и демократических государств.

Уже практически настал период, когда вооруженная борьба будет носить совершенно новый характер, без открытых крупных военных столкновений. Захват чужих территорий, а тем более их удержание станет необязательным и ненужным. Массированные воздействия на человека будут осуществляться качественно новыми средствами поражения, в том числе и не в последнюю очередь биохимическими, геофизическими, физическими и др.

Если борьба с международным терроризмом есть одно из направлений политики безопасности, она требует координации этой политики государств, как на национальном, так и на региональном и международном уровне – в этом смысле принципа неделимости безопасности[21] .

«Суверенные» односторонние действия государств в плане укрепления своей национальной безопасности или в «целях самообороны » в контексте борьбы с терроризмом – борьбы международной по своему характеру и масштабу – будут прямо или косвенно способствовать привнесению элемента геополитики в эту сферу. А это будет играть на руку тем же террористам.

Борьба же с терроризмом в целом представляет собой[22] :

1) антитеррористические оборонительные меры по предотвращению терактов, сдерживанию террористов и нанесению решительных ответных ударов против них вплоть до физического уничтожения;

2) активные контртеррористические наступательные действия по предотвращению террористических акций.

Вместе с тем, в то время как борьба мирового сообщества с международным терроризмом находится лишь на начальной стадии своей системной организации, сама террористическая угроза приобретает все более зловещие формы: ядерный терроризм, биотерроризм, химический терроризм, информационный терроризм. К сожалению, приходится признать, что организация международной борьбы с терроризмом пока значительно отстаёт от организации международной террористической деятельности.

Предстоит системная работа экспертов, учёных, политиков и, главное, необходимо активное участие в этой работе простых людей. Военная, т.е. «силовая работа » должна теперь быть дополнена не силовой – в широком смысле профилактической работой.

Ожидаемое принятие всеобщей Конвенции о борьбе с терроризмом, несомненно, станет ещё одним важным этапом в деле системного противодействия терроризму.

Однако в этом деле есть свои «подводные камни» и «подводные течения». И как представляется, самая большая сложность заключается не только в определении терроризма – единого и общего для всего мирового сообщества, - но и в определении того, кто виноват в терроризме и что делать против него.


Список использованных источников и литературы

I. Нормативно-правовые акты:

1. Федерального закона «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 2.

2. Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.98 № 130-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 1999. № 15.

3. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22.09.95 № 151- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 17.

4. Указ Президента Российской Федерации от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» // Собрание законодательства РФ. 2006. № 5.

5. Постановление правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005 № 335).

II. Литература:

1. Авдеев Ю.И. Особенности современного международного терроризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // Российская Федерация сегодня. 2008 - № 20.

2. Антонян Ю.М. Терроризм. - М.,1998.

3. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении - М., 2000.

4. Васильев В. Терроризм: прогноз на завтра. - М., 1999.

5. Воробьев Ю.Л. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. - М., 2003.

6. Гринин А.С., Новиков В.Н. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. - М., 2000.

7. Грозовский Г. Л. Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона. - СПб., 2001.

8. Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // Знание-сила. 2002 - № 12.

9. Денисов В.В., Денисова И.А. Безопасность жизнедеятельности. - М. - Ростов-на-Дону, 2003.

10. Емельянов В.М., Коханов В.Н. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2004.

11. Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм. - М., 1998.

12. Замковой З.И. Ильчиков В.Г. Терроризм глобальная проблема современности. - М., 1996.

13. Кравчек Н.А., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. - М., 2003.

14. Ляхов Е.Т. Политика терроризма. - М., 1997.

15. Матвеев А.В., Коваленко А.И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуация мирного и военного времени. - СПб., 2007.

16. Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. - М., 1999.

17. Фалеев М.И. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2001.

18. Федоренко В.М., Плотников П.В. Организация работы органов управления ГО при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени. - М., 2000.

19. Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния. - М., 2000.

20. Хлобустов О.М. Госбезопасность от Александра I до Путина: 200 лет тайной войны. - М., 2005.

21. Хлобустов О.М. Современный терроризм: состояние и перспективы. - М., 2000.

22. Черемисов Н.С., Якушин Г.В. Терроризм - угроза жизни и безопасности. - СПб., 2005.


[1] Антонян Ю.М. Терроризм. - М.,1998. С. 7.

[2] Ляхов Е.Т. Политика терроризма. - М., 1997. С. 23.

[3] Авдеев Ю.И. Особенности современного международного терроризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // Российская Федерация сегодня. 2008 - № 20. С. 13.

[4] Гушер А.И.Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // Знание-сила. 2002 - № 12. С. 36.

[5] Денисов В. В., Денисова И.А. Безопасность жизнедеятельности. - М. - Ростов-на-Дону, 2003. С. 54.

[6] Фалеев М. И. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2001. С. 84-86.

[7] Гринин А.С., Новиков В.Н. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях. - М., 2000. С. 71.

[8] Воробьев Ю.Л. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций. - М., 2003. С. 48.

[9] Матвеев А.В., Коваленко А.И. Основы организации защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуация мирного и военного времени. - СПб., 2007. С. 191-194.

[10] Михно Е.П. Ликвидация последствий аварий и стихийных бедствий. - М., 1999. С. 102-104.

[11] Федоров С.Г. Терроризм: реальность сегодняшнего состояния. - М., 2000. С. 64.

[12] Кравчек Н.А., Миронов С.К. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. - М., 2003. с. 89.

[13] Емельянов В.М., Коханов В.Н. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. - М., 2004. С. 74.

[14] Грозовский Г.Л. Чрезвычайные ситуации и гражданская оборона. - СПб., 2001. С. 22.

[15] Федоренко В.М., Плотников П.В. Организация работы органов управления ГО при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени. - М., 2000. С. 236-238.

[16] Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении - М., 2000. С. 77.

[17] Васильев В. Терроризм: прогноз на завтра. - М., 1999. С. 15-17.

[18] Хлобустов О.М. Современный терроризм: состояние и перспективы. - М., 2000. С. 60.

[19] Замковой З.И., Ильчиков В.Г. Терроризм глобальная проблема современности. - М., 1996. С. 43.

[20] Черемисов Н.С., Якушин Г.В. Терроризм - угроза жизни и безопасности. - СПб., 2005. С. 105.

[21] Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм. - М., 1998. С. 21.

[22] Хлобустов О.М. Госбезопасность от Александра I до Путина: 200 лет тайной войны. - М., 2005. С. 55-57.