Учебное пособие: Основы предпринимательства
Название: Основы предпринимательства Раздел: Рефераты по экономике Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекция 1. История предпринимательства Субъекты предпринимательства – частные лица и объединения партнеров. Частные лица – организация единоличного или семейного предприятия. Объединения партнеров – хозяйственные ассоциации (ОАО, ЗАО, ООО и т.д.) Организационно экономические формы предпринимательства: • Концерн – многоотраслевое акционерное общество. • Ассоциация – договорное объединение предприятий, созданное в целях координации производственно- хозяйственной деятельности для решения определенный задач. • Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции. • Синдикат - объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции. • Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, о разделе рынков сбыта. Важнейшие черты предпринимательства: · Самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов; · Экономическая заинтересованность; · Хозяйственный риск и ответственность. Условия формирования предпринимательства : • Экономические – предложение товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объем денежных средств, которые покупатели могут истратить на покупки; избыток или недостаток рабочих мест. • Социальные – стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. • Правовые – наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность и создающих те или иные условия для развития предпринимательства. Элементы процесса предпринимательства:
Лекция 2. Виды предпринимательской деятельности - Производственное: 1. инновационное; 2. научно-техническое; 3. производство товаров; 4. оказание услуг; 5. производственное потребление товаров; 6. производственное потребление услуг; 7. информационное. - Коммерческое: 1. торговое; 2. торгово- закупочное; 3. торгово- посредническое; 4. товарные биржи. - Финансовое: 1. банковское; 2. страховое; 3. аудиторское; 4. лизинговое; 5. фондовые биржы. - Консультативное: 1. общее управление; 2. администрирование; 3. финансовое управление; 4. управление кадрами; 5. маркетинг; 6. производство; 7. информационная технология; 8. специализированные услуги. Коммерческое предпринимательство : Основное содержание- операции и сделки по купле- продаже т.е. по перепродаже товаров и услуг. Программа коммерческой сделки: - наем работников для выполнения торгово-посреднических услуг; - приобретение или наем помещений, складов, баз, торговых точек, необходимых для хранения и реализации товаров; - закупка товара для последующей его перепродажи; - привлечение денежных средств для финансирования сделки; - оплата услуг сторонних организаций и лиц, выполняющих посреднические функции. Модель-программа маркетинговой работы в торговой фирме.
Товарная биржа – разновидность оптового рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. Товарная биржа – корпоративная, некоммерческая ассоциация членов корпораций. Обеспечивающей материальные условия для купли- продажи товаров на рынке путем публичных торгов согласно правилам и процедурам, обеспечивающим равенство для клиентов и членов биржи. Цель товарной биржи – создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью с учетом изменения спроса и предложения выявить реальные рыночные цены. Базовые операции на товарной бирже: • клиринговые операции; • фьючерсные операции; • опционы; • хеджирование (балансирование обязательств на наличном рынке и противоположных по направлению на фьючерсном рынке); • спекуляция. Функции товарной биржи: - оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок; - упорядочение товарной торговли; - сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторов, оказывающих влияние на цены. Лекция 3. Виды предпринимательства Финансовое предпринимательство. Коммерческий банк – финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческих банков является разница между процентными ставками депозитов и ссудных средств. Операции коммерческих банков: - пассивные- привлечение средств; - активные- размещение средств; - комиссионно-посреднические - выполнение операций по поручению клиента с уплатой комиссии. Фондовая биржа - частное акционерное общество или публично- правовой институт. Члены биржи – брокеры или брокерские компании. На бирже действуют дилеры и джобберы. Брокеры- действуют от имени клиента и за их счет. Получают комиссионные (брокерские или куртаж). Дилеры и джобберы – действуют от своего имени и за свой счет. Фондовый рынок – совокупность денежного рынка и рынка капиталов в части торговли фондовыми инструментами, удостоверяющими имущественные права своих владельцев на различные виды товаров. Фондовые инструменты: - акции- ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в капитал акционерного общества, дающая право на участие в управлении им и на получение прибыли в виде дивиденда. курс акции равен сумме годового дохода, разделенной на уровень ссудного процента в стране и умноженной на 100%. Акции: - простые; - привилегированные. - суррогаты акций: o депозитарные расписки- свидетельство о владении долей в пакете акций конкретной акционерной компании; o конвертируемые облигации- бумаги, дающая инвестору право выбора: рассматривать ее как чистую облигацию ил через оговоренное время обменять ее на акции (обыкновенные); служат для привлечения инвесторов, которые заинтересованы в росте своих капиталовложений в случае роста акций. - производственные ценные бумаги: o варранты- ценные бумаги, дающие право владельцу на покупку некоторого количества акций на определенную будущую дату по определенной цене (обычно используются при эмиссии); o опционы- контракты, дающие право на покупку или продажу определенного актива по определенной цене в определенную будущую дату или до ее наступления; o фьючерсы- твердое соглашение между продавцом и покупателем о купле- продаже определенного актива на фиксированную будущую дату. Опционы: - опцион на покупку (call)- право покупателя купить акции и т.д.; - опцион на продажу (put)- право продавца продать акции и т.д.; - опцион двойной (стеллаж)- право либо купить, либо продать ( но не одновременно) акции и т.д. - облигации – бумаги, дающие владельцу право получать заранее фиксированный доход в виде процентов: o государственные облигации; o облигации предприятий. Классификация облигаций по обеспечению: - облигации с понижающимися (амортизируемыми) фондами- своевременное погашение достигается путем аккумулирования амортизационных отчислений в специальном фонде; - дебиторные облигации – обеспечиваются остатком имущества после прочих расчетов по долговым обязательствам; - казначейские облигации- государственные долгосрочные обязательства, гарантированные процентом и своевременным погашением (имеют минимальный процент); - облигации с гарантиями третьей стороны- возникают в ситуациях, когда более крупная компания или банк берет на себя юридические обязательства по обеспечению облигаций менее мощной или мало известной фирмы. Классификация облигаций по выплачиваемым доходам: - облигации с правом участия в прибылях- помимо фиксированного процента дают право на дополнительные выплаты, если прибыль достигает заранее оговоренного уровня; - доходные облигации- гасятся по истечении срока, но процент выплачивается только при наличии прибыли (имеют высокий процент и короткий срок действия). - депозиты – банковское свидетельство о денежном вкладе юридического лица; - сберегательные сертификаты- банковское свидетельство о денежном вкладе физического лица; - вексель – ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю). o простой вексель (соло- вексель) выписывается заемщиком (векселедателем) и содержит обязательство платежа кредитору (векселедержателю); o переводной вексель (тратта) – выписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной суммы третьему лицу (ремитенту) или предъявителю; Вексель: A. казначейский- выпускается государством для покрытия своих расходов, представляет собой краткосрочное обязательство со сроком погашения не более 12 месяцев; B. банковский – выпускается банком или объединением банков ( доход владельца- разница между ценой погашения (номиналом) и ценой продажи (ниже номинала); C. коммерческий (торговый) – кредитование торговых операций, выдается под залог товаров как платежный документ или долговое обязательство. Коносамент – право собственности на конкретный указанный в ней товар (транспортный документ содержащий условия морской перевозки). Представляет собой товарораспределительный документ, держатель которого получает право распоряжаться грузом. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза и удостоверяет факт заключения договора. - линейный коносамент- коносамент, в котором излагается воля отправителя, направленная на заключение договора перевозки груза; - чартерный коносамент- коносамент, который выдается в подтверждение приема груза, перевозимого на основании чартера; - береговой коносамент- коносамент. Который выдается в подтверждение приема груза от отправителя на берегу, как правило, на складе перевозчика; - бортовой коносамент- коносамент, который выдается. Когда товар погружен на судно. Классификация коносамента по грузополучателю: • именной коносамент- коносамент, в котором указывается наименование определенного получателя; • ордерный коносамент- коносамент, по которому груз выдается либо по приказу отправителя или получателя, либо по приказу банка; • коносамент на предъявителя- коносамент, в котором указывается что он выдан на предъявителя, т.е. в нем не содержатся какие- либо конкретные данные относительно лица, обладающего правом на получение груза и поэтому груз выдается любому лицу, предъявившему такой коносамент. Лизинг: Вид деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на определенных условиях, на определенный срок, за определенную плату с возможностью перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Основные виды лизинга: • оперативный лизинг – вид лизинга, согласно которому лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за плату, на срок и на определенных условиях во временное владение или пользование; Оперативный лизинг – соглашение, срок которого короче аморти-зационного периода оборудования. • финансовый лизинг - вид лизинга, при котором лизинго-датель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать ему это имущество в качестве предмета лизинга за плату, на срок и на определенных условиях во временное владение и пользование; Финансовый лизинг – соглашение, предусматривающее выплату в течение периода своего действия сумм, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования и прибыль лизингодателя. Лекция 4. Виды предпринимательства. Формы сотрудничества Консультативное предпринимательство: Консалтинг- предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации. Этапы консалтинговых проектов: 1. выявление проблемы (диагностика); 2. разработка решений, проекта; 3. осуществление решений, проекта Методы консультирования: • экспертное консультирование- консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по внедрению; • процессное консультирование- специалисты на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом (побуждают клиента высказывать свои идеи и предложения), вместе анализируют проблемы и разрабатывают предложения. • обучающее консультирование- главная задача специалистов- подготовка почвы для возникновения идей, выработки решений ( т.е. проводятся семинары, лекции и т.д.). Формы сотрудничества в сфере производства: 1) Совместное предпринимательство. Совместное предприятие- предприятие, уставный фонд которого образован на основе внесения паевых взносов двумя или более учредителями, один из которых- иностранное физическое или юридическое лицо. Смешанное предприятие- предприятие, уставный фонд которого сформирован двумя или более юридическими лицами одной страны. Этапы формирования СП: - определение профиля СП; - поиск партнера, готового к сотрудничеству в создании СП; - подписание протокола о намерениях; - предварительное формирование пая, вносимого при учреждения СП; - подготовка проектов всех документов, необходимых для учреждения и регистрации СП; - подписание договора о создании СП; - государственная регистрация СП; - реализация на практике. Источники информации об иностранных фирмах: • сведения, предоставляемые самой фирмой: o удостоверенные копии учредительных документов; o публикуемые фирмой проспекты и каталоги, рекламные материалы; o балансы, финансовые отчеты. • анализ опубликованных коммерческих справочников; • конфиденциальная информация, полученная через агентуру; • информация коммерческих банков. Протокол о намерениях - это документ, подписываемый сторонами, о направлении и содержании будущего сотрудничества, не имеющий правовой силы и лишь свидетельствующий о желании сторон продолжать контакты в будущем. Вопросы, интересующие иностранных партнеров: - какова действующая на территории государства- реципиента система налогообложения и финансирования СП; - каковы перспективы использования местной рабочей силы; - какова обеспеченность сырьевыми и энергоресурсами; - наличие у местных партнеров свободно конвертируемой валюты. Пай, вносимый в уставный фонд может включать: • остаточную стоимость зданий, сооружений и т.д.; • кадастровую оценку земли, передаваемой в пользование СП; • денежную оценку передаваемых СП технологий, научных разработок и т.д. Кадастр – реестр, содержащий сведения об оценке и средней доходности объектов (земли, домов и т.д.), которые используются для исчисления налогов. Для регистрации СП учредители представляют: - письменное заявление с просьбой произвести регистрацию; - заверенные копии учредительных документов участников СП; - положительные заключения соответствующих экспертиз (например, экологических); - для российских учредителей: свидетельство, подтверждающее существование ЮЛ; свидетельство о регистрации; учредительный документ; решение о создании СП и внесении пая в уставный фонд; - для иностранных учредителей: свидетельство, подтверждающее существование ЮЛ; документ о платежеспособности; - паспортные данные (ксерокопии паспортов). Производственная кооперация. Производственная кооперация – форма сотрудничества, при которой каждый из партнеров выполняет свою долю работ в рамках единого производственного процесса (цикла); доход делится в точном соответствии с долей каждого партнера в общем объеме работ. Лизинг. Лизинг – особый вид арендных отношений (применяется к случаям, когда объектом аренды выступает оборудование). Классификация лизинга: По степени окупаемости. - финансовый лизинг (лизинг с полной окупаемостью)- срок аренды совпадает со сроком окупаемости, лизингодатель получает полную стоимость оборудования и прибыль; - оперативный (сервисный) лизинг (лизинг с неполной окупаемостью)- срок аренды меньше экономического срока службы оборудования. По составу участников. - прямой лизинг; - косвенный лизинг. По типу имущества. - лизинг недвижимости; - лизинг движимости (оборудование, транспортные средства, мед. техника и т.д.) По объему оказываемых услуг. - чистый лизинг- обслуживание оборудования возлагается на лизингополучателя; - лизинг с полным набором услуг – оборудование обслуживает лизингодатель; - лизинг с частичным набором услуг (смешанная форма)- различные функции по обслуживанию оборудования разделяются на договорной основе между лизингополучателем лизингодателем. По сектору рынка. - внутренний лизинг; - международный лизинг: - экспортный лизинг- лизинговая компания покупает оборудование национальной фирмы и предоставляет егоза границу; - импортный лизинг – оборудование закупается у иностранной фирмы и предоставляется отечественному лизингополучателю. По характеру лизинговых платежей. - лизинг с денежным платежом; - лизинг с компенсационным платежом; - смешанная форма. По методу финансирования. - срочный лизинг (одноразовая аренда); - возобновляемый лизинг (договор возобновляется по истечении первичного срока). Возвратный лизинг - разновидность лизинга, когда собственник оборудования продает его лизинговой компании, с которой заключает соглашение о лизинге этого оборудования. Леведж - лизинг (левередж-лизинг)- форма отношений, при которой в качестве лизингодателя выступает объединение нескольких компаний, фирм. • Рентинг- аренда машин и оборудования на краткосрочный период. • Хайринг- аренда машин и оборудования на среднесрочный период. • Лизинг- аренда машин и оборудования на долгосрочный период. Франчайзинг. • Франчайзер – головная компания, которая передает какие-то определенные права. • Оператор (франчайзи)- мелкая компания, которая получает определенные права. Франчайзер: 1. помогает оператору решить вопрос с капиталовложениями; 2. требует от оператора выплаты первоначального взноса (может вноситься частями); 3. устанавливает норматив текущих отчислений от прибыли. Платежи в системе франчайзинга: • первоначальная плата -до 10 % инвестиций; • периодические платежи (роялти)- 4-7% от объема продаж; • оплата товаров, приобретаемых у франчайзера; • платежи в рекламный фонд франшизной системы. Услуги, оказываемые франчайзером: • поставка оборудования; • передача технологии; • поставка сырья; • обучение персонала; • оказание услуг по бухучету и т.д. Проектное финансирование: Форма партнерских связей: 1. когда одна из сторон берет на себя обязательство финансировать реализацию предпринимательского проекта другой стороны, а другая сторона обязуется реализовать такой проект в надлежащей форме; 2. когда одна сторона, имеющая разработанный проект, предлагает другой стороне взяться за его практическую реализацию и обязуется финансировать все работы, связанные с реализацией. Лицензирование. Субъекты. - лицензиар- обладатель каких- либо прав. - лицензиат- тот, кому права передаются. Концессия. Договорная форма взаимоотношений предпринимателя с государственным или муниципальным органом власти об аренде хозяйственных объектов, находящихся в монопольной собственности государства ил муниципалитета. - Объект договора- месторождения полезных ископаемых, природные богатства. - Предмет договора- эксплуатация объекта договора на условиях, содержащихся в соглашении. Концессионер – предприниматель, вступающий в отношения долго-срочной аренды в качестве арендатора. Управление по контролю. Один из предпринимателей передает другому ноу-хау в области управления, а второй предприниматель обеспечивает необходимый капитал. Т.е. происходит импорт управленческих услуг. Подрядное производство: • Форма отношений, при которой оговаривается обязанность одного предпринимателя осуществлять целевое производство товара, составляющего предмет договора и его поставку заказчику («Лента» и « 365 дней»). Лекция 5. Формы сотрудничества Формы сотрудничества в сфере товарообмена. Бартер. Бартер - товарообменная сделка, которая предусматривает: a) какие конкретные товары будут обмениваться; b) определенные пропорции обмена одного товара на другой (через достижение договоренности о ценах ); c) сроки взаимных поставок (максимальный разрыв- 6 месяцев). Бартерная сделка - операция по обмену определенного количества одного или нескольких товаров на эквивалентное по стоимости количество другого товара или товаров (без использования денежной системы расчетов). Встречная поставка. Встречная поставка - бартерная сделка, при которой определено, какой товар и на каких условиях должен быть поставлен одной стороне, однако не определено, какой обратный товар должен быть поставлен другой стороне; это определяется специальным приложением или подписанием другого соглашения. Сделка оффсет - сделка, предусматривающая как обмен товарами и услугами, так и предоставление возможности вкладывать капитал взамен различного рода оказанных услуг. Коммерческая триангуляция. Формы сделок в сфере торговле. - сделка купли- продажи (обычная сделка)- сделка на товар, имеющийся в наличие; - сделка форвардная (сделка срочная)- сделка, заключаемая на срок от 6 до 14 месяцев; - сделка о передаче информации типа ноу- хау- отношения партнеров по передаче незапатентованных «секретов производства» за вознаграждение и на определенных условиях; - сделка спот - вид операций по купле- продаже наличного товара с немедленной поставкой и оплатой; - сделка об экспорте – договор о поставке товара партнеру другой страны; - сделка о реэкспорте - отношения, при которых один из партнеров приобретает товар за рубежом с целью его поставки партнеру третьей страны (без переработки в своей стране); - сделка об импорте - ввоз товара из-за рубежа. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений. Факторинг. Система взаимоотношений между предпринимателем и фактор- фирмой, при которой фактор- фирма берет на себя погашение дебиторской задолженности предпринимателя или покупает у предпринимателя его требование к партнеру о платеже. Факторинг - это разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента через покупку фактор–компанией счетов клиента. Коммерческий трансферт. Коммерческий трансферт - взаимное приобретение партнерами друг у друга капиталов в национальных валютах в установленных (договором) размерах по договорной цене. Организационно-правовые формы предприн-ой деятельности. • Фирма - промышленное, инновационное, сервисное, торговое предприятие или отдельный бизнесмен, пользующиеся правами юридического лица. • Компания - торговое, промышленное, транспортное и т.д. объединение деловых людей, осуществляющих совместную деятельность. • Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий статусом юридического лица и обособленным имуществом. Признаки предприятия: определенная обособленность (имущественная и неимущественная- от собственности учредителей предприятия); юридический статус (закрепляет определенные права и обязанности, позволяет рассматривать предприятие, как субъект права и правовых отношений); название предприятия и его организационно- правовая форма. Предпринимательство: - Индивидуальное - осуществление определенной формы экономической активности от своего имени и под личную ответственность (полную и неограниченную); - Коллективное - предпринимательская деятельность, осуществляющаяся через объединение капиталов, ведущаяся от имени предприятия и подразумевающая коллективную ответственность и коллективный доход. Классификация юр. лиц. По праву учредителей в отношении юридических лиц или их имущества: • юридические лица, в отношении которых участники имеют обязательственные права: a. хозяйственные товарищества и общества; b. производственные и потребительские кооперативы; • юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности: a) государственные и муниципальные унитарные предприятия; • юридические лица, в отношении которых учредители не могут иметь имущественных прав: a) общественные и религиозные организации; b) благотворительные фонды. По праву экономической деятельности: • коммерческая- основная цель деятельности- извлечение прибыли; • некоммерческая- не ставят своей целью получение прибыли. По организационно-правовой форме: • хозяйственные товарищества; • хозяйственные общества; • унитарные предприятия; • производственные кооперативы. Производственный кооператив. Производственный кооператив - добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии (число не принимающих личного трудового участия- не более 25%) и объединении его членами имущественных паевых взносов. Паевой взнос - деньги, ценные бумаги, имущественные права и т.д.К моменту государственной регистрации- не менее 10% паевого взноса (остальное в течение года). Учредительный документ - устав. УСТАВ: • фирменное название и слова «производственный кооператив»; • место нахождения; • условия о размере паевых взносов; • о составе и порядке внесения паевых взносов и об ответственности за нарушение обязательств по внесению; • о характере и порядке трудового или иного участия и об ответственности за нарушение обязательств по участию; • о порядке распределения прибыли и убытков; • о размере и условиях ответственности по долгам; • о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений; • о порядке выплаты стоимости пая и выдачи имущества лицу, прекратившему членство; • о порядке вступления новых членов; • о порядке выхода из кооператива; • об основаниях и порядке исключения из кооператива; • о порядке образования имущества кооператива; • о порядке ликвидации и реорганизации кооператива. Преимущества производственного кооператива: 1. прибыль распределяется не пропорционально паям, а в соответствии с трудовым вкладом; 2. законодательство не ограничивает число членов кооператива; 3. равные права в управлении, т.к. каждый имеет только один голос. Недостатки: 1. ограниченные возможности для начала деятельности (число членов не менее 5); 2. субсидиарная ответственность по долгам. Унитарное предприятие. Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Унитарные предприятия: • на праве оперативного управления – право владеть, пользо-ваться, и распоряжаться в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества; • на праве хозяйственного ведения - право владеть , пользовать-ся и распоряжаться имуществом в пределах, установленных законом или иными правовыми актами. Лекция 6. Организационно-правовые формы Хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на вклады учредителей уставным (складочным) капиталом. Общие черты товарищества и общества. • имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное или приобретенное, принадлежит товариществу или обществу на праве частной собственности; • общества и товарищества могут быть участниками других обществ и товариществ; • учредители общества или товарищества имеют по отношению к нему право обязательственного характера, но не право собственности на имущество (это право имеет само общество или товарищество); • являются коммерческими организациями, обладающими правоспособностью. Различия: • товарищество- объединение лиц, общество- объединение капиталов (отсюда разное правовое положение); • в товариществах могут участвовать только индивидуальные предприниматели или коммерческие организации; • общества могут быть созданы одним лицом, товарищества- нет. Товарищество: • полное товарищество; • товарищество на вере. Полное товарищество - товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. 1. создается и действует на основании учредительного договора, который должен быть подписан всеми участниками; 2. фирменное название должно содержать либо имена всех участников и слова «полное товарищество», либо имя одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания»; 3. прибыли и убытки распределяются пропорционально долям в складочном капитале (если иное не предусмотрено в учредительном договоре); 4. управление деятельностью осуществляется по общему согласию (каждый имеет 1 голос). Особенности: - предпринимательская деятельность участников признается деятельностью самого товарищества как юридического лица; - при недостатке имущества товарищества для погашения долгов кредиторы вправе требовать удовлетворения из личного имущества любого из участников; - не требуется устав, устанавливающий компетенцию его органов, т.к. любой из участников занимается предпринимательством от имени товарищества в целом. Товарищество на вере: · полные товарищи; · вкладчики. - Полные товарищи - осуществляют предпринимательскую деятельность от имени самого товарищества и несут неограниченную и солидарную ответственность по обязательствам. - Вкладчики (коммандисты) - делают вклады в имущество, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам. Вкладчики: - не вправе участвовать в управлении делами товарищества, но имеют право знакомиться с финансовой деятельностью товарищества; - включение вкладчика в фирменное наименование делает его полным товарищем; - обладают тремя имущественными правами: - право на получение части прибыли товарищества; - право свободного выхода с получением своего вклада; - право передачи своей доли или ее части другому вкладчику или третьему лицу без согласия остальных. - при ликвидации имеют преимущественное право на получение вкладов или их денежного эквивалента. Преимущества полного товарищества: - возможность аккумулирования значительных средств в относительно короткие сроки; - каждый член имеет право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества наравне с другими; - привлекательны для кредиторов, т.к. члены несут неограниченную ответственность. Недостатки: • необходимость доверительных отношений; • неограниченная ответственность. Преимущества товарищества на вере: • возможность аккумулирования значительных средств; • право заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества; • привлекательность для кредиторов; • привлечение дополнительных средств за счет вкладчиков. Общество с ограниченной ответственностью. учрежденное одним или несколькими лицами общество , уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества: • не отвечают по его обязательствам; • несут риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов. Учредительные документы: учредительный договор; устав. Особенности ООО: - разновидность объединения капиталов, не требующего обязательного личного участия своих членов в делах общества; - раздел уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности по долгам общества; - более высокие требования в определению и формированию уставного капитала, чем к складочному капиталу товариществ. Преимущества ООО: - возможность быстрого аккумулирования значительных средств; - может быть создано одним лицом; - члены общества несут ограниченную ответственность по обязательствам общества. Недостатки ООО: 1) уставный капитал не может быть меньше величины, установленной законом; 2) менее привлекательны для кредиторов, т.к. члены общества несут только ограниченную ответственность. Общество о дополнительной ответственностью: Отличие от ООО: при недостаточности имущества общества для удовлетворения претензий кредиторов участники общества могут привлечены к солидарной имущественной ответственности. Дополнительное преимущество - более привлекательно д/кредиторов, т.к. участники несут дополнительную ответственность. Дополнительный недостаток – тот же. Акционерное общество - Общество, уставный капитал которого разде-лен на определенное число акций. Отличия АО от ООО: • различная организация уставного капитала (в АО полное равенство долей); • акционер при выходе из общества не может потребовать никаких выплат. АО: · ОАО · ЗАО ОАО: • участники могут отчуждать акции без согласия других акционеров; • обязано ежегодно публиковать годовой отчет, баланс, отчет о прибылях и убытках. ЗАО: • акции распределяются только среди учредителей или иного заранее определенного круга лиц; • не вправе проводить открытую подписку на акции (в противном случае оно подлежит преобразованию в ОАО в течение года, при невыполнении этого- ликвидируется); • не предполагается публичное ведение дел. Преимущества АО: A. только АО имеют право выпускать акции; B. акционер несет ограниченную ответственность; C. возможность концентрации большого капитала; D. возможность быстрого отчуждения и приобретения акций. Акции: • именные- решение о продаже акций принимается органом управления АО: данные о владельце, который не может свободно продать акции, а может только вернуть их правлению АО, заносится в специальную книгу; • на предъявителя- владельцы не регистрируются; • обыкновенные; • привилегированные; • кумулятивные привилегированные- выплата девиденда может быть отложена (сейчас прибыли нет, но в следующем будет выплачен дивиденд за 2 года). Недостатки АО: • отсутствие возможности реально управлять АО; • в руках отдельных лиц сосредоточивается большой капитал. Объединения юридических лиц: • ассоциации; • концерны; • консорциумы; • межотраслевые и региональные союзы; • финансово- промышленные группы; • холдинги. Принципы объединения предприятий: - добровольность объединения на основе общих экономических интересов; - равноправие участников совместной деятельности; - свобода выбора организационной формы объединения; - самоуправление участников и объединения в целом; - организация отношений участников на договорной основе. Финансово-промышленные группы (ФГП): Возможности образования: 1. на основе договорного объединения частных предпринимателей; 2. по решению правительства с участием государственных предприятий; 3. по межправительственным соглашениям. Отличительные признаки ФГП: • ядром группы служит финансовая компания (банк, страховая компания и т.д.); • иногда ФГП основана на структуре торгового дома; • важную роль играет участие промышленной части. ФГП объединяет: • торговые организации; • промышленные организации; • кредитно- финансовые организации. Преимущества ФГП: - взаимодействие финансового и промышленного капитала; - единая политика ценообразования; - развитие процесса кооперации производства. Недостаток: • возможность монополизации рынка. Холдинг - акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. Преимущества холдинга: - борьба с конкурентами консолидацией усилий. Предпринимательские союзы - группы независимых компаний, свя-занные между собой общими целями. Черты предпринимательских союзов: • переплетение связей, существующих между производителями, поставщиками и покупателями; • долгосрочные отношения между участниками. Лекция 7. Предпринимательский договор Партнерские связи: · с поставщиками; · с потребителями. Договор (контракт, соглашение) - форма заключения партнерских связей, при которой фиксируются предмет договоренности, взаимные права и обязанности партнеров, последствия нарушения договоренности. Договор - компромисс сторон, закрепление обязанностей, которые берет на себя каждая из сторон для получения того эффекта, который лежит в основе сделки. Договор: · учредительный; · предпринимательский (хозяйственный). • Учредительный договор - письменный документ, свиде-тельствующий о волеизъявлении физических или юри-дических лиц по образованию, учреждению новой органи-зационно- правовой структуры для реализации какой- либо конкретной предпринимательской идеи. • Предпринимательский договор - волеизъявление сторон по поводу осуществления предпринимательского процесса, не предполагающее объединение договаривающихся сторон в какую- либо единую организационно- правовую структуру. Договор состоит из: 1. преамбула; 2. основная часть; 3. заключительная часть. Преамбула - введение в договор, которое включает в себя: - наименование договора (купли- продажи, бартера, поставки и т.д.); - указание места и времени заключения договора (можно отнести в заключительную часть); - фиксирование факта заключения договора в соответствии с условиями договора; - наименование сторон (продавец- первая сторона; покупатель- вторая). Основная часть договора - специфические и общие условия. Специфические условия - условия, относящиеся только к данной сделке. Общие условия - положения, включающиеся во все договоры, независимо от их содержания. Специфические условия: - предмет договора и количество товара; - качество товара; - цена товара; - скидки с цены и надбавки к цене; - базисные условия поставки; - форма платежа; - срок поставки или сроки исполнения обязательств; - маркировка, упаковка товара; - сдача- приемка товара, переход права собственности на товар; - ответственность сторон; - запретительная оговорка ( например, о запрете перепродажи). Общие условия: - арбитраж: - форс- мажор. Заключительная часть: - юридические адреса сторон: - все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора; - подписи сторон; - указание места и даты заключения договора (если не указано в преамбуле). Подготовка к заключению договора: • определение «психологического сопровождения» процесса переговоров с партнером; • выявление конкретных формулировок каждого из условий договора. Психологическое сопровождение- готовность идти на какие-либо уступки в ходе переговоров или, наоборот, твердо стоять на своих позициях, отказываясь от компромиссных решений. - Максимальная цена - показатель, с которого можно начинать переговоры, но на достижение которого нельзя рассчитывать. - Минимальная цена - предельный ценовой показатель, ниже которого предприниматель решает не опускаться. - Объективная цена - ценовой показатель, на который можно рассчитывать при нормальной ситуации в обществе и спокойном ведении переговоров. Оферта - письменное предложение инициатора заключения договора другой стороне, подписанная инициатором. Оферта: · Твердая; · Свободная. Условия договора (возможные формы): - предмет договора (или количество товара). Согласно этому пункту договора, продавец обязуется поставить, а покупатель- принять в точности то количество товара, которое указано в контракте. - качество товара: - товар должен иметь определенную торговую марку; - товар должен иметь стандартные качественные характеристики: a) соответствие стандартам страны- продавца; b) соответствие международным стандартам. c) качественные характеристики должны соответствовать образцу (3 образца); d) качественные характеристики должны соответствовать прилагаемой спецификации ; Спецификация - подробное описание всех качественных характерис-тик, допусков, показателей. - поставляемый товар должен быть «хорошего среднего качества»; «Хорошее среднее качество»- соответствие свойствам того товара, который является наиболее распространенным среди этого типа товаров. - условия тель- кель; - качество должно соответствовать техническим условиям изготовителя; - качество товара должно соответствовать требованиям покупателя. Документы, подтверждающие качество: a. сертификат качества; b. санитарно- ветеринарное свидетельство. Сертификат качества: 1. описание товара; 2. место и дата погрузки, № вагона, № и дата накладной; 3. общее количество мест, вес нетто и брутто; 4. дата производства в соответствии с маркировкой на товаре. - цена товара. Стратегия «снятия сливок»; стратегия прочного внедрения на рынок. Демпинговая цена - цена на товар ниже их нормальной стоимости (более, чем на 30%). Цена предложения - цена, предлагаемая продавцом. Цена спроса - цена покупателя. Методы закрепления цены в договоре: • метод твердой цены- указывается цена, не подлежащая изменению; • метод базисной цены- включается ценовой показатель товара, обладающего определенными характеристиками, которые могут у поставленного товара и не присутствовать; Методы коррекции цен: o бонификация; o рефакция; o метод скользящей цены. o метод определения цены в зависимости от содержания основного элемента в товаре; o метод установления цены с последующей фиксацией (форвардные контракты при нестабильной политической ситуации). Скидки: a) скидка за платеж наличными; b) скидка на количество; c) бонусная, премиальная или специальная скидка. Форма платежа. • кредитная; • наличная. Способы расчетов: 1. чек; 2. вексель; Простой – обязательство векселедателя уплатить векселедержателю определенную сумму денег. Переводной (тратта) – письменный приказ векселедержателя векселедателю уплатить определенную сумму денег третьему лицу. Вексель становится безусловным обязательством после акцепта векселедателем. 3. аккредитив – поручение банку о выплате суммы физическому или юридическому лицу при выполнении условий, указанных в аккредитивном письме. Аккредитив: отзывный и безотзывный; подтвержденный (банк продавца гарантирует выполнение условий платежа) и неподтвержденный (банк продавца лишь информирует, ответственность несет банк покупателя); делимый (можно платить частями) и неделимый ( вся сумма полностью); покрытый и непокрытый; револьверный (автоматически восстанавливается, используется при регулярных поставках) и переводной ( может быть использован для перевода части аккредитива субпоставщикам). инкассо-платеж против определенных документов (платеж производит банк покупателя); Формы инкассо: a. инкассо с предварительным акцептом (важно для покупателя, который становится собственником поле того, как получает документы на товар); b. инкассо без предварительного акцепта (документы на товар передаются только после оплаты); c. инкассо без документов (документы направляются вместе с товаром (при срочных сделках)). Срок поставки. d. немедленно ( в период с 3 по 14 день); e. срок поставки- не позднее…; f. товар поставляется в …( августе); g. точная календарная дата; h. специфическая формулировка (по снятии урожая, по открытии навигации). Упаковка. Правила: 1. товар должен упаковываться с учетом транспортного средства, которое буде перевозить; 2. упаковка должна предохранять товар от повреждений; 3. упаковка должна быть приспособлена к перегрузке; 4. перед упаковкой товар должен пройти консервацию (если это требуется). Маркировка. • наименование производителя; • наименование покупателя; • номер заказа (договора); • номер упаковочной единицы (3/10- 3-е место из 10); • место назначения; • точные габариты; • условные обозначен6ия правил обращения; • страна происхождения товара (если следует в другие страны). - сдача- приемка товара (по акту сдачи- приемки); - штрафные санкции (обычно от 5% до 8% контрактной стоимости); - Форс- мажор- обстоятельства непреодолимой силы, т.е. такие обстоятельства, которые не зависят от желания сторон, но которые делают невозможными исполнение обязательств обеими сторонами или одной из них; - арбитраж- порядок рассмотрения споров; - прочие условия (например, о перепродаже товаров). Лекция 8. Бизнес-план Назначение: • для кредиторов (часто бизнес- план является обязательным документом, подтверждающим коммерческую привлекательность проекта); • для собственников (заинтересованы в составлении бизнес- плана с точки зрения перспектив развития фирмы); • для менеджеров (повышение эффективности управления). Структура: 1. Резюме. 2. Предыстория и основная идея проекта. 3. Анализ рынка и стратегия маркетинга. 4. Сырье и материалы. 5. Место осуществления проекта. 6. Инженерное проектирование и оборудование. 7. Организация производства и накладные расходы. 8. Людские ресурсы. 9. Планирование и сметная стоимость работ по проекту. 10. Финансовая оценка. 11. Экономический анализ издержек и прибыли. Разделы: • резюме- содержит инвестиционное предложение; • маркетинговый раздел (главы 2 и 3)- сценарии реализации проекта и обоснование бюджета маркетинга и прогноза продаж; • производственный блок (главы 4-9)- обоснование всех затрат во времени; • финансовая часть составление бюджета, определение экономической целесообразности проекта. Глава 1. Резюме. Включает краткое описание: - бизнеса и его продукта или услуги; - потенциала рынка; - продукта и технологии, которые компания собирается освоить; - краткое финансовое представление проекта; - объемов, направлений использования и сроков финансирования, периодичности и способов возврата средств; - состава управленческой команды. Вопросы инвесторов: • Чем подтверждается репутация предприятия? • Чем гарантируется спрос на продукцию предприятия, которая будет выпускаться? • Насколько высока квалификация персонала и общий уровень менеджмента предприятия? • Все ли затраты учтены, достоверна ли информация о них? • Каково текущее состояние предприятия? • Каков прогнозируемый уровень доходности? • Какие риски имеет проект, как они могут повлиять на результат его реализации? Глава 2 .Предыстория и основная идея проекта. - Бизнес-идея проекта – Полное и сокращенное название проекта. Краткое изложение идеи проекта (продукция и ассортимент; производственная мощность предприятия; место расположения предприятия; географическая ориентация проекта; укрупненный график осуществления). Стратегические цели и задачи проекта. Проблемы и пути их решения. - Инициаторы проекта – Организационно-правовая форма, состав учредителей, числен-ность персонала, годовой оборот, опыт реализации иных проектов, возможности по финансированию, область деятельности в прошлом. - Предыстория проекта – Анализ инвестиционного климата и общей экономической обстановки; история разработки проекта; краткая история уже проведенных исследований. - Этапы реализации проекта – Укрупненный перечень реализации проекта. - Предъинвестиционные затраты – Перечень и характеристика всех видов затрат. - Юридическая форма предприятия – Обоснование выбора организационно-правовой формы; предлагаемый состав учредителей; характеристика органов управления предприятием. - Анализ слабых и сильных сторон. Глава 3. Анализ рынка и стратегия маркетинга. • описание продукта; • анализ рынка; • сегментация рынка; • конкуренция; • план маркетинга; • прогноз продаж и бюджет маркетинга. Описание продукта: • описание товара (услуги); • отличительные черты и потребительские качества; • подтверждение существования потребительского спроса. Анализ рынка: • анализ предыдущего развития потребности на продукт; • описание текущего состояния рынка; • прогнозирование будущего изменения рынка; • разработка сценариев развития рыночной ситуации; • SWOT- анализ. Сегментация рынка: • сегментация рынка (идентификация критериев, разделение рынка на группы потенциальных покупателей, описание профилей полученных сегментов); • выбор целевого сегмента (идентификация критериев для оценки привлекательности сегментов, выбор одного или нескольких сегментов); • позиционирование продукта (описание специфики продукции для каждого сегмента, разработка маркетинговой программы для каждого выбранного сегмента). Конкурентный анализ. План маркетинга. 1. Формулируются стратегические цели маркетинга. 2. Обоснование и формулировка программы маркетинговых действий по 4Р (product, place,price,promotion). План маркетинга. Продукт (product) (характеристика требуемых качеств) – Номенклатура продуктов (услуг); качество; дизайн; технические характеристики; дополнительные потребительские характеристики; торговая марка; упаковка; послепродажное обслуживание; гарантии; возможность возврата. Каналы сбыта (place) – Каналы распределения; географический охват рынков; размещение производственных и сбытовых подразделений; управление запасами; транспорт. Цены (price) – Прейскурант цен; система ценовых скидок; система ценовых надбавок; периодичность платежей; условия кредита. Продвижение (promotion) – Меры по стимулированию сбыта; реклама; служба сбыта; связи с общественностью. Краткое описание требуемых затрат – Разбиваются на капитальные и текущие. Прогноз продаж. На основе ранее приведенной информации обосновывается прогноз продаж продукции с разбивкой по месяцам или кварталам.
Глава 4. Сырье и материалы. • Характеристика сырья и материалов. - проводится укрупненный перечень необходимых видов сырья; - указываются особые требования к их качеству; - характеризуются альтернативные варианты возможных поставщиков. • Программа снабжения. - обоснование выбора оптимального варианта поставщиков по каждому виду ресурсов с учетом требований к качеству, объема поставок, источников снабжения, графика поставок, удельных издержек; - данные по условиям поставок (цены, комплект поставок, финансовые условия и т.д.); - меры по хранению. • Смета расходов на сырье и материалы: - дается календарный план сводных затрат на приобретение, транспортировку и хранение. Глава 5. Место осуществления проекта. • место осуществления проекта (близость к потребителям и поставщикам; климатические условия; наличие рабочей силы; транспортное обеспечение и другие элементы инфраструктуры; правовой режим); • строительная площадка ( м.б. аренда) (стоимость земли, региональная политика, свойства площадки, степень подготовленности и освоения, калькуляция стоимости строительных работ); • воздействие на окружающую среду (характер отходов, предлагаемые методы их удаления, степень воздействия на людей и т.д) Глава 6. Инженерное проектирование и технология. Производственная программа – Уточненная производственная программа выпуска изделий (оказания услуг) с учетом прогноза продаж, оптимальных запасов, графика освоения мощностей. Представление производственной программы по каждому виду услуг с временной разбивкой: период запуска, период испытаний, период пробной эксплуатации, период выхода на полную мощность, график проведения ремонтных работ и технического обслуживания. Производственная мощность – Обоснование и выбор варианта номинальной производственной мощности предприятия с минимизацией затрат и исключением «узких» мест. Технология – Обоснование выбора технологического процесса, его описание, методы приобретения технологии (разработка собственной и ее лицензирование, покупка технологии со стороны).Смета затрат на технологию. Оборудование – Выбор оборудования, необходимого для реализации технологии в объемах номинальной производственной мощности. Общий охват проекта – Комплекс действий, таких как система снабжения ресурсами, вспомогательная инфраструктура и т.д. Расположение оборудования и инженерных объектов – Обоснование выбора и характеристика системы расположения оборудования и инженерных объектов. Инженерные работы – Описание, календарное планирование и калькуляция инженерных работ: подготовка и освоения строительной площадки, строительство заводских зданий, инженерные работы по сооружению сетей, очистных сооружений, внутренний дорог и т.д., создание систем безопасности. Организация производства и накладные расходы. Выбор организационной структуры предприятия, необходимой для координации и контроля за использованием ресурсов проекта, распределение накладных расходов и их количественная оценка. Варианты организационных структур. • линейная организационная структура; • функциональная организационная структура; • территориальный принцип; • их сочетание. Глава 8. Трудовые расходы. Оценка потребности компании в персонале и связанных с этим издержек (включая обучение, переподготовку кадров, мотивацию персонала). • расчет потребности в специалистах различных категорий, обоснование уровня их квалификации и оплаты труда; • разработка штатного расписания; • описание предлагаемой системы мотивации; • характеристика плана набора, обучения и переподготовки; • план социального развития коллектива; • итоговая смета. Планирование и сметная стоимость работ. • связь всех действий по реализации проекта; • оптимальное распределение имеющихся ресурсов; • расчет общего объема финансирования; • определение источников и календарных сроков финансирования. Подразделы главы: • сводный календарный график реализации проекта: - основные этапы выполнения проекта; - сведенные воедино капитальные затраты по каждому этапу; - привязка этапов в конкретным календарным периодам. • инвестиционный план: - общая потребность во внешнем финансировании в зависимости от сценария; - распределение финансирования. Глава 10. Финансовая оценка. • Методы финансовой оценки (финансовой состоятельности): o план прибылей и убытков; o план движения денежных средств; o баланс предприятия. • Методы экономической оценки (эффективности инвестиций): o статические методы (чистый доход, простая норма прибыли, простой срок окупаемости, точка безубыточности); o динамические методы 9текущая стоимость проекта, срок окупаемости с учетом дисконтирования, внутренняя норма прибыли, индекс рентабельности дисконтированных инвестиций). • Анализ рисков проекта Глава 11. экономический анализ издержек и прибыли (не является обязательным) • создание новых рабочих мест; • связь с другими крупными проектами; • содействие развитию международной и внешнеэкономической деятельности; • экологические последствия и т.д. Лекция 9. Механизм функционирования предприятия. Рыночная модель предприятия. 1. блок 1- предприятие, основной задачей которого является преобразование ресурсов; 2. блок 2- ресурсы на входе- трудовые. материальные, финансовые; 3. блок 3- ресурсы на выходе (преобразованные ресурсы)- готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства; 4. блок 4- социальная среда, с которой взаимодействует предприятие- государство, муниципальные органы, законодательство; 5. блок 5- природная среда- потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды; 6. блок 6- взаимосвязь с рынком, маркетинг; 7. блок 7- соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе (экономика предприятия); Информация, необходима для принятия решений: • характеристика товаров (конечные или промежуточного потребления, готовые изделия или полуфабрикаты, цена, служба сервиса, условия у конкурентов); • общая характеристика рынка (число потребителей, способы покупки товаров, условия и сроки поставок, отношение покупателей); • каналы распространения товаров, наличие посредников; • конкретное состояние рынка (наличие конкуренции и ее уровень); • законодательные ограничения; • финансовые, материальные и иные ресурсы; • перспективные цели фирмы; • текущие цели и задачи. Жизненный цикл товара: • Внедрение - требует больших затрат; • Рост - быстрое увеличение спроса на продукцию; • Зрелость - большинство покупателей уже приобрели продукт; • Насыщение - отсутствие роста продаж; • Спад - период резкого снижения продаж и прибыли. Предприятие потребляет: • сырье и материалы; • комплектующие детали; • топливо и энергию; • земельные ресурсы; • здания и сооружения; • оборудование; • транспортные средства; • приборы; • инструмент; • денежные средства. Предприятие выпускает: • готовую продукцию (в конкретной номенклатуре, количестве, ценовой форме); • отходы производства; • прибыль; • издержки производства; • платежи. Связь между ресурсами на входу и выходе:
• V- общий объем валовой или чистой продукции; • L- средняя численность работников; • F- среднегодовая стоимость основных средств; • М- текущие материальные затраты; • S- себестоимость продукции. • V/L-производительность труда; • L/V- трудоемкость продукции; • V/F- фондоотдача; • F/V- фондоемкость; • V/M- материалоотдача; • M/V- материалоемкость; • V-S- прибыль. Процесс преобразования ресурсов на производстве: - Структура предприятия: - подразделение основного производства; - подразделение вспомогательного производства; - подразделения, обслуживающие побочные и подсобные хозяйства; - управленческие службы и подразделения. - - Процессы, осуществляемые на предприятии: - научные исследования; - проектирование, конструирование, изготовление; - ремонт, модернизация; - контроль и профилактика брака; - хранение; - обслуживание; - транспортировка; - утилизация; - восстановление; - консервация и упаковка; - очистка и обезвреживание; - профилактика безопасности; - управление. - Функции управления на предприятии: - учет, статистика; - анализ; - планирование; - принятие решений и их реализация; - мотивация; - контроль исполнения; - регулирование. - Функции организации на предприятии: - нормирование; - координация во времени и пространстве; - оперативное планирование; - диспетчеризация; - исполнение функции управления; - разделение и кооперирование труда; - ресурсообеспечение; - маршрутизация предметов труда; - планирование рабочих мест; - создание благоприятных условий труда; - реализация готовой продукции; - выявление резервов и рационализация производства. Качество продукции: Качество - совокупность свойств продукции, призванных удовлетворять потребность в соответствии с назначением продукции. Продукт - совокупность свойств: надежность, эргономичность, эстетические свойства, безопасность, экологичность. Формирование качества продукции: Условия контроля качества. 1. Качество как основная стратегическая цель деятельности признается высшим руководством фирмы. 2. Мероприятия по повышению качества должны затрагивать все подразделения предприятия. 3. Постоянный процесс обучения и повышение мотивации сотрудников. Выводы: • Качество является не одним из направлений деятельности фирмы, а непрерывным процессом, затрагивающим все функции предприятия. • Повышение качества зависит от степени участия каждого сотрудника. • Качество не препятствует, а способствует снижению себестоимости. • Качество предполагает использование новой техники и технологии. • Качеством необходимо также управлять как управляют оборудованием, производством и финансами. Лекция 10. Культура предпринимательства Компоненты культуры предпринимательства: - Представление предпринимателя о ценностях бизнеса: каждый предприниматель определенным образом видит цели бизнеса и обладает собственной шкалой ценностей, в соответствии с которой он судит о потребителях, клиентах, потребностях в товаре, ожидаемых доходах и прибылях. - Правила и нормы поведения при планировании и осуществлении предпринимательской деятельности, вытекающие из представлений о ценностях бизнеса. - Конкретное поведение предпринимателя, в процессе которого на практике реализует выработанные правила и нормы культурного поведения. Культура предпринимательства - система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства данной организационной структуры, показаний удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицикации работников с предприятиями и перспективами развития. Функции: - коммуникативно- интегративная (обеспечивает выживаемость в данной социально- экономической среде, устойчивость и стабильность); - консервативная (создает силы внутренней устойчивости и сопротивляемости внешним воздействиям); - инновационная (продуцирует новые образы, более приспособленные к изменившимся обстоятельствам); - оценочная (создает методы и критерии оценки действий, формируя режим регламентированного и ранжированного поведения); - целеполагания (формирует эталонные ценности, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора целей в предпринимательской деятельности). Главная функция культуры предпринимательства - сохранять и воспроизводить ценности различных форм и типов, передавать их из поколения в поколение. Признаки культуры организации предпринимательской деятельности: - социальность (т.к. на формирование культуры влияют все или большинство работников фирмы); - создается людьми и регулирует поведение членов коллектива; - основана на соблюдении традиций и осознанно или неосознанно принимается всеми работниками; - способна изменяться и находиться в постоянном развитии. Признаки высокой культуры предпринимательства: o у работников фирмы имеется четкая система ценностей и твердые представления о целях и средствах их достижения; o высоко ценятся профессиональная компетентность и верность делу; o стремление к высокому качеству труда; o продвижение оп службе зависит от результатов труда, умения брать на себя ответственность. Признаки слабой культуры предпринимательства: o отсутствует ясное представление о системе ценностей и средствах достижения целей; o отсутствие стратегических целей; o отсутствие тактических целей; o отдельные части организации не могут придти к согласию; o руководители ничего не делают для развития общего понимания ценностей, общих убеждений. Этика - система норм нравственного поведения людей, их обязан-ностей по отношению друг к другу и обществу в целом. Этика: o корпоративная o профессиональная o деловая. • Корпоративная этика изучает этические нормы поведения фирмы во взаимоотношениях с государством, покупателями, поставщиками, работниками. • Профессиональная этика отражает особенности нравственного сознания, поведения и взаимоотношения людей, обусловленное спецификой профессиональной деятельности. • Деловая этика – система общих принципов и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро- и макроуровнях рыночных отношений. В основе деловой этики лежит учение о морали и нравственности в деловых отношениях. • Профессиональная этика определяет этические принципы и нормы поведения людей в рамках определенного вида трудовой деятельности. Проф. Этика: o Педагогическая; o Медицинская: o Судебная; o Журналистская o Прочие Профессиональная этика изучает: • отношения трудовых коллективов; • нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; • взаимоотношения внутри профессионального коллектива, специфические нравственные нормы, свойственные данной профессии. Деловая этика: o мораль; o нравственность. Мораль - система поведенческих запросов и предписаний, охватыва-ющая все проявления человеческой активности. Нравственность - вид морали, характеризующейся требованием в опре-деленных ситуациях жертвовать своими интересами ради интересов других людей. Задачи деловой этики. • изучение исторического опыта в области деловых отношений; • интеграция с международной культурой предпринимательства, с ее морально- психологическими стандартами; • изучение проблемы социальной ответственности бизнеса; • моральное и нравственное воспитание субъектов предпринимательской деятельности; • выработка этических принципов по определенным деловым ситуациям. Положения деловой этики: • Наивысшая производительность и прибыль не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды; • Конкуренция должна осуществляться по честным правилам; • Созданные трудом блага должны распределяться так, чтобы исключить появление деклассированных слоев населения; • Техника должна служить человеку, а не человек –технике. Механизмы внедрения этических концепций; • этические нормативы; • этические кодексы; • комитеты этики; • тренинг,; • юридические комитеты; • сотрудники служб, рассматривающие претензии граждан по этическим вопросам; • изменения в организационной структуре. Деловое общение. Деловой этикет - система норм поведения, при помощи которой человек обучается считаться с достоинством других людей и защищать собственное достоинство, создавая условия для преодоления конфликтов и достижения намеченных целей в бизнесе. • Техника общения - совокупность приемов, используемых людьми для достижения желаемого эффекта в общении. Техника общения: o Вербальные o Невербальные Вербальные средства - стиль речи, принятый в общении данного круга деловых людей. Невербальные средства – несловесные, мимика, позы, жесты, тон, взгляд, интонация речи. - Правила согласования взаимодействия - высказываться не больше и не меньше, чем требуется, не отклоняться от темы, выражаться четко, стараться, чтобы высказывания соответствовали истине. - Правила самоподачи - связаны с индивидуальным успехом участников. Коммерческая тайна. Коммерческая тайна - информация, имеющая действующую или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к ее конфиденциальности. Признаки коммерческой тайны: 1. Информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе. 2. К информации не должно быть свободного доступа. 3. Обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. 4. Информация не является государственным секретом. 5. Информация относится к производственной деятельности предприятия. 6. Не наносит ущерб интересам общества. НЕ могут быть отнесены к коммерческой тайне: - учредительные документы; - документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью; - сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов; - документы о платежеспособности; - сведения о численности работающих и их заработной плате; - документы об уплате налогов. Могут быть отнесены: • технология производства; • технологические приемы и оборудование; • модификации ранее известных технологий и процессов; • результаты и программы НИОКР; • перспективные методы управления; • ценовая и сбытовая политика; • сравнительные характеристики собственного ассортимента и товаров конкурентов с точки зрения качества, внешнего вида, упаковки и т.д.; • производственные, коммерческие и финансово- кредитные отношения с партнерами; • планы предприятия по расширению (свертыванию) производства; • факты проведения переговоров по вопросам купли- продажи; • данные, которые могут быть использованы для нанесения ущерба репутации предприятия (фирмы); • информация о кадрах (текучесть кадров, ведущие специалисты и места их работы по совместительству). Охраноспособность права на коммерческую тайну не требует государственной регистрации и проверяется только при нарушении (оспаривании) права на коммерческую тайну. Обладатель коммерческой тайны имеет право: • самостоятельно определять критерии вновь получаемых сведений к коммерческой тайне, срок действия и совокупность мер, необходимых для обеспечения режима коммерческой тайны относительно уже полученной и получаемой информации, включая постановку снятие грифа «Коммерческая тайна», порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну; • устанавливать, изменять и отменять режим коммерческой тайны, в том числе «ноу- хау»; • требовать обеспечения режима коммерческой тайны от лиц, получивших доступ к коммерческой тайне на законных основаниях в целях обеспечения своей фактической монополии на эту коммерческую тайну (в том числе закрепление этих обязательств в лицензионных и иных договорах, специальных соглашениях о конфиденциальности); • допускать (прекращать допуск0 лицо, состоящее в трудовых отношениях, с его согласия к коммерческой тайне на договорной основе. Обладатель коммерческой тайны обязан: • не нарушать охраняемые законом права и интересы других лиц; • не использовать для охраны коммерческой тайны средства, способные причинять вред жизни и здоровью людей; • принимать меры для обеспечения конфиденциальности сведений, составляющих его коммерческую тайну; • предоставлять информацию, составляющую коммерческую тайну, органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам по их запросам в пределах их компетенции. Установленной законом под страхом наступления административной ответственности; • принять меры по засекречиванию сведений, составлявших ранее коммерческую тайну, но отнесенных в установленном порядке к государственной тайне. Обладатель коммерческой тайны вправе требовать от нарушителя: • признания прав на коммерческую тайну (при оспаривании этого права); • прекращения действий, ведущих к нарушению режима коммерческой тайны 9если нарушение не привело к полному прекращению самого нарушенного права); • возмещения убытков, причиненных разглашением со стороны работников и контрагентов или со стороны лиц, незаконными методами получивших доступ к коммерческой тайне. Коммерческие секреты - коммерческая тайна, имеющая материальное воплощение (документы, схемы, изделия). |