Контрольная работа: Украинские земли в древности и в эпоху раннего Средневековья

Название: Украинские земли в древности и в эпоху раннего Средневековья
Раздел: Рефераты по истории
Тип: контрольная работа

Украинские земли в древности и в эпоху раннего средневековья

Содержание

Введение

1. Украинские земли в догосударственный период

1.1 Древнейший период на территории Украины

1.2 Древние славяне на украинских землях

1.3 Этногенез украинцев

1.4 Восточнославянские племена на территории Украины

2. Образование государства Киевская Русь. Основные теории и периодизация

2.1 Киевская Русь

2.2 Норманнская теория происхождения государственности на Руси

2.3 Расцвет Древнерусского Государства

2.4 Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках

2.5 Особенности государственного управления, социальной структуры Руси и экономического развития

2.6 Что же привело к гибели Киевской Руси?

3. Галицко-Волынское княжество

Заключение

Литература

Введение

Тема контрольной работы "Украинские земли в древности и в эпоху раннего средневековья" по дисциплине "История Украины".

Изучение и знание истории родного народа необходимо и важно не только для осознания своего собственного Я, но и для воспитания активной гражданской позиции, патриотических чувств, гордости за свой народ, свою страну. Русский историк В. Ключевский сказал: "История не учительница, а надзирательница, она ничему не учит, а только жестоко наказывает за незнание уроков".

Цель работы - ознакомится со следующими этапами развития украинского государства:

украинскими землями в догосударственный период;

образования государства Киевская Русь;

Галицко-Волынским княжеством и особенностями государственного управления и социальной структуры Руси.

1. Украинские земли в догосударственный период

Старейшее и основное название для южного русского народа - это Русь, так он сам себя называл, когда из конгломерата племен стал народом и народом государственным, так его называли чужие. Название Русь стало нашим национальным именем и держалось у нас очень долго. Но уже с середины 17 века начинает входить в употребление другое, тоже очень старое название "Украина". Этот термин впервые был употреблен в "Sermons " теолога Григория (сер 11 ст.), вторично - в Ипатьевской летописи в связи со смертью переяславского князя Владимира Глебовича. в 1187 году. Происхождение этого термина и сегодня вызывает дискуссию, на разных этапах оно указывает то на государственное образование, то на географическое название территории. Термин "Малая Русь", "малорусский" имеет чисто книжное происхождение: так стали называть нашу землю в 14 веке ученые-греки (по латыни RussiaMinor-т.е. малая), т.е. старая Русь на юге в противоположность Великой, новой Руси на севере.

1.1 Древнейший период на территории Украины

Первые антропоидные предки человека появились на Земле, видимо,3-4 млн. лет тому назад. Из прародины человечества архантропы приблизительно млн. лет назад мигрировали в Европу.

В эпоху палеолита (на тер. Украины он существовал 900-12 тыс. лет назад) из-за смены периодов похолодания и потепления древние человеческие стада постепенно перемещались с места на место. Маршруты, по которым люди продвигались в Восточную Европу, пролегали через Балканы, Венгрию, южную Германию и Карпаты. Если территория Левобережной Украины заселялись через Кавказ и Центральную Европу, то в степную часть юго-восточной Украины люди шли из Южного Средиземноморья.

Наиболее древние стоянки первобытного человека периода раннего палеолита найдены в Закарпатье, Житомирщине, вдоль среднего течения Днестра, в Донбассе, Крыму. В среднем палеолите люди проживали в бассейне Десны, в северном Донбассе. Около 150 тыс. лет назад появились неандертальцы. В период позднего палеолита (40-12 тыс. лет назад) Украину покрывали степи и лесотундра, появился кроманьонец, принадлежавший к типу Homosapiens. В мезолите (9-6 тыс. лет назад) природные условия на землях Украины стали напоминать современные. Выделились 4 природно-ландшафтные зоны: лесная - Карпаты, Волынь, Полесье; регионы Правобережной и Левобережной лесостепи, степная зона, регионы горного Крыма. В 6-5 тысячелетиях до н.э. племена, которые заселяли территорию Украины, вступили в период неолита. Произошла неолитическая революция - переход от присваивающей деятельности к производящей. На севере и северо-востоке Украины в неолите жили племена, занимавшиеся в основном охотой и рыболовством, а на юго-западе население предпочитало агротехнику и животноводство.

В 5-нач.3 тыс. на огромной территории от современной Молдавии до р. Псёл на Сумщине существовала трипольская культура. Она развивалась как раз в то время, когда в Египте строились знаменитые пирамиды. Сформировалась трипольская культура, видимо путем слияния культур тех племен, что пришли из восточного Средиземноморья и Балкан, с элементами местных культур. Но их экономическая культура на выдержала натиска более высоких цивилизаций и агрессии племен, пришедших с востока и северо-востока. Трипольцы как бы растворились во времени и пространстве.

За 2750 - 1200 лет до нашей эры, на территорию Украины прибывают земледельчески - животноводческие племена Среднего Подунавья. Позже - народы североевропейского происхождения. Они расселялись в Верховьях Припяти, Западного Буга, Днестра. Одновременно на востоке и юге Украины появляются животноводческие племена, пришедшие из Поволжья и Сев. Кавказа. Они смешались с местным населением, быстро освоив степные и лесостепные области, дошли до Балкан. По-видимому, в это же время на Украине появились предки индоевропейцев - конгломерат прагерманских, прабалтийских и праславянских племен. Занимались они животноводством, а проживали в Прикарпатье, на Подолии, Волыни, Среднем Поднепровье.

В конце 2 тыс. до н.э. Южную Украину населяли киммерийцы, о которых писали полулегендарный греческий поэт Гомер, историки Геродот, Евстатий, ассирийские, иудейские, урартские авторы. Согласно их описаниям, земля киммерийцев в 10-7 ст. до н.э. простиралась от предгорий Карпат и низовьев Дуная до Кубани. Их происхождение, как и их название невыяснено. У киммерийцев практиковались собрания воинов, советы старейшин, союзные племенные рады. Все эти формы общественного управления в дальнейшем унаследовали скифы. Одними из первых киммерийцы научились выплавлять железо, ковали мечи длиной более метра.

В первой половине 7 века до н.э. в Украину мигрировали скифы. Они заняли огромные пространства между нижним Дунаем и Доном., т.е. создалось огромное объединение племен известное под названием Большая Скифия., которая просуществовала до 3 ст. до н.э. Во второй половине 2 века до н.э. Причерноморье заняли сарматы - ираноязычные племена. Из-за Урала и Поволжья. Они проживали здесь несколько столетий, разделяясь на языгов, аланов, роксоланов. Название сарматов ряд ученых выводит из иранского слова " саоромант" - что означает - "опоясанный мечом". Сарматская конница слыла непобедимой, причем женщины и девушки умели ездить верхом на лошади, владеть оружием, принимали участие в походах. Отсюда, видимо, родилась записанная Геродотом легенда о происхождении сарматов от браков скифов с амазонками, а также прозвище "женопослушные".

В середине 2 века н.э. начинается Великое переселение народов с южного побережья Балтики, племена готов начали движение в южном и юго-восточном направлениях. В 3 в. готы появились на римских границах. В 4 веке они создают союз племен - "государство Германариха". Из скандинавских саг известна столица государства - Данпарстад (т.е. "Днепровский город"). Но их господство было недолгим, около 375 готов разгромили гунны (хунну), потомки племен проживавших в Монголии. На протяжении двухсот лет они двигались на запад, причем в Приуралье и Поволжье слились с венграми. В 70 - гг.4 ст. гунны разбили в Причерноморье аланов, перейдя Дон, разгромили остготов, а вестготы, спасаясь от них, ушли. Видимо, во Францию. Венгерские ученые считают, что гунны представляли конгломерат племен, включающий алтайцев, готов, славян и др. К 377 году гуннское государство простиралось от Волги к низовьям Дуная, а к нач.5 столетия ставка их царей находилась в сев. Причерноморье. С455 г. Властелином гуннской державы был известный в истории Аттила, под руководством которого совершались походы на Византию, Галлию. Центр империи он перенес в Венгрию,451 г. - начало упадка гуннской государственности (после Каталонской битвы). Через два года после сражения умер Аттила и в течение 456-470 гг. империя гуннов перестала существовать.

Таким образом, на территории Украины в 1 тысячелетии нашей эры сосуществовали одновременно германские, балтийские, фракийские, иранские, славянские протоэтносы, шел сложный противоречивый природный процесс формирования человеческого общества на полиэтническом фундаменте. Вторжения так называемых варварских племен несли с собой не только разрушения и смерть, но и элементы высокой агротехники, ремесел, металлургии, бытовой и семейной культуры.

Имели место на юге Украины в 8-6 вв. греческие поселения, когда избыточная часть населения Греции активно основывала колонии вокруг Средиземноморья, а затем у Черного и Азовского морей. Города полисы имели развитую экономику, чеканили золотую и серебряную монету, представляли собой культурные центры со своими школами, распространяли эллинскую цивилизацию вплоть до г. Лубны на Полтавщине, где археологи обнаружили остатки храма Диониса, Артемиды и Аполлона. В 7 веке в устье Дуная греки основали Истрию, на острове Березань (под Очаковым) - город Борисфенида, в 6-5 ст. возникают такие колонии, как Ольвия, Никоний, Феодосия (Каркинитид), Тир, севернее Азовского моря - Танаис. На востоке Крыма в 480 г. до нашей эры сформировалось Боспорское царство. Города-государства представляли собой отдельные рабовладельческие демократические республики. Они являлись незаменимыми посредниками между материковой Грецией и варварами. Эллинская эра в южной Украине оказала существенное влияние на культуру и быт местных племен. Их деятельность способствовала возникновению и росту индивидуально - предпринимательских тенденций в жизни украинского народа, стремлению и формированию свободолюбия, демократического стиля жизни. К 3 ст. колонии практически прекратили свое существование.

1.2 Древние славяне на украинских землях

История Украины 1 тыс. н.э. - есть история праславянских и славянских племен (название славяне исчезает в Xв., заменяясь названиями конкретных племен и племенных союзов). Предками восточных славян являлись древние славяне, этногенез которых окончательно не выяснен. Видимо, одним из первых о них упомянул римский историк Плиний Старший, затем о них писали Феофилакт, Птолемей Клавдий, Тацит. Но даже сегодня неясно, где находилась прародина славянства. Чешский историк Шафарик считал ею земли современных Волыни, Подолии, Галиции. Польские исследователи Костшевский, Чекановский искали ее между Вислой и Одером. Русские ученые - территория между Эльбой и Днепром. По мнению большинства современных ученых, прародина славян - это сев. склоны Карпат, долина Вислы, бассейн Припяти. Из этих мест славяне расселялись во всех направлениях. Киевская археологическая школа в последнее время выработала собственную концепцию этногенеза славянства, в том числе восточного. Она исходит из того, что на рубеже 3-2 ст. до нашей эры славянская общность формировалась, прежде всего, в регионе Вислы и частично на Волыни, затем центр переместился в междуречье Вислы и Днепра.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить две точки зрения о славянской прародине: миграционную и автохтонную. Думается, поиск ответа на интересующую нас проблему не окончен, хотя с определенной долей уверенности можно утверждать, что древнейшие протославянские земледельческо-скотоводческие племена в конце 3 и во 2 тыс. до нашей эры расселились между Днепром на востоке, Карпатами на юге, Одером на западе, Балтийским морем на севере. В конце 1 тыс. до нашей эры и начале нашей эры прошел процесс обособления ветви восточных и ветви западных славян, позднее обособилась ветвь южных славян.

1.3 Этногенез украинцев

Идея о существовании древнерусской народности возникла еще в период феодализма, в советскую эпоху эта идея доминировала в исторической литературе. В 1861 г. Костомаров утверждал, что в древности существовали южнорусская, сиверская, великорусская, белорусская, псковская и новгородская народности. В 1993 г. Известный ученый Дашкевич Я. обосновал существование четырех восточнославянских народностей в 16 веке. При этом он заметил, что на базе балто-славянской общности в 8 столетии возникли племена кривичей и радимичей - предков белорусов. Псково - новгородский субэтнос сформировался в результате слияния племен из низовьев Вислы и славяно-балтов верховьев Днепра. Собственно великорусская же нация сформировалась в течение 11-12 веков, т.е. с момента продвижения в бассейн Оки и верхней Волги славяно-балтов верхнего Днепра, а также мигрантов из южной Украины, которые смешивались с финно-уграми.

Эти концепции не совпадают с автохтонной теорией происхождения славянства, которую раньше выдвигал В. Хвойка, канадский ученый украинского происхождения Я. Пастернак, М.С. Грушевский. Последний утверждал, что корни украинского этноса находятся в антских племенах.

Автор учебного пособия для студентов В. Борисенко утверждает: непрерывный поступательный этногенетический процесс формирования восточных славян, включая украинцев, берет начало от зарубинецкого племенного объединения. Оно занимало территорию Среднего Поднепровья, южную часть Правобережного Полесья, частично лесостепи (в 3 ст. до н.э. - 2 ст. н.э.). Этническим ядром консолидации украинцев стали, с его точки зрения, племена киевской культуры, особенно Среднего Поднепровья. Наиболее важную роль при этом сыграли поляне.

Своеобразно решает вопрос Л. Зализняк, указывая, что корни украинского этноса возникли на Волыни, Прикарпатье, Киевском Приднепровье. На том основании, что в сербохорватском и лужицком языках есть такие слова, как "квочка", "гай", "людство", "ватра", "торба" и т.д., он делает вывод, что этногенез славянства представлял собой процесс отпочкования славянских народов от праукраинского этнокультурного древа. В то же время он признает, что в культуре праукраинцев представлены также ирано-аланские и тюркские элементы. Свою версию выдвинула в 1997 году молодой историк Е. Орловская: этническое ядро украинцев находилось только в Среднем Приднепровье, а их этническое самосознание проявилось уже в 12-13 вв. Без сомнения, предки современных русских, украинцев, белорусов в ходе складывания и существования Киевской Руси имели общую политическую жизнь, единую культурную сферу. Но единая древнерусская народность не сложилась, потому что центробежные процессы нестойкой государственности способствовали возникновению отличных друг от друга этносов. Заметим: термин "Украина" впервые употреблен в "Sermons " теолога Григория (сер.11 в.), вторично - в Ипатьевской летописи в 1187 г. Происхождение этого термина и сегодня вызывает дискуссию.

1.4 Восточнославянские племена на территории Украины

Из 15 крупных племенных объединений (каждое племя занимало 40-60 кв.км), существовавших в 7-8 веках, половина связана с территорией современной соборной Украины. В среднем Поднепровье проживали поляне. Среди ученых не нашла поддержки версия профессора, Прицака об их неславянском происхождении. (В 1982 г. совместно с Н. Голбом он сделал заключение, что поляне являются разновидностью хазар.) В бассейне Буга жили дулибы, на их основе позже возникли территориальные объединения бужан и волынян. Между волынянами на западе и полянами на востоке жили древляне, имевшие развитую племенную структуру во главе с князем и племенной знатью. Центром их земли был Искоростень. Восточнее полян, на Левобережье Днепра находились сиверяне. Южное Приднепровье занимали племена уличей, которых подчинил Киеву в 940 году воевода Свенельд, овладев после трехлетней осады их столицей Пересечень. Из-за этого, а также под натиском печенегов часть уличей мигрировала к междуречью Южного Буга и Днестра, став соседями тиверцев.

Тиверские племена населяли Среднее Приднепровье и Днестровско-Прутское междуречье. На территории Восточного Прикарпатья, в Польше, Словакии и Венгрии жили белые хорваты, часть которых под давлением аваров ушла на Балканы и в Среднюю Европу. Вышеперечисленные племенные объединения в 7-10 веках имели сходную археологическую культуру с определенными этнотерриториальными отличиями. Они характеризовались примерно одинаковым уровнем социально - экономического и политического развития, общими чертами в строительстве жилья, ремесленном и аграрном производстве, погребальных обрядах, верованиях. Одновременно, как отмечал М. Грушевский, в характере славян, вообще, и украинцев в частности, издавна наблюдалось отсутствие дисциплины и общественной солидарности.

2. Образование государства Киевская Русь. Основные теории и периодизация

2.1 Киевская Русь

Ядром формирования Киевской Руси стали поляне. В армянских и сирийских хрониках упоминание о стране Русь датировано555 г., в Бертинских анналах-839. Арабские источники указывают, что к середине 9 ст. существовало три восточнославянских политических организма: Куявия на территории Киевской земли, Славия - объединение ильменкских славян и некоторых этносов Прибалтики, ставшее Псково-Новгородской землей и Арсания в Приазовье и Причерноморье - будущее Тьмутараканское княжество.

В начале 8 в. Хазарский каганат подчинил часть восточных славян, вынудив уплачивать их дань. В течение нескольких столетий Киев не являлся городом, археологи не обнаруживают здесь культурных слоев 7-8 веков. Как считают историки, освободил жителей Киева от уплаты дани хазарам или князь Аскольд или скандинавские наемные дружины. В.О. Ключевский считал, что именно Аскольд основал государственность Киевской Руси (она охватывала земли протяжением около 100 км вокруг Киева.). При Аскольде Русь подписывала политические и экономические договоры с Баварией, Византией, его власть признали кривичи, половцы. Дружины Аскольда совершали походы против болгар, на южный берег Каспия. Ходили на Царьград. Во время второго похода (866г.) Аскольд мог быть окрещен в христианскую веру.

2.2 Норманнская теория происхождения государственности на Руси

Согласно летописи "Повесть временных лет" около 862 года славянские и финские племена Новгородской и Псковской земель призвали на княжение Рюрика. Его происхождение спорно. Проникновение дружин скандинавских воинов-купцов в страны Европы, Северной Америки началось в конце 8 века. В середине 9 столетия челны викингов причаливали к берегам Испании, Италии, Греции, Британии, Северной Африки, Франции. Задолго до Колумба они достигали берегов Северной Америки. По системе рек норманны систематически проникают в Восточную Европу, вступая в контакты (чаще всего торговые) с местным населением. После смерти Рюрика, его воевода Олег организовал около 882 г. поход на Киев, убил Аскольда и объединил Киевскую землю со Славией.

Именно появление на Руси первых князей скандинавского происхождения, их дружин послужило основой, так называемой норманнской теории происхождения государственности на славянской земле. Известно, что Екатерина 2 для изучения и анализа древних летописей и дальнейшего написания истории Российской империи пригласила в страну немецких ученых: Байера Г.З., Шлёцера А. Л,, Миллера Г.Ф., которые и пришли к выводу, что государство Киевская Русь было создано норманнами.

Знаменитый русский ученый М. Ломоносов гневно раскритиковал эту теорию, так как усматривал в ней неспособность славян к государственному творчеству. Убежденными антинорманистами были Н. Костомаров и М. Грушевский. Они пытались опереться на данные археологических раскопок, якобы не подтвердивших сколько-нибудь значительного скандинавского присутствия в Киевской Руси. Отсюда делался вывод: Киевскую Русь основали сами славяне.

Короче говоря, историки до сих пор не пришли к согласию ни по вопросу о происхождении слова "Русь", ни по более широкой проблеме скандинавских либо славянских заслуг в создании Киевской Руси. Поэтому приняли компромиссное решение: скандинавское влияние признать, но не преувеличивать.

Ватаги викингов были мобильны, энергичны, но слишком малы, чтобы серьёзно изменить образ жизни восточных славян. Напротив, сами варяги быстро усваивали славянский язык и культуру. Но вот что трудно отрицать, так это участие, если не лидерство варягов в политической жизни Южной Руси. Все киевские правители до Святослава и все их дружинники носили скандинавские имена. Мы можем лишь гадать о том, каким образом варяги настолько подчинили себе славян, что стали ответственны за политическую организацию восточнославянского общества. Мы можем предположить, что славяне организовали себя сами, сплотившись перед лицом внешней угрозы со стороны тех же варягов. Но в любом случае нам придется признать роль варягов как катализатора политического развития восточных славян.

Всю историю государства Киевская Русь можно разделить на несколько периодов:

1период - период интенсивного территориального роста, собирания земель вокруг Киева, это время правления первых князей Олега, Игоря, Ольги, Святослава.

2 период - период расцвета государства, он приходится на время правления Владимира Великого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха

3 период - период упадка, это время феодальной раздробленности, которая наступила после смерти Мономаха.

Итак, в 882 году язычник Олег совершил династический переворот, княжил он примерно до 912 года - это первый киевский князь, о котором есть более - менее точные исторические свидетельства, хотя их слишком мало. В начале 10 века верховенство Киева признали 12 племен. Но созданное Олегом государственное образование было нестойким, организационно аморфным, племенные союзы сохраняли широкую самостоятельность, а их верхушка-богатство и власть. В 911 году он совершил поход на Константинополь, разгромил его. Военная сила Олега оказала нужное давление на Византию, греки вынуждены были подписать выгодное торговое соглашение для киевского князя.

С 913 года Русью правил Игорь. В 914 году он покорил вновь древлян, заставил их уплачивать дань, затем подчинил уличей. С правления Игоря начало действовать правило: вступил на престол - утверди свою власть над мятежными племенами. Воевал он с печенегами, совершал походы на юг Каспийского моря, на Кавказ, воевал с хазарами. Пытаясь овладеть побережьем Черного моря и принудить Византию неукоснительно выполнять условия предыдущих договоров с Русью, Игорь совершил походы на Византию (941, 944), правда, они были не столь удачны, как при Олеге, условия договора оказались менее выгодны, чем в предыдущие годы. Поскольку дружина Игоря от этого похода получила мало добычи, решено было взять добавочную дань у древлян, отказавшихся участвовать в походе на Царьград. Увидев в этом нарушение своих прав, древляне разгромили у Искоростеня княжеский отряд, а самого Игоря убили. Историк Брайчевский М. считает., что причиной его гибели стал не сбор дани вторично, а недовольство язычников - древлян во главе с князем Малом фактом обращения в христианскую веру.

Некоторое время Русью управляла жена Игоря Ольга (945-964). Она жестоко отомстила древлянам за мученическую смерть мужа. Однако, желая упорядочить сбор дани (полюдье) она регламентировала ее размеры, время и место ее сбора (погосты). Она также закрепила за определенными социальными группами места бобровых гонов. Важное значение имели действия княгини по созданию структуры, напоминающей бюджетную. При Ольге расширились права бояр и знатных дружинников в распоряжении общинными землями. Вся дань мехами поступала прямо в княжескую казну, это означало, что казна никогда не будет в убытке. За годы своего правления она объездила свои владения, занимаясь обустройством государства изнутри, заботилась о том, чтобы сбор дани не лишал подданных средств к существованию. Да и в отношениях с соседями обходилась средствами дипломатии.24 июля 969 года Ольга скончалась - через пять лет после вступления на киевский престол сына Святослава. (945-966).

Воспитанный в языческих и воинственных традициях Святослав почти восемь лет провел за пределами Киевской Руси - в бесконечных военных походах. Уже в первый год княжения Святослав возглавил экспедицию на Оку и Волгу, чтобы заставить вятичей и угро-финнов уплачивать дань Киеву, а не Хазарскому каганату. Он разгромил здесь союзников булгар и буртасов (мордву). Затем начал воевать с самой Хазарией. Его дружина нанесла поражение войскам Хазарского каганата, овладела столицей - Саркелом, на Северном Кавказе подчинила себе ясов и касогов - предков современных осетин и черкесов. Однако это не принесло облегчения Руси, т.к. открылась дорога для набегов печенегов и др. кочевых народов, что вынудило тратить значительные силы и средства на борьбу с ними.

В 968 г. Святослав вмешался в войну между Византией и Болгарским царством. Планируя расширить пределы Руси до Придунайской Равнины, он с 60-тыс. войском захватил на болгарской территории 80 городов, а Переяславец решил сделать своей столицей. Не желая иметь соседом слишком воинственного князя, византийские дипломаты инициировали нападение на Русь печенегов в мае 969 г. Они осадили Киев. Еще до прибытия под Киев воинов Святослава воевода Претич хитростью заставил печенегов отойти. Выслушав справедливые упреки бояр в игнорировании князем внутригосударственных дел, Святослав оставил киевский престол старшему сыну Ярополку, древлянскую землю - Олегу, Новгород - Владимиру, в помощь малолетнему Владимиру он отправил дядю по матери - Добрыню. Вернувшись с войском в Болгарию, Святослав продолжил завоевательную политику. В мае 971 г. состоялась генеральная битва, после которой был заключен мир. Киевский князь обязывался не воевать с Византией и отказаться от Болгарии и Крыма. Но и после этого Святослав оставался опасным противником для Византии. Византийские власти решили уничтожить Святослава с помощью печенегов. В 972 г. в районе днепровских порогов Святослав погиб.

2.3 Расцвет Древнерусского Государства

Княжению Владимира в Киеве предшествовала семилетняя борьба трех братьев Святославичей. Первой жертвой пал Олег, убитый старшим братом Ярополком, их младший брат Владимир, опасаясь, что его ждет участь Олега, бежал из Новгорода в Швецию. Через несколько лет он вернулся во главе крупных сил варягов, объявил войну Ярополку и уничтожил его.

Первые годы княжения Владимира уходят на укрепление расшатанной в период разделения и междоусобной борьбы системы Киевского государства. Несомненно, это потребовало значительного напряжения сил.

С помощью карательных экспедиций Владимир подчинил Киеву вятичей на Оке и радимичей на Десне, завоевал страну ятвягов, распространил свои владения до самого Балтийского моря. В 981 г. вернул Перемышль и Червенские города (в 1018 г. их снова захватила Польша), совершил поход на Волжскую Булгарию. Он укрепил связи с Венгрией, Германией, Чехией, Польшей (западная граница Руси шла по Висле.) Весьма характерно то, что всеми походами руководили воеводы, а сам Владимир оставался в Киеве. Для защиты южных рубежей Киевской земли была сооружена система укреплений вдоль Трубеж, Сулы, Стугна, Десна и др., а Киев прикрыли Змеевые валы. В результате возникла оборонная система всей державы, а не отдельных регионов.

В своей внутренней и внешней политике князь опирался на местную аристократию. Чтобы избавиться от своевольных варягов, он отослал их в Константинополь. Устранив от власти племенных вождей, Владимир передал управление уделами своим 12 законным сыновьям, а в ряд регионов отправил наместниками бояр, доказавших преданность князю. Отсюда берет начало династический принцип, получивший свое полное развитие в последующих столетиях.

При Владимире был осуществлен необыкновенно важный акт официального принятия христианства (988г.). Конечно же, акт принятия не означал, что с язычеством покончено раз и навсегда. В реальной жизни, ещё достаточно долгое время существовала языческая вера и центры язычества, особенно в отдаленных от Киева местностях. В 989 г. Владимир назначил главой русской церкви Корсунского попа Анастасия. Организовав церковную иерархию, князь установил для ее поддержки церковную десятину от княжеских доходов и возвел кафедральный храм Богородицы (Десятинную церковь). С тех пор, когда христианство было провозглашено государственной религией Киевской Руси, благодаря новой религии Киевская Русь стала вровень с другими европейскими государствами, церковь способствовала укреплению новых более прогрессивных феодальных отношений, укрепляла власть князя и его авторитет, способствовала распространению грамоты на Руси.

2.4 Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках

После смерти Владимира между его сыновьями развернулась длительная война за овладение киевским престолом, после которой из десяти братьев (Вышеслав и Изяслав в ней не участвовали, так как к тому времени умерли) в живых осталось трое или четверо. В 1016 г. после трех месяцев противостояния в битве под Любечем войска Ярослава нанесли поражение дружине Святополка, в 1019 г. в сражении на реке Альте Ярослав победил армию Святополка. С этой победой не был согласен старший брат Мстислав, разгромивший войска Ярослава под Черниговом. Военные действия продолжались до 1026 г., когда братья решили разделить Русь между собой: Правобережье отошло к Ярославу, а Левобережье - Мстиславу. Через 10 лет после смерти Мстислава - правителем всей территории стал Ярослав. По не совсем понятным причинам брата Судислава, находящегося в Пскове, Ярослав приказал бросить в тюрьму. Тот провел более 20 лет в темнице, а после освобождения ушел в монастырь.

Княжение Ярослава, которого в народе прозвали Мудрым, стало периодом наивысшего развития Киевской Руси. При Ярославе границы Руси простирались от Балтийского моря до Черного, от Бассейна Оки до Карпат. При Ярославе происходит дальнейшее укрепление древнерусской государственности: была укреплена княжеская власть, сохранилась система управления русскими городами через своих наместников - сыновей. Он установил закон старшинства в княжеской семье, согласно которому должны были распределяться земли в государстве (принцип ротации). Законодательная деятельность той поры говорит о расширении и укреплении княжеской администрации, именно в этот период было кодифицировано русское право - "Русская правда" - стала первым писаным гражданским уставом и легла в основу законодательства Руси 11-13 вв. Развитие торговли и денежных отношений привело к чеканке русской золотой (при Владимире) и серебряной (при Ярославе) монеты. Усилилась организация христианской церкви, меняется сам характер христианства, греческое духовенство принесло на Русь монашеско-аскетическую струю. В1051 г Ярослав без ведома константинопольского патриарха назначил главой русской церкви Иллариона. Видимо, византийская патриархия слишком ревниво отнеслась к назначению митрополитом русича, потому что после 1052 г в Киев на этот пост направили из Константинополя грека, а Илларион исчез - возможно, опасаясь за свою жизнь, прятался в монастыре. Ярослав старался поддерживать тесные дипломатические, династические и экономические связи с Германией, Францией и другими странами Западной Европы. Современники называли его "тестем Европы". В средневековой Европе престиж и могущество династии измерялось тем, насколько охотно другие авторитетные династии вступали с ней в брачные связи. И в этом смысле престиж его был воистину огромен.

Истинную, прочную славу принесли Ярославу его деяния на благо родины. Огромные средства тратились на строительство Киева. Взяв за образец столицу Византии - Царьград в Киеве возводятся Золотые Ворота, монументальный Софийский собор и другие храмы. Четыре сотни храмов украшали город, появились первые монастыри, ставшие центрами просвещения, создаются школы, развивается русское летописание. Ярослав Мудрый умер в 1054 г. на 76 году жизни. Через некоторое время после его смерти Киевская Русь перестала существовать как единое государство.

Киевские князья присвоили себе титул великих князей. Государство раздирали феодальные распри, лишь сильная личность смогла бы его объединить. В 1097 г. в Любече (под Киевом) состоялся съезд князей, они пытались найти путь к прекращению феодальных усобиц. Одним из организаторов этого съезда был сын великого князя Всеволода - Владимир Мономах. (1113-1125). В Любиче принцип сеньората заменили родовым (принцип вотчины - наследственный). Тем самым ушла в прошлое централизаторская тенденция, и возобладал децентрализм. Русь неумолимо превращалась в квазиконфедеративное образование. Ослабление княжеской власти вызывало возрождение древнего института самоуправления - вечей. После нескольких бурных собраний вече на киевский престол пригласили Владимира Мономаха. В период наивысшего могущества он контролировал три четверти земель, находившихся под властью Ярослава Мудрого: границы Руси простирались от Дуная до Дона. Он восстановил принцип верховенства великого князя Киевского, продолжил традицию династических браков с семьями европейских монахов (был женат на дочери английского короля, сын Мстислав - на дочери шведского короля, дочь Евфимия-супруга венгерского короля, дочь Мария - супруга сына греческого императора).

Владимир ограничил законодательно использование рабского труда, источники рабства. Особенно важным являлось решение о предельной прибыли ростовщиков - 150 %, хотя оно и нарушалось. В назидание потомкам князь оставил "Поучение детям" - в некоторой степени автобиографический труд. Произведение проникнуто высокоморальными принципами любви, справедливости, милосердия, отвращения к убийству, защиты убогих, сирот, послушания старших, уважения к иностранцам. Ряд его положений актуален и сегодня. В частности Владимир Мономах взывал: "Лжи остерегайтесь и пьянства, от этого душа погибает и тело. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…Ленности ведь мати всему дурному…. "

Еще до своей смерти Владимир Мономах разделил Русь на пять подвластных ему княжеств: Киевское, Переяславское, Смоленское, Владимир-Волынское, Суздальское. Лишь номинально признавал верховенство великого князя вечевой Новгород. Союзниками Киеву считались Черниговское, Червенское, а Камская Булгария и Южная Эстония уплачивали дань. В течение семи лет традиции отца пытался поддерживать его сын - Мстислав. После его смерти в 1132 г. хозяйственно самостоятельные княжества все больше замыкаются в своих пределах, не нуждаясь в протекции Киева. Сначала их стало 15 в том числе: Переяславское, Полоцко-Минское, Черниговское, Смоленское, Галицкое, Новгогодское. Через сто с лишним лет количество княжеств возросло до 250.

2.5 Особенности государственного управления, социальной структуры Руси и экономического развития

После династического переворота Олега произошло объединение Северной Руси и Киевского Полянского государства. В этой протодержаве монархического типа отсутствовали какие-либо границы, не было единых законов, а подчинение центру заключалось в уплате дани великому князю. В течение всего существования Киевской Руси доход князей формировался за счет дани, платы за судебные издержки, штрафов и пошлин. До Владимира Русь представляла собой слабо скрепленную племенную конфедерацию, где население регионов владело разными языковыми диалектами. Но племенная верхушка, в какой то степени потеряла былое влияние и реальную власть. Отсутствовала единая общегосударственная символика. Постоянный аннексионизм династии Рюриковичей привел к такому чрезмерному расширению территории, при котором метрополия оказалась не в состоянии контролировать и без того лишь формально зависимые земли. Находясь на границе степей и заселенных регионов, центр Руси систематически подвергался нападениям кочевников, что серьезно мешало развитию государственных начал. Великий князь выступал больше не в роли государя, а скорее выполнял обязанности отца, поэтому узы, связывающие княжества между собой являлись не юридическими, а нравственными. Функции первых киевских князей состояли, прежде всего, в организации дружины, народного ополчения и командования ими в военных походах. В конце 10 - начале 11 вв. они усложнились, особенно в военно-дипломатической, фискальной, судебной, управленческой и экономической областях.

Советниками князя были "княжеские мужи" из верхушки его дружины, становившиеся воеводами. В 11 веке они стали называться боярами. Возникли целые династии бояр, сословие бояр не являлось закрытой кастой, в его состав мог войти любой житель за выдающиеся заслуги перед князем (государством). Из среды богатых купцов и ремесленников выходили " старцы градские" - высшие должностные лица в городах. Развивалась дворцово-вотчинная система, при которой местные князья и бояре получали большие права по отношению к зависимому населению.

Отметим, что историческая княжеская власть так и не выделилась в автономный институт государственного управления. Правовые нормы определялись начальной редакцией "Русской Правды". С развитием и утверждением феодальных отношений право приобретает характер, присущий классовому обществу, об этом свидетельствуют более поздние редакции" Русской Правды". Интересны в правовом отношении и уставные грамоты князей.

Вся политическая система и право на Руси соответствовали уровню раннефеодального европейского государства, которое несло на себе элементы монархии - в лице великого князя, олигархии - в лице совета бояр и демократии - в лице - вече.

украинский галицкое волынское княжество

Социальная структура полиэтнической Руси включала в себя свободных крестьян-общинников (смердов), которые выполняли повинности в пользу феодала, свободного городского населения, полусвободных граждан (рядовичей, закупов), рабов (челядь или холопы), изгоев.

Как полагал М.С. Грушевский, на начальном этапе существования Киевской Руси большую часть сельскохозяйственной продукции давали небольшие хозяйства типа феодальных. Однако в сложных условиях княжеских усобиц они выжить не могли. Поэтому добровольно или принудительно общинники отдавали свои участки земли боярам, получая взамен права арендаторов и защиту от посягательств. К середине 13 в. рост числа рабов из военнопленных привел к появлению института приписанных к земле. Созданная таким образом система латифундий стала основой дальнейших социально-экономических процессов. Главным источником национального дохода было сельское хозяйство. Использовались разные системы земледелия - вырубная, переложная и паровая с двухпольным и трехпольным севооборотами. Господствующей являлась трехпольная система. Занимались также скотоводством, охотой, рыболовством и бортничеством. Высокого уровня достигло ремесло, можно выделить до 60 специальностей. Развивалась на Руси и торговля. Рынки, которые назывались торгами, существовали в городах и некоторых селах. Безопасность купеческих караванов гарантировалась обычно местными властями. Чтобы иметь представление об объеме внешней торговли Руси, отметим: только вывоз в Византию составлял ежегодно по 5-10 тыс. тонн различных товаров и сырья. Между тем через перевал Сен-Готард в Германию из стран Средиземноморья поступало не более 1250 тонн импорта. Постепенная ликвидация торгового пути "из варяг в греки" началась в ходе первого крестового похода (1096-1099) и завершилась во время 4 крестового похода 1204 г. Открылись новые торговые маршруты через страны Средиземноморского бассейна в обход территории нынешней Украины. В 12 ст., с возвышением западноевропейской цивилизации Русь становиться более заинтересованной в торговых связях с Западной Европой, торговля с Европой для Руси стала больше транзитной.

Денежная система Руси складывалась постепенно, в ней не было стабильности. Сначала в качестве мерила выступал скот, затем пушнина: куна означала шкурку куницы, ногата - шкурку соболя, векша - шкурку белки. Широкое хождение имели золотые и серебряные монеты Римской империи, Греции, арабских стран, Западной Европы. В 10-11 веках некоторые князья чеканили собственную монету (Владимир и Ярослав). Однако их выпуск быстро прекратился, и распространение получили деньги из Дании, Чехии, Польши, Венгрии, а сребники и златники стали в основном средством накопления. Достаточно долго для расчетов население использовало серебряные гривны. Они вырабатывались из серебра высочайшей пробы. Для мелких сделок гривну приходилось рубить, Высокого развития достигла на Руси и культура.

2.6 Что же привело к гибели Киевской Руси?

Следует отметить, что период феодальной раздробленности вполне закономерный этап развития феодализирующегося общества. Уже в конце 11 в. стала прослеживаться тенденция боярства и князей к сепаратизму. Это связано с дальнейшим развитием феодализма на Руси, так как распространение феодального землевладения вело к увеличению числа зависимого и эксплуатируемого люда, усложнялись формы феодальной зависимости, вместе с этим развивалось и укреплялось феодальное законодательство на Руси. Суд стал органом подчинения в руках князя и феодалов. Быстро росли города, как центры ремесла и как центры внутренней и внешней торговли. Развитие торговли, города с его ремесленным производством и с окружающей его областью делало город экономическим центром. Но главную роль в создании областей, ставших основой "территорий самостоятельных княжеств" сыграли не развитие ремесла и не рост торговли. Они лишь определили центр формирующейся земли, основой процесса являлось распространение феодального землевладения, а вместе с ним феодальной власти.

Таким образом, причины феодальной раздробленности следующие:

1) Рост феодального землевладения и дальнейшее развитие феодальных отношений;

2) Рост экономического и политического могущества отдельных областей во главе с крупными городами;

3) Отсутствие органической экономической связи между отдельными русскими землями, их политическая самостоятельность;

4) Слаборазвитые коммуникации при огромных территориях;

5) Постоянные династические войны феодалов и борьба за киевский престол.

Последствия феодальной раздробленности привели к падению международного престижа государства, ослаблению обороноспособности, оно стало легко добычей, в экономической и культурной жизни отмечается упадок, усиливаются этнические особенности различных регионов.

Историческое значение государства Киевская Русь велико. Древнерусское государство на Востоке Европы сыграло ту же роль, которую на Западе сыграла империя Карла Великого, оно положило начало государственности не только славянским, но и неславянским народам, в этот период здесь складываются феодальные отношения, развивается феодальный способ производства, наследием Киевской поры является письменность, летописание, литературные произведения, основы права, фольклор, архитектурные памятники.

3. Галицко-Волынское княжество

В пределах нынешней территории Украины, на ее юго-западе возникает один из очагов региональной дифференциации - Галицкое и Волынское княжества. Именно они считали себя прямыми наследниками политических и культурных традиций Киева.

Галицко-Волынские земли протянулись от Днестровско-Дунайского междуречья на юге до Литвы и Полоцкой земли на севере. На западе они граничили с Польшей и Венгрией, а на востоке - с Киевской землей и половецкой степью. Природные условия способствовали развитию земледелия, скотоводства и ремесел. Прикарпатье было известно соляными промыслами. Через эти земли проходили важные торговые пути из Руси в страны Центральной Европы. Поначалу Галичина и Волынь были вотчиной киевских князей, а затем перешли к их прямым потомкам Галичиной правили Ростиславичи - потомки внука Ярослава Мудрого, а Волынью - Мстиславичи-ведущие свое происхождение от сына Владимира Мономаха. Галичина была образцом олигархического правления. Галицкое боярство происходило из местной племенной знати, и свои имения получили путем узурпации общинных владений. Наибольшего могущества Галицкое княжество достигло в 1158-1187 гг. при Ярославе IОсмомысле. После смерти князя Галиция становится ареной борьбы князей с боярами.

Волынская земля отделилась от Киева в середине 12 в. В отличии от галичан на Волыне тяготели к сильной княжеской власти, так как боярское землевладение здесь увеличивалось за счет княжеских пожалований служилым людям. В конце 12 в на Волыни правил энергичный князь Роман Мстиславич, в 1199 г. он совершил поход в Галичину и объединил Волынское и Галицкое княжества. С помощью служилых людей и горожан Галицко-Волынской земли Роман жестоко расправился с противниками централизованной власти. Чтобы укрепить авторитет княжества, он вмешался в династическую борьбу за трон в Польше и Венгрии, совершил несколько удачных походов на половцев и литовцев. В 1205 г. после смерти Романа Галицко-Волынское княжество распадается. Галицкие бояре развязали опустошительную войну, которая продолжалась 30 лет. Произошел беспрецедентный в истории Руси случай княжения в Галиции боярина Кормильчича. Сыну Романа - Даниле (1201 - 1264) понадобилось 40 лет, чтобы восстановить владения своего отца. Оставив Галичину за собой, Данило отдал Волынь Васильку. Несмотря на это, оба княжества продолжали существовать как единое целое под руководством более сильного старшего князя. Главной внешнеполитической проблемой князя оставались монголо-татары. После захвата Киева монголо-татары нанесли удар по землям Галицко-Волынского княжества. В1241 г. они насквозь прошли Волынь и Галичину, хоть и не принесли им столь непоправимых бед, как другим землям Руси. Усиление Галицко-Волынского княжества обеспокоило Бату-хана, и он приказал Даниле официально признать себя вассалом Золотой Орды. Скорее всего, в начале 1246 г. Данила Галицкий посетил столицу Золотой Орды Сарай и ценой унижения, признания сюзеренитета хана сохранил за собой княжеский пост. Более того, Бату-хан предоставил княжеству официальный статус союзнической территории. В то же время Данила Галицкий вынашивал планы освобождения от монгольской зависимости, ориентируясь как на союз с другими князьями Руси, так и на поддержку государей Западной Европы. Установив дружеские отношения с Польшей и Венгрией Данило обратился к папе Иннокентию IVс просьбой о помощи в организации крестового похода славян на монголо-татар. Взамен князь обещал свое согласие на переход всех своих владений под церковную юрисдикцию Рима. Так и не дождавшись западной помощи, Данило в 1254 г. двинул свои войска на Киев, чтобы освободить его от монголо-татар. Вначале ему сопутствовал успех, но удержать Киев не удалось. В 1259 г. войско монгольского военачальника Бурундая вынудило Данилу и Василька уничтожить на своей земле все крепости, чтобы тем самым продемонстрировать мирные намерения.

В 1264 г. Данила умер в Холме, а через шесть лет скончался Василько. В 1275 и 1277 гг. Галицкие, волынские и монгольские войска совершили два успешных похода на Литву, и сыну Данилы, Льву, удалось присоединить у своим владениям Закарпатье с центром в Мукачеве и Люблинскую землю. Лев продолжал выплачивать ежегодную дань Золотой Орде. К сожалению, в 1267 г. убийством великого литовского князя Войшелка он разрушил складывающийся при участии своего брата - волынского князя Шварна Даниловича украинско-литовский союз.

В княжестве не прекращались межусобицы, поэтому к началу 14 ст. оно перестало быть единым. Объединил снова Галицию и Волынь внук Данилы Юрий IЛьвович (1301-1315). Его сыновья ориентировались на союз с Тевтонским орденом, чтобы противостоять натиску Литвы. В свою очередь, ордену они обещали помогать в борьбе с Золотой Ордой.

Силы Галицко-Волынского княжества ослаблялись враждой между боярством и княжеской властью. После трагической смерти сына Маковецкого князя, Болеслава, правившего под именем Юрий II, в апреле 1340 г. польско-венгерские отряды напали на Галицию, но боярин Детько обратился за помощью к монголам. Победив польскую армию, монголо-литовско-галицкие отряды вошли на территорию южной Польши. Однако в защиту польского короля Казимира IIIвыступили войска из Венгрии, Богемии, Германии, Франции, Дании, поэтому бои продолжались до 1345 г. Добившись нейтралитета Золотой Орды и крестоносцев, Польша в августе-сентябре 1349 г. захватили Волынь и Галицию, вытеснив литовского князя Любарта. Некоторое время (1370-1387) Галицией владела Венгрия, а волынские земли надолго оказались в руках Литвы, позднее - Речи Посполитой, увеличившей свою территорию вдвое.

Заключение

В процессе выполнения контрольной работы мы ознакомились с:

украинскими землями в догосударственный период;

образованием государства Киевская Русь и основными теориями и периодизацией;

характеристикой этапов развития государства;

особенностями государственного управления и социальной структуры Руси;

Галицко-Волынским княжеством.

Литература

1. Аркас М. Історія України - Русі. - К.: Вища школа, 2001. - с.1-32.

2. Брайчевський М.Ю. Походження Русі. - К.: Наукова Думка, 1968.

3. Генсьорський А.Г. Галицько-Волинський літопис. - К., 2010.

4. Грушевський М.С. Історія України - Русі. - К.: Наук. Думка, 1991. - Т.1.

5. Грушевський М.С. Ілюстрована історія України. - К., 2000. - с.9-72.

6. Дорошенко Д.І. Нарис історії України. - Львов: Світ, 2001. - с.32-49.

7. Залізняк Л. Нариси стародавньої історії України. - К.: Абрис, 1994. - с.117-151.

8. Крип’якевич І.П. Історія України. - Львів: Світ, 2008. - с.22-47.

9. Крип’якевич І. Галицько-Волинське князівство: Нариси. - К.: Наук. Думка. - 1984

10. Історія Української РСР. В 8. ми т., 10 - ти кн. - Наук. Думка, 1977. - Т1. - с.125-276.

11. Полонска-Василенко Н. Історія України. В 2-х т. - К.: Либідь, 1992. - Т.1. - с48-81. - 89-110.

12. Субтельний О. Історія Україна: Історія. - К.: Либідь, 2010. - с.17-41.