Отчет по практике: Понятие налогового учета. Налоговый бюджет организации

Название: Понятие налогового учета. Налоговый бюджет организации
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: отчет по практике

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Филиал в г. Чебоксары

ОТЧЕТ

об учебной практике «Налоговый учет и планирование»

Тема: 1. Понятие налогового учета. 2. Налоговый бюджет организации

Чебоксары 2010


Содержание

1. Понятие и сущность налогового учета

2. Налоговый бюджет организации. Содержание, структура и порядок его составления

3. Задача

Список исследуемой литературы


1. Понятие и сущность налогового учета

В ст. 313 НК РФ налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ. Однако если подойти к проблеме организации налогового учета с более широкой позиции можно и нужно включить в это понятие помимо налога на прибыль и все остальные налоги – НДС, НДФЛ и ЕСН, а также другие налоги.

Налоговый учет ориентирован на определение налоговой базы по налогу на прибыль за каждый отчетный (налоговый) период, который формируется под действием экономических законов, под влиянием фискальной функции налоговой системы.

Налоговый учет позволяет корректировать доходы и расходы предприятия по сравнению с данными бухгалтерского учета в целях налогообложения прибыли. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом руководителя организации.

Налоговый учет служит для формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения налогом на прибыль хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также для обеспечения внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет.

Ст. 313 НК РФ определены задачи налогового учета, в нем должна быть сформирована следующая информация:

- о суммах доходов и расходов в текущем отчетном периоде;

- о доле расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчетном периоде;

- о сумме расходов будущих периодов, подлежащих отнесения на расходы в следующих отчетных периодах;

- о создаваемых резервах;

- о сумме задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Объектами налогового учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Единицами налогового учета следует считать объекты налогового учета, информация о которых используется более одного отчетного периода.

Показатели налогового учета – перечень характеристик, существенных для объекта учета.

Данные налогового учета – информация о величине или иной характеристике показателей (значение показателя), определяющих объект учета, отражаемая в разработочных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения;

Система налогового учета должна быть организована налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть она применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учета являются:

- первичные учетные документы (платежные поручения, накладные, акты выполненных работ, авансовые отчеты, справка бухгалтера);

- аналитические регистры налогового учета (книга покупок, книга продаж, индивидуальная карточка по ЕСН, регистр формирования стоимости объекта учета);

- расчет налоговой базы, который может содержаться как в отдельных регистрах налогового учета, так и в отдельных разделах налоговой декларации.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

-наименование регистра;

-период, (дату) составления;

-измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

-наименование хозяйственных операций;

-подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Таким образом, налоговый учет – это комплекс установленных налоговым законодательством мероприятий, осуществляемых налоговыми органами с целью регистрации всех налогоплательщиков (или налоговых агентов) в налоговых органах и аккумулирования сведений о налогоплательщиках в едином государственном реестре налогоплательщиков.

Налоговый учет проводится только в отношении налогоплательщиков (организаций и физических лиц) или налоговых агентов. Плательщики сборов (организации или физические лица) не подлежат постановке на налоговый учет, поскольку НК РФ не содержит норм по учету плательщиков сборов, и, согласно п. 3 ст. 1 НК РФ, действие Налогового кодекса в части осуществления налогового учета на плательщиков сборов не распространяется.

Общими характеристиками осуществления налогового учета являются:

1. осуществляется в целях проведения налогового контроля (ст. 83 НК РФ);

2. осуществляется налоговыми органами;

3. осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связано возникновение обязанности по уплате того или иного налога, носит общеобязательный характер для всех налогоплательщиков;

4. налоговый учет одного и того же налогоплательщика может осуществляться по нескольким основаниям;

5. НК РФ установлены основные элементы налогового учета (основания, сроки, место и порядок постановки на учет);

6. является основой для ведения единого государственного реестра налогоплательщиков и осуществления документооборота по уплате налогов и сборов (на всех документах по уплате налогов и сборов необходимо наличие ИНН);

7. за нарушение порядка налогового учета установлена ответственность по налоговому законодательству.


2. Налоговый бюджет организации. Содержание, структура и порядок его составления

Налоговый бюджет организации – бюджет государственной организации, расходы на который полностью или частично покрываются налоговыми сборами.

Налоговый бюджет организации представляет собой оптимизированный результирующий свод налоговых доходов (экономии на налогах) и налоговых расходов организации (затрат, связанных с организацией налогового менеджмента, налоговым планированием, оптимизацией и самоконтролем), нацеленный на получение налоговой прибыли и эффективное ее использование. В налоговом бюджете организации фиксируются результаты налоговой оптимизации.

В налоговом бюджете отражаются все возможные налоговые доходы и налоговые расходы организации, определяется общий налоговый результат управления налоговыми потоками, и намечаются решения о продолжении мер налоговой оптимизации или о рассмотрении ее вариантов. Налоговый бюджет необходим организации для: оптимизации налогов и формирования платежного налогового календаря, дальнейшей оптимизации финансовых параметров компании и эффективного управления. Аналитический налоговый бюджет не менее важен чем плановый (оптимизированный) бюджет. Он необходим для анализа и контроля соблюдения запланированных параметров планового налогового бюджета, выявления ошибок, просчетов, узких мест и их устранения.

Корпоративный налоговый бюджет должен составляться, по мере необходимости, раз в месяц, квартал, год и анализироваться налоговыми менеджерами. Данный документ не является отчетным и предназначен для внутреннего пользования и внутрифирменного управления, поскольку несет в себе коммерческую тайну организации.

В процессе налогового бюджетирования предприятия могут составлять отдельные бюджеты в разрезе каждого из уплачиваемых налогов, или бюджеты по группам налогов (например отдельно бюджет налогов, относимых на затраты, отдельно бюджет косвенных налогов). Для крупных компаний холдингового типа целесообразно составлять налоговые бюджеты каждой структуры и общий налоговый бюджет всей консолидированной группы в целом.

Корпоративное налоговое бюджетирование тесно связано с бюджетированием, которое включает в себя бюджетирование начисления налогов, бюджетирование налоговых платежей и бюджетирование налоговой задолженности.

1.Бюджетирование начисления налогов. Для расчета суммы начисления налогов используют следующие исходные данные:

•планируемые показатели для расчета налогооблагаемой базы (площадь, количество сотрудников, расходы на персонал, добавленная стоимость, налогооблагаемая прибыль);

•налоговое законодательство (изменения налогового законодательства, касающиеся объектов налогообложения, порядка расчета налоговой базы, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты налогов, налоговых льгот);

•прочие данные (соглашения о реструктуризации, графики погашения реструктуризированной задолженности, графики реструктуризации, графики погашения пеней и штрафов).

Расчет начисляемых налогов в общем виде производится по формуле:

Нн = (НБр – НБн) х Сн – Лн

где: Нн – начисленный налог; НБр – налогооблагаемая база рассчитанная; НБн – налогооблагаемая база, необлагаемая налогом; Сн – ставка налога; Лн – льготы по налогу.

2.Бюджетирование налоговых платежей. После определения начислений по налогам производится расчет налоговых выплат для составления графиков расчетов с бюджетом и формирования бюджета движения денежных средств организация.

Налоговые платежи рассчитываются по формуле:

Нв = Нн – Ан + Вр + Аб

где: Нв – выплаты по налогам; Нн – начисленные налоги; Ан – авансы по налогам, ранее уплаченные; Вр – выплаты в соответствии с графиками погашения реструктуризированной задолженности, пеней и штрафов; Аб – авансы по налогам в счет будущих периодов.

3.Бюджетирование налоговой задолженности осуществляется для составления прогнозного баланса движения денежных средств, используя следующую формулу:

З = Зн + Нн – Зр – Нв

где: З – задолженность по налогам на конец периода; Зн – задолженность по налогам на начало периода; Нн – налоги начисленные; Зр – реструктуризированная задолженность; Нв – выплаты по налогам.

Полученные в результате расчетов параметры бюджетирования налоговых обязательств используются для планирования налоговых доходов (экономии на налогах) организации в составе ее налогового бюджета.

Формирование корпоративного налогового бюджета трудоемкий процесс, зависящий от многих экономических, финансовых и налоговых параметров, и от характера налоговой политики организации. Необходима информация о всей хозяйственно-финансовой деятельности, заключаемых договорах, объеме налоговых начислений и платежей. Грамотное налоговое бюджетирование принесет организации существенный финансовый эффект.

Формирование налогового бюджета организации

При финансовом планировании или же бюджетировании необходимо уделять внимание совокупности бюджетов, форматы которых утверждены внутренними нормативными документами.

Процесс планирования и исполнения налоговых обязательств юридического лица является бизнес-процессом, формирующим его налоговую нагрузку. Организация может включать информацию о размере и сроках уплаты налога в различные операционные бюджеты или же формировать налоговый бюджет.

Цель формирования налогового бюджета:

-эффективное управление затратами по налоговым платежам;

-консолидация информации о структуре налоговой нагрузки организации (перечня исчисляемых и уплачиваемых налогов);

-определение совокупной налоговой нагрузки;

-получение информации о периодах и сроках осуществления налоговых платежей;

-проведение предварительного анализа и получение управленческой информации, связанной с влиянием налогового бремени на финансовые показатели хозяйственной деятельности.

Остановимся подробнее на источниках информации и формате налогового бюджета.

К источникам информации относятся:

-выбранная организацией система налогообложения (общая, упрощенная, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);

-учетная политика организации для целей финансового (бухгалтерского) и налогового учета;

-плановые показатели деятельности, зафиксированные в операционных (вспомогательных) бюджетах, планируемые виды деятельности;

-приказ о датах выплаты заработной платы сотрудникам, утвержденное штатное расписание организации, согласованный график отпусков, положение о премировании;

-статистические данные прошлых отчетных периодов.

Формат налогового бюджета включает (планируемые налоги):

-входящие и исходящие сальдо расчетов с бюджетом (состояние расчетов);

-начисление налогов (в бюджет доходов и расходов (за исключением НДС);

-перечисление налогов (в бюджет движения денежных средств);

-справочную информацию, для проверки правильности исчисления налогов и сопоставления основных показателей деятельности организации с размерами совокупной налоговой нагрузки.

Алгоритм формирования налогового бюджета:

1.Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.

2.Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки.

3.Определение налоговой базы по каждому из планируемых налогов.

4.Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет.

5.Определение сроков перечисления налогов, формирование платежного налогового календаря.

6.Консолидация плановых показателей в бюджетную таблицу.

7.Анализ показателей бюджета.

Указанный алгоритм является составной частью последовательности мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Определение совокупности исчисляемых организацией налогов

Совокупность исчисляемых организацией налогов определяется выбранной системой налогообложения и характером совершаемых операций. Наиболее распространенной является совокупность, соответствующая стандартному режиму налогообложения, которая и будет рассмотриваться при формировании бюджета: НДС, НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль организации.

Кроме указанного перечня организация может являться плательщиком налога на рекламу, земельного и транспортного налогов.

Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налоговой нагрузки:

-формирование учетной политики для финансового и налогового учета;

-определение допустимого размера дебиторской задолженности;

-оптимизация денежных потоков в рамках холдинговых структур;

-проведение зачетов встречных однородных требований;

-использование лизинговых операций.

Определение налоговой базы по планируемым налогам, расчет налогов, определение срока их перечисления в бюджет

НДС. При планировании исчисления НДС организацией должно быть проведено планирование каждого из компонентов, составляющих итоговую сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет или возмещению из него. Необходимо рассчитывать НДС, планируемый к поступлению от контрагентов или к уплате в их адрес.

НДФЛ и единый социальный налог. В соответствии со ст. 210 НК РФ объектом налогообложения НДФЛ являются все доходы налогоплательщика, полученные им в денежной и натуральной форме. Распространенным видом дохода является з/п.

В соответствии со ст. 236 НК РФ объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, которые начисляются налогоплательщиками в пользу физических лиц, не являющихся ИП, по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.

Выплаты и вознаграждения не являются объектом налогообложения в случае, если у организации они не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Общая ставка ЕСН составляет 26%. Для данного налога налоговое бремя снижается с ростом налоговой базы, которая исчисляется нарастающим итогом с начала календарного года по каждому сотруднику.

Налог на имущество. В соответствии со ст. 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период, которая определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и 1-е число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом — календарный квартал.

Налог на прибыль организации. В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, представляющая собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций».

Консолидация плановых показателей

На данном этапе собираются исходные данные, и используются для формирования бюджета налогов. Предварительно рассчитывается НДС и налог на имущество организации. Затем формируется налоговый бюджет организации.

Налоговые платежи отражаются в качестве исходящих денежных потоков, которые относятся к операционной деятельности организации. Могут быть исключения, если налог на прибыль организации возникает в результате совершения операций в рамках инвестиционной или финансовой деятельности, то отражение налоговых выплат должно производиться по инвестиционной или финансовой деятельности.

Источником выплат НДФЛ являются денежные средства, начисленные работодателем работнику за выполнение своих трудовых обязанностей. Бремя расходов несут на себе сотрудники, а организация является налоговым агентом, в обязанности которого входит исчисление, удержание и перечисление в бюджет НДФЛ. Оптимальным решением является включение налога в рассматриваемый бюджет, так как его перечисление влияет на ликвидность организации.

Анализ показателей бюджета

Налоговая нагрузка организации является функцией перечня налогов, которые начисляет и уплачивает организация. З/п сотрудников составляет часть полной себестоимости выпускаемой продукции, следовательно присутствует влияние НДФЛ и ЕСН на размер налоговой нагрузки. Так же имеет вес НДС и налог на прибыль организации. Общий размер совокупной нагрузки может составляться за счет:

-оптимальной товарной политики, которая влияет на размер НДС;

-оптимальной учетной политики для целей ведения налогового учета, которая позволяет минимизировать платежи по налогу на прибыль;

-высокой рентабельности осуществляемой деятельности;

-производство не является фондоемким, поэтому размер налога на имущество не отвечает принципу существенности.

Таким образом, налоговое бюджетирование представляет собой результирующую часть корпоративного налогового планирования, регулирования и контроля, комбинированный способ оптимизации налоговых потоков хозяйствующим субъектом. Налоговое бюджетирование основано на выборе оптимальных решений в области налоговых доходов и расходов с целью получения максимума налоговой прибыли с последующим принятием решений по её эффективному вложению (использованию). Конечной целью налогового бюджетирования является обеспечение долгосрочной финансовой стабильности организации. Результаты корпоративного налогового бюджетирования должны отражаться в разрабатываемом организацией налоговом бюджете.

3. Задача

ВАРИАНТ 4.

1. Расчет НДС

НДС начисленный Налоговые вычеты

1) 3000000÷1,10×0,1 = 272727

13500000÷1,18×0,18 = 2059322

8) 57000÷1,18×0,18 = 8695

5) 340000÷1,18×0,18 = 51864

9) 1900000÷1,10×0,1 = 172727

2000000÷1,18×0,18 = 305085

1 = 2340744 2 = 529676

налога к =∑1 − ∑2 = 1811068

уплате в бюджет

Бухгалтерский учет налога:

Дт 90/3 Кт 68 – исчислен из суммы реализации товаров и услуг

Дт 68 Кт 51 – уплачен НДС в бюджет

2. Расчет суммы НДФЛ

1. Коммерческий директор

НБ = 22000×12 − 2000×12 +25000 – 4000 = 264600

НДФЛ = 264600×0,13 = 34398

2. Главный бухгалтер

НБ = 18000×12 − 3000×12 − 400×2 = 179200

НДФЛ = 179200×0,13 = 23296

3. Секретарь

НБ = 5500×12 − 1000×12 + 2000 − 400 ×7 = 53200

НДФЛ = 53200×0,13 = 6916

4. Водитель

НБ = 9000×12 − 1000×12 − 500×12 = 86800

НДФЛ = 86800×0,13 = 11284

по все работникам = 34398 + 23296 + 6916 + 11284 = 75894

Бухгалтерский учет налога:

Дт 70 Кт 68 – удержан НДФЛ с дохода сотрудника

Дт 68 Кт 51 – перечислен НДФЛ

3. Расчет суммы страхового взноса во внебюджетные фонды

НБ = 22000×12 + 18000×12 + 5500×12 + 9000×12 = 654000

Распределение по фондам:

ПФР: 654000×0,20 = 130800 в т.ч. Дт 44 Кт 69/2

Базовая часть пенсии: 654000×0,06 = 39240

Страховая часть пенсии: 654000×0,08 = 52320

Накопительная часть пенсии: 654000×0,06 = 39240

ФСС (Фонд Социального Страхования): 654000×0,029 = 18966 Дт 44 Кт 69/1

ФОМС (Фонд Обязательного Медицинского страхования): Дт44 Кт 69/3

а) Федеральный фонд: 654000×0,011 = 7194

б) Территориальный фонд: 654000×0,02 = 13080

стр. взноса = 654000×0,26 = 170040

Дт 69 Кт 51– перечислены страховые взносы (по фондам)

1. Коммерческий директор:

НБ = 22000×12 = 264000

ПФР = 264000×0,20 = 52800, в т.ч.:

Базовая часть = 264000×0,06 = 15840

Страховая часть = 264000×0,08 = 21120

Накопительная часть = 264000×0,06 = 15840

ФСС = 264000×0,29 = 7656

ФФОМС = 264000×0,011 = 2904

ТФОМС = 264000×0,02 = 5280

Итого: 264000×0,26 = 68640

2. Главный бухгалтер:

НБ = 18000×12 = 216000

ПФР = 216000×0,20 = 43200, в т.ч.:

Базовая часть = 216000×0,06 = 12960

Страховая часть = 216000×0,08 = 17280

Накопительная часть = 216000×0,06 = 12960

ФСС = 216000×0,29 = 62640

ФФОМС = 216000×0,011 = 2376

ТФОМС = 216000×0,02 = 4320

Итого: 216000×0,26 = 56160

3. Секретарь:

НБ = 5500×12 = 66000

ПФР = 66000×0,20 = 13200, в т.ч.:

Базовая часть = 66000×0,06 = 3960

Страховая часть = 66000×0,08 = 52800

Накопительная часть = 66000×0,06 = 3960

ФСС = 66000×0,29 = 19140

ФФОМС = 66000×0,011 = 726

ТФОМС = 66000×0,02 = 1320

Итого: 66000×0,26 = 17160

4. Водитель:

НБ = 9000×12 = 108000

ПФР = 108000×0,20 = 21600, в т.ч.:

Базовая часть = 108000×0,06 = 6480

Страховая часть = 108000×0,08 = 86400

Накопительная часть = 108000×0,06 = 6480

ФСС = 108000×0,29 = 31320

ФФОМС = 108000×0,011 = 1188

ТФОМС = 108000×0,02 = 2160

Итого: 108000×0,26 = 28080

4. Расчет суммы транспортного налога

Грузовой автомобиль: 130 л.с. × 27 руб. = 3510

Легковой автомобиль: 80 л.с. × 9 руб. × 8/12 = 480

трансп. налога = 3510+480 = 3990

Бухгалтерский учет налога:

Дт 20 Кт 68 – начислен транспортный налог

Дт 68 Кт 51 – уплачен транспортный налог

5. Расчет суммы налога на имущество организации

НБ = (42500 + 41500 + 48450 +44590 + 47900 + 38000 +39750 + 39300 +38700 + 38700 + 38600 + 38400 + 38000) ÷13 = 534390 ÷13 = 41107

нал. на имущество = 41107×0,022 = 904

Бухгалтерский учет налога:

Дт 91/2 Кт 68 – начислен налог на имущество

Дт 68 Кт 51 – уплачен налог на имущество

6. Расчет суммы земельного налога

НБ = кадастровая стоимость участка = 450000

зем. налога = 450000×0,007 =3150

Бухгалтерский учет налога:

Дт 20 Кт 68 – начислен земельный налог

Дт 68 Кт 51 – уплачен земельный налог

7. Расчет суммы налога на прибыль организации

Доходы Расходы

1) 3000000–(3000000÷1,10×0,1) =

= 2727273

13500000 – (13500000 ÷ 1,18 × ×0,18) = 11440678

8) 57000 – (57000÷1,18×0,18) =

= 48305

2) 9400000

3) (35000+47000+36000) =

= 118000

4) 17000

6)РСД = 240000+0,5×100000 =

= 290000

7) 10000

10) 75894+170040 = 245934

11) 3990

12) 904

13) 3150

1 = 14216256 2 = 10088978

НБ = ∑1 –∑2 = 4127278

нал. на прибыль = НБ×0,2 = 825455,6

Бухгалтерский учет налога:

Дт 99 Кт 68 – начислен налог на прибыль организаций

Дт 68 Кт 51 – уплачен налог на прибыль организаций


Список исследуемой литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Ч. 1, 2. – М.: Статус, 2010 – 574 с.

2. Вещунова Л.Н. Налоги РФ: Налоговый и бухгалтерский учет / Л.Н. Вещурова – М.: Финансы и статистика, - 2008. – 285 с.

3. Дадашев А.З. Налоговое планирование в организации: учеб.-практ. пособие / А.З. Дадашев, Л.С. Кирина. – М.: Книжный мир, 2006. – 168 с.

4. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / М.В. Романовский, ред. О.В. Врублевская. – СПб.: Питер, 2006. – 423 с.

5. Налоги и налогообложение РФ: учебник для вузов / В.Г. Пансков. – М.: МЦФЭР, 2006 – 357 с.

6. Налоговый учет: практические рекомендации / А.Н. Паклер .- М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 2006 - 427 с.

7. Тихонов Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 – 250 с.

Интернет ресурсы:

8. www.minfin.ru