Курсовая работа: Налог на имущество организаций

Название: Налог на имущество организаций
Раздел: Рефераты по финансовым наукам
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

Курсовая работа

по налоговому праву

на тему:

Налог на имущество организаций

Студентки: Поспеловой Е.В.

Группы: М2В_1-Ю

Москва

2009 год

Содержание

Введение

Глава 1 Понятие налога на имущество организаций

1.1 Общие положения

1.2 Налогоплательщики налога на имущество организаций

1.3 Освобождение от обязанностей налогоплательщика

Глава 2. Расчет налога на имущество организаций

2.1 Объект налогообложения

2.2 Методика расчета налоговой базы

2.3 Налоговые ставки

Глава 3. Порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций

3.1 Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

3.2 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

3.3 Льготы по налогу и их виды

3.4 Порядок представления налоговой декларации

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Налог на имущество организаций установлен на территории РФ с 1 января 1992 г. Законом РФ от 13.12.91 № 2030-1 в качестве регионального налога.

В 2003 г. была принята соответствующая глава Налогового кодекса РФ, которая заменила собой данный Закон. Этой главой в порядок исчисления и уплаты налога внесен ряд принципиальных изменений.

В частности, в целях стимулирования развития производства и подготовки к введению налога на недвижимость предусмотрено существенное сужение объектов налогообложения за счет исключения из налогообложения таких объектов, как готовая продукция, сырье и материалы, товары и некоторые другие.

В целях сохранения поступлений по данному налогу на уровне сложившихся поступлений за последние годы увеличен предельный размер налоговой ставки по сравнению с действовавшим до введения данной главы Кодекса.

Во избежание неоднозначного толкования норм закона при передаче имущества в совместную деятельность или доверительное управление установлен отдельный порядок определения в этом случае налоговой базы. Особый порядок определения налоговой базы установлен также для иностранных организаций, имеющих недвижимое имущество на территории РФ, но не осуществляющих деятельности на этой территории.

Существенно сокращен перечень исключений из объекта налогообложения, а также перечень налоговых льгот, установленных непосредственно в Налоговом кодексе. Он распространен лишь на узкий круг имущества организаций. Вместе с тем предусмотрено право законодательных (представительных) органов субъектов РФ на установление дополнительных налоговых льгот. Одновременно с этим данный налог сохранен в качестве регионального налога.

Исходя из статуса данного налога он вводится на соответствующей территории законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Они же устанавливают конкретные ставки этого налога, дополнительные, сверх предусмотренных федеральным законом, льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Указанные региональные органы определяют также порядок и сроки уплаты данного налога, форму отчетности по нему.

Тема данной работы является актуальной, и при работе над ней были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, понятие налога на имущество организаций;

2. Рассмотреть элементы налога на имущество;

3. Рассмотреть вопросы правового регулирования налога на имущество организаций

4. Рассмотреть более подробно налоговые льготы налога на имущество организаций;

5. Рассмотреть ставки налога на имущество организаций в субъектах РФ.

Цель курсовой работы - теоретическое и практическое рассмотрение имущественного налогообложения предприятий, выявление особенностей такого налогообложения в практической деятельности организаций.

Глава 1 Понятие налога на имущество организаций

1.1 Общие положения

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (п.1 ст.14 НК РФ). Он устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ (п.1 ст.372 НК РФ).

Следовательно, чтобы ввести на своей территории налог на имущество, законодательные органы субъектов РФ должны принять соответствующий закон и тогда налог становится обязательным к уплате на этой территории (п.1 ст.372 НК РФ).

Субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа (ч.1 ст.5 Конституции РФ). Перечень субъектов РФ установлен в ч.1 ст.65 Конституции РФ.

Налоговым кодексом РФ определены такие существенные элементы налога, как:

налогоплательщики (ст.373 НК РФ);

объекты налогообложения (ст.374 НК РФ);

налоговая база (ст.375 НК РФ);

налоговый период (п.1 ст.379 НК РФ);

предельный размер налоговой ставки и порядок ее установления (ст.380 НК РФ);

налоговые льготы (ст.381 НК РФ);

порядок исчисления налога (ст.382 НК РФ).

При этом законами субъектов РФ должны определяться (п.2 ст.372 НК РФ):

ставки налога в пределах, установленных ст.380 НК РФ;

порядок и сроки уплаты налога;

дополнительные льготы по налогу и основания их применения.

Таким образом, организациям при решении вопросов о порядке исчисления и уплаты налога на имущество следует руководствоваться не только нормами Налогового кодекса РФ, но и положениями соответствующих законов республик, краев, областей, автономных округов, автономных областей или городов федерального значения.

Устранение двойного налогообложения (ст.386.1.)

Фактически уплаченные российской организацией за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на имущество в отношении имущества, принадлежащего российской организации и расположенного на территории этого государства, засчитываются при уплате налога в Российской Федерации в отношении указанного имущества. При этом размер засчитываемых сумм налога, выплаченных за пределами территории Российской Федерации, не может превышать размер суммы налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении указанного имущества.

Для зачета налога российская организация должна представить в налоговые органы следующие документы:

заявление на зачет налога;

документ об уплате налога за пределами территории Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.

Указанные выше документы подаются российской организацией в налоговый орган по месту нахождения российской организации вместе с налоговой декларацией за налоговый период, в котором был уплачен налог за пределами территории Российской Федерации.

1.2 Налогоплательщики налога на имущество организаций

Согласно п.1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество признаются:

российские организации;

иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

К российским организациям относятся все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (абз.2 п.2 ст.11 НК РФ). Следовательно, плательщиками налога на имущество организаций являются и коммерческие, и некоммерческие российские организации.

В частности, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.11.2008 N 8200/08 указывает, что Совет муниципального образования, зарегистрированный в качестве некоммерческой организации, признается налогоплательщиком.

Иностранные организации - это иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также филиалы и представительства таких юридических лиц и организаций (абз.2 п.2 ст.11 НК РФ).

В то же время в период с 1 января 2008 г. по 1 января 2017 г. не признаются налогоплательщиками организаторы Олимпийских и Паралимпийских игр в отношении имущества, используемого ими в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи и развитием его как горноклиматического курорта. Основание - п.1.1 ст.373 НК РФ, п. п.5, 6 ст.31 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Такие организаторы поименованы в ст.3 указанного Закона.

Иностранная организация признается налогоплательщиком в том случае, если она (п.1 ст.373 НК РФ):

осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство;

не осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство, но владеет на праве собственности недвижимым имуществом, которое находится на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Иностранная организация осуществляет деятельность через постоянное представительство.

Если иностранная организация ведет деятельность в РФ через постоянное представительство, она становится плательщиком налога на имущество организаций (п.1 ст.373 НК РФ).

Деятельность иностранной организации приводит к образованию постоянного представительства при одновременном наличии следующих признаков (п. п.2, 4 ст.306, п.2 ст.373 НК РФ):

1) иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ;

2) иностранная организация ведет предпринимательскую деятельность через обособленное подразделение (например, через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство) или иное место деятельности;

3) деятельность иностранной организации связана:

с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

продажей товаров расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера).

Важно отметить, что между Россией и некоторыми странами заключены двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения. Если международный договор применяется в отношении налога на имущество организаций, но признаки постоянного представительства, которые в нем указаны, отличаются от поименованных в ст.306 НК РФ, то необходимо следовать положениям международного соглашения (п.2 ст.373 НК РФ).

Если же действие договора на имущественные налоги не распространяется, следует руководствоваться только критериями, установленными в ст.306 НК РФ. На это указывает Президиум ВАС РФ в Постановлении от 27.11.2007 N 8585/07.

В то же время Минфин России в Письме от 29.01.2009 N 03-08-05 при определении постоянного представительства иностранной организации применил нормы международного соглашения, которое не распространяется на налог на имущество. Однако такие выводы ведомства не совсем соответствуют порядку правового регулирования данных правоотношений.

Иностранная организация владеет в РФ недвижимым имуществом на праве собственности.

Иностранная организация является плательщиком налога на имущество в том случае, если она имеет в собственности недвижимое имущество, расположенное на территории РФ, на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ (п.1 ст.373 НК РФ).

К недвижимому имуществу относятся, в частности (п.1 ст.130 ГК РФ):

здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и другие объекты, которые прочно связаны с землей;

подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Необходимо отметить, что право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (п.1 ст.131 ГК РФ, п.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

При этом налогообложение принадлежащего иностранной организации недвижимого имущества, находящегося на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, имеет определенные особенности. Это вызвано тем, что континентальный шельф РФ и исключительная экономическая зона РФ не относятся к территории РФ (ч.1, 2 ст.67 Конституции РФ). Поэтому облагаться налогом на имущество будет принадлежащее иностранной организации недвижимое имущество, находящееся на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ, только если данная организация ведет в России деятельность через постоянное представительство.

1.3 Освобождение от обязанностей налогоплательщика

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 ФЗ"Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Освобождены от обязанностей налогоплательщиков организации, которые применяют специальные налоговые режимы, а именно:

1) систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (п.3 ст.346.1 НК РФ);

2) упрощенную систему налогообложения (п.2 ст.346.11 НК РФ, Письмо Минфина России от 04.07.2008 N 03-11-04/2/96);

3) систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в отношении имущества, используемого для деятельности, облагаемой ЕНВД (п.4 ст.346.26 НК РФ). Подтверждает это и судебная практика (например, Постановление ФАС Центрального округа от 10.07.2009 N А09-6928/2008-24).

4) систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции в отношении основных средств, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями (п.7 ст.346.35 НК РФ).

Глава 2. Расчет налога на имущество организаций

2.1 Объект налогообложения

Объект налогообложения для российских организаций.

Для российской организации объектом налогообложения является любое движимое и недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве основных средств. При этом в объект налогообложения включается и то имущество, которое было передано другим лицам во временное владение (пользование, распоряжение), в доверительное управление или внесли в совместную деятельность (п.1 ст.374 НК РФ).

На балансе организации могут учитываться не только основные средства, которые принадлежат ей на праве собственности, но и те, которые получены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Такие основные средства облагаются налогом на имущество, уплачивать который обязан их балансодержатель. Это подтверждает и Минфин России в Письмах от 11.06.2009 N 03-05-05-01/33, от 28.03.2007 N 03-03-06/4/28.

Кроме того, с 1 января 2009 г. к объекту налогообложения отнесено имущество, которое получено российской организацией по концессионному соглашению и отвечает указанным выше условиям. Такие изменения внесены в п.1 ст.374 НК РФ (п.6 ст.5, п.2 ст.7 Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ).

Имущество относится к объектам основных средств, если в отношении него одновременно соблюдаются следующие условия (п.4 ПБУ 6/01, п.2 Методических указаний):

1) оно предназначено:

для использования в производстве продукции (выполнения работ, оказания услуг);

управленческих нужд организации;

предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

2) планируемый срок использования имущества - свыше 12 месяцев или более обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

3) организация не планирует впоследствии продать данное имущество.

4) объект способен приносить организации доход в будущем.

Наличие этих признаков в совокупности говорит о том, что имущество может быть отнесено к основным средствам.

В перечисленных характеристиках нет такого признака, как стоимость имущества. В то же время объекты стоимостью до 20 000 руб. за единицу можно не включать в состав основных средств, а учитывать в составе материально-производственных запасов (абз.4 п.5 ПБУ 6/01). Однако такие положения должны быть закреплены в учетной политике организации. Тогда указанное имущество не будет являться объектом налогообложения (см. дополнительно Письмо Минфина России от 20.03.2008 N 03-05-05-01/17).

Если же таких правил учетная политика не содержит, объекты, которые отвечают поименованным выше признакам, независимо от их стоимости относятся к основным средствам и облагаются налогом на имущество.

Объект налогообложения для иностранных организаций различается в зависимости от следующих критериев:

1) ведет организация или нет деятельность в РФ через постоянное представительство;

2) имеет ли организация недвижимое имущество в РФ, если постоянного представительства у нее нет.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства , признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета.

Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства , признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Не признаются объектами налогообложения:

К объекту налогообложения не относится следующее имущество (п.4 ст.374 НК РФ):

1) земельные участки (см. Письмо ФНС России от 26.10.2004 N 21-3-05/461);

2) иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

3) имущество федеральных органов исполнительной власти, если одновременно соблюдаются такие условия (пп.2 п.4 ст.374 НК РФ):

имущество принадлежит указанным органам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

в федеральном органе исполнительной власти законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

имущество используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ, что отмечено и в Письме Минфина России от 30.08.2007 N 03-05-05-01/37.

Если хотя бы одно из перечисленных выше условий не выполняется, имущество облагается налогом.

2.2 Методика расчета налоговой базы

Российские организации определяют налоговую базу (базу для расчета авансовых платежей) самостоятельно по результатам налогового или отчетных периодов.

По итогам налогового периода налоговая база исчисляется исходя из среднегодовой стоимости имущества, которое относится к объектам налогообложения (п.1 ст.375, п.3, абз.2 п.4 ст.376 НК РФ).

Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей по налогу по итогам отчетных периодов - I квартала, полугодия, 9 месяцев, то налоговую базу нужно рассчитывать по истечении каждого из них. База за отчетный период - это средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.4 ст.376, п.3 ст.379, п.6 ст.382 НК РФ). Как правило, налоговая база (база для исчисления авансовых платежей) рассчитывается по всему имуществу организации в целом.

Однако из данного правила есть исключения. Так, база рассчитывается отдельно в отношении (п. п.1, 2 ст.376 НК РФ):

1) имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

2) недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс);

3) имущества, которое облагается налогом по разным ставкам;

4) недвижимости, фактически находящейся на территориях разных субъектов РФ.

Среднегодовая стоимость имущества.

Налоговую базу по итогам года составляет среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества (п.1 ст.375 НК РФ).

Для определения налоговой базы предусмотрена специальная формула (абз.2 п.4 ст.376 НК РФ):

СрГодСт = (ОС1 + ОС2 +. + ОСп + ОСп2) / (М + 1),

где СрГодСт - среднегодовая стоимость основных средств;

ОС1, ОС2. - остаточная стоимость ОС на 1-е число каждого месяца налогового периода;

ОСп, ОСп2 - остаточная стоимость ОС на 1-е и последнее число последнего месяца налогового периода;

М - количество месяцев налогового периода.

Если основные средства не амортизируются, однако налогом на имущество облагаются, то в расчете участвует их стоимость, которая определяется исходя из их первоначальной стоимости и величины начисленного износа (абз.3 п.1 ст.375 НК РФ).

Основа для расчета налоговой базы - это остаточная стоимость основных средств.

Остаточная стоимость рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью объекта и начисленной суммой амортизации (пп. "б" п.54 Методических указаний):

ОС = ПС - СА,

где ОС - остаточная стоимость основного средства на определенную дату;

ПС - первоначальная стоимость этого ОС;

СА - сумма начисленных амортизационных отчислений за период с даты начала начисления амортизации по дату определения остаточной стоимости включительно.

Налоговая база для организаций, которые созданы, ликвидированы или реорганизованы в течение года.

При расчете среднегодовой стоимости имущества во внимание принимается количество месяцев в налоговом периоде (абз.2 п.4 ст.376 НК РФ).

Когда организация ведет деятельность полный календарный год, налоговый период для нее состоит из 12 месяцев, которые и участвуют в расчете (п.1 ст.55, п.1 ст.379 НК РФ).

Cогласно п.2 ст.55 НК РФ для организации:

созданной в течение года до 1 декабря, первый налоговый период начинается со дня ее государственной регистрации и длится до конца данного года;

созданной с 1 по 31 декабря, он начинается со дня ее государственной регистрации и длится до конца календарного года, следующего за годом создания.

Для организации, прекратившей деятельность до конца календарного года в результате ликвидации (реорганизации), последний налоговый период заканчивается в день внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (абз.1 п.3 ст.55 НК РФ, п.4 ст.57, п.8 ст.63 ГК РФ).

В том случае, когда организация существовала менее календарного года, налоговый период для нее начинается в день ее создания и оканчивается в день ликвидации (реорганизации) (абз.2 п.3 ст.55 НК РФ).

Таким образом, для указанных организаций, по сути, налоговый период может быть как больше, так и меньше 12 месяцев.

Контролирующие органы рекомендуют рассчитывать среднегодовую стоимость исходя из количества месяцев налогового периода с начала и до конца календарного года, а среднюю - исходя из количества месяцев в отчетном периоде (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев). При этом остаточную стоимость основных средств в тех месяцах, когда организация еще не существовала, они признают равной нулю.

Таким образом, налоговая база как за налоговый, так и за отчетные периоды для вновь созданных (реорганизованных, ликвидированных) в течение года организаций рассчитывается в общем порядке.

Налоговая база для иностранных организаций.

Иностранная организация является налогоплательщиком, если соблюдается хотя бы одно из условий, установленных п.1 ст.373 НК РФ, а именно:

у организации есть постоянное представительство в РФ;

у организации в собственности находится недвижимое имущество в РФ.

Налоговая база у этих категорий иностранных организаций различается в зависимости от названных условий.

Налоговую базу иностранные организации определяют самостоятельно (п.3 ст.376 НК РФ). При этом она рассчитывается отдельно в отношении (п. п.1, 2 ст.376 НК РФ):

имущества постоянного представительства иностранной организации, которое облагается по месту постановки представительства на учет в налоговых органах;

недвижимого имущества, находящегося вне постоянного представительства иностранной организации;

имущества, которое облагается по разным ставкам;

недвижимого имущества, которое находится на территориях разных субъектов РФ либо частично в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ.

Если иностранная организация ведет деятельность в РФ через постоянное представительство.

Налоговая база для таких иностранных организаций определяется следующим образом.


Таблица.

Характеристика имущества Налоговая база
Движимое и недвижимое имущество, которое относится к деятельности постоянного представительства Среднегодовая стоимость движимого и недвижимого имущества (п.2 ст.374, п.1 ст.375 НК РФ)
Недвижимое имущество иностранной организации, которое не относится к деятельности постоянного представительства Инвентаризационная стоимость объектов недвижимости по данным органов технической инвентаризации (п.2 ст.375 НК РФ)

В отношении имущества, которое относится к деятельности постоянного представительства, налоговая база определяется так же, как и для российских организаций (п.1 ст.375, п.4 ст.376 НК РФ).

Налоговая база по недвижимому имуществу, которое к деятельности представительства не относится, равна инвентаризационной стоимости этого имущества. Причем принимаются во внимание данные об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января года, за который рассчитывается налоговая база (п.2 ст.375, п.5 ст.376 НК РФ).

Получить данные об инвентаризационной стоимости и рассчитать налоговую базу налогоплательщик должен самостоятельно (п.3 ст.376 НК РФ).

Если у иностранной организации нет постоянного представительства.

Налоговой базой для таких организаций будет являться инвентаризационная стоимость недвижимости по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января того года, за который отчитывается налогоплательщик (п.2 ст.375, п.5 ст.376 НК РФ).

Органы технической инвентаризации объектов недвижимого имущества обязаны сообщать сведения об их инвентаризационной стоимости в налоговую инспекцию по местонахождению указанных объектов (абз.2 п.2 ст.375 НК РФ).

Однако предоставлять необходимую информацию налогоплательщику они не обязаны. То есть иностранной организации придется самостоятельно обращаться к ним за сведениями, необходимыми для расчета налоговой базы.

2.3 Налоговые ставки

Величина налоговой ставки по налогу на имущество устанавливается региональными законами на территории соответствующего субъекта РФ. Однако ее размер органичен и не может превышать 2,2% (п.2 ст.372, п.1 ст.380 НК РФ).

Например, на территории г. Москвы и Московской области установлена ставка 2,2% (см. соответственно ст.2 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" и ст.1 Закона Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области").

Что касается минимального размера налоговой ставки, то он Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому ставка может составлять и 0% (Письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10).

Субъекты РФ вправе на своей территории вводить дифференцированные налоговые ставки (п.2 ст.380 НК РФ).

Специальные пониженные ставки установлены для резидентов Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) Калининградской области. Но они применяются только в отношении имущества, которое создано или приобретено резидентами данной ОЭЗ в рамках реализации инвестиционных проектов (ст.385.1 НК РФ).

Дифференцированные ставки в субъектах РФ.

Вводя на своей территории налог на имущество организаций, законодательные органы субъектов РФ определяют в том числе и налоговые ставки (п.2 ст.372, п.1 ст.380 НК РФ).

При этом региональные власти могут установить как единую ставку для всех организаций в целом, так и различные ставки в зависимости от следующих критериев (п.2 ст.380 НК РФ):

1) категорий налогоплательщиков. По мнению Минфина России, такие категории могут быть выделены исходя из общих признаков: вида экономической деятельности организации, отрасли экономики и т.п. (Письмо от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10).

Например, в Красноярском крае общая ставка по налогу на имущество 2,2%. В то же время действует и пониженная ставка 0,5% для аптечных организаций и учреждений, которые ведут деятельность по изготовлению или льготному отпуску лекарственных средств, а также деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ (п.1, пп. "а" п.2 ст.2 Закона Красноярского края от 08.11.2007 N 3-674 "О налоге на имущество организаций");

2) вида имущества, признаваемого объектом налогообложения. Чиновники разъясняют, что на основе этого критерия специальные ставки могут быть установлены для конкретных имущественных объектов (имущественных комплексов), которые используются по определенному целевому назначению (в отдельных видах экономической деятельности, отраслях экономики и т.д.) (Письмо Минфина России от 13.03.2008 N 03-05-04-01/10).

Например, во Владимирской области установлена общая ставка в размере 2,2%. Однако в отношении объектов социально-культурной сферы, жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые отвечают определенным условиям, ставка равна 1,1% (п.1, пп.2 п.2 ст.2 Закона Владимирской области от 12.11.2003 N 110-ОЗ "О налоге на имущество организаций").

Кроме того, ставки могут быть дифференцированы в зависимости от двух указанных критериев в совокупности.

Например, в Хабаровском крае основная ставка по налогу на имущество равна 2,2%, а для специализированных организаций, основной вид деятельности которых заготовка (сбор), первичная обработка и переработка вторичных ресурсов, в отношении имущества, используемого в этой деятельности, применяется ставка 1,1% (п.1, пп.4 п.2 ст.2 Закона Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае").

Необходимо отметить, что региональные органы власти при установлении налоговых ставок должны учитывать положения ст.3 НК РФ. В ней указано, что не допускается устанавливать ставки в зависимости от формы собственности организаций, а также от места происхождения капитала.

Налоговые ставки для резидентов особой экономической зоны в калининградской области.

Специальные ставки установлены Налоговым кодексом РФ для резидентов ОЭЗ в Калининградской области (ст.385.1 НК РФ).

Глава 3. Порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций

3.1 Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.

Налоговым периодом признается календарный год (ст.379 НК РФ). По его окончании определяется налоговая база за истекший год и исчисляется сумма налога к уплате в бюджет (п.1 ст.55 НК РФ).

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

По окончании отчетных периодов налогоплательщики подводят промежуточные итоги, исчисляют и уплачивают авансовые платежи. Помимо этого они представляют налоговый расчет по авансовым платежам (п.1 ст.386 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной за весь налоговый период и суммами авансовых платежей по налогу.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства исчисляется по истечении отчетного периода как одна четвертая инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку. Если у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода возникает (прекращается) право собственности на указанный объект недвижимого имущества иностранных организаций, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного объекта недвижимого имущества производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

3.2 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу

Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 НК РФ.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом особенностей, предусмотренных статьями 384 и 385 НК РФ.

В отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", налог перечисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации пропорционально стоимости этого имущества, фактически находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учет в налоговых органах.

В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не осуществляющей деятельности в РФ через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению объекта недвижимого имущества.

Особенности исчисления и уплаты налога по местонахождению обособленных подразделений организации (ст.384 НК РФ).

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения.

Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения. (ст.385 НК РФ)

Организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Особенности исчисления и уплаты налога на имущество организаций резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области (ст.385.1 НК РФ)

Резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области уплачивают налог на имущество организаций в отношении всего имущества, являющегося объектом налогообложения, за исключением имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области.

Резиденты исчисляют сумму налога на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, отдельно.

Для резидентов в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, устанавливается в размере 0 процентов.

В период с седьмого по двенадцатый календарный год включительно со дня включения юридического лица в единый реестр резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области налоговая ставка по налогу на имущество организаций в отношении имущества, созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на пятьдесят процентов.

Особый порядок уплаты налога на имущество организаций не распространяется на ту часть стоимости имущества (созданного или приобретенного при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области), которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект. При этом доля стоимости имущества, которая использована для производства товаров (работ, услуг), на которые не может быть направлен инвестиционный проект, считается равной доле дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) в суммарном объеме всех доходов резидента.

Разница между суммой налога на имущество организаций в отношении налоговой базы по налогу на имущество организаций (созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области), которая была бы исчислена резидентом при неиспользовании особого порядка уплаты налога на имущество организаций и суммой налога на имущество организаций, исчисляемой резидентом в соответствии с настоящей статьей в отношении налога на имущество организаций, созданное или приобретенное при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, не включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций для резидентов.

В случае исключения резидента из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области до получения им свидетельства о выполнении условий инвестиционной декларации резидент считается утратившим право на применение особого порядка уплаты налога на имущество организаций, установленного настоящей статьей, с начала того квартала, в котором он был исключен из указанного реестра.

В этом случае резидент обязан исчислить сумму налога в отношении имущества, созданного или приобретенного им при реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законом об Особой экономической зоне в Калининградской области, по налоговой ставке, установленной в соответствии со статьей 380 настоящего Кодекса.

Исчисление суммы налога производится за период применения особого порядка налогообложения.

Исчисленная сумма налога подлежит уплате резидентом по истечении отчетного или налогового периода, в котором он был исключен из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период в соответствии с пунктом 1 статьи 383 НК РФ.

3.3 Льготы по налогу и их виды

Согласно статье 381 НК РФ освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

7) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

8) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

9) организации - в отношении космических объектов;

10) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

11) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

12) имущество государственных научных центров;

13) организации - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны, используемого на территории особой экономической зоны в рамках соглашения о создании особой экономической зоны и расположенного на территории данной особой экономической зоны, в течение пяти лет с момента постановки на учет указанного имущества;

14) организации - в отношении судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов.

Льготы, установленные законами субъектов РФ.

Помимо льгот по налогу на имущество организаций, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, законами субъектов РФ могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (п.2 ст.372 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих субъектов РФ.

Законодательные органы субъектов РФ самостоятельны в вопросе установления льгот. Однако льготы не могут быть установлены в зависимости от формы собственности или места происхождения капитала, а также не носят индивидуального характера (п.2 ст.3, п.1 ст.56 НК РФ).

Кроме того, законом субъекта РФ льготы по налогу на имущество не могут быть установлены в форме изменения элементов налога на имущество, установленных гл.30 НК РФ.

В то же время законом субъекта РФ могут устанавливаться дополнительные условия для применения льготы.

В настоящее время в субъектах РФ действуют следующие виды льгот по налогу на имущество организаций.

1. Освобождение от налогообложения определенных категорий налогоплательщиков в отношении всего принадлежащего им имущества.

2. Освобождение от налогообложения особых категорий налогоплательщиков в отношении имущества, которое используется в специальных целях.

3. Освобождение от налогообложения всех налогоплательщиков в отношении конкретных видов имущества.

4. Уменьшение суммы налога к уплате для определенных категорий налогоплательщиков.

3.4 Порядок представления налоговой декларации

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

В отношении имущества, имеющего местонахождение в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) за пределами территории Российской Федерации (для российских организаций), налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговая декларация по налогу представляются в налоговый орган по местонахождению российской организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации).

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Налогоплательщики представляют налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Заключение

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В этой связи знание высшим уровнем управления предприятия налоговой системы страны может дать существенное преимущество для любой компании.

Среди основных налогов Российской Федерации налог на имущество предприятий занимает далеко не последнее место, так как практически всем юридическим лицам приходится иметь с ним дело.

В условиях постоянного реформирования налогов и налоговой системы в целом, наблюдаются тенденции к сокращению льгот по имущественным налогам, усиление контроля со стороны налоговых органов, на всех уровнях власти.

Несомненно, что налог на имущество может значительно увеличить налоговую нагрузку предприятия, особенно если существенную часть его имущества составляют дорогостоящие основные средства.

Однако большинством льгот по налогу на имущество, установленных законодательством, могут воспользоваться лишь фирмы, которые занимаются специфическими видами деятельности.

При этом отягощает данный налог и тот факт, что он взыскивается и с транспортных средств, что не вполне справедливо по отношению к налогоплательщику, уплачивающему с них еще и транспортный налог. По сути, это двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета.

Таким образом, мы выделили две основные проблемы обложения налогом на имущество:

1) Невозможность всех организаций воспользоваться большинством льгот по налогу на имущество предприятий;

2) Двойное налогообложение одних и тех же объектов налогового учета, примером являются организации, уплачивающие и транспортный налог.

Уклонение от уплаты налогов в последние годы приобрело массовый характер. Но это не просто стремление предпринимателя получить сверхприбыль. Это реакция налогоплательщика на недостатки налоговой политики государства. Именно это является главной причиной налоговой оптимизации.

На сегодняшний день схема определения порядка оплаты налога на имущество включает в себя следующие элементы: плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставка и срок уплаты.

В настоящее время база налога на имущество скорректирована таким образом, чтобы вывести из налогообложения товарные запасы, готовую продукцию и другие части актива баланса организации, а объектом обложения данным налогом является непосредственно амортизируемое имущество, учитываемое на балансе организации по его остаточной стоимости. В то же время, на этом реформирование налоговой системы в области налогообложения имущества не заканчивается.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ);

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 24.07.2009)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. От 27.09.2009)

4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. От 17.07.2009, с изм. От 18.07.2009)

5. Борисов А.Н. Налог на имущество организаций. Комментарий к главе 30 части второй НК РФ. Изд.: "Юридический Дом" 2005г.

6. Епифанов О.В. Налог на имущество организаций. Практическое пособие. Изд. "Экзамен", 2006г.

7. Лазарева Н.В. Налоги и налогообложение. Изд. "Феникс", 2009г.

8. Манукян Л.С. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. Изд.: "Экзамен", 2008г.

9. Молчанов С.С. Налоги за 14 дней. Экспресс-курс. Изд.: "Эксмо", 2009г.

10.Налоги и налогообложение. Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. Учебник для вузов.6-е изд. Изд.: "Питер", 2009.

11.Налог на имущество. Практика применения.5-е изд. Под ред. Касьяновой Г.Ю. Изд.: "АБАК", 2009г.

12.Практическое пособие по налогу на имущество организаций. Консультант Плюс.15.10.09г.

13.Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие.10-е издание. Изд.: "Юрайт", 2009г.

14.Скворцов О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие.5-е изд. Изд.: "Академия", 2009г.

15.Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие.2-е изд. Изд. "Питер", 2009г.