Курсовая работа: Разработка экспериментальной программы по изучению традиционной росписи (на примере гжели для учащихся 5 классов)

Название: Разработка экспериментальной программы по изучению традиционной росписи (на примере гжели для учащихся 5 классов)
Раздел: Рефераты по педагогике
Тип: курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра педагогики, психологии и предпринимательства

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Теория и методика обучения технологии и предпринимательства»

Разработка экспериментальной программы по изучению традиционной росписи (на примере гжель) для уч-ся 5 классов)

Студент группы № 51 М.С.Гичко

Руководитель работы:

доцент, канд. пед.наук. И.Н.Лукина

Новосибирск

2011г.


Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Общие сведения о программе

1.2 Структура и виды программы

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДПИ.

2.1 Пояснительная записка

2.2 Учебно- теметический план

2.3 Содержание программы

2.5 Методические рекомендации

3. ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


ВВЕДЕНИЕ

художественный промысел гжель образовательный программа

Актуальность. Искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи. Так, например, ручное узорное ткачество, вышивка, которыми владели с детских лет крестьянки, выполняя одежду, полотенца, столешники и т. д., стали основой для сформировавшихся впоследствии многих оригинальных ткацких и вышивальных промыслов. С течением времени, распространяясь в отдельных центрах, а нередко охватывая целые районы, они превращались в промыслы.

В настоящее время школы нуждаются в перестройке образовательного процесса. И акцент необходимо сделать на личностные качества ребенка. А значит, образовательные программы устарели и нужно создать такую программу, чтобы программа была нацелена на деятельность школьника, его всестороннее развитие личности и формирования его готовности к жизни. Изобразительная деятельность, являясь одним из любимых занятий детей, может быть использована в качестве одного из средств повышения уровня подготовки ребенка к жизни и поэтому необходимо создать специальную программу для творческого развития ребенка.

Объектом исследования является процесс обучения технологии.

Предмет исследования - учебная программная документация.

Цель – создать экспериментальную образовательную программу для изучения истории развития, технологию традиционных росписей на примере гжель для 5 классов.

Для достижения цели надо выполнить ряд задач:

- изучить психолого-педагогические особенности учащихся 5 классов;

- проанализировать программы и литературу по ДПИ;

- рассмотреть требования к оформлению образовательной программы;

- создать образовательную программу;

- разработать план- конспект урока.

Гипотеза. Но мало кто знает об истории возникновения и становления гжель. Для изучения традиционных росписей необходимо разработать средство (пособие), то процесс обучения станет эффективнее. Самым оптимальным средством для внедрения и изучения художественных традиций в росписи является разработка программы для изучения традиций, нравственного воспитания, развития художественного вкуса.


1 ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.1 Общие сведения о программе

Приступая к разработке программы, педагог должен четко представлять назначение, структуру и содержание этого документа, только тогда он сможет построить свою работу грамотно и оптимально.

Прежде всего образовательная или учебная программа- это документ, определяющий концептуальные основы и содержание деятельности педагога, организационные и методические особенности.

Программа- это документ, отражающий деятельность конкретного педагога, объединения, учреждения или целого региона . [1. стр.9]. С другой стороны, это вид творческой разработки по какому – либо педагогическому, учебно-творческому, репродуктивному виду деятельности, как самого педагога, так и занимающихся у него детей и подростков, поскольку педагогический процесс всегда носит двусторонний характер.

«Программа (от греч. programma- объявление, распоряжение) – по словарю- это содержание и план деятельности; изложение основных положений деятельности организации или отдельного деятеля, а так же краткое изложение учебного предмета.» [5. стр.9 ] . Осуществляется эта деятельность посредством «программно – целевого метода», который предполагает воплощение целей плана с помощью программы. В энциклопедическом словаре говорится, то каждая программа представляет собой комплекс мероприятий по реализации упорядоченных целей и подцелей развития объекта программы. Оценка и выбор возможных ее вариантов производится по различным критериям.

Таким образом, разработка программы становится одним из важнейших условий и одним из средств осуществления образовательного процесса. Поэтому важно четко представлять себе, какие функции выполняет документ, называемой «Программа».

Содержание педагогического (образовательного) процесса фиксируется в конкретной программе: программе базового образования или программе дополнительного образования. И те, и другие имеют общие для всех программ требования и компоненты, но компоненты программ дополнительного образования имеют специфические особенности, поскольку в образовательный процесс учреждения дополнительного образования входит и обучение, и воспитание.

М.М. Поташник и В.С. Лазарев выделяют семь качеств, которыми должна обладать любая программа: 1) актуальность- ориентация на решение наиболее значимых проблем; 2) прогностичность- способность соответствовать изменяющимся требованиям и условиям е реализации; 3) рациональность- возможность получать максимально полезный результат при достижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов; 4) реалистичность- соответствие между желаемым и возможным, между целями и реальными необходимыми средствами; 5) целостность- полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей; 6) контролируемость- определение промежуточных целей, т.е. реальных способов проверки получаемых результатов; 7) чувствительность к сбоям- возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий [1.стр.17].

Программа предусматривает стимулирование или коррекцию развития определенных качеств: группы детей или отдельного воспитанника. Как правило, индивидуальная программа создается, по конкретному замыслу педагога и реализуется в практической работе с отдельными воспитанниками в сравнительно ограниченный срок. На создание такого рода воспитательных программ в свое время настаивал А.С. Макаренко. Он утверждал, что должна быть и общая «стандартная» программа, и индивидуальный корректив к ней.

Индивидуальная программа педагога в педагогической литературе могут быть названы инновационными, творческими, авторскими.

От мастерства педагога и заинтересованности ребенка будет зависеть эффективность деятельности педагога, а так же насколько хорошо продумана программа.

Программа дает возможность всем участникам деятельности представить цель и задачи совместных действий на каждом временном отрезке. В то же время программа указывает путь к достижению поставленной цели, определяет промежуточные результаты, что дает возможность педагогу быстро реагировать на изменение ситуации, оперативно корректировать педагогический процесс, своевременно вносить изменения в методику работы.

В программе фиксируется и логически выстраивается перспектива развития педагогической деятельности, определяются проблемы, обосновываются цель, задачи и тематическое планирование, приводятся критерии оценки освоения воспитанниками предлагаемых образовательных программ.

Необходимость составления программы педагогической деятельности повышает требования и к подготовке самого педагога, требует умения представить свою деятельность в виде программы.

С одной стороны, педагог может использовать любую опубликованную программу, адаптировать ее к собственным условиям, может составить свою программу из нескольких, может разработать собственную- авторскую- программу. Но, с другой стороны, и другие педагоги могут использовать эту программу. Следовательно, в обоих случаях программа педагогической содержательной, должно быть ясно, что и почему следует делать.

Целостность образовательного процесса конкретизируется в цели, которая определяет связь, как с содержанием, так и с методами и организационными формами педагогической деятельности. При наличии такой взаимосвязи цель приводит в действие средства ее осуществления. Образуется система отношений «цель- средства- результат», при которых и осуществляются взаимодействие, взаимосвязь и взаимозависимость элементов педагогического процесса.

Цель в педагогическом процессе по отношению к социальному процессу выполняет ряд функций: модификации, концентрации, побуждения, стимуляции, коррекции, а так же направляющие, приспособительные и структурообразующие функции. Ведущая (общая) цель- развитие личности- опосредовано связана с содержанием, методами и формами педагогической деятельности. В то же время содержание само по себе может рассматриваться как цель по отношению к методам и формам. В этом случае система методов и организационных форм становится средством реализации этой цели.

Хорошо продуманная программа педагогической деятельности- правильно определенные цель и задачи, позволяют педагогу без осложнений пройти путь от механического подчинения ребенка своему авторитету к завоёвыванию добровольного признания; от авторитарного педагога к педагогу-товарищу, умелому и опытному; к педагогу – организатору детской самодеятельности и активности; от учителя, который учит, консультирует, инструктирует, помогает в самостоятельной работе и вооружает методами самостоятельного приобретения.

1.2 Структура и виды программы

Программа дисциплины является документом, отражающим содержание дисциплины, который обязателен для выполнения в учебных заведениях профессионального технического образования (ПО).

Программы дисциплин бывают следующих видов:

- типовые;

- рабочие;

- авторские.

Типовая программа дисциплины представляет собой документ, отражающий содержательный компонент дисциплины и детально раскрывающий обязательные (федеральные) и региональные компоненты стандарта профессионального образования.

Типовая программа дисциплины разрабатывается Институтом регионального образования (ИРРО) или региональным министерством образования.

Типовые программы дисциплин необходимы руководящим работникам профессионального образования (ПО), преподавателям, мастерам производственного обучения.

Рабочая программа дисциплины разрабатывается на основе примерной (типовой) программы курса с учетом специфики учебного заведения, путем внесения изменений, уточнений, дополнений преподавателями и мастерами производственного обучения.

Авторская программа дисциплины — это учебная программа дисциплины, разработанная от начала до конца педагогом (преподавателем или мастером производственного обучения).

Авторская программа отражает содержательный компонент дисциплины и индивидуальную методическую систему педагога-разработчика[6].

Структура типовой программы дисциплины следующая:

· пояснительная записка;

· тематический план;

· содержание дисциплины теоретического или производственного циклов;

· список рекомендуемой литературы.

В пояснительной записке раскрываются цели и задачи обучения данному курсу, объясняется структура рабочей программы дисциплины, даются указания о возможных изменениях и дополнениях содержания программы курса.

Тематический план раскрывает тематическую и временную структуру дисциплины, включая в себя перечень тем и количество часов, отведенных на каждую тему.

Содержание программы дисциплины определяет содержание курса дисциплины, выраженное через основные понятия, законы, явления, научные процессы.

Структура авторской программы дисциплины отличается от типовой, так как разрабатывается в соответствии с применяемой технологией обучения.

При разработке содержания программ дисциплин необходимо соблюдать следующие принципы:

· принцип универсальности;

· принцип всесторонности;

· принцип современности;

· принцип систематичности;

· принцип доступности;

· принцип преемственности;

· принцип перспективности.

Универсальностъ содержания программы дисциплины — это обеспечение возможности подготовки рабочего для любого предприятия данной отрасли производства.

Всесторонность содержания программы дисциплины предполагает отражение задач образования, воспитания и развития.

Современность программы содержания дисциплины отражает соответствие требованиям научно-технического прогресса (НТП).

Перспективность содержания программы дисциплины — это обеспечение возможности профессионального роста подготовленного рабочего.

Преемственность содержания программы дисциплины предполагает связь содержания между этапами профессионального обучения.

Доступность содержания рабочей программы предполагает учет оптимального уровня трудности учебного материала.

Систематичность содержания программы дисциплины выражается в четкой последовательности этапов обучения (переход от овладения первоначальными знаниями, умениями и навыками к их совершенствованию и углублению, к выполнению работ с применением приобретенных знаний, умений и навыков).[1. стр.37]


2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ДПИ

2.1 Пояснительная записка

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.

Знакомясь с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, узнают традиции, обычаи, особенности жизни, быта, передающиеся из поколения в поколение, усваивают эталоны красоты.

Актуальность программы заключается в том, что знания детей не ограничиваются рамками только одной программы. Дети знакомятся с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров, учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры. Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.

Программа предусматривает проведение педагогического анализа знаний, умений и навыков детей 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Программа рассчитана на один год и разработана для учащихся 5 классов. Планируется реализовывать программу через факультативные занятия как дополнительные уроки по технологии: 4 часа в неделю, от всего рабочего времени 40% теории и 60% практики. По окончании данной программы учащиеся делают и защищают проект. из лучших работ организовывается выставка.

Основная цель программы - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами декоративно-прикладного искусства.

Цель программы – занятия направлены на развитие творческих, интеллектуальных и эстетических способностей учащихся; создание условий для самореализации ученика в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности; познакомить с профессиями художника-дизайнера, оформителя; знакомство с творчеством народных умельцев города и области.

Задачи программы:

Обучающие:

1) Ознакомить учащихся с основами знаний в истории, видами технологиями и техниками декоративно-прикладного искусства,

2) продолжать формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных или плоскостных форм;

3)приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Воспитательные:

1) осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

2) воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям;

3) добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Развивающие:

1) развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственного воображения;

2) развитие мелкой моторики рук и глазомера;

3) пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;

4) формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.


2.2 Учебно-тематический план

Талица 3. 1 - Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем.

Всего часов

Теор.

Практ.

1.Вводное занятие. «История российской росписи».

2

2

____

2. «Экскурсия в село Гжель»

4

2

2

2.1.«Гжель и »

12

2

10

3.«Экскурсия в Нижний Новгород»

4

2

2

3.1.«Хохлома»

12

2

10

4.«Экскурсия в город Городец»

4

2

2

4.1«Городская забава»

12

2

10

5.«Экскурсия. Тульская область., село Филимоново.»

4

2

2

5.1.«Филимоновские игрушки»

12

2

10

6.«Экскурсия в истоки росписи сибири»

4

2

2

6.1 «.Жостовская роспись»

10

2

8

7.«Экскурсия в Полховский Майдан»

4

2

2

7.1. «Полхов- Майдан»

10

2

8

8.«Экскурсия в село Дымково»

4

2

2

8.1«Дымковские забавы»

12

2

10

9. Проектная работа.

9.1.Поиск.темы

4

2

2

9.2.Подбор материала. (Поход в библиотеку).

2

----------

2

9.3. Практическая работа.

6

-------

6

9.4. Подготовка к защите.

2

2

9.5.Защита проектов.

4

-----------

4

10.Выставка. Заключительное занятие

Всего часов:

128

32

96

2.3 Содержание программы

1. Введение. История российской росписи.

Понятие роспись. История художественных росписей

1.1 Экскурсия в село Гжель.

Познакомить с промыслом - "гжельская керамика". Учить видеть красоту посуды, скульптуры малой формы, особенности цвета и его оттенка.

1.1.1 Гжель и .

Учить получать оттенки разных тонов, составлять узор из тонких линий и мазков в разных вариантах.

2. Экскурсия в Нижний Новгород.

Дать детям общее представление о предметах декоративно-прикладного искусства, познакомить с хохломской росписью: ее содержанием, элементами, композицией и цветосочетанием.

2.1 Хохлома.

Учить рисовать узор в определенной последовательности, сочетать в узоре цвета, характерные для хохломской росписи: черный, красный, "золотой" (охра). Учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи, согласовывать композицию узора с формой изделия и его частей.

3. «Экскурсия в город Городец»

Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву.

3.1 «Городецкая забава» .

Учить самостоятельно украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета.

3. «Экскурсия. Тульская область, село Филимоново.»

Познакомить с филимоновской игрушкой.

4.1. «Филимоновские игрушки».

Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы, чередование, соблюдение ритма. Развивать воображение.

5. «Экскурсия в истоки росписи сибири»

Познакомить с жостовской росписью, ее основным мотивом - букет.

5.1 «Жостовская роспись»

Учить составлять узор на любой форме, украшать цветами и каймой. Учить выбирать цвета, использовать оттенки.

6. «Экскурсия в Полховский Майдан»

Познакомить с промыслом Полхов-Майдана

6.1 «Полхов- Майдан» .

Учить узнавать роспись, отличать ее от других. Учить рисовать узор по мотивам Полхов - Майданской росписи.

7. «Экскурсия в село Дымково»

Учить расписывать силуэты игрушек узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским игрушкам (птицам, коням, козликам, барышням).

7.1 «Дымковские забавы»

Практическое выполнение упражнений и заданий для приобретения умений и навыков, а так же закрепления знаний техники выполнения росписи.

8. Проектная работа.

Помочь выбрать тему; консультировать по литературе; помощь в технологической разработке изделия.

8.5. Защита проектов.

9. Выставка. Заключительное занятие.

Организация выставки с целью подведения итогов работы за год, выбор лучших работ и награждение ребят.

2.4 Методические рекомендации

Включая в педагогический процесс занятия по декоративному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками в составлении узоров по мотивам определенной росписи необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей школьного возраста, их желания и интересы,

В работе используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (городец, хохлома, жостово, кружево и др.). Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Вся работа проводится в трех направлениях:

- ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.

- обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.

- обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.

Формы организации работы с детьми

1. Занятия по ознакомлению с определенными видами декоративно-прикладного искусства.

2. Занятия по декоративному рисованию.

3. Занятия по замыслу являются показателем развития детского декоративного творчества: яркость образов, сказочность цветов, необычность композиции.

4. Выставки. На них могут быть представлены:

- один подлинный предмет (например, дымковский конь);

- предметы одного вида (дымковские игрушки);

- предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

- сравнение двух-трех видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в зале, изостудии, где дети вновь видят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течение года.

Методы и приемы обучения декоративному рисованию

Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ ("одевание" дымковских игрушек - использование трафаретов с изображением игрушек, "мастерские" народных мастеров, "художественные салоны", "выставки народного искусства" и пр.), что позволяет поддерживать интерес детей к занятиям; сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи, вариантов сочетания отдельных элементов узора при создании образа; использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определения расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета; проговаривание последовательности работы, называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании ("завиток ведем вверх, потом вниз...").

Обучение технике рисования и приемам кистевого письма народных мастеров помогает выработке легких ритмичных движений, быстроте создания узора. Например, дети при составлении дымковских узоров сначала рисуют все одинаковые элементы одного цвета (кольца), затем другим цветом рисуют второй элемент (круг в каждом кольце), потом украшают все элементы (точки) и т.д.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с декоративным искусством, следует предусмотреть ее систематичность и последовательность.

Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится с детьми в начале и в конце года с целью сравнения результата познавательного и эстетического развития, а также с целью выявления уровня знаний, практических умений и навыков.

Детям предлагается сравнить две игрушки разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи.

Диагностическое исследование проводится по подгруппам (5-7 человек)

Цель: сравнение двух игрушек (или изделий народных промыслов) и выполнение по их мотивам росписи:

- назвать вид народного искусства;

- описать каждую игрушку и изделие;

- сравнить две игрушки или два изделия, выделить сходство и различия;

- выразить свое отношение;

- выполнить узор по мотивам понравившегося изделия или игрушки на плоском силуэте.

Анализ уровня интеллектуально-эстетического развития детей проводится по следующим показателям:

- называет игрушку (изделие) правильно - 3 балла, сомневается (ошибается, но в итоге называет правильно) - 2 балла, неправильно - 1 балл, не называет - 0 баллов;

Описывает достаточно полно - 3 балла, называет лишь некоторые признаки - 2 балла, неправильно называет - 1 балл, совсем не называет признаков - 0 балл;

сравнение правильное и полное - 3 балла, правильное, но частичное - 2 балла, неправильное - 1 балл, не проводит сравнения - 0 баллов;

- ярко выражает свое отношение к произведениям искусства - 3 балла, необоснованное отношение - 1 балла, безразличное отношение - 0 баллов;

- выполнение узора на силуэте полностью соответствует - 3 балла, частичное несоответствие - 2 балла, большое несоответствие - 1 балл;

- техника исполнения - высокая - 3 балла, средняя - 2 балла, низкая - 1 балл. [3.стр.27]

Шкала уровней

Нулевой уровень (от 0 до 2 баллов).

Ребенок не дифференцирует виды росписи. Затрудняется в описании предмета. Не может сравнить по признакам. Не может выразить своего отношения. Узор не соответствует стилю росписи. Низкий технический уровень исполнения.

Низкий уровень (от 3 до 7 баллов).

Называет только один вид росписи. Описание неполное. Затрудняется в сравнении. Выражает необоснованное отношение к изделию. Часто полностью копирует роспись. Технические навыки средние.

Средний уровень (от 8 до 13 баллов).

Ребенок называет оба вида росписи. Описывает только характерные признаки. Указывает только по одному признаку различия и сходства. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Вносит изменения в цвет и элементы узора. Высокая техника исполнения.

Высокий уровень (от 14 до 18 баллов).

Называет оба вида росписи. Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Дает обоснованную оценку своего отношения к изделию. Четко следует стилю росписи, вносит новые элементы. Высокая техника исполнения[3. стр.29].

Работа с родителями

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления школьников с народным творчеством. При этом используются как традиционные формы работы: выступление на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, и нетрадиционные: привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений мастер классы, просмотр родителями открытых занятий, "заочные путешествия" и "заочные экскурсии" в музеи народных мастеров, конкурсы поделок народного декоративно-прикладного искусства.

Ресурсное обеспечение

Для работы с детьми по программе "Народные промыслы" необходимо иметь:

1) Подлинные народные игрушки - дымковские, богородские, филимоновские, каргопольские и др. (по 1-2 каждого вида)

2) Гжельские изделия (посуда, фигурки животных).

3) Изделия мастеров Полхов - Майдана (лошадки, матрешки, предметы быта).

4) Предметы декоративно прикладного искусства фабричного изготовления и предметы народного искусства: жостовские подносы, хохломская посуда и мебель, деревянные изделия с резьбой, вологодские кружева.

5) Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.

6) Дидактические игры по мотивам народного творчества.

7) Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;

8) Раскраски по декоративно-прикладному творчеству

9) Демонстрационный материал:

- видеофильм "Русские промыслы",

- слайды с изображением народных мастеров за работой;

- альбомы по народному творчеству,

- иллюстрации с изображением жостовских подносов,

- иллюстрации с изображением старинных построек,

- таблицы с элементами росписей,

- схемы поэтапного рисования различных видов росписей


3 ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Сказочная гжель.

Цели урока:

1. Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

2. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.

3. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

Оборудование:

1. Для учащихся:

• модель для раскрашивания " Виньетка или "Гжельский бычок""

• гуашь

• кисти

• баночка для воды

• лист бумаги

• салфетка

• простой карандаш

• стирательная резинка

2. Для учителя:

• предметы народного прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции

• плакат «Гжель»

• презентации «Гжель»

План урока (45 мин):

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

2. Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

3. Практическая часть. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.

4. Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока:

Запись на доске: Сказочная гжель.

Учитель: Сегодня, ребята, наш урок посвящен «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

(Показ презентации «Гжель», учитель обращает внимание на особенности гжельской росписи)

- Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.[6]. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса!..

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

Л. Куликова.

- Пожалуй самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.

Какие розы и пионы

На чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны

Прекрасны нынче, как вчера!

Л. Куликова.

- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.

- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

И.Кадухина

- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.

Всем ты в душу запала,

Наша русская Гжель.

Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?

Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.

Учитель: А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор гжельских бычков (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?

А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.

В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на специальную подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

Учитель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования знаний учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.

При создании программы акцент ставился на изобразительные возможности детей; быть терпеливым; тренировать усидчивость и сбалансировать психологические особенности школьников пятых классов.

При апробации программы учитель четко должен отслеживать и фиксировать положительные и отрицательные стороны программы для дальнейшего усовершенствования внеклассной деятельности.

Экспериментальная работа доказывает, что использование групповой формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся высказываться, находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других. При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Коллективная форма дает возможность высказываться стеснительным детям в более узком кругу сверстников.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Беспятова, Н.К. Программа педагога дополнительного образования/Н.К. Беспятова. – М.:2003.-171с.

2. Буйлова, Л.Н. Организация методической службы/ Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева- М.: Владос, 2001.- 158с.

3. Гамезо, М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М, Орлова- М.: Учебное пособие., 2003.-512с.

4. Лукина, И.Н. «Курсовая работа по методике профессионального обучения/И.Н. Лукина.- Новосибирск, 2007.- 55с.

5. Каргина, З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования/З.А. Каргина. – М.: Школьная пресса, 2007.-95с.

6. http://ftipdo.nspu.net/sdl/mod/resource/view.php?id=25387.

7. http://www.gzhel.ru/