Дипломная работа: Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием

Название: Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: дипломная работа

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО АНЖЕРО-СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Использование коррекционно-воспитательных упражнений

на занятиях по логопедической ритмике

с детьми, страдающими заиканием

Выполнила студентка

III курса, 295 группы

Молоканова Людмила

Сергеевна

Руководитель:

преподаватель ритмики,

коррекционной ритмики

Максимова Светлана

Юрьевна

Анжеро-Судженск

2009 год


Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретический аспект использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с заикающимися детьми

1.1 Виды заикания, причины возникновения

1.2 Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста

1.3 Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике

Выводы по Ι главе

Глава 2. Организация работы с детьми школьного возраста по преодолению заикания

2.1 Результаты констатирующего эксперимента

2.2 Устранение заикания у детей с помощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике

2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента

Выводы по ΙΙ главе

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

В настоящее время одной из актуальных проблем является постоянный рост количества детей имеющих речевые нарушения. Как отмечает Виктор Калягин: «Значение речи для человека столь велико, что смело можно сказать – без речи нет человека. А заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи» [11;6]. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться многие годы, являясь помехой при выборе профессии, обучении и в личной жизни. Затрудняя общение, заикание часто формирует у человека черты характера, осложняющие его жизнь: робость, неуверенность в своих силах, зависимость от окружающих. Заикание на начальной стадии обычно не очень беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает, особенно у детей более впечатленных, болезненные переживания: боязнь говорить, желание скрыть свой недостаток. Заикающиеся дети начинают избегать разговоров, смущаются, тихо говорят. Подобное переживание отрицательно действует на психику, изменяет характер ребенка.

На наш взгляд, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Коррекционно-воспитательные упражнения помогают коррегированию общей моторики, психических процессов, развивают такие качества как сосредоточенность, сообразительность, умение согласовывать свои движения с правилами, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений мышечных групп. Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррегирования его общей и речевой моторики.

Вопросам заикания посвящено немало работ многих авторов М.С Самойленко, Л.И. Беляковой, Г.А. Волковой, В.А. Гиляровского, А.И. Скрытник и многих других и, тем не менее, недостаточно используются коррекционно-воспитательные упражнения в работе с детьми разными специалистами, это актуализирует проблему нашего исследования. Проблема, которую мы освещаем в своем исследовании – это возможно ли использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике для преодоления заикания, их эффективность.

Практическая значимость данной проблемы обусловила выбор темы исследования: «Использование коррекционно–воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние коррекционно–воспитательных упражнений на преодоление заикания.

Объект исследования: процесс преодоления заикания у детей школьного возраста.

Предмет исследования: коррекционно–воспитательные упражнения для преодоления заикания.

Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволил в качестве гипотезы выдвинуть предположение о том, что возможно активное использование коррекционно–воспитательных упражнений для преодоление заикания. Эта работа будет более эффективной, если:

- коррекционно–воспитательные упражнения будут систематически включаться в логоритмические занятия;

- работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами.

В соответствии с целью исследования нами были поставлены следующие задачи:

1. Изучить научно – методическую литературу и практический опыт по исследуемой проблеме.

2. Экспериментально апробировать влияние коррекционно-воспитательных упражнений на преодоление заикания.

Ведущим методом исследования являлся педагогический эксперимент. Также были использованы дополнительные методы: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседы и другие.

Экспериментальная работа проводилась на базе специальной коррекционной школы – интернат 8 вида для умственно отсталых детей № 37 города Анжеро-Судженска.

Основные этапы исследования:

На первом этапе проводился теоретический анализ психолого-педагогической литературы; составлялся критериально-оценочный аппарат; проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе подбирались и апробировались коррекционно-воспитательные упражнения на логоритмических занятиях с детьми страдающими заиканием.

На третьем этапе анализировались и обобщались результаты исследования, были сформулированы основные выводы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 34 источников и одного приложения.

В заключение квалификационной работы подводятся общие итоги проведенного исследования и намечаются перспективы дальнейшего анализа проблемы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДЕТЬМИ

1.1 Виды заикания, причины возникновения

Заикание является одним из наиболее сложных и длительно протекающих речевых нарушений. В соответствии с определением, приведенным в [2;50] заикание - это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Беляева Л. И и Дьякова Е. А, отмечают, что внешнее заикание проявляется через органы артикуляции, которые движутся со сбоями, дыхание становится напряженным, коротким, часто заикающиеся говорят на вдохе, голос также напряжен. Отсутствует согласованность в работе артикуляции, дыхания и голоса, то есть заикание проявляется в непроизвольных остановках в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях отдельных звуков и слогов. Некоторые заикающиеся, пытаясь преодолеть запинки в речи, помогают себе, совершая различные сопутствующие движения. В начале эти движения как будто бы действительно облегчают речь, но очень быстро становятся насильными, делают заикание еще более тяжелым.

Изучением, предупреждением и лечением заикания занимаются специалисты таких научных дисциплин, как психиатрия, логопедия, психология, физиология и другие. И ученые доказали необходимость лечения заикания на ранних этапах его возникновения.

Причинами возникновения заикания могут быть:

· тяжелые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка;

· психические травмы – испуг, резкое обращение со стороны взрослых, боязнь новой обстановки, перегрузка впечатлениями и т.д.;

· неряшливая речь окружающих быстрая, неразборчивая;

· ребенок торопиться, подражая кому-то из окружающих или стремясь быстрее высказывать свою мысль, спотыкается на некоторых звуках - и начинает заикаться;

· часто заикание появляется у детей на фоне общего недоразвития речи, когда у них не хватает элементарного запаса слов и грамматических средств для выражения мыслей;

· подражание заикающемуся.

Иногда бывает, что виновниками заикания ребенка могут быть сами родители, которые слишком перегружают его речь. Например, желая показать своим знакомым способности ребенка, они заставляют его много декламировать, рассказывать сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость, а при этом забывают, что речевой аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и не готов для такой чрезмерной речевой нагрузки [26;3].

Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, чтение книг, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка и в результате к дефекту речи.

Однако названные причины вызывают заикание не у всех детей и не при всяких условиях. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояния нервной системы ребенка, пониженная ее устойчивость.

Заикание в отличие от большинства других речевых нарушений бывает длительным и стойким. Оно характеризуется нарушением темпа речи, часто связанным с несовершенным ритмом движений, всего темпа: дети неуклюжи и неловки, не умеют прыгать, бегать.

Г.А. Волкова выделяет по этиологическому признаку два вида заикания:

1. Функциональное заикание, когда не имеется каких-либо органических поражений в речевых механизмах центральной и периферической нервной системы.

Функциональное заикание возникает, как правило, у детей в возрасте от 2 до 5 лет в период формирования развернутой обобщенной фразовой речи; чаще оно встречается у легковозбудимых, нервных детей.

2. Органическое, когда заикание может быть вызвано органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и т.п.).

Различают два типа заикания: клоническое и тоническое.

Клоническое заикание характеризуется многократным повторением начальных слогов в слове (пе-пе-пе-петух) или начальной буквы в слове (ппппетух). Клонический тип заикания более легкий. Но с течением времени этот тип может перейти в более сложный – тонический, если ребенку вовремя не оказать необходимую помощь.

Тоническое заикание характеризуется тем, что ребенок делает длительные паузы и „нажим” на согласные или гласные звуки, например: м--ама, п--апа.

Кроме клонического и тонического, бывают смешанные типы заикания.

При смешанном, клоно – тоническом заикании ребенок то повторяет по несколько раз, как при клоническом заикании, то вдруг останавливается на каком – либо звуке и долго не может произнести слово, например я-я-я чи-чи-таю с--тихи.

При тоно – клоническом типе заикания наблюдаются остановки длительного характера и „нажим” на согласные, например: д--ай м--не ка-ка-картину.

Итак, мы рассмотрели виды заикания и причины его возникновения и убедились, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.

1.2 Нарушение моторной, эмоционально-волевой сфер и произвольного поведения у заикающихся детей младшего школьного возраста

Исследователи придавали особое значение связи состояния общей моторики и речи при заикании. В.А. Гиляровский отмечал, что запоздалое развитие речи может быть частичным проявлением общего недоразвития моторики. М.Ф. Брунс, исследуя моторику заикающихся детей, пришла к выводу, что у них имеется выраженная отсталость в общем моторном развитии. Анализируя особенности моторики заикающихся школьников, В.И. Дресвянников указывал на параллельность и взаимосвязь речевого и общемоторного онтогенеза, подчеркивая, что развитие моторики и экспрессивной речи происходит у ребенка в тесном единстве. Автор пришел к выводу, что моторика и речь под влиянием коррекционной работы изменяются почти параллельно друг другу [7;144].

М.А. Кольцова доказала наличие связи между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи ребенка. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга [7;145].

Отмечая важность исследования произвольных движений, А.П. Запорожец указывал, что формирование произвольных движений у человека происходит при участии речи, под влиянием абстрагирующей и обобщающей функции второй сигнальной системы. Е.М. Мастюкова подчеркивала, что речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой. Поэтому одним из основных принципов логопедической работы, в частности с детьми, страдающими заиканием, она считала принцип двигательно-кинестетической стимуляции.

Таким образом, связь общей моторики и речи позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата путем развития аналогичных свойств общей моторики.

При заикании, как отмечет Г.А. Волкова, имеются многообразные моторные нарушения.

У некоторых заикающихся детей можно выявить моторную одаренность выше своего возраста на три месяца. Однако у большинства имеется отставание в развитии моторики от четырех месяцев до почти пяти лет. Нарушения касаются не только общей, но и мимической моторики и орального праксиса.

При общей моторной одаренности у заикающихся детей обнаруживается недостаточность в мимической моторики. По мнению В.А. Аристова, она не всегда связана с речью и может быть отнесена к «малым органическим симптомам», так как в основе некоторых форм заикания лежит «повреждение афферентной системы кинестетических речевых клеток головного мозга». Это вызывает нарушение статики и динамики речевых органов. Органические нарушения моторной функции проявляются как:

· симптомы выпадения – невозможность производить простые упражнения;

· гиперкинезы, тремор, фибриллярные и фасцикулярные сокращения языка;

· атактические расстройства – невозможность сразу выполнить то или иное движение (выполнение удается только при зрительном контроле);

· апраксические расстройства (в единичных случаях).

Если у заикающихся имеется некоторая слабость мышц лица, тогда необходима лечебная гимнастика.

Н.С. Самойленко считает, что развитие моторики у заикающихся детей может идти впереди речевого развития или отставать от речи и могут встречаться заикающиеся дети с особой моторной одаренностью.

М.Ф. Брунс обнаружила корреляцию между формой заикания (тонической и клонической) и особенностями моторики, подчеркнув, что «корригирующая гимнастика должна сообразовываться с формой заикания».

Б.И. Шостак выявила у части детей ограниченность движений языка, нарушения мышечного тонуса, мелкой моторики, переключения, координации, темпа движений, статической и динамической координации движений. Обнаруженные ею нарушения она связала с состоянием, эмоционально- волевой сферы, подверженной у заикающихся большим колебаниям, и с неустойчивым тонусом, что отражается на характере темпа движений, в большинстве случаев имеющего тенденцию к ускорению.

В исследованиях Г.А. Волковой показано, что у некоторых заикающихся детей моторика нарушена, у большинства же детей имеются разнообразные и многочисленные нарушения общей моторики, тонкой произвольной моторики руки и пальцев, мимических мышц и орального праксиса. Преобладают нарушения моторной функции в форме общего моторного напряжения, скованности, замедленной переключаемости движений, имеются нарушения и в форме двигательного беспокойства, расторможенности, некоординированности, хаотичности движений, с наличием гиперкинезов, с широкой амплитудой выполнения движений.

Дети с моторной напряженностью не сразу реагируют на замечания и просьбы логопеда и товарищей что-либо принести, подать. Медленно переходят от одних движений к другим, роняют мяч, обруч и другие предметы в подвижных играх, больше времени тратят на игры с разборным материалом - строительным, башенками, бочонками, матрешками. У детей дошкольного возраста моторная скованность проявляется в неловкости, неуклюжести, в неумении быстро и правильно выполнить то или иное движение. У школьников моторное напряжение более четко связывается с заиканием и проявляется при попытках комментировать свои действия. Невозможность свободно говорить по поводу совершаемых действий еще больше сковывает движения ребенка: исчезает легкость, непринужденность в поведении, замедляется темп движений, не выполняется до конца действие. Заторможенность особенно ярко проявляется в играх при ходьбе и беге: дети напряженно сгибают руки в локтевых суставах, с усилием прижимают их к туловищу, бегают на прямых ногах, не сгибая их в коленных суставах. Скованность мышц шеи и плеч выявляется в поворотах детей всем туловищем, в моторной неловкости.

Двигательная расторможенность заикающихся детей сказывается в том, что они легко возбуждаются, суетятся во время игр, подпрыгивают, приседают, взмахивают руками, выражая, таким образом, свое возбуждение. Движения порывистые, недостаточно целенаправленные, не координированные, тонкие произвольные двигательные акты формируются с задержкой, амплитуда движений имеет большие размахи. После игр дети, пытаясь обсудить ее течение и результаты, воспроизводят ее ход в многочисленных не координированных движениях.

Половине заикающихся детей свойственны самые разнообразные сопутствующие движения.

Как отмечает Н.А. Тугова [7], довольно часто моторные отклонения у заикающихся находятся в прямой зависимости от таких психических процессов, как неустойчивость внимания, недостаточная гибкость переключения, повышенная возбудимость ребенка или его заторможенность.

Проводимые исследования В.И. Дресвянниковой чувства ритма, координации и переключаемости движений у заикающихся среднего школьного возраста показали, что чем выше степень заикания, тем более выражены нарушения моторики [15].

У школьников с легкой степенью заикания в большей мере страдает координация движений и в гораздо меньшей степени – чувство ритма и переключаемость движений. При средней степени заикания значительно понижается чувство ритма и переключаемость движений. С тяжелой степенью заикания больше всего страдает переключаемость движений, а нарушения чувство ритма уравниваются с нарушениями координации движений.

Основной процент нарушений в области моторики падает на заикающихся с тоническим типом судорог. У мальчиков больше страдает чувство ритма и координации движений, у девочек – переключаемость движений.

Таким образом, степень нарушения моторики прямо пропорциональна степени тяжести заикания. Причем, у мальчиков и девочек эти нарушения различны. В процессе логоритмических занятий улучшение состояния моторики и речи происходит почти параллельно друг другу. Общая моторика, тесно связана с речевой, оказывает большое влияние на последнюю. Трудности перевоспитания речи заикающихся тесно переплетаются с трудностями координации моторики. Если успешно корригируются моторные нарушения, то это является положительным прогнозом в перевоспитании речи.

Коррекция нарушений моторики у заикающихся должна проходить комплексно, куда обязательно должны входить занятия по логоритмике с включением коррекционно-воспитательных упражнений.

Как отмечает Г.А. Волкова, использование логопедической ритмики в коррекционной работе с заикающимися обусловлено следующим: между речевой функцией – ее двигательным, исполнительным компонентом – и общей двигательной системой имеется тесная функциональная связь. Нормальная речь человека обеспечивается согласованной работой многих центральных образований. Поражения определенных областей коры головного мозга выявляют их связь с той или иной стороной речевой функции. Для того чтобы нормально осуществлялась функция, в том числе и речевая, необходима увязка во времени, в скоростях, в ритмах действия и в сроках выполнения отдельных реакций. Значит, увязка во времени, значение скоростей и ритмов действия для согласованной работы отдельных компонентов сложной функциональной речевой системы является обязательным условием, и рассогласованность деятельности этих компонентов во времени может явиться функциональной причиной нарушения речи.

Правомерность этого взгляда подтверждается хорошо известным фактом, что при любом изменении ритма речи заикающегося (чтении, декламация) уменьшается заикание; при отбивании такта рукой во время речи также снимается или уменьшается судорожность речи заикающегося.

По мнению В.А. Гринер и Ю.А. Флоренской, эмоциональная сторона речи тесно связана с общей психомоторикой аффективных выражений. Она представляет как бы лицо речи говорящего и получает свое выражение в динамических его качествах: ритме, мелодии, паузах, темпе и др.

Во фразе имеется музыка, которая придает ей собственное содержание. Этому способствуют такие элементы речи, как ритм и мелодия. Известно, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом (стихотворение, песня), получает в нем опору и восстанавливает равновесие, т. е заикание исчезает.

Г.А. Волкова отмечает, что лечебная и логопедическая ритмика в основе своей системы имеют понятие ритма, как начало организующего и дисциплинирующего, укладывающего всякое действие в определенную форму и регулирующего поведения больного. Умеренные физические нагрузки, получаемые заикающимися во время выполнения коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях логопедической ритмикой, возбуждают нервные процессы, дают благоприятный эффект.

Несомненно, коллективные занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у заикающегося отношение к своему дефекту, сформулировать новую установку на взаимоотношения с окружающими, на речевое отношение с ними. В частности, логоритмические занятия дают возможность ставить заикающегося в самые разнообразные ситуации: противопоставлять одного целому коллективу, разбивать коллектив на группы и так далее, то есть дают возможность в рече-двигательной форме проигрывать различные социальные роли, утвердиться в активном, инициативном поведении.

Следовательно, логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных. Правильное проведение занятий с психоортопедической направленностью способствует коррекции личностных отклонений и воспитанию произвольного поведения.

1.3 Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмики

Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словестное объяснение без показа.

Следует согласиться с мнением Н.А. Туговой в том, что важнейшими элементами музыкально – ритмических занятий являются сигналы: слово, музыка, жест. Музыка как сигнал особенно широко используется в коррекционных целях. Смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и сила звука, форма музыкального произведения позволяют регулировать смену движений, составляющих упражнение. Музыкальные темпы (умеренный, быстрый, замедленный, ускоренный, стремительный) помогают детям переключаться с одного движения на другое: дети учатся подчинять свои движения музыке. Умение воспринимать характер и динамику музыки, различать составные части музыкального произведения и выражать их соответствующими движениями осознанно и выразительно дает возможность удерживать в памяти последовательность серии движений, передавать движением характер музыкального произведения (медленного, веселого, легкого, спокойного, отрывистого, плавного), воспринимать и отражать в движении акцентированный звук.

Заикающиеся дети медленнее, чем дети с нормальной речью, устанавливают связь между движением и изменением музыкального сигнала. Они часто продолжают двигаться и после сигнала, требующего остановки. Быструю и правильную реакцию на сигналы педагога воспитывают правильно спланированные занятия.

Двигательные, музыкально – двигательные, музыкально – речевые, ритмические, речевые без музыкального сопровождения, двигательно-речевые упражнения и игры воспитывают статическую и динамическую координацию движений, способность управления мышечным тонусом, продолжительностью выдоха, мягкую атаку голоса и другие компоненты просодии. Нормализация двигательной сферы заикающегося помогает ему перестроить отношение к общению, к окружающей среде и к своему речевому нарушению. Эта перестройка обусловлена теми положительными чертами характера и поведения, которые появляются у заикающегося в процессе коррекции психомоторики, а именно: уверенность в движениях, управляемость ими, правильная осанка, зрительная ориентировка на собеседника, смелость, инициатива в общении, самостоятельность в разрешении двигательных и речевых трудностей, активность в деятельности, переориентация в значимости жизненных ситуаций в связи с перестройкой отношения к речевому дефекту и т.п.

Как отмечает Г.А. Волкова, что занятия логопедической ритмикой обязательно необходимо увязывать с работой логопеда и располагают логоритмическим материалом в течение учебного года сообразно выполнению логопедической программы. Так, в периоды обследования, ограничения речи (режим молчания, шепотной речи) на занятиях логоритмикой отрабатываются слитность, плавность, переключаемость движений. Предлагаются упражнения в ходьбе, на координацию, на развитие памяти, внимания, оптико-пространственной ориентировки, зрительно – моторной координации и т.п. С периода воспитания сопряженного произношения даются задания с речью, в которых также отрабатывается плавность и слитность произношения, темп движений, выразительность, эмоциональность.

А, также проводя занятия по логопедической ритмике с заикающимися, необходимо учитывать как формирование различных психических процессов и функциональных систем ребенка в нормальном онтогенезе, так и некоторые особенности развития самих заикающихся. Следует также принимать во внимание анатомо-физиологические особенности детей данного возраста, протекание их познавательной деятельности (в том числе игровой), эмоционального состояния, общительности, речи и моторной функции.

К тому же занятия по логопедической ритмике следует проводить с учетом следующих условий:

1.Взаимосвязь различных видов музыкальной деятельности, речи и движений.

В раннем детстве пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения еще не выделяются в разделы музыкального воспитания со специальными задачами и программным содержанием. Происходит лишь возникновение этих видов деятельности, начинают формироваться предпосылки музыкальных способностей, певческие и моторные проявления. Поэтому слушание музыки сопровождается подпеванием, подпевание – движениями.


2.Неразвернутость процесса обучения.

Содержание логопедического занятия должно быть направлено на развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, первоначального интереса к ней, на активизацию отдельных действий в связи с музыкой. Значительное место занимает развитие восприятия звучаний различной высоты, тембра, динамики. Уровень музыкально – ритмических навыков у детей раннего возраста характеризуется такими терминами, как «первоначальные певческие проявления», «элементарная ритмичность движений».

3.Повторяемость заданий.

Например, воспитание смены движений, которые сопровождаются музыкальным произведением двух – трехчастной формы, осуществляется в течение всего логопедического курса (при этом используется разный музыкальный репертуар).

4.Небольшой объем движений, речевого и музыкального материала.

5.Логоритмическое воспитание должно осуществляться в соответствие с содержанием этапов логопедической работы.

Примерное занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему [7;159]:

1) вводные упражнения: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе;

2) распевание: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, сочетания пения с тактированием, координации пения с движениями рук;

3) пение: для автоматизации звуков, воспитания координации пения с ходьбой, с маршировкой на месте; для развития ритмического слуха, слухового внимания, памяти, понимания характера музыки;

4) упражнения на воспитание произвольного внимания (специальное стимулирование воспитания, быстрая и точная реакция на зрительные раздражители, развитие волевой сферы заикающегося);

5) упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;

6) слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;

7) игра-драматизация для воспитания яркой образности, эмоциональности;

8) заключительное упражнение (спокойная ходьба в колонне).

В отличие от работ Г.А. Волковой, трактующих схему логопедических занятий с заикающимися, в исследованиях В.А. Гринер и Ю.А. Флоренского предлагаются следующие разделы логопедической работы с заикающимися.

I. Воспитание медленного темпа и плавных движений.

II. Связь речи с движением и музыкальным ритмом.

III. Связь движения и речи с характером ритма.

IV. Практика наступательности, решительности, смелости, в двигательно – речевых заданиях.

По сравнению с В.А. Гринер и Ю.А. Флоренским, Н.А. Тугова разделяет логоритмическую работу на кварталы. В кварталах представлены упражнения по возрастающей сложности. В первом и втором кварталах используются упражнения, развивающие четкую реакцию на сигнал. В третьем и четвертом кварталах упражнения, развивающие четкую реакцию на сигнал, усложняются: увеличивается количество сигналов, движения каждый раз заменяются новыми.

Таким образом, мы, видим, что занятия по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания очень необходимы и полезны, так как дети часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо неуверенно и это усиливает дефект, а именно логоритмические занятия с включением коррекционно-воспитательных помогают его исправить.

Вывод по 1 главе

Заикание – это сложное и, тяжелое и длительное протекающее речевое нарушение. И, чтобы искоренить этот речевой дефект требуются значительные усилия как самого заикающегося, так и всех специалистов, работающих с ним.

Мы рассмотрели виды и причины возникновения заикания и убедились, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.

Многие авторы отмечают, преодоление заикания возможно при комплексном подходе с обязательным включением логопедической ритмики, которая представляет собой систему коррекционно-воспитательных упражнений, проводимых с музыкальным сопровождением и согласованных с речью детей. Все это положительно влияет на эмоциональное состояние и поведение и имеет серьезное значение для перевоспитания личности ребенка, для тренировки и коррегирования как общей, так и речевой моторики.

Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЗАИКАНИЯ

2.1 Результаты констатирующего эксперимента

Переходя к вопросу коррекционной методики, мы, прежде всего, должны определить, что именно может нас интересовать в плане обследования дефекта, устранение которого составляет нашу задачу. От этого зависит и выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволит оценить ее результативность и дать рекомендации после окончания.

Как известно, логопедическое обследование заикающегося ребенка направлено на выявление характера судорог (тонические, клонические, тоноклонические), темпа речи (замедленный, ускоренный), состояние дыхания (толчкообразное, глубокое или поверхностное). Обращается также внимание на наличие психической реакции на дефект (страх речи). К сожалению, обследование по названным параметрам, на взгляд Р.Е. Левиной, и мы с ней согласны, не содержит в себе решающей для построения коррекционной работы информации ни в плане фронтальной работы, ни в плане дифференцированного подхода.

Нам представляется, что схема практического обследования детей, страдающих заиканием, должна предусматривать иные сведения. Поэтому нами был составлен критериально-оценочный аппарат, где мы выделили действенный и эмоционально-чувственный критерии, которые позволили нам определить уровень тяжести заикания.

Действенный критерий характеризуется: состоянием психофизиологических процессов (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к воспроизведению ряда элементов, способность к переключению, работоспособность, вхождение в деятельность).

Эмоционально-чувственный критерий характеризуется следующими показателями:

1. Свойства речевого поведения (общительность, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменения условий общения).

2. Черты общего поведения (возбужденность, вялость).

Мы предполагаем, что дети с низким уровнем тяжести заикания должны уметь выполнять серийные действия, без промедления переключаться с одного вида движений на другой, следовать инструкции, отличаться повышенной работоспособностью, уметь сдерживать себя, общаться как со взрослыми, так и с детьми. К детям с высоким уровнем тяжести заикании мы отнесли тех, кто не умеет вслушиваться в инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигналы, не умеет выполнять серийные действия, сдерживать себя, обладает повышенной возбудимостью и импульсивностью.

Все промежуточные результаты мы отнесли к среднему уровню.

Наглядно данный критериально-оценочный аппарат может выглядеть следующим образом:

Таблица 1

Критериально-оценочный аппарат

Критерии

Показатели тяжести заикания

высокий

средний

низкий

действенный

Пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в

Выполнение 2-3 действий в определенной

Наблюдательность, умение повторять ряд действий (более 4) в определенной последовательности,

Продолжение таблицы 1

действенный

инструкцию, сосредотачиваться и своевременно реагировать на сигнал, неумение выполнять серийные задания, неумение переключаться с одного вида движений на другой, быстрая истощаемость, темп речи быстрый

последовательности, умение вслушиваться в инструкцию и следовать ей, умение переключаться с одного движения на другое с 5 сек. паузой.

умение без промедления переключаться с одного вида движения на другой, умение замечать допущенный самим и товарищами отступления от инструкции и показа педагогом, сличать одно с другим, повышенная работоспособность, темп речи умеренный, плавный, правильное употребление пауз в процессе речевого высказывания

эмоционально-чувственный

Повышенная импульсивность, неумение сдерживать себя, отказ от общения

Общение только со знакомыми людьми

Умение сдерживать себя, общение со знакомыми и не знакомыми взрослыми и детьми

То сильная возбужденность без повода, то вялость и апатия

Возбужденность и волнение проявляется в незнакомой об-становке, во время подвижных и театрализован-ных игр

Волнение возникает при чтении текста наизусть, при публичных выступлениях

База эксперимента – специальная коррекционная школа – интернат 8 вида для умственно отсталых детей № 37.

В эксперименте принял участие один ребенок, страдающий заиканием. Нами были использованы следующие методы диагностики: беседы, наблюдения: в повседневной жизни, на занятиях и прогулке.

Результаты проведенного обследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты обследования

И.Ф. ребенка

критерии

итого

действенный

эмоционально-чувственный

показатели

Сережа Т.

С

С

С

С

Анализ результатов обследования дал возможность определить уровень тяжести заикания – средний.

Сережа может выполнять только 2 действия в определенной последовательности. При переключении с одного движения на другое он теряется или переключается с очень длительным обдумыванием. Он предпочитает общение только со знакомыми людьми, в противном случае отказывается от общения. Присутствие группы людей или ответственное выступление ухудшают речь ребенка. У мальчика наблюдается волнение по поводу произнесения трудных слов, неуверенность в своих силах, а речевые неудачи сопровождаются общей скованностью, большим количеством запинок. Речь Сережи ситуативная, темп несколько замедлен, не соблюдает пунктуацию.

Из полученных данных результатов видно, что с данным ребенком требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня заикания.

2.2 Устранение заикания у детей с помощью коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике

Учитывая результаты, полученные в процессе экспериментального исследования, мы организовали коррекционную работу, направленную на преодоление выявленных трудностей.

Свою работу мы проводили совместно с логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем.

Одной из задач музыкального руководителя является научить детей выразительно, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, характером музыки, динамикой, регистрами, ускорять и замедлять движение, менять движение в соответствии с музыкальными фразами. В плане коррекции заикания мы ставили задачу – развитие внимания, формирование черт общего и речевого поведения через применение коррекционно-воспитательных упражнений.

Так, большое место на занятиях мы отводили упражнениям воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Мы использовали такие приемы, как показ, сопровождаемый словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.

Все упражнения мы выполняли под музыку, причем подбирали музыку таким образом, чтобы была яркая смена музыкальных отрывков, темпов, ритмов, характера и силы звука, так как именно такая музыка помогает ребенку научиться переключаться с одного движения на другое.

В своей работе мы использовали еще и упражнения на передачу акцента как средства выразительности, как сигнал к окончанию музыкального отрывка и выполнению соответствующей инструкции (например, остановки).

И так как Сережа очень медленно устанавливает связь между движением и изменением музыкального сигнала, то есть он часть продолжает движение после сигнала, требующего остановки, мы использовали с ним в работе упражнения такие как «Передача мяча под музыку», «Передача флажка под музыку», «Движение по кругу» и другие (Приложение 1).

В начале коррекционного курса эти упражнения с трудом давались Сереже. Он продолжал движение даже после остановки музыки. И поэтому мы пришли к выводу о необходимости выполнять данные упражнения под более медленную музыку. И только постепенно, когда у мальчика стало получаться, мы ускорили темп. Затем в качестве усложнения мы включали упражнения, в которых количество сигналов увеличивается, а движения каждый раз заменяются новыми. Это такие как «Стройте круг» и другие. Наиболее сложным для Сережи было упражнение «Выворачивание круга», особенно когда на 2 часть музыки необходимо было бежать в противоположные стороны по кругу, где внимание ребенка должно быть направлено на резкое изменение ритма, темпа и характера музыкального сопровождения.

Когда мы приступили к выполнению упражнений, в основе которых лежит переключение с одного движения на другое мы столкнулись с тем, что Сережа недостаточно четко дифференцирует близкие по темпу музыкальные отрывки, поэтому мы, сначала включали упражнения, состоящие из контрастных движений, например ходьба и бег. Этим двум движением соответствуют и две противоположные по темпу мелодии: ходьба сопровождается маршем, бег - музыкой в быстром темпе. Сначала мы проиграли эти мелодии, затем выполнили под них оба движения – бег и ходьбу. Сереже постоянно необходимо было побуждение к внимательному и четкому выполнению задания. Как только мальчик стал выполнять задание без чьей-либо помощи и подсказки, мы перешли к упражнениям на переключаемость, состоящих из трех движений. Здесь работа шла следующим образом: сначала давали два знакомых движения и одно новое. Прослушивали три музыкальных отрывка и просили ребенка, объяснить какие движения нужно выполнять и в какой последовательности. А только затем приступали к выполнению. Последовательность отрывков от занятия к занятию меняли.

Особо следует отметить работу с мальчиком с использованием упражнений, которые формируют умение создавать замысел, предвосхищать серию движений. Эти упражнения очень сложные и требуют определенного опыта и навыка. В этих упражнениях необходимо самостоятельно продумать и показать действия, а затем снова воспроизвести в первоначальной последовательности. Количество действий 3-5. В этих упражнениях Сережа не мог придумать больше трех движений. Нам приходилось стимулировать его, предлагая придумывать вместе. Только спустя 5-6 занятий Сережа смог самостоятельно придумать упражнение, состоящее из четырех движений.

На протяжении всей работы мы постоянно подбадривали его, создавали ситуацию успеха. И все упражнения проводились с Сережей в порядке возрастающей сложности.

Мы стали замечать, что у Сережи произошли незначительные изменения: он стал более сдержанным, общительным, перестал бояться новых людей и чаще идет с ними на контакт.

Для того чтобы выяснить была ли наша работа эффективной мы организовали повторное экспериментальное обследование.

2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента

С целью выявления эффективности проводимой работы нами были использованы те же самые методы диагностики, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты контрольного эксперимента представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты контрольного эксперимента

И.Ф. ребенка

критерии

итого

действенный

эмоционально-чувственный

показатели

Сережа Т.

С

Н

С

С

Нам не удалось устранить полностью заикание у ребенка, так как эффективность преодоления заикания во многом зависит от слаженной работы всех специалистов. И особо велика здесь роль логопеда. Ведь именно его воздействие является всегда обязательным и определяющем в комплексе, а роль других специалистов заключается в том, чтобы своими средствами и приемами способствовать эффективности логопедического воздействия. В нашем случае работа логопеда не была систематической и целенаправленной, так как менялись люди.

Проанализировав и обобщив результаты, полученные в процессе контрольного и сравнивая их с результатами констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу о том, что систематическая и целенаправленная работа, проводимая нами, с использованием коррекционно-воспитательных упражнений дала свои результаты. Это проявилось в небольшой положительной динамике: Сережа перестал бояться новых людей, в общении более сдержанный, темп речи умеренный, не торопливый, говорит нараспев, хотя он по-прежнему продолжает оставаться на среднем уровне.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если коррекционно-педагогическая работа будет строиться в соответствии с дидактическими принципами и с использованием коррекционно-воспитательных упражнений систематически, то можно судить о динамике в развитии.

В нашем случае, естественно, динамика еще не значительна, что вполне объяснимо временными рамками формирующего эксперимента, но, тем не менее, полученные результаты позволяют утверждать, что при более длительной работе всех специалистов они могли быть гораздо выше. Это дает нам право говорить, что гипотеза, выдвинутая нами, в отношении данного ребенка вполне обоснована.

Выводы по II главе

С целью определения возможности использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием нами была организована коррекционная работа.

Мы провели обследование ребенка, и полученные данные, позволившие нам наметить пути фронтальной и индивидуальной коррекционной работы, которые мы реализовали в ходе формирующего эксперимента.

Проведение контрольного эксперимента позволило оценить эффективность проделанной работы. Мы пришли к выводу, что проводя логоритмические занятия с заикающимися детьми необходимо большое место отводить коррекционно-воспитательным упражнениям, которые воспитывают устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша работа посвящена актуальной проблеме использования коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием, поскольку исправление данного речевого дефекта ограничивается только логопедической помощью, однако эффективнее будет комплексный подход в преодолении нарушения.

Первую главу нашей работы мы посвятили рассмотрению причин возникновения заикания, раскрыли его виды. И пришли к выводу, что причины могут быть самые различные, поэтому взрослым необходимо очень внимательно относиться к детям, так как они сами могут стать причиной возникновения данного дефекта.

Рассматривая второй вопрос мы пришли к выводу о том, что логопедическая ритмика оказывает большое психотерапевтическое воздействие на личность заикающегося, содействует развитию ее положительных сторон и нивелированию отрицательных.

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с заикающимися детьми школьного возраста были рассмотрены нами в третьем вопросе теоретической главы, где мы пришли к выводу, что занятия по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания очень необходимы и полезны, так как дети часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо неуверенно и это усиливает дефект, а именно логоритмические занятия с включением коррекционно-воспитательных упражнений помогают его исправить, а положительного результата можно достичь только при хорошо продуманной слаженной работе различных специалистов.

На этапе констатирующего эксперимента было проведено обследование, сущностью которого было выявление степени тяжести заикания. После проведенного исследования мы выяснили, что у мальчика средняя степень заикания.

Исходя из этого, мы организовали развивающую работу с использованием на логоритмических занятиях коррекционно-воспитательных упражнений.

Включив задания на устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений, мы отметили в своих наблюдениях и экспериментальном исследовании положительные изменения. Полученные данные служат основанием для подтверждения выдвинутой нами гипотезы.

Действительно, возможно активное использование коррекционно – воспитательных упражнений для преодоление заикания. Непременным условием при этом является:

- систематическое включение коррекционно–воспитательных упражнений в логоритмические занятия;

- работу строить в соответствии с дидактическими принципами.

Материал, представленный нами в этом параграфе, определяет практическую значимость работы, поскольку вполне может быть использован в деятельности воспитателей, музыкальных руководителей.

На наш взгляд, исследование этой проблемы может быть продолжено. Так, например, можно опробовать другие средства логоритмики. Все это позволит более глубоко изучить данную проблему педагогической науки и помочь специалистам более эффективно организовать работу по преодолению заикания.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абелева, И.Ю. Если ребенок заикается. Пособие для родителей [Текст] / И.Ю. Абелева, Н.Ф. Синицына.-М:Просвещение.-1969 -144с.

2. Белякова, Л.И. Заикание [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. М.: 1998. – 301 с.

3. Белякова, Л.И. Основные логопедические технологии, формирование плавной речи у заикающихся [Текст] / Л.И. Белякова. Е.А. Дьякова // Дефектология.- 2001.-№4.-с.49-53.

4. Богомолова, А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы: [Электронный ресурс] / А.И. Богомолова // www.pedlib.ru

5. Борисова, Е.А. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы [Текст] / Е.А. Борисова. Н.С. Прокопцева // Логопед.-2005.-№4.-с.73-93.

6. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн.для логопеда [Текст] / Г.А. Волкова.-М.:Просвещзение.-1983.-144с.

7. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г.А. Волкова. - М. : Изд-во Владос. – 2002.-272.с.

8. Волкова, Л.С. логопедия книга 2 нарушение темпа и ритма речи [Текст] / Л.С. Волкова. – М.: Издательство Владос.-2003.-432.с.

9. Ворошилова, Е.Л. система работы с заикающимися дошкольниками [Текст] / Е.Л. Ворошилова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.– 2006.-№2.–с.30.

10. Гегелия, Н.А. Родителям о заикании детей и подростков [Текст] / Н.А. Гегелия // Дефектология.- 1998.-№4.-с.88-93.

11. Гончарова, Н. Коррекция заикания [Текст] / Н. Гончарова. Л. Виноградова // Дошкольное воспитание.– 2005.-№ 3.–с.59.

12. Гладковская, Л.М. Использование пески и воды в индивидуальной работе с заикающимися детьми 5-6 лет [Текст] / Л.М. Гладковская // Логопед.-2008.-№1.-с.49-56.

13. Гладковская, Л.М. Подгрупповые комплексные занятия для старших дошкольников, страдающих заиканием [Текст] / Л.М. Гладковская // Логопед.-2008.-№8.-с.60-67.

14. Гумирова, Н.М. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к коррекционно- педагогической работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием [Текст] : монография / Н.М. Гумирова, Т.А. Костюкова; под научной редакцией Т.А. Костюковой.- Томск: Томский ЦНТИ.-2008.-170.с.

15. Дресвянникова, В.И. Особенности моторики заикающихся школьников 6-8 классов. Расстройства речи и методы их устранения [Текст] / В.И. Дресвянникова.-М.: 1975.

16. Казбанова, Е.С. Развитие темпо-ритмической организации детской речи как способ профилактики заикания [Текст] / Е.С. Казбанова // Логопед.-2005.-№6.-с.28-32.

17. Калягин, В. Если ребенок заикается [Текст] / В. Калягин.- Питер Ком.: СПБ.-1998.-186 с.

18. Карпухина, Р.Р. О дифференцированном подходе к заикающимся в начальной стадии развития дефекта: [Электронный ресурс] / Р.Р. Карпухина // works.tarefer.ru // Дефектология.- 1980.-№ 1.

19. Картушина, М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет [Текст] / М.Ю, Картушина.-М.: ТЦ Сфера.-2006.-192с.

20. Комплексный метод преодоления заикания у детей в условиях санатория: [Электронный ресурс] / www.kved.ru // Курортные ведомости.-2009.-№ 1 (52).

21. Коновалова, Л.С. Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений: [Электронный ресурс] /Л.С. Набиева // festival.1september.ru

22. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. методических рекомендаций [Текст] / Авторы- составители Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева и другие.-СПб., М.: САГА:ФОРУМ.-2006.-272с.

23. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для сту. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А.Медведева, Л.Н. Комиссарова, Г.Р.Шашкина, О.Л. Сергеева; Под ред. Е.А. Медведевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-224с.

24. Набиева, Т.Н. Заикание: обзор зарубежной и отечественной литературы [Текст] / Т.Н. Набиева. // Дефектология.- 1998.-№4.-с.30.

25. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., испр.- М.:РРКТИ.-2005.-240с.

26. Преодоление заикания у дошкольников [Текст] / под редакцией Р.Е. Левиной.- М.: Изд-во Педагогика.-1975.-160.с.

27. Рождественская, В.И. Игры и упражнения для исправления заикания [Текст] / В.И. Рождественская, А.Н. Павлов.- М.: Изд-во Просвещение.-1978.-64.с.

28. Руденко, И.И. Логопедическая ритмика для дошкольников с речевой патологией [Текст] / И.И. Руденко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2005.-№1.-с.14-17.

29. Селиверстов, В.И. Заикание у детей [Текст] / В.И. Селиверстов.- Изд-во Владос.-2000.-206.с.

30. Сикорский, И.А. заикание [Текст] / И.А. Сикорский.-М.: Изд-во Астрель.-2005.-192.с.

31. Скрыпник, И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием [Текст] / И. Скрыпник // Дошкольное воспитание.-1996.-№5.-с.2-10.

32. Скрыпник, И. Примерные конспекты логоритмических занятий с детьми, страдающими заиканием [Текст] / И. Скрыпник // Дошкольное воспитание.-1996.-№6.-с.40-46.

33. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Изд-во Просвещение.-1989.-222 с.

34. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб.пособие для сту.высш.пед.учеб.заведений [Текст] / Г.Р. Шашкина.- М.: Издательский центр Академия.- 2005.- 192с.

Приложение 1

Коррекционно-воспитательные упражнения, используемые на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием [26;137-147]

Упражнения, формирующие быстроту и правильную реакцию на сигналы

«Передача флажка под музыку»

Дети стоят в кругу, в темпе с музыкой передают флажок. На остановку в звучании тот, у кого в этот момент окажется флажок, поднимает его вверх. С возобновлением звучания дети опять передают флажок.

Передача мяча под музыку

Дети стоят в кругу и передают мяч. На остановку в звучании тот ребенок, у которого в этот момент окажется мяч, играет с ним, ударяя, например, три раза об пол или подбрасывая вверх (по инструкции педагога). С началом музыки мяч продолжают передавать по кругу.

Движение по кругу (несколько вариантов)

Дети идут по кругу, на остановку в звучании перестают двигаться. Упражнение можно провести с флажками: с прекращением музыки надо высоко поднять флажки над головой.

Дети идут по кругу, на акцент в музыке делают поворот в обратную сторону или легкое приседание.

Взявшись за руки, ребята цепочкой ходят в разных направлениях. На неожиданный акцент, в музыке ведущий цепочки опускается на одно колено. Цепочка продолжается двигаться дальше. На следующий акцент, идущий впереди, опять встает на одно колено. Так продолжается до тех пор, пока все дети не опустятся на одно колено. На следующий акцент первый встает и ходит между детьми, постепенно (на акценты в музыке) собирая их в цепочку.

Движение по кругу с мячом

Дети стоят в кругу, перед каждым на полу лежит мяч. С началом музыки дети берут мячи и, держа их в вытянутой вверх правой руке, идут по кругу. С прекращение звучания все останавливаются и кладут мячи на пол перед собой.

«Займи круг»

На полу педагог рисует круги по количеству участвующих в упражнении детей. Под музыку марша каждый ребенок ходит около своего круга, на акцент в музыке впрыгивает в круг и ждет следующего сигнала, по которому выпрыгивает из круга и опять ходит вокруг него.

Движение парами с обручами

Вся группа встает парами по кругу. Каждой паре дается обруч. Ребенок, который находится во внешнем круге, держит его в правой руке, ребенок, стоящий во внутреннем круге, - в левой. На неожиданный музыкальный сигнал ребенок, идущий по внешнему кругу, не отнимая руки от обруча, поворачивается лицом к обручу и пролезает в него (перешагивает левой ногой). После этого движения по кругу продолжается. На следующий сигнал то же самое делает ребенок, идущий по внутреннему кругу (перешагивает правой ногой).

«Стройте круг»

Детям предлагается перестроиться (двигаться врассыпную по комнате, или идти к центру, или перестроиться в круг) без ведущего и без заранее намеченных построений, двигаясь свободно по площадке самостоятельно найденным движением. Дети меняют движения в связи с контрастным звучанием частей музыкального произведения, на акценты в мелодии.

Выворачивание круга

Дети учатся передавать акценты в музыке, исполнять построения, требующие активного внимания от всей группы. Все участвующие делятся на пары и встают по кругу. На первую часть музыки дети идут вправо по кругу. На вторую часть музыки дети ведущей пары опускают руки, поворачивают из круга и бегут в противоположные стороны по кругу. К концу второй части музыки круг выворачивается (спиной к центру) и ведущая пара снова берется за руки. На повторение первой части дети идут по кругу в правую сторону, на повторение второй части дети следующей пары опускают руки и также бегут в разные стороны, выворачивая круг лицом к центру. Внимание детей направлено на резкое изменение ритма, темпа и характера музыкального произведения.

Упражнения на переключаемость с одного движения на другое

Упражнение с флажками

Дети построены в колонну парами в одном конце зала. Два флажка (красный и синий) лежат на двух стульях в другом конце. Под музыку марша первая пара идет к флажкам, берет их и свободно ходит по залу. Под музыку, исполняемую в быстром темпе, дети бегут к стульям, кладут флажки на свои места и возвращаются к колонне, становясь в конце ее. Упражнение продолжает выполнять следующая пара.

Упражнение с обручем

Под марш дети идут в колонне друг за другом. При изменении темпа музыки они бегут к обручу, который лежит в центре зала, берутся за него правой или левой рукой (по указанию педагога) и бегут по кругу, держась за обруч, пока не услышат изменения в темпе – снова звучит марш. Кладут обруч на пол и идут опять друг за друга.

Упражнение с движением по кругу

Дети образуют два круга. Один круг движется под марш. С началом мелодии быстрого темпа второго круга начинает движение, а первый останавливается.

Дети под марш идут по кругу. Движение прерывается музыкой быстрого темпа: все разбегаются свободно по залу. На остановку в звучании дети приседают на корточки в том месте, где их застал музыкальный сигнал. На возобновившийся темп марша снова собираются в круг и начинают упражнение сначала.

«Собираем камушки»

Дети сами (без указаний педагога) находят ритм и характер движения. Упражнение учит детей четко останавливаться на ходу в соответствии с ритмом музыкальных фраз.

«Шагают Петрушки»

Внимание детей обращается на смешной, шутливый характер музыки, рисующий образ Петрушки. Во второй части музыкального отрывка педагог предоставляет детям самим найти движение и его выразительность.

С этой же целью педагог знакомит детей с музыкальными произведениями, которые исполняются в разных регистрах. Вначале предлагаются контрастные регистры . Дети их хорошо различают и быстро запоминают. Например: на звучание в верхнем регистре дети, подняв руки с флажками, машут ими над головой, на звучание в нижнем регистре – машут флажками внизу. От занятия к занятию движения меняются: упражнения строятся из трех движений на основании музыкального отрывка, исполняемого в трех регистрах. Движения используются самые разнообразные: на верхний регистр дети вращают кистями рук, на средний – хлопают в ладоши перед собой, на нижний – идут по кругу, руки на пояс.

Маршировка под музыку

Дети маршируют под музыку. Потом упражнение усложняется: музыка обрывается, и надо пройти заданное число шагов без музыкального сопровождения.

Упражнения на запоминание и воспроизведение определенной последовательности движений

На раз – поднять руки вверх, на два – перевести руки на пояс, на три – встать в исходное положение.

На раз – руки в стороны, на два – руки вверх, ударить флажками над головой, на три - встать в исходное положение.

Упражнения, формирующие умение создавать замысел, предвосхищать серию движений

«Займи круг»

На полу педагог рисует круги по количеству участвующих в упражнении детей. Под музыку марша каждый ребенок ходит около своего круга, на акцент в музыке впрыгивает в круг и ждет следующего сигнала, по которому выпрыгивает из круга и опять ходит вокруг него.

«Запретное движение»

Педагог показывает, а затем повторяет вместе с детьми серию движений. Во время игры дети одно из движений, заранее обусловленное, выполнять не должны. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Предварительно упражнение проделывается несколько раз в медленном темпе, а позже – в быстром. Игра эта требует большого внимания.

Упражнения для использования на логоритмических занятиях [2;267]. Упражнения на сочетание музыки с движением

Сочетание характера музыки с движениями

1. Дети ходят под музыку или удары бубна в любом направлении, меняя темп движений в зависимости от быстроты музыки.

2. Дети, построившись в ряд, на темп марша подражают маршировке бойцов.

3. Дети стоят в несколько кружков. По сигналу, данному на барабане или рояле, дети разбегаются по комнате. По следующему сигналу дети снова строятся в кружки в том же месте.

Сочетание темпа музыки с темпом движений

1. Дети, встав парами, друг за другом и держась за руки, идут по кругу, изображая лошадь и кучера. С переходом на быстрый темп, бегут.

2. Дети идут под музыку в колонне по одному через середину. Дойдя до противоположной стороны комнаты, расходятся: один – налево, один – направо, в обход комнаты. Встретившись, идут попарно в колонне через середину. Снова расходятся по одному в обход комнаты и, встречаясь, образуют колонну по одному, как вначале.

3. Дети идут парами в темпе марша. При переходе на быстрый темп все пары останавливаются, поднимают сцепленные руки и образуют ворота, в которые пробегает пара и становится последней. Повторяется всеми парами.

4. Под медленный темп музыки дети, стоя в кругу, ударяют мяч об пол и ловят обеими руками. С переходом музыки на быстрый темп дети берут мяч в правую руку, высоко поднимают его и бегут по кругу. С возобновлением музыки медленного темпа дети опять ударяют мяч об пол.

5. Дети становятся в два круга. Внутренний круг двигается в темпе марша вправо, а внешний одновременно в темпе бега – влево: по сигналу роли кругов меняются.

Сочетание ритма музыки с ритмом движений

1. Дети сидят в кругу попарно, обращены лицом друг к другу. Поочередно указательным пальцем грозят друг другу сначала правой рукой, затем левой по 2 такта. На остановку поворачиваются спинами друг к другу и, оказавшись с новым соседом, продолжают так же исполнять этот ритм.

2. Дети стоят по кругу, один держит мяч. На 2 такта плавно поднимает над головой, затем на 2 такта передает мяч рядом стоящему ребенку. Второй передает 3-му и т.д. до конца, пока мяч не придет обратно к 1-му ребенку.

3. Дети стоят парами лицом друг к другу, держась обеими руками. Первый такт сопровождается прыжками на месте с поочередным выставлением вперед то одной, то другой ноги. На второй такт берутся правыми руками и кружатся на месте, потом берутся опять обеими руками.

Упражнения на координацию речи с движением

1. Дети стоят по кругу и бросают мяч вправо (влево), в зависимости оттого, что каждому из них хочется, а затем через круг любому, при этом говорят: «Я бросаю мяч вправо, я катаю через круг».

2. Дети маршируют по кругу. В середине – «пруд».

По дорожке вдоль пруда

Я гуляю иногда,

Но подальше от воды,

Чтобы не было беды!

3. Один из двух детей, пастух, ходит среди ребят, расположившихся на полу (лугу). Пастух играет на дудочке и говорит:

Ай ду-ду, ай ду-ду,

Я все стадо стерегу,

Ай ду-ду, ай ду-ду,

На зеленом на лугу.

Роль пастуха дети исполняют поочередно.

4. Дети ходят по кругу на носках:

Маме надо отдыхать,

Маме хочется поспать,

На носочках я хожу,

Маму я не разбужу.

5. Дети стоят на одной ноге. Руки вытянуты в стороны.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

6. Дети, подражая движению дворника с метлой, говорят:

Подметаю я свой двор,

Собираю в кугу сор.

Будут все меня хвалить,

«Молодец» мне говорить!

На акцент метла движется влево.

7. Дети изображают все, о чем говорится в стишке, движения выполняются в ритме стиха:

Моем шею, моем уши,

Вытираемся посуше.

Не спеша, не спеша.

Мы и зубы чистим тоже,

Порошком, порошком.

8. «Дятел». Дети, изображая стук дятла по дереву, ударяют правой рукой в форме клюва, по ладони левой руки. Движения выполняются на акцент.

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.