Курсовая работа: Исследование уровня зависимости авторитарности личности командира на эффективность управления подразделением

Название: Исследование уровня зависимости авторитарности личности командира на эффективность управления подразделением
Раздел: Рефераты для военной кафедры
Тип: курсовая работа

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ЗАВИСИМОСТИ АВТОРИТАРНОСТИ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ

Курсовая работа


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА

1.1 Особенности военно-профессиональной деятельности

1.2 Особенности профессиональной деятельности командира

2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТ АВТОРИТАРНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

2.1 Авторитет в воинском коллективе

2.2 Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

2.3 Регулирование дисциплины подразделения с помощью авторитарности командира

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Глубокие изменения в идеологии нового российского общества привели к изменениям в ценностно-смысловой сфере личного состава Армии и Флота. На смену ценностям советского патриотизма и пролетарского интернационализма, преданности КПСС и всему советскому народу, классовой ненависти к врагам Родины приходят ценности гуманизма и либерализма. Такие глубокие социальные изменения привели к изменениям в содержании социально-психологических явлений в войсковых частях и воинских подразделениях. Появились новые критерии эффективности личности и деятельности командира, изменилось мотивационно-ценностное ядро выбора передовых военнослужащих, наполнилось новым содержанием внутригрупповое единство подразделений, изменились показатели успешности воинской службы, претерпели изменения боевые установки, сложились новые значения и смыслы военной службы. Научная разработка проблем авторитарности командиров, и ее влияние на эффективность работы подразделений очень важна в теоретическом и практическом отношении. Разработка ее должна способствовать успешному выполнению задач, поставленных Верховным Главнокомандующим и Правительством РФ по повышению эффективности и качества всех сторон деятельности Вооруженных Сил РФ, по укреплению обороноспособности страны и защите Отечества.

Степень разработанности а особую важность проблемы авторитарности командного состава указывали видные государственные и военные деятели Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.И. Драгомиров, С.О. Макаров, М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский и другие. Изучение феномена авторитета проводились не только с точки зрения социальной психологии, но и психологии управления, психологии личности. На современном этапе развития военной психологии проблемой авторитета в различных сферах деятельности занимались военные педагоги и психологи В.К. Луценко, Н.Е. Бойков, Н. Кайзеров, Л. Павлов, А. Першин, В. Бдовюк, С. Ильин. В.В. Стрежнев (1965), А.И. Китов (1974), Э.П. Утлик (1975;1996), Е.С. Алехнович (1978), О.В. Томашко (1978).

Актуальность проблемы, степень ее научной разработанности и несомненная практическая значимость обусловили выбор темы, цель и основные задачи исследования.

Цель данной работы разработать научно обоснованные рекомендации командованию и отделам воспитательной работы по целенаправленному и эффективному формированию авторитарности командиров подразделений, выполняющих разнотипные служебные задачи и комплектующихся на основе положений современной Военной Доктрины.

В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы являются:

1. Выявить основные психологические компоненты, составляющие структуру авторитета командира подразделения. 2. Определить ведущие личностные качества, обеспечивающие формирование авторитета командиров подразделений и разработать программу их развития. 3. Установить зависимость авторитета от способа комплектования подразделения, ведущего вида воинской деятельности, современных социально-психологических условий личного состава. 4. Сформулировать социально-психологическую модель авторитета командира подразделения и на её основе предложить рекомендации старшим начальникам по управлению процессом его формирования.

Теоретико–методологическая основа. Применялись следующие методы: теоретико-методологический; анализ литературных источников; эмпирические методы: эксперимент; наблюдение; изучение и анализ независимых характеристик; контент-анализ.

Эмпирической базой исследования послужили официальные данные органов Федеральной службы государственной статистики России, материалы монографических работ, текущих публикаций в периодических изданиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников, приложений. Во введении обосновывается актуальность данной темы, определяется цель и основные задачи исследования. В первой главе «общее понятие личности командира» приводятся основные аспекты анализа управления подразделением, выявляются основные проблемы, поставленные перед исследованием. Во второй главе «зависимость эффективности управления от авторитарности руководителя подразделения» говорится о непосредственном влиянии данного типа управления на эффективность работы подчиненных.

В заключение делаются краткие выводы о взаимодействии дифференциации доходов и инфляции в условиях рыночной экономики.

Список использованных источников содержит 9 наименований.


1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ КОМАНДИРА

1.1 Особенности военно-профессиональной деятельности

Военная служба является видом человеческой деятельности, обладающим не только высокой социальной значимостью, но выходящим за пределы обыденного, связанным с особыми условиями. Вооруженная защита отечества во все времена считалась почетной обязанностью и долгом каждого гражданина. При этом армия всегда рассматривалась как единица общества, поэтому в ней находят отображение все социально – экономические и политические процессы, которые происходят в обществе, а так же закономерности международной обстановки. Конец 20го начало 21 характеризуются возникновением целого ряда очагов военной напряженности, которые связанны не с проблемами во взаимоотношениях между государствами, а с усилением международного терроризма. Поэтому и в 21 веке существует необходимость вооруженной защиты страны, а следовательно, военно-профессиональная деятельность сохраняет свою высокую социальную значимость.

Военно-профессиональная деятельность – это деятельность по защите Отечества. В ней можно выделить многочисленные компоненты. В первую очередь это два основных вида: деятельность в боевых условиях ( боевая деятельность) и деятельность в обычных (мирных) условиях. Рассмотрим данные виды деятельности подробнее:

Боевая деятельность — это активность военнослужащих по достижению целей вооруженной борьбы. Следует отметить, что боевая деятельность весьма специфична по своим целям и задачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содержанию[1] . Она имеет свои психологические закономерности, определенную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывают влияние ряд факторов: военно-политический, военно-технический, идеологический и психологический, вид оружия, руководство коллективом, проводимая в бою воспитательная работа, боевая и психологическая подготовка личного состава.

На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огромными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего психического и физического напряжения всех сил военнослужащих.

Как было сказано выше, любая человеческая деятельность имеет свои мотивы. Боевая деятельность не является исключением. Если говорить о мотивах начала боевых действий на уровне государства, то основной причиной здесь практически всегда является возникновение реальной угрозы целостности и безопасности страны. В свою очередь, ведение боевых действий предполагает проявление определенной активности со стороны конкретных людей (военнослужащих). Вместе с тем деятельность людей в боевых условиях (боевая деятельность военнослужащих) имеет свои побудительные мотивы, к числу которых относятся: потребности, чувства, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения и т. д.[2]

Бесспорно, важнейшей потребностью в бою является стремление человека выжить. Это нормальная, генетически обусловленная потребность в самосохранении. Однако у разных людей она может проявляться по-разному и может иметь различные последствия как для конкретного человека, так и для его социального окружения.[3] Например, один человек активно и целенаправленно овладевает боевой техникой и современными приемами ведения боя, поскольку понимает, что в бою больше шансов выжить у того, кто лучше подготовлен. В то же время другой человек в боевой обстановке стремится избегать опасных ситуаций, старается укрыться за спинами своих товарищей, т. е. проявляет трусость.

В то же время следует задуматься над следующим вопросом: если потребность в самосохранении является биологически целесообразной, очень сильной и вполне разумной, то почему история человечества знает тысячи примеров самопожертвования, что заставляет людей жертвовать собой во имя спасения других? Дело в том, что человек, являясь социальным существом, обладает не только биологическими, но и социальными потребностями, которые в структуре иерархии потребностей, как вы уже знаете, занимают более высокое положение. Следовательно, боевая деятельность людей обусловливается не столько биологическими, сколько социальными потребностями.

Важнейшим социальным мотивом боевой деятельности военнослужащих является защита своей Родины, своей семьи, своих близких. Именно этот мотив побуждал тысячи людей в годы Великой Отечественной войны жертвовать собой во имя общей победы. Данный мотив по своему характеру социален: он не возникает у человека с момента рождения, а формируется в процессе его воспитания и социального развития, проявляется в различных поступках, отражается в мировоззрении и убеждениях. Поэтому обязанность каждого офицера состоит в воспитании у своих подчиненных патриотических чувств, в формировании у них готовности выступить на защиту Родины.[4]

Как известно, любая деятельность преследует определенные цели. Посредством боевой деятельности военнослужащие добиваются достижения ближайших и более отдаленных целей. Ближайшая цель боевой деятельности может заключаться в точном исполнении своих обязанностей, связанных с задачей, поставленной перед отделением, расчетом, экипажем, взводом. Отдаленная цель боевой деятельности — разгром врага, достижение полной победы над ним.

Достижение целей в бою протекает в специфических условиях, отражающих характер войны в целом, — в опасной, полной неожиданностей и сильных воздействий обстановке. Поэтому боевая деятельность — это сложная форма целенаправленного взаимодействия между военнослужащими и боевой обстановкой. Добиваясь осуществления целей в бою, военнослужащим необходимо считаться с боевой обстановкой, учитывать ее вероятные изменения, преодолевать отрицательные влияния, максимально и творчески использовать оружие, знания, навыки, умения, боевые качества. Выполняя свои обязанности, военнослужащий вынужден мысленно предвидеть возможный ход и результат своих действий, сравнивать их с тем, что было задумано, следить за обстановкой, контролировать свое поведение.[5]

Следует отметить, что в любой деятельности изменение условий обусловливает «запуск» адаптационных механизмов, которые обеспечивают приспособление к изменившимся условиям деятельности. Боевой деятельности тоже свойственны свои адаптационные механизмы, но в то же время полной адаптации к условиям боя никогда не наступает, поскольку человек не в состоянии привыкнуть к постоянной угрозе его жизни. Рано или поздно в боевых условиях должен произойти срыв адаптации, причем у одних людей это происходит очень рано, а у других значительно позднее. Данное обстоятельство связано не только с условиями, в которых оказался индивид, но и с его личностными особенностями. Поэтому в процессе боевой подготовки командиры всех степеней обязаны формировать у подчиненных те личностные качества, которые обусловливают успешность деятельности в экстремальной обстановке. К их числу прежде всего следует отнести эмоционально-волевую устойчивость, толерантность (устойчивость) к стрессу, морально-нравственную нормативность и др.

Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, предъявляют повышенные требования к моральной и психологической готовности личного состава частей и подразделений при достижении целей вооруженной борьбы. Поэтому особенно актуальным является выявление психологических условий эффективности и надежности боевой деятельности военнослужащих. Для военной теории и практики важно знать, как влияет война, бой на психику людей, как управлять их поведением в условиях боевой деятельности, предупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психологических моделей современных боевых действий.

Другой вид военно-профессиональной деятельности — это деятельность в обычных, мирных условиях. На первый взгляд она вряд ли существенно отличается от той деятельности, которой человек занимался до призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту. Но такое мнение ошибочно[6] . Молодой человек, призванный для прохождения действительной военной службы, поступивший в военно-учебное заведение или изъявивший желание служить по контракту, прежде всего вынужден отказаться от привычных стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы. Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли, желаний воле другого человека — командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора. Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязательность выполнения распорядка дня и т. п.).

Другой особенностью деятельности военнослужащих является постоянная готовность выполнить свое профессиональное предназначение в любое время и в любых условиях, в том числе и при непосредственном риске для жизни, что само по себе вызывает определенное психологическое напряжение. По сути, военно-профессиональная деятельность в мирное время — это деятельность, связанная с подготовкой к участию в боевых действиях. Она предполагает изучение боевой техники, овладение приемами ведения современного боя, формирование готовности применить полученные знания в бою.

Также следует отметить, что психологическое напряжение обусловлено и отрывом молодого человека от привычного социального окружения (семьи, друзей и т. п.), адаптацией к новому коллективу, ограничением жизненных перспектив, некоторой «информационной блокадой». Следует подчеркнуть, что с призывом на военную службу у молодого человека происходит изменение режима дня и системы питания, увеличиваются физические нагрузки, что в целом обусловливает перестройку энергетических и обменных процессов.

1.2 Особенности профессиональной деятельности командира

В структуре современных Вооруженных сил офицер является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества профессиональной подготовки офицерского состава.[7]

Профессиональная деятельность современных офицеров весьма разнообразна. С одной стороны, это обусловлено сложной структурой Вооруженных сил, наличием различных воинских специальностей, с другой — с развитием человеческого общества происходит усложнение самой воинской службы. Сегодня военнослужащему уже недостаточно иметь хорошее физическое развитие, он еще должен обладать и определенными знаниями, без которых невозможно грамотно эксплуатировать военную технику, а, следовательно, одержать победу в современной войне. В военно-профессиональной деятельности офицера можно выделить несколько основных направлений: управление деятельностью воинского коллектива; воспитание и обучение личного состава подразделения (части); постоянное совершенствование своих профессиональных навыков и знаний. Рассмотрим данные направления профессиональной деятельности офицеров более подробно.

Военное управление — это направленное воздействие командира на личность военнослужащего, воинский коллектив или отдельные социально-психологические процессы, происходящие в нем, с целью изменения его состояния или придания ему новых качеств, способствующих реализации решений и достижению намеченных целей[8] . На практике способность офицера управлять воинским коллективом проявляется в умении решать задачи, стоящие перед подразделением или частью. Как известно, победа в современном бою может быть достигнута лишь усилиями всего коллектива. Способность мобилизовать личный состав подразделения, нацелить военнослужащих на достижение намеченной цели, своевременно принять верное решение, обеспечивающее достижение успеха в бою, — именно в этом проявляется мастерство управления воинским коллективом.

Современная военно-профессиональная деятельность требует от офицера систематического совершенствования управленческих навыков. Еще М.Н. Тухачевский говорил, что нельзя одинаковыми методами и в одинаковой последовательности распоряжаться в разных условиях1. Поэтому одной из основных задач подготовки офицерских кадров является обучение искусству управления людьми в самой сложной и динамичной боевой обстановке.

Следует отметить, что совершенствование управленческих навыков офицера невозможно вне развития его личности, без постоянной работы над собой, без стремления добиться высот профессионального мастерства. Это обусловлено тем, что овладеть искусством управления может лишь тот, кто обладает хорошо развитым мышлением, кто умеет трезво оценить достигнутое и грамотно спланировать перспективы. Как показывают исследования, процесс творческого сознательного мышления командира протекает последовательно и состоит из нескольких этапов. На первом этапе офицер пытается выделить главные признаки ситуации, на втором — распознать ситуацию путем сопоставления выделенных признаков с имеющейся информацией, на третьем — выработать варианты решения на основе прогнозирования ситуации, на четвертом — оценить оптимальные варианты решения задачи, стоящей перед подразделением, с позиции нравственности и ответственности и на пятом, заключительном, этапе командир принимает окончательное решение.

Следует отметить, что принимать правильные управленческие решения офицеру помогает не только высокий уровень развития мышления, но и интуиция. Интуиция в сочетании со смелостью и ответственностью дает командиру возможность принимать адекватные решения в самой сложной обстановке. Анализ многочисленных боевых ситуаций времен Великой Отечественной войны показал, что среди успешно проведенных операций доля рискованных управленческих решений весьма велика и составляет около 60% от их общего числа. При этом следует иметь в виду, что интуиция не имеет ничего общего с решением, принятым наугад. Интуиция строится на основе глубоких знаний и склонности к творчеству.

Сегодня существуют определенные приемы решения сложных интеллектуальных задач, связанных с управлением. К числу таких приемов относятся следующие:

• не пытаясь вспомнить готовое решение, нужно углубиться в анализ проблемной ситуации;

• стремясь найти решение проблемной ситуации, нельзя забывать, что одни исходные данные приближают человека к решению, а другие могут удалять, поэтому следует правильно дифференцировать имеющуюся информацию[9]

• необходимо отвлечься от конкретных условий и рассмотреть проблему в целом, что позволит сформулировать промежуточную гипотезу. Затем следует вновь вернуться к заданным условиям, соотнести их с гипотезой и найти решение проблемы;

• при наличии ограничений, навязываемых формулировкой задачи, желательно обдумать вариант решения без ограничений, а затем внести коррективы с учетом факторов, налагающих данные ограничения;

• размышляя над проблемой, следует спрогнозировать трудности, которые обязательно встретятся при решении данной задачи, и быть готовым к их устранению.

Следует отметить, что процесс самосовершенствования офицера заключается не только в развитии управленческих навыков. Так, офицер должен не только уметь принимать решения, но и на практике самостоятельно выполнять определенные учебные и боевые задачи. Очень часто от уровня развития профессиональных умений и навыков командира зависит успех деятельности всего подразделения. Например, успех артиллерийской батареи при стрельбе с закрытой огневой позиции в значительной степени обусловливается согласованностью действий всего личного состава: номеров расчета, связистов, водителей. Но конечный результат усилий всего личного состава артиллерийского подразделения зависит от уровня профессиональной подготовки командира батареи, который на основе точных математических расчетов осуществляет управление огнем.

Суть данного примера справедлива не только для артиллерии, но и для других родов войск современных Вооруженных сил. Таким образом, офицер действительно является центральной фигурой военно-профессиональной деятельности, поэтому в обязанности каждого офицера входит постоянное совершенствование своей военно-профессиональной подготовки.

Не менее значимым направлением профессиональной деятельности офицера является обучение и воспитание личного состава. Молодой человек после призыва в ряды Вооруженных сил или поступления на военную службу по контракту оказывается не только в новых для себя социальных условиях, но и сталкивается с необходимостью овладеть значительной по объему незнакомой информацией. При этом от качества усвоения данной информации зависит успешность дальнейшей профессиональной деятельности военнослужащего. Следует отметить, что за обучение военнослужащих ответственность несет непосредственно командир подразделения, поэтому в его обязанности входит и организация учебного процесса.

Не вызывает сомнения тот факт, что усложнение боевой техники требует совершенствования организации учебного процесса в подразделении. Следовательно, командир обязан не только обладать определенными педагогическими знаниями, но и навыками педагогической работы. Кроме того, следует отметить, что командир обязан не только заниматься обучением личного состава, но и осуществлять воспитание своих подчиненных, формируя у них готовность в любой момент выступить на защиту Отечества.

Таким образом, военно-профессиональная деятельность офицера весьма многогранна и многоаспектна, что предъявляет жесткие требования к уровню его профессиональной подготовки и к его личностным качествам.


2. ЗАВИСИМОСТЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТ АВТОРИТАРНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

2.1 Авторитет в воинском коллективе

Авторитет- это своеобразная форма взаимоотношений. Под авторитетом принято понимать социально психологическое влияние одного человека (или группы лиц) на других людей, например руководителя на подчиненных, учителя на учеников, командира на солдат, коллектива на личность вышестоящего органа на подчиненную организацию и т.п.

В каждом воинском коллективе, как правило, есть несколько авторитетных людей. Они являются своеобразными носителями духовного, нравственного богатства коллектива, его силы. В научной литературе говорится, что авторитет бывает должностным, моральным и профессиональным. Должностной авторитет - это воздействие командира на коллектив властью, данной ему должностным положением. Моральный авторитет - это проявление нравственных, духовных качеств лидера. Человек, обладающий им, как правило, пользуется доверием подчиненных, их уважением. Профессиональный авторитет присущ, скажем, офицеру или прапорщику, в совершенстве владеющему своей специальностью, всем комплексом порученного дела. Процесс становления авторитета проходит определенные стадии:[10] • воздействие внешних факторов; • проявление желания подражать начальнику; • подтверждение собственного авторитета. Исключительная роль принадлежит авторитету командира в армии, которая по своему предназначению и по специфике организации немыслима без подчинения. В наше время роль командира-единоначальника еще больше возросла. Современный бой требует небывалого напряжения всех физических и духовных сил военнослужащих, высочайшей оперативности в принятии необходимых решений. В этих условиях твердая воля командира, его мастерство, организаторские способности, умение влиять на умы и сердца подчиненных имеют огромное значение. В социальной психологии в последние годы наметилась классификация руководителей групп (коллективов) в связи с их авторитетом и стилем руководства. Различаются, в частности, руководители: авторитарного, демократического, либерального стилей. Однако полное и правильное представление о типичной личности руководителя нельзя получить без учета степени его авторитетности, во многом определяемой базовыми - морально-психологическими, профессионально-деловыми и организаторскими качествами. Более точной представляется следующая классификация руководителей: • истинно авторитетный, сочетающий черты единоначалия и демократичности;[11] • преимущественно авторитарный; • преимущественно либеральный; • псевдоавторитетный. Отмечая личные качества, от которых зависит истинный авторитет офицера, прапорщика, следует особо выделить его способность в критическую минуту сложной боевой или служебной обстановки своевременно принять обоснованное решение и, не допуская колебаний и возражений, проводить его в жизнь. Большую роль здесь играет проявление им твердости, целеустремленности и настойчивости, сильной воли, умения потребовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих обязанностей, приказов и распоряжений, вдумчивости, стремления понять психологию коллектива и каждого солдата и сержанта, трезвая оценка удач и ошибок и извлечение для себя урока на будущее. Важно также, чтобы офицер умел учитывать опыт, знания подчиненных. Все это обеспечивает ему успех в деятельности и истинный авторитет среди воинов. Абсолютное большинство наших офицеров, прапорщиков благодаря высокому уровню военно-технической и психологической подготовки успешно руководят воинскими коллективами. Они пользуются у подчиненных истинным, непререкаемым авторитетом. Вместе с тем жизнь показывает, что некоторые, особенно молодые офицеры, прапорщики, не имеющие порой достаточных знаний и опыта руководства людьми, допускают серьезные ошибки. Встретившись в работе с трудностями, они нередко становятся на путь завоевания ложного авторитета, или псевдоавторитета. Некоторые их виды мы рассмотрим ниже. Псевдоавторитет подавления. Его сущность состоит в стремлении начальника путем демонстрации превосходства в правах держать подчиненного в постоянном напряжении перед возможностью наказания. Понятно, что каких-либо объективных социально-экономических и политических предпосылок для существования подобного авторитета в нашей армии нет. Но даже единичные его проявления приносят огромный вред, поскольку они порождают отчужденность между начальником и подчиненными, стимулируют формирование у одних воинов чувства личной приниженности и трусости, у других - чувства протеста и неуважения к руководителю. Псевдоавторитет расстояния. Выражается в стремлении руководителя всегда держать подчиненных на определенной дистанции, как можно реже и только официально общаться с ними, быть для них малодоступным. Сторонники такого авторитета стремятся закрепить его путем создания искусственных, бюрократических барьеров между собой и подчиненными, установления для себя различного рода привилегий, искусственного выделения из коллектива, самовозвеличивания.[12] Псевдоавторитет чванства. Чванливый руководитель формально или подчеркнуто снисходительно относится к подчиненным, не вникает в их нужды и запросы. Всем своим видом, позой, напускной важностью он унижает подчиненных, подчеркивая исключительность своей персоны. Как правило, такие люди особенно нетерпимо относятся к критике. Псевдоавторитет педантизма. Отдельные начальники создают в части, подразделении целую систему ненужных условностей, искусственно насаждаемых мелочных традиций и стремятся превратить эти условности в самую суть требовательного отношения к людям. Все это порождает атмосферу мелочного педантизма, постоянных, не согласующихся с требованиями устава и здравым смыслом мелких придирок, заставляет людей в повседневном быту испытывать неуверенность в своих действиях, скованность, напряженность. Бывают, например, случаи, когда отдельные командиры стремятся внести искусственную, не предусмотренную уставами регламентацию, расписать до мельчайших подробностей всю жизнь части или подразделения, каждый шаг подчиненных. Псевдоавторитет резонерства. В стремлении завоевать авторитет отдельные офицеры пытаются показать себя всезнающими и досаждают своим подчиненным бесконечными поучениями и назиданиями. Не считаясь с тем, что подчиненным ясна суть той или иной нравственной, житейской или служебной ситуации, такие начальники стремятся всегда вести длинные, нудные разглагольствования, искренне полагая, что эти нотации и есть главное средство воспитания. Псевдодемократический авторитет имеет также свои разновидности. Это авторитет «рубахи-парня» или авторитет подкупа, посула. Отдельные молодые офицеры, прапорщики полагают, что они могут завоевать авторитет и уважение своих подчиненных попустительством, снижением требовательности. Жизнь показывает, что свое искреннее уважение и, любовь военнослужащие питают к высокотребовательным, а вместе с тем заботливым и внимательным командирам и начальникам. Авторитет как любое явление общественной психологии динамичен. Он может развиваться, усиливаться, а при определенных условиях, наоборот, снижаться и даже совсем утрачивать силу. При этом жизнь показывает, что легче сохранить и упрочить сложившийся авторитет, чем заново восстановить утраченный. В солдатской среде авторитет во многом зависит от энтузиазма офицера, прапорщика, его умения работать с подчиненными. Авторитет офицера, прапорщика необходим для успешного решения задач боевой подготовки. Ведь чем больше авторитет командиров и начальников, тем полнее используются возможности повышения уровня руководства войсками, повышения боеготовности подразделений, частей. Старшим начальникам необходимо вовремя указывать офицеру (прапорщику) на ошибки в его действиях и поведении, которые подрывают его авторитет. Укрепить его, безусловно, может доброжелательная и честная критика со стороны старших товарищей. Очень плохо, что некоторые старшие начальники проходят мимо недостатков того или иного офицера, прапорщика, не помогают преодолевать их. Авторитет офицера, прапорщика - это результат их упорного труда, собственное развитие личных качеств, знаний и умений плюс помощь старших начальников.[13]

Борьба за авторитет — это целенаправленная деятельность по разъяснению личному составу значимости службы, роли руководства, мастерства, опыта и других качеств офицера. Борьба за авторитет — это постоянная работа командира (начальника) над собой, самовоспитание качеств, необходимых для обучения и воспитания воинов. Это создание в подразделении здорового эмоционального отклика на все начинания руководителя, предупреждение негативных реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение. Вся эта сложная, важная и чрезвычайно нужная работа проводится командирами тем более успешно, чем в большей степени они учитывают ее социально-психологический аспект, чем квалифицированнее они опираются на знания военно-психологической науки.


2.2 Особенности психологии взаимоотношений у военнослужащих

Система внутриколлективного общения — это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т.д. Средством общения служит взаимный обмен информацией между воинами (ее сообщение и восприятие).

Общение характеризуется: предметом и содержанием (тем, о чем и что именно говорится); способом передачи информации (устная речь, письмо, использование неречевых средств — мимика, жесты); согласованным, единым, одинаково понимаемым языком (в том числе и условным, искусственным — переговорная таблица, список условных наименований и сигналов). Общение, как и всякая другая форма активности людей имеет свои мотивы. Мотивы общения — явления межличностного, взаимного порядка, потому что стремление к общению с одной стороны должно встретить аналогичное стремление другой или хотя бы благожелательный отклик.

Акт общения является эффективным, если процесс сообщения, восприятия и интерпретации информации привел к взаимопониманию: не произошло существенной потери информации и она истолкована в том смысле, какой был ей придан с самого начала, а также правильно были поняты мотивы общения. Общение — явление сложное, и не всегда эффективность его высокая. Чем выше уровень развития коллектива, тем эффективнее общение между его членами. В общении вырабатываются единые взгляды, формируются взаимоотношения, навыки взаимодействия и совместной деятельности и другие элемент коллективной психологии.

Психология коллектива, то есть общественное мнение, настроение, традиции, взаимоотношения, не имеет самостоятельного, обособленного существования. Она выступает в психологии индивида, принадлежащего к данной группе. Однако индивидуальное, свойственное только данному человеку, и то, в чем выражена, психология коллектива, не всегда совпадают. Степень расхождения зависит от меры принадлежности данного человека коллективу, от силы связи с ним. Иногда, не умея выделить индивидуальное по поступкам отдельных воинов, делают неверное обобщение о коллективе в целом.

Первостепенными по значимости в жизни и деятельности коллектива являются идеологический по своей сущности элемент морального единства воинов и вытекающие отсюда общие позиции по конкретным актуальным вопросам. Идейное единство личного состава достигается в результате сближения индивидуальных взглядов. По мере упрочения коллектива воины во все большей степени становятся единомышленниками, что и является главным источником общих мотивов для коллективной деятельности.

Идейное единство воинов подразделения находит свое выражение в коллективных мнениях по вопросам, имеющим существенное значение в жизни и деятельности личного состава. Предметом коллективного мнения могут быть, например, конкретное общественное событие, задача боевой подготовки, поступки отдельных членов коллектива, условия службы. В зрелом коллективе всегда существуют и действуют твердые коллективные взгляды и мнения по таким вопросам, как необходимость постоянной боевой готовности, укрепления воинской дисциплины. Зрелый воинский коллектив характеризуется активным отношением ко всем требованиям службы, уважением к командирам и начальникам, ответственным и заинтересованным участием в общественных делах. Все это — коллективные мнения.

Мнение коллектива по определенному предмету или явлению представляет собой известную степень согласия во взглядах и в отношениях воинов. В сплоченном, дружном коллективе индивидуальные мнения обычно быстро достигают высокой степени согласия и преобразуются, по существу, в единое мнение. Совокупность основных коллективных мнений, которые четко определились и являются устойчивыми и активными, характеризует направленность воинского коллектива, его общую позицию по отношению к актуальным вопросам военной службы. Это — ядро морального состояния коллектива.[14]

Командиру важно знать содержание и качество коллективных мнений, существующих в подразделении: по каким проблемам позиции определились и сблизились, в какой мере они соответствуют задачам повышения боеготовности подразделения и воспитания воинов, какие мнения находятся в стадии формирования, как идет сам процесс консолидации взглядов и отношений, какую роль играют в этом процессе отдельные члены коллектива.

В зависимости от степени единства и согласия в динамике общественного мнения воинского коллектива различают три его основные стадии: диффузное, поляризованное и единое коллективное мнение.

Диффузное мнение — это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них затрудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.

Поляризованное мнение имеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Это состояние может иметь негативные последствия, конфликт.

Единое коллективное мнение характеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции.

2.3 Регулирование дисциплины подразделения с помощью авторитарности командира

Термин «дисциплина» привычно употребляют в различных науках, в повседневном обиходе, не встречая особых трудностей в толковании. Между тем можно привести примеры того, что он трактуется по-разному, в него явным или неявным образом вкладывается различное содержание.

Так, если А.С. Макаренко настоятельно проводил мысль о том, что дисциплина – это цель и результат деятельности, то скажем, М. И. Калинин видел в ней средство.

Инструментальный подход к дисциплине сформулировал в начале XIX века генерал Г. Жомини[15] .

С первого появления в русском языке, слово «дисциплина» соседствует с «порядком», что, очевидно, должно свидетельствовать об их синонимичности. Между тем дисциплина определяется как «соблюдение порядка». Когда к существительному «дисциплина» добавляется прилагательное «строгая», то это словосочетание явным образом предполагает, что всякое ненормативное действие становится объектом воздействия. Всё сказанное обязывает принять определенную точку зрения на явление и сущность дисциплины.

«Жизнедеятельность человека проходит в двух главных сферах: предметная деятельность и общее как специфический вид деятельности. Научные исследования и исторический опыт говорят о том, что в деятельности и общении существует определенный целесообразный порядок, то есть дисциплина»[16] .

Отсюда исходным пунктом в научном понимании дисциплины служит её отношение к нравственным принципам, корпоративным нормам и нормам права, предназначенным для социальной ориентации деятельности и поведения граждан. Социальная ценность их активности, достигаемая благодаря соблюдению требований правовых норм, норм корпоративных организаций и моральных правил, является первым важнейшим результатом дисциплины. Второй её результат - внутренняя упорядочённость действий, организованность общения и других контактов между людьми. Следовательно, дисциплина является особым качеством эффективной деятельности, состоящим в ее нравственно-правовой нормативности, внутренней структурно-технологической упорядоченности и социально-психологической организованности.

Ключевым звеном психологического момента дисциплины является авторитарность командира. Его компетентность и желание, энергия и последовательность в решении вопросов дисциплины обуславливают развитие и эффективность индивидуальных и групповых основ. При этом искусство дисциплинарного управления – это умение реализовывать все дисциплинарные функции , как организаторские, так и управленческие.

При всей значимости дисциплинарные функции командира не надо абсолютизировать, видя в них альфу и омегу воинского порядка. Они занимают свое место в системе диспилинирования и должны гармонично сочетаться с другими ее звеньями, дополнять, корректировать, учитывая закономерности, свойственные этой системы в целом. Если руководитель из лучших побуждений берет на себя все функции дисциплинарной системы, то результатом обычно становится дезорганизация всей системы, лишение ее одного из ценнейших свойств – саморегуляции. По общему правилу, чем выше уровень индивидуальной и коллективной дисциплины, тем меньше нагрузка на властные дисциплинарные функции. Дисциплинарные функции начальника относятся его внутренним управленческим задачам.

1. Непрерывный инструментальный мониторинг (отслеживание) и оценка динамики дисциплинированности военнослужащих и подразделений с учетом решаемых задач, меняющихся условий службы вообще и дисциплинарных в особенности. Это позволяет контролировать основные тенденции и своевременно прогнозировать благоприятные и нежелательные перемены. Эта работа включает не столько учет поведенческих параметров состояния дисциплины (пресловутая дисциплинарная «статистика"), сколько тестирование мотивационных и характерологических компонентов дисциплинированности, уровня нормативной компетентности личного состава, а также сформированности коллективно-групповых механизмов дисциплины.

2. Диагностика стартового уровня дисциплины молодого пополнения, оценка индивидуального стиля и опыта нормативного поведения, полученного до службы, прогнозирование дисциплинарной перспективы, определение необходимости, содержания и методики ранних психокоррекционных мероприятий. Как видно, это - специальная задача, конкретизирующая и обогащающая процесс изучения молодых воинов.[17] Ее решение позволяет целенаправленно организовать дисциплинирование с первых же дней службы и исключить многочисленные ошибки работы вслепую, которые ведут к необратимым последствиям в дисциплинарном воспитании и в развитии личности.

3. Психологическая экспертиза планируемых и оценка эффективности реализуемых мероприятий по укреплению дисциплины, анализ повседневной дисциплинарной деятельности офицерского и сержантского состава. Особое внимание психологи уделяют тому, насколько психологически грамотно ведется эта работа, какие психологические проблемы находят в ней свое решение, какие остаются незатронутыми и, возможно, даже усиливаются, а то и порождаются психологически некомпетентными действиями. Осуществляется накопление опыта психологической подготовки крупных дисциплинарных мероприятий. Осуществляется экспертиза дисциплинарных систем подразделений и части в целом.

4. Систематическая индивидуальная и групповая (в составе штатных подразделений) психокоррекция - специальная работа военного психолога с военнослужащими, склонными к игнорированию норм воинского поведения, и подразделениями, где имеются трудности в поддержании уставного порядка. Для этой работы от психолога требуется известная специализация и опыт в организации и проведении дисциплинарно ориентированного психологического тренинга.

5. Психологическая экспертиза грубых дисциплинарных проступков, всякого рода происшествий и несчастных случаев в целях выявления и оценки вероятных психологических причин и условий, а также оценки психологических последствий этих событий. В ряде случаев нужна также разработка мероприятий по ликвидации негативных влияний указанных событий на состояние дисциплины как отдельных военнослужащих, так и коллективов.

6. Срочная индивидуальная психологическая помощь военнослужащим, находящимся в состоянии стресса из-за тех или иных дисциплинарных событий, прежде всего, их дисциплинарных проступков, а также различных конфликтов, неблагоприятного климата подразделения и других обстоятельств, которые могут привести к серьезным беспорядкам, расстройству нормативной регуляции поведения отдельных воинов и коллективов.

7. Психологическая - текущая и перспективная - рационализация обстановки жизни и деятельности личного состава, имеющей дисциплинарное значение, в том числе распорядка дня, оборудования и обустройства рабочих мест, боевых постов, содержания и структуры учебного процесса, караульной и внутренней служб и т.д. путем приведения их в соответствие с законами психологии вообще и нормативного поведения в особенности.


Заключение

Командиры и их заместители по воспитательной работе должны четко видеть взаимосвязь, различия и взаимообусловленность таких понятий, как дисциплина и дисциплинированность. Это даст им возможность правильно определять свое отношение к поведению подчиненных, вырабатывать способы воздействия на них, организовывать весь сложный комплекс управляющих действий по поддержанию и укреплению дисциплины.

Авторитарность командиров находится в прямой зависимости от их авторитета, отражает воздействие командира на подразделение, а авторитет- это своеобразная форма взаимоотношений. Под авторитетом принято понимать социально психологическое влияние одного человека ( или группы лиц) на других людей, например руководителя на подчиненных, учителя на учеников, командира на солдат, коллектива на личность вышестоящего органа на подчиненную организацию и т.п.

Командиру важно знать содержание и качество коллективных мнений, существующих в подразделении: по каким проблемам позиции определились и сблизились, в какой мере они соответствуют задачам повышения боеготовности подразделения и воспитания воинов, какие мнения находятся в стадии формирования, как идет сам процесс консолидации взглядов и отношений, какую роль играют в этом процессе отдельные члены коллектива


Список использованных источников

1. Абдурахманов Р. Военная психология. М.: МПСИ.-2008 .-894 С.

2. Анцупов А., Ковалев В. Конфликты в подразделениях, основные способы их предупреждения и разрешения // Ориентир. - 2002. - № 2.

3. Буранов С. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе // Ориентир. - 2004. - № 7.

4. Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир и подчинённые. М.: Воениздат, 1986.- 423 с.

5. Гурин В. Социально-психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления // Ориентир. - 2001 - №7.

6. Жомини Г. Очерки воинского искусства. М.: Воениздат, 1939. Т.1.-156.

7. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология М.: Питер. - 2006 г.-457.

8. Кулаков В.Д. Воинский коллектив и дисциплина. М., 1976.-354 С.

9. Маклаков А. Военная психология М.: Питер.-2007 .-256С.

10. Урбанович А. Современная военная психология М.: Харбест 2003 345 С.


[1] Маклаков А. Военная психология М.:Питер.-2007.- С.146

[2] Гурин В. Социально-психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления // Ориентир. - 2001 - №7

[3] Маклаков А. Военная психология М.:Питер.-2007.- С.148

[4] Маклаков А. Военная психология М.:Питер.-2007.- С.149

[5] Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология М.: Питер .-2006 г. С. 280

[6] Урбанович А. Современная военная психология М.: Харбест. – 2003.-С.156

[7] Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир и подчинённые. М. : Воениздат,.- 1986 С.154

[8] Абдурахманов Р. Военная психология. М. : МПСИ.-2008. С 11

[9] Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология М.: Питер .-2006 г. С 156

[10] Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология М.: Питер .-2006 г. С. 51.

[11] Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология М.: Питер .-2006 г. С. 173

[12] Абдурахманов Р. Военная психология. М.: МПСИ.-2008 С. 14

[13] Маклаков А. Военная психология М.:Питер.-2007 С 256.

[14] Жомини Г.. Очерки воинского искусства. М.: Воениздат, 1939. Т.1 С. 58

[15] Г. Жомини. Очерки воинского искусства. М.: Воениздат, 1939. Т.1. С. 61

[16] Варваров В.И., Мерзляк Л.Е. Командир и подчинённые. М. : Воениздат, 1986. С.120

[17] Кулаков В.Д. Воинский коллектив и дисциплина. М., 1976.- с.21