Контрольная работа: Правовое регулирование налоговых отношений

Название: Правовое регулирование налоговых отношений
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: контрольная работа

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

«Оренбургский государственный университет»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

"Правовое регулирование налоговых отношений"

(4 ВАРИАНТ)

Оренбург 2008

Содержание

Налоговое право как подотрасль финансового права

Налоговое производство: понятие, стадии

Задание № 1

Налоговое право как подотрасль финансового права

При рассмотрении вопроса о формировании налогового права как подотрасли финансового права, необходимо рассмотреть и проанализировать состав отношений в сфере налогообложения, а так же предмет и метод налогового права.

Во-первых, нужно учитывать, что, несмотря на преобладание экономического подхода в решении тех или иных налоговых проблем, отношения и социальные связи, возникающие при установлении и взимании налогов, в первую очередь регулируются именно правовыми нормами. А это фактически означает, что на определенном этапе, совокупность этих норм, находя свое закрепление в нормативных актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право.

Предмет налогового права

Необходимо отметить, что в основу классификации как непосредственно отрасли права, так и иных подразделение внутри ее, теория традиционно ставит предмет правового регулирования. Предметом в свою очередь выступает круг общественных отношений, регулируемых нормами того или иного правового образования как первичного, так и вторичного уровня.

Главным образом, необходимо отметить, то, что теория традиционно ставит предмет правового регулирования в основу классификации как непосредственно отрасли права, так и иных подразделений внутри её. Предметом в свою очередь налогового права выступает круг общественных отношений, которые регулируются нормами того или иного правового образования как первичного, так и вторичного уровня. На первичном уровне можно выделить отрасли права профилирующие и специальные, правовые институты и их объединения – подотрасли. На другом уровне выделяются вторичные образования, использующие несколько юридических режимов регулирования в их сочетании, сюда относят, комплексные отрасли права, комплексные и смешанные правовые институты.

Если попытаться классифицировать те отношения, которые регулируются Налоговым кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах, и входящие в предмет регулирования налогового права, то они могут быть представлены в следующем виде:

Первая группа - отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

Вторая группа - отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно;

Третья группа - отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазианалоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д. (условно данные обязанности, непосредственно не связанными с исчислением и уплатой налогов и сборов, можно обозначить как "квазиналоговые ").

Четвертая группа - отношения, возникающие по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов.

Пятая группа - отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Так же в предмет налогового права могут входить и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное указание на это в налоговом законодательстве.

Налоговый кодекс РФ даёт наиболее полное и краткое определение предмета налогового права, отражая круг общественных отношений, охватывающий разнообразные сферы государственных, имущественных, властно-распорядительных отношений составляющих предмет налогового права. Все эти отношения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой, что позволяет сделать вывод о том, что предметом налогового права является группа однородных отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения.

Метод налогового права

Метод правового регулирования выступает вторым критерием при определении места налогового права в системе права, под которым понимается совокупность и сочетание приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

Метод правового регулирования определённым образом влияет на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязи между ними, придавая им тем самым упорядоченный, т. е. соответствующий интересам государства и общества, характер. Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты и приёмы воздействия, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Рассматривая систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом можно сделать вывод о том, что базовой, основной чертой метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства (метод субординации). Властный характер налоговых правоотношений также нашел свое отражение и закрепление в Налоговом кодексе РФ, а именно в ст.2, в которой указано, что "законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения...". Данный метод основан на властном подчинении одной стороны другой и свойственен и другим отраслям права, например, административному. Однако при регулировании налоговых отношений данный метод имеет свою специфику, которая заключается в конкретном содержании, а также в круге органов, уполномоченных государством на властные действия.

Так, характерной чертой метода налогового права выступает то обстоятельство, что властные предписания касаются круга плательщиков, порядка, условий и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды, целей использования денежных средств и т.п. Круг государственных органов, уполномоченных давать предписания участникам налоговых отношений, составляют налоговые органы, предусмотренные налоговым законодательством, в частности Налоговым кодексом РФ, относящиеся к финансово-кредитным органам государства.

Другой чертой метода налогового права является широкое применение императивных (т.е. однозначных, не допускающих выбора) норм налогового права в целях формирования государственного бюджета за счет доходов и имущества налогоплательщика.

Можно сделать вывод, что метод налогового права сочетает в себе общеобязательные, формально определённые правила поведения, установленные и обеспечиваемые, государством, направленные на урегулирование общественных отношений, участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.

Налоговое право - подотрасль финансового права

Рассмотрев и проанализировав состав отношений в сфере налогообложения, а также предмет и метод налогового права получается, что практически все налоговые отношения возникают в процессе перераспределения национального дохода и имеют финансовый характер.

Однако отношения в сфере налогообложения возникают исключительно в процессе деятельности государства по поводу планомерного формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач. В то время как перераспределительная деятельность государства охватывает более широкий сектор и включает в себя также отношения по распределению и использованию этих денежных фондов (финансовых ресурсов). В своей же совокупности все эти отношения образуют единую систему финансовых отношений, которая традиционно является предметом регулирования права финансового.

Что касается уровня обособленности в системе финансового права, то с классических правовых позиций для любой отрасли права, в том числе и для налогового права характерны следующие основные признаки (черты): -наличие определенного предмета правового регулирования; -наличие метода правового регулирования; -наличие кодифицированного акта.

Данные признаки являются основными при определении и формировании всех отраслей права; они характерны для всех отраслей права, например, гражданского, административного, уголовного и др.

Налоговое право также обладает всеми указанными признаками. Так, налоговое право имеет свой "исключительный " предмет правового регулирования, а именно, общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения; свой специфический метод регулирования общественных отношений. Кроме того, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения, объединены в кодифицированный нормативный акт - Налоговый кодекс РФ.

Широкое развитие и распространение получила система налогового контроля, в правоприменительной практике налоговые споры являются самыми многочисленными.

Принятие Налогового кодекса РФ и указанные выше обстоятельства привели к тому, что элементы налогового права получили свое институциональное развитие и сформировались в самостоятельные налогово-правовые институты, нашедшее свое четкое отражение в основном нормативном документе государства, посвященном налогообложению - Налоговом кодексе РФ. Все это, позволяет говорить о том, что налоговое право крупнейшая подотрасль, которая в теории права выступает как сложное объединение норм, институтов и их образований по предметному признаку.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что отношения в сфере налогообложения - это совокупность отношений, являющихся частью финансово-правовых отношений. Данное положение обусловлено также и тем, что налоговая система не выступает обособленной и независимой частью от всей системы государственно-публичного регулирования, а органически входит в финансово-бюджетную систему страны. Налоговая политика государства является неотъемлемой частью его финансовой политики, которая имеет по отношению к первой определяющее значение.

С учетом вышесказанного представляется возможным дать определение понятию налогового права.

Налоговое право - подотрасль финансового права, со своей системой правовых норм (институтов), регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения, путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов с элементами диспозитивности.

Таким образом, налоговое право имеет следующие основные характеристики: - налоговое право - подотрасль финансового права, со своей системой финансово-правовых норм (институтов), то есть общеобязательных правил поведения обязанных субъектов, а также управомоченных положений для государственных органов и должностных лиц;- налоговое право - предметная подотрасль, то есть она посвящена определенному предмету - разновидности отношений, складывающихся по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных лиц к ответственности за совершения налогового правонарушения; - налоговое право, прежде всего, регулирует общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налоговых платежей; распределение и использование бюджетных средств лежит за рамками налоговых отношений, как и вопросы установления и взимания неналоговых платежей и иных государственных изъятий; - налоговое право устанавливает обязанность юридических и физических лиц по уплате налогов и сборов, а также регламентирует процедуру исчисления и уплаты налогов, порядок осуществления налогового контроля и применение мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Подводя итог, налоговое право можно определить как совокупность, систему финансово-правовых норм, составляющих часть института отрасли финансового права “государственные доходы” и регулирующих общественные отношения по налогообложению. Данные обстоятельства позволяют говорить, что налоговое право - это подотрасль финансового права, обладающая отраслевыми признаками.

Налоговое производство: понятие, стадии

В системе налоговых отношений существует отдельная подсистема — налоговое производство, представляющая совокупность способов, средств, технических приемов, методов и методик, непосредственно закреплённых в действующем налоговом законодательстве и определяющих порядок исполнения юридических обязательств субъектов налоговых отношений, поисчислению и уплате (внесению) налога в бюджет или внебюджетный фонд,т. е. это установленный налоговым законодательством порядок исполнения налогового обязательства.

Суть исполнения налогового обязательства заключается в совершении обязанным лицом определенных действий или их совокупности, направленных на фактическое финансирование государственного бюджета.

Термин налоговое производство можно рассматривать с разных сторон. Под налоговым производством обычно понимают, с одной стороны, порядок исполнения обязанности налогоплательщиком по исчислению и уплате налогов и сборов, а с другой, полномочия налоговых органов на основании правил и методов, установленных в нормативных актах, регулирующих налоговые отношения. К последним относятся: Конституция Российской Федерации, Законы РФ, Указы Президента РФ, нормативные акты Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств.

Налоговое производство возникает с момента появления объекта налогообложения, проходит все стадии исчисления и уплаты налога и завершается зачислением налога в соответствующий бюджет.

Обязанность по уплате конкретного налога и сбора возлагается на налогоплательщика с момента появления обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе уплатить налог или сбор досрочно. Налог может быть уплачен, если установлены все элементы налогообложения.

Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Задание № 1

30 марта 2003 года в Инспекцию МНС России по Советскому району г. Оренбурга ООО "Дом" представлена уточненная налоговая декларация по налогу с продаж за февраль 2003 года. Сумма налога к доплате составила 1150 руб. На лицевом счете налогоплательщика на дату подачи уточненной налоговой декларации имелась переплата по налогу с продаж в размере 150 руб.

ООО "Дом" получило по почте решение от 31.04.03 № 54 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога с продаж за февраль 2003 года, в виде штрафа в размере - 230 руб. (1150 руб. х 20%). Налогоплательщик полагает, что решение принято неправомерно.

На данное решение была подана жалоба в вышестоящий налоговый орган.

1. Приведите обоснованные доводы, на которые может сослаться заявитель в своей жалобе;

2. Используйте примеры из арбитражной практики.

Пункт 1 ст. 122 НК РФ предусматривает, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий влечет взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченных сумм налога. Сама конструкция нормы, устанавливающая и определяющая состав налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ, дает некоторым авторам основание полагать, что ответственность по этой статье наступает при выявлении налоговым органом самого факта налоговой задолженности без установления вины должника, но такое основание несколько неправильно и в свидетельство тому можно привести следующие аргументы.

Одним из принципов привлечения лица к налоговой ответственности с 1 января 1999 года выступил принцип индивидуализации , который выражается в том, что при наложении взыскания учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Поэтому при назначении наказания суд обязан учитывать смягчающие или отягчающие обстоятельства.

Во первых необходимо отметить, что сам факт неуплаты или неполной уплаты налога, совершенный в условиях правильного исчисления налога (например, неуплата налога произошла в результате отсутствия денежных средств у налогоплательщика, (данный факт присутствует)) состава налогового правонарушения по ст.122 НК РФ не образует. Привлечение его к ответственности по ст. 122 НК РФ будет обоснованным и правомерным, только тогда, когда будет установлено, что неуплата налога стала результатом неправомерных действий налогоплательщика.

Во вторых в Инспекцию МНС России по Советскому району г. Оренбурга представлена уточненная налоговая декларация по налогу с продаж. Общая обязанность по предоставлению уточненной налоговой декларации предусмотрена в ст.81 НК РФ. В соответствии с п.1 данной статьи обязанность внесения необходимых дополнений и изменений в налоговую декларацию возникает в следующих случаях:

- при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации не отражения или неполноты отражения сведений;

- при обнаружении ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Можно сделать вывод, что налогоплательщика привлекли к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 20% с одной стороны, от неуплаченных, но с другой, добровольно указанных в уточненной налоговой декларации сумм налога.

Мало того, налоговый орган вынесший решениео привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату суммы налога с продаж не нашел в действиях налогоплательщика оснований для применения нормы о смягчении ответственности. Причем, не нашел дважды. Во-первых, не признал смягчающим вину обстоятельством факт отсутствия денежных средств на счету налогоплательщика. Во-вторых, не признал в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность и факт добровольного сообщения налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации о своих ошибках.

В сложившийся ситуации можно руководствоваться и Определением Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 202-О, содержащиеся в п. 1 ст. 122 НК РФ положения, согласно которым неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет применение соответствующих налоговых санкций, должны применяться в соответствии с конституционно-правовым смыслом правовых позиций Конституционного Суда РФ, согласно которым ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах применяется только при наличии вины обязанного лица, совершившего нарушение норм законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщик осуществляет свою деятельность в постоянном общении и под контролем налоговых органов, поэтому действия последних о привлечении к ответственности по ст. 122 НК РФ в случае неуплаты налога, но в условиях отсутствия вины налогоплательщика не соответствуют Определению Конституционного Суда РФ от 04.07.2002 N 202-О.

Так же, можно опереться на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.12.01 № 1322/01, которое в свою очередь гласит: рассматривая иск об обязанности налогового органа зачесть сумму излишне перечисленных истцом налогов в счет предстоящих платежей, необходимо оценить добросовестность действий истца по предъявлению в банк платежных поручений на уплату налогов при фактическом отсутствии денежных средств на корреспондентском счету банка.

На все вышеперечисленные обоснованные доводы заявитель может сослаться в своей жалобе.