Контрольная работа: Стратегия преодоления глобальных экологических угроз

Название: Стратегия преодоления глобальных экологических угроз
Раздел: Рефераты по экологии
Тип: контрольная работа

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ

1. Проблемы наполненного мира

2. Проблемы глобального управления окружающей средой

3. Экологизация общественного развития: проблемы и перспективы

4. Экологическая сертификация лесов и окружающей среды как инструмент преодоления глобальных экологических угроз

5. Глобализация или закрытые экономические системы?

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ


ВВЕДЕНИЕ

Тема контрольной работы «Стратегия преодоления глобальных экологических угроз».

В работе рассмотрены пути преодоления глобальных экологических угроз, связанных с изменениями климата, загрязнением атмосферного воздуха и Мирового океана, отражены проблемы глобального управления окружающей природной средой, экологизацииразвития земной цивилизации, экономической и экологической глобализации, образование замкнутых экономических систем, что способствуют уменьшению транспортных потоков и оздоровлению окружающей среды.

В начале третьего тысячелетия земная цивилизация столкнулась с катастрофическими изменениями в окружающей среде в связи с ростом загрязнения атмосферного воздуха и Мирового океана, увеличением численности населения, повышением температуры атмосферного воздуха и изменениями климата, снижением уровня почвенных вод, сокращением посевных площадей на душу населения, упадком рыболовства, уменьшением площади и ухудшением структуры лесов, опустыниванием, потерями генетического потенциала растительного и животного мира. Современное развитие человечества характеризуется невиданной ранее антропогенной нагрузкой на "пленку жизни".

Известное заявление членов Римского клуба (1968 г.), Международная конференция ООН по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро (1992 г.), Киотский протокол (1997 г.), Саммит "Рио-1992+10", проходивший в Йоханнесбурге (2002 г.), дали толчок решению насущных проблем окружающей среды и преодолению глобальных экологических угроз, но не стали переломными в жизни земной цивилизации, которая продолжает двигаться к пропасти. Не стал судьбоносным и Саммит 193 государств, который состоялся в Копенгагене в декабре 2009 г., где решалась судьба Киотских договоренностей после 2012 г.

Наиболее радикальными и результативными были шаги по оздоровлению окружающей среды, сделанные в рамках Киотского протокола (1997-2009 гг.). Они вызвали глубокую обеспокоенность мощных промышленных компаний мира, загрязняющих окружающую среду парниковыми газами, открытую и скрытую информационную войну против Киотского протокола и его действия после 2012 г.

Поэтому в настоящее время чрезвычайно важно на основе анализа научных работ отечественных и зарубежных авторов предложить стратегию преодоления глобальных экологических угроз и оздоровления окружающей природной среды, которая бы охватывала все сферы земной цивилизации (экономическую, экологическую, социальную, духовную). Это и стало целью данной работы.


СТРАТЕГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УГРОЗ

1. Проблемы наполненного мира

Основная проблема развития земной цивилизации в XXI в. - обеспечение устойчивого экологически сбалансированного развития в условиях наполненного мира. Профессор Р. Костанза отмечал: "Доминирующая модель развития (также известная как "Вашингтонский консенсус") базируется на ряде предположений относительно того, каким образом функционирует мир, чем является экономика, зачем она нужна. Эти предположения сформировались в течение периода, когда мир был относительно незаполненным людьми и их рукотворной инфраструктурой. В наше время ситуация кардинально изменилась. Мы живем в мире, относительно наполненном людьми и их инфраструктурами рукотворного капитала. В этом новом контексте необходимо концептуально переосмыслить понятие и предназначение экономики. Новая модель экономики, которая бы отвечала контексту "наполненного мира", должна базироваться на принципах устойчивого человеческого благосостояния.

В XXI в. земная цивилизация сталкивается с дефицитом энергоносителей (прежде всего нефти и газа). Биотопливо, производимое из рапса и подсолнечника, - ненадежный заменитель нефтепродуктов, поскольку его массовое производство приведет к интенсивному истощению сельскохозяйственных земель и резкому снижению их плодородия. А главное - масштабное производство биотоплива обусловит дальнейшее ослабление экологической устойчивости растительного мира в аграрном секторе экономики.

Развитие земной цивилизации характеризуется перемещением потенциала мировой экономики на берега океанов и морей, что делает ее уязвимой к действию климатических катаклизмов, деструктивные последствия которых возросли под влиянием глобального потепления.

Мировая экономика характеризуется крайней полярностью - ростом (сверхпроизводством) низкопродуктивного человеческого капитала и недопроизводством и ухудшением качества природного капитала. Международная и национальные экологические политики оказались не в состоянии преодолеть глобальные экологические угрозы, вставшие перед миром в конце XX в. На встрече 17 апреля 2007 г. в Хайлигенсамме (Германия) главы стран Большой восьмерки высказались за государственное регулирование национальных экономик. Это свидетельствует о крахе многочисленных экономических постулатов, а также о том, что в регулировании национальных экономических, социальных и духовных сфер ведущую роль будет играть политика, охватывающая международный, национальный, региональный и локальный уровни. Такая политика может быть эффективной только тогда, когда она будет опираться на научно обоснованные принципы, совершенные инструменты и прогнозы развития политических, экономических, социальных и духовных процессов.

2. Проблемы глобального управления окружающей средой

Поскольку проблемы окружающей природной среды не могут быть решены в пределах национальных границ, мировое сообщество в течение второй половины XX в. стремилось выработать инструменты международного сотрудничества. К таким инструментам можно отнести: совокупность международных экологических соглашений; глобальный экологический фонд; международные экологические стандарты, критерии и индикаторы устойчивого развития; международные квоты на выбросы парниковых газов; международную торговлю квотами на их выбросы; международные квоты на использование природных ресурсов; институциональные структуры, обеспечивающие действенность инструментов международной экологической политики.

Все эти инструменты экологической политики несколько затормозили сползание к экологической пропасти, но не обеспечили устранение глобальной экологической угрозы, приведшей к деструктивному потеплению климата и другим экологическим катаклизмам. В связи с этим земная элита ищет пути решения проблем, связанных с глобальным управлением окружающей средой.

Самые большие успехи достигнуты в рамках Киотского протокола благодаря усилиям Европейского Союза (в первую очередь - Германии). Но саммит стран мира, состоявшийся в Копенгагене и имевший целью придать Киотским договоренностям в 2012 г. новый импульс, закончился безуспешно, поскольку к предварительно согласованным договоренностям отказались присоединиться США, Китай и некоторые другие страны.

К идеям, относящимся к глобальному управлению окружающей средой, можно отнести также предложение Генерального директора ВТО Р. Ругиеро о создании Мировой организации по окружающей среде, которая стала бы "институциональным партнером ВТО". Вероятно, он усматривал в этом шаг не столько к совершенствованию международного управления проблемами окружающей среды, сколько к укреплению ВТО, которая подвергается острой критике со стороны экономистов и общественных природоохранных организаций.

Следует обратить внимание на то, что многие экономисты, экологи и политики считают современное глобальное управление окружающей средой не адекватным требованиям сегодняшнего дня и принципам устойчивого развития. Много предложений поступило на саммит в Йоханнесбурге (2002 г.). Особенно активно работают над этой проблемой участники Экологической программы ООН (UNEP). Они делают решительные шаги в этом направлении, стремясь объединить многочисленные международные соглашения в группы по их целевым назначениям для совершенствования управления ими. Однако, как утверждает Г. Френч, на этом пути пока еще не удалось достичь весомых успехов.

Широкой общественности известно торжественное обнародование Кофи Ананном "Глобального соглашения", которое призывает компании-участницы принять, поддерживать и использовать в практической деятельности девять базовых принципов по правам человека, нормам труда и защите окружающей среды. Как известно, под "Глобальным соглашением" поставили подпись свыше 300 компаний. По нашему мнению, эта акция не окажется эффективной. Она создаст лишь хороший имидж компаниям, присоединившимся к этому соглашению. Еще более сложным (по сравнению с традиционными международными соглашениями) является управление "Глобальным соглашением". Такие трудности будут усиливаться с ростом количества компаний, присоединяющихся к этому соглашению.

Наиболее радикальная идея по глобальному правовому регулированию проблем окружающей среды была высказана академиком НАН Украины Ю. Туницей в 1992 г. Она касалась Экологической Конституции Земли (ЭКЗ). По мнению автора данной идеи, "ЭКЗ это - международный правовой акт экологической безопасности планеты и устойчивого развития общества, который должен определить допустимые нормы экономической деятельности государств относительно единой (региональной и глобальной) Экосистемы Земли с целью ее рационального использования в интересах нынешнего поколения и сохранения для будущих поколений".

На пути реализации этой радикальной глобалистской идеи возникнет много проблем, к решению которых современное мировое сообщество еще духовно не дозрело. Назову лишь некоторые из них, по нашему мнению, основные: большие и малые страны для реализации этого международного проекта должны уступить часть своего суверенитета в пользу глобалистских наднациональных органов (как правило, от этого больше всего потеряют бедные и малые страны); для создания таких масштабных институциональных структур нужны крупные средства (учитывая экономическое бремя, связанное с содержанием ООН и обслуживанием действующих экологических соглашений, трудно надеяться на то, что мировое сообщество согласится финансировать такой масштабный проект); этому радикальному проекту будут противодействовать не только мощные компании -загрязнители окружающей среды, но и персонал, обслуживающий действующие экологические соглашения. А главное - противостоять глобальным экологическим угрозам нужно уже теперь. Откладывать решение этой проблемы на отдаленное будущее - большой риск для существования земной цивилизации.

По нашему мнению, для эффективного противодействия современной глобальной экологической угрозе нужно направить материальные и интеллектуальные ресурсы мирового сообщества на стабилизацию климата — дать новый мощный импульс Киотскому протоколу, продолжать улучшать действующую международную экологическую политику, опираясь на систему совершенных обязательных и добровольных инструментов. Все эти усилия должны способствовать становлению эффективной национальной, региональной и локальной экологической политики во всех странах мира.

Чтобы успешно противостоять глобальным экологическим угрозам, необходимо выработать международную, национальную, региональную и локальную экологическую политику на основе следующих принципов: загрязнитель платит; трансформирование внешних отрицательных эффектов в экологические расходы; стимулирование обеспечения положительных внешних экологических эффектов; совместная, недифференцированная ответственность; субординация; экологическая предусмотрительность. При этом необходимо преследовать цель сохранения биологического и генетического разнообразия; предупреждения экологического вреда; минимизации отрицательных антропогенных влияний; обязательности экологической экспертизы; приоритетности экологической безопасности; гарантирования экологически безопасной среды для проживания. Необходимо обеспечить соблюдение стандартов по окружающей среде проживания; прозрачность экологической политики; равность справедливой экологической политики по природным ресурсам разных форм собственности; сохранность экологического культурного наследия; использование только экономически доступных природных ресурсов, а также соблюдение правила Хартвика, неизменного запаса возобновляемого природного капитала.

3. Экологизация общественного развития: проблемы и перспективы

В связи с глобальными экологическими угрозами возникла объективная необходимость в экологизации общественного развития, которая должна охватить все сферы человеческого бытия. Экологизация общественного развития рассматривается нами как объективный процесс противодействия глобальным экологическим угрозам в экологической, экономической, социальной и духовной сферах и трансформации потребительской природоразрушающей ментальности людей в природосберегающую, а экономических инструментов — в инструменты экологической политики. Это предполагает ограничение антропогенной деятельности в случаях, когда она становится фактором дестабилизации экологических систем и роста экологических угроз.

Экологизация должна охватить не только экономическую деятельность, но и науку, и образование. Экологизация науки и образования — это процесс овладения новыми идеями в экономической, экологической, социальной и духовной сферах и использование их в процессе обучения с целью подготовки высокообразованных специалистов, способных противостоять экологическим угрозам на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях во всех сферах общественного бытия.

Экологизация общественного развития должна привести к уменьшению антропогенной нагрузки на экологические системы, способствовать обеспечению биоразнообразия и духовному оздоровлению людей. Проблемы экологизации общественного развития рассматривались нами во многих научных работах. Еще в рамках диссертации на соискание научной степени доктора экономических наук было сделано теоретическое обоснование экономической категории "экологичность природопользования", которая рассматривалась как совокупность экономических отношений, обеспечивающих устойчивые темпы прироста общественного труда и потребности экономики в природных ресурсах при стабильном уменьшении потребления природных ресурсов на единицу потребительной стоимости товаров, то есть при устойчивом снижении при-родосодержания общественного продукта.

Экологизация общественного развития - это не комплекс природоохранных мер, направленных на оздоровление окружающей среды (что может быть краткосрочным локальным явлением), а такие инструменты политики, прежде всего экономической, которые не позволят экологической сфере деградировать и будут стимулировать оздоровление окружающей природной среды. Экологизация общественного развития должна привести к формированию совершенных принципов и системы инструментов экологической политики на международном, национальном, региональном и локальном уровнях.

4. Экологическая сертификация лесов и окружающей среды как инструмент преодоления глобальных экологических угроз

Эколого-экономические проблемы совершенствования экологической сертификации лесов рассматриваются во многих научных работах. Именно они дали импульс для развития экологической сертификации по схемам Лесного наблюдательного совета, Панъевропейского комитета лесного хозяйства, Международной организации по стандартизации (ISO), Американской ассоциации предприятий лесной и бумажной промышленности. Как показано на рисунке, площадь сертифицированных лесов в мире динамично возрастает: в 2008 г. она составляла 320 млн. га, то есть 8,3% глобальной лесной площади.


Рис. 1. Динамика площади сертифицированных лесов в разрезе основных схем сертификации

Экологическая сертификация лесов - это добровольный приоритетный экономический инструмент лесной политики, используемый для оценки соответствия производственно-хозяйственной деятельности лесных предприятий требованиям экологических стандартов и концепции устойчивого экологически-сбалансированного развития лесного хозяйства, технологических процессов воспроизводства и использования лесных ресурсов и продукции лесного хозяйства.

Опыт экологической сертификации лесов промышленно развитых стран и глобальные экологические угрозы окружающей природной среде свидетельствуют об объективной необходимости экологической сертификации не только лесов, но и окружающей среды в целом. Чтобы такая процедура стала успешной, она должна получить признание на всех уровнях управления природными ресурсами.

Экологическая сертификация окружающей природной среды, по нашему мнению, — добровольная процедура, которая позволит определить соответствие ведения природопользователями производственно-хозяйственной и другой деятельности на отдельных объектах требованиям экологических стандартов, а также экологической политике (международной, национальной, региональной), которая должна получить законодательное признание. Экологическая сертификация должна:

- охватывать все природные объекты, размещенные на данной территории, а также объекты антропогенного происхождения, влияющие на уровень экологической безопасности;

- оценивать: экологическое состояние природных объектов; экологичность технологических процессов воспроизводства, охраны, защиты и использования природных ресурсов; экологичность продукции и услуг; уровень экологической безопасности;

- обеспечить составление государственного реестра экологически опасных природных и антропогенных объектов и осуществление мер, направленных на укрепление экологической безопасности;

- опираться на национальные схемы экологической сертификации окружающей природной среды, национальные и международные (признанные Украиной) экологические стандарты, национальные критерии и индикаторы оценки состояния окружающей природной среды, принципы национальной экологической политики.

5. Глобализация или закрытые экономические системы?

Слабо развитые страны в продвижении к повышению эффективности национальной экономики стоят перед выбором: или не вписываться в глобальные интегральные процессы производства материальных благ (сохраняя национальную идентичность и самобытность), или вписываться в глобальные международные процессы, утрачивая в то же время национальный суверенитет, а с ним - остатки национальной культуры, обедневший национальный язык и т. д. Необходимо иметь в виду, что разрушение малых национальных экономик и культур будет иметь для земной цивилизации такие же отрицательные последствия в будущем, как утрата биоразнообразия для природной окружающей среды.

Глобализация вместе с отдельными конструктивными факторами характеризуется деструктивными последствиями. Поданным Всемирного банка, в 1973 г. разрыв в прибылях между самыми богатыми и самыми бедными странами определялся соотношением 44:1. Глобализация позволила развитым странам и крупнейшим транснациональным корпорациям воспользоваться более мощными производительными силами. Крупный капитал использовал их для своего дальнейшего обогащения. Как следствие, в начале XXI в. разрыв в прибылях между самыми богатыми и беднейшими странами мира увеличился до соотношения 72:1. Эта тенденция весьма тревожна из-за увеличения количества конфликтов в мире, роста коррупции, терроризма, преступности, снижения доступности качественного образования, ухудшения состояния окружающей среды и медицинского обеспечения людей. В связи с глобализацией общественного развития мировое сообщество столкнулось с экологическими проблемами, требующими быстрого решения. Озабоченность развитием деструктивных глобализационных процессов высказал также президент Еврокомиссии Ж. М. Баррозу в выступлении на саммите в Копенгагене в декабре 2009 г..

Экономическая глобализация приводит к увеличению транспортных потоков, являющихся основными факторами загрязнения окружающей среды. Будущее земной цивилизации - не за всеохватывающей глобализацией, а за созданием замкнутых макро- и микроэкономических систем, которые способствовали бы уменьшению транспортных потоков, а соответственно, - уменьшению загрязнения атмосферного воздуха и Мирового океана. Примером макрозамкнутой экономической системы может быть Европейский Союз, а микрозамкнутой -комплексные предприятия или полиотраслевые компании с вертикальной структурой комбинирования (осуществляющие добычу сырья, глубокую его переработку и изготовление конечной продукции).

Если Киотские договоренности после 2012 г. будут иметь логическое продолжение, то ВТО придется согласиться с ограничениями на свободное перемещение товаров даже тогда, когда цены на транспортные услуги будут показывать "экологическую правду" (по мнению члена Римского клуба Э. фон Вайцзекера).

Современное мировое производство материальных благ достигло такого уровня развития, когда оно может успешно преодолеть экономический, экологический, социальный и духовный кризисы глобального общественного развития. Основная проблема, с которой сталкивается мировое сообщество, кроется не в материальном производстве, а в духовном развитии людей.Отставание в духовном развитии - основной фактор непродуктивного использования потенциала мировой цивилизации, в частности, на производство вооружений и ведение войн ("горячих", экономических, информационных и других), а также на непродуктивное потребление материальных благ. Кроме того, мировая экономика не сбалансирована с экологической емкостью природной окружающей среды, а экологическая сфера — с численностью населения.

Мировая экономика стоит перед необходимостью глобальной перестройки в связи с глобальным загрязнением окружающей среды и исчерпанием традиционных энергоносителей. Возникает проблема не только с парниковыми газами, но и с использованием атмосферного кислорода, которая пока что замалчивается.


ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

1. С целью преодоления глобальных экологических угроз, вставших перед мировой цивилизацией в XXI в., необходимо:

- обеспечить экологизацию общественного развития на основе совершенных принципов и инструментов экологической политики на международном, национальном, региональном и локальном уровнях; трансформацию инструментов экономической политики в инструменты экологической; преодоление нищенского уровня жизни и деградации духовной сферы;

- ввести экологическую сертификацию окружающей среды (на первом этапе такая сертификация должна охватить лесные экосистемы, сельскохозяйственные и охотничьи угодья, территории, пригодные для рекреации и отдыха);

- активно поддерживать международную экологическую политику, направленную на консолидацию всех стран мира в рамках Киотского процесса с целью уменьшения выбросов парниковых газов и стабилизации климата;

- признать приоритет за экономическими системами, обеспечивающими уменьшение транспортных потоков и оздоровление окружающей среды, а также за государственным регулированием проблем окружающей среды.

2. Развитие мировой науки происходит темпами, не адекватными духовному потенциалу мировой цивилизации. Особенно опасны для человечества научные исследования в области новейших вооружений, технологий ведения войны, генной инженерии, глобального управления психикой (отдельных людей, группы людей, этносов, народов), поскольку они могут быть использованы в деструктивных целях и угрожать всему живому на Земле.

3. Наиболее острой и сложной для решения является проблема глобального политического устройства. Пока политические проблемы будут решаться с помощью оружия, а демократия будет использоваться как инструмент информационной войны и поглощения малых национальных культур, не стоит ожидать быстрого устранения глобальных экологических угроз.

4. Глобальные экологические угрозы, возникшие под влиянием выбросов в окружающую среду парниковых газов, а также политическая напряженность, усилившаяся вследствие стремления отдельных стран, или их группы, завладеть природными ресурсами Антарктиды, Мирового океана и другими, не являющимися собственностью национальных государств, - результат несовершенной международной экологической политики. Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, необходимо решить проблему собственности на все виды природных ресурсов (в частности, и на атмосферный воздух). Каждая страна мира должна получить свою квоту на использование природных ресурсов, к которым можно отнести кислород и азот атмосферного воздуха, объемы вредных выбросов в атмосферный воздух и водные бассейны коллективного пользования, нефть, газ, минеральное сырье, добываемые за пределами национальных границ.

5. Приоритетным для Украины должно стать развитие национальной экономики, опирающейся на возобновляемые природные ресурсы (энергию солнца, ветра, растительный и животный мир и др.). Поучительным примером для Украины может быть Швеция, отказавшаяся от участия в российско-немецком проекте строительства газопровода, который предполагается проложить по дну Балтийского моря. И не только потому, что этот проект связан со значительными экологическими, экономическими и политическими рисками. Этот отказ вытекает из сущности экологической, экономической и энергетической политики Швеции, основывающейся на эффективном воспроизводстве и использовании лесных и других возобновляемых природных ресурсов, что является материальным стержнем национальной экологической безопасности.

6. Украина должна приложить реальные усилия для уменьшения выбросов парниковых газов и обеспечить развитие лесного и сельского хозяйства с учетом рекомендаций, представленных международной группой экспертов ООН в рамках "Руководящих указаний по эффективной практике для землепользования, изменениям в землепользовании и лесном хозяйстве".


ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ

1. Руководящие указания по эффективной практике для землепользования, изменениям в землепользовании и лесном хозяйстве, http://www.ipcc-nggip.iges/or/jp.

2. Гарднер Г. Завдання зустрічі в Йоганнесбурзі: зробити світ безпечнішим. Стан світу 2002. К., "Інтелсфера", 2002, с. 3-25.

3. Голубець М. А. Плівка життя. Львів, "Поллі", 1997, 186 с.

4. Costanza R. Ecological Economics: Creating a Sustainable and Desirable Future. Ecological economics and sustainable forest management: developing a transdisciplinary approach for the Carpathian Mountains. Edited by I. P. Soloviy, W. S. Keeton. Lviv, "Ukrainian National Forestry University Press", "Liga-Pres", 2009, p. 38-39.

5. Дeйлі Г. Поза зростанням. Економічна теорія сталого розвитку (Пер. з англ.). Інститут сталого розвитку. К., "Інтелсфера", 2000,298 с.

6. Синякевич И. Основные постулаты экологической экономики как теоретическая основа экологической политики. "Экономика Украины" № 7, 2006, с. 49-54.

7. Синякевич І. Інструменти екополітики: теорія і практика. Львів, ЗУКЦ, 2003, 188 с.

8. Синякевич И. Концепция по формированию системы инструментов национальной экологической политики. "Экономика Украины" №7, 2002, с. 70—77

9. Синякевич И. Экологизация развития: объективная необходимость, методы, приоритеты. "Экономика Украины" № 1, 2004, с. 57-63

10. Синякевич І. Принципи екологічної політики: погляд крізь призму екологічних загроз. "Продуктивні сили" № 2, 2007, с. 17-19.

11. Френч Г. Зміна глобального управління. Стан світу 2002. К., "Інтелсфера", 2002, 187-213.

12. Туниця Ю. Ю. Екологічна Конституція Землі. Ідея. Концепція. Проблеми. Львів. Видавничий центр ЛНУім. І. Франка, 2002, с. 12.

13. Синякевич И. М. Эколого-экономические основы стимулирования комплексного лесопользования (на примере Украинской ССР). Диссертация на соискание ученой степени д. э. н. Львов, 1999, 451 с.

14. Дейнека А.М. Лісове господарство: еколого-економічні засади розвитку. К., "Знання", 2009, с. 287.

15. Лісова політика: теорія і практика. За наук. ред. проф., д. е. н. Синякевича I. М. Монографія. Львів, ЛА "Піраміда", 2008, 612 с.

16. Згуровський О. Війни глобалізації. "Дзеркало тижня" № 37, 2006.

17. Синякевич І. Глобалізація: погляд через призму економічних, політичних, соціальних і екологічних проблем. "Деревообробник" №4, 2008

18. Баррозу Ж. М. Зростаюча глобальна роль Європи. "День" от 23 декабря 2009 г.