Реферат: Менеджмент как процесс управления организацией
Название: Менеджмент как процесс управления организацией Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
РЕФЕРАТ по курсу «Менеджмент» по теме: «Менеджмент как процесс управления организацией» 1. Понятие менеджмента Менеджмент (от англ. management — управление) как процесс управления организацией, будь то искусство или способ руководства, планирования и контроля, используется практически во всех сферах деятельности организации. На практике руководитель организации, частной или государственной, коммерческой или бесприбыльной, для того, чтобы выполнить свои задачи и достичь поставленных целей, должен применять технические и финансовые средства, а также человеческий потенциал. Для этого он должен осуществлять четыре ключевых вида деятельности: планирование, выстраивание организационных связей, мотивацию и контроль, которые в целом и представляют собой менеджмент. Менеджмент можно рассматривать с различных позиций: как самостоятельную отрасль знаний, которая с помощью управленческого искусства позволяет достигать успеха в таких областях, как экономика, социология, психология, право и др.; как вид профессиональной деятельности, которая направлена на формирование и обеспечение целей организации путем рационального использования ее ресурсов. Глобальная цель менеджмента — это достижение и поддержание гармонии в развитии и функционировании организации. Менеджмент имеет общие и специфические цели. Под общими целями понимают концепцию развития организации в целом. Они ориентированы на длительную перспективу. Специфические цели разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности организации. Важными целями менеджмента являются выживание организации и сохранение ею своего места на рынке в течение длительного времени. Задачи менеджмента включают: эффективную организацию производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей; привлечение работников, имеющих высокую квалификацию; эффективное стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты; формирование необходимых ресурсов и источников их обеспечения; формирование стратегии развития организации и ее реализацию; организацию контроля за эффективностью деятельности организации. Субъекты и объекты менеджмента представляют собой в совокупности систему управления организации. Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и в целях реализации ее целей и задач. Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента. Объектами менеджмента могут выступать персонал организации, ее конкуренты, финансы организации, производство, сбыт, поставщики ресурсов, информация и т.д. Принципы менеджмента лежат в основе системы управления организацией. В их состав входят: сочетание научности и творчества, специализации и универсальности; целенаправленность; последовательность; непрерывность; взаимодействие централизованного руководства и самоуправления; концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников; обеспечение целостности прав и ответственности на каждом уровне работы; состязательность участников управления; предельно широкое привлечение сотрудников в процесс принятия управленческих решений. 2. Школы менеджмента Современный менеджмент является результатом длительного эволюционного развития управленческой мысли. В целом за время развития теории управления выделялись несколько направлений, соответствующих определенным историческим этапам. Эти направления получили название «школы менеджмента». Административная (классическая) школа. В основе административной теории управления, которая была создана во Франции А. Файолем и одновременно разработана в Германии М. Вебером, в США Дж. Муни и А. Рей-ли, Л. Гуликом, Л. Эрвиком, а также М. Фоллетт, лежит предположение, что существует оптимальный способ организации труда работников организации. В данной теории организация рассматривается как огромный механизм, которым управляют общие закономерности: специализация и унификация видов выполняемых работ, единство выполняемых действий, единоначалие, стандарты контроля, централизованное принятие решений, распределение работы по отделам. Согласно данной теории, разделение труда необходимо для того, чтобы в ходе работы сотрудник повышал уровень своей компетенции. Для лучшего планирования и координации действий необходимы единые правила и методы их осуществления. С той же целью принятие основных решений возложено на руководителя предприятия. Однако число непосредственных подчиненных у начальника ограничено. Для того чтобы избежать дублирования функций внутри организации, разработана система разделения деловых функций: все подчиненные распределяются по отделам, каждый из которых должен удовлетворять те или иные потребности всей организации. Научная школа менеджмента. Данная школа управления строится на трудах Ф. Тейлора, а также Ч. Баббиджа, X. Гантта и Ф. Джилбрета. В этой теории сравнительно более точно, чем в административной теории управления, определяется способ организации труда. В теории научного управления работники организации рассматривались в качестве «ассистентов машин». Доказывалось, что можно подвергнуть научному анализу поведение и побуждения работников, рассчитать, в какой момент они устанут и за какой срок сумеют восстановить силы. Практика наблюдений подтверждала обоснованность этого подхода. Представители данной школы доказывали необходимость подбора конкретных служащих для выполнения определенного вида работы, обучения работников, их подготовки и переподготовки как внутри организации, так и в сторонних организациях, а также рационализации труда и его мотивации. Школа человеческих отношений. Представители данной школы менеджмента сфокусировали свое внимание на том элементе производственного процесса, который недостаточно учитывался в классических теориях, — человеке. Расцвет школы человеческих отношений, основателем которой считается Э. Мэйо, пришелся на конец 1940-х гг. Он вместе с коллегами исследовал влияние различных физических факторов, таких как освещение, отопление, расположение служебных помещений и т.п., на производительность труда рабочих. Подобные опыты также проводились с варьированием продолжительности труда. Совокупность полученных данных, основанных на конкретных наблюдениях и отличающихся от тех, которые можно было бы получить в рамках классического подхода, позволила предположить, что отношение работающих к различным изменениям трудовой обстановки является более важным, чем объективные условия этих изменений. В дальнейшем идеи школы человеческих отношений были доработаны К Аргирисом,Д. Мак-Грегором, Р. Лайкерт и И. Мейером. В целом представители данной школы подчеркивают ключевую роль человека в процессе производства в ущерб любому другому фактору. 3. Модели менеджмента Совокупность идей, лежащих в основе системы управления той или иной организации, называется моделью менеджмента. На формирование модели менеджмента оказывают влияние религиозные, географические и политические факторы. В управленческой науке выделяются следующие модели менеджмента. Азиатская модель менеджмента. Основным фактором, повлиявшим на формирование азиатской модели менеджмента, является буддистская философия. Мировосприятие на Востоке в корне отличается от европейского, поэтому применение в странах Азии управления по западному образцу было невозможно. Характерными особенностями азиатской модели менеджмента являются: внутрифирменные и межфирменные отношения, строящиеся на доверии и взаимопонимании руководителей компаний; сравнительно высокий уровень образования персонала; ориентация на доверие партнеров друг к другу; осознание совместного вклада в развитие организации. Основой азиатского менеджмента служат дружные отношения в коллективе. Главное отличие от американского стиля менеджмента заключается в способе проведения переговоров бизнесменами, которые в процессе обсуждения затрагивают все вопросы, постепенно приближаясь к самой сути дела. Причина этого объясняется стремлением сначала достичь доверия, а уж потом решать основные проблемы. Существенно отличаются распорядок дня и философия менеджеров различных моделей. Так, японский менеджмент предполагает: проведение рабочего времени только в форменной одежде; обязательное награждение за успехи в труде; функционирование и развитие «кружков качества»; организацию общей столовой для руководителей и рабочих; использование практики пожизненного найма. Западная модель менеджмента. В основе данной модели менеджмента лежат следующие принципиальные положения: индивидуальная ответственность; самоутверждение руководителей отдельных подразделений на предприятии. Основными участниками западной модели менеджмента выступают владельцы, акционеры, менеджеры, правительственные организации, биржи, консалтинговые фирмы. Западная модель менеджмента характеризуется: отсутствием у сотрудников чувства преданности своей работе; единоначалием руководителя в принятии решения (подчиненные только помогают ему выбрать решение на основе анализа издержек производства, сбыта); разграничением деловых и личных отношений. В западном менеджменте выделяются американский, английский и немецкий менеджмент. Американский менеджмент предполагает реализацию следующих положений: менеджеры действуют прямолинейно; менеджеры прибегают к приказу при согласовании решения на переговорах; менеджеры не делают долгих отступлений, а сразу переходят к самой сути вопроса. Английский менеджмент ориентируется: на издержки производства (стремление к их постоянному сокращению); разработку новых наукоемких изделий, тщательное проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок; 0 гибкость в использовании технологических процессов. Немецкий менеджмент характеризуется следующими особенностями: дальновидностью; высокой дисциплиной; длительным процессом внедрения новшеств, модернизации производства; осуществлением руководства компанией двумя структурами: правлением и наблюдательным советом. Каждая модель менеджмента, используемая на предприятии, накладывает свой отпечаток на процессы управления в организации: изменяются механизмы принятия управленческих решений, организационные структуры управления, приоритеты управления и планирования; изменяются механизмы реализации всех функций и методов управления в организации. Можно сказать, что каждая модель менеджмента приводит к различному уровню экономической эффективности хозяйственной деятельности организации. 4. Тенденции современного менеджмента Современное мировое хозяйство — это продукт взаимодействия всех участников международной деятельности. Современные тенденции в политике, экономике, культуре и религии напрямую влияют на приоритеты развития отдельных государств. Изменяются и приоритеты управления. Под влиянием геополитических факторов корректируются стратегии развития коммерческих организаций и государств в целом. Основными тенденциями современной международной экономики являются интернационализация и глобализация. Под интернационализацией понимают возрастание роли экономической деятельности, не ограниченной национальными и географическими границами. Глобализация — это возрастание значения международных контактов организации по сравнению со значимостью контактов внутри страны. Под влиянием данных тенденций в управленческой науке также происходит развитие теоретических концепций, адекватных современным условиям хозяйствования. Так, в последнее десятилетие получили широкое распространение следующие теории менеджмента. Реинжиниринг представляет собой одновременно и теорию, и методы комплексного оздоровления корпораций, управленческого совершенствования с охватом и реконструкцией всех элементов системы управления организации, включая системы человеческих мотиваций и стимулов. Управленческий механизм настраивается при реинжиниринге на овладение рынком, которое достигается путем анализа его емкости, организации сбыта товаров, способов стимулирования продаж, обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг. Концепция внутренних рынков корпораций характеризуется переносом закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутренние взаимодействия структурных подразделений организации. В результате развития прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к конкретно горизонтальным структурам, на поиске выгодных схем соотношений между крупными и малыми операциями. Данная концепция предполагает, что подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность в рамках организаций, могут оперативно вносить изменения в производство товаров, предоставление услуг, во всю систему отношений с потребителями. К ней примыкает и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», которая предусматривает широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования структурных подразделений и руководителей. Концепция экологически осознанного руководства предприятием основывается на рассмотрении предприятия как экологической субсистемы. Это означает, что предприятие — это часть природного кругооборота. В таком понимании в центре внимания оказываются экологические процессы. В рамках данной концепции важнейшими целями предприятия как экологической субсистемы считаются: защита ресурсов (получение на входе в субсистему экологически проверенных ресурсов и их экономное расходование); ограничение выбросов (предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую среду на выходе из субсистемы); сокращение отходов (снижение их количества, переработка и повторное использование); ограничение риска (уменьшение потенциальных опасностей на выходе из субсистемы, предотвращение аварий или снижение тяжести их последствий); производство безвредных продуктов, т.е. таких, которые на протяжении их жизненного цикла являются ресурсосберегающими, не наносят вреда окружающей среде (отсутствие вредных выбросов и отходов), обладают низкой долей риска для здоровья их потребителей. Список литературы 1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007. 2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006. 3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006. 4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008. 5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007. 6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005. 7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006. 8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005. 9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005. 10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004. |