Учебное пособие: Интегрированный урок математики, русского языка, окружающего мира "Корень (уравнения, слова, растения)"
Название: Интегрированный урок математики, русского языка, окружающего мира "Корень (уравнения, слова, растения)" Раздел: Рефераты по педагогике Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||
Конспект интегрированного урока математики, русского языка, окружающего мира «Корень (уравнения, слова, растения)» Цель урока: обобщить представления детей о понятии корень, используемом в таких предметных областях, как математика, русский язык, окружающий мир. Задачи · знать, что такое корень (слова, уравнении растения); · уметь находить корни уравнения (простейшего и составного), слова, различать корни растений; · понимать значение корня в слове, в жизни растения, при решении уравнений, понимать, что уравнения, слова, растения могут иметь не только единственный корень (могут иметь несколько корней или не иметь корней). Оборудование: учебник «Математика» 4 класс (автор И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская), карточки для учащихся, компьютер и проектор, гербарий, презентация, тетрадь на печатной основе ИвашовойО.А. Ход урока 1. Организационный момент Ну-ка проверь, дружок. Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»? Пожелаю всем удачи – За работу, в добрый час! 2. Устный счет Сообщение темы урока. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, ребята, если найдете значения выражений. (У учащихся карточки, они записывают только ответы.) Проверка. Работа в парах. Запиши значения выражений в порядке возрастания. (Учащиеся обмениваются тетрадями. Сверяют ответы с ответами на доске.) Ребята, вы – молодцы, справились с заданием и теперь мы можем прочитать тему урока. (Слайд №2,см. презентацию) 3. Актуализация знаний о значении слова «корень» · Ребята, а какие бывают корни? · (Заслушиваются ответы учащихся). · Давайте обратимся к толковому словарю, узнаем значение этого слова. · (Учащиеся зачитывают все значения слова корень). 1) Подземная часть растения, служащая, для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. Например: пустить корни. 2) Внутренняя находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Например: покраснеть до корней волос. 3) В русском языке основная часть слова без приставок и суффиксов. 4) В математике: корень уравнения. Из рубрики «Это интересно». Это слово имеет несколько значений, оно является многозначным. В народе слово «корень» употребляют, когда говорят о важном, о главном. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла, о серьезных ошибках говорят в корне неправильно. Если что-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке, коренной перестройке. Выражения «смотри в корень» или «зри в корень» - это значит выдели самое главное. · Значит, корень – это важная часть целого. · Сегодня мы с вами обобщим знания по теме «Корень». · О каких корнях пойдет сегодня речь на нашем уроке? О корне растения, о корне слова, о корне уравнения. (Слайд №3,см. презентацию) 4. Обобщение изученного материала 1) Работа с таблицей. Работа в группах. (4 группы) · Ребята, у вас лежат карточки, каждой группе нужно выбрать только те данные, которые относятся к своему предмету. (Слайд №4,см. презентацию)
(Каждая группа имеет все карточки, им надо выбрать нужные к предмету). Задание: собери цепочку, что относится к предмету. 1 группа – окружающий мир. 3 группа – математика. 2 группа – русский язык. Учащиеся в группах делают выводы, с помощью которых заполняется таблица. А 4 группа, должна выполнить указанную работу в таблице на карточке, вписать значение корня по каждому предмету. (Слайд №5,см. презентацию)Каждая группа зачитывает свою цепочку. В презентации появляются ответы 1-й, 2-й, 3-й группы. 4 группа делает по своей табличке устный вывод, и после каждого вывода появляется иллюстрация с деревом. (Слайд №6,см. презентацию) Послушайте рассказ ученика. Как-то много лет назад Посадили странный сад Не был сад фруктовым – Был он только словом Чудо-слово, слово-корень Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло Стало много новых слов. (Слайд №7, см. презентацию) Что на нем выросло? Что у них общего? Корень слова. В науке такие словесные «деревья» называют ловообразовательными гнездами, а в процессе образования новых слов в русском языке называют словообразованием. Ребята, запишите однокоренные слова с корнем сад. Проверка. Учащиеся зачитывают свои варианты записанных слов. Чем они похожи? (Слайд №8,см. презентацию) - Что вы видите на этом дереве? Схемы уравнений. · Запишите уравнения с корнем 8. Рисунок №3. Учащиеся дают ответы. 14 + х = 8 26 – х = 18 19 + х = 27 88 : х = 11 6 • х = 48 56 : х = 8 48 – х = 28 Взаимопроверка. Работа в паре. Учащиеся зачитывают свои уравнения. 19 + х = 27 26 – х = 18 88 : х = 11 6 • х = 48 Вывод обо всех корнях по таблице. · Что главное у растения, у слова, у уравнения? Корень.(Учащиеся смотрят на таблички с деревьями.) 5. Решение задач составлением уравнений и нахождением их корней Задача · Сейчас я вам предлагаю интересную работу над задачей. Реши задачу составив уравнение. Вариант 1. Для посадки аллеи деревьев водитель привез несколько берез, и 14 кленов. Всего посадили 36 деревьев, полили водой. Узнайте, сколько посадили берез. 1) х + 14 = 36 х = 36 – 14 х = 22 Посадили 22 березы Вариант 2. В парке сажали осинки и рябинки. Осинок посадили 23 штуки и несколько рябинок. Всего было посажено 95 деревьев. Сколько посадили рябинок? 2) 23 + х = 95 х = 95 – 23 х = 72 Посадили 72 рябинки Взаимопроверка. Работа в парах. (Слайд №10,см. презентацию) - Назовите корни уравнений. Назовите однокоренные слова из текста задач. Посадки, посадили – 1 вариант Сажали, посадили – 2 вариант. 6. Физминутка Потрудились – отдохнем Встанем, глубоко вздохнем Руки в стороны, вперед. Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать Руки вниз и вверх поднять Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. 7. Проблемная ситуация, связанная с возможным количеством корней у объектов разной природы (корней уравнений, корней слов, корней растений) 1) Работа в группах · А как вы думаете, ребята, уравнения, слова и растения могут иметь только один корень? · Рассмотрим гербарий растений. Работа в группах с гербариями. (два растения с разным строением корневой системы) · Что вы можете сказать о строении корня. Одно растение, у которого есть основной корень. (стержневой) Другое растение, у которого несколько корней. (мочковатый) (Слайд №11,см. презентацию) 2) Найдите и запишите слова по схеме. Выделите корень в словах. Водяной, водолазы, пароходы, перевозка, лесоруб, лесник, пешеходы, перелетчик, паровозы. Взаимопроверка. Работа в паре. · Что вы можете сказать о них? Они имеют два корня. Это сложные слова. 3) Запишите и найдите корень уравнения а : а = 1 · Сколько корней может иметь это уравнение? Несколько. Много. Вместо а можно поставить любые числа. · Какое только число нельзя подставить в это равенство (на что нельзя делить)? Нельзя делить на 0. · Какой вывод можно сделать? Вывод: значит растения, слова и уравнения могут иметь несколько корней. 4) Могут ли слова, растения, уравнения не иметь корней? Работа в группах по карточкам. (Слайд №14,см. презентацию) · 1 группа: найдите корень в словах. К каким частям речи они относятся? Сделайте вывод. Слова: и, или, ах, не, в. · 2 группа: рассмотрите растения гербария, сравните их, сделайте вывод. (у учащихся два растения: одно мох, другое с корнем. Растение: мхи. · 3 группа: решите уравнение и сделайте вывод. Уравнение: 0 ∙ х = 7 · 4 группа: по два человека садятся экспертами в каждую группу, а потом делают вывод по каждой группе. Слова: и, или, ах, не, в – эти слова корня не имеют. (союз, междометия, частица, предлог). У мха корня нет. Уравнение 0 ∙ х = 7 не имеет корней. 5) Найдите корни уравнений. Сделайте вывод. (Слайд №15,см. презентацию)
· Данные в табличке появляются после выводов. 8. Закрепление умения находить корни уравнений · Чем похожи уравнения каждого столбика? · Можно ли сказать, что это 2-е группы? I группа – простые уравнения. II группа – сложные уравнения. х : 9 = 8 k : 68 = 836 + 398 n – 27 = 8 15c + 3c – 120 = 786 90 : в = 5 (5376 – a) – 3877 = 904 a * 50 = 250 x + 38 = 94 76 – y = 35 n : 6 = 9 с – 35 = 90 · Что нужно сделать, чтобы найти корень сложного уравнения? Упростить уравнение. · Каждая группа решает своё уравнение: 1 группа – выпишите уравнения, которые решаются вычитанием. 2 группа – выпишите уравнения, которые решаются сложением. 3 группа - выпишите уравнения, которые решаются умножением. 4 группа - выпишите уравнения, которые решаются делением. - Решите свои уравнения. Проверка. (Слайд №18,см. презентацию) · Какие компоненты находят вычитанием? (1 группа) · Какие компоненты находят сложением? (2 группа) · Какие компоненты находят умножением? (3 группа) · Какие компоненты находят делением? (4 группа) · Сколько корней имеет ваше уравнение? 9. Итог урока · Что общего у всех значений слова корень? Корень – это важная часть целого. · Как определить и найти корень? Выбери верное высказывание.
Если это корень уравнения, нужно вычислить, найти число, при подстановке которого в уравнение, оно становится верным равенством. Если это часть слова, нужно подобрать однокоренные слова и выделить их общую часть. · Чем был необычен сегодняшний урок? Понравился ли он? И в домашнем задании надо будет применить знания не только по математике. 10. Домашнее задание Вариант 1. Подобрать числовые данные, составить задачу про корни растений. Решить задачу. Вариант 2. Составить задачу, используя в условии однокоренные слова. Решить задачу · Какие корни встретятся в вашем домашнем задании по математике? Вариант 1 – корни растений. Вариант 2 – корни слов. По желанию, можно составить к задаче уравнение. |