Контрольная работа: Психологические особенности предпринимательства

Название: Психологические особенности предпринимательства
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: контрольная работа

Содержание

Введение

1. Особенности психологии предпринимательства

2. Предпринимательство как деятельность

3. Психофизиологический подход к исследованию

предпринимательства

4. Предпринимательство как поведение

Заключение


Введение

Предпринимательство как социально-психологическое явление вызывает активный интерес многих зарубежных и отечественных исследователей, потому что одной из его важнейших социальных функций является повышение благосостояния общества.

После многих лет экспериментирования с государственно-бюрократической экономикой наше общество приходит к осознанию давно уже признанного в мире положения о том, что основным двигателем развития и обновления экономической жизни являются инициатива и творчество частного предпринимателя.

Говоря о предпринимателе, мы имеем в виду, прежде всего предпринимателя-производителя, «организатора производства», а не спекулянта-перекупщика. Как по своей функциональной роли в экономике, так и по психологическому складу эти два типа не имеют между собой ничего общего. У первых в качестве ведущего мотива выступает стремление к самостоятельной творческой и созидательной деятельности, у вторых — желание быстро и легко обогатиться.

Одним из стимулов развития предпринимательской деятельности нередко оказываются ситуативные обстоятельства, затрагивающие судьбы отдельных людей, побуждающие их решать свои жизненные проблемы вступлением на путь предпринимательства. Однако значительное число исследователей придерживается мнения, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков – некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В.А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

В настоящее время ни в одной стране мира не существует профессии «предприниматель», несмотря на то, что предпринимательство как занятие существует. Распространенным среди исследователей предпринимательства является мнение, что ему практически невозможно научить. Люди начиная какое-либо дело, обнаруживают, что знания, полученные в процессе обычной учебы, оказываются практически бесполезными, связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием отсутствуют. Кстати, в Гарвардскую школу бизнеса, принимают людей, обладающих предпринимательским типом личности по специальному тесту Мейерса – Бриггса. Остается выяснить, какие именно задатки способствуют проявлению предпринимательских способностей, и тогда появится уникальная возможность выявлять склонных к предпринимательству с раннего детства.

В рамках данной контрольной мы рассмотрим предпринимательство как экономическую деятельность, затронем мотивацию предпринимательства и предпринимательский риск, а также психофизиологический подход к исследованию предпринимательства, и наконец предпринимательство как социально – экономическое поведение. Затем подведем итоги работы которые отражены в заключительной части.


1. Особенности психологии предпринимательства

Один из первых исследователей предпринимательства И.А. Шумптер предположил, что оно помогает развиваться обществу при переходе экономики от одного равновесного состояния к другому. Иными словами, предпринимательство несет функцию разрушения экономического равновесия в обществе.

Если И.А. Шумптер, Дж. Долан и Е. Лидсей считают основной функцией предпринимательства способствование развитию экономики с помощью разрушения экономического равновесия, то И. Керцнер и Р. Кантильон придерживаются обратной точки зрения, считая основной функцией предпринимательства поддержку движения экономики к равновесию. Предприниматель обладает «уравновешивающей силой». При этом в основе предпринимательства лежит созидательный акт открытия новых прибыльных возможностей в условиях неравновесного состояния экономической системы.

Обе точки зрения на функцию предпринимательства в обществе вполне справедливы. Ибо именно последовательная смена функций способствует развитию экономики, разрушающей равновесие, и является мощным фактором этого развития, так как не позволяет экономике ни застаиваться, ни разбалансироваться. Эти функции являются сторонами одно медали – рынка, где главной фигурой выступает предприниматель.

Каждая из функций выполняет свое назначение на соответствующей стадии развития предпринимательской деятельности. Первая – создание рынка для новой продукции. Именно здесь необходимо предпринимательское чутье и превосходство в информации для нахождения неудовлетворенного или потенциального спроса потребителей.

Вторая стадия предпринимательской деятельности наступает, когда новый товар необходим потребителю. Эта стадия связанна с чисто организационными моментами: расширением объема производства, приемом на работу новых людей и т.д.

Главная задача предпринимателя – объединить вокруг себя весь личный персонал, направить его усилия на достижение своих целей. Для этого лидер фирмы должен иметь силу погрузить в свою ценностную среду всех нанятых работников, что ведет за собой рождение особой культуры организации. На этой стадии предпринимательство представляет «социальную архитектуру» - изучающую и создающую «культуру труда» - те неосязаемые и трудно выявляемые элементы, которые, тем не менее, исключительно важны: поведение, ценности и нормы.

В конце концов, наступает третья стадия предпринимательской деятельности. Шумптер назвал ее – вторжение конкурентов. Дело теряет свой предпринимательский новаторский характер. Рынок приходит в равновесие, а предприниматель, не желающий расстаться со свое функцией, начинает искать новые рынки, стремясь вывести рынок их равновесия. Конкуренция в данном случае служит толчком к «процедуре открытия», ибо главное в предпринимателе – это замечать и делать то, что не замечают и не делают другие.

Одна из важнейших особенностей предпринимательской деятельности – предприниматель может одновременно функционировать на различных стадиях по разным товарам и услугам. Так по товару «А» он может находится на первой стадии, а по товару «Б» - уже на третьей. Тем не менее каждый товар и услуга должны вместе с предпринимателем пройти все три стадии.

Таким образом, основной функцией предпринимательской деятельности является развитие общественной экономики путем последовательного приведения ее из неравновесного в равновесное состояние и наоборот.

Распространенным является описание трех типов предпринимателей: поневоле, административный и предприниматель – романтик. Первый из них формировался в среде руководителей советского предприятия и был поставлен в условия обязательного выполнения плановых заданий, не имея для этого достаточных ресурсов. Представители этого типа сохранили качество, основанные на стремлении скорректировать план, получить дополнительные фонды, скрыть реальные ресурсы, завысить цены на продукцию, совершить приписки, брать взятки, и т.д. У них укоренилась привычка ради выполнения одного Закона – Плана, нарушать другой – Кодекс. Объективно обусловленная «виноватость» усиливала зависимость руководителя от покрывающего его «грехи» вышестоящего начальства.

Второй – предприниматель с мандатом. Он начинал действовать на ограниченном стратегическом пространстве (важным для выживания всей системы), «при полной свободе новых комбинаций». Позитивный заметный эффект достигался быстро, но негативные последствия для экономики, природы и общества могли принять затяжной или необратимый характер.

Третий тип – человек, который на свой страх и риск, движимый страстью к самовыражению, осмысленной и творческой работе, занимался внедрением новых комбинаций не по правилам административной системы, а в обход или против них.

2. Предпринимательство как деятельность

В современной отечественной психологии предпринимательство, как правило, рассматривается с позиции традиционного деятельностного подхода. Примечательно, что и значительное число зарубежных работ находится в прямом соответствии с ним.

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она включает в себя цели – будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность; потребности мотивы побуждающие к деятельности; предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а так же условия деятельности.

Единицей деятельности является действие. Оно осуществляется такими средствами и способами, которые, отвечая условиям деятельности, способствуют реализации выбранной цели.

Данное понимание структуры деятельности впервые четко сформулировано в работах Л.Н. Леонтьева и до сих пор поддерживается в отечественной психологии. Рассмотрим отдельные элементы этой структуры. Начнем с цели, или чего хочет добиться, получить или создать человек, и что является предвосхищаемым результатом.

А. Коул считает: «Цель направлена на создание, сохранение или увеличение ориентированной на получение прибыли организационной единицы. Данная единица занимается производством или распределением хозяйственных благ, чтобы добиться денежной или иной выгоды, являющейся мерой успеха, во взаимодействии с внутренней ситуацией в самой организации или с экономическими, политическими и социальными условиями периода, позволяющего значительную степень принятия решений»[1] . Из этого определения следует предпринимательской деятельности – получение «денежной или иной выгоды», что главная цель. Под денежной выгодой понимается прибыль, которая по мнению Д. Вэнса, «в известном смысле содержит в себе такие выгоды»[2] .

Однако «средой» деятельности предпринимателя является, по выражению другого известного американского исследователя Ф. Найта, неопределенность. Необходимость окунаться в нее возникает тогда, когда экономическая ситуация не может быть типизирована на основании прошлого опыта и вероятностный характер событий неизвестен следовательно, человек является предпринимателем, если у него есть готовность к занятию такой деятельностью, при которой само получение прибыли и ее величина будут неопределенным. При этом человек берет на себя конечную ответственность за реализацию своей задачи. В процессе предпринимательской деятельности, по словам И. Шумптера, «при производстве совершенно нового блага, которое в начале надо навязать потребителям хотя бы даром», должна проявиться готовность к получению минимальной прибыли и даже убыткам.

В таких ситуациях проявляется исключительная особенность предпринимателя от капиталиста, которая состоит, по утверждению И. Шумптера, в том, что этот человек отождествляет себя с делом, а не с капиталом. Только предприниматель способен замечать и делать то, что не замечают и не делают другие люди, несмотря на рискованность большинства мероприятий.

Чем же обусловлена предпринимательская цель? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть элемент структуры предпринимательской деятельности, который называется мотивами или внутренними побуждениями к деятельности.

Особое место зарубежные психологи уделяют мотиву достижения. По мнению Д. Маккленанда, мотив достижения успеха каждым отдельным человеком во многом определяет прогресс экономики всего общества. Мотив же избегания неудачи проявляется значительно реже. Очень важная черта предпринимателя – вера в свой успех, а так же ответственность за принятие решений, а также за их реализацию. Мотив соединенный с верой, придает предпринимательству страстность, увлеченность, создает впечатление легкости предпринимательского труда.

И. Шумптер выделяет три предпринимательских мотива. Первый – потребность в господстве, власти влиянии. Она материализуется в накоплении предпринимателями имущества. Второй – жажда победы, стремление к успеху в борьбе с соперником и с самим собой. Третий мотив – радость творчества, которую дает самостоятельное ведение дел.

Отечественные исследователи А.Д. Смирнов, В.Ф. Максимов, Д.Н. Акуленок и др. видят мотивационную структуру предпринимателя так. Во- первых, необходимо острое желание выделиться, проявить себя, удовлетворить здоровое самолюбие. Во – вторых стремиться к независимости. В – третьих, желать принести благо обществу. В – четвертых удовлетворить личные потребности в лидерстве. В – пятых проявить потребность в самовыражении, самоактуализации, которая является отчаянной борьбой за бессмертие. Наиболее ярко выражена такая мотивация у творческих людей, и заключается она в стремлении «оставить после себя след на земле».

Ни в одной вышеперечисленных мотивационных структур не встречается весьма актуальная для белорусских предпринимателей мотивация вынужденного занятия этим видом деятельности в ущерб своим интересам. Назовем ее вынужденной мотивацией обеспечения себя и своей семьи жизненно важными предметами потребления, вызванной нежеланием влачить жалкое нищенское существование.

Чтобы обеспечить реальность воплощения в жизнь любого из вышеперечисленных мотивов, необходим соответствующий доход. В связи с этим В.С. Автономов пишет, что достижение больших прибылей для предпринимателя является необходимым условием для удовлетворения жизненных потребностей, а также символом успеха.

Следующим элементом предпринимательской деятельности является способ и средства достижения цели. Под ними понимаются особые знания, умения, навыки, а также способности и задатки.

Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей – прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения, воспитания.

Дж. Долан и Е. Лидсей определяют предпринимательство как способность к творчеству: «Если вы познаете механизм, подавляющий проявления творческих потенциалов, то поймете, как создать условия для их процветания. Создание ситуаций, максимально развивающих творческую активность, - ключевая проблема предпринимательства и инновационных процессов, равно как и достижение вершин в искусстве». Аналогичное понимание мы встречаем у Р. Макконнэл и Л. Брю, считающих, что «предпринимательство – это особый вид человеческих талантов – предпринимательских способностей».

Способность понимается здесь как одно из качеств личности, обнаруживающееся в быстроте, глубине и прочности овладения знаниями, умениями и навыками, применяемыми в конкретной деятельности. Рассмотрим некоторые точки зрения по этому вопросу.

По утверждению Шумптера, первым основным качеством предпринимателя является развитая интуиция, восполняющая недостаток информации. Автор отмечает, что основная подготовка, специальные знания, способность к логическому анализу могут стать лишь источником неудач. Второе основное качество – сильная воля, помогающая преодолевать не только инерцию собственного и общественного мышления, но и сопротивление среды – традиций, правовых и моральных норм и т.п. наконец, третьим качеством является развитое воображение, помогающее придумывать новые комбинации и снижать степень неопределенности, живущую в сознании каждого предпринимателя.

Предприниматели, по утверждению Б. Карлоф, - творческие, изобретательные, энергичные люди. Часто это незаурядные личности, с трудом вписываются в административно-корпоративную культуру. Они могут строить корабли, учится играть на пианино, создавать компании. В общем, значение их для создания и процветания фирмы невозможно переоценить.

Есть еще два очень важных качества предпринимателя, отмечаемых исследователями. Первое – способность доводить дело до конца, второе – умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач. Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питерс считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания. Ссылаясь на Р.С. Ронстад, они приводят 14 наименований особых предпринимательских умений и знаний.

Вот некоторые из них.

· Ясное понимание предпринимательства. Отделение фактов от мифов.

· Умение давать взвешенные оценки.

· Умение находить нестандартные решения.

· Умение вырабатывать новые коммерческие идеи.

· Умение оценивать перспективность новых идей.

· Знания, необходимые для создания нового дела.

· Умение оценить внешнюю ситуацию.

· Умение оценивать действия с точки зрения этики и морали.

· Умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры.

· Умение получить причитающееся.

По мнению авторов, большинство из перечисленных умений можно выработать у людей, имеющих особые врожденные задатки, что говорит о необходимости первичного отбора на курсы предпринимателей.

Итак, прояснено еще одно понимание предпринимательства как способности, а также необходимость находить людей, обладающих этим редким даром. Во многих странах мира существует специальная государственная политика, поощряющая предпринимательство, и создаются благоприятные условия для его развития. Условия являются одним из компонентов структуры деятельности. Следовательно, переходим к рассмотрению следующего элемента предпринимательской деятельности под которым понимаются обстоятельства, способствующие или не способствующие данному роду занятий.

Чтобы человек проявил себя как талантливый предприниматель, приносящий пользу обществу, недостаточно иметь редкие способности и определенные мотивации. Необходимы благоприятные условия, которые, как питательная среда, взрастят из предпринимательских семян зрелые сочные плоды экономического благосостояния.

По мнению А.И. Агеева, неизбежным атрибутом всяких структурных сдвигов создания новых и роста существующих производств является новаторство.

Новаторство часто идет «рука об руку» с творчеством и изобретательством. Б. Карлоф считает, что предпринимательство имеет много общего с творчеством, которое, в его понимании, состоит в способности интегрировать отдельные элементы знаний в абсолютно новые комбинации.

Чтобы создать что-либо новое, даже в виде идеи, необходимо мыслить определенным образом. Далеко не каждому дано на основе прошлых знаний сконструировать принципиально новую идею, а затем с помощью способностей разрушить стереотипы общественного мышления и претворить свою идею в жизнь.

Итак, отличительными чертами предпринимательства являются самостоятельность, ответственность, рискованность, инициативность, склонность к творчеству, новаторству.

Рассмотрено предпринимательство как деятельность, определена ее структура, выделены основные черты и общественные функции. Это позволяет дать определение предпринимательства с точки зрения экономической деятельности. Предпринимательство – это новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемых предпринимателями, обладающих редкими способностями, позволяющими нести бремя отличительных черт этой деятельности и развивающих экономику функций с целью получения прибыли.

3. Психофизиологический подход к исследованию предпринимательства

Каждый человек способен отождествлять себя с определенным родом деятельности. Так личность заявляет о своей индивидуальности в социуме или принадлежности к какой-либо социальной группе. Собственно предпринимательство можно трактовать как состояние, с помощью которого личность отождествляет себя с данной деятельностью, заявляет о свой индивидуальности и в то же время принадлежности к определенной социальной среде.

Попробуем взглянуть на предпринимательство с точки зрения некоторого специфического состояния человека, отождествляющего себя с этой деятельностью. Для этого вспомним, что его отличительной чертой является риск.

Существует около двух тысяч профессий, каждая из которых обладает определенной долей риска. Риск, подразумевающийся в различных профессиях, связан обычно с угрозой для здоровья и жизни. Сущность предпринимательского риска отличается спецификой.

Люди разделяются по отношению к риску. Одни при осуществлении своей цели испытывают тягу к нему, другие избегают неудачи при выполнении действий и, следовательно, не способны действовать в рискованных ситуациях. Почему же одни люди стремятся к рискованным видам деятельности, в частности к предпринимательству, а другие избегают их? Согласно нейрогуморальной теории существуют люди с повышенной активностью симпатической нервной системы – симпатотоники. Стимуляция симпатического отдела нервной системы позволяет снимать мышечное утомление. Симпатотоники могут долго и много работать, ни испытывая чувства усталости. Достойные представители ярко выраженного «трудового энтузиазма». Стремятся к определенным видам деятельности, поддерживающим их активность.

Предпринимательская деятельность вполне удовлетворяет симпатотоников наличием большого количества напряженной работы с изобилием «пиковых ситуаций».

Известно, что необузданная радости и неадекватное «стремление свернуть горы на своем пути» не всегда приводят к благоприятному исходу. Необходимо испытывать чувство надежности, уверенности в себе. Такие ощущения позволяют брать на себя ответственность, самостоятельно принимать оптимальные решения в любых опасных ситуациях которыми изобилует предпринимательская деятельность. Чувство надежности определяется нейропептидным обменом, в частности содержанием эндорфина и других гормонов, по действию сходных с морфием, в крови человека. Именно людям, испытывающим чувство надежности, дано стать хозяевами любой опасной ситуации, а следовательно и хозяевами своей судьбы, а не наоборот.

Экспериментально установлено, что эндорфины по действию конкурируют с морфием. Они позволяют испытать эйфорию, окрашивая жизнь положительными эмоциями и снимая тревогу. Эндорфины оказывают заметное влияние на поведение и мотивацию. Например, они подавляют рефлексы избегания опасности, активизируют память и психическую деятельности и повышают сопротивляемость к стрессам.

Итак, привычное для предпринимателей погружение в неопределенности приносит прибыль, а так же приятные ощущения, что вместе доставляет удовольствие. Однако большинству людей не дано испытать такого рода удовлетворение, если неожиданно они попадут в среду неопределенности, так как вместо радости испытают страх, чувство беспомощности и одиночества.

Наличие риска в предпринимательской деятельности обуславливает частые стрессы, возникающие от действия чрезвычайных раздражителей. Они де приводят к напряжению адаптационных механизмов организма. Согласно Г. Селье, наблюдающийся при стрессе адаптационный синдром имеет три фазы. В фазе тревоги происходит мобилизация сил организма; на стадии резистенции – увеличение сопротивляемости к воздействию внешних раздражителей; в фазе истощения – болезни, приводящие к смерти. Можно предположить, что успешные предприниматели функционируют в основном на первой и второй фазах достаточно известными сейчас являются данные о том, что дольше всех живут люди достигшие успеха в жизни. На первом месте – духовенство, на втором – успешные предприниматели. Очевидно, что люди не способные к предпринимательству, при первых же попытках заняться этим родом деятельности терпят неудачи и «отсеиваются», так как попадают в третью фазу адаптационного синдрома, где организм начинает давать сбои из-за истощения нервной системы.

Можно предположить, что предпринимательство – это особое состояние, выраженное интегральным комплексом эмоциональных ощущений, вызванных специфическим балансом нейрогуморальных регуляторных механизмов, а также повышенной сопротивляемостью организма к стрессам.

4. Предпринимательство как поведение

Предпринимательское поведение является социально-экономическим.

Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков человека, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения, и обмена материальных и духовных ценностей.

Можно предположить, что предпринимательское поведение обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличии потребности и удовлетворяющей ее ситуации.

Степень свободы выбора, которую позволяют себе успешные предприниматели, заставляет предположить, что данный тип людей обладает значительно меньшим количеством фрустрирующих личность установок, чем другие. Область сознательного представлена здесь значительно в более широком диапазоне. Известно, что невозможно добиться успеха, если поведение неадекватно ситуации. Чтобы быть «везучим», необходимо четко реагировать на изменение окружающей действительности. Особенно часто такие изменения происходят при занятиях предпринимательством, где «неопределенность» является главной «средой обитания». В подсознании предпринимателей может содержаться готовность быть гибким, оптимальным успешным, творческим, обеспеченным и другие регуляторы, способствующее победе в этой жизни. Данные установки довольно легко можно вывести в область социального. Следовательно, есть шанс признать свое поведение или отказаться от него.

Установки несовместимые с предпринимательством сформулировал М.Мольц. Это готовность к разочарованию, неуверенности, испытанию чувства одиночества, обиды, опустошенности и использованию агрессии по полезным каналам приложения.

На поведение предпринимателей влияют не только внутренние установки, но и внешние обстоятельства, порожденные конкретной исторической обстановкой, государственной идеологией, культурой нации, а также того социального слоя, из которого формировался предпринимательский социум.

Живя в обществе, предприниматель знает, что любой его поступок в семье, в офисе, на улице оценивается в позиции нравственности, что в свою очередь влияет на основную цель предпринимательства – получение прибыли. Поэтому предпринимательские поступки должны соотноситься как с национальной культурой общества, так и с предпринимательской культурой – созидаемыми и передаваемыми социальной группой предпринимателей системами ценностей, идей и символов. Именно поведение человека выявляет его отношение к социальным ценностям и определяет специфику образа жизни.

Итак, людей, имеющих предпринимательское поведение, объединяет одна субкультура, являющаяся составным элементом общей национальной культуры. Эта субкультура проявляется в явных или неявных правилах поведения, спонтанно возникающих в ходе эволюции предпринимательского социума и группирующихся в определенных культурных традициях, поступках, ритуалах, обычаях, нравах или «кодексах поведения».


Заключение

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели – будущие результаты, на достижение которых, направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предмет видоизменение которого возможно для достижения цели, знания об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.

Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главной цели, это самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, и инициативность.

Предпринимательство – новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.

Предпринимательское поведение является социально-экономическим. Под таким поведением понимается цепь последовательно совершаемых поступков, направленных на получение субъективно оцениваемых преимуществ от разницы между приложенными усилиями и полученным результатом в процессе приобретения, хранения и обмена материальных и духовных ценностей. Можно предположить, что предпринимательское поведении обусловлено установками, вызывающими состояние готовности к совершению поступков предпринимательского характера в случае наличия потребности и ситуации, ее удовлетворяющей.

Изменение установок, препятствующих предпринимательскому поведению, дело крайне трудное. Современные психологи придают смене установок большое значение.

Список используемой литературы

1. Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999. – 180 с.

2. Мещерякова Е.В. Психология управления: учебн. пособие. Мн.: Выш. шк., 2005. – 237.

3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум. С. И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432 с.

4. Рощин С. К. «Психология успешного предпринимательства в США». Психологический журнал. – 1993. Т.14 - №5.

5. Ф. Котлер. Основы маркетинга: пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М., 2000. – 944 с.

6. Чирикова А.Е. Психологические особенности личности предпринимателя. Психологический журнал. – 1990. Т. 19 - №1.


[1] Change and Entrepreneur. Cambridge, 1949

[2] Вэнс Д. Глаза чужого мира. СПб, 1992