Курсовая работа: Системы управления обучения (LMS)

Название: Системы управления обучения (LMS)
Раздел: Рефераты по информатике, программированию
Тип: курсовая работа

Курсовая работа

на тему:

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ (LMS)

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие электронного обучения. Управление электронным обучением

1.1 Что такое e-Learning

1.2 Технологии электронного обучения

1.3 Основные типы программного обеспечения для создания e-learning решений. Система управления обучением

Глава 2. Основные компоненты LMS на примере IBM Lotus Learning Management System и Moodle

2.1 Компоненты LMS

2.2 Преимущества Open Source LMS Moodle

Глава 3. Разработка учебных курсов в системе Moodle

3.1 Основные элементы Moodle

3.2 Создание электронных ресурсов средствами Moodle

Заключение

Список литературы

Введение

История персональных компьютеров, ставших общедоступными, ведет отсчет уже третьего своего десятилетия, однако обучение с помощью компьютерных технологий начало развиваться гораздо позже. Попытки дополнить традиционную модель заочного образования решениями на базе CD-ROM вылились со временем в целую индустрию дистанционного обучения. Для обозначения этой модели обучения все чаще используется емкий термин e-Learning. Европейская комиссия определяет e-Learning как "использование новых технологий мультимедиа и Internet для повышения качества обучения за счет улучшения доступа к ресурсам и сервисам, а также удаленного обмена знаниями и совместной работы". Проще говоря, под e-Learning подразумевается учебный процесс, в котором используются интерактивные электронные средства доставки информации, включая компакт-диски, корпоративные сети и Internet.

Причины интереса к e-Learning понятны. Ключевое значение для конкурентоспособности предприятий приобретают не технологии, а интеллектуальный капитал - знания и опыт сотрудников. Но при этом стремительное развитие технологий и методов ведения бизнеса требует постоянного обновления знаний. Актуальной становится концепция непрерывного обучения, однако воплотить ее в жизнь в условиях большой загруженности сотрудников и необходимости экономически обосновывать затраты на повышение их квалификации непросто. Е-Learning позволяет находить для обучения удобное окно в рабочем графике, экономить на транспортных расходах, охватывать учебными программами множество пользователей, создавать корпоративную среду накопления и совершенствования знаний, обеспечивать комфортный, персонализированный стиль обучения. Немало возможностей открывает применение электронных средств обучения и в традиционной академической образовательной среде. Апологеты e-Learning утверждают даже, что только электронное обучение позволит сформировать общество нового типа, экономика которого будет основана на знаниях. Есть, впрочем, и более пессимистичные оценки, в соответствии с которыми e-Learning - не более чем удобный инструмент, ничего не меняющий в методах педагогики, неспособный внести революционных изменений в образовательный процесс как таковой.

Не претендуя на полноту, попытаемся определить основные компоненты электронного обучения и обратимся к интересным примерам реализации e-Learning.

Истоки современного электронного обучения можно найти в появившихся в начале 90-х технологиях компьютерных тренингов (computer-based training, CBT). Курсы на CD-ROM предназначались для автономного использования или, в редких случаях, в локальной сети клиент-серверной архитектуры. Первое поколение продуктов этого типа представляло собой не готовые учебные программы, а средства создания мультимедийных курсов, из которых квалифицированные программисты или специальные разработчики учебного контента могли сконструировать пригодную для использования систему. Результатом, как правило, был продуманный с методической точки зрения качественный тренинг с разнообразными интерактивными возможностями.

Однако это требовало больших затрат времени и средств, практически исключалась возможность модификации полученного тренинга в дальнейшем, поэтому довольно быстро эту технологию потеснили готовые компьютерные тренинги, тематика которых была связана преимущественно с различными аспектами ИТ: новый тип обучения с использованием компьютера легче всего принимался именно в мире компьютеров. Ограниченное распространение CBT-программ, связанных с бизнесом или предназначенных для повышения профессиональной квалификации специалистов на вертикальных рынках, объяснялось рядом причин, в частности, необходимостью серьезной настройки содержания курсов не только под конкретную индустрию, но и под определенную компанию; разработчикам готовых электронных тренингов это было невыгодно.

Активное использование предприятиями большого числа компьютерных курсов и реализация масштабных корпоративных проектов по переводу обучения в электронную форму поставили вопрос об управлении процессом такого обучения. Без централизованного контроля над учащимися экономически обосновать расходы на компьютерные тренинги было невозможно. Так в конце 90-х возникли системы категории Learning Management System (LMS), включающие средства не только для организации и контроля использования компьютерных тренингов, но и для администрирования учебного процесса в целом, в том числе, его традиционных форм. Стремление к тому, чтобы тренинги от разных производителей, в том числе и курсы, разработанные заказчиками самостоятельно, были совместимы с разными LMS-платформами, стимулировало работы по стандартизации.

Сам термин e-Learning появился в 1999 году, когда распространение технологий Internet привело к вытеснению компьютерных курсов на CD-ROM тренингами на базе Web. Ими было гораздо легче и дешевле охватить персонал территориально-распределенных организаций любого масштаба. Проще и эффективнее оказалась и организация централизованного управления учебным процессом. Сеть открывала путь к созданию консолидированной виртуальной среды, объединяющей слушателей, преподавателей и менеджеров. Однако реализация курсов на Web-сервере во многом уступала по качеству и богатству возможностей программам обучения с использованием CD-ROM.

Смена тысячелетий сопровождалась Internet-бумом и ростом популярности учебных порталов, предоставлявших доступ к учебному контенту. Управление данными для реализации таких порталов базировалось на функциональности LMS, благодаря чему укреплялась репутация этой категории систем как необходимого компонента e-Learning. Кризис Internet-индустрии привел к краху многих поставщиков портальных технологий для электронного обучения, которые делали ставку на количество, а не на качество и эффективную специализацию курсов. Выжили те, кто смог предложить более сфокусированные на определенной тематике тренинги с хотя бы минимальными возможностями их адаптации под нужды заказчика. Наряду с использованием готовых библиотек электронных курсов начали развиваться новые подходы к реализации e-Learning, которые делали ставку на самостоятельную разработку учебных программ под задачи компании и их развертывание на базе платформ LMS.

Помимо электронных библиотек курсов, средств разработки учебного контента и систем управления учебным процессом, развиваются новые технологии для e-Learning, в том числе виртуальные классные комнаты, которые обеспечивают взаимодействие преподавателя и учащихся в реальном времени, системы управления учебным контентом на основе концепции учебных объектов, средства совместной работы, средства потоковой передачи мультимедиа и игровые технологии, позволяющие оживить процесс обучения в электронной среде.

Глава 1. Понятие электронного обучения. Управление электронным обучением

1.1 Что такое e-Learning

Для грамотной и максимально рациональной организации учебного процесса любая организация должна определиться с тем, на кого направлено обучение, проще говоря, с целевой аудиторией. Существует три основные, дифференцированные по возрасту, группы учащихся: школьники, студенты, взрослые слушатели (аспиранты, докторанты, слушатели магистратуры и т.д.).

Естественно, для каждой из этих групп приоритеты в изучении тех или иных дисциплин расставлены по-разному, и, соответственно, для организаторов учебного процесса важно правильно определить цели и задачи обучения. Существуют четыре классических вопроса, которыми задаются учащиеся при изучении материала: ЧТО, КАК, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ. Проблема в том, что эти вопросы возникают у каждого слушателя по очереди при переходе из одной возрастной группы в другую. Для школьников при изучении какой-либо дисциплины характерны вопросы ЧТО и КАК, то есть, грубо говоря, "что есть что" и "как все это функционирует". Студенты обычно интересуются КАК и ЗАЧЕМ происходят те или иные явления, а взрослым слушателям чаще всего важно понять ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ.

Помимо всего прочего студентам и взрослым учащимся в отличие от школьников необходимо получить практические навыки применения знаний, полученных на занятиях. Отталкиваясь от всего этого, организаторы учебного процесса должны определиться с целями и задачами обучения для разных групп слушателей, с тем ЧТО, КАК и для КОГО преподавать.

С традиционным обучением все более-менее понятно: слушатель приходит на лекцию, получает теоретический материал, затем на семинарах отрабатывает определенные практические навыки. В дистанционном обучении нет прямого, очного контакта преподавателя с учащимися - этим и осложняется организация учебного процесса, поскольку каждый слушатель изучает материалы самостоятельно и можно ставить под сомнение отработку практических навыков, которые просто необходимы при получении, например, высшего образования.

Эту проблему позволяет решить e-Learning (электронное обучение), которое на сегодняшний день является революционным и наиболее перспективным направлением развития дистанционного обучения. Помимо решения своей первоочередной задачи - обучения на расстоянии - e-Learning может стать отличным дополнением очной формы, поскольку технологии, применяемые при разработке электронных учебных курсов, будут хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения.

Несмотря на то, что e-Learning в чистом виде подразумевает самостоятельное изучение материалов, как и при дистанционном обучении, он имеет ряд преимуществ перед традиционной очной формой:

большая свобода доступа - учащийся имеет возможность доступа через Internet к электронным курсам из любого места, где есть выход в глобальную информационную сеть;

более низкие цены на доставку обучения - в электронном обучении процесс доставки образования включает в себя только обмен информацией через Internet без затрат со стороны учащегося на покупку учебно-методической литературы;

возможность разделения содержания электронного курса на модули - небольшие блоки информации позволяют сделать изучение предмета более гибким и упрощают поиск нужных материалов;

гибкость обучения - продолжительность и последовательность изучения материалов слушатель выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности;

возможность развиваться в ногу со временем - пользователи электронных курсов, и преподаватели, и студенты, развивают свои навыки и знания в соответствии с современными, новейшими технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы;

возможность определять критерии оценки знаний - в электронном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные студентом в процессе обучения. Это позволяет исключить необъективность и предвзятость.

Электронные учебные курсы - высокотехнологичный продукт, создаваемый на основе и с применением самых современных IT-решений.

1.2 Технологии электронного обучения

Технически e-Learning решение строится на основе целого ряда программных продуктов.

Средство разработки учебного контента (Authoring Tool) Система управления обучением (Learning Management System) - принятый в России термин - Система Дистанционного Обучения (СДО) Система обмена информацией.

Система управления контентом / учебным порталом.

Система дистанционного обучения является основой любой e-Learning системы.

Система управления обучением реализует следующие функции:

Учет слушателей, персонализация, разграничение прав доступа.

Управление процессом обучения, учет результатов обучения и тестирования.

Интеграция с механизмами синхронного и асинхронного общения.

Подготовка аналитической отчетности.

Интеграция с внешними информационными системами (например, с системой кадрового учета).

С помощью средств разработки учебного контента создаются учебные материалы и тесты, которые затем помещаются в базу данных системы управления обучением. Через нее слушатели получают доступ к учебным материалам. Система обмена информацией позволяет учащимся, преподавателям, экспертам и другим участникам учебного процесса обмениваться информацией между собой как в режиме реального времени (синхронно) так и асинхронно. Вэб-интерфейс системы управления обучением, как правило, строится на основе средств управления контентом.

Учебный контент может быть статическим (HTML страницы, тексты) и интерактивным, с элементами анимации и голосовым сопровождением. Для создания статического контента можно использовать стандартные редакторы, такие как Microsoft Word. Интерактивный контент создается с помощью специальных программных продуктов.

Модуль обмена информацией системы е-Learning позволяет реализовать следующие функции (в зависимости от выбранного программного обеспечения):

Асинхронное общение - форумы, доски объявлений, электронная почта Синхронное общение - голосовой и компьютерный чат, видеоконференции, совместное использование программных продуктов, виртуальная аудитория.

Технологии E-learning пока не получили в России широкого распространения. Тем не менее, на российском рынке сегодня уже существует ряд компаний, успешно внедривших системы дистанционного обучения или планирующих сделать это в ближайшем будущем. И мы уверены, что скорость, с которой на российский рынок проникают передовые технологии управления, говорит о том, что в ближайшем будущем рынок e-learning решений будет активно развиваться.

1.3 Основные типы программного обеспечения для создания e-learning решений. Система управления обучением

Чтобы дистанционное обучение (ДО) было эффективным, используемая в нем технология должно обладать такими характеристиками, чтобы оно доставляло удовольствие и обучаемому и преподавателю. Ничто так не гасит энтузиазм новоявленных учеников, как технические проблемы, создаваемые сложным в использовании программным обеспечением.

Рассмотрим основные технологические решения, используемые для электронного обучения (e-learning solutions). Спектр программного обеспечения для ДО очень широк. На одном краю этого спектра - простые программы, выполненные в HTML, на другом - сложные системы управления обучением и учебным контентом (Learning Content Management Systems), использующиеся в корпоративных компьютерных сетях.

Одним из секретов успешного внедрения дистанционного обучения является правильный выбор программного обеспечения, соответствующего конкретным требованиям. Эти требования определяются потребностями обучаемого, потребностями преподавателя и, во многих случаях, администратора, который должен контролировать ход и результаты обучения.

Среди основных типов программного обеспечения для создания e-Learning решений можно выделить:

авторские программные продукты (Authoring Packages), -системы управления обучением (Learning Management Systems - LMS), -системы управления контентом (Content Management Systems - CMS), -системы управления учебным контентом (Learning Content Management Systems - LCMS).

Авторские продукты специально разработаны для преодоления тех затруднений, с которыми сталкиваются преподаватели при использовании языков программирования. Эти программы обычно позволяют преподавателю самостоятельно разрабатывать учебный контент на основе визуального программирования. Недостатком таких продуктов является невозможность отслеживать и контролировать во времени процесс обучения и успеваемость большого количества обучаемых. Как правило, они разработаны для создания уроков с немедленной обратной связью с обучаемым, а не для хранения информации об учебном процессе за длительное время.

Системы управления обучением LMS (в русскоязычной терминологии используется аббревиатура СДО - "система дистанционного обучения") представляют собой платформу для развертывания e-Learning, но в ряде случаев могут использоваться и для администрирования традиционного учебного процесса.

Система LMS, в идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса - необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций между студентами и преподавателями. Студент получает от LMS возможности доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего учебного контента, выбора подходящих учебных треков на основе предварительного и промежуточных тестирований, использования дополнительных материалов с помощью специальных ссылок.

Административные функции LMS охватывают несколько базовых областей. Управление студентами включает в себя задачи регистрации и контроля доступа пользователей к системе и к учебному контенту, организацию слушателей в группы для предоставления им общих курсов и составления отчетности, управление аудиторными и преподавательскими ресурсами. LMS отвечает также за интеграцию дополнительных элементов учебного процесса (практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы).

Кроме того, LMS отвечает за распределение и использование учебного контента. В числе таких задач - организация удобных для поиска каталогов курсов, выделение групп курсов для обязательного изучения и изучения "по желанию", разработка индивидуальных учебных треков (например, на базе заданных функциональных ролей слушателей), другие механизмы целевого предоставления учебного контента, поддержка синхронных и асинхронных режимов взаимодействия с преподавателем. Важнейшим элементом LMS является отчетность по учебному процессу, которая позволяет, в частности, делать выводы об эффективности вложений в электронное обучение. В LMS должны быть механизмы контроля и составления отчетов о том, насколько успешно продвигается слушатель (или группа) в изучении определенных тем, соответствует ли повышение уровня профессиональной квалификации в результате обучения заданным в начале обучения целям, насколько полученные знания находят применение в практической работе и влияют на ее результативность.

LMS обеспечивает и механизмы защиты, необходимые для сетевой среды e-Learning, а также, в случае масштабных учебных проектов, поддерживает интеграцию с системами планирования ресурсов предприятия и LMS, являясь решением для управления учебным процессом, поддерживает, как управления персоналом, минимум, использование электронных курсов из различных источников; наиболее развитые системы предлагают специальные модули для разработки собственного учебного контента. Для того чтобы LMS-платформы имели возможность "проигрывать" разные готовые курсы, созданы стандарты интероперабельности. Так, Airline Industry CBT Committee описывает взаимодействие компьютерных тренингов с системами управления и служит основой для развития аналогичных стандартов интероперабельности для Web-курсов.

Последние два года развивается новый класс систем, реализующих управление учебным контентом (Learning Content Management System, LCMS). В отличие от LMS, подобные системы концентрируются на задачах управления содержанием учебных программ, а не процессом обучения, и ориентированы не на менеджеров и студентов, а на разработчиков контента, специалистов по методологической компоновке курсов и руководителей проектов обучения. В основе LCMS лежит концепция представления содержания обучения как совокупности многократно используемых учебных объектов со своей целевой аудиторией и определенным контекстом использования. Как отмечают аналитики, границу между двумя классами систем со столь похожими названиями провести все труднее: большинство производителей систем LCMS включают в них функциональность общего управления обучением, а ведущие решения категории LMS теперь реализуют и возможности управления учебным контентом.

Рынок LMS пока еще достаточно фрагментирован, что свидетельствует о его незрелости, однако он быстро развивается; системы этого класса становятся все более востребованными и рассматриваются не просто как необходимая инфраструктура для e-Learning, но - по крайней мере, западными компаниями - и как часть общей корпоративной ИТ-инфраструктуры. Подтверждением тому является интерес, который проявляют к решениям по управлению обучением производители систем общего управления, в том числе, компании SAP (SAP Learning Solution), Oracle (i-Learning), PeopleSoft (Enterprise Learning Management).

Традиционными лидерами западного рынка LMS являются решения компаний Saba Software, Docent, WBT Systems, Click2Learn, IBM. Свои предложения есть и на отечественном рынке, среди них - система дистанционного тренинга Redclass (совместная разработка компании Redlab и учебного центра Redcenter) "Прометей" производства НИЦ АСКБ, e-Learning компании "ГиперМетод", распространяемая в открытых кодах система NauLearning от компании Naumen и др. По оценкам META Group, важнейшей тенденцией для e-Learning в ближайшие годы станет интеграция технологий управления обучением в общую корпоративную ИТ-платформу, объединяющую системы управления контентом, знаниями, персоналом, средства совместной работы, решения для порталов. Логическим следствием этого станет реализация концепции обучения, внедренного в рабочий процесс. Эта концепция подразумевает, в частности, что задачи обучения сотрудника непосредственным образом увязываются с его функциями в компании - материалы учебных курсов предоставляются в нужный момент и наиболее близки к реализации этих идей в IBM. Очередная версия системы Lotus Workplace Collaborative Learning интегрирована со всеми компонентами семейства клиентских приложений Lotus Workplace. Интеграция этих функций со средствами LMS позволяет настроить управление учебным процессом таким образом, чтобы для каждого этапа определенного бизнес-процесса его участники получали необходимые учебные ресурсы на своем рабочем месте.

Глава 2. Основные компоненты LMS на примере IBM Lotus Learning Management System и Moodle

2.1 Компоненты LMS

Рассмотрим основные компоненты Learning Management System и их взаимодействие на примере IBM Lotus Learning Management System и Moodle:

Каталог содержит общую информацию о пользователях, доступ к которой можно получить с помощью различных приложений. Это не должно быть специализировано для LMS. В IBM Lotus Learning Management System это каталог LDAP (Lightweight Directory Access Protocol - упрощенный протокол доступа к каталогам).

Реляционная система управления базами данных оставшиеся данные, используемые системой LMS, хранятся в реляционной системе управления базами данных (РСУБД) сторонних производителей. В СУБД хранятся данные, относящиеся к привилегиям пользователей, курсам и ресурсам, к которым при необходимости предоставляется доступ.

В LMS для хранения данных используются три БД: БД сервера LMS, БД сервера доставки и БД аудита (Audit). БД сервера LMS и сервера доставки хранят информацию, относящуюся к пользователям, курсам и ресурсам, которая используется различными способами. Например, сервер LMS может затребовать пользовательскую информацию для сверки со списком пользователей и для отслеживания полномочий, а сервер доставки использует эту информацию для отслеживания прогресса пользователя в прохождении курса перед отправкой этой информации обратно на сервер LMS. БД аудита хранит системную информацию об использовании системы LMS и используется для системного администрирования.

Сервер LMS является центральным компонентом Learning Management System, объединяющим вместе все прочие компоненты. Каждый установленный экземпляр LMS использует отдельный сервер LMS, который может работать как на отдельном компьютере, так и на серверном кластере.

Пользователи получают доступ к Learning Management System через сервер LMS, который предоставляет интерфейс пользователя. Этот интерфейс предусматривает две основные категории: студенты и администраторы. Студенты используют сервер LMS для пролистывания каталога курсов, для регистрации на участие в курсе и для просмотра прогресса своего обучения. Обычно студенты ограничены двумя модулями интерфейса пользователя.

Сервер доставки является компонентом LMS, который подключает студентов к курсам и выполняет задачи по поддержке последовательности, запуску и отслеживанию содержания курса. Для распространения курсов установленный экземпляр системы LMS может использовать один сервер доставки или более. Сервер доставки поддерживает тот же набор платформ, что и сервер LMS.

Сервер данных.

Каждый курс требует наличия содержащихся в нем данных (текста, изображений и мультимедиа-данных), которые пользователь просматривает при прохождении курса. Файлы с данными курса хранятся на серверах данных, а доступ к ним возможен из краткого содержания курса с помощью ссылок URL. Сервера данных не являются внутренними компонентами LMS, они представляют собой HTTP-сервера сторонних производителей.

Содержание курса нельзя разработать или отредактировать с помощью Web-интерфейса системы LMS. Для этого необходимо использовать специальные средства. Все данные курса, включая систему оценки полученных знаний, необходимо импортировать в систему LMS, и только тогда они станут доступными студентам. Можно импортировать пакеты курсов напрямую в LMS с помощью утилиты импорта, работающей из командной строки, либо импортировать эти пакеты в средство создания учебных программ LMS, а затем уже оттуда "отправить" пакеты в LMS.

SMTP-сервер.

Для направления автоматических уведомлений пользователям и отправки запросов на оказание помощи в службу поддержки пользователей в LMS используется обмен почтовыми сообщениями. Это требует наличия SMTP-сервера, который перенаправляет сообщения в системе нужным образом. SMTP-сервер не обязательно должен быть выделенным для нужд LMS. Можно использовать существующий SMTP-сервер, который уже поддерживает другие приложения.

Web-браузеры.

Пользователи получают доступ к системе LMS со своих клиентских рабочих станций с помощью Web-браузеров.

FTP-cepвep.

Когда курсы загружают в LMS, они хранятся на FTP-сервере. Система LMS копирует пакет с курсом с FTP-сервера и обрабатывает его.

Средство создания учебных программ LMS представляет собой приложение для создания содержимого курсов, которое позволяет создавать базовые структуры курсов и системы оценки полученных знаний, либо форматировать курсы сторонних производителей для использования с системой LMS. С помощью средства создания учебных программ можно редактировать содержимое только курсов для LMS, а те данные, которые изначально были созданы для других систем, отредактировать невозможно (для этого необходимо обратиться к другим соответствующим средствам редактирования). Средство создания учебных программ позволяет добавлять к курсу информацию об установлении последовательности, которая обеспечивает определенный порядок прохождения курса. Также можно указывать для отдельных разделов курса определенное количество очков, которое нужно набрать.

Средство создания учебных программ является отдельным компонентом LMS, который работает только на Windows-платформах. Во время установки LMS пакет с этим компонентом следует располагать на сервере, который доступен для разработчиков курсов, с тем чтобы они могли затем загрузить пакет и установить это средство на своих рабочих станциях.

Клиент автономного обучения пакет, который позволяет студентам проходить курс, не подключаясь к сети.

Этот компонент присутствует в IBM Lotus Learning Management System, и нет его в Open Source LMS Moodle. Студенты загружают этот пакет с сервера LMS и устанавливают его на своих рабочих станциях под управлением Windows. После локальной установки пакета студент может загрузить один или более курсов, помеченных как доступные для автономного использования, а затем отключиться от сети. Во время автономной работы информация по отслеживанию прогресса и оценок для каждого загруженного курса сохраняется на рабочей станции. Когда пользователь вновь подключается к сети, курс можно перевести в статус "он-лайн", а соответствующую сопровождающую прохождение курса информацию загрузить на сервер LMS.

Серверы для совместной работы.

При прохождении курса в режиме он-лайн пользователь может участвовать в различных совместных занятиях, которые организуются на сервере совместной работы (Collaboration server).

2.2 Преимущества Open Source LMS Moodle

Open Source LMS Moodle широко известна в мире, используется более чем в 100 странах.

По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими LMS, например с вышеупомянутой IBM Lotus Learning Management System, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность "заточить" систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.

Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.

Широкие возможности для коммуникации - одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов.

Есть функция оценки сообщений - как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы "Обмен сообщениями", "Комментарий" предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис "Учительский форум" дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

Moodle позволяет контролировать “посещаемость", активность студентов, время их учебной работы в сети.

Глава 3. Разработка учебных курсов в системе Moodle

3.1 Основные элементы Moodle

Перечислим основные ресурсы Moodle:

Web-страница является основным и самым используемым ресурсом в Moodle, так же как и во многих других системах подобного класса.

Данный ресурс представляет собой гипертекстовый документ, внедренный в среду Moodle. Основой создаваемых пользователями Web-документов является язык гипертекстовой разметки HTML, многие элементы которого можно вставлять с панелей Web-редактора Moodle.

Для создания данного ресурса необходимо:

Выполнить команду Добавить ресурс®Web-страница в режиме редактирования. После выполнения команды мы попадаем в режим редактирования ресурса.

Заполнить предложенные поля:

Название. Служит для указания названия Web-ресурса.

Краткое описание. Служит для написания справочной информации о ресурсе.

Полный текст. Необходимо для написания основного содержания Web-ресурса.

Окно. Необходимо для настройки отображения ресурса в этом же окне или новом.

Visible. Используется, когда необходимо спрятать ресурс от разных категорий пользователей.

Кнопка "Сохранить". Позволяет сохранить сделанные изменения и перейти в следующий этап настройки создаваемого Web-ресурса.


Окно Редактировать Web-страницу.

На данном этапе мы видим результат нашей работы и имеем два варианта дальнейших действий:

Нажав на кнопку "Обновить ресурс" мы возвращаемся на второй шаг и продолжаем создание, редактирование или настройку нашего ресурса

Нажав на одну из кнопок меню переходов мы продолжаем работу с другими ресурсами Moodle.

Таким образом, Moodle Web - документ позволяет наиболее эффективно передать содержание курса в Moodle, будь то лекция или лабораторно-практическое занятие.

Задание - достаточно важный модуль в Moodle, который позволяет осуществлять контроль за учащимися в ходе одного блока или всего курса. Как правило в каждом курсе имеются задания к каждой практической работе, а также общие задания по дисциплине. Их удобно оформлять в виде этого модуля, в результате запуска которого студент имеет возможность создать и загрузить на сервер результат своей работы в виде файла любого формата. Также создание текста ответа на задание может проходить непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).

Преподаватель может оперативно проверить загруженные студентом файлы или тексты, прокомментировать их, указать на ошибки и поставить оценку, а также при необходимости, предложить доработать задание. При этом преподаватель может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме для достижения максимального эффекта при выполнении студентами задания.

Для добавления задания в курс необходимо выполнить следующие операции:

Выполнить команду Добавить элемент курса®Задание.

В режиме редактирования модуля заполнить следующие поля:

Название задания.

Описание. Текст задания.

Оценка. Максимальное количество баллов по выбранной шкале, допустимое для этого задания.

Доступно с - Последний срок подачи. Определяют временные рамки для сдачи задания, т.е. отправки необходимого отчета на сервер. При этом можно запретить отправку отчета после истечения срока, а можно оставить такую возможность, например, для обучающихся по уважительной причине пропустивших занятия, необходимые для выполнения данной работы.

Тип задания. Предполагает настройку формы ответа учащегося: в виде файла, в виде текста или вообще в произвольной форме вне системы Moodle.

Групповой метод. Определяет группы студентов, которые выполняют данное задание.

Visible. Используется, когда необходимо спрятать ресурс от разных категорий пользователей.

Кнопка "Дальше". Осуществляет переход на страницу настроек формы ответа обучающегося.

На странице "Ответ - в виде." преподаватель определяет максимальный размер файла (если выбран Тип задания - в виде файла), количество попыток для сдачи задания, оправку уведомления преподавателям по электронной почте о отчете студента по заданию, включение в отзыв текст ответа студента (если выбран Тип задания - в виде текста). Неоднократная сдача студентом одного и того же задания по результатам их проверки дает возможность оперативно корректировать работу обучающегося, добиваться полного решения учебной задачи.

После заполнения данных полей необходимо нажать кнопку "Продолжить".

На данном этапе преподаватель видит результат создания модуля и имеет два варианта дальнейших действий:

Нажав на кнопку "Обновить ресурс" возвращается на второй шаг и продолжает создание, редактирование или настройку данного ресурса

Нажав на одну из кнопок меню переходов продолжает работу с другими ресурсами Moodle.

В Moodle также содержатся полноценные модули для общения преподавателя и учащегося в рамках учебного процесса. Одним из этих средств общения является Форум. Он может быть использован для обсуждения наиболее важных проблем процесса обучения, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки студентами файлов - в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга.

При добавлении нового форума преподавателю необходимо выполнить следующие действия:

Выполнить команду Добавить элемент курса®Форум.

В режиме редактирования модуля заполнить следующие поля:

Название форума.

Тип форума. Преподаватель имеет возможность выбрать тип из нескольких вариантов: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя.

Вступление для форума. Вступительный текст от создателя форума.

Подписать всех на этот форум? Позволяет ограничить доступ к форуму пользователей курса.

Отслеживать прочитанные/непрочитанные сообщения.

Максимальный размер вложений. Устанавливает размер файлов, которые прикрепляют пользователи, например, для обсуждения проделанной работы.

Разрешено ли оценивать сообщения? В данном случае может производиться оценка прикрепленных работ различными участниками форума.

Post threshold for warning. Сообщение о предупреждения блокирования регистрации на форуме.

Post threshold for blocking. Сообщение о блокировании регистрации.

Time period for blocking. Временной период для блокирования.

Групповой метод. Определяет группы студентов, которые зарегистрированы на форуме.

Visible. Используется, когда необходимо спрятать ресурс от разных категорий пользователей.

Кнопка "Сохранить". Позволяет сохранить сделанные изменения и перейти в следующий этап настройки форума.

На данном этапе допустимы следующие действия:

Добавить тему для обсуждения. Нажав на соответствующую формулу, мы попадаем в редактор тем, где необходимо заполнить следующие поля:

a. Тема. Название темы форума.

b. Сообщение. Сообщение форума.

c. Форматирование. Форматирование текста сообщения можно осуществлять в авто, HTML, текстовом, markdown-формате.

d. Подписка. Отправка по электронной почте копий сообщений форума.

e. Вложение. Прикрепление файлов к тексту сообщения.

f. Mail now. Немедленная отправка сообщения в форум.

Оформить подписку на форум. Подписать на форум можно всех слушателей курса, а можно некоторые группы

Модуль "Книга" позволяет в удобной многостраничной форме представить учебный материал различной направленности.

При создании элемента "Книга" преподавателю необходимо выполнить следующие действия:

Выполнить команду Добавить элемент курса®Книга.

В режиме создания книги заполнить следующие поля:

Название.

Краткое описание.

Нумерация глав. Предлагается несколько способов нумерации:

Отсутствует.

Номера - главы и подглавы нумеруются числами (1, 1.1, 1.2, 2,. .).

Маркеры - подглавы отображаются с отступом и помечаются маркерами.

Отступ - подглавы отображаются с отступом.

Запретить вид "для печати". Позволяет скрыть иконку форматирующую страницу для печати.

Без заголовков. Отключает отображение заголовков в тексте страницы. Заголовки будут отображаться только в содержании.

Кнопка "Сохранить". Позволяет сохранить сделанные изменения и перейти в следующий этап редактирования модуля.

Далее необходимо разбить книгу по главам. В режиме создания книги заполнить следующие поля:

Название главы.

Подглава. Отметка о наличии подглав.

Содержимое. Основной материал.

Кнопка "Сохранить". Позволяет сохранить сделанные изменения и перейти в следующий этап редактирования модуля.

Получаем внешний вид нашей книги, где можно отредактировать, добавить и удалить главы, а также распечатать получившийся результат. После этого надо нажать кнопку Закончить редактирование.

Ресурс Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и студенты. Термины, занесенные в глоссарий, подсвечиваются во всех материалах курсов и являются гиперссылками на соответствующие статьи глоссария. Система позволяет создавать как глоссарий курса, так и глобальный глоссарий, доступный участникам всех курсов.

3.2 Создание электронных ресурсов средствами Moodle

В качестве практической работы нами был разработан учебный курс по предмету “Информационные технологии в математике” с использованием ресурсов Moodle.

Был разработан курс лекций по данному предмету, лабораторный практикум, глоссарий (справочные материалы). Для этого мы использовали такие ресурсы:

Книга, для создания лекций; Web-страница - для создания теории для лабораторных работ; задание - для создания отчета по лабораторным работам; глоссарий - для создания справочного материала (описание работы данных ресурсов и модулей представлено в предыдущем пункте). Наиболее затруднительным при работе оказалось - вставка формул и рисунков.

Для вставки формул в Moodle существуют несколько основных способов:

Набор простейших формул с клавиатуры, а также используя панель инструментов HTML-редактора Moodle. На панели существуют верхний и нижний индекс, которые достаточно часто используются в формулах.

Вставка формул в виде графических изображений. Технология вставки ничем не отличается от стандартной в Moodle (с помощью команды “Вставить рисунок”)

Третий способ является самым эффективным и универсальным. В HTML-редактор Moodle встроен интерпретатор работы с TeX.

Таким образом, используемые ресурсы Moodle позволяют организовать эффективное управление любым курсом и удобную работу пользователя с данным курсом.

Заключение

Таким образом, анализируя все выше сказанное можно сделать выводы: электронное обучение, как и любой учебный процесс, помимо содержательной части обязательно включает организационный компонент. Элементы управления процессом прохождения курсов присутствуют в развитых электронных библиотеках, но для реализации большой системы e-Learning этой функциональности будет недостаточно. Система LMS, в идеале, должна предоставлять каждому студенту персональные возможности для наиболее эффективного изучения материала, а менеджеру учебного процесса - необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций между студентами и преподавателями. Студент получает от LMS возможности доступа к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего учебного контента, выбора подходящих учебных треков на основе предварительного и промежуточных тестирований, использования дополнительных материалов с помощью специальных ссылок. Административные функции LMS охватывают несколько базовых областей. Управление студентами включает в себя задачи регистрации и контроля доступа пользователей к системе и к учебному контенту, организацию слушателей в группы для предоставления им общих курсов и составления отчетности, управление аудиторными и преподавательскими ресурсами. LMS отвечает также за интеграцию дополнительных элементов учебного процесса (практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы, ссылки на внешние материалы и др.).

Рынок LMS пока еще достаточно фрагментирован, что свидетельствует о его незрелости, однако он быстро развивается; системы этого класса становятся все более востребованными и рассматриваются не просто как необходимая инфраструктура для e-Learning, но - по крайней мере, западными компаниями - и как часть общей корпоративной ИТ-инфраструктуры.

Список литературы

1. Загидуллин Р.Р., Зориктуев В.Ц. Концептуальные вопросы дистанционного образования. - Информационные технологии, № 5, 1997.

2. Лемех Р.М. Совершенствование методических подходов к организации дистанционного обучения в условиях функционирования информационной среды. М, 2005.

3. Норенков И.П. По WWW-страницам учебных серверов. - Информационные технологии, № 3, 1997.

4. Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития / Под ред.В.П. Тихомирова // М: Изд-во МЭСИ, 2000

5. Путилов Г.П. Концепция построения информационно-образовательной среды технического вуза/ М.: МГИЭМ, 1999.

6. Теория и практика дистанционного обучения / под ред. Полат Е.С., М: Академия, 2004.

7. Усков В.Л. Дистанционное инженерное образование на базе Internet/Библиотечка журнала "Информационные технологии", № 3, 2000

8. Электронное обучение: инструменты и технологии / У. Хортон, К. Хортон, М: Кудиш-образ, 2006.

9. J. Cross, I. Hamilton, The DNA of e-Learning. Internet Time Group, www.internettime. com, 2002.

10. Learning Management Systems and Learning Content Management Systems demystified. www.brandonhall. com.

11. Content & Collaboration Strategies 2004/05 META Trends. META Group, January 2004.