Учебное пособие: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста
Название: Формирование сенсорных эталонов у детей старшего дошкольного возраста Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие |
РГПУ им. Герцена Конспект открытого занятия Восьмая подготовительная группа детского сада (6-7 лет) Провела: студентка 4-го курса Гагаринова Екатерина Николаевна Тифлопедагог: Николаева Елена Ивановна Руководитель практики: Никитина Анна Валентиновна С-Пб 2010 Тема занятия: «Животные» Тип занятия: «Формирование сенсорных эталонов» Цель: Формирование умения различать до пяти оттенков серого цвета и выкладывать ряд в порядке цветовой насыщенности; Задачи: 1. Обогащение чувственного опыта за счет закрепления понятия оттенок (восприятие эталона серого цвета и его оттенков; закрепление оттенков коричневого и оранжевого цветов; развитие умения соотносить предметы по оттенкам); 2. Закрепление умения соотносить предметы по величине; 3. Развитие аналитико-синтетической деятельности за счет составления целого из частей (закрепление дифференцировки «круг» и «овал») и геометрических форм; 4. Развитие ориентировки в большом и малом пространстве; 5. Развитие зрительного внимания, памяти; 6.Развитие связной речи при описании классификации животных по месту обитания и при ответах на вопросы педагога. Оборудование: Демонстрационный материал: - игрушка-заяц; -5 фигур волков серого цвета разных оттенков; -изображение цветков оранжевого цвета двух оттенков – светлого и темного; -круг и овал белого цвета; -10 силуэтов котят разной величины. Раздаточный материал: - комплекты волков пяти оттенков серого цвета; -карточки с контурным изображением лис и разрезные детали с 2-х оттенков оранжевого цвета; -комплекты медведей и посуды трех оттенков коричневого цвета; -значки с изображением геометрических фигур двух оттенков оранжевого цвета; -карточки с изображением зайцев из геометрических фигур; -набор кругов и овалов; -комплект бантиков различной величины; -рисунок с изображением зайца. Ход занятия: -Здравствуйте, ребята! К нам пришел зайчик, он хочет пойти в гости к котенку. А котенок где живет? По месту обитания это какое животное? -Домашнее. -Правильно. Но чтобы зайчику дойти до котенка, ему нужно пройти через весь лес. Ребята, а в лесу у нас какие живут животные? А по месту обитания они как называются? -Дикие. -Правильно. Не хотят животные зайца пропускать. Давайте поможем ему! I задание: -Первых на своем пути заяц встречает волков. Волки сердятся, зайца пропускать не хотят. Поможем зайцу! Для этого волков надо разложить от самого темного к самому светлому. (Ребята по очереди выходят к большому фланелеграфу и выкладывают ряд в порядке цветовой насыщенности). Ребята, правильно мы всех расставили? -Да! -Молодцы! А у волков есть детеныши. Как называются детеныши волков? -Волчата. -Я каждому из вас раздам волчат. И давайте расположим их на фланелеграфе от самого светлого к самому темному внизу фланелеграфа слева направо (Дети выкладывают ряд от самого светлого до самого темного). -А теперь каждому волку подберем своего волчонка по оттенку. -Молодцы! Волки остались довольны и со своими волчатами убежали в лес, пропустили зайца. Зрительная гимнастика: -Ребята! Давайте за волками проследим – куда они побежали? Не двигая головой, глазками следим за красным огоньком. Убежал волк в лес. II задание -А заяц дальше попрыгал и встретил на своем пути лис. Лисы ссорятся, спорят, шубы поделить не могут, зайца не пропускают. Давайте каждой лисе подберем шубу. Какого цвета лисы? -Рыжего. -А чем отличаются? -Оттенками. -Правильно! Подберем каждой лисе шубу по оттенкам рыжего цвета. -Молодцы! Лисам шубу подобрали. Лисы довольные остались, зайца пропустили и сами в лес убежали. Зрительная гимнастика -Ребята, давайте и за лисами проследим. Головой не двигаем, глазками следим за красным огоньком. Убежала лиса. III задание Заяц дальше попрыгал и встретил на свое пути медведей. Медведи голодные, сердитые, как бы нашего зайца не съели. Давайте каждого медведя накормим, чтобы они зайца не трогали. Для этого возьмите медведей и разложите их от самого светлого к самому темному слева направо посередине фланелеграфа. -Теперь самого светлого медведя положите в верхний левый угол фланелеграфа, а самого темного – в правый нижний угол фланелеграфа. -Ну, а теперь накормим медведей. Возьмите тарелки и чашки и подберите каждому медведю посуду по оттенкам: тарелка должна лежать справа от медведя, а чашка – под медведем. -Молодцы, ребята! Медведи наелись и довольные в лес ушли, пропустили зайца. Физ.минутка: -А теперь вы выйдите из-за столов. Давайте превратимся в зайцев. Какие у зайцев уши? А лапы? Превратились в зайцев мы, а теперь – поиграем. Каждому из вас я надену значок на шею. Рассмотрите внимательно – какого цвета он? Какой формы? Все рассмотрели? Вы будете прыгать, и по-моему хлопку каждый должен будет найти свой дом – дом соответствует тому цвету и оттенку, который у каждого из вас на значках. -А теперь вы опять будете прыгать и, по-моему, хлопку искать свой дом, но на этот раз дом будет соответствовать той геометрической фигуре, которая у вас на значках. -Молодцы! Превратимся обратно в ребят и сядем за столы. IV задание -А пока мы играли, заяц прискакал на поляну. А на поляне еще зайцы сидят, скучают, пары у них нет. Давайте каждому зайцу пару подберем. V задание -А всем ли зайцам мы пару подобрали? -Нет. Один остался без пары. -А давайте ему сами пару составим. Из каких геометрических форм состоит заяц? -Круг, овал. -Правильно! У вас на тарелках лежат детали, выкладывайте их на фланелеграф и подберите зайцу пару. VI задание -Молодцы. Всем зайцам пары подобрали, теперь им не скучно. А наш заяц наконец-то припрыгал к котенку в гости (На большом фланелеграфе 10 силуэтов котят, расположенных по величине, но два котенка не на своих местах) -Сидят котята, ждут зайца. Обратите внимание, а разве правильно котята расположены по величине? -Нет (Один из детей выходит к большому фланелеграфу и исправляет ряд, после чего педагог меняет двух котят местами) -Ребята! Посмотрите – а сейчас котята правильно расположены? -Нет! -Какие котята озорные! Давайте опять поможем им (Дети по очереди исправляют ряд). VII задание -Молодцы, ребята! Всех правильно расставили. Сидят котята и ждут подарков, ведь зайчик принес каждому котенку подарок – бантики. Они у вас на тарелочке. Но каждому котенку свой бантик надо подобрать. Разложите бантики от самого большого к самому маленькому по диагонали фланелеграфа – начиная от верхнего левого угла к правому нижнему углу. -Молодцы! Каждому котенку бантик подобрали. Котята довольны. Зайчик тоже благодарит вас и каждому дарит свой портрет на память. В группе можете его раскрасить. -Ребята, понравилось занятие? А что мы сегодня делали? Какое задание больше всего понравилось? Какое задание показалось самым трудным? -Спасибо, ребята, до свидания. |