Реферат: История градостроительного развития г. Южно-Сахалинска

Название: История градостроительного развития г. Южно-Сахалинска
Раздел: Рефераты по строительству
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Факультет кадастра и строительства

Кафедра «Кадастра и инженерной геодезии»

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История архитектуры и градостроительства»

История градостроительного развития г. Южно-Сахалинска

Студент группы 8ГС-5Ка Е.В.Колесников

Преподаватель Н.В. Гринкруг

2009


Содержание

Введение

1. Заселение Сахалина, образование первых поселений

2. История градостроительного развития г.Южно-Сахалинск

2.1 Село Владимировка, каторжный Сахалин, 1882 – 1905 гг.

2.2 Тойохара, центр японской провинции Карафуто, 1905 – 1946 гг.

2.3 г. Южно-Сахалинск, Советский Сахалин, 1945 – 1990 гг.

2.4 г. Южно-Сахалинск сегодня

3. Перспективы развития г.Южно-Сахалинска

Заключение

Список использованной источников

Введение

Вряд ли можно найти большое количество городов в России, которые пережили удивительную историю своего развития, испытали влияние различных культур, особенно таких несхожих, как европейская и азиатская.

Южно-Сахалинск – один из немногих, чья история прошла через сложные события времени, и это отразилось на его внешнем облике. Город был основан в 1882 как маленькое русское поселение Владимировка. С 1905 до 1946 город, в течение сорока лет, находился в составе Японии, назывался Тойохара и являлся центром префектуры Карафуто. В конце войны был занят советскими войсками, переименован в Южно-Сахалинск и назначен административным центром сначала Южно-Сахалинской, а затем Сахалинской области.

Черты японской архитектуры причудливо переплелись с архитектурой советских времен и присутствуют в сегодняшнем дне нашего города.


1. Заселение Сахалина, образование первых поселений

Административное устройство и территориальное деление Южно-Сахалинска менялись в зависимости от исторических условий. Заселение Сахалина русскими людьми шло главным образом за счет ссыльнокаторжных и ссыльнопоселенцев, так как организовать вольную колонизацию острова царскому правительству не удалось.

Начало отправки ссыльных на остров Сахалин было положено еще в 1858 году, а через 11 лет Сахалин был официально объявлен местом ссылки и каторги. Согласно распоряжению военного губернатора Приморской области, заведующим ссыльнокаторжными на Южном Сахалине и одновременно начальником Корсаковского округа в мае 1881 года был назначен майор В.Н. Янцевич, получивший такую инструкцию: «Для поселения оканчивающих сроки каторжных работ должно быть избрано вполне удобное для хлебопашества место в 15-30 верстах от поселения Корсаковского; всеми мерами законной помощи облегчена будущим поселенцам возможность обзавестись домом, скотом, распахать землю, принимать участие в рыбных и других промыслах и т.п.

Выбранное место, по возможности по направлению главной дороги с юга на север, должно быть распланировано, разделено на участки и как новое поселение названо каким-нибудь постоянным именем».

На основном почтовом тракте, связывающем Корсаков с северными районами Сахалина, на Черной речке в 1882 году было основано селение Владимировка, на месте которого впоследствии вырос город, оно входило в состав Корсаковского округа. 15 сентября 1883 года Янцевич обратился с ходатайством о наименовании нового селения Владимировкой. В 1885 году во Владимировке проживало 57 человек. А через десять лет число жителей возросло до 130. Среди них было два ссыльнокаторжных, 43 ссыльнопоселенца, 38 крестьян из ссыльных и при них детей – 47.

Вся жизнь поселенцев определялась указами Российской империи и «Положением об управлении островом Сахалин», циркулярами и предписаниями Главного тюремного управления, распоряжениями и приказами Восточносибирского и Приамурского генерал-губернаторов, губернаторства Приморской области, а также администрацией Корсаковской тюрьмы.


2. История градостроительного развития г.Южно-Сахалинск

2.1 Село Владимировка, каторжный Сахалин, 1882 – 1905 гг.

Первыми жителями его стали ссыльнокаторжные, водворенные на Черную речку для "домообзаводства" и первыми домами нового селения были дома для тюремных надзирателей. Уже через год у каждого каторжника, прибывшего в селение была выстроена изба, посажен огород. Первые женщины во Владимирском поселении появились уже осенью 1883 года. Наличие плодородных земель, богатых лугов и строительного леса способствовало быстрому росту Владимировки.

В 1886 году во Владимировке учредили казенную сельскохозяйственную ферму. Через три года на ферме имелись просторная казарма для рабочих, овин и обширная клуня для хранения хлеба, амбар для семенного хлеба с закромами.

В 1890 году во Владимировке побывал Антон Павлович Чехов. По данным переписи, проведенной им во время пребывания на Сахалине, в селении проживало 55 мужчин и 36 женщин, в ней насчитывалось 46 хозяйств. Владимировка развивалась быстрее, чем окружавшие ее селения. На 46 дворов в ней приходилось 13 бань, две водяных мельницы.

Во время проведения первой Всесоюзной переписи населения в 1897 году в селении было 150 жилых и хозяйственных построек.

В конце XIX – начале XX века Владимировка представляла собой типичное русское селение с единоличными, преимущественно средними и мелкими, хозяйствами. Центральная часть поселка располагалась к северу от нынешнего комбината кожаной и резиновой обуви, а окраина была на месте нынешнего главпочтамта. На речке Рогатке стояла мельница. В западном конце нынешней улицы Сахалинской находилась сельскохозяйственная ферма.

В поселке были выстроены церковь, школа, почта, больница, мельница на реке Рогатка, торговые лавки, ряд казенных зданий, много жилых рубленных домов, крытых тесом. Центральной частью поселка являлся участок у слияния речки Красносельской с Сусуей, то есть севернее современного комбината кожаной и резиновой обуви.

Там, где в настоящее время находится здание главпочтамта, было расположено кладбище, это была южная окраина поселка.

Война всегда приходит неожиданно, и летом 1904 года жители Владимировки ощутили ее приближение, приняв первых раненных с крейсера "Новик". Через год, летом 1905 года жители Владимирова стали и участниками боевых действий русско-японской войны.

2.2 Тойохара, центр японской провинции Карафуто, 1905 – 1946 гг.

В истории Владимировки начался новый период. В июле 1905 года японцы высадились в 12 километрах юго-восточнее военного поста Корсаковский. Русские отряды вынуждены были отступить в Соловьевку. Заняв Корсаковский пост, Большую Елань, Владимировку и Дальнее, противник развил наступление к Новоалександровску и к посту Найбучи. 29 июля губернатор Сахалина генерал Ляпунов вместе со своим штабом сдался в плен. 23 августа 1905 года царское правительство подписало Портсмутский договор, по которому южная часть Сахалина отошла к Японии. Русским жителям Владимировки пришлось покинуть свои дома, нажитое добро, родные могилы, возделанные пашни.

Захватив юг острова, японцы принялись спешно сооружать военные укрепления, дороги и порты. Усиленно эксплуатировались природные ресурсы. В 1919 году учреждается «Комитет исследования колонизации Карафуто», который одним из основных направлений своей деятельности считал быстрейшее заселение юга Сахалина.

В бытность японского господства Южный Сахалин представлял собой губернию Карафуто, разделенную на четыре округа: Тойохарский, Маокский, Эсуторский, Сикукский.

Захватив Южный Сахалин, японцы в 1906 году построили железную дорогу из Корсакова во Владимировку. Первые годы японского владычества Владимировка развивалась медленно и без успеха.

В 1908 году Владимировка была переименована в Тойохару , что означает "Долина плодородия", и с этого момента стала административным центром Южного Сахалина.

Японцы усиленно заселяли Южный Сахалин, строили дороги, создавали промышленность. В Тойохаре были выстроены: бумажная фабрика, сахарный завод, паровозоремонтный завод и другие предприятия.

Японцы создали свой план развития города, который стал развиваться несколько южнее русской Владимировки. План города имел четкую прямоугольную систему планировки с направлением улиц вдоль железной дороги и перпендикулярно к ней.

Для выполнения запланированного японцы не остановились и перед русским кладбищем, которое мешало строгой планировке города, могилы выкопали и сожгли. Со временем были разрушены все русские дома и русская церковь, неоднократно перестраиваемая японцами под нужды различных учреждений.

В новом городе было много домов "европейской" постройки. Плотность застройки кварталов была весьма высока, в результате, значительное количество жилых домов было лишено надворных построек, сараев и других подсобных строений, а также хозяйственных дворов. За исключением дороги, которая вела к храму, зеленых насаждений в городе практически не было. Лишь на окраине города был расположен благоустроенный городской парк, в котором располагался искусственный водоем.

Четыре главных улицы города были асфальтированы, остальные не замощены и не имели тротуаров.

Центральная часть города располагалась к востоку от линии железной дороги по направлению к парку и была наиболее благоустроенной.

Здесь размещались почти все административные здания, лучшие архитектурные сооружения.Улицы не имели собственных наименований. В зависимости от расположения они назывались восточными, западными, северными или южными, каждая из которых имела свой порядковый номер. Центрального отопления, канализации, водопровода не было.

Жилой фонд состоял в основном из легких построек каркасного типа, преимущественно одноэтажных, с внутренними перегородками из фанеры и картона, с раздвижными стенами и часто земляными полами.

Дома отапливались железными переносными печками с железными и керамическими трубами. Трубы выставлялись через окна или стены и снаружи здания поддерживались на высоких деревянных жердях с перекладинами.

Встречались также отдельные двухэтажные жилые дома европейского типа. Но даже эти дома были построены из тонких досок, оштукатуренных под камень.

Вот каким увидел Тойохару и позже описал в своих мемуарах Дмитрий Крюков, начальник гражданского управления Южного Сахалина и Курильских островов, прибывший в город в сентябре 1945 года: "Многоэтажных каменных домов нет. Выделяются лишь трехэтажное серое здание гимназии, занятое под госпиталь, возле вокзала красиво оформленное под камень деревянное здание почты, затем каменное губернское управление, два особняка военного командования, музей и три трехэтажные каркасные оштукатуренные школы. Есть еще несколько железобетонных производственных зданий.

В основном, город деревянный. Дома стоят, примыкая друг к другу, тесово-каркасные, оштукатуренные. Многие из них выглядят неплохо, кажутся каменными, но они холодные. Везде по стенам вверх пристроены высокие гончарные трубы, к ним из помещения подведены железные трубы от чугунных печей, вроде наших буржуек, которые стоят в углублении комнаты. Те, кто побогаче, имеют электропечи и даже красиво оформленные электрокамины. Многие круглый год отапливают свои комнаты. Все это позднее мы испытывали на себе. Зимой в трескучий мороз по комнате ветер гуляет, температура ниже нуля, из-под одеяла носа не высунешь.

В городе есть аристократические кварталы. Они – ближе к горам. Здесь все в зелени. Постройки огорожены изгородью. Вокруг них – кустарники, цветы, даже садики с плодовыми деревьями. И внешняя, и внутренняя отделка домов более чистая; дерево – полированное, резьба, лак, картины, красивые шторы, пол покрыт лаком, но потолки, как и у всего населения, запылены, не протираются. Уборные и ванные отделаны кафелем. В этих домах – буржуазия, чиновники, интеллигенция. Рабочие в большинстве живут в бараках, принадлежащих владельцам предприятий и фирм. Эти бараки разделены на маленькие с одним окном комнатки, выход из них прямо на улицу.

Непривычным было и то, что улицы очень узкие, что на них не только в губернском городе, но и во всех городах и поселках нет ни деревьев ни кустарников. Тротуаров нет. Там, где они должны бы быть, земля занята дровами, углем, хозпредметами, мусором. Здесь же домохозяйки стирают белье, чистят овощи, моют посуду, колют дрова. Транспорт − преимущественно конный. И велосипеды. Мужчины, женщины, подростки виртуозно выкручивают на них, и приходится удивляться, как они ухитряются не зацепить друг друга. Даже здесь, в губернском центре, ни трамвая, ни автобусов, ни такси нет; автомашин чуть более десятка у знати.

У каждого дома – парадный выход во двор. Сам двор чистый, благоустроенный, превращен в священное место для отдыха. Две-три сакуры, рододендроны, карликовые хвойные и другие деревца, дорожки выстланы мелким камнем или плитками, в центре – маленький бассейн; хотя и из водопровода, но журчит по желобу или переливается по камушкам маленький ручеек; тут же беседки, скамеечки. Чем богаче владелец, тем больше, красивее внутренний дворик".

Японский дом был рассчитан на лето. Он хорошо вентилировался. Поэтому вместо стен – легкие раздвижные створки. Если они выполняли роль окон, они оклеивались белой рисовой бумагой. Все внутренние перегородки оклеены плотной раскрашенной бумагой. Утром погреться можно было только у небольшой переносной керамической кастрюли с горстью тлеющего древесного угля. Жаровня накрывалась сеткой, на нее ставился маленький столик, на него набрасывалось одеяло и вся семья садилась вокруг и держала ноги под одеялом.

Может возникнуть вопрос – почему японцы строили такие холодные, не подходящие к сахалинским климатическим условиям, дома? Ответ достаточно прост. Дело в том, что жители Тойохары следовали политике своего правительства, которое всеми способами пыталось подчеркнуть, что Карафуто (Сахалин) – неотъемлемая часть Японии и даже жилища японцев на острове не должны ничем отличаться от жилищ на Хоккайдо или любом другом японском острове.

2.3 г. Южно-Сахалинск, Советский Сахалин, 1945 – 1990 гг.

25 августа 1945 года советские войска вступили в город Тойохару. Русские вошли в мертвый город, покинутый его жителями. Большинство населения, напуганное японскими властями и военными действиями, бежало в Японию, в порты Южного Сахалина или скрывались в лесах.

В течении двух месяцев пришлось возвращать людей по месту жительства, поддерживать их питанием. Военные действия и послевоенная неразбериха привели к ряду бессмысленных разрушений предприятий, научных учреждений, храмов.

Деревянный город постоянно горел, легкие деревянные строения загорались быстро и также быстро сгорали. За ночь выгорали целые кварталы. В одну из таких ночей сгорело большое красивое здание гимназии, которое находилось в районе современной 13-й школы.

Безусловно, дощатые, каркасные, иногда оштукатуренные здания, которые от удара русской ногой об пол качались до основания, без кирпичных печей, без чердачных перекрытий были совершенно непригодны для прибывающего русского населения. Бани и гостиницы были также крайне примитивны.

В октябре 1946 года началась массовая репатриация японского населения из Сахалинской области. Еще раньше началось заселение Южного Сахалина советскими людьми. Самой острейшей была проблема жилья. Прибывшие советские люди столкнулись с совершенно чуждой им культурой быта. Дощатые, не отапливаемые японские хижины, совершенно не подходили для русского человека и для условий сахалинской погоды. Многие японцы продолжали жить в своих домах, и прибывающие русские семьи часто подселяли к японским жителям.

Все это создавало очень тяжелые условия для жилищно-бытового устройства прибывших советских граждан. Требовалось немедленно развертывать жилищное строительство, строить бани, гостиницы, прачечные, то есть создавать заново городское хозяйство, что потребовало большого количества материалов. Но если местные материалы, хотя и с большим трудом были изысканы, то гвозди, стекло, трубы, сантехническое оборудование совершенно отсутствовали.

Восстановительных работ было очень много. Расчищались завалы, городской парк, открывались японские и русские школы, первые хлебопекарни, из бывшего завода сакэ обустроили кинотеатр "Совкино", из католического костела – библиотеку, японские храмы использовали под культпросветучреждения. Начали работать первые производства. Силами первых комсомольцев города был разбит сад у нынешнего Дворца пионеров.

В июне 1946 года город получил новое название – Южно-Сахалинск .

В городе налаживалась мирная жизнь – открылся для посещений краеведческий музей, открылась первая музыкальная школа, педагогическое училище. Медленно восстанавливались разрушенные войной и демонтированные японцами заводы, фабрики, мастерские. Остро не хватало жилья для прибывающего русского населения.

В 1949 году в городе имелось 4489 жилых строений, в том числе 4070 одноэтажных. Из общего жилого фонда 248,9 тысячи кв.метров частновладельческий составлял 21,3 тысячи квадратных метров. Средняя норма обеспеченности жильем не превышала трех квадратных метров на одного человека.

После освобождения г. Южно-Сахалинска от японской оккупации, каких-либо топографических материалов, охватывающих весь город и позволяющих вести работу по составлению проекта планировки и застройки, не сохранилось. Поэтому, на основании решения Совета Министров РСФСР от 12 октября 1948 года о проведении необходимых изысканий и составлении проекта планировки о. Южно-Сахалинска, Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР поручило Ленинградскому филиалу Госинжрпроекта проведение в 1949 году геотопографических работ.

Сложившаяся в данных условиях плотная застройка городов южной части острова каркасными японского типа домами создали трудные условия для размещения массового жилищного и других видов строительства. Так как свободные от застройки территории располагались далеко от имеющихся инженерных коммуникаций, а часто были неблагоприятны и в других отношениях, при размещении жилищного строительства приходилось принимать решения о застройке городской территории, занятой старым малоценным жилым фондом японского типа с высокой степенью амортизации, но имеющих высокий уровень инженерного оборудования и благоустройства и удовлетворяющих всем требованиям в отношении размещения жилищного строительства.

В 1950 году удалось выполнить строительно-монтажных работ на 38,9 млн. рублей. К этому времени были построены мебельная фабрика, первая очередь хлебозавода, механический завод "Главрыбпрома", Дворец пионеров на ул.Сахалинской, школа N 2, родильный дом, женско-детская консультация, гостиница "Дальневосточник", ресторан "Сахалин". Были построены жилые дома в поселках угольщиков, железнодорожников, бумажников. Город благоустраивался, население охотно участвовало в его озеленении, обязательная была работа каждого жителя в строительстве дорог.

Учитывая сложившуюся чрезмерную плотность застройки с недостаточными противопожарными разрывами, усугубляющими пожарную опасность, и неудовлетворительным санитарным состоянием, приходилось считать оправданной реконструкцию города.

При строительстве отдельных новых жилых капитальных зданий большой снос при плотной застройке резко снижал эффективность строительства, в связи с необходимостью предварительного создания жилфонда для переселения из домов, подлежащих сносу.

Средствами повышения эффективности строительства, увеличения полезного выхода жилой площади в этих условиях являлись: создание маневренного жилого фонда для переселения из домов подлежащих сносу в процессе планомерной реконструкции города, повышение плотности жилого фонда при увеличении этажности застройки и концентрации строительства при комплексной застройке крупными жилыми массивами или большими группами домов, позволяющих резко снизить удельный вес потери жилого фонда при сносе.

Снос малоценной ветхой застройки в центре города оправдывался большой экономией за счет использования всех видов сложившегося инженерного благоустройства, транспортных связей и других преимуществ.

Эффективность строительства при неизбежном сносе увеличилась за счет повышения этажности застройки до 4-х этажей с большей плотностью жилого фонда, при более компактном формировании города. Строительство зачастую велось полукустарным способом, без проектов, смет и технической документации. Расположение зданий носило случайный характер и не было связано единым архитектурным решением.

Перед городскими властями встала острая необходимость в создании органа, который бы регулировал все процессы строительства в городе, ведь до сих пор строительство практически велось без генерального плана, на отдельных участках, по мере выгорания строений, и такой орган был создан 11.08.1950 года. На сновании Постановления Совета Министров СССР "О мерах помощи местному хозяйству Сахалинской области" при исполкоме Южно-Сахалинского городского совета было организовано Управление главного архитектора города Южно-Сахалинска. Исполняющим обязанности главного архитектора города был назначен И.Ф.Якович.

В истории архитектурного облика города началась новая страница.

В 1956-57 годах вошли в строй заводы и цехи по производству сборного железобетона в Южно-Сахалинске.

В 1962 году в Южно-Сахалинске ввели в эксплуатацию первый завод крупнопанельного домостроения.

С этого времени крупноблочное и крупнопанельное строение начинает стремительно вытеснять деревянные конструкции домов, все шире внедряются индустриальные методы жилищного и производственного строительства.

В конце 50-х и в 60-е годы в Южно-Сахалинске появилось довольно много объектов производственного, социально-бытового и культурного значения.

Это кинотеатры "Спутник", "Комсомолец", "Экран", "Октябрь"; универмаг "Сахалин"; магазины "Рассвет", "Рябинка", "Океан", "Южный", "Жемчужина", "Старт", "Березка", "Руслан"; торгово-бытовые комбинаты "Восток" и "Новинка", санаторий "Горняк" и турбаза "Горный воздух".


2.3 г. Южно-Сахалинск сегодня

За последние несколько лет изменился внешний облик островной столицы. Город заметно похорошел, в нем появилось немало ярких, эстетично оформленных зданий. С каждым годом пышнее становится зеленый наряд города. Только 2000 году работники муниципального предприятия "Зеленострой" посадили 4 тысячи деревьев и кустарников.

Улицы приобрели современный вид:

На глазах обновляются фасады давно построенных домов:

Построены новые современные многоэтажные жилые дома:

Строятся жилые коттеджные комплексы:

В 1999-2000 годах в городе появились и настоящие архитектурные "жемчужины": офисные задания компании "Сахалинская Энергия", ОАО "Роснефть-Сахалинморнефтегаз", "Сисафико" и "Мичиноку Билдинг", в котором расположен филиал зарубежного банка "Мичиноку Билдинг".

В настоящее время в городе работают 1237 стационарных предприятий торговли, в том числе 376 мелкорозничных объектов. Сеть стационарной розничной торговли полностью состоит из частных магазинов. На оптовом рынке работают 420 предпринимателей и 170 юридических организаций. С каждым годом все обширнее становятся международные связи островной столицы. Выгодное географическое положение и растущий экономический потенциал делают город одним из ключевых центров международной интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Численность населения города по годам (тыс. жит)

Год Тыс. жителей Год Тыс. жителей Год Тыс. жителей Год Тыс. жителей Год Тыс. жителей
1959 85,50 1976 130,00 1992 164,80 2003 175,10
1885 0,057 1962 86,00 1979 139,90 1996 181,00 2005 173,60
1890 0,091 1967 92,00 1982 150,00 1998 180,00 2006 173,40
1895 0,130 1970 106,00 1986 163,00 2000 179,20 2007 173,20
1940 40,00 1973 120,00 1989 159,30 2001 179,20 2008 173,80

Краткая социально-экономическая характеристика современного г. Южно-Сахалинска

Показатель 1990 1999 2001 2002
Демография
Число родившихся, на 1000 населения 14,10 8,70 9,60 10,00
Число умерших, на 1000 населения 7,70 10,70 11,80 12,20
Естественный прирост (убыль), на 1000 населения 6,40 -2,00 -2,20 -2,20
Уровень жизни населения и социальная сфера
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. 0,51 3 373,00 5 929,60 8 476,90
Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на жителя (на конец года), кв.м 15,40 17,50 18,70 18,90
Число дошкольных учреждений, шт. 68,00 45,00 42,00 36,00
Число детей в дошкольных учреждениях, тыс. человек 12,70 6,80 6,80 6,90
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), шт. 29,00 36,00 37,00 35,00
Число учащихся дневных общеобразовательных учреждений, тыс. человек 24,60 27,50 25,60 24,20
Численность врачей, чел. 1 134,00 1 260,00 1 263,00 1 324,00
Численность среднего медицинского персонала, чел. 2 264,00 2 836,00 2 723,00 2 883,00
Число больничных учреждений, шт. 12,00 12,00 13,00 13,00
Число больничных коек, тыс. шт. 3,80 3,00 3,20 3,30
Число врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, шт. 28,00 22,00 36,00 42,00
Мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, посещений в смену, тыс. шт. 3,80 4,30 5,00 5,10
Число зарегистрированных преступлений, шт. 3 671,00 4 693,00 4 924,00 5 346,00
Выявлено лиц, совершивших преступления, чел. 1 287,00 1 764,00 1 638,00 1 339,00
Экономика, промышленность
Число предприятий и организаций (на конец года), шт. 448,00 7 461,00 6 217,00 6 113,00
Число действующих предприятий промышленности (на конец года), шт. 36,00 43,00 38,00 33,00
Объём промышленной продукции (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 0,67 2 339,00 3 211,00 3 659,70
Индекс промышленного производства, % к предыдущему году 88,90 117,40 84,00 95,90
Строительство
Объём работ, выполненных по договорам строительного подряда, млн. руб. 0,14 1 506,50 3 043,60 4 843,90
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв.м общей площади 56,10 33,30 17,90 21,10
Ввод в действие жилых домов, квартир 264,00 166,00 242,00
Ввод в действие дошкольных учреждений, мест 755,00 - - -
Ввод в действие общеобразовательных учреждений, мест 1 176,00 - - -
Ввод в действие больничных учреждений, коек - 90,00 - -
Транспорт
Число маршрутов автобусов (во внутригородском сообщении), шт. 17,00 21,00 18,00
Число перевезенных за год пассажиров автобусами (во внутригородском сообщении), млн. чел. 72,70 2,30 4,30 3,70
Торговля и услуги населению
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 0,39 2 887,50 6 770,20 9 183,00
Объём платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 0,06 1 069,90 2 508,50 3 928,80
Объём бытовых услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 0,02 117,20 168,90 302,30
Инвестиции
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб. 0,16 6 281,90 2 023,90 2 352,30
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемый за счет бюджетных средств, в общем объёме инвестиций, % - 11,70 13,40 9,80

Южно-Сахалинск обеспечен всеми основными видами транспорта: воздушным, морским, сухопутным (железнодорожным, автомобильным). Большое значение для въездного туризма имеет связь города прямыми авиарейсами с крупнейшими городами Российской Федерации, СНГ и дальнего зарубежья. В настоящее время областной центр с учетом транзитных перевозок осуществляет авиарейсы по 50 направлениям. Прямые маршруты связывают его с городами Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Владивосток и др. Осуществляются регулярные рейсы в города Хакодате (Япония), Сеул, Пусан (Республика Корея), а также чартерные - в Ниигату, Саппоро, Токио (Япония), Далянь, Харбин, Шанхай (КНР). Действует паром "Корсаков-Вакканай".


3. Перспективы развития г. Южно-Сахалинска

Главным предназначением г. Южно-Сахалинска является формирование на его базе административно-культурного и делового Российско-Японского центра на Дальнем Востоке, реализующего интеграционные процессы между двумя странами.

Это его принципиальное отличие от других городов Дальнего Востока (Хабаровска, Владивостока, Благовещенска), позволяющее, используя свои и областные конкурентные преимущества, найти устойчивую нишу на региональном жизненном пространстве.

В рамках устойчивого развития г. Южно-Сахалинска обозначена стратегическая цель − создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации на основе эффективного использования. Фактически г. Южно-Сахалинск является на сегодняшний день самым популярным городом в России для иммигрантов из стран Азии.

Будущее г. Южно-Сахалинска в значительной степени зависит от направлений и интенсивности развития Сахалинской области. Выше была сформулирована ее миссия как выполнение функций центра интеграции (зона интенсивных контактов) российского Дальнего Востока и Японии и стратегические направления ее реализации. Непосредственное отношение к г. Южно-Сахалинску имеют:

− формирование экономической политики с Японией на новой модели взаимоотношений двух стран, ориентированной на сопряжение их экономик;

− создание топливно-энергетического центра Северо-Восточной Азии;

− превращение острова в трансконтинентальный мост "Япония-Европа" и "Российский Дальний Восток − Япония";

− воспроизводство и использование на интенсивной основе ресурсов моря и леса.

Уже в обозримом будущем г. Южно-Сахалинск может стать крупным региональным многоотраслевым транспортным центром. Преимущественное развитие получают крупные торговые сети. По международным стандартам в г. Южно-Сахалинске могут быть созданы два крупных универсальных торговых центра, обслуживающих микрорайоны города.

В г. Южно-Сахалинске формируется инфраструктура международного сотрудничества: действуют международный центр делового сотрудничества "Сахинцентр", отделение Генерального консульства Японии, представительства МИД России, Хоккайдо (Япония) и штата Аляска (США). В 2007 г. прошла Вторая международная конференция "Нефть и газ Сахалина". В ней участвовали 350 топ-менеджеров из крупных зарубежных и отечественных компаний. Это говорит о том, что в г. Южно-Сахалинске формируется новая презентационная площадка для встречи заинтересованных лиц по проблемам нефтегазового комплекса Северо-Восточной Азии.

Будущее развитие Сахалина связывается, прежде всего, с модернизацией и выходом на материк железной дороги (2 этапа):

1 этап − создание железнодорожного сообщения между материковой частью России и Сахалином. Определяющим фактором выступает обеспечение постоянной круглогодичной связи, обслуживание растущего грузообмена, связанного с ускоренным развитием области за счет крупных инвестиционных проектов (добыча углеводородного сырья на шельфе, строительство системы трубопроводов и заводов по производству сжиженного газа, а также нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, ориентированных на внешний и внутренний рынки, газификация, развитие рыболовства и перерабатывающих комплексов лесной, лесоперерабатывающей и угольной промышленности, туризма и др.).

2 этап − сооружение железнодорожного перехода между островами Хоккайдо и Сахалин, с превращением последнего в своеобразный сухопутный мост между Россией и Японией. Современные технологии позволяют выполнить подобные работы в очень короткие сроки. В результате японская железнодорожная сеть будет соединена с российскими железными дорогами, а через них - с железнодорожной сетью Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом островная Япония превратится в континентальную страну. Южно-Сахалинск, находясь на этой трансконтинентальной железнодорожной трассе, станет крупным транзитным узлом с важными логистическими функциями.

Торговля является одной из динамично развивающихся отраслей экономики г. Южно-Сахалинска. Это обусловлено повышением благосостояния населения, ростом предложения товаров и информированности населения, расширением потребительского кредитования.

Высокая покупательная способность населения определяет стабильно лидирующие позиции г. Южно-Сахалинска в сравнении с другими административными центрами Дальнего Востока не только по товарообороту в рознице и общественном питании, но и объемам платных и бытовых услуг населению

В г. Южно-Сахалинске может быть размещено множество управленческих организаций, представляющих федеральные, региональные и областные органы власти, корпоративные иностранные и региональные структуры, международные общественные организации и др. Открывается возможность превращения города в связующее звено между Россией и Японией.

Идея "стягивания" северного населения на юг региона, а также масштабного привлечения его из стран СНГ позволяет рассматривать г. Южно-Сахалинск как крупный селитебный центр областного значения. Естественное развитие получат жилищное строительство и промышленность стройматериалов, коммунальное хозяйство, энергетика, связь, городской транспорт, пищевая промышленность, торговля, бытовое обслуживание, финансово-кредитная система, в частности, ипотечные институты. Мощный импульс получат гостиничный бизнес, сфера туризма, отдыха и развлечений. Став местом комфортного и безопасного проживания сахалинцев, город начнет выполнять важную геостратегическую задачу России на Дальнем Востоке - укоренение населения и повышение демографического потенциала региона.

Открываются перспективы для создания газовой биржи, формирования рыбного оптового рынка, что потребует развития дорожной сети, городского и пригородного транспорта. Это позволит рассматривать г. Южно-Сахалинск как региональный торгово-транспортный логистический центр.

Главное предназначение г. Южно-Сахалинска − формирование на его базе административно-культурного и делового Российско-Японского центра на Дальнем Востоке, реализующего интеграционные процессы между двумя странами.

Южно-Сахалинск обладает выгодным экономико-географическим положением, располагаясь в наиболее освоенной и климатически благоприятной части Сахалина. Близость высокоразвитых Японии и Республики Кореи, динамично растущего Китая открывает хорошие перспективы для внешнеэкономического сотрудничества. Далеко не исчерпан экономический потенциал территорий, находящихся в зоне непосредственного влияния областного центра. Близость морского побережья с действующими портами создает возможности более тесной кооперации с сопредельными социохозяйственными системами и формирования новых контактных зон.

Привлекательным является г. Южно-Сахалинск и для жителей области. Сальдо миграции хотя и неустойчивое, но имеет положительную тенденцию.


Заключение

Каждый новый день вписывает очередную страницу в историю города, и очень хочется верить, что в наступившем третьем тысячелетии город будет расти и процветать.


Список использованной источников

1. Официальный сайт Администрации города Южно-Сахалинска

http://www.gravitas.ru/yuzhno

2. Новости Сахалина: http://www.sakhalin.info

3. Официальный сайт Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов http://www.asdg.ru/asdghtml/gorodaasdg/yugno_sahalinsk.htm

4. А. Кузин «Основание селения Владимировка»; Южно-Сахалинск: с вершины века. Исторический очерк http://www.sakhalin.ru/Region/SKI/Sakhalin_XX/Osn_1.htm

5. А. Кузин «Под чужим именем и господством»; Южно-Сахалинск: с вершины века. Исторический очерк http://www.sakhalin.ru/Region/SKI/Sakhalin_XX/Name_1.htm

6. Южно-Сахалинск. История в архитектуре. http://www.sakhalin.ru/Region/Town/yuzhno.htm