Курсовая работа: Понятие приватизации: сущность, основные формы, критерии эффективности. Особенности приватизации в Украине

Название: Понятие приватизации: сущность, основные формы, критерии эффективности. Особенности приватизации в Украине
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Содержание

Введение

Раздел 1. Сущность приватизации и ее цели

Раздел 2. Формы, принципы и модели приватизации

2.1 Формы приватизации

2.2 Принципы приватизации

2.3 Модели приватизации

Раздел 3. Особенности приватизации в Украине

3.1 Организация и этапы приватизации

3.2 Реприватизация

3.2.1 ХК "Лугансктепловоз"

3.2.2 ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот"

Раздел 4. Эффективность приватизации в Украине

4.1Плюсы и минусы приватизации

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Тема моей работы "Понятие приватизации: сущность, основные формы, критерии эффективности. Особенности приватизации в Украине".

Я выбрала данную тему, потому считаю, что она в настоящее время очень актуальна, т.к. приватизация в Украинев 90-е годы прошла не совсем так, как задумывалось ее идеологами и организаторами. Был совершен ряд грубейших ошибок, наша страна не учла положительный опыт и результаты приватизации в других развитых странах. Поэтому правительство Украины должно изучить и проанализировать допущенные ошибки, еще раз изучить опыт, результаты, механизм приватизации в других странах. И после этого, учитывая специфику нашей страны, необходимо исправить допущенные ошибки в приватизации.

Данная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

В первой главе я решила рассмотреть понятие приватизации и ее цели.

Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Рассмотрев цели, которые были поставлены перед приватизацией я хочу выяснить, достигнуты ли были поставленные задачи.

Во второй главе говориться о формах, принципах, и моделях приватизации.

В Украине применяются различные формы приватизации государственных предприятий: путем аренды государственной собственности и выкуп предприятия.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – "не навреди!". Но также существует еще 6 принципов приватизации.

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная.

В третьей главе мною будут рассмотрены особенности приватизации в Украине.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Будут перечислены и описаны этапы приватизации (первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. – создание и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов, второй этап – 1992 - 1994 гг., третий этап – 1995 - 1998 гг., четвертый этап начался с 2000 г.)

Интересным фактом являются процессы реприватизации на Украине. Я рассмотрю историю реприватизации двух предприятий Луганской области - это ХК "Лугансктепловоз" и ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот".

В четвертой главе моей работы говорится об эффективности приватизации в Украине. Я рассмотрю плюсы и минусы каждого этапа приватизации.

приватизация аренда собственность выкуп


Раздел 1. Сущность приватизации и ее цели

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство активно не занималось хозяйственной деятельностью. Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация. [9, с.82]

В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.

Приватизация (от лат. privatus — частный) — процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности. [11]

Одним из источников инвестирования отечественной экономики является приватизация государственного и отчуждения коммунального имущества в пользу физических и юридических лиц, которые согласно законодательству могут быть покупателями в процессе приватизации.

Приватизация государственного и отчуждения коммунального имущества является одним из условий перехода к социально ориентированной рыночной экономике. Курс на которую был взят Украиной еще в 1990 г. Введение элементов рыночной системы хозяйствования в отечественную экономику направлен на преодоление монополизма государственной собственности, который имел место при административно-управляемой экономике. Это осуществляется путем разгосударствления и приватизации, а также при легализации и поддержке других форм собственности - коммунальной, коллективной и частной с целью обеспечения эффективности экономики страны и поддержания в ней конкурентной среды.

Приватизацией государственного имущества признается отчуждение имущества, находящегося в государственной собственности в пользу физических и юридических лиц, которые могут быть покупателями в соответствии с упомянутым законом, с целью повышения социально-экономической эффективности производства и привлечения средств на структурную перестройку экономики Украины. Приватизация коммунального имущества (то есть отчуждение имущества, находящегося в собственности территориальных громад) осуществляется органами местного самоуправления на основании законодательства о приватизации государственного имущества. На начальных этапах приватизации государственного имущества основной ее целью было создание значительной прослойки новых собственников за счет передачи государственного имущества физическим и негосударственным юридическим лицам. Первая государственная программа приватизации (утвержденная Постановлением Верховной Рады Украины от 7 июля 1992 г. № 2545-ХП), была органической составляющей программы создания рыночной экономики Украины, определяла достижение следующих главных целей: • "изменение отношений собственности на средства производства с целью их качественного воспроизведения и эффективного использования; • создание прослойки негосударственных собственников как основы многоукладной социально ориентированной экономики…стабилизацию экономического положения…". Позднее объектами приватизации становятся большие и средние предприятия, акцент делается на обеспечение в процессе приватизации повышение социально-экономической эффективности производства и необходимости привлечения средств на структурную перестройку экономики, т.е. инвестирования отечественной экономики за счет средств:

● полученных от покупателей в процессе приватизации;

● направленных покупателями в объекты приватизации в послеприватизационный период в соответствии с условиями соглашений приватизации.

Средства, полученные от продажи государственного имущества, зачисляются во внебюджетный Государственный фонд приватизации и направляются не только на возмещение расходов, связанных с приватизацией, но и для кредитования технического перевооружения приватизированных предприятий, развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест. Таким образом, приватизация вообще и прежде всего так называемая "большая приватизация", направленные на обеспечение инвестирования экономики страны с целью достижения определенного социального результата - повышения социально-экономической эффективности производства, структурной перестройки экономики, создание условий для частных собственников, имеющих долгосрочные интересы в развитии приватизированного объекта, а также для повышения заинтересованности инвесторов украинскими предприятиями на международных рынках. [2, с.98]


Раздел 2. Формы, принципы и модели приватизации

2.1 Формы приватизации

В Украине применяются различные формы приватизации государственных предприятий:

Аренда, как известно, предполагает передачу средств производства (имущества) во временные пользование и владение.

При аренде государственного имущества трудовым коллективом предприятия имеет место:

1. Создание и наращивание коллективной одновременно с угасанием государственной собственности. Наличие коллективной собственности требует ее дальнейшей персонификации применительно к каждому работнику в зависимости от его трудового вклада.

2. Предоставление коллективу права самостоятельно распоряжаться арендованными средствами производства и организовать свою деятельность соответственно с принципами самоуправления.

3. Внедрение аренды на уровне внутренних подразделений предприятия.

4. Точный учет личного вклада каждого работника в общий результат деятельности коллектива.

5. Постепенный выкуп предприятия, в том числе только за счет средств коллектива (как общих, так и личных средств работников) и результатов его экономической деятельности (для арендного коллектива с акционерной собственностью закрытого типа и "народного предприятия"), а также за счет свободной продажи акций предприятия и их реализации через фондовую биржу.

6. Коллегиальность управления производством. Для арендных коллективов с акционерной собственностью закрытого типа и долевой собственностью высшим органом управления является общее собрание их членов. Руководство текущей деятельностью осуществляет избранный коллективом руководитель. Для арендного коллектива с акционерной собственностью открытого типа характерен коллегиально-акционерный принцип управления - сочетание воли трудового коллектива с волей акционеров, собственников контрольного пакета акций с постепенным смещением реальных функций управления в пользу последних.

7. Выпуск акций для арендных коллективов с акционерной собственностью:

● закрытого типа - акций трудового коллектива только для работников данного предприятия (включая пенсионеров, студентов вузов, военнослужащих, работавших на предприятии и др.);

● открытого типа - акций предприятия, которые могут приобрести как физические (рабочие предприятия, отдельные граждане), так и юридические лица (предприятия, холдинги и т, д.). В этом случае члены трудового коллектива имеют возможность приобрести часть акций по их номинальной стоимости, а не по курсу фондовой биржи. Общим для обеих организационных форм признаком является начисление дивидендов как на акции трудового коллектива, так и на акции предприятия.

Для так называемого "народного предприятия" характерным является долевой принцип приватизации имущества, под которым подразумевается внесение каждым членом трудового (арендного) коллектива установленной доли и определение его пая в общей собственности коллектива. В результате по итогам хозяйственной деятельности каждый пайщик получает в виде выплат часть чистого дохода на пай.

При выборе любой из рассмотренных организацнонно - экономических форм приватизации путем аренды необходимо учитывать: общим для всех этих форм является тот факт, что во всех случаях наблюдается ограничение экономической самостоятельности арендных коллективов по договору аренды: каждая из указанных форм (через аренду) имеет различную степень эффективности. Наибольшее преимущество по объективным показателям имеет арендный коллектив с акционерной собственностью открытого типа, которая характеризуется: низким уровнем коллективного владения и управления (хотя теоретически управление хозяйственной деятельностью предприятия осуществляет общее собрание членов коллектива, фактически же права управления переходят к акционерам, имеющим контрольный пакет акций предприятия); средней степенью эффективности инвестиций физическими лицами; средней возможностью быстрого повышения эффективности производства; высоким уровнем экономической ответственности и заинтересованности коллектива собственников в результатах функционирования предприятия (как его работников, так и акционеров - не работников); большой возможностью быстрого выкупа предприятия (в наименьшие сроки, по сравнению с другими формами).

Для арендного коллектива с акционерной собственностью закрытого типа характерны: средний уровень коллективного владения и управления (возможен конфликт арендодателя и арендатора по поводу права распоряжения коллективной собственностью); низкая эффективность вложений в производство (средства рабочих довольно незначительны); низкая возможность быстрого и значительного повышения производства (в основном из-за нехватки средств); средний уровень экономической ответственности и заинтересованности коллектива собственников; более длительные сроки выкупа предприятия.

Наименьшую степень эффективности имеет арендное предприятие с долевой собственностью ("народное предприятие"), которому присущи, кроме высокого уровня коллективного владения и управления (все "равны" и условием достижения благосостояния каждым является только личный труд): низкая эффективность инвестиций в производство, низкая возможность быстрого повышения эффективности производства, самый низкий уровень экономической ответственности и заинтересованности коллектива, наиболее длительные сроки выкупа предприятия.

От приватизации государственного предприятия через аренду его трудовым коллективом существенно отличается приватизация путем выкупа. Прежде всего это касается сроков приватизации (при выкупе - мгновенная), а также организационно-экономических форм, которыми при выкупе являются:

1. Создание акционерного общества (как открытого, так и закрытого типа).

2. Организация хозяйственных обществ с определенной наперед ответственностью: ограниченной, дополнительной, полное и коммандитное общества.

3. Приобретение (покупка) предприятия физическим лицом или группой лиц (частное предприятие).

Характерными признаками акционерного общества являются:

● наличие акционерной собственности (собственность общества состоит из собственности его членов, вложивших средства в приобретение акций). В акционерном обществе открытого типа происходит свободная реализация акций предприятия через фондовую биржу (до 75 % акций) по рыночному курсу (только учредители и члены трудового коллектива имеют возможность приобрести акции по номинальной стоимости). В закрытом акционерном обществе реализация акций осуществляется внутри предприятия без реализации на сторону;

● начисление дивидендов. Чем выше эффективность предприятия, тем больше размер чистой прибыли, идущей на выплату дивидендов, и тем выше заинтересованность акционеров;

● определение рыночной стоимости акций (курса акций): для открытого общества - по курсу фондовой биржи; для закрытого - по номинальной стоимости;

● акционерный тип управления: несмотря на видимость коллегиального управления (экономическую политику проводит общее собрание) фактически обществом руководит собственник контрольного пакета акций (до 51 % их общего количества). Для закрытого акционерного общества характерно обязательное трудовое участие акционеров в деятельности предприятия (исключение может быть сделано только для пенсионеров и других бывших работников предприятия, пожелавших приобрести акции);

● применение наемного труда (в обществе могут работать люди по контрактам, которые не желают становиться акционерами и покупать акции, а получают только заработок);

● существует возможность (угроза) смены собственника, который скупает акции общества. [10]

2.2 Принципы приватизации

Приватизация является тем звеном экономической реформы, которое одновременно создает предпосылки для реализации других направлений реформы. Приватизация разворачивается в условиях изменения политической обстановки при переходе от "дирижистской" модели регулирования экономики к "неолиберальной". Обратный переход может сопровождаться процессом деприватизации. Это подтверждает постоянный характер приватизационного процесса как инструмента государственного регулирования.

Основным принципом приватизации должен являться генеральный принцип всех реформ – "не навреди!"

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой можно сформулировать ряд принципов:

1. Приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму, поэтому отбор приватизируемых предприятий должен быть очень тщательный, для необходимого обеспечения общественных благ.

2. Приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий, мешающих конкуренции для повышения эффективности и доступности для более широкого слоя населения.

3. Изменения структуры собственности должны носить постепенный характер, чтобы не нарушить установившиеся экономические связи.

4. Обязательными условиями приватизации должны быть новые инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев.

5. Приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности.

6. Каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю. [8, с.327]

Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине, являются Законы Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" (от 15 июня 1993г.), "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами. Ежегодно Верховная рада Украины утверждает Государственную программу приватизации, которая представляется на рассмотрение Кабинета Министров Украины. В этой программе определяются основные цели, приоритеты, средства и порядок приватизации государственного и отчуждения коммунального имущества, группы объектов, подлежащих приватизации, задачи по объемам приватизации имущества, которое находится в государственной собственности, и государственного имущества, которое принадлежит Автономной Республике Крым; а также условия, которые необходимо создать для выполнения Программы, и все вытекающие из этого организационные мероприятия.

В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения. Он подотчетен Верховной раде Украины.

Вместе с Фондом госимущества участие в приватизации принимают Национальный банк, региональные отделения приватизации имущества, Министерство демонополизации и разгосударствления, Государственный комитет помощи малым предприятиям и предпринимательству, Государственный приватизационный фонд.

Покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств.

Не имеют права быть покупателями органы государственной власти и управления, работники Фонда государственного имущества Украины и его региональных отделений, а также юридические лица, в имуществе которых доля государственной собственности превышает 25%, а также прочие субъекты, перечень которых определяется государством.

Виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты; компенсационные сертификаты; жилые чеки; земельные боны.

Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги. [2, с.99]

2.3 Модели приватизация

Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.

Основные доводы бесплатной приватизации сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника, наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – "ваучерами".

Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы, они предлагают другую модель – платную приватизацию.

В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Ее сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Однако противники указывают, что у широких слоёв населения нет средств для выкупа государственной собственности. В целом денежная приватизация приведет к еще большему расслоению общества и обострению проблемы социальной справедливости. [8, с.340]


Раздел 3. Особенности приватизации в Украине

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации – это сроки её проведения: или она должна быть быстрой или быть растянутой на несколько десятилетий. Один из ведущих экономистов Кеннет Эрроу считает, что находящуюся в государственной собственности экономику вряд ли возможно приватизировать за 2-3 года. Реальное ее осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

● Сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно.

● Требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий.

● Монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу. [12]

Сторонники быстрой приватизации считают, что таким путем можно в сжатые сроки создать новый класс частных собственников – основную базу социальных реформ. В конкретном плане предлагается "обвальная" приватизация жилого фонда, мелких и средних (особенно торговых) предприятий. Но ни одна из моделей не используется в полном объеме, только их объединение приводит к ожидаемому эффекту.

Приватизация с одной стороны, должна стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, – инструментом государственного регулирования долговременного характера.

3.1 Организация и этапы приватизации

Приватизацию можно разделить на несколько этапов. Первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. – создание и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов.

Второй этап – 1992 - 1994 гг. и характеризовался тем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предприятий с последующим выкупом.

Аренда оказалась адекватной первому этапу рыночных преобразований формой разгосударствления и приватизации и получила широкое распространение. Это объяснялось несколькими причинами.

Во-первых, в условиях отсутствия на Украине внутренних капиталов аренда предприятия была единственным способом накопить необходимые средства для дальнейшего выкупа той части его имущества, для которой недоставало суммарной стоимости приватизационных бумаг его работников. Во-вторых, законодательство по аренде предлагало наиболее простой и понятный способ приватизации. Кроме того, оно предоставляло руководству предприятий экономическую свободу и указывало путь выхода из административной системы. Аренду с выкупом особенно широко использовали для приватизации такие мобильные отрасли, как строительство и торговля, имеющие значительный оборот капитала. В результате к 1995г. путем выкупа в частный сектор перешло около 6,5 тыс. предприятий.

Среди первых и наиболее удачных примеров приватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО "Оболонь", львовскую кондитерскую фабрику "Свиточ", СП "Кофейная фабрика "Галка"", АО "Электрон", металлургические комбинаты им. Ильича и "Азовсталь" (г. Мариуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других.

Третий этап – 1995 - 1998гг. Он характеризовался введением в оборот наличных именных приватизационных имущественных сертификатов (ПИС), использованием как средства платежа за объекты приватизации наряду с ПИС наличных компенсационных сертификатов, выдаваемых гражданам как компенсацию за обесценение денежных сбережений в учреждениях Сбербанка и Госстраха. Но главной особенностью была продажа акций приватизируемых предприятий физическим и юридическим лицам посредством созданной системы сертификатных аукционов.

Для перехода к следующему этапу необходимы были дополнения к законодательству, поскольку принятые в начале приватизации законы уже не обеспечивали потребность в резком увеличении объемов приватизируемого имущества. Корректировка законодательства осуществлена указами президента Украины.

Указы установили новый порядок приватизации средних и крупных предприятий, который состоял в том, что такие объекты приватизировались исключительно путем преобразования в открытые акционерные общества и свободной продажи их акций на аукционах за приватизационные имущественные и компенсационные сертификаты.

В малой приватизации указы предоставляли арендаторам право в течение 6 мес. выкупить на льготных условиях вместе с имуществом и помещение, в котором оно расположено, или приобрести патент на право аренды этого помещения на срок не менее 10 лет. Остальные, неарендуемые объекты малой приватизации подлежали продаже способами, предусматривающими конкуренцию.

С 2000г. начался четвертый этап приватизации – преимущественно индивидуальной денежной. Он потребовал существенного совершенствования и расширения законодательной базы. Этот вопрос в значительной мере решен в Государственной программе приватизации на 2000 - 2002гг., принятой Верховной радой Украины 18 мая 2000г.

Индивидуальная приватизация предусматривает, что целью продажи целостных имущественных комплексов или пакетов акций предприятий группы Г (предприятия-монополисты и предприятия, имеющие стратегическое значение для экономики и безопасности государства) является концентрация капитала и обеспечение эффективного функционирования предприятия в послеприватизационный период. [13]

3.2 Реприватизация

РЕПРИВАТИЗАЦИЯ (от ре... и лат. privatus — частный) — приватизация ранее национализированной частной собственности, обратный переход к приватизированной собственности, то есть возврат в частную собственность той государственной собственности, которая возникла в результате национализации. [11]

Интересным фактом являются самые громкие процессы реприватизации на Украине. Например, это: ОАО "Криворожсталь", ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот", ОАО "Никопольский завод ферросплавов", ХК "Лугансктепловоз".

3.2.1 ХК "Лугансктепловоз"

В 2009г. на Украине началась новая кампания по реприватизации одного из крупнейших предприятий – "Лугансктепловоза". В 2007 году Фонд госимущества Украины (ФГИ) продал 76% акций завода российскому инвестору – Брянскому машиностроительному заводу, который входит в состав "Трансмашхолдинга", крупнейшего в России производителя подвижного состава для железной дороги и метро. С тех пор украинские бизнесмены пытаются оспорить сделку.

Ранее инициатором судебных разбирательств выступило украинское АО "Днепровагонмаш", которое, как и украинское ОАО "Марганецкий ГОК", не было допущено к участию в приватизационном конкурсе. Оба несостоявшихся претендента, по данным СМИ, входят в состав днепропетровской бизнес-группы "Приват". Два года назад комиссия ФГИ сочла, что у этих предприятий недостаточно опыта для организации эффективной работы "Лугансктепловоза". Российский покупатель, напротив, не только взялся выполнять все инвестиционные обязательства, но загрузил завод работой, обеспечив Луганскому предприятию стабильные заказы со стороны Российских железных дорог (РЖД). Последний контракт на поставку тепловозов был выполнен в апреле, а в сентябре завод получил новую заявку от РЖД на производство пяти тепловозов.

Сотрудничество россиян с украинскими железнодорожниками вылилось в конфликт: пробный контракт на поставку четырех локомотивов был завершен успешно, однако попытка "Лугансктепловоза" повысить почти на 50% стоимость продукции вызвала резкое недовольство украинской стороны. Представители завода поясняют, что подорожание вызвано как обесцениванием гривны, так и сложностями с поставкой деталей, производимых в РФ.

Украинские компании, которые еще в январе добились решения Верховного хозяйственного суда Украины об изъятии пакета акций "Лугансктепловоза" у российского инвестора, не гарантируют обеспечения завода заказами. Они делают акцент на том, что приватизационный конкурс состоялся с нарушениями законодательства. Сейчас к ним присоединился и Фонд госимущества Украины, который, в свою очередь, обвиняет российских инвесторов в невыполнении обязательств. В частности, в том, что Брянский машзавод не вкладывает деньги в модернизацию производства в Украине. Российская сторона заявляет о бессмысленности инвестиций во время судебных тяжб.

На днях ФГИ отстоял в Хозяйственном суде Луганской области решение, которым регистратора ценных бумаг холдинговой компании "Лугансктепловоз" – компанию "Центр-Регистратор" обязали списать со счета управляющей компании "Брянский машиностроительный завод" 76% акций "Лугансктепловоза". Пакет по решению суда должен быть возвращен Фонду госимущества Украины.

Председатель правления "Лугансктепловоза" Виктор Быкадоров сказал агентству Proua: "Это было решение суда по новому иску с новой мотивацией. Иск был со стороны ФГИ под давлением сверху. Решение суда теперь прописано конкретно, оно обязывает регистратора это сделать и не спрашивать российского инвестора". Ранее представители российского инвестора отказывались выполнить решение Высшего хозяйственного суда Украины без подтверждения вердикта в российском суде. Замгенерального директора ЗАО "Трансмашхолдинг" Анатолий Мещеряков пояснил газете "Дело" суть процедуры: "Если вы хотите истребовать акции у российской компании, то должны, получив решение в Украине (или в любой другой стране), обратиться в российский суд, чтобы он верифицировал его и обратился к российской компании".

На данный момент собственником "Лугансктепловоза" является управляющая компания "Брянский машиностроительный завод" (Россия), входящая в российский "Трансмашхолдинг".[15]

3.2.2 ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот"

ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" было создано 24 декабря 2004 года Фондом госимущества Украины и американской компанией Worldwide Chemical LLC, которая принадлежит крупному торговцу минудобрениями компании IBE Trade Corp. ФГИ внес в ЗАО основные активы Северодонецкого государственного производственного предприятия (СГПП) "Азот", находившегося в процессе санации, и получил 40% акций компании, а Worldwide Chemical LLC обязалась внести $120 млн., получив 60% акций.

Еще 17 марта 2005 года Печерский районный суд Киева решил вернуть государству производственные мощности, которые были переданы в собственность ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот". Это решение было принято по иску частной компании "Луганскоблэнерго", являвшейся кредитором СГПП "Азот" и посчитавшей, что создание ЗАО ущемляет ее интересы. В июне решение Печерского районного суда было подтверждено Апелляционным судом Киева, а 9 августа2005 года премьер-министр Юлия Тимошенко поручила Министерству юстиции и Министерству промышленной политики выполнить его, вернув активы предприятия государству.

Однако, как сообщила председатель Фонда госимущества Валентина Семенюк, поручение премьера не было выполнено. "Суд не выписал процедуры возврата предприятия в госсобственность",– сказала она. В связи с этим ФГИ обратился к Печерскому районному суду Киева с просьбой разъяснить, каким образом должно быть реализовано судебное решение.

По словам Валентины Семенюк, обращение в суд связано с планами приватизации СГПП "Азот". Согласно распоряжению Кабмина, в течение трех дней после возврата имущества в собственность СГПП "Азот" ФГИ должен принять решение о приватизации этого предприятия и немедленно начать подготовку к его продаже. Госпожа Семенюк сообщила, что ряд компаний уже проявили интерес к покупке "Азота". "Много структур ведут переговоры о возможном приобретении северодонецкого "Азота", в частности те, которые контролируют "Ривнеазот", а также компании, которые интересуются Одесским припортовым заводом",– сказала председатель ФГИ, однако от дальнейших комментариев отказалась.

Следует отметить, что одновременно с попытками Фонда госимущества добиться реприватизации активов ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" ряд членов Кабмина настаивают на заключении мирового соглашения с американской компанией. Сторонником заключения мирового соглашения по "Азоту" является Анатолий Кинах. Официально стороны не комментировали ход переговоров, но, по неофициальной информации, в качестве условий мирового соглашения сначала рассматривался вариант уменьшения доли IBE Trade Corp. в ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" с 60% акций до 49% акций, а затем – вариант внесения компанией доплаты при сохранении существующего распределения акций. Однако сейчас переговоры фактически приостановлены. "Мы не удовлетворены ситуацией, которая сложилась. Мы готовы к диалогу с государством, однако на сегодняшний день процесс буксует. К сожалению, среди представителей правительства нет консенсуса по этому вопросу",– сказал пресс-секретарь IBE Trade Corp. Евгений Степанов.

Впрочем, эксперты сомневаются, что попытка ФГИ добиться возврата активов ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" в госсобственность будет успешной. "У правительства нет единой позиции по поводу того, что делать с северодонецким "Азотом". Поэтому в течение нескольких месяцев сохранится ситуация неопределенности, в которой государство имеет судебную победу на своей стороне, но не имеет возможности воспользоваться плодами этой победы",– считает руководитель Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций Александр Рябченко.

По состоянию на ноябрь 2010 гда ЗАО "Северодонецкое объединение "Азот" принадлежит американской компанией Worldwide Chemical LLC (60% акций). [14]


Раздел 4. Эффективность приватизации в Украине

В течение многих лет в Украине нарастает разочарование результатами приватизации.

Общественные настроения очевидны. По результатам одного из репрезентативных обследований (ноябрь 2000 года, GfK-USM, Украинские опросы и исследования рынка) около 40% опрошенных считают, что приватизация ухудшила экономическую ситуацию, свыше 20% — не повлияла на нее и менее 20% — оказала позитивное воздействие.

Среди оценок результатов приватизации со стороны политиков и исследователей, придерживающихся зачастую противоположных идеологических взглядов, преобладают негативные, а именно:

● Отсутствие заметного позитивного влияния на экономическую эффективность и негативное влияние на объемы производства и инвестиций.

● "Распыление" собственности в результате сертификатной приватизации; формирование неэффективной так называемой "инсайдерской собственности" (собственности бывших менеджеров и работников предприятий) и фиктивной акционерной собственности как основы для теневой, коррумпированной, нецивилизованной, псевдорыночной экономики.

Те, кто считает приватизацию неудачной, среди главных причин происшедшего называют:

● Выбор ошибочной приватизационной модели, игнорирующей мировой опыт (особой критике подвергается сертификатная составляющая процесса).

● Приватизация началась тогда, когда для нее не были созданы необходимые условия и предпосылки: инфраструктурные (отсутствие фондового рынка, достаточной правовой базы охраны прав собственности, механизмов ее прозрачного и эффективного перераспределения и т.д.). Макроэкономические (проведение не в полном объеме либерализации и стабилизации экономики).

Критики акцентируют внимание на "разрушении производства" и социальных последствиях приватизации: грабительская "прихватизация" общенародной собственности в обмен на ничего не стоящие "бумажки", фиктивность собственности миллионов мелких акционеров, которые так и не дождались обещанных дивидендов и т.п.

Многое из выше перечисленного кажется совершенно очевидным и неопровержимым. Тем интереснее изложение позиции тех исследователей, которые не только не считают украинскую приватизацию полной неудачей, провалом, но и рассматривают ее как сравнительно успешный и достаточно динамично реализуемый блок рыночных реформ на уровне микроэкономики, как реальную основу серьезных позитивных изменений и в экономике, и в общественном сознании. [17]

4.1 Плюсы и минусы приватизации

Второй этап: 3 сентября 1992 года Украина стала членом Международного Валютного Фонда (МВФ). А уже в начале 1993 года украинское правительство было вынуждено принять программу действий (Меморандум по вопросам экономической политики и стратегии), подготовленную МВФ, при условии реализации которой было обещано выделение кредита в 400 млн долл.

Меморандум предусматривал полную либерализацию цен и отмену ограничений рентабельности продукции и прибыли для предприятий всех форм собственности, отказ от государственных заказов, отмена дотаций жилищно-коммунальному хозяйству, переход к тарифам для населения, которые бы полностью покрывали расходы на коммунальные услуги, квартплату, общественный транспорт, отмена дотаций сельскому хозяйству, проведение массовой приватизации и закрытие обанкротившихся предприятий.

● "Жесткость задач" и сроков преобразований не учитывали внутреннего положения, в котором находилась Украина. Политика "шоковой терапии" вызвала тотальный спад производства, обнищание основной массы населения и как результат - инфляционный взрыв. Полная либерализация цен в условиях сохранения в украинской экономике сверхмонопольных структур (так, в машиностроении 70% производителей были монополистами) привела к установлению монопольно высоких цен, затовариванию производства, кризису платежей.

● Повышение тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства для населения без соответствующего роста доходов привело к увеличению неплательщиков.

● Массовая приватизация "за любую цену" привела к нарушениям и злоупотреблениям в этой сфере. Массовая безработица составила 30%.

Третий этап: Положительные итоги приватизации:

● Ликвидирована государственная монополия во многих отраслях народного хозяйства, созданы основы конкурентной рыночной экономики.

● Распределена и закреплена значительная часть государственной собственности среди частных лиц (как юридических, так и физических) без серьезных социальных конфликтов.

● Созданы условия для перераспределения и концентрации собственности в руках более успешных собственников.

● Заложены основы корпоративного сектора экономики и финансового рынка.

● Миллионы граждан Украины превратились в акционеров и начали приобретать опыт владения корпоративными правами.

Недостатки приватизации:

● Специфической чертой приватизации крупных и средних предприятий было значительное (в 2,5 раза) преобладание некоммерческих конкурсов над коммерческими. В ходе некоммерческих конкурсов победителем признавалось лицо, предложившее максимальную величину инвестиций в приватизируемое предприятие. Часто покупатель, чтобы добиться победы на конкурсе, декларировал завышенные инвестиционные обязательства, не выполняя их в дальнейшем.

● Основным негативным социальным результатом этапа массовой сертификатной приватизации следует признать разочарование граждан Украины в ее справедливости и эффективности. Это было вызвано рядом факторов.

Во-первых, за приватизационные имущественные сертификаты, по оценкам международных экспертов, продано менее 4% имущества государственных предприятий, подлежащих приватизации, что в 15 раз меньше, чем было определено планом. Во-вторых, на сертификатные аукционы выставлялись акции преимущественно малопривлекательных предприятий. В-третьих, порядок определения цены акции был такой, что в случае большого количества заявок на акции какого-либо предприятия ее цена по итогам аукциона иногда превышала не только пределы экономической обоснованности, но и здравого смысла. А гражданин не имел возможности отказаться от ее покупки по этой цене. Кроме того, по итогам сертификатного аукциона граждане не получали на руки ни акций, ни их сертификатов, а только выписку из протокола о его результатах, где указывалось количество акций, приобретенных на приватизационный сертификат. Далее необходимо было связываться с акционерным обществом, акционером которого гражданин стал, и требовать выдачи ценных бумаг.

Четвертый этап: Неудачи в приватизации предприятий электроэнергетики:

● Первые продажи пакетов акций распределительных компаний проведены в 1998г. Фонд госимущества объявил сразу семь конкурсов по продаже акций облэнерго в течение одного месяца. Такая поспешность привела к тому, что из известных международных компаний, которые знакомились с состоянием дел в выставленных на конкурсы распределительных компаниях и в энергетике в целом, только французская EDF подала заявку на приобретение пакета акций "Oдессаоблэнерго". Победителями конкурсов по остальным пяти компаниям стали финансовые посредники, не имеющие никакого отношения к электроэнергетической отрасли.

● В результате совместных усилий Кабинета министров и Фонда госимущества Украины контрольные пакеты акций шести энергоснабжающих компаний проданы иностранным компаниям за 865,7 млн. гривен при общей стартовой цене 603,5 млн. гривен. Ни один отечественный покупатель не смог выполнить условия конкурса. Приватизация облэнерго показала, что конкуренции между национальным и иностранным капиталом на приватизационном рынке Украины не существует.

Важным стратегическим успехом данного этапа необходимо признать приход на некоторые проданные предприятия иностранных инвесторов. Так, приобретение 78% пакета акций Николаевского судостроительного завода "Oкеан" голландской компанией Damien Shipyards Group за 26,3 млн. гривен наряду с бюджетными поступлениями обеспечило солидные инвестиции в предприятие и расширение рынков сбыта. [13]

Еще один достаточно показательный факт: в 1999—2000 годах практически весь объем прироста просроченной бюджетной кредиторской задолженности приходился на госсектор. Основная масса негосударственных предприятий, в отличие от государственных, перестала быть бюджетными "нахлебниками". [3, с.121]


Заключение

Вся история украинской приватизации есть история пересмотра, деформации первоначальной концепции и модели. Концепция приватизации, принятая в конце 1991 года, предусматривала проведение малой приватизации за год—полтора, большой — за четыре—пять лет. Фактически же старт малой приватизации был задержан на два года (за этот период из намеченных к приватизации 60 тыс. объектов было приватизировано менее 2 тыс.). Массовая же сертификатная приватизация началась лишь в середине 90-х.

Оценивая результаты приватизации на Украине за весь период ее осуществления, следует отметить, что этот процесс был наиболее динамичным и результативным общественным процессом последнего десятилетия и стал основой экономических реформ в стране.

Процессы реформирования собственности на Украине осуществляются более быстрыми темпами по сравнению с другими составляющими экономических рыночных преобразований (создание стабильного рыночного налогового законодательства, обеспечивающего условия для эффективного функционирования отечественных товаропроизводителей; развитие институтов фондового рынка; деполитизация экономических решений и т.п.). Поэтому без решения этих важных проблем средствами одной только приватизации невозможно достичь существенных структурных изменений в экономике государства и повышении эффективности ее функционирования.

По данным Фонда государственного имущества Украины в нашей стране приватизировано 85% основных фондов предприятий. Это один из наиболее высоких показателей среди стран СНГ. Например, в промышленности только 10% предприятий осталось в государственной собственности. Сегодня негосударственный сектор преобладает во всех сферах экономической деятельности. Доля частного сектора представляет 98-99% в химической и легкой промышленности. В то же время, итоги приватизации как и сам процесс оцениваются неоднозначно. С одной стороны, выполненные главные задачи массовой приватизации, которые ставило перед собой политическое руководство страны - простимулировано ускоренное развитие негосударственного сектора экономики; сформирован класс частных собственников. С другой стороны, отмечаются и недостатки и отрицательные последствия процесса приватизации.

Самой приватизации на Украине необходимо вернуть ее экономическую сущность. Наполнение бюджета средствами от продажи акций не может быть основной задачей приватизации. Главной ее целью должно стать повышение экономической эффективности приватизированных предприятий вследствие прихода инвестора. Деньги в бюджет должны поступать не от продажи акций, а от уплаты налогов плодотворно работающими предприятиями.

Процесс приватизации в Украине принципиально отличается от аналогичного процесса в странах с развитой рыночной экономикой. Это, прежде всего связанное с очень сжатыми сроками перехода собственности из государственной в частную, а также с тем обстоятельством, что преобладающая часть населения в Украине практически не имела в начале 1990-х гг. средств для приобретения недвижимого имущества. Значение этого обстоятельства особенно усилилось после либерализации цен, в результате которой большая часть населения потеряла свои трудовые сбережения.

Экономика Украины была довольно централизованная и монополизированная, что делало простую передачу промышленных гигантов из государственных рук в частные неэффективной и даже опасной. Это создало условие для формирования в Украине в конце 1990-х гг. олигархического капитализма, который продолжает существовать и сегодня.

Вместо реализации модели "экспортно-ориентированной модернизации" национального хозяйства политическая элита Украины пошла по пути форсированной приватизации, рассматривая ее в качестве единственно возможного пути реформирования экономики. Это привело к возникновению экономического кризиса, который затянулся в нашей стране на 10 лет. При этом игнорировался принцип неравномерности развития капитализма, который означает, что странам, которые вошли в капиталистические отношения и глобальный рынок, не возможно стать равноправными и успешными игроками среди рыночных развитых экономик.

Новейший этап приватизации характеризуется концентраций повышенных рисков для социальной сферы и благосостояния народа. Погоня за конкурентоспособностью, углубление приватизационных процессов в секторе социально значимых услуг для населения (коммуналка, образование, медицина, почта и пр.) приводит к усилению имущественной дифференциации в обществе, отрыву политикума как такового от потребностей основной массы населения.


Список использованной литературы

1. Бєляєв О. О., Бебело А. С. Політична економія: Навч. посібник. — К.: КНЕУ, 2001. — 328 с.

2. Вінник О. М. Інвестиційне право. Навчальний посібник. — К.: Атіка, 2000. — 252 с.

3. Головаха Є. І., Дубровський В. І., Кошик О. М., Білоцерківець О. Г. Українська приватизація: плюси і мінуси. — К.: Альтерпрес, 2001. — 208 с.

4. Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М.: ИНФРА-М, 1997. — 512с.

5. Кириленко В.В. ЕКОНОМІКА: Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів. – Тернопіль: Економічна думка, 2002. – 193с.

6. Кривенко К.Т. Політична економія: Навч.-метод. посіб. для самост. вивч. дисципліни / За ред. д-ра екон. наук, проф. К. Т. Кривенка. — К.: КНЕУ, 2003. — 354 с.

7. Кривенко К.Т., Савчук В.С., Бєляєв О.О. та ін. Політична економія:Навч. посібник /; За ред. д-ра екон. наук, проф. К. Т. Кривенка. — К.: КНЕУ, 2001. — 508 с.

8. Ларцев В.С., Ключиков Г.М. Українська приватизація у спогадах та роздумах. – К.: Поліграф-Інформ, 2001. – 479 с.

9. Ларцев В.С., Ключиков Г.Н. Краткий очерк истории приватизации в Украине. – К., 2001. – 352 с.

10. Логвиненко В. "Организационно-экономические формы приватизации" // "Экономика Украины", 1993 №10.

11. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.

12. Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы теории и практики управления// №5 за 1995.

13. www.business.ua (Международный журнал "Проблемы теории и практики управления" №4/02, 16.08.2009).

14. www.kommersant.ua/doc.html?DocID=603673&IssueId=29726 ("Комерсантъ" УКРАИНА № 28 от 25.08.2006, ЧТ).

15. www.ng.ru/cis/2009-10-13/6_reprivatisation.html ("Независимая газета" от 13.10.2009г.).

16. www.politika.org.ua/?p=259 ("Политика +" от 16 июня 2009г.).

17. www.zn.ua/2000/ ("Зеркало недели" № 32 (356) 23 августа — 1 сентября 2008)/