Курсовая работа: Возникновение и развитие международного права

Название: Возникновение и развитие международного права
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Возникновение и развитие международного права


Содержание

1. История возникновения и развития международного права

1.1 Возникновение международного права и периодизация его истории

1.2 Международное право рабовладельческого строя (до V в.)

1.3 Международное право средних веков (V—XVI вв.)

1.4 Международное право в эпоху буржуазных революций (XVII—XIX вв.)

1.5 Развитие международного права в первой половине XX в

1.6 Наука международного права и ее эволюция

Список использованных источников

международное право наука


1. История возникновения и развития международного права

1.1 Возникновение международного права и периодизация его истории

История возникновения и развития международного права является частью исторического развития общества. Вместе с тем мнения ученых и специалистов по вопросу о времени появления международного права и его периодизации значительно разнятся. Как справедливо отмечал профессор И.И. Лукашук, «несмотря на все свое значение, история международного права пока еще не привлекла к себе должного внимания науки. В ней множество белых пятен. Не решен и такой принципиальный вопрос, как время возникновения международного права».

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права.

1. Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы. При этом некоторые ученые начало зарождения международного права связывают с возникновением христианства (например, французский ученый Ш. де Вишер).

2 Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться.

3. Международное право появилось в новое время, когда были образованы крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств, а работа «отца» науки международного права Гуго Гроция в начале XVII в. положила начало формированию науки международного права.

Представляется более обоснованным относить начало возникновения международного права к древнему миру. В древности общественные отношения и внутри государства, и в межгосударственной сфере возникали, поддерживались и развивались. Государственная власть санкционировала существовавшие догосударственные социальные нормы, регулировавшие как внутриплеменные, так и межплеменные общественные отношения, приспосабливая их к своим интересам и потребностям, а также создавала новые правовые нормы, регулировавшие вновь возникавшие общественные отношения. Поэтому процессы формирования как внутригосударственного, так и международного права распространялись параллельно, но с разной степенью интенсивности.

В условиях натурального хозяйства, неразвитости товарно-денежных отношений общественные отношения развивались преимущественно внутри государств, чем и объясняется более интенсивное развитие внутригосударственного права по сравнению с международным правом. Следовательно, возникновение международного права неразрывно связано с зарождением публичной власти и созданием государств.

Особого внимания заслуживает вопрос периодизации истории международного права. Наиболее часто выделяют следующие временные периоды:

1) до Вестфальского конгресса 1648 г.;

2) от Вестфальского конгресса 1648 г. до Венского конгресса 1815 г.;

3) от Венского конгресса 1815 г. до Парижского конгресса 1856 г.;

4) от Парижского конгресса 1856 г. до конца XIX в.;

5) с начала XX в. по настоящее время.

В голландском издании энциклопедии международного публичного права 1984 г. приводится следующая периодизация:

1) от древности до Первой мировой войны;

2) от Первой мировой войны до Второй мировой войны;

3) от Второй мировой войны до настоящего времени.

Профессор Ф.Ф. Мартене еще в конце XIX - начале XX вв., отрицая саму возможность существования международного права в Древнем мире ввиду «полнейшей разобщенности народов и господства между ними физической силы», тем не менее, делил всю историю международных отношений и международного права на три периода: первый период охватывает Древний мир, средние века и Новое время до половины XVII в. или до Версальского мирного конгресса 1648 г.; второй период - с 1648 г. и до Венского конгресса 1815 г., когда господство грубой силы и изолированности народов заменяется идеей политического равновесия; третий период - продолжается с 1815 г. до настоящего времени.

В современной литературе заслуживает внимания периодизация развития международного права, предложенная профессором И.И. Лукашуком:

- предыстория международного права (с древних веков до конца Средневековья); классическое международное право (с конца средних веков до принятия Статута Лиги Наций);

- переход от классического к современному международному праву (от принятия Статута Лиги Наций до принятия Устава ООН);

- современное международное право - право Устава ООН 1.

Суммируя приведенные выше точки зрения и подходы по вопросу периодизации международного права, наиболее оправданным представляется выделение следующих пяти основных этапов в его развитии:

1) международное право рабовладельческого строя (до V в.);

2) международное право средних веков (V-XVI вв.);

3) международное право в эпоху буржуазных революций (XVII- XIX вв.);

4) международное право первой половины XX в.;

5) современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).


1.2 Международное право рабовладельческого строя (до V в.)

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Взаимоотношения между древними государствами в значительной мере испытывали влияние их общественно-экономической основы - рабовладения.

С возникновением первых рабовладельческих государств в долинах Двуречья и Нила между ними начали складываться различные отношения, получавшие постепенно правовой характер. Сперва эти отношения были эпизодическими, а к концу III - началу II тысячелетия до н.э. они становятся систематическими, облекаясь при этом в юридические нормы.

Основными характерными чертами международного права в эпоху рабовладельческого строя являлись:

- неразвитость международного права, межгосударственные отношения отсутствовали в их современном понимании и не занимали существенного места в жизни народов и государств, главными проявлениями международных отношений были торговля и война;

- международные отношения и регулировавшие их правовые нормы складывались и поддерживались в основных центрах международной жизни древности: Индии, Китае, Вавилоне, Греции, Риме, Египте;

- в отношениях между государствами отсутствовало постоянство, они, как правило, устанавливались и поддерживались в связи с текущей потребностью и носили непродолжительный характер;

- преобладание обычных норм над договорными, обусловленное недостаточной развитостью международно-правовых отношений;

- отношения между государствами строились исключительно с позиции силы, война была основным средством внешней политики древних государств и определяла характер международных отношений - неравноправных отношений господства и подчинения, территориальных завоеваний, превращения побежденных в рабов и работорговли.

Одним из наиболее древних межгосударственных правовых актов, дошедших до наших дней, считается договор, заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма около 3100 г. до н.э., который, в частности, подтверждал существовавшую между указанными городами границу, предусматривал мирное разрешение возникающих споров путем арбитражной процедуры, устанавливал своеобразный механизм гарантий исполнения договоров посредством клятв и обращения к богам.

В последующем количество договоров становится все более значительным. При этом наряду с союзными договорами и соглашениями о взаимной военной помощи наблюдается рост числа договоров, регулировавших обмен территориями, статус государственных границ, пограничных крепостей и населенных пунктов, распространение нейтралитета, раздел военных трофеев выдачу лиц, правила осуществления торговли (например, договор, заключенный около 1300 г. до н.э. между царем Хаттушилем и египетским фараоном Рамсесом II, договор 671 г. до н.э. между Ассирией и Тиром и др.).

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны, заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров, обмена послами, установления правового режима иностранцев, образования межгосударственных союзов.

Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного. Считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Как отмечал И.И. Лукашук, в древнеиндийской Артхашастре (IV—III вв. до н.э.) было указано, что мирные договоры «должны заключаться с равными или более сильными королями, а на слабого короля надо нападать».

В то же время и в эпоху рабовладельческого строя предпринимались первые попытки упорядочить ведение войны, подчинить ее общим правилам и нормам. Платон советовал правителям в международных делах проявлять умеренность, избегать ненужных войн, стремиться к «вечному миру». Цицерон полагал, что весь мир представляет как бы «одно государство людей и богов» и делил войны на справедливые и несправедливые. Все чаще признавалось, что война всегда должна начинаться с предварительного уведомления.

Нормы войны в Индии во второй половине I тысячелетия до н.э. и в первые века н.э. уже содержали попытки упорядочить в виде закона и гуманизировать ведение войны. Так, в законах Ману подчеркивалось, что война является крайним средством разрешения споров, когда исчерпаны все мирные возможности. В отношении ведения военных действий и применения оружия в законах Ману существовали многочисленные ограничения. Считалось недопустимым убивать стариков, детей и женщин, а также парламентеров и сдавшихся в плен. Не подлежали захвату и разрушению храмы и другие культовые сооружения.

Древние индусы различали репрессалии и собственно войну. Началу ее должно было предшествовать предъявление ультиматума. Только после этого следовало официальное объявление войны. Оно влекло за собой разрыв регулярных дипломатических отношений, но не исключало обмена специальными миссиями. Договоры, заключенные до войны, переставали действовать. Подданные воюющих сторон лишались права «дружественной защиты». Торговля с ними и другие формы сношений рассматривались как враждебный акт. Подданных противной стороны, поскольку они оказывались лишенными правовой защиты, можно было брать в плен и даже убивать. Их имущество могло быть конфисковано, а дома разрушены.

Законы Египта и Индии также запрещали всякие сношения с иностранцами, которые считались врагами и не имели никаких прав. Описанная картина была характерна и для древних государств, расположенных на территории современного Китая.

Что касается права войны, Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман обращают внимание, что древние греки уже различали нейтралитет (мог иметь место только во время войны и касался внешних отношений) и невмешательство (могло иметь место как во время войны, так и в мирное время).

Религиозная окраска права войны была распространена в Древнем Риме. Ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима, и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.

Зарождавшийся институт права международных договоров имел религиозный характер. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения. Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, арбитраже, торговле, о праве вступать в брак с иностранцами, о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться.

Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. В отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении - защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безопасность и защита имущества во время войны. Так начинает складываться право защиты иностранцев.

В Древнем мире существовала практика создания различного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Например, союзы греческих государств возникали на основе как общеэллинских религиозных праздников, так и потребностей военно-политического сотрудничества. Чаще всего их члены в международно-правовых отношениях оставались самостоятельными сторонами. Более развитой формой союзов государств были симмахии, близкие к союзному государству и создававшиеся, в основ- ном, для решения военных задач. Симмахии нередко самостоятельно заключали международные договоры (Беотийский союз).

Симмахии также играли роль третейского суда и рассматривали споры между государствами, входившими в такой союз.

Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в Древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь, принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без его согласия. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек, имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.

Следует подчеркнуть, что в целом значительное влияние на содержание международно-правовых норм Древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название «право народов» (jus gentium), которое сочетало нормы гражданско-правового характера и международно-правовые нормы. Так, защита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.

Таким образом, нормативное регулирование межгосударственных отношений в период рабовладельческого строя характеризовалось неустойчивостью и враждебностью. Субъектами международных отношений были не государства, а их властители. Вместе с тем были выработаны формы нормативного регулирования — обычаи и договоры, которые имели огромное значение для развития международного права.

1.3 Международное право средних веков (V—XVI вв.)

Переход от международного права античности к международному праву средних веков занял ряд столетий. Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.

Особенностью регулирования международных отношений опальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Международные связи развивались главным образом внутри регионов, поэтому не было общего для всех государств международного права и применение международно-правовых норм связывалось с существованием регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской Руси, а позднее - в Московской Руси. Однако эти нормы под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски. Сформировались общие международно-право- вые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей обладают неприкосновенностью, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать помощи воюющим.

В феодальный период по сравнению с рабовладельческим строем наблюдался значительный рост правового массива, главным образом за счет появления множества новых обычно-правовых норм, регламентировавших взаимоотношения между государствами и даже отдельными феодалами в самых различных областях. Центральная власть в государствах не была достаточно сильной. Феодальная раздробленность стала характерным явлением. Вотчина крупного землевладельца была фактически государством, собственность на землю давала власть над населением. Заключалось значительное количество международных договоров, которые отражали сложнейшую иерархическую лестницу в виде занимающих различное общественное положение феодалов - собственников земли. Последние нередко самостоятельно вели дипломатические отношения и заключали договоры.

Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX-X вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Постепенно договоры стали получать более широкую основу, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоятельствах как условии действия договора. Способами обеспечения договоров являлись залог людей (как правило, членов семьи монарха), залог ценностей и территории. Известно, например, что Корсика, принадлежавшая Генуе, была ею передана в залог Франции. В связи с тем, что Генуя не выполнила перед Францией договорных обязательств, Корсика навсегда стала французским владением.

В период Средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был Папа Римский. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.

Покровительство иностранцам получило в средние века более прочную юридическую базу — в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны облагался налогом. Лишь в период сословной монархии со стороны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.

Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Религия и церковь стали играть решающую роль в международных отношениях, так как во многих регионах мира являлись единственной организованной, строго централизованной и культурной силой, доминировавшей над светской властью. Римско-католическая церковь оказывала огромное влияние в Западной Европе, православная - в Византии и на Руси, ислам — среди арабских государств.

Папы Римские в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов, касающихся различных сфер общественных отношений. Так, церковь пыталась ограничить жестокость войн, которые и в средневековый период продолжали оставаться весьма безжалостными. Война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного, различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось, захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы, пленные считались добычей захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.

Существенное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.

Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Государство страны пребывания принимало на себя охрану дипломатических миссий в полном объеме. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению его от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представителен является суверенитет государя, от имени которого действовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.

Получают дальнейшую регламентацию институты личной неприкосновенности послов и экстерриториальности посольских помещений.

По-иному возникали и развивались институты консульского права. Как отмечают Ю.Я. Баскин и Д.И. Фельдман, в отличие от послов, олицетворявших суверенитет и верховенство государственной власти, а также ее высших должностных лиц, консулы возникли из самодеятельных организаций купцов и мореплавателей. Ученые полагают, что им предшествовали возникшие первоначально в Средиземноморье в X в., а затем в приморских городах на севере Европы торговые суды, а также избранные должностные лица, носившие звание консула, которые действовали с согласия местных властей.

В XI-XII вв. в ходе создания итальянскими республиками своих поселений в восточном Средиземноморье появились целые населенные пункты, которые получали от Византии, а затем и от других государей ряд привилегий, в том числе право автономного управления и суда среди своих сограждан, что и привело в итоге к появлению первых консулов. В дальнейшем - в XIII-XIV вв. - консульский институт достаточно широко распространился по всей Европе и со временем превратился в государственное учреждение, были заключены первые консульские договоры (Пиза - Марокко (1133 г.), Венеция - Египет (1238 г.), Арагон - Тунис (1285 г.).

Режим морских пространств в период Средневековья находился под влиянием двух различных подходов к пользованию морем. Один из них поддерживали ведущие морские державы (Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия). Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями мирового океана свой суверенитет. Согласно другому подходу (Нидерланды, Франция) открытое море должно было быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что мировой океан считаться общей собственностью и быть свободным всех государств. Впрочем, в конце XVI в. Англия стала склоняться к идее о том, что пользование морем должно быть свободным для всех и ни одно государство не должно претендовать на те или иные части мирового океана.

В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Поскольку считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод в соответствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содержащих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был издан сборник «Консолато дель маре» («Морской сборник»), содержавший правила нейтралитета, положения, касавшиеся военной контрабанды, и т.п.

Мирные средства международных споров в средние века стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил Папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заключение договоров об арбитраже (третейском суде). Особенностью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения вселенских соборов католической церкви, а также светских съездов государей и послов.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат, принятый 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и на верховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение данного договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.

Завершение периода сословной монархии характеризуется выработкой понятия «суверенитет», которое означало политическое и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от римской церкви.

Средневековье убедительно продемонстрировало гибельность беззакония как для внутригосударственных, так и для международных отношений. Человечество было поставлено перед необходимостью утвердить правопорядок.


1.4 Международное право в эпоху буржуазных революций (XVII—XIX вв.)

Этот период в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права.

Вестфальский договор закрепил новую систему международных отношений в Западной Европе, систему независимых национальных государств. В этих условиях и возникла идея использовать право для ограничения произвола во взаимоотношениях между государствами. Побуждающим мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту.

В Декларации международного права феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, переносившие на международные отношения нормы и правила, свойственные взаимоотношениям индивидов:

1) «народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль» (ст. 1);

2) «человек должен человеку то, что народ должен другим» (ст. 3);

3) «частный интерес одного народа подчиняется интересам всего человечества» (ст. 5);

4) «народы взаимно независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают» (ст. 6).

В Декларации были также закреплены принципы невмешательства во внутренние дела государства (ст. 7), территориального верховенства (ст. 12), соблюдения международных договоров (ст. 21)1.

И хотя проект Декларации, подготовленный аббатом Грегуаром, не был утвержден французским Конвентом, его положения, как и положения принятой Учредительным собранием Франции 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина, оказали огромное влияние на формирование не только общих принципов международного права, но и на правовое положение государств как субъектов международного права, на гуманизацию правил ведения войны, на решение по- новому вопросов международно-правовой регламентации территории и населения, на право международных договоров.

Основные тенденции развития указанных институтов в эпоху буржуазных революций можно охарактеризовать следующим образом.

Суверенитет государства как субъекта международного права связывается с суверенитетом народа. Все народы, а следовательно, и государства — независимы и равноправны, что является их неотъемлемым свойством. Они обладают рядом основных прав и обязанностей. Каждый народ является хозяином своей территории. Он устанавливает свой образ правления. Одна из основных обязанностей народов - «делать в мирное время друг другу как можно больше добра, а во время войны - причинять друг другу как можно меньше зла» (Монтескье). Правовая теория выработала также ряд основных прав народов: на самосохранение, на территорию, на независимость, на международное общение.

Данную доктрину использовали национальные движения в борьбе за свою государственность. В этот период возникает ряд новых национальных государств: от Нидерландов отделяется Бельгия, от Турции - Болгария, появляются Греция, Румыния, Сербия, Черногория. Основные права и обязанности народов начинают рассматриваться как основные права и обязанности государств.

Гуманизация правил ведения войны основывалась на целом ряде новых положений. В Утрехтском трактате 1713 г. регулировался вопрос о защите собственности мирного населения. Существенные изменения произошли в правилах военной оккупации. Стало утверждаться положение о том, что оккупация не должна приводить к аннексии, т.е. захвату оккупированной территории и распространению на нее суверенитета государства-оккупанта. Военная оккупация стала считаться лишь временным занятием неприятельской территории, не связанным с конфискацией собственности населения и изменением местного управления.

В 1864 г. принимается Женевская конвенция об улучшении участи больных и раненых на поле боя. Было провозглашено, что военное насилие не может применяться к мирному населению. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге была подписана Декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В практику стало вводиться положение, согласно которому вопросы объявления войны и заключения мира являются прерогативой высших органов законодательной власти. Произошло разделение населения на комбатантов (воюющих) и соответственно мирное население (лиц, не принимающих участия в военных действиях). Каждая из этих категорий лиц приобретала собственный правовой статус.

Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться территориальные вопросы. Постепенно утверждался принцип территориального верховенства государства. Возник новый способ перехода государственной территории от одного государства под суверенитет другого - на основе плебисцита, т.е. голосования населения передаваемой территории (именно таким образом к Франции были присоединены в 1791 г. - Авиньон, в 1792 г. - Савойя, в 1793 г. - Ницца).

Что касается колониальных владений европейских держав, то последние на Берлинской конференции 1884 г., где обсуждались вопросы раздела Африки, установили правило, согласно которому для признания первичной оккупации колониального владения действительной необходимо было установить «эффективное» присутствие на данной территории и получить признание факта занятия этой территории со стороны других держав.

Новые, демократические по своему содержанию, нормы международного права соседствовали, таким образом, с положениями, закреплявшими колониальные отношения. Тем не менее в правовом режиме территорий и пространств происходили изменения. Особенно это касалось правового режима открытого моря - окончательно утверждается принцип свободы открытого моря. В значительной мере этому способствовала Россия. 28 февраля 1780 г. она провозгласила Декларацию о вооруженном. нейтралитете, имевшую целью обеспечить принцип свободы судоходства для нейтральных государств. Декларация получила широкую международную поддержку и способствовала заключению соответствующих договоров России с Пруссией, Данией, Швецией и другими государствами.

Стали развиваться нормы, касающиеся плавания по международным рекам (Рейну, Маасу, Висле). Такие реки были объявлены общей и неотчуждаемой собственностью всех государств, по территории которых они протекали: ни один народ не должен был претендовать на исключительное владение ими. Эти идеи нашли поддержку европейских государств и были закреплены во многих международных договорах.

Среди международно-правовых вопросов населения, получивших развитие под влиянием французских Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Декларации международного права 1793 г., следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев. Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Французская Республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам. Эти положения имели общедемократический характер, они нашли отражение в ряде международных договоров. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмигрантов.

Вместо подданства, предусматривающего несение обязанностей по отношению к феодалу, внедряется институт гражданства, при котором государство наделяет индивида правами. В связи с этим население территорий, передаваемых от одного государства к другому, получило возможность выбора гражданства (оптация).

Существенно улучшается правовое положение иностранцев. В ряде государств им стал предоставляться национальный режим, что означало уравнивание иностранцев в гражданских правах с собственными гражданами.

Положения вышеназванных Деклараций явились важным этапом на пути формирования международно-правовых принципов и норм, касавшихся основных прав и свобод человека. Идеи о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, а свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению являются естественными и неотъемлемыми правами человека, послужили укреплению и развитию в международном праве демократических и гуманистических начал.

В XIX в. происходят существенные изменения в сфере права международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений. Складывается представление о том, что принцип «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda) обязывает государство в целом, а не только его главу. Основой договора признается наличие согласия сторон, даже война не приводит к разрыву всех договорных отношений между воюющими. Основными способами обеспечения международных договоров становятся международно-правовые гарантии, поручительство государств.

Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Именно Вестфальский конгресс 1648 г. положил начало практике международных конференций как форума для коллективного обсуждения и согласованного разрешения возникающих общемировых проблем. Он не только сформулировал ряд

ОВЫХ принципов и институтов международного права (политического равновесия, юридического равноправия, независимости светской власти от власти духовной), но и существенно изменил ряд других, ранее существовавших (дипломатические представительства, режим иностранцев).

На конгрессе был принят Вестфальский трактат, который не только признал за всеми его участниками «право на территорию и на верховенство», но и подтвердил равноправие европейских держав независимо от различия их религиозной веры и форм государственного строя. Среди других международно-правовых аспектов Вестфальского трактата следует назвать применение коллективных санкций против государств-агрессоров, предпочтительность мирных средств разрешения споров, провозглашение свободы плавания по Рейну для прибрежных государств и отмену взимания пошлин за плавание прибрежными феодалами.

Вестфальский трактат закрепил гарантами выполнения его положений победителей Тридцатилетней войны - Францию и Швецию, заложив основы становления института международно-правовых гарантий. Кроме того, трактат оказал значительное влияние на процесс формирования международного права, стал юридической основой для всех международных договоров и отношений на полторы сотни лет, вплоть до Великой Французской революции конца XVIII в.

Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал закреплению статуса Швейцарии как постоянно нейтрального государства, запрещению работорговли, формированию правового режима международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

Постоянный нейтралитет Швейцарии был провозглашен посредством принятой Венским конгрессом 20 марта 1815 г. Декларации о делах Гельветического Союза. В ноябре 1815 г. представители Австрии, Великобритании, Франции, России, Пруссии и Португалии подписали соглашение о постоянном нейтралитете Швейцарии. Великие державы признавали, что Швейцария не должна участвовать в войнах на все будущие времена и Дали гарантию поддержки данного статуса. Одновременно гарантировалась неприкосновенность швейцарской территории.

Таким образом, Венский конгресс положил начало постоянному нейтралитету как международно-правовому институту.

8 февраля 1815 г. была принята специальная Декларация о прекращении торговли неграми. Она исходила из того, что опустошавшая Африку работорговля противоречит законам и общей нравственности и является оскорбительной для человечества.

Относительно рек, пересекающих территорию нескольких государств или служащих границей между ними, было принято решение, согласно которому судоходство по всему течению таких рек должно быть совершенно свободным для торговли. В целях осуществления судоходства должны были быть установлены единообразные правила, в том числе и в отношении сбора с судов пошлин, основанное на принципе благоприятствования для торговли всех государств. Указанный международный режим предписывался для Рейна, Мааса, Мозеля и Шельде.

В приложении к Заключительному акту Венского конгресса - Венском протоколе от 7 марта 1815 г. — было введено единое деление дипломатических агентов на классы:

1) послы и папские легаты или нунции;

2) посланники, министры и иные уполномоченные при государях;

3) поверенные в делах.

Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права сыграли также Парижский и Берлинский конгрессы 1856 и 1878 гг.

На Парижском конгрессе 1856 г. было официально отменено каперство - насильственный захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных государств, занимающихся перевозкой грузов для неприятельского государства, вооруженными судами частных лиц воюющих государств в открытом море.

Парижский конгресс также определил, что к Дунаю и его устью будут применяться правила, установленные Венским конгрессом 1814-1815 гг. для судоходства по международным рекам, без уплаты за осуществление плавания и без пошлины с перевозимых судами товаров. Кроме того, Парижский конгресс объявил нейтрализованным Черное море.

Берлинский конгресс 1878 г. «отметился» коллективным признанием независимости Сербии, Черногории и Румынии. На этом конгрессе был подчеркнут (применительно к Сербии) принцип недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданскими и политическими правами, доступа к публичным должностям и т.п. из-за различий в вероисповеданиях.

Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.), насчитывавшие невиданное доселе количество - 26 государств, обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Интересы материального благосостояния человечества явно требовали ограничения военных издержек. Но, к сожалению, конкретных решений по этому вопросу принято не было. Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль. Кроме того, были приняты Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенция о мирном разрешении международных столкновений.

На второй Гаагской конференции мира в 1907 г., собравшей уже представителей 44 государств, были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Принятые документы охватывали следующий круг вопросов:

1) мирное разрешение международных споров;

2) ограничение в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам;

3) порядок открытия военных действий;

4) законы и обычаи сухопутной войны;

5) законы и обычаи морской войны;

6) запрещение использовать яды, оружие, снаряды и вещества, способные причинить излишние страдания;

7) правила нейтралитета в сухопутной и морской войне.

Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., стали первой в истории международного права крупной кодификацией правил ведения войны, и мирного разрешения международных споров. Многие из этих правил до Гаагских конференций мира имели обычно-правовой характер. Документы, принятые на Гаагских конференциях мира, стали значимой вехой в формировании международного гуманитарного права.

Вместе с тем необходимо отметить, что XIX и начало XX вв. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права. По-прежнему признавалось право государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты, посредством неравноправных договоров происходило «закабаление» отдельных стран. По-прежнему господствовала доктрина о «цивилизованных» и «нецивилизованных» народах, нередко имела место аннексия (насильственный захват) территории.

Таким образом, в рассматриваемый период времени новые начала международного права все еще сочетались со старыми, феодальными правовыми институтами.


1.5 Развитие международного права в первой половине XX в

Первая половина XX в. связана с рядом событий и факторов, оказавших влияние на развитие и содержание международного права.

После окончания Первой мировой войны государства-победители - страны Антанты — на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы (Версальский мирный договор 1919 г., а также связанные с ним Сен-Жерменский и Нёйиский 1919 г., Трианонский и Севрский 1920 г. мирные договоры, дополненные соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г.). Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрОС о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. Разработкой ее Статута, ставшего впоследствии составной частью Версальского мирного договора, занимался специальный комитет, созданный на Парижской мирной конференции.

В Статут Лиги Наций, вступивший в силу в январе 1920 г., и в ряд резолюций международных органов, созданных под ее эгидой, были включены положения, направленные на то, чтобы поставить агрессию вне закона. В Статуте было закреплено обязательство уважать и сохранять против всякого внешнего нападения территориальную целостность и существующую политическую независимость всех членов Лиги Наций. Предусматривалось, что если член Лиги Наций прибегал к войне вопреки указанным обязательствам, то Лига Наций должна принять меры, прекращающие агрессию. В частности, члены Лиги Наций обязались немедленно порвать с агрессором все торговые и финансовые отношения, воспретить все сношения между своими гражданами и гражданами государства, нарушившего Статут, и прекратить всякие финансовые, торговые или личные сношения между гражданами этого государства и гражданами всякого другого государства, является ли оно членом Лиги Наций или нет. Необходимо иметь в виду, что хотя Статут исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, однако он не запрещал ведения войны. Члены Лиги Наций брали на себя лишь некоторые обязательства не прибегать к войне, пока спор между ними не будет подвергнут третейскому разбирательству, либо судебному разрешению, либо рассмотрению Советом Лиги Наций.

Содержание Статута Лиги Наций, с одной стороны, свидетельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения воин. С другой стороны, четко, определенно и ясно Статут все же не запрещал агрессию, хотя и ограничивал ее применение.

Оценивая роль Лиги Наций в развитии международного права, следует заметить, что недостатки ее были не столько в формулировках Статута, сколько в имплементации его основных положений.

Практика показала, что эта организация не смогла последовательно реализовать положения своего Статута. Неэффективность Лиги Наций стала очевидной уже в первые годы ее деятельности. Так, она не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935- 1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 г. Локарнские договоры явились своеобразным «мостом» к Мюнхенскому соглашению 1938 г., хотя они и гарантировали неприкосновенность границ между Германией, Бельгией и Францией и содержали обязательство сторон не прибегать к войне друг против друга. Они оставляли Германии «дорогу на Восток» в силу отсутствия гарантий ее восточных границ. «Умиротворение» фашистской Германии произошло посредством заключения в 1938 г. в Мюнхене соглашения между Великобританией, Францией, Германией и Италией. На основе соглашения от Чехословакии в пользу Германии была отторгнута Судетская область, что противоречило существовавшим международно-правовым нормам и открывало дорогу новым территориальным притязаниям Германии.

Надлежащего механизма по кодификации и прогрессивному развитию международного права в рамках Лиги Наций создано не было, несмотря на то, что эти вопросы находились в повестке дня совещательного комитета юристов, которому Лига Наций поручила разработку положений Статута Постоянной палаты международного правосудия 1. Однако следует признать, что Лига Наций оказала положительное влияние на процесс кодификации и прогрессивного развития международного права.

Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие в 1924 г. Женевского протокола о мирном разрешении международных споров, запретившего агрессивную войну как средство разрешения международных разногласий. К сожалению, данный Протокол, как и Декларация об агрессивных войнах 1927 г., принятые под эгидой Лиги Наций, по различным причинам не стали юридически обязательными актами. Однако эти документы объективно содействовали формированию в народном праве принципа запрещения агрессии, а также подписанию 27 августа 1928 г. Парижского договора об отказе от войны в качестве орудия национальной политики, ставшего важнейшим международно-правовым документом в рассматриваемой области между двумя мировыми войнами. Этот договор, который часто называют «пактом Бриана-Келлога», помимо отказа его участников в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики устанавливал что урегулирование всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения должно осуществляться только мирными средствами.

Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор 1928 г. не содержали понятия агрессии, как и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения. В целом в деятельности Лиги Наций нашли отражение противоречивые тенденции отношений, сложившихся между побежденными и победителями в Первой мировой войне.

Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению в том, что в основе послевоенного устройства мира должны быть такие начала, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности.

Вопросы поддержания международного мира стали предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признана необходимость создания новой всемирной организации, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Как предполагалось, в нее должны будут войти все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. На этих конференциях также обсуждался комплекс вопросов, касающихся ответственности Германии за нанесенный ею ущерб в ходе войны и ответственности нацистских военных преступников. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

Принятый 24 октября 1945 г. Устав ООН, а также результаты ее деятельности, несмотря на имевшие место периоды конфронтации в ее стенах, свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым моментом стало закрепление в Уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Согласно п. 4 ст. 2 Устава ООН все члены организации взяли обязательство воздерживаться в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН.

В Уставе ООН предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на агрессора. Эти положения поставили вне закона практиковавшееся ранее государствами «право на войну». Запрет агрессивной войны привел к пересмотру содержания многих отраслей и институтов международного права, в частности норм об ответственности государств как субъектов международного права, об основаниях наказания преступников войны, о мирных средствах разрешения международных споров и др.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве в результате закрепления в Уставе ООН нормы о праве народов на самоопределение. Более того, в названном документе было зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций и народностей, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность. Ее обрели после окончания Второй мировой войны десятки народов Азии и Африки. Закрепление в Уставе ООН положения о праве народов на самоопределение оказало значительное влияние на ряд отраслей международного права, в частности на право международных договоров, на регулирование вопросов признания, правопреемства, территории в международном праве.

Система действующих международно-правовых норм, ушедшая далеко вперед от стандартов «классического» международного права XIX в., получила название «современное международное право». Эта система сложилась как целостное явление благодаря активной кодификации и прогрессивному развитию международного права. В результате кодификации международно-правовых норм и внедрения в практику международных отношений принципа сотрудничества государств центральное место в системе источников международного права постепенно занял международный договор.

1.6 Наука международного права и ее эволюция

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития .

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Одним из наиболее ярких представителей данного направления являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пуфендорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие значительное внимание, вследствие чего он был назначен профессором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, первым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве природы и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистекающие из заповедей Бога и законов разума».

Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наиболее широкую известность получили немец К. Томазий (1655- 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674-1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Фердросс (1890-1980).

Представители позитивистской школы международного права, оппонируя приверженцам естественно-правового подхода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, существующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между государствами, и именно воля последних, зафиксированная в таком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключительно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали существование естественного права как такового.

Одним из основоположников позитивистской школы международного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590-1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и мира, или право между народами», который считается первым систематическим и объемным исследованием всего предмета «права народов», т.е., по сути, первым учебником по международному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юридического позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обычного (традиционного) поведения государств лежит разум, руководствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчиняются нормам права. Помимо исследования вопросов права войны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и обстоятельно проанализированы само понятие международного права, проблематика урегулирования споров между государствами, правовые конструкции, связанные с причинением и возмещением ущерба в межгосударственных отношениях.

Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдающийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух десятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. — глава Верховного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743). В ряде своих работ, посвященных общим вопросам международного права, морскому и посольскому праву, этот видный ученый, опираясь на практику межгосударственных отношений, отстаивал точку зрения, согласно которой международным правом является лишь то, в отношении чего государства согласились об обязательном характере. В связи с этим основными источниками «права народов», по мнению К. ван Бин- керсгука, являлись договоры и обычай.

Среди других представителей позитивистской школы можно отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), выступавшего за то, чтобы рассматривать международное право в качестве отдельной, самостоятельной юридической науки, И. Текстора (1637-1701), делившего «право народов» на первичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (возникающее в виде обычая естественным путем)1. Позитивист- кои теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701- 1785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государств, так как его нормы не могут быть надлежащим образом выявлены и записаны, Г. фон Мартене (1756-1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу действия международного права исключительно Европой и отрицавший его универсальный характер.

Представителями позитивистской школы были англичанин И. Вентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма и автор термина «международное право», считавший естественное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808-1881) - основатель Института международного права (1873), рассматривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «цивилизованные» государства.

В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического позитивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись такие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867- 1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) - автор так называемого «чистого учения о праве» и др.

Представители «гроцианской» школы международного права, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их подход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «право народов» проистекает как из природы, так и из воли государств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двойственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа человека как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» международного права является известный швейцарский юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714-1767), считающийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверенитета и независимости, а также автором термина «право народов» -

В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-правовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств (наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатических представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на протяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бестселлером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в своих научных изысканиях как современники автора, так и его последователи — вплоть до конца XIX в. На эту работу неоднократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США (последний раз - в 1887 г.).

Среди других представителей «гроцианской» школы международного права наибольшую известность получили немец X. Вольф (1679-1754) — основоположник учения об основных правах и обязанностях государств, а также французы Ж.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). В XX в. одним из сторонников данного научного направления являлся авторитетный английский юрист-международник, профессор Кембриджского университета и судья Международного Суда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой федерации X. Лаутерпахт (1897-1960).

Помимо рассмотренных выше научных школ («естественники», «позитивисты», «гроцианцы») можно выделить еще одно направление в международно-правовой доктрине, сформировавшееся преимущественно в XIX в. Представители этого направления занимали особую позицию, придерживались специфических взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистическим, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именовались «крайними» или радикальными позитивистами.

«Нигилисты» отрицали юридическую силу международного права, признавая за последним лишь моральный авторитет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовместимой с государственным суверенитетом. Соответственно нормы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости».

Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуемому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832- 1917) и братья Цорн.

Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765-1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения международной организации для обеспечения мира, Д. И. Каченовский (1827-1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также трудам, посвященным источникам («памятникам») международного права и международному морскому праву. Одним из первых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824-1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831—1907) в 1875 г. опубликовал фундаментальный труд «Очерки истории и догматики международного права», в котором основное внимание уделил исследованию способов решения международных конфликтов.

Вклад в развитие международного права внесли российские ученые Ф.Ф. Мартене (1845-1909), по праву считающийся отцом» международного гуманитарного права, JI.A. Камаров- ский (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об универсальности международного права, о всемирной организации государств, о международном суде) упрочению международного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший механизм создания международного союза как высшего типа человеческого общежития.

Концепцию международной администрации, призванной обеспечивать международные общественные интересы, сформулировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).

М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходимости добровольного самоограничения суверенной власти государств ради блага всего человеческого общества. Российкий ученый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность своими трудами, посвященными международному третейскому разбирательству, международным конгрессам и конференциям, а также международным административным комиссиям 1.

Среди представителей советской школы международного права наибольшую известность благодаря своим трудам получили такие авторитетные юристы-международники, как С.Б. Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис (1891-1937), Е.А. Коровин (1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984), Ф.И. Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин (1906-1993), А.Н. Талалаев (1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др. Многие из них в разное время являлись судьями Международного Суда ООН, членами Постоянной палаты Третейского суда, а также Комиссии международного права ООН.

Основоположниками белорусской научной школы международного права являются известные ученые, профессора Белорусского государственного университета Ю.П. Бровка и Л.В. Павлова, подготовившие за последние несколько десятилетий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.

Наиболее значимыми научными трудами отечественных юристов-международников являются: «БССР на международной арене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъектность БССР» (Ю.П. Бровка, 1967), «Ответственность государства за агрессию» (А.В. Орловский, 1969), «Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве» (И.В. Фисенко, 2000), «Имплементация норм международного права во внутригосударственное право» (JI.B. Павлова, Ю.П. Бровка, М.Ф. Чудаков, В.А. Фадеев, Е.Б. Леанович, А.И. Зыбайло, 2001), «ЮНЕСКО и права человека» (Л.В. Павлова, А.Е. Вашкевич, 2002), «Механизм имплементации международного гуманитарного права» (В.Ю. Калугин, 2003), «Меж- дународно-правовая регламентация интеграционных процессов Беларуси и России» (А.Л. Козик, 2007), «Соотношение международного и внутригосударственного права» (А.И. Зыбайло, 2007), «Правотворческая деятельность Содружества Независимых Государств» (И.А. Барковский, 2007), «Экономический Суд Содружества Независимых Государств - 15 лет» (Е.Ф. Довгань, А.Ш. Керимбаева, Л.В. Павлова, М.Г. Пронина, 2008), «Принцип невмешательства во внутренние дела государств: современные тенденции» (Е.Ф. Довгань, 2009) и др.


Список использованных источников

1. Баскин, Ю.Я. История международного права / Ю.Я. Баскин, Д.И.Фельдман. - М.: Международные отношения, 1990.

2. Буткевич, В.Г. Международное право. Основы теории / В.Г. Буткевич, В.В. Мицик, О.В. Задорожный; под ред. В.Г.Буткевича. - Киев, 2004.

3. Ваттель, Э. Право народов, или принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов / Э. Ваттель; пер. с фр. В.Н. Дурденевского, Ф.А. Кублицкого. - М.: Госюриздат, 1960.

4. Грабарь, В.Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917) / В.Э. Грабарь. - М.: Изд-во АН СССР, 1958.

5. Гроций, Г. О праве войны и мира / Г. Гроций. - М.: Иностранная литература, 1957.

6. Кожевников, Ф.И. Русское государство и международное право / Ф.И. Кожевников. - М.: Юриздат, 1947.

7. Мережко, А.А. История международно-правовых учений / А.А. Мережко. - Киев, 2004.

8. Левин, Д.Б. Наука международного права в России в конце XIX я начале XX в.: Общие вопросы теории международного права / Д.Б. Левин. - М.: Международные отношения, 1982.

9. Мартене, Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов: в 2 т. / под ред. Л.Н. Шестакова. - М., 1996.

10. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. \ Минск: Амалфея, 2010. 496 с.