Реферат: Подготовка и оформление управленческих решений
Название: Подготовка и оформление управленческих решений Раздел: Рефераты по менеджменту Тип: реферат |
как одного из аспектов организаторской деятельности руководителей общеобразовательных учебных заведений I. Общие положения Эффективность деятельности руководителя общеобразовательного учебного заведения в полной мере зависит от своевременности принятия и реализации управленческих решений. Управленческое решение – это нахождение оптимального варианта действий руководителя, который способствует решению ряда проблем и достижению поставленных целей. Управленческие решения классифицируются по видам и формам. Виды управленческих решений: · оперативные (координационные); · тематические; · целевые. Формы – устные, письменные. Письменно оформляются решения педагогического совета, общего собрания (конференции), Совета общеобразовательного учебного заведения, попечительского, методического советов, методических объединений (кафедр), а также приказы как одна из форм управленческих решений. II Формы управленческих решений
Протокол – организационно-распорядительный документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, конференциях и заседаниях коллегиальных органов. Протоколы, фиксирующие ход работы и решения коллегиальных органов, по полноте освещения хода обсуждения вопросов на заседаниях делятся на: · краткие – содержат указание фамилии, имени, отчества докладчика, темы доклада, обсуждаемые вопросы, фамилии и инициалы докладчиков и выступающих, принятые решения; · полные – кроме указания фамилии, имени, отчества докладчика, темы доклада, обсуждаемых вопросов, фамилии и инициалов докладчиков и выступающих, принятых решений, содержат записи выступлений докладчиков и выступающих. Краткий протокол допустим только при наличии стенограмм или текстов докладов и выступлений. Кратко протоколируются также оперативные совещания. Во всех остальных случаях протокол должен содержать записи всех выступлений, отразить работу коллектива и т.д. В тех случаях, когда текст доклада прилагается, выступление не протоколируется после фамилии, имени, отчества докладчика указывается «текст доклада прилагается». В протоколе необходимы следующие реквизиты: · наименование вида документа; · дата проведения заседания; · заголовок к тексту; · текст; · подписи председателя и секретаря заседания. Протокол, как правило, ведется во время заседания. Текст протокола состоит из двух частей: вступительной и основной. Во вступительной части указывают: · фамилии, имена, отчества председателя и секретаря заседания; · количество присутствующих и отсутствующих на заседании; · повестку дня с перечнем рассматриваемых вопросов и выступающих по каждому из них. Вопросы в повестке дня располагают в порядке их важности, сложности и предполагаемого времени обсуждения. Наиболее простые вопросы обычно указывают последними. Вопросы формулируются в именительном падеже. Основной текст протокола строится по разделам, соответствующим пунктам повестки дня. В каждом пункте текст излагается по разделам: «Слушали», «Выступили», «Решили (Постановили)». Протокол в обязательном порядке подписывается председателем и секретарем заседания. Протоколы заседаний педагогического совета нумеруются на протяжении календарного года, выборных органов – в течение всего срока их полномочий. В общеобразовательных учебных заведениях решения коллегиальных органов доводятся до исполнителей приказами (Приложение 1). Приказ – распорядительный документ, который издается руководителем предприятия, организации, учебного заведения на основе единоначалия и в рамках его компетенции. По своему предназначению все приказы делятся на инициативные и те, которые издаются в целях выполнения распоряжений вышестоящих органов. Инициативные приказы необходимы для оперативного влияния на процессы, происходящие в учебном заведении. Это категоричная форма управленческого решения, которое требует обязательного и своевременного выполнения заданий, определенных в нем. Руководители общеобразовательных учебных заведений в приказах обозначают круг обязанностей и ответственность работников за порученное дело в соответствии с действующими нормативными документами, Уставом учебного заведения, правилами внутреннего распорядка и т.д. Приказы используются в общеобразовательных учебных заведениях, как правило, для подведения итогов работы за семестр, учебный год, анализа результатов изучения различных аспектов учебно-воспитательного процесса, работы методических объединений и т.д.
Требования к написанию и оформлению приказов При оформлении приказов необходимо в полном объеме соблюдать требования раздела 3 Инструкции по ведению деловой документации в общеобразовательных учебных заведениях, утвержденной приказом Министерства образования и науки Украины от 23.06.2000г. № 240, и руководствоваться следующими правилами. Как нормативно-правовой документ приказ должен базироваться на результатах анализа фактов и быть: · законным (не противоречить действующему законодательству); · обоснованным; · своевременным; · конкретным (определены ответственные лица и сроки выполнения); · непротиворечивым по содержанию; · грамотным; · ясным, четким, логически выстроенным, завершенным. Приказ целесообразно писать короткими предложениями, при этом, текст должен быть точным, не допускающим различных трактовок. Каждую новую мысль необходимо начинать с абзаца. Предложения, которые излагаются в приказе, необходимо согласовать с ранее изданными документами по данному вопросу, чтобы избежать повторов или противоречий. Приказ, как правило, состоит из констатирующей и постановляющей частей. В констатирующей части лаконично, грамотно и объективно, без повторов и употребления слов и оборотов речи, которые не несут смысловой нагрузки, излагаются факты только по тем вопросам, которым посвящена постановляющая часть. При этом не допускается произвольное сокращение наименования учебного заведения и отдельных слов. В содержании констатирующей части приказа, как правило, используются: · прямой порядок слов, если под логическим ударением находится объект действия, при этом вводные слова располагаются в начале фразы: «анализ итогов 200_/ 200_ учебного года показал, что….»; · обратный порядок слов, в тех случаях, когда смысловая нагрузка падает на действие: «повысить уровень учебных достижений учащихся 7 класса помог…..»; · активная форма, если необходимо подчеркнуть роль отдельных лиц: «учителя Иванова М.И., Сидорова О.И. не обеспечили своевременную подготовку учащихся 5 класса к …..»; · пассивная форма, если факт, о котором идет речь в приказе, более значимый, чем роль отдельного лица или лиц, а также, если факту придается обобщающее значение: « выявлены нарушения…» В постановляющей части излагаются распоряжения, которые обязательны для исполнения педагогическими работниками, должностными лицами, структурными подразделениями общеобразовательного учебного заведения и т.д., а также указываются сроки исполнения и ответственные лица. В содержании постановляющей части, как правило, используются глаголы в неопределенной форме (обеспечить, составить, провести, изучить, возложить ответственность и т.д.). Следует избегать неконкретных выражений (поднять, повысить, усилить, улучшить, активизировать и т.д.). Сформулированные таким образом поручения расплывчаты, затруднена проверка их выполнения. В последнем пункте постановляющей части указываются лица, на которых возлагается контроль за выполнением приказа. Список лиц, которых необходимо ознакомить с приказом, как правило, располагается ниже подписи директора учебного заведения или на обороте последнего листа приказа. Приказ является правомочным с момента его подписания и доведения до сведения исполнителей. Ответственность за содержание, правильную подготовку и оформление приказов возлагается на руководителя общеобразовательного учебного заведения. В случае, если приказ издан с превышением полномочий или не соответствует действующему законодательству, он может быть отменен вышестоящей инстанцией. Приказы по организации учебно-воспитательного процессаТематика приказов на текущий учебных год, как правило, определяется в годовом плане работы общеобразовательного учебного заведения, их количество - целесообразностью. Приказы по организации учебно-воспитательного процесса относятся к управленческим решениям и могут быть условно классифицированы на 3 группы: · устанавливающие; · констатирующе-устанавливающие; · аналитико–обобщающие. Устанавливающие приказы издаются в общеобразовательных учебных заведениях в целях выполнения требований законодательных и нормативных актов, решений местных органов исполнительной власти, районных, городских органов управления образованием и т.д. Такими приказами директор общеобразовательного учебного заведения определяет задания педагогическому коллективу или группе педагогических работников (отдельным лицам) по подготовке и проведению предметно - методических недель, праздников, экскурсий и т.д. (Приложение 2). Констатирующе – устанавливающие приказы, как правило, касаются организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, в том числе по: · выполнению Законов Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании» в части создания необходимых условий для получения учащимися полного общего среднего образования; · выполнению планов работы общеобразовательного учебного заведения (перспективного, годового и т.д.); · ведению деловой документации в общеобразовательном учебном заведении; · созданию необходимых условий для организации учебно-воспитательного процесса в профильных классах; · подведению итогов работы за семестр, учебный год; · результатам работы со способными и одаренными учащимися; · результатам проверки состояния преподавания отдельных предметов и спецкурсов; · результатам государственной итоговой аттестации; · результатам проверки выполнения практической части государственных программ; · результатам проведения контрольных работ, устного опроса, анкетирования, хронометрирования, тестирования, диагностирования учащихся; · организации и проведению работы педагогического коллектива по предупреждению детского травматизма, правонарушений; · организации и проведению научно - методической работы с педагогическими кадрами, ее результативности и т.д. (Приложение 3). Аналитико–обобщающие приказы издаются по итогам изучения опыта работы отдельных учителей, группы учителей, методических объединений (кафедр) и т.д. в целях обобщения и дальнейшего распространения перспективного педагогического опыта. В подобных приказах обобщаются результаты исследовательской и экспериментальной работы в общеобразовательном учебном заведении, внедрения инновационных педагогических и управленческих технологий в учебно- воспитательный процесс. Приказами по общеобразовательному учебному заведению оформляются решения педагогического совета, в частности: · о допуске учащихся- экстернов к государственной итоговой аттестации; · о переводе учащихся в следующий класс (поименно); · о выпуске учащихся 9, 11-х классов (поименно); · о награждении учащихся ученическими медалями, похвальными листами, грамотами (поименно). Организация исполнения приказов и контрольКонтроль за исполнением приказов и принятых решений – неотъемлемая функция управления, необходимый элемент организации управленческой деятельности. Цель контроля – содействовать своевременному и правильному исполнению решений, заданий руководства, обеспечить получение информации, необходимой для оценки деятельности подразделений и исполнителей, а также сравнить полученные результаты с намеченными целями. В целях эффективности приказов руководителям общеобразовательных учебных заведений необходимо: · оперативно довести приказ до сведения исполнителей; · при необходимости провести инструктаж исполнителей (обозначить формы работы по выполнению приказа), согласовать действия; · организовать: - предварительный контроль за ходом исполнения приказа; - процесс регулирования его выполнения; - итоговый контроль; · снять приказ с контроля по итогам его выполнения. Если приказ (отдельные пункты) не выполнен, необходимо продолжить работу по его выполнению. Руководителям общеобразовательных учебных заведений целесообразно провести дополнительный инструктаж с исполнителями, усилить контроль за исполнением, при необходимости издать дополнительный приказ с указанием: · причин невыполнения; · сроков выполнения нереализованных положений предыдущего приказа; · исполнителей. Целесообразно использовать в работе карточки контроля за исполнением документов по общеобразовательному учебному заведению. |