Курсовая работа: Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России

Название: Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России
Раздел: Рефераты по социологии
Тип: курсовая работа

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ МОЛОДЕЖИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

"Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России"

Выполнила:

Студентка 3 курса

Группа 308

Э.А. Мурадян

Научный руководитель:

Старший научный сотрудник

И.В. Васенина

Москва 2009-2010 гг.

Содержание

Введение

Раздел I. Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда

§ 1.1 Методологические подходы к изучению добровольческого труда

§1.2 Генезис становления добровольческого труда в России и за рубежом: благотворительность-волонтерство

Раздел II. Место добровольческого труда в рамках формирования гражданского общества в России

§ 2.1 Содержание и характеристика добровольческого труда на современном этапе развития общества

§2.2 Особенности развития волонтерских движений в России

Заключение

Список литературы

Введение

Благотворительность - это, прежде всего, мощный источник

духовного и эмоционального обогащения самих благотворителей.

В современных российских условиях она необходима как воздух. "

Георгий Полтавченко.

Сегодня в мире волонтерская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. На западе существует множество волонтерских движений, организаций, фондов. Поле деятельности волонтеров очень широко. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам, они работают во многих профилактических программах: от помощи пожилым людям, детям-инвалидам, детям-сиротам и людям с ограниченными возможностями до профилактики наркомании и распространения ВИЧ-инфекции.

К сожалению, сегодня в России, добровольческий труд, помощь людям не является нормой повседневной жизни, но, тем не менее, мы можем говорить, что сегодня волонтерство набирает силу и у нас. Все чаще СМИ говорят о волонтерстве, все больше открывается благотворительных фондов и организуется волонтерских движений, все больше людей, и в частности представителей молодежи, приходят в эти движения и фонды. В России, например, есть такие общественные благотворительные фонды как: фонд "Содействие", фонд "Подари жизнь", "Кто, если не я?", "Милосердие", "Русская береза", "Надежда", "Созвездие", фонд "Поделись теплом", фонд "Путевка в жизнь". Как мы знаем, молодежь активно привлекалась к сдаче крови для больных детей, для помощи детям-сиротам. "Современная Россия находится на переходе к становлению нового качества общественной системы, определяемого функционированием и взаимодействием таких подсистем как правовое государство, рыночная экономика и гражданское общество…"[1] , а ведь новая ступень общественной системы тесно связана с волонтерским движением.

Но прежде чем мы начнем более глубокий анализ становления волонтерского движения в России, дадим необходимые определения для более полного понимания сущности изучаемого нами явления. Так в словаре русского языка Ожегова С.И. слово "волонтер" синоним слова "доброволец",[2] , в социологическом словаре "волонтер - тот, кто добровольно взял на себя какую либо работу" [3] . В работе Кудринской Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" волонтерство рассматривается как (volunteerism) добровольческий труд. Добровольческий труд - непосредственная благотворительная деятельность. [4] Волонтерство не знает национальности, возраста, статуса. Волонтерство можно назвать также альтруизмом (нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага) [5] . Таким образом, обобщая приведенные определения, мы можем сказать, что добровольческий труд основан на участии гражданина в решении социально-значимых проблем общества, не преследуя целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста за свою деятельность. Основная цель, стоящая перед волонтером - получение удовлетворения своих личных и социальных потребностей через оказание помощи другим людям.

Волонтерство имеет тысячелетнюю историю. Первые волонтеры появились одновременно с зарождением организованных социально-общественных отношений. Чаще всего труд волонтеров был связан с религией и институтом церкви. В основе их деятельности лежало стремление соответствовать нормам нравственности. В наше время в России волонтерская деятельность поднимается на качественно новый уровень. В большинстве случаев волонтеры успешно работают в тех проблемных областях, которые не всегда под силу охватить государственным организациям. Сейчас в России функционирует более 200 тысяч общественных организации, во многих из которых активную роль играют волонтеры. Вклад волонтерского движения настолько ощутим, что начало XXI в., а именно 2001 год был объявлен ООН Годом Волонтера.

Сегодняшний день можно назвать первой ступеней в развитии волонтерской деятельности в нашей стране. Наличие большого количества благотворительных организаций еще не свидетельствует о том, что у нас в достаточной степени развито волонтерское движение. В этом направлении мы делаем лишь первые шаги. Но среди существующих благотворительных организаций, значительное место занимают молодежные. Например, возьмем такую группу молодежи как студенты. Многие из них стали донорами, взяли шефство над детскими домами. Но, тем не менее, мы не можем сказать, что значительная часть молодежи задействована в волонтерской деятельности. К сожалению, можем лишь констатировать, что волонтерство не перетекает за рамки узкого круга людей. На наш взгляд это происходит потому, что сегодня у молодежи сложилось ложное представление о благотворительности. И это объясняется, скорее всего, слабой информированностью. Большинство молодых людей считают, что нужно иметь хоть какие-то материальные средства для того, чтобы помочь нуждающимся, а ведь это совсем не так. Не все понимают, и в этом не их вина, что помощь совсем не обязательно должна сводится к деньгам. Конечно, есть и материальная помощь, она необходима, но суть волонтерства заключена не только в ней. То, что можно просто пойти сдать кровь, бесплатно, теперь мы знаем, благодаря нашим СМИ, спасибо им за это. После этой "рекламы" сравнительно больше молодых людей стали сдавать свою кровь. А в целом, общество не знает, или не хочет знать, что старику, которого оставили внуки и родные, можно помочь и вниманием; что ребенку-инвалиду нужны не только деньги на операцию, а просто дружеское участие, поговорить с ним на равных, поговорить как с человеком, который ничем от тебя не отличается, не обращая внимания на его инвалидность.

К сожалению, многие даже понятия не имеют о том, что есть такие социальные проблемы, которые можно решать просто человеческим сочувствием. Некоторые из них пребывают в длительном шоке, узнав цифры детей-сирот на сегодняшний день в России. Необходимо признать и тот факт, что большое количество людей, элементарно не испытывает доверия к благотворительным организациям. Многие не уверены в том, что их вложения дойдут именно по адресу, что они пойдут на помощь нуждающимся.

Идеальной могла бы стать ситуация, в которой, общество настолько развито, что волонтерская деятельность в стране имеет одну из важнейших социальных ниш, где быть волонтером, это как быть комсомольцем в СССР, где каждый хочет протянуть руку помощи более слабому. Это настоящее гражданское общество, где преобладают ценности гуманизма, толерантности и нравственности, где уровень бездомных детей, детей-сирот, оставленных стариков находится на максимально низком уровне, и люди, нуждающиеся в помощи, могли ее получить от чистого сердца, не ради статуса или престижа. Те, кто имеет финансовую возможность не скупились бы на такие "ненужные" затраты как перечисление платежа на благотворительные цели; у кого финансовые затруднения, не жалели бы времени на то, чтобы уделить внимание нуждающимся в нем, чтобы было желание помогать другим бескорыстно и от всего сердца.

Цель курсовой работы - выявить особенности становления волонтерской деятельности в молодежной среде России

Задачи исследования :

1. Проанализировать основные формы деятельности современных волонтерских движений в России

2. Проанализировать информированность современной молодежи о волонтерской деятельности

3. Выявить мотивацию на добровольческий труд у молодежи

4. Проанализировать основные нормативно-правовые документы, регламентирующие благотворительную и волонтерскую деятельность

Объектом исследования является студенческая и послевузовская молодежь в возрасте 18-30 лет

Предметом исследования являются волонтерская деятельность

Степень разработанности проблемы . В современное время проблемами добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за рубежом занимаются Д. Майерс, Р. Доукифф, Р. Чалдини, М. Хьюстон, Д. Кенрис, С. Нейберт, В. Штребе.

А в России этой проблемой заняты: Р.Н. Азарова, В.В. Андреева, П.И. Бабочкин, В.Г. Лапина, В.П. Эфроимсон, Л.А. Кудринская и др.

"Современный этап развития теории добровольческого труда представлен достаточно сложившимися и проявившимися тремя группами подходов: концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим подходом и трудовым подходом"[6] .

За рубежом данная тематика разрабатывается более активно. В России, в отечественной социологии, можно говорить о недостаточном уровне разработанности темы волонтерства. Несмотря на открытие и создание благотворительных фондов и организаций, волонтерство и добровольчество, как социальная проблема, не изучена с теоретической точки зрения. В основном преобладают работы, связанные с историей меценатства и благотворительности. Например, работы Е.Ю. Горбуновой "Благотворители и меценаты в истории московского университета", Белоусов А.А. На алтарь Отечества: Из истории меценатства и благотворительности в России / А.А. Белоусов. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1996, Бурышкин П.А. Москва купеческая: записки / Бурышкин П. А.; сост., вступ. статья, указ. - канд. филол. наук С.Б. Михайлова. - М.: Современник, 1991, Молчанов В.Ф. Благотворительность и меценатство в России: основные тенденции и характерные особенности (X - начало ХХ вв.) / В.Ф. Молчанов // Многоликая история. - М., Новикова С. Из истории отечественного меценатства / С. Новикова // Посев. - 1992, Российские предприниматели: благотворители, коллекционеры, меценаты: (Вторая половина XIX - нач. XX в.): каталог кн. выставки / Гос. публ. ист. б-ка России. - М., 1993., Тарасенко Я.П. Традиции российского меценатства, коллекционирования и благотворительности / Я.П. Тарасенко // История России. - М., 1994. и др.

В курсовом проекте были использованы подходы Кудринской Л.А., отраженные в ее работе "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции".

Гипотеза курсовой работы.

Гипотеза №1 : "Если средства массовой информации возьмут на себя пропаганду добровольческого труда, волонтерской деятельности, разъясняя их задачи, показывая положительные стороны их деятельности, подчеркивая необходимость этих организаций для становления гражданского общества, то значительная часть российской молодежи, которой не безразличны проблемы людей, живущих в трудных условиях, станет активной силой волонтерской деятельности".

Гипотеза №2 : "Российская молодежь мало проинформирована о деятельности волонтеров".

Гипотеза №3 : "Российское общество не испытывает доверия к благотворительным организациям".

добровольческий волонтерский россия молодежный

Раздел I. Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда

§ 1.1 Методологические подходы к изучению добровольческого труда

В современный период в России особенно активно идут дискуссии по поводу развития гражданского общества. Сегодня нет однозначных представлений по поводу его развития, о путях его формирования и место в этой модернизации человека и его трудового вклада. Сегодня со стороны исследователей отмечается снижение интереса к проблемам труда, несмотря на высокую практическую востребованность знаний в этой сфере.

Вместе с тем, реальная деятельность людей демонстрирует рост трудовой активности в самых разных направлениях. Новым важным видом такой деятельности является труд добровольцев, или волонтеров. К сожалению, этот широкий слой гражданской активности, самоорганизации людей для решения проблем сообщества практически не рассматривается отечественными социологами с позиции трудовой теории.

В то время как в западной социологии проблемы добровольческого труда получили достаточно широкое развитие и основываются на различных теоретических подходах, о чем говорят многочисленные работы по добровольчеству в целом и по его отдельным аспектам. Западную науку, побуждают к изучению этой проблематики практический интерес государственных структур, рассматривающих деятельность организаций гражданского общества как новый ресурс в решении современных общественных проблем.

Сегодня в отечественной науке сложились два основных подхода к изучению труда, которые условно можно определить как широкий и узкий. В рамках широкого подхода объектом выступает общественный труд в рамках всего общества. Это, по сути, классический теоретический подход. Современный практический подход во множестве случаев можно назвать узким. Рассмотрение и определение труда, как правило, дается российскими учеными, исходя из узких представлений о труде. Е.Ф. Молевич прямо указывает на невключение в объект современной отечественной социологии ряда нетрадиционных для классической социологии видов труда. Он пишет, что сегодня исследуются "социальные проблемы наемного труда в промышленности с редкими экскурсами в области аграрного и услугового труда. Остальная многоплановость общественного труда для современной социологии как бы не существует"[7] .

Е.Ф. Молевич предлагает уйти от современного узко практического подхода и вернуться к широкому пониманию труда, заложенному классиками науки. Это подходы А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Зиммеля с их категориями "труда вообще", "труда как такового", "просто труда", "всеобщей субстанции человеческого бытия, охватывающей все виды его творчески-созидательной активности" (Гегель), "труда как первого основного условия всей человеческой жизни. создавшего человека".

Этот подход мы находим также у Дюркгейма с его изучением общественного разделения труда. В 70-80 гг. XX в. широкий подход развивается И.И. Чангли, Д. Марковичем и др. Объектом социологии труда в этом случае выступает труд вообще, как всякая трудовая деятельность. Д. Маркович рассматривает труд как целостное общественное явление, при этом он подчеркивает, что объектом исследования является труд не только в производстве, но и других областях[8]

В современном обществе к рассмотрению труда подходят в рамках сложившихся крупных подсистем труда. В этом плане принято выделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). В эти подсистемы входят формальные и неформальные организации, ассоциации граждан, которые осуществляют общественную организацию труда. Труд имеет несомненную специфику в каждой из этих подсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточно изучен, ведутся исследования домашнего, репродуктивного труда, то добровольческий труд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.

Научные исследования "добровольного труда" опираются на известные в истории науки традиции, базирующиеся на религиозных ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельности индивида. С позиций различных теоретических концепций добровольный труд понимался учеными как:

· безвозмездный труд по заповеди "Помоги ближнему", характерный для христианских общин, в том числе крестьянских общин в царской России. Добровольный труд здесь базируется на глубоко укоренившейся в различных культурах традиции альтруистической взаимопомощи, проявляющейся, прежде всего, на уровне семьи, рода, племени. В ее основе лежат чувства сострадания, родства, любви, а в общинах к ним добавляется аспект экономической целесообразности для решения проблем общины без привлечения дополнительных ресурсов на основе самоорганизации;

· добровольный, свободный от отчуждения, труд на основе общественной собственности в социалистическом и коммунистическом обществе, общеизвестное определение которого дает В.И. Ленин: "Коммунистический труд в более узком и более строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма"[9] .

В советский период обществоведы в СССР активно исследуют добровольный труд (субботники, народные дружины, тимуровское движение и т.п.) как "ростки" коммунистического труда, понимая коммунистический труд как первую жизненную потребность человека, труд как цель существования личности. Традиция базируется на идеях социалистов - утопистов;

· свободная трудовая деятельность в обществе, в том числе в социальной сфере, как стремление и способность к активному самоопределению в мире, где существует частная собственность и созданы необходимые условия для раскрытия творческого потенциала граждан на основе гуманизма, свободы и демократии (свобода объединений, слова, экономические свободы, гражданские свободы), социальной ответственности бизнеса и государства. Традиция базируется на идеях социального либерализма.

Религиозный субъект добровольного безвозмездного труда сформировался очень давно и связан в России в большей степени с христианством. Религиозные принципы базируются на альтруизме наиболее социально ответственных членов общества. Альтруизм представляет собой способность человека ставить благополучие других выше своего собственного. О. Конт считал развитие альтруистического сознания показателем цивилизованности общества, приверженного позитивным ценностям.

Лапина В.Г. отмечает, что альтруизм тесно связан с коллективностью. В качестве этического императива проблема альтруизма присутствует в христианском учении, как моральная добродетель она сформулирована в знаменитом "категорическом императиве" И. Канта. Альтруизм всегда лежал в основе благотворительной деятельности и в политическом отношении альтруизм является необходимым условием существования массовых политических партий и общественных организаций, где значительное число рядовых активистов работают бесплатно[10] .

Роль протестантской этики в становлении капиталистического общества была проанализирована М. Вебером [11] . Известны его исследования профессии как трудового предназначения личности в обществе.

В его работах рассмотрена и социальная функция религиозного труда.[12] . Религия, в частности протестантизм, рассматривает высокий уровень социальной организации жизни как религиозный долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества. Религиозный долг человека - создание такой социальной организации жизни, которая бы своим совершенством служила славе Всевышнего. А это совершенство невозможно, когда в обществе много социальных проблем, много неухоженных, обездоленных, сирых и убогих, оставшихся без присмотра религиозного сообщества, без опеки и безвозмездной помощи со стороны прихожан. И до сих пор не только протестанты, а верующие разных религий, труженики-бессеребренники делают массу добрых дел в мире, вызывая заслуженное уважение сограждан.

Русская монашеская святость (вспомним Сергея Радонежского) вообще дает много примеров безвозмездного труда и сознательною занижения платы за труд. Некоторые формы труда, например врачевание, вообще не должны были оплачиваться страждущими. Не случайно за преподобным Агапитом закрепилось прозвище Врач Безмездный. В то же время преподобный Иосиф Волоцкий считал допустимым брать с богатых как можно больше за молитвы и поминовение усопших, "перераспределяя" затем их деньги в пользу неимущих.

Православная традиция не рассматривает специально вопрос о вознаграждении за труд, как это делает католицизм и протестантизм. Тем не менее, и эти традиции включают множественные примеры безвозмездного труда. Св. Климент Александрийский, выразивший дух западного христианства, подчеркивал, что все внешние поступки должны поверяться внутренними побуждениями. Он почитал евангельские слова о Любви к ближним как наивысшую заповедь Божию. А земное богатство он сравнивал со змием, который может умертвить человека или оставить невредимым (великодушного и рассудительного собственника). В итоге, заключает св. Климент, "Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится. Даяние, а не обладание нас осчастливливает"[13] .

Появление массового нерелигиозного субъекта добровольного труда относится скорее к XX веку, хотя его зарождение наблюдается в XIX веке, как в западных странах, так и в России, в период развития капитализма. В это же время активно формируется концепция социализма-коммунизма .

Социализм как учение в качестве идеала рассматривает общество, основанное на принципах социальной справедливости, свободы и равенства. Свободный труд свободных людей являлся идеалом социалистов-утопистов: Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн рассматривали труд как наслаждение, расцвет способностей человека. Идеологи коммунизма, который возник на базе идеологии гуманизма (Т. Мор, Т. Компанелла) и французского Просвещения (Морелли, Г. Мабли), К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что с развитием производительных общественных сил труд на благо общества станет первой жизненной потребностью людей и станет по-настоящему свободным от принуждения и отчуждения. По К. Марксу свободным выступает коммунистический труд - антипод таким историческим формам труда с внешним принуждением и отчуждением как рабский, барщинный и наемный. Труд при коммунизме будет осуществляться по возмездному принципу: "От каждого по способностям, каждому - по потребностям" на основе общественной собственности на средства производства. Произойдет стирание различий в труде и возрастет творческая составляющая этого труда. Теория Маркса рассматривала социализм как низшую фазу коммунизма, приходящего на смену капитализму на основе диктатуры пролетариата. |

В.И. Ленин, теоретик строительства социализма в России, отождествляет труд добровольный и коммунистический, давая определение этого труда. Он заметил новое явление - субботники, однако дал ему интерпретацию в духе коммунизма.

Подход Ленина перерос в традицию исследования добровольного труда, заложенную учеными СССР в советский период. Ими были сформулированы определенные предпосылки становления коммунистического труда:

1. достижение высокого уровня производительных сил, механизация и автоматизация труда, ликвидация тяжелых видов труда, насыщение трудовой деятельности интеллектуальными функциями, появление новых профессий;

2. совершенствование всей системы общественных производственных отношений, в частности усиление непосредственного общественного характера, дисциплины труда, изменение характера труда. С другой стороны должен совершенствоваться субъект труда, носитель потребности трудиться[14] .

Этот подход вновь рассматривал добровольный труд при социализме как предкоммунистический труд (в понимании Ленина) и на этой основе проводилась государственная политика поддержки добровольного труда как ростков нового труда. Действительно, "добровольный" труд граждан в СССР носил массовый характер, но в большей степени в силу организационной поддержки структурами КПСС (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Фактически он был идеологически принудительным и частично оплачивался (отгулы, дни к отпуску, материальное и моральное поощрение). История развития России показала неадекватность данных теоретических конструктов.

Принципы либерализма были сформулированы в XIX в виде подходов: концепцией гражданского общества в рамках социетального подхода, экономическим подходом и трудовым подходом. О.А. Митрошенкова отмечает, что либерализм ориентирован на такую организацию общественной жизни, которая основана на признании политических и экономических прав индивида в пределах, ограниченных действием законов, понимаемых как выражение естественных потребностей цивилизованных людей. [15]

Социетальный подход. В современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделены три крупные подсистемы, о которых было сказано выше. Основу этих секторов составляют как формальные, так и неформальные институты, ассоциации, объединения граждан, осуществляющие организацию общественного труда. Особая роль в третьем (независимом) секторе принадлежит частным благотворителям, небогатым идеалистам, активистам общественных организаций. Ф. фон Хайек в работе "Общество свободных" пишет [16] : "В прошлом инициаторами общественного обслуживания были церкви. Позднее, особенно в англоязычных странах, инициатива перешла к различным фондам, частным ассоциациям, бесчисленным благотворительным организациям и агентствам. В какой-то мере у истоков этой активности стояла приверженность крупных частных состояний к филантропии. Но многое сделали тут и небогатые идеалисты, вложившие в это дело свой организаторский и пропагандистский талант. Этим добровольным усилиям мы обязаны многим. Усилиями энтузиастов многие нужды были признаны в качестве общественных и обнаружились самые разные способы их удовлетворения. Было бы бессмысленно ожидать чего-либо похожего от правительства. Добровольные усилия более эффективны потому, что они дают выход энергии и чувствам людей, которые в противном случае оказались бы неиспользованными. … Мне кажется также, что местные усилия вселяют больше надежд на решение острых проблем наших городов, чем всевозможные правительственные "программы обновления". Независимый сектор, если его сознательно культивировать и развивать, может достичь многого [17] .

Действительно, сегодня в развитых странах мира высоко оценена роль организаций гражданского общества, и вслед за этим ясно прослеживается тенденция передачи государством части своих функций социальной зашиты и поддержки населения организациям независимого сектора.

Как показывает анализ российских публикаций [18] , независимый, третий сектор также рассматривается как основа гражданского общества. Основным трудом, создающим гражданское общество, аккумулирующим его специфику, выступает добровольческий труд.

Для экономических исследований добровольчества характерен акцент на проблематике трудовых отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, и исследуется, прежде всего, затратно-компенсационный характер отношений индивида и общества. Этот подход характеризуется представлениями о совокупном, а не индивидуальном субъекте трудовой деятельности. Однако добровольческий труд, с одной стороны есть труд, в то же время он не является экономическим трудом, поскольку не регулируется главным принципом экономической эффективности, принципом максимизации (максимум доходов при минимуме расходов). Более того, этот труд не оплачивается, не стимулируется так, как это происходит в рыночном секторе.

В индустриально развитых странах Запада добровольческий труд имеет наиболее массовый характер, он является сегодня повседневной социальной практикой. К проявлениям этого труда относят благоустройство микрорайонов, посадку деревьев, очистку территорий, помощь нуждающимся, организацию благотворительных концертов, семинаров, форумов, спектаклей, различных акций, сбор вещей, книг, игрушек, денежных средств для оказания адресной помощи пожилым, бедным, одиноким людям, инвалидам и многое другое.

Межстрановые сравнительные исследования труда волонтеров с использованием экономических показателей начали проводиться с 1990-е гг. XX в. Наиболее известными в современной науке являются исследования, проводимые американским институтом имени Дж. Хопкинса. Главная цель одного из проектов этого института под названием "Третий сектор в сравнительной перспективе" - отражение масштаба и источников дохода некоммерческого сектора в обследуемых 22 странах[19] , а позднее в 36 странах[20] . По данным исследований общее число волонтеров в 36 странах мира равно 131,557 млн. человек и масштабы добровольчества имеют следующую структуру в разрезе 36 стран мира[21] , которая отражена в таблице 1.

Таблица 1. Масштабы добровольческого груда по 36 странам мира

Страна

Объем работы волонтеров (млн. долл. США)

Число волонтеров (число тысяч)

Процент взрослого населения

Аргентина

2 693, 2

1913

8

Австралия

4 484, 8

1832

13

Австрия

1 380, 4

550

8

Бельгия

4 197, 7

809

10

Бразилия

754, 1

6483

6

Колумбия

229,1

1149

5

Чешская Республика

196,4

381

5

Египет

22,1

233

1

Финляндия

2657,5

326

8

Франция

41929,6

6536

14

Германия

48433,0

7071

10

Венгрия

49,7

277

3

Индия

1355.9

16490

4

Ирландия

715,6

293

11

Израиль

894,7

235

6

Италия

8290,7

2048

4

Япония

23354,8

485

0.5

Кения

52,0

955

6

Мексика

219,6

30

0,1

Марокко

98,4

699

*

Нидерланды

16991,6

1962

16

Норвегия

4255,8

1847

52

Пакистан

68,1

133

0,2

Перу

38,2

729

5

Филиппины

775,9

2833

6

Польша

150,8

3614

12

Румыния

155,0

325

2

Словакия

7,3

149

4

Южная Африка

960,5

2659

9

Южная Корея

2433,2

1204

3

Испания

7055,1

1681

5

Швеция

10206,1

2009

28

Танзания

289,5

2092

11

Уганда

30,5

2606

23

Великобритания

21976,2

14357

30

США

109012,6

44564

22

ИТОГО

316415,6

131557

Развивающиеся страны (в среднем)

6%

Развитые страны (в среднем)

15%

Все страны (в среднем)

10%

Как видно из таблицы 1, в странах с переходной экономикой, в том числе в России, уровень добровольчества значительно ниже, что свидетельствует о недостаточном развитии, как третьего, так и второго сектора, а также о качестве деятельности первого сектора.

Важные показатели деятельности третьего сектора достаточно полно представлены в статье А.А. Шлихтера "Некоммерческие организации и добровольческий труд в США"[22] . По этим данным в деятельность неприбыльных организаций в той или иной степени вовлечено свыше 100 млн. американцев, относящихся к различным социально-профессиональным и половозрастным категориям, в том числе свыше 8 мjih. оплачиваемых работников. Число некоммерческих организаций всех типов в США - более 2 млн. в 2000 г. (из них около 22 тыс. - общенациональные). В указанный сектор входят 70% больниц общего профиля, более 40% учреждений детского дошкольного воспитания, 50% колледжей и университетов, 60% агентств социального обслуживания, тысячи гражданских ассоциаций на федеральном и местном уровнях.65% музеев, 95% библиотек и информационных центров. В данном секторе осуществляется 67% фундаментальных научных исследований. К нему также относятся тысячи крохотных столовых для бездомных, религиозные общины, да и просто добровольцы, оказывающие бесплатно, или по низким расценкам юридические, воспитательные, консультативные, социальные и иные услуги; потребительские организации, миллионы активисток - защитников окружающей среды. Этот сектор развивается даже более активно, чем коммерческий сектор США.

Волкова С.И. пишет, что "Согласно данным канцелярии премьер-министра Японии на 1993 г., чуть более 30% населения страны занималось волонтерской деятельностью, а около 60% хотели бы ею заняться, если бы представилась возможность. В том же году отдел молодежной политики Агентства управления и координации приводил следующие данные: 30% молодых людей Японии в возрасте от 13 до 25 лет имели опыт волонтерской деятельности, а подавляющее большинство (более 70%) считали, что такая деятельность обретет более весомое значение в будущем. Для удобства и повышения эффективности волонтерской деятельности в стране создана система центров волонтеров, в которую входят общенациональные, префектуральные и муниципальные центры. По данным японского Национального центра распространения добровольческой деятельности более 10 миллионов японцев в той или иной форме приобщены к движению добровольчества"[23] . Данные по Японии разноречивы, тем не менее, и в Японии волонтерство - тоже привычное для граждан дело.

Что касается России, точной и официальной статистики добровольчества, как это принято во многих развитых странах, у нас нет. Разные авторы приводят различные и, очевидно, приблизительные цифры.

К. Петренко, эксперт по проблемам гражданского общества, пишет о России: "С общественными организациями сотрудничают волонтеры. Именно волонтеры являются основной рабочей силой НКО (некоммерческих организаций). Чаше всего на добровольной основе в некоммерческих организациях работают пенсионеры, студенты и школьники, которые привлекаются к участию в различных акциях. Руководители НКО приводили примеры, когда люди, первоначально являвшиеся объектами опеки со стороны НКО (дети-сироты, инвалиды, социально неблагополучные индивидуумы), впоследствии сами включались в благотворительную деятельность и принимали участие в работе общественных организаций"[24] .

По данным неправительственных источников[25] в России в добровольческой деятельности участвуют около 1,5 - 2% работоспособного населения (для сравнения: в экономически развитых странах - от 10 до 50%). В то же время опросы ВЦИОМ (1999, 2003 гг.) выявляют, что более 40% российских граждан желали бы участвовать в общественно полезной деятельности на добровольных началах. Расчеты показывают, что создание условий, позволяющих вовлечь 10% российского населения в добровольческую деятельность, позволило бы ежегодно инвестировать в социальную сферу ресурсы, эквивалентные сумме до 3 млрд. долларов США[26] .

Как видим, масштабы и динамика добровольчества в мире и в России позволяют рассматривать добровольческий труд как актуальный объект исследования трудовой деятельности молодежи и способствуют поиску неизученных ранее закономерностей развития этого феномена.

§1.2 Генезис становления добровольческого труда в России и за рубежом: благотворительность-волонтерство

Свои истоки волонтерство берет из глубокой древности. В основах волонтерства лежат религиозные ценности - "возлюби ближнего своего", что сыграло решающую роль в формировании массового бескорыстного труда религиозных общин. Позднее привитая институтом религии система нравственных ценностей и социально значимого поведения людей определила духовную нравственность безвозмездной помощи и для массового светского субъекта труда, который формируется в период становления гражданского общества. В основе безвозмездного, альтруистического труда лежит исторический феномен внутривидовой взаимопомощи первобытных людей, формирования социальных норм солидарности для выживания родственных групп, сообществ. [27]

Как мы видим, предпосылок для становления волонтерской деятельности, с точки зрения теории, было очень много.

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.

После первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.

В 60-е годы возникли десятки волонтёрских программ с миссией подружить Восточную и западную Европу. Экологические проекты получили широкое распространение с 80-х годов. В 2000 году было осуществлено более 2000 проектов в 84 странах мира.

"Труд добровольцев в 90-е годы XX века стал для США и европейских стран весомым экономическим ресурсом, что подтверждают статистические данные. В 1998 году этим видом деятельности была охвачена почти половина граждан, а с учетом подростков старше 14 лет - 79%. В этой работе участвуют все слои населения независимо от уровня образования, профессии и доходов. Волонтерство рассматривается как форма гражданского участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем. Восемь человек из десяти говорят, что они стали волонтерами из чувства глубокого сострадания к нуждающимся людям. Более трех четвертых от всех опрошенных были заинтересованы в конкретной задаче, поставленной в добровольческом проекте. Около 70% добровольцев участвуют в волонтерских программах с целью получить новый взгляд на жизнь, людей, работу. Во Франции 19% взрослого населения хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Из них 60% регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц.46% опрашиваемых сказали, что они стали волонтерами, потому что они чувствуют в себе большое желание помогать другим. Каждый третий немец, - что составляет 34% населения Германии - является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Многие считают волонтерство уникальной возможностью для получения жизненного знания и опыта. Опыт волонтерства в прошлом имеют 26% японцев. Из них 48% уверены, что добровольческий труд очень полезен для личностного роста и общества в целом. Около 33% населения Ирландии является волонтерами. Общее количество времени, отданное на волонтерскую работу, равняется 96,454 рабочим часам в год.72% населения считает, что волонтеры делают то, что никогда не может быть сделано руками оплачиваемых сотрудников. "[28]

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года, международным советом директоров IAVE на 16 Всемирной конференции добровольцев в Амстердаме (2001 год объявлен Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

В России идея волонтёрства уходит в далекие времена, в глубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам. Нотки волонтерства можно отметить и в системе воспитания славян в России. В отличие от зарубежного воспитания, славяне воспитывались в нравственном стиле, что положило начало сегодняшнему волонтерству, но сегодня наша страна отстает от уровня развития волонтерства за рубежом, хотя истоки наши уходят намного глубже в историю. "Побратство и посестринство" воспитывалось в детях для морального развития и эта система воспитания помогала сохранять нравственное отношение, ведь это и есть смысл волонтерства - все наши братья и сестры, и должны мы им помогать от чистого сердца, безвозмездно, как помогли бы своему брату или сестре. Сирот в древности воспитывали бездомные старики и старухи, была народная забота о несчастных. С принятием христианства институтом социального воспитания становится церковь, которая также "навязывает" добровольческий труд, в качестве воспитания моральной чистоты, была заложена модель поведения человека.

Затем нотки волонтерства, добровольчества отмечались и в "русской правде": забота о сиротстве, о сиротских домах, "Поучения Владимира Мономаха": ставится очень остро вопрос о воспитания ребенка в нравственном свете, "Домостой". Начальная русская летопись гласила: "повелел всякому нищему и убогому приходити на двор княжь и взимати всяку потребу, питие и ядение".

Для неспособных к передвижению еду развозили на повозках. Отличительной чертой благотворительности в допетровской Руси было то, что она состояла главным образом в раздаче еды и одежды (деньги раздавались реже), строительстве жилья и оказании бесплатной медицинской помощи. Благотворительность, не рассчитанная на общественное признание, воспринималась как выражение христианской любви к ближнему. Такая форма благотворительности, связанная с личной инициативой князей была характерна для России вплоть до середины XVI века, когда c чередой непрекращающихся малых и больших войн число нуждающихся постоянно росло и, в конце концов, благотворительность перестала быть личным делом правителей, а превратилась в заботу государства. После Стоглавого собора 1551 года в России начался переход к системе общественного призрения с дифференцированным подходом к разным группам населения, нуждающегося в помощи. Царь Иван IV (Грозный) предпринял ряд мер, направленных на узаконение благотворительности в рамках государственной политики. В те времена расходование средств государственной казны, являвшейся одновременно и царской казной, находилось практически полностью в ведении правителя, и при отсутствии какой-либо социальной политики любые траты на помощь малоимущим слоям населения вполне могли считаться благотворительностью. Царь и сам раздавал деньги нищим, вдовам и сиротам. При Петре I происходит перестройка всех областей жизни общества. Это повлияло и на систему воспитания детей и на социальное развития общества в стране.

Появляется государственная политика защиты детей и сирот. В 1712 году был обнародован указ "Об учреждении во всех губерниях госпиталей", в котором предписывалось "учинить госпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены". Основным источником финансирования всех этих учреждений при Петре были частные пожертвования: царь для примера сам жертвовал на эти цели до трети своего жалования. Монахинь в монастырях обучали ремеслам. Доходы от продаж отчислялись на благотворительность. На эти же цели шли штрафы, которым подвергались раскольники.

XIX век стал переломным в развитии благотворительности: именно в пореформенной России были изданы многочисленные законы и установлены неписаные правила, благодаря которым социальная политика государства, общественная и частная благотворительность приобрели очертания системы и получили мощный импульс к развитию. Одним из первых, в 1802 году под эгидой императорской семьи, возникает "Императорское Человеколюбивое общество", преследовавшее цели содержания учебно-воспитательных заведений, больниц, приютов, а также помощи бедным, инвалидам, погорельцам и переселенцам. К концу XIX века социальная помощь в России отличалась многообразием форм и уровней: общественным призрением занимались городские благотворительные общества, деревенские, земства. В деревнях открывались общества призрения для крестьян и ясли-приюты. В городах была налажена система попечительства о бедных. В рамках городского самоуправления создавались специальные комитеты.

К концу XIX века благотворительность в России стала настолько масштабным общественным явлением, что в 1892 году была создана специальная комиссия, в ведении которой были законодательные, финансовые и даже сословные аспекты благотворительности. Важнейшим итогом работы комиссии можно считать обеспечение прозрачности благотворительной деятельности в России, открытости и доступности всей информации, включая финансовую, для всех слоев общества. С конца XIX века в стране устанавливается общественный контроль над благотворительностью, результатом чего явился рост доверия в обществе к деятельности благотворителей и, как следствие, новый небывалый рост числа жертвователей.

К началу XX века общественная и частная благотворительность становится в России явлением повсеместным, не на словах, а на деле доказывая широту Великой Русской Души. Музеи, библиотеки, школы, картинные галереи, выставки - вот спектр благотворительной деятельности русских меценатов, фамилии которых навсегда вошли в историю России: Третьяковы, Мамонтовы, Бахрушины, Морозовы, Прохоровы, Щукины, Найденовы, Боткины и многие другие. 1902 год стал по истине знаковым для Российской благотворительности: Савва Морозов жертвует 300 тысяч рублей на постройку нового здания Московского художественного театра (так тогда назывался МХАТ), а его двоюродный брат Викула - 400 тысяч рублей на строительство детской больницы, которая с тех пор носит название "Морозовская". Именно в этом году было сделано уникальное, самое крупное в мире пожертвование. Речь идет о 20-ти миллионном наследстве купца Г.Г. Солодовникова. Согласно воле жертвователя, большая часть этой огромной по тем временам суммы была потрачена на устройство в Тверской, Архангельской, Вологодской и Вятской губерниях земских женских училищ, мужских и женских профессиональных школ, а также создание родильного приюта на 50 человек. Оставшиеся деньги пошли на постройку в Москве домов с дешевыми квартирами для малоимущих.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами. Большевики начали кампанию безжалостной критики "буржуазной филантропии", которая, по их мнению, лишь маскировала "эксплуататорскую сущность" российского предпринимательства. Так, 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты. Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как "явление, свойственное лишь классовому обществу", тогда как "социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности".

Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам) приветствовался. [29] В Советском Союзе добровольцы, в нынешнем понимании волонтеры, считались люди, которые ездили работать на целину или БАМ, но они получали за свою работу зарплату, которой государство компенсировало тяжелые условия жизни. Но, во многом, добровольная работа, заключающаяся в уборках урожая, работе на субботниках и пр., была связана с обязанностью и общественным принуждением. Не существовало никакого закона о добровольческом труде.

Добровольческий труд также был освещен, на мой взгляд, в советских фильмах и мультфильмах, "Кто людям помогает, тот тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя", - пела старуха Шапокляк в начале мультфильма, но к концу она пришла к выводу, что творить добро - это хорошо. Но освещался он не только сквозь призму положительных действий, но и ставил спорные вопросы, например в фильме "Берегись автомобиля", мы видим ситуацию, в которой Юрий Деточкин, анонимно перечисляющий деньги от выручки угнанных машин у богатых людей в детдома, был осужден и получил срок. Возможно, этот архетип поощрения добрых дел государством прочно засел в умах россиян и оказал влияние на сегодняшнюю ситуацию.

Но современное понятие волонтерства в России начало формироваться в 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, которые занялись просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и благотворительностью как таковой.

Раздел II. Место добровольческого труда в рамках формирования гражданского общества в России

§ 2.1 Содержание и характеристика добровольческого труда на современном этапе развития общества

Во многих странах мира добровольческий труд сегодня - повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, обучать здоровому образу жизни, проводить экологические акции, организовывать конференции, форумы, строить, вести профилактику правонарушений, решать общие проблемы.

Современный этап развития теории добровольческого труда представлен достаточно сложившимися и проявившимися тремя группами подходов: концепцией гражданского общества, экономическим подходом и трудовым подходом, о сущности которых мы сказали выше.

Основными факторами развития добровольчества в современном обществе являются:

· Политика государства

· Уровень развития частнопредпринимательского сектора

· Традиции непосредственной и опосредованной благотворительности среднего класса

· Уровень развития организации добровольческого сектора

· Семейные ценности и традиции активного служения обществу

· Гражданские ценности СМИ

· Государственные стратегии гражданского образования и воспитания

· Консолидация, осознанная активная позиция по развитию гражданского общества со стороны сообщества ученых, педагогов.

Основными характеристиками, присущими волонтерской деятельности являются: [30]

Добрая воля . Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.

Приносимая польза . Должен быть определенный бенефициарий (тот, кто нуждается в помощи) или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.

Вознаграждение . Главная цель волонтерской деятельностью не связана с получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.

Степень участия . Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.

Организационная структура . Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях. Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах. Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.

Существует несколько различных видов волонтерства:

Взаимопомощь или самопомощь . Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.

Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.

Участие и самоуправление . Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.

Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.

Волонтерство стремится к достижению двух важных результатов:

· Помогает в создании стабильного и сплоченного общества.

· Дополняет услуги, предоставляемые правительством (и бизнесом - когда эти услуги нерентабельны, но необходимы обществу).

В данном виде деятельности очень важна мотивация человека. Являясь волонтером, он должен понимать, что будет участвовать в добровольческом движении:

· без оплаты, но с предварительной подготовкой и обучением;

· по мере сил, но не ниже своих способностей;

· по собственной воле и в сотрудничестве с остальными волонтерами;

Мотивация - это то, что толкает людей совершить какое - либо действие в соответствии с возникшей у них потребностью.

Часто в качестве мотива для волонтерской работы выступает потребность в контактах с другими людьми и преодоление чувства одиночества. Волонтерство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтер может полностью соответствовать.

Согласно проведенному опросу, люди, работающие добровольно, приводили следующие причины: [31]

хочу помогать нуждающимся людям 61%;

надеюсь научиться чему-то новому 46%;

хочу иметь какое - то занятие 41%;

для собственного удовольствия 31%;

хочу познакомиться с новыми людьми 29%;

хочу ответить людям за добро добром 11%;

хочу бороться с определенной проблемой 7%;

у меня есть свободное время 4%;

Из результатов опроса видно, что самыми значимыми мотивами участия в волонтерской деятельности являются такие, как: желание научиться новому, приобрести круг общения, помочь нуждающимся людям.

Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтерский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтерская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких - то ценностей.

По оценкам западных экспертов, примерно 70% российских предприятий тратят деньги на благотворительность. В регионах крупные предприятия не отказывают бывшим подшефным и продолжают помогать детдомам, интернатам, школам и больницам, но не в том объеме, что прежде, и главное, не афишируя свою помощь. Всплеск благотворительности наметился несколько лет назад, когда накопленному капиталу потребовался положительный имидж.

Теперь почти у каждой крупной компании есть свой благотворительный фонд. И они тратят деньги на дома престарелых, инвалидов, социальные программы. Можно по-разному оценивать такую помощь. Кто-то считает, что это способ прорекламироваться на чужом горе. Но, по мнению митрополита Климента, этот вид рекламы - самый гуманный. В разговоре с корреспондентом "России" владыка отметил, что не суть важно, с какой целью бизнесмены перечисляют деньги: на восстановление храмов или помощь неимущим. Пожертвования крупных компаний на благое дело с любой мотивацией - это все равно пример другим. Как раньше государство поощряло предприятия иметь подсобные хозяйства, санатории, детские лагеря отдыха, так и теперь благотворительность улучшает взаимоотношение бизнеса с властями. Почти у всех российских предприятий благотворительность становится постоянной статьей расходов. В отличие от Америки, где социальные движения бизнеса поощряются как общественным мнением, так и налоговым законодательством, Россия не может похвастать легкостью осуществления благих порывов

Самая распространенная деятельность волонтеров в России - это помощь детям, оставшимся без попечения родителей. Это и разовые акции по сбору новогодних подарков и одноразовых подгузников для малышей (закупки которых, к слову, не предусмотрены для домов ребенка), и длительное регулярное сопровождение воспитанников детских домов, не прекращающееся и после выпуска детей из учреждений государственного попечения, и организация анимационных программ, и помощь в лечении и обучении детей. Волонтеров ждут и в приютах, и в центрах временного содержания трудных подростков, все больше появляется благотворительных организаций, оказывающих юридическую и психологическую помощь усыновителям - самая "разрекламированная" отечественная беда многих порядочных и добрых людей не оставляет безучастными. Не остаются без внимания волонтеров и медицинские учреждения, где традиционно не хватает младшего персонала. Помощь в уходе за больными, чтение вслух, общение, дежурство рядом с тяжело больными детьми, по разным причинам, находящимся на лечении без родителей - в больнице всегда требуются внимательные и ответственные помощники. Еще один вид волонтерской деятельности - это фандрайзинг, организация некоммерческого фонда для сбора средств на лечение конкретного больного, обычно - ребенка, или для помощи пациентам, страдающим конкретным заболеванием. Зачастую фандрайзеры собирают средства на дорогую операцию по всей стране, буквально по копейкам.

Экология - еще одна проблема, обсуждение которой не смолкает на телеэкранах и не сходит со страниц газет. Уборка мусора, патрулирование в пожароопасный период, посадка деревьев - простые, но необходимые действия, без которых любой мегаполис начнет задыхаться уже через пару лет.

Волонтерство в области культуры сегодня еще мало распространено у нас в стране. Однако у этого направления очень широкие перспективы. Это и помощь при реставрации архитектурных памятников, и работа по пополнению экспозиционного фонда, и организация экскурсий, и работа с туристическими группами - последнее особенно востребовано в дни проведения крупных культурных и спортивных праздников. Несомненно, в приближающейся зимней сочинской олимпиаде примут участие сотни волонтеров, которые станут добровольными гидами и переводчиками гостей нашей страны.

В развитых западных странах правительства оказывают добровольческому движению всемерную и разнообразную поддержку, в т. ч. путем издания различных законодательных актов, стимулирующих его развитие, созданием системы государственных добровольческих центров и специальных добровольческих программ. Так, в Японии существует система центров добровольцев, в которую входят общенациональные, префектуральные и муниципальные центры, которые имеются во всех муниципалитетах, а также в частном секторе. Министерствам Японии вменено в обязанность заниматься активизацией волонтерской деятельности. В США государство активно поддерживает добровольческое движение, в 2003 г. был создан Президентский совет по службе и гражданскому участию, а годом раньше - Корпус свободы США для поддержки и координации работы на общественных началах. Он также оказывает поддержку Американскому корпусу и Корпорации национальной службы, учрежденной Б. Клинтоном. При предыдущих президентах была создана сеть центров добровольной помощи, начат целый ряд государственных программ, основанных на труде добровольцев.

Мировые волонтерские объединения:

· UNV (United Nations Volunteers) - волонтерская организация, непосредственно подчиняющаяся ООН;

· SCI (Service Civil International) - международная волонтерская организация, основанная в 1920 г., имеет 33 отделения по всему миру;

· CCIVS (Coordinating Committee for International Voluntary Service) - координационный комитет международных волонтерских организаций, созданный в 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО;

· Альянс европейских волонтерских организаций (Alliance of European Voluntary Service Organizations) работает с 1982 г.;

· AVSO (Association of Voluntary Service Organisation) - Ассоциация волонтерских организаций

· YAP (Youth Action for Peace);

· ICYE (International Cultural Youth Exchange).

· World4u - наиболее известная из российских волонтерских организаций, сотрудничающая с многими международными добровольческими объединениями, указанными выше. Занимается проектами на территории России, а также обменом волонтеров с многими мировыми странами; (www.world4U.ru)

Также по всему миру распространен проект - МВЛ (международные волонтерские лагеря) - это краткосрочные социальные проекты, которые проводятся практически во всех странах Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки. Общественные организации принимают 10 - 20 волонтеров, обычно не больше 2-х представителей из одной страны, и ставят перед иностранной группой задачи для реализации. Работа в лагерях связана, главным образом, с различной социальной деятельностью: экологией и защитой окружающей среды, культурой и искусством, локальной помощью местному сообществу - например, в реконструкции исторических памятников, ремонте детских центров. Кроме того, это образовательные молодежные программы, организация конференций и семинаров, лингвистические школы. Волонтеры не только работают 4-6 часов в день, но и отдыхают, знакомятся со страной и местными достопримечательностями, изучают культурные и социальные особенности региона. Принимающие организации так же устраивают различные тренинг - программы для участников лагерей по межкультурным коммуникациям, личностному развитию и командной работе. Рабочий язык любого лагеря - английский, поэтому в какую бы точку планеты не отправился доброволец, везде он может практиковать свои лингвистические навыки. Общение является сильным стимулом для участия в подобных лагерях. Пожалуй, больше нигде молодым людям не предоставляется такой возможности общаться, жить и работать в свободной многонациональной среде. Принимающая организация оплачивает проживание и питание участников, а также все расходы по обучающей и культурной программам лагеря. Волонтер должен за свой счет добраться до места проведения лагеря, то есть оплатить проезд и оформление визовых документов. Этот принцип является большим плюсом, так как дает возможность многим добровольцам относительно недорого участвовать в международных проектах.

§2.2 Особенности развития волонтерских движений в России

Практика показывает, что заниматься добрыми делами в России невыгодно. В отличие от западных стран, где суммы пожертвований не облагаются налогом, в России платить надо за все. Не только компания-благотворитель платит налог со своей помощи, но и благотворительные организации, бесплатно распространяющие купленное на спонсорские деньги добро, отдают государству налог на добавленную стоимость (НДС). Ну и, наконец, 13% подоходного налога платит получатель помощи. В некоммерческих организациях он называется "налог на тарелку супа". Этот обязательный платеж стараются избегать любым способом, вплоть до утаивания помощи от налоговых органов. В благотворительных фондах не скрывают, что поправки в налоговое законодательство облегчили бы жизнь многим людям, живущим за чертой бедности. В свое время министр труда Александр Починок говорил, что налоговые льготы вряд ли существенно повлияют на развитие благотворительности в России. Отчасти он был прав: не только отсутствие налоговых льгот сдерживает благородные порывы состоятельных россиян. Больше всего в отношениях с деньгами людей привлекает определенность. Для того чтобы человек перечислил свой кровный полтинник на счет какого-нибудь фонда, нужно, чтобы он был уверен, что фонд этот - не липа. Добропорядочные НКО присылают своим "вкладчикам" отчеты о том, на что были потрачены их деньги. Их финансовые схемы прозрачны. На Западе такие отчеты публикуются в прессе. Но до широкого распространения таких хороших манер нам еще далеко. Таким образом, на сегодняшний день существует следующие барьеры, мешающие полноценному развитию волонтерства у нас.

Правовые. Отсутствие соответствующих норм, процедур, механизмов защиты (судебной, административной, социальной и другой), решения конфликтных ситуаций (между объектом и субъектом деятельности, общественными организациями и властью), режима благоприятствования процессам создания волонтерства и другим формам проявления жизни локальной общности (налоги, аренда помещений, статус и т.д.).

Государственные. Отсутствие государственных программ (на федеральном и региональном уровне), стимулирующих благотворительность, а главное - отсутствие потребности у власти в таких программах.

Социально-психологические. Иждивенческая психология, разрушенность нормальных общественных и государственных институтов.

Технологические. Нет школ и традиций волонтерства, Существует и проблема подготовки, обучения волонтеров элементарным способам действия. [32]

Проблемой является то, что в России всё ещё нет, по крайней мере, как официальных участников социально-экономических отношений, общественных единиц, подобных западным "коммьюнити", сообществам. В рамках нового порядка жизни это явление только формируется, а традиционные формы добровольчества национальных или религиозных общин всё ещё остаются в поле неформальной стихийности или начального этапа официального возрождения. Между тем, чтобы системно организовывать волонтёрство в современных условиях, нужна социальная инфраструктура. Сводить вместе добровольца и нужду в нём отчасти помогают западные проекты и помощники, но среди них немало тех, кто организованно забирает энергию добровольцев в политическое русло.

Хорошо, конечно, что мы пока не видим столкновений молодогвардейцев и юных "правозащитников" вокруг одного и того же нуждающегося в инвалидной коляске. Уровень жизни большинства российского населения, а также характер стоящих перед страной проблем должен, чем дальше, тем больше способствовать возрождению сохранившегося в традиционных обществах понимания добровольного служения как фактора взаимопомощи, обеспечивающего решение проблем своих и соседа. Соединяясь постепенно с отношением к добровольному социальному служению как гражданскому долгу, плате за своё благополучие (как это осознаётся среди добропорядочной части обывателей на Западе) и будет формироваться новое сильное российское общество.

Заключение

Россия сегодня ориентируется на новые экономические и социальные стандарты жизни общества, что требует огромных ресурсов и трудовых усилий. Существующая в России государственная социальная политика не учитывает, что потребность граждан - это не только получать услуги и помощь от государства, но и отдавать своё время, силы, талант и энергию на общественное благо. Старые подходы не позволяют задействовать огромный личностный потенциал российского общества, его внутренние ресурсы. Необходимы нестандартные решения и новые подходы. Государственная поддержка развития добровольчества, добровольных гражданских инициатив является ответом на запросы времени. [33]

К большому сожалению, все мы знаем, что вокруг нас тысячи людей, нуждающихся в помощи. Самое простое в такой ситуации просто закрыть глаза и не обращать на эту проблему внимания, или сослаться на то, что государство должно заниматься такими людьми. Но государство составляют его граждане, то есть мы с вами. И если мы равнодушны к беде ближнего, если милосердие - это не наше дело, если чужая боль нас не касается, если мы всё время будем ждать, что всё сделают другие, то не заметим, что другие - это и есть мы, что они такие же.

Общество, в котором люди спокойно проходят мимо чужой беды и боли, обречено. Волонтерская деятельность - один из показателей для развитого гражданского общества. Может быть наша страна не по всем параметрам соответствует этому статусу, но делать добро - сидит в нас с истоков образования Руси. Люди на интуитивном уровне хотят делать добро и помогать людям, для некоторых - это как потребность в пище, в общении, в воздухе. Что же касается молодежи, то в них изначально заложен "фактор помощи" его нужно, как и талант развивать и подкреплять общественным одобрением, пропагандой, массовостью.

Сегодня волонтерство - это некая модная тенденция. Нельзя сказать, что это плохо, ведь неважно каковы мотивы помощи, главное то, что помощь эта поступает и она, возможно, спасет несколько жизней. Общество может помогать, но оно не готово к этому по ряду причин, причины эти решить в руках у государства, путем воздействия на социальные институты, такие как: институт семьи, институт образования, институт СМИ: необходимо устанавливать контакты с другими странами с целью получить определенный опыт в становлении этой деятельности, принимать участие в мировых волонтерских движениях, открывать школы и лагеря волонтеров и т.д. Большую роль здесь могла бы сыграть государственная молодежная политика, объединив молодежь готовую придти на помощь всем, кто нуждается в ней.

Список литературы

1. Вебер М. Избранное. Образ будущего. Пер. с нем. - М.: Прогресс. 1994

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1991 с.44-272.

3. Верховин В.И. Экономическая социология. М.: Изд-во "Академический проект", 2006.

4. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.3, М.: Мысль, 1977.

5. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: НОРМА, 2006.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология. Т.12. Экономика и социология труда. М., Инфра-М. 2007.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод Социологии., М., 1997.

8. Климент Александрийский. "Строматы". Книга1. // Отцы и учителя Церкви III в. Антологи Н.Н. Сухарева. Предпосылки превращения труда в первую жизненную потребность. Минск. 1984, с.15

9. Итоги социетальной трансформации / Под ред. Т.И Заславской. - М.: МВШСЭН, 2003.

10. Гражданское общество в России: перспективы ХХ1 века. СПб, 2000.

11. Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" - М.: Изд-во МГУ, 2006.

12. Лапина В.Г. Альтруизм // Социологическая энциклопедия. Под ред.В.Н. Иванова.М. "Мысль". 2003, с.23

13. В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т.40, с.315

14. Макиавелли Н. Сочинения. СПб, 1998.

15. Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. // Общ. ред.Н.И. Дряхлова и Б.В. Князева. - М.: Прогресс, 1988, с.9, 46.

16. Митрошенков О.А. Либерализм // Социологическая энциклопедия: в 2 т. /Национальный общественно-научный фонд/ Рук-ль науч. проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003. с.559-560. я. (Сост.И. Алфеев.) Т.1.М., 1996. С.241.

17. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1977.

18. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (Книга I-III), М., 1993.

19. Социологическая энциклопедия. Т.1. / национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2003г.

20. Тощенко Ж.Т. Социология труда.М., Юнити-Дана, 2008

21. Фейербах Л. Избр. филос. произв. М.: Госполитиздат, 1955.

22. Хайек Ф. Общество свободных/Пер. с англ.А. Кустарева, ред.Ю. Колпера, 1990., с.85-86

23. Чангли И.И. Труд. Социальные аспекты теории и методологии исследования. М.: Наука. 1973.

24. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.42

25. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научной конференции. М., 2001.

26. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990, №9, с.74

27. Лестер.М. Саламон. Организационная революция // Курьер ЮНЕСКО, июнь, 2001.

28. Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии // Социологические исследования, №7, 2001, с.8,39

29. Шлихтер А.А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в США. Труд за рубежом, № 4, 2000, с.39-54

30. www.chelt.ru

31. Бондренкова Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet.ru

32. www.spbgid.ru

33. www.pomogi.org

34. www.isovet.ru

35. http://www.prison.org/lib/howhelp/doc001. htm

36. www.worldvolunteerweb.org; www.TakingitgIobal.ru; www.sozidanie.ru

37. Волкова СИ. Концепция и практика волонтерской деятельности в Японии/www.IVR.org. UK

38. http://blagodarite.ru/post_1199524236.html

39. К. Петренко. НКО и гражданское общество/Поговорим о гражданском обществе. Институт Фонда "Общественное мнение", 2001. www, fom.ru

40. Щекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения. www.chlt.ru

41. Пособие для тренеров и подготовка волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекций среди молодежи" Здоровая Россия. 2007.

42. "Пособия для тренеров волонтеров по вопросам ВИЧ, СПИДа" Здоровая Россия. 2007.


[1] Кудринская Л. А.. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" Издательство Московского Университета 2006г., с. 32

[2] Словарь Ожегова. Издательство "Оникс" 2008

[3] Социологическая энциклопедия.Т. 1. / национальный общественно-научный фонд/ Рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2003г.

[4] Кудринская Л. А.. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г., с. 79

[5] Словарь "Кругосвет", диск. 2004г.

[6] Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции". Издательство Московского Университета 2006г. с. 114

[7] Молевич Е.Ф. Труд как объект и предмет исследований общей социологии//Социологические исследования, №7, 2001, с. 8,39

[8] Маркович Д. Социология труда: Пер. с сербскохорв. // Общ. ред. Н.И. Дряхлова и Б.В. Князева. - М.: Прогресс, 1988, с. 9, 46.

[9] В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 40, с. 315

[10] Лапина В.Г. Альтруизм// Социологическая энциклопедия. Под ред. В.Н. Иванова. М. "Мысль". 2003, с. 23

[11] Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. - М.: ПрО1ресс. 1990

[12] Там же, с. 142-150.

[13] Климент Александрийский. "Строматы". Книга 1. //Отцы и учителя Церкви 111 в. Антология. (Сост.И. Алфеев.) Т. 1. М.,1996.С. 241.

[14] Н.Н. Сухарева. Предпосылки превращения труда в первую жизненную потребность. Минск. 1984, с. 15

[15] Митрошенков О.А. Либерализм// Социологическая энциклопедия: в 2 т. /Национальный общественно-научный фонд/ Рук-ль науч. проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль,2003. с. 559-560.

[16] Хайек Ф. Общество свободных/Пер. с англ.А. Кустарева, ред.Ю. Колпера, 1990., с. 85-86

[17] Там же, с. 87.

[18] Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научной конференции. М.,2001., Куда пришла Россия? №6, 2002. Итоги социетальной трансформации /Под ред.Т. И Заславской. - М.: МВШСЭН, 2003.

[19] Global Civil Sociefy. Dimensions of the Nonprofil Sector. The Hopkins Center for Civil Society Studies. Baltimore, MD. 1999.

[20] www.ihu.edu/ enp/country

[21] Там же

[22] Шлихтер А.А. Некоммерческие организации и добровольческий труд в США. Труд за рубежом, № 4,2000, с. 39-54.

[23] Волкова СИ. Концепция и практика волонтерской деятельности в Японии/www.IVR.org. UK

[24] К. Петренко. НКО и гражданское общество/Поговорим о гражданском обществе. Институт Фонда "Общественное мнение", 2001. www, fom.ru

[25] www.worldvolunteerweb.org; www.TakingitgIobal.ru; www.sozidanie.ru

[26] Там же

[27] Л.А. Кудринская "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. Издательство Московкого Университета 2006г. с. 78

[28] www.otherreferats. /sport/00009552_2.html

[29] http: //blagodarite.ru/post_1199524236.html

[30] "Пособие для тренеров волонтеров для работы по профилактике ВИЧ-инфекции среди молодежи" Проект "Здоровая Россия 2020", 2005г.

[31] Журнал “Psychology" 2006

[32] http: //www.prison.org/lib/howhelp/doc001. htm

[33] Бондренкова Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet.ru