Реферат: Эстетическое воспитание

Название: Эстетическое воспитание
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат

Содержание

1. Предмет эстетики. Структура эстетического знания. Функции эстетики

2. Структура эстетического знания

3. Эстетическое и его основные формы

4. Возникновение, социальная сущность и основные правила этикета

5. Специфика эстетического воспитания

Список используемой литературы


1. Предмет эстетики. Структура эстетического знания. Функции эстетики

Слово эстетика – греч. происхождения, в переводе означающее «имеющий отношение к чувственному познанию». Термин эстетика вошел в науку в сер. ХУШ в. впервые его употребил немецкий философ А. Баумгартен для обозначения нового раздела философии. Это слово закрепилось в философской терминологии и уже с ХУШ в. эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрасного», либо «философию искусства». У эстетиков появился свой собственный предмет изучения. Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и…), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства. О людях, чутких к красоте, мы говорим, что они наделены эстетическим чувством. Сам процесс подобного восприятия мы называем эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание. Т.о. эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явлениям действительности. Всевозможные эстетические отношения, возникающие у человека (соц. группе, об-ва) к действительности, можно отнести к общему понятию «эстетическое». Природу эстетического изучает наука эстетика. Исследование эстетического предполагает анализ наиболее общих характеристик, присущих прекрасному, возвышенному, трагическому и т.п. Кроме того природы порождения этих явлений в сознании человека, в эстетических восприятиях, представлениях, идеалах, взглядах и теориях, а также природу эстетических ценностей. Одним из основных вопросов, входящих в круг изучения эстетики, является искусство. Эстетика исследует общие закономерности развития искусства, проявляющиеся в различных его видах. Она изучает и сам процесс художеств. творчества, а также процесс худож. восприятия искусства и т.д. Искусство существует лишь в социально-коммуникативной системе «художник – искусство – публика» или «художеств. Творчество – искусство – художественное восприятие». В предмет эстетики как науки включаются такие проблемы, как «художник», «художественный язык»» художественное восприятие», «художественная оценка», «художественный вкус» и др. Перечисленные проблемы и их включение в предмет эстетики обязывает нас рассмотреть взаимосвязь «художественного» и «эстетического».

Понятие «художественное» имеет отношение к искусству, деятельности художника, к восприятию искусства, к оценке произведений искусства и т.д. Но есть эстетические явления, ценности, процессы не обладающие художественным характером, например, эстетическое восприятие природы, поведения, бытовой сферы, утилитарных форм человеческой деятельности. «Художественное» следует рассматривать как прилагательное от существительного «искусство». Художественная потребность – это потребность в искусстве; художественная оценка – это оценка искусства; художественное творчество – это создание искусства, художественное восприятие – это восприятие искусства и т.д.

Художественное, как имеющее отношение к искусству является видом эстетического как рода; художественная деятельность – вид эстетической деятельности, художественное – вид эстетического. Категория эстетического характеризует всю широту и многообразие прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного с их модификациями в природной и социальной среде, в искусстве и в утилитарных видах деятельности. Мы не знаем ни одного художественного явления (музыкального, литературного, живописного),которое бы не обладало эстетической природой, не было бы прекрасным или безобразным. Позитивно эстетическим или негативно эстетическим и др., но мы знаем эстетические явления, которые не обладают художественной породой (красота флоры и фауны, физического облика человека, неорганические предметы и т.д.).

Эстетика изучает и ценностное отношение человека к действительности (прекрасное, безобразное, сатирическое, трогательное, юмористическое, трагическое, комическое, возвышенное и др.). Кроме того, эстетика исследует закономерности эстетической деятельности общества, закономерности эстетического освоения действительности человеком и т.д. Анализ эстетической деятельности позволяет понять, как человек творит, создает прекрасное в жизни и как он потребляет (воспринимает) его.

Другими словами, эстетика изучает субъекты творчества и восприятия (художник, публика, соавтор, импровизатор, исполнитель, критик), объекты творчества и восприятия, средства, процессы и результаты эстетического творчества и восприятия. Т.о., рассмотренные нами вопросы и составляют предмет эстетики. Эстетика – философская наука, она родилась в недрах философии и сохраняет с нею тесную связь. Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства, а также эстетического отношения человека к миру. Эстетика, став самостоятельной наукой (вт.пол. ХУШ в.) продолжает брать основные методологические положения из философии. Эстетика связана со многими общественными, философскими, гуманитарными науками. Эстетика тесно связана с этикой.

Нравственный момент входит в само существо эстетического отношения человека к действительности. Взаимоотношения людей – это основа любого художественного произведения. Эстетика выступает методологической основой и для ряда новых наук, выделившихся из нее: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения. Эстетика – это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства.

2. Структура эстетического знания

Эстетика – целостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая 3 основные раздела: - о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.); - о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории); - о природе эстетической деятельности и ее видах (худож. конструирование или дизайн, худож. творчество, эстетическое воспитание.). Структура эстетического знания предполагает и наличие сложной системы эстетических категорий и понятий. Эстетические категории – узловые понятия в истории освоения человеком действительности по «законам красоты». В них запечатлены основные типы эстетического отношения человека к окружающему миру, обобщены существенные эстетические свойства предметного мира. К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и т.д. Помимо эстетических категорий, к структурным элементам эстетики как науки относятся эстетические понятия, которые не имеют столь широкого смысла и значения. В одних случаях эстетические понятия отражают определенные стороны основных эстетических категорий (например, красивое, гармоничное, со- вершенное – проявление эстетической категории «прекрасное»), в других – характеризуют оттенки эстетических свойств, эти понятия не имеют обобщающего значения (например, чудесное, прелестное, великолепное – прекрасное; печальное, скорбное, горестное – трагическое и др.). Все категории и понятия эстетики тесно между собой взаимосвязаны, между ними существует логическая связь и соподчиненность. Эстетика как система знания включает и эстетические законы. Эстетические законы- это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др. Т.о. эстетика представляет собой систему законов, категорий, понятий, исследование которых и раскрывает ее содержание. Никакая наука не возможна без своего метода познания; одним из методов эстетики является историзм. Идеи историзма пронизывают данную науку. Принцип историзма – потребность адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние – как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Другой метод эстетики – структурализм. Например, структурализм дает возможность рассмотреть художественный процесс как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных.

Рассмотрение предмета и структуры эстетики дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая. Эстетика нужна художнику. Она является мировоззренческой основой для его творческой деятельности. Художник может интуитивно применять законы эстетики, не постигнув их в теоретической форме, а получив из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руководствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества. Непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или стихийно реализуется В образах. Как правило, творчество и осмысление его законов идут рука об руку. Аристофан,Леонардо да Винчи, Шекспир, Мольер, Гете, Шиллер,Достоевский, Пушкин, Толстой, Франко не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн. Эстетика направляет развитие искусства, в этом ее огромное значение. Эстетика сказывается и на творчестве художника. Знание ее законов способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык. Эстетика несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и законами развития эстетического, познакомиться с различными эстетическими концепциями и др. В этом раскрывается познавательная функция эстетики. Человек с развитым эстетическим сознанием глубже воспринимает искусство, которое доставляет людям одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение. Об этом говорил А.С.Пушкин «Над вымыслом слезами обольюсь». Без эстетики нет художественной образованности, а без художественной образованности нет наслаждения искусством. Эстетика способствует формированию определенных эстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстетических ценностей, способствует выработке ценностных представлений, которыми люди руководствуются в своей практической деятельности.

Т.о. эстетика играет воспитательную роль в жизни общества. Также эстетика выполняет и методологическую функцию. Она раскрывает основные принципы познания эстетических объектов, определяет путь их исследования. Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и модельеру, проектирующему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, т.к. освоение и преобразование мира ими осуществляется по законам красоты. Строитель всегда должен творить и по законам сопромата. И по законам красоты; участник карнавала – по законам комического; человек, хоронящий близкого – по законам трагического; а совершающий подвиг – по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе человека, ни осмыслены без эстетики и ее категорий. Эстетика входит в труд, в художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, созидающее начало, способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.

3. Эстетическое и его основные формы

1. Эстетическое отношение. 2. Эстетические категории. Очевидно, каждый человек не раз в жизни встречался со словом «эстетическое». Оно вошло в наш повседневный обиход и кажется привычным и понятным. Но так ли это на самом деле? Мы говорим «эстетическое поведение», «эстетика труда», «эстетизация предметной среды» и т.п. Чтобы прояснить сущность всех оттенков смыслов, которые мы вкладываем в понятие «эстетическое» необходимо проникнуть воображением в самые истоки человеческой цивилизации. Человек живет в очень разнообразном мире. Но всегда ли человек воспринимал этот мир красочным, изменчивым и удивительным. Это далеко не так. Эстетическое отношение – это ценностное отношение к окружающему миру. Эстетическое означает тип отношения человека к действительности, которое есть ценностное, оценочное, личностное, индивидуальное, чувственное. В процессе реализации этого отношения осуществляется оценка личностью форм бытия, которые она воспринимает посредством своих чувств. Субъектом эстетической оценки могут выступать личность, социальная группа (семья. Коллектив) общество и человечество в целом. В мировую сокровищницу эстетических ценностей попадают лишь те, которые удовлетворяют общечеловеческие потребности духовного освоения действительности. Эстетическое развитие человека означает степень его освобождения от природной необходимости. Это не означает, что эстетическое развитие заменяет человеку сон, еду, одежду и т.д., так называемые витальные потребности. Однако эстетически развитая личность удовлетворяет потребность, скажем в пище иначе, чем эстетически неразвитая. Для эстетически развитого человека, даже очень голодного, важна не только сама пища. Но и ее вид. Место удовлетворения голода, способ еды и т.п. Эстетическое развитие общества показывает историческую меру гармонии природного и социального, ту степень духовного бытия общества, когда чувственная потребность может быть удовлетворена без прямого физического обладания предметом, например, ощущение радости от общения с другом, удовлетворение от прочитанной книги, восторг от увиденной картины. В этом смысле И. Кант называл эстетическую деятельность бесполезной, т.е. не приносящей прямой утилитарной выгоды. Эстетическое – характеризует человеческую чувственную сторону всемирно-исторической практики, снимающее противоречие между свободой и необходимостью человеческого труда. Деятельность, к которой человек ощущает интерес. Становится для него не только способом заработка средств к существованию, но и способом самореализации, самоутверждения, где человек проявляется как свободная и уникальная, неповторимая личность. Осмысление основных типов эстетического отношения к действительности отразилось в основных эстетических категориях: Прекрасное. Безобразное, возвышенное. Низменное. Трагическое. Комическое. Одновременно человечество выработало несколько понятий, которые отобразили механизм формирования и развития эстетического отношения как на уровне общества. Так и на уровне личности: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, эстетический вкус. Эстетическая оценка…..

4. Возникновение, социальная сущность и основные правила этикета

Этикет представляет собой совокупность правил поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к человеку (поведение с окружающими, форма обращения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Слово «этикет» французского происхождения, в переводе означает «ярлык, этикетка, церемониал», т.е. порядок проведения определенной церемонии. Этикет носит конкретно-исторический характер. Каждое общество, каждая культура отличается своими правилами поведения, системой норм, своими представлениями о прекрасном и безобразном. В культуре поведения, в этикете сохраняются традиции, обычаи людей, которые представлены в традиционных формах общения: обращении, приветствии и т.п. Так, например, уважительное отношение к женщине мы встречаем у всех народов, это идет еще с древних времен, с периода матриархата, когда существовал культ женщины-праматери: ей дарили цветы, украшали, отождествляли с первоосновой всего сущего – землей. Перед женщиной снимали шляпы, вставали при разговоре с ней, уступали ей место, уделяли Внимание. Эти правила связаны не только с рыцарским этикетом и преклонением перед прекрасной дамой в средние века, а восходят к более древним временам. Сегодня они не изменились, т.к. относятся к общечеловеческим правилам. Возникновение этикета было связано также с достижениями в сфере материальной и духовной культуры, с появлением излишков в производстве, что вело к возникновению разнообразных аксессуаров, предметов быта, одежды, которые бы удовлетворяли потребности в передвижении, еде, одежде и т.п.Если, например, человек удовлетворяет чувство голода при помощи ножей и вилок, если их много и каждая пара имеет свое назначение, то это означает, что новые формы и способы удовлетворения голода связаны с развитием не только духовной культуры человека, но и материальной культуры производства в данной сфере. Правила этикета имеют и утилитарный характер, они способствуют улучшению организации работы сферы обслуживания, упорядочивают работу транспорта, общественных коммуникаций , а это, в свою очередь, помогает сохранить здоровье, нервную систему, способствует удовлетворению потребностей и др. Кроме исторического, социально-классового характера этикет имеет и национальный колорит, который складывался на протяжении всего периода формирования той или иной нации. Особые черты этикета сложились и у украинского народа. Так, в Украине, как и в других регионах Восточной Европы, всегда господствовало особое уважение молодых к старшим, что, например, проявилось в приветствии. При встрече особо уважаемого человека пожилого возраста молодой брал его руку двумя руками и целовал ее сверху. Такое приветствие считалось особенно почтительным.

В процессе исторического развития изменялись эпохи, складывались новые культуры, но сохранялись общечеловеческие ценности. Созданные предыдущими поколениями: не важное, второстепенное, мелкое отбрасывалось, выявлялось и сохранялось только главное, сущностное. В Этикете сберегались универсальные, общепринятые правила вежливости, такта, корректности, которые облегчали, улучшали и украшали поведение человека. Современный этикет основывается на моральных принципах гуманизма и коллективизма, которые способствуют взаимообщению, взаимопониманию между людьми. Отношения, в основе которых лежит гуманизм и коллективизм,- это отношения доброжелательности, уважительности, гуманности. Это отношения не эгоистические, в которых люди не выделяют свое «Я», не думают только о собственной выгоде, а уважают мысли другого человека, проявляют заботу о ближнем, помогают ему и др. Этикет, в основе которого лежат данные принципы, позволяет думать о том, чтобы уважение к человеку, забота о нем не превратилась в угоду для тех, кто нарушает эти нормы. Сегодня еще нередки случаи, когда нарушение общепринятых норм поведения встречает сочувствие некоторых «гуманистов», забывающих о том вреде, который они наносят чести и гордости других людей. Жалеть пьяного или трезвого хулигана –это означает не жалеть, не любить по-настоящему тех, кому он отравляет жизнь. Принципы гуманизма и коллективизма – составная часть ряда нравственных требований, которые постоянно преломляются в культуре взаимоотношений. Среди них прежде всего следует выделить вежливость, тактичность, скромность, точность. Вежливость – форма взаимоотношений с окружающими людьми (как знакомыми и близкими, так и незнакомыми). Суть вежливости – доброжелательность. Встречая человека, мы говорим «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер». Прощаясь – «до свидания», тем самым как бы надеясь встретится еще раз. Обращаясь к человеку с незначительной просьбой, употребляем выражение «будьте добры».

Понятие добра органически входит в целый ряд общепринятых формул вежливости. Тем самым раскрывается связь настоящей вежливости с гуманизмом в том социальном смысле, которым мы наделяем данное понятие. Иногда в жизни возникают ситуации, когда мы вынуждены иметь дело с людьми, которые по тем или иным причинам не заслуживают уважения, но это не означает, что можно унижать их достоинство, разговаривать с ними грубо, неуважительно. Вежливость нужна даже тогда, когда мы говорим человеку неприятное, даже когда он этого и заслуживает. Близкое вежливости понятие – корректность, которое имеет особый оттенок, позволяющий в разных ситуациях держать себя в рамках общепринятых правил поведения. Конечно, при разных правилах этикета поведение человека зависит от состояния его нервной системы, характера, темперамента. Каждый может оказаться в конфликтной ситуации на службе, в семье, в быту. Иногда конфликт возникает из-за разного понимания одних и тех же явлений нравственной жизни. Причем не всегда люди в конфликте действуют из аморальных соображений, а другие – из моральных. Такой подход был бы очень простым. Бывает и так, когда две стороны действуют из лучших нравственных побуждений, но их разное понимание, обусловленное традициями, воспитанием может вызвать разные оценки одних и тех же событий и поступков. Проявить корректность – значит сохранить достоинство, не опуститься до уровня невоспитанного обывателя.

Требования корректности во взаимоотношениях отвечают интересам всех людей. В служебных отношениях корректность помогает избежать того, что вредит интересам дела. В личных взаимоотношениях она способствует взаимопониманию людей. Тактичность – это чувство меры, которое необходимо сохранять в беседе, в личных неслужебных взаимоотношениях, умение чувствовать грань, переступая которую мы можем незаслуженно обидеть другого человека. Тактичность требует всестороннего учета всех обстоятельств, в том числе и психологического состояния человека, учета своеобразия его как индивидуальности. Тактичность включает в себя умение не замечать упущения другого человека. Тактичный человек не обращается к собеседнику с вопросом, который поставит его в неудобное положение.

Настойчивость, навязчивость, даже если они и вызваны наилучшими намерениями, например, оказать услугу, помочь, вызывают негативную реакцию Чувство меры, которое позволяет выявить уважение к достоинству другого человека и вместе с тем проявить собственное достоинство – вот к чему сводится тактичность. Скромность – неотъемлемая черта культуры взаимоотношений. Скромный человек никогда не считает себя особенной, значительной личностью. Он не отказывается от самооценки, но всегда сопоставляет ее с оценкой других людей. Скромность – это не самоунижение, отказ от достоинства, независимости, самостоятельности в поведении. Скромность человека проявляется в его умении быть самим собой и не играть какой-то Не присущей ему роли. Настоящая скромность не должна опускаться до «зажатости» в поведении, но и не должна быть источником развязности. Органично соединяться с настоящей скромностью чувств собственного достоинства, умение в беседе, в манерах показать, что вы никому не позволите поставить себя в нравственном отношении ниже других. Со скромностью связана простота-качество, которое ни в коей мере не означает отказ от принятых в обществе норм этикета. Разрешить себе фамильярность или в одностороннем порядке перейти «на короткую ногу» с человеком, который занимает подчиненное положение – это совсем не означает простоту во взаимоотношениях. Иногда можно встретиться с таким пониманием простоты, когда духовный мир личности специально сводится до очень низкого уровня. Простота в общении помогает человеку легко, без особых усилий общаться с людьми разного социального и профессионального уровня. Это одно из качеств умения вести себя в обществе. Одно из важных требований культуры взаимоотношений – точность. Точность означает умение ценить свое слово, не бросать его на ветер. Если человек всегда выполняет то, что обещает, если всегда приходит в то время, на которое назначена встреча, значит, на такого человека можно положиться. Точно выполняя требования в деловых и служебных отношениях, в общественной жизни, человек не подведет целый коллектив, не сорвет выполнение важных заданий, не нарушит ритм производственной деятельности. Простота, ясность и точность выражения своих мыслей, умения без особых слов сформулировать то или иное положение, чтобы оно не было двузначным – вот важнейшие условия культуры взаимоотношений.

Вежливость, скромность, простота. тактичность в современном этикете всех стран мира – общепринятые нормы поведения. Вместе с тем нормы могут по-разному проявляться в поведении людей. Поэтому можно говорить о разном стиле поведения. Стиль поведения – это совокупность норм и правил поведения, которые присущи данному индивиду в зависимости от его нравственных, эстетических, политических, профессиональных взглядов, интересов, его жизненной позиции. Стиль поведения зависит и от материальных условий жизни человека, поэтому в нем раскрывается социальная сущность личности. Стиль поведения складывается на протяжении всей жизни и проявляется в общении, речи, поведении человека.

Стиль поведения позволяет сделать вывод об интеллигентности, нравственном и эстетическом развитии человека, о его социальной и профессиональной принадлежности. Стиль поведения проявляется в манерах человека. Слово «манера» в переводе с франц. обозначает способ действия, способы, приемы обращения т.е. переводится почти так же, как и стиль, но относится к характеристике индивидуальных, единичных, отдельных особенностей поведения конкретной личности. Манеры в определенной мере указывают на характер человека и следуют за внешней оболочкой его внутренней природы. Они проявляются в вежливом, приветливом поведении, а настоящая и наилучшая вежливость та, которая опирается на искренность и проявляется в готовности способствовать счастью ближнего. Хорошие манеры, стиль поведения не возникают сами по себе. Большое значение здесь имеет социальная микросреда, полученное в детстве воспитание. Овладеть общепринятыми манерами поведения можно лишь тогда, когда человек в этом искренне заинтересован, когда у него сложились соответствующие потребности, когда он занимается самовоспитанием. Если же человек не задумывается над формой своего поведения, то никакие кодексы, правила, не отзовутся в его душе, не произведут эффективного движения в его поведении. Чтобы быть культурным человеком, этого надо хотеть, к этому надо стремиться. В жизни каждого молодого человека наступает время, когда для него становится важным то, как его воспринимают другие. Он начинает обращать внимание на себя. Т.о., в человеке складывается или уже сложилось представление о себе, о том, каким он хочет быть, какой Цели стремится достичь. На основе собственного опыта в нем безусловно

Сформируется какой-то идеальный образ личности, и при критическом самоанализе он, рано или поздно, поймет, что ему необходимо усовершенствовать свои манеры поведения. Молодежь в своем поведении не может руководствоваться только тем, что считает нормой в молодежной среде, - уже в ее возрасте необходимо усвоить общепринятые нормы общественного поведения. Молодые годы – короткая пора в жизни, но именно в это время человек формируется на всю жизнь. Интерес к вопросам поведения определяется уровнем духовного развития. Этот интерес усиливается, когда человек понимает, что соблюдение правил поведения обеспечивает успех как отдельной личности, так и всего коллектива, всего общества. В условиях современного динамичного развития общества изменения в области правил поведения осуществляются значительно быстрее. Люди Воспитанные, культурные активнее и сознательнее овладевают новыми правилами социальных контактов, возникновение и развитие которых обусловлено не только уровнем международной духовной жизни, но и их глубоким общечеловеческим смыслом. В современном мире сложились общие правила этикета, которые преломляются в разных сферах жизни людей и пронизывают все виды их общения:

1. уметь быть внимательным к людям во всех ситуациях, видеть и замечать все нюансы, проявлять внимание внешними знаками приличия, донося их до каждого;

2. вежливо обращаться с просьбой о какой-либо услуге и самому быть благодарным за услугу;

3. проявлять сочувствие человеку в его неудачах; разделять с ним радость успеха, проявляя это в соответствующих формах. Предлагать человеку свои услуги и помощь в возможных формах;

4. беречь рабочее и свободное время других людей, не тратить его на бессодержательные, пустые беседы и ни в коем случае не заставлять человека ожидать тебя;

5. разговаривать на языке, понятном большинству присутствующих (всем), не допускать перешептывания в присутствии других или же разговора на непонятном для них языке;

6. не смеяться беспричинно в присутствии людей, не давать им повод думать, что вы смеетесь над ними;

7. стараться не замечать физических недостатков других людей, не разглядывать и не расспрашивать человека о них;

8. не допускать никаких угроз по отношению к человеку, в том числе физических действий;

9. быть терпеливым к мыслям других, их вкусам, не допускать унижения достоинства того, чьи вкусы не отвечают вашим;

10. терпеливо выслушивать того, кто говорит, не перебивая его и проявлять интерес к его мыслям;

11. не навязывать собеседнику тему разговора о себе как наиболее интересную, стремиться больше слушать и расспрашивать чем говорить самому;

12. не подчеркивать своего участия в оказанной услуге, какой бы важной она ни была, не требовать взаимной услуги;

13. следить за своим внешним видом, аккуратностью, чистотой, помня,

14. что неряшливость, неаккуратность, неуважение к себе – это форма неуважения к другим людям, пренебрежение его мыслями;

15. не привлекать к себе внимание экстравагантностью своего внешнего вида.

Эти правила выражают общую форму уважения к людям в целом. Но правила могут по-разному проявляться и дифференцироваться в зависимости от конкретных условий, ситуаций и характера общения. Но все это относится только к форме. Содержание во всех случаях должно раскрывать уважение, доброжелательность и внимание к людям. Наиболее важным показателем состояния человека на службе является его душевный комфорт, в создании которого особое место занимает культура служебных отношений, так как каждый работник большую часть своей жизни проводит на работе, в окружении людей, и связан с ними общим делом. Поэтому определенную роль здесь должны играть нормы служебного этикета, который признан регулировать взаимоотношения между людьми, объединенными общим делом. Если этикет включает правила общения всех людей и во всех ситуациях. То правила служебного этикета действуют в более узкой сфере – они определяют порядок поведения работников при исполнении ими профессиональных обязанностей. Служебный этикет диктует нам тот стиль общения, те нормы вежливости, которые способствуют созданию в коллективе здоровой морально-психологической атмосферы.


5. Специфика эстетического воспитания

Цель эстетического воспитания – и, в конечном счете самоцель общественного развития – человек, раскрывший в себе полноту своих сущностных сил, универсальная гармоническая личность. Человек преодолевает отчужденное отношение ко всему в жизни, а значит и отчуждение своей истинной сущности, и сможет относиться к самому себе как к существу универсальному и потому свободному. В наиболее широком смысле эстетическое воспитание понимают как качественное изменение уровня эстетической культуры объекта воспитания, которым может быть как отдельная личность, так и социальная группа и общество в целом. Оно длится на протяжении всей жизни человека, устраняя противоречие в несоответствии между уровнем эстетической культуры человечества обладанием этой культурой (эстетическим опытом) отдельной личностью в каждый конкретный период ее жизнедеятельности.

Содержание эстетического воспитания, его строение противоречивы и многоуровневые. Специфику эстетического воспитания составляют только ему присущие характерные черты: - эстетическое воспитание системно, оно всегда целенаправленно. Способность эстетического отношения человека к миру. Конечный результат связан с формированием личности творческой, самоценной и социально ценной, обладающей высокой эстетической культурой;

1. механизм эстетического воспитания как передача опыта и навыков, приобретенных обществом, причем результативность этого процесса обусловлена всей совокупностью социальных качеств личности и общества;

2. формы эстетического воспитания изменчивы: усложняется по мере его развития и длится постоянно;

3. эстетическое воспитание связано с другими аспектами развития общества: экономические кризисы, социальная неустроенность людей, голод, болезни, бесправие – барьеры на пути сохранения непрерывности эстетического воспитания; эстетическое воспитание предполагает не только освоение правил, эстетических норм, эстетических знаний, но и эстетическая деятельность человека, его участие в процессе эстетического преобразования действительности. Вне общественной системы воспитания эстетическое лишается своей перспективы. В безправовом обществе всегда есть угроза манипулирования общественным сознанием, используя приемы и методы эстетического воспитания. История нашей страны показала, что, декларируя важность эстетического воспитания, государственная политика способствовала созданию объективных обстоятельств, которые определили ненужность высокого уровня эстетического развития личности. Соответственно, уровень эстетического воспитания народа был в большинстве своем крайне низок, и государство, используя средства эстетического воздействия, особенно искусство, формировало мифологизированное сознание, которое искажало адекватное восприятие действительности. Поэтому одной из задач общественного развития демократического государства всегда было создание предпосылок и условий, которые объективно требуют от личности развивать себя эстетически. Эстетическое воспитание вбирает в себя всю систему способов эстетического развития личности, которая определяется всем богатством среды и жизнедеятельности общества. В ней всегда присутствует элемент свободного выбора, и отсутствует навязчивый дидактизм. Поэтому справедливо охарактеризовать процесс эстетического воспитания как один из наиболее демократичных способов духовного развития личности, который реализуется в различных сферах жизни общества. Одной из сфер, а также средством эстетического воспитания является труд , поскольку коренные основы производственной деятельности и в целом труда направлены на выявление и развитие творческо-эстетических задатков личности, неразрывно связаны с изначальными трудовыми навыками, с творческим потенциалом личности.


Список литературы

1. Бычков В. Эстетика. - М., 2003

2. Борев Ю.В.: Эстетика. - М., 2002.

3. Кривцун О.А.: Эстетика - М., 1998.

4. Лосский Н.О.: Мир как осуществление красоты: Основы эстетики - М., 1998.

5.Эстетика. //Под ред. А.А. Радугина - М., 1998.