Курсовая работа: Техническая эксплуатация автотранспортных средств
Название: Техническая эксплуатация автотранспортных средств Раздел: Рефераты по транспорту Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТВЕРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра «Тракторы и автомобили» КУРСОВАЯ РАБОТА На тему «Техническая эксплуатация автотранспортных средств» Выполнил студент гр-И 41 Башилов А.А Принял: к.т.н., доцент Горбатенков А.И. ТВЕРЬ 2007г. Введение Основной целью данной курсовой работы по технической эксплуатации автотранспортных средств является привитие устойчивых навыков практического применения теоретических знаний в области планирования, проведения работ по техническому обслуживанию и диагностированию в условиях автотранспортных предприятий, парков сельскохозяйственных предприятий, а также станций технического обслуживания. Объектом курсовой работы является условное хозяйство. Основной задачей автотранспорта является полное и своевременное удовлетворение экономики страны и населения в перевозках. Техническая эксплуатация является важнейшей системой АТ. ТЭА реализует потенциальную возможность осуществления транспортного процесса. ТЭА как наука определяет пути и методы наибольшей эффективности управления техническим состоянием автопарка с целью обеспечения регулярности и безопасности перевозок при полной реализации технических возможностей конструкции и уровнем надежности а/м, а также оптимизация материальных и трудовых затрат. Основными задачами технической эксплуатации являются: Реализация потенциальных свойств автомобиля, заложенных при его создании · Снижение затрат на содержание автомобиля и поддержание его работоспособности · Увеличение производительности автомобиля за счет уменьшения простоев в неисправном состоянии Пути решения задач: · Изменение закономерностей изменения технического состояния а/м · Разработка и применения научно обоснованных методов поддержания а/м в работоспособном состоянии · Повсеместное применение планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта и ее совершенствование · Организация материально-технологического снабжения и хранения подвижного состава 1. Анализ природно-производственных условий эксплуатации автотранспортных средств предприятия 1.1. Характеристика дорожных и природно-климатических условий Дать характеристику дорожному покрытию, условиям движения, типу рельефа местности и природно-климатическому району. А также определить категории условия эксплуатации в соответствии с исходными данными. Исходные данные Дорожные условия: дегтебетон ( при расстояниях перевозок более 20 км), грунт укрепленный ( при расстояниях перевозок до 20 км). Природно-климатический район: теплый. Тип рельефа местности: холмистый. Условия движения: за пределами пригородной зоны. По приложению 5 таблице 5.1. За пределами пригородной зоны ( более 50 км от границ города). Дорожные покрытия: Д3 - дегтебетон, щебень (гравий) без обработки; Тип рельефа местности: холмистый Р3 (свыше 300 до 1000 м). Категория условия эксплуатации – 2(при расстояниях перевозок более 20 км) Дорожные покрытия: Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами; лежневое и бревенчатое покрытие; Тип рельефа местности: холмистый Р3 (свыше 300 до 1000 м). Категория условия эксплуатации –4(при расстоянии перевозок до 20 км). 1.2. Характеристика автопарка предприятия Исходные данные Марки автомобилей: ГАЗ–САЗ-4509; ЗИЛ – 4331; КаМаЗ – 55102. Марка автомобиля: ГАЗ–САЗ-4509 Количество автомобилей – 7шт; Тип автомобиля – самосвал; Грузоподъемность – 4 т; Тип и марка двигателя – ГАЗ-542.10/Д (125 л.с.); Нормативный расход топлива – 17 л. (на 100 км); Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта – 200 тыс.км; до списания – 350 тыс.км. Средний пробег автомобилей данной марки –54617км; Пробег на конец грузоперевозок: № 1 –96100км; 2 –91200км; 3 –99400км; 4 –172100км1км; 5 –23000(после КР)км; 7 –140700км; Марка автомобиля: ЗИЛ-4331 Количество автомобилей – 8 (шт); Тип автомобиля – бортовой; Грузоподъемность – 6 т; Тип и марка двигателя – ЗИЛ-645/Д (185 л.с.); Нормативный расход топлива – 25 л. (на 100 км); Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта – 300 тыс.км; до списания – 540 тыс.км. Средний пробег автомобилей данной марки – 55217км; Пробег на конец грузоперевозок: № 8 –108200км; 9 –58700км; 10 –89700км; 11 –209700км; 13 –137900км; 14 –182000км; Марка автомобиля: КаМаЗ-55102 Количество автомобилей – 6 (шт); Тип автомобиля – самосвал; Грузоподъемность – 7 т; Тип и марка двигателя – КамаЗ-740.10/Д (210 л.с.); Нормативный расход топлива – 32 л. (на 100 км); Нормативный пробег автомобиля: до 1-го капитального ремонта – 300 тыс.км; до списания – 540 тыс.км. Средний пробег автомобилей данной марки – 67050км; Пробег на конец грузоперевозок : № 16 –85000км; 17 –85900км; 18 –85300км; 19 –58400км; 20 –57600км; 21 –30100км; 2. Расчет потребного автопарка предприятия 2.1. Составление годового календарного плана транспортных работ предприятия Основой расчета потребного количества транспортных средств для предприятия или его подразделения являются календарные планы перевозок. В случае определения нужного количества транспортных средств для с-х предприятия основой могут быть также технологические карты на возделывание с-х культур. Транспортные работы предприятия, поддающиеся планированию (перевозка строительных материалов, готовой продукции, удобрений, кормов и т.д.) представляется в форме таблицы 1 Таблица 1 План грузоперевозок предприятия
2.2 Расчет годового календарного плана транспортных работ Календарный план выполняется в виде таблицы. Графы 1-4 и 11 таблицы 1.2. заполняются по данным таблицы 1.1. Количество календарных дней подсчитывается по календарю. Количество рабочих дней подсчитывается по календарю с учетом всех выходных и праздничных дней, приходящихся на рассматриваемый период. Продолжительность рабочего дня Трд указывается в часах, которая не должна превышать допустимые по охране труда значения. Нормативная продолжительность смены в сельском хозяйстве составляет 7 ч, за исключением вредных условий работы. В графах 8, 9 указывается класс груза и соответствующий коэффициент использования грузоподъемности, Кг. В графе 10 приводится категория условий эксплуатации. Категория условий эксплуатации зависит от следующих трех показателей [2]: типа дорожного покрытия, рельефа местности, места эксплуатации автомобиля. В графе 11 указывается расстояние перевозки груза Lпг в километрах Графы 12, 13, 14 заполняются по результатам обоснования марочного состава грузовых автомобилей, а также прицепов для выполнения соответствующих транспортных работ. Выбор осуществляется для каждой отдельной работы на основании имеющихся рекомендаций по эффективному использованию транспортных средств, а также, возможно, ограничений на использование той или иной марки автомобилей. В графе 14, после заполнения графы 23, определяются конкретные автомобили, выполняющие данную транспортную работу. В графе 15 указывается общая грузоподъемность транспортного агрегата Qa, включающая грузоподъемность автомобиля и прицепа. В графах 16, 17 указываются соответственно скорости движения транспортного агрегата с грузом и без груза. В графах 18, 19 приводятся соответственно часовая W и дневная Wd производительности транспортных агрегатов в тоннах перевезенного груза, которые определяются по нормативным данным или расчетным путем [3]. В общем случае часовую производительность транспортного агрегата можно определить по формуле W=QA* Kг/Tц.TP где Тц тр - продолжительность транспортного цикла, ч. Время транспортного цикла определяется как сумма времени движения и времени погрузочно-разгрузочных операций, выраженных в часах ТЦ.ТР. =tДВ +tПР Время движения транспортного агрегата определяется по формуле tДВ =Lпг/(βe×VT ), где βе - коэффициент использования пробега; Vт - техническая скорость, км/ч. Так как чаще всего при организации перевозок грузов вынуждены использовать маятниковые маршруты (βе = 0,5), формула (3) может принять следующий вид: tДВ =2×Lпг/VT , Время погрузки и разгрузки tnp можно определить по нормативным данным или расчетным путем [4]. tПР =tП + tР + tд Дневная производительность определяется следующим образом Wд=W×TPд В графах 20, 21 указываются соответствующие производительности в тонно-километрах Wткм и Wдткм, получаемые с учётом расстояния перевозки Lпг из графы 11 в виде произведений: часовая производительность Wtkm , ткм/ч, Wткм=W×Lпг дневная производительность Wдткм, ткм /день, Wдткм=Wd×Lпг В графе 22 указывается общее число рейсов Ze, совершённых транспортным средством для выполнения транспортной работы. Количество рейсов определяется по формуле Ze=Ω/(Qa×Kг) В графе 23 рассчитывается потребное количество автомобилей для выполнения каждой i-й работы по формуле nai = Ω/(W×TРд ×Др) В графе 24 определяется суммарный пробег Lni автомобилей данной марки на каждой работе по данным граф 11, 22. Lni=2Lпг×Ze В графе 25 определяется пробег в расчете на один инвентарный автомобиль данной марки по данным графы 24 в соответствии с формулой LП1 =Lni/nai где nai - инвентарное количество автомобилей данной марки из графика машиноиспользования. Приведём наглядный пример расчета: 1- Работа №=4.2; 2- Транспортная работа - Бобы и бобовые; 3- Объём работ,Q=290; 4- Календарные сроки: 27июля – 10сентября; 5- Количество календарных дней- 49; 6- Количество рабочих дней-36; 7- Продолжительность рабочего дня – 7; 8- Класс груза-2; 9- Коэффициент грузоподёмности-0.85; 10- Расстояние грузоперевозок-70км; 11- № автомобиля-10; 12- Грузоподъёмность-6т; 13- Скорость с грузом-49км/ч; 14- Скорость без груза-49км/ч; Расчет: Часовая производительность: W=QA* Kг/Tц.TP ,= (6*0,85)/2,4=1,39; ТЦ.ТР. =tДВ +tПР =((2*70)/49)+(0,3+0,3+0,22)=2,4; Дневная производительность: Wд=W×TPд =1,39*7=9,72; Часовая производительность: Wткм=W×Lпг=1,39*70=97,17; Дневная производительность: Wдткм=Wd×Lпг=70*9,72=680,22; Количество рейсов: Ze=Ω/(Qa×Kг)=290/(6*0,85)=56,8. Принимаем=57рейсов; Требуемое количество автомобилей: nai = Ω/(W×TРд ×Др)=290/(1,39*7*31)=0,96. Принимаем=1автомобиль; Общий пробег автомобилей: Lni=2Lпг×Ze=2*70*57=7980км; Пробег на 1 автомобиль: LП1 =Lni/nai =7980/1=7980км; 2.3 Построение графиков машиноиспользования График машиноиспользования строится для каждой выбранной марки грузового автомобиля По горизонтальной оси откладываем календарное время в месяцах от января до декабря, разделенных на пятидневки. Для каждой операции по оси абсцисс откладываем календарное время выполнения работы Дк в соответствии с графами 4, 5 таблицы 2.2. По оси ординат откладываем потребное количество грузовых автомобилей nai - для выполнения каждой i-й работы из графы 23. Также следует указывать номер выполненной работы из графы 1 таблицы 1.2. Корректировка графика осуществляется следующими способами: изменение календарных сроков выполнения работ и продолжительности рабочего дня в допустимых пределах; перераспределение транспортных работ между разными марками автомобилей; выравнивание площадей на графиках за счет изменения количества автомобилей, занятых на одной операции в разные периоды ее выполнения; использованием прицепов. 2.4. Определение необходимого количества автомобилей и выбор недостающих автомобилей Потребное количество грузовых автомобилей каждой марки па определяется по наибольшей ординате каждого графика машиноиспользования после корректировки. Списочное число Ncn автомобилей по маркам определяется с учетом простоев автомобилей в ТО и ремонте: Ncn = na /τтг , где τтг - коэффициент технической готовности (Ктг=0,9). Количество недостающих автомобилей Nн рассчитывается помарочно: Nн = Ncn-Nф, где Nф - фактическое число автомобилей данной марки на предприятии. Расчёт: ГАЗ - 4509 Списочное число: Ncn = na /τтг ,=6/0,9=6,667=7 автомобилей; Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7-7=0-лишних машин нет; ЗИЛ – 4331 Списочное число: Ncn = na /τтг ,=6/0,9=6,667=7 автомобилей; Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7-8=-1 – машина лишняя, отдаём в аренду другому хозяйству; Камаз – 55102 Списочное число: Ncn = na /τтг ,=6/0,9=6,667=7 автомобилей; Количество недостающих автомобилей: Nн = Ncn-Nф,=7-6=1 – машины не хватает, берём в аренду у другова хозяйства. 3. Определение программы по техническому обслуживанию автомобилей предприятия 3.1 Построение графиков пробега автомобилей Исходными данными для составления годового плана ТО являются: - пробег автомобилей на начало планируемого периода; - планируемые пробеги на каждый автомобиль; - периодичность проведения видов ТО в километрах пробега. Существует несколько методов планирования ТО автомобилей. В курсовой работе используется графический метод, позволяющий определить виды ТО, их количество и сроки проведения для каждого автомобиля предприятия. 3.2. Корректировка периодичности видов технического обслуживания. Перед построением план-графика ТО автомобилей производим корректировку периодичности видов ТО. Предварительно на графиках пробега автомобилей параллельно оси пробега строим шкалы ТО-1, ТО-2, КР по маркам или группам автомобилей с одинаковой периодичностью. Соответствующие номера ТО на шкале, проставляем на основании нормативов пробега для конкретного типа автомобилей, скорректированных в соответствии с условиями эксплуатации. Корректировка осуществляется по формулам LTOi =LH TOi K1 K3 ; Lkp =LH KP K1 K2 K3 ; где LTOi ,Lкр - периодичность i-ro вида обслуживания и КР автомобиля данной марки, км; LH TOi , LH KP - нормативная периодичность i-ro вида обслуживания и КР, км; K1 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации; К2 - коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава; К3 - коэффициент корректирования нормативов зависимости от природно-климатических условий. Исходные данные: Таблица 3
Расчет LTOi =LH TOi K1 K3 =4000*((1+1)/2) =4000км. Для всех марок автомобилей. LTOi =LH TOi K1 K3 =16000*((1+1)/2) =16000км. Для всех марок автомобилей. Lkp =LH KP K1 K2 K3 =200000*((1+1)/2) =200000км. Для ГАЗ-4509. Lkp =LH KP K1 K2 K3 =300000*((1+1)/2)=300000км. Для ЗИЛ-4331 и КАМАЗ-55102. 3.3 Построение план-графика технического обслуживания Построение план-графика ТО осуществляем в следующей последовательности. От соответствующих делений для ТО - 1 и ТО - 2, а также капитального ремонта на вертикальной шкале ТО проводим горизонтали до пересечения с кривой пробега конкретного автомобиля данной марки. Затем от полученных точек пересечения опускаем вертикали до пересечения с соответствующими календарными шкалами ТО - 1 и ТО - 2 и ставим условные значки. Центр принятого знака соответствует календарному сроку проведения ТО данного вида. 3.4 Расчет производственной программы по техническому обслуживанию Количество ТО - 1 и ТО - 2 в расчете на n-ый автомобиль nn TО-1 и пп ТО-2 определяем по числу соответствующих знаков на календарной шкале ТО. Общее количество ТО каждого вида для автомобилей данной марки в течение j-ro месяца определяется в виде суммы NTOiMj =Σ nn TОij Где NTOiMj - суммарное количество ТО i-гo вида в j-м месяце для автомобилей данной марки. Месячное число обслуживаний NЕОс.Мj выполняемых ежедневно при возврате подвижного состава с линии и выпуске на линию, определяется из выражения: NЕОс.Мj = noj * Дpj где Дpj – количество дней работы рассматриваемого подвижного состава в j-ом месяце. Месячное число обслуживаний NЕОс.Мj выполняемых перед ТО и ТР. NЕОс.Мj =(NТО-1.Mj +NТО-2.Mj ) * 1,6 где NТО-1.Mj и NТО-2.Mj – соответственно месячное количество ТО-1 и ТО 2; 1,6 – коэффициент, учитывающий проведение ЕО при ТР. Пример расчёта Для ГАЗ№1; NTOiMj =5 ТО-1; NTOiMj =2 ТО-2; NЕОс.Мj =2*23=46 NЕОт.Мj =(NТО-1.Mj +NТО-2.Mj ) * 1,6=(2+5)*1,6=11,2=12; Таблица 4 Программа технического обслуживания автомобилей
2.5 Корректировка нормативов по трудоемкости технического обслуживания Корректирование нормативных трудоемкостей ежедневных и плановых технических обслуживании производится по выражению ti=ti(H) K2 K5 где ti - скорректированная трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч; V, - нормативная трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч; К2 , K5 - коэффициенты, учитывающие соответственно модификацию подвижного состава и число автомобилей в АТП. Корректирование удельной трудоемкости текущего ремонта производится: tTP =tTP (H) K1 K2 K3 K4 K5 гдe tTP - скорректированная удельная трудоемкость текущего ремонта, чел.-ч/1000 км; tTP - нормативная удельная трудоемкость ТР, чел.-ч/1000 км; K1 ,K3 ,K4 - коэффициенты, учитывающие соответственно категорию условий эксплуатации, климатический район и пробег подвижного состава с начала эксплуатации. Нормативные трудоёмкости ЕО, ТО и ТР, коэффициенты корректирования и скорректированные нормативные трудоёмкости ЕО,ТО и ТР необходимо оформить в виде таблицы 2.4. Пример расчёта: Для автомобиля ГАЗ-4509 tEOc = tEOc (H) * K2 * K5 = 0,42*1,00*1,20=0,50 tEOm = tEOm (H) * K2 * K5 = 0,42*1,00*1,20=0,50 tTO-1 = tTO-1 (H) * K2 * K5 = 2,20*1,00*1,20=2,64 tTO-2 = tTO-2 (H) * K2 * K5 = 9,10*1,00*1,20=10,92 tTP = tTP (H) * K1 * K2 * K3 * K4 * K5 =3,70*1,20*1,00*0,90*0,70*1,20=3,36 tCO = 0.2 * tTO-2 = 0.2*10,92=2,18 Таблица 5 Корректирование трудоемкости ЕО, ТО, ТР и СО.
2.6 Расчет объемов работ ЕО, ТО и ТР. Объем работ ЕО и ТО в течение заданного месяца для автомобилей каждой марки определяем по выражению: ТiMj =Nimj ×ti где Timj - объем работ i-ro вида обслуживания в j-м месяце, чел.-ч; Nimj -суммарное количество обслуживании i-ro вида автомобилей данной марки j-M месяце; ti - трудоемкость i-ro вида обслуживания, чел.-ч. Объем работ по ТР определяется по выражению TTPMj =LПi ×tTP /1000 Далее суммируют значения трудоемкостей по видам для всех марок транспортных средств. Суммируя трудоемкости по водам работ в данном месяце определяют общую трудоемкость работ в j-ом месяце. Сложив значения трудоемкости работ по каждому месяцу получают общую годовую трудоемкость работ по ТО и ТР автомобилей, исходя из которой проводится расчет потребного количества производственных рабочих. Результаты расчетов необходимо занести в таблицу № . С целью уточнения расчетов потребного количества рабочих, необходимо месячные значения трудоемкости представить в виде гистограммы и определить наиболее нагруженный месяц, для которого при необходимости провести расчет потребного количества рабочих. Пример расчёта: Для автомобиля ГАЗ-4509 TEOc январь = NЕОс. январь *tEOc =46*0.50=23.2 TEOm. январь =NЕОm. январь *tEOm =12*0.50=6 TTO-1январь =NTO-1.январь* tTO-1 =5*2.64=13.2 TTO-2январь = NTO-2январь * tTO-2 =2*10.94=21.8 TTP январь = (LПянварь* tТР )/1000 =(26540*3.36)/1000=89.16 TCO.январь = NCO.январь *tCO =6*2.18=13.08 Таблица 6 Программа текущего ремонта автомобилей
Таблица 7 Объем работ по ТО и ТР автомобилей
2.7 Определение численности производственных рабочих Технологически необходимое (явочное) число рабочих Рт и штатное Рш определяются по выражениям PT =Tir /ФT =8005,27/1890=4,23≈5 (ч) РШ = ТiГ /Фш =8005,27/1596=5,1≈6 (ч) где Tir - годовой объем работ по зоне ЕО, ТО, ТР или участку, чел.-ч; ФТ - годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе, ч; Фш - годовой фонд времени штатного рабочего, ч Годовой фонд времени технологически необходимого рабочего при односменной работе определяется следующим образом ФТ =7(Дк-Дв-Дп)=7×270=1890 где 7 - продолжительность смены, ч., Дк, Дв, Дп - соответственно количество календарных дней в году, количество выходных дней в году, количество праздничных дней в году. Годовой фонд времени штатного рабочего определяется так Фш = Фт -7×(Дот+Дуп)=1890-7×(28+14)=1596 где Дот, Дуп - соответственно количество дней отпуска, число дней невыхода на работу по уважительным причинам. технический обслуживание автомобиль 3. Материально-техническое обеспечение автотранспортных средств 3.1 Нормирование расхода топлива а) Бортовые грузовые автомобили, седельные тягачи. Нормативное значение расхода топлива определяется по следующему соотношению QН =0,01* (НSап* S+Hw *W)* (1±0,01D) где Qн - нормативный расход топлива, л или м3 ; НSАП =Нs+HД ×GПР - норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км или м /100 км; НД - норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 т-км или м3 /100 т-км; Hs - базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля (тягача), л/100 км или м3 /100 км; S - пробег автомобиля или автопоезда, км; Hw - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т-км или м3 /100 т-км; W=GГР× SГР - объем транспортной работы, т-км; GГР -масса груза, т; SГР - пробег с грузом; GПР - собственная масса прицепа или полуприцепа, т; в - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. б) Самосвалы. Qн=0,01 Hsапс× S(1±0,01 D)+Hz*Z где Hsаnc=Hs+Hw(GПР +0,5q) - норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км; Hw - норма расхода топлива па транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа GПР , л/100 т-км (или м3 /100 т-км); Hz -дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за смену независимо от типа двигателя и грузоподъемности: бензин, дизельное топливо, сжиженный газ - 0,25 л, природный газ -0,25 m3 ; q -грузоподъемность прицепа, т; z - количество ездок с грузом за смену. Проводим расчеты потребного количества топлива на годовой объем транспортных работ. Расход топлива определяется по типам и маркам автомобилей. Пример расчёта: а) Бортовые грузовые автомобили седельные тягачи (ЗИЛ-4331): QН =0,01* (НSап* S+Hw * W)* (1±0,01D)=0,01*(25*331300+2*1455880)* *(1+ - 0,01*4,2)=116644 л; W=70*290+30*2100+15*1250+90*1500+20*260+95*3400+85*1500+90*70+5*220+10*100+65*250+70*1400+20*3300+10*400+120*4=1455880(т*км); б) 1. Грузовые самосвалы (ГАЗ-4509): Qн=0,01Hsапс×S(1±0,01D)+Hz*Z=0,01*17*327700*(1+0,01*4,2)+0,25* *3800=64655 л; Z=230+625+103+400+313+148+88+65+71+53+36+35+8+11+89+83+36+30+113+221+221+500+150+150+13+8=3800(рейсов); S=61100+61200+49400+47100+43200+65700=327700(км); 2.(КАМАЗ-55102): Qн=0,01*32*402300*(1+0,01*4,2)+0,25*3492=124979 л; Таблица 8 Потребное количество топлива по маркам автомобилей
Годовой расход по маркам топлив ΩΣi определяем суммированием планируемого расхода данной марки топлива по маркам автомобилей Ωтi. Таблица 9 Годовой расход по маркам топлив
Стоимость топлива: ДТ=306278*16,50=5053587(руб). 3.2 Нормирование расхода смазочных материалов Нормы расхода масел устанавливаются для каждой марки и модели автомобилей в литрах на 100 л общего нормативного расхода топлива, а нормы расхода пластичных смазок - в килограммах на 100 л расхода топлива. Для автомобилей отечественного производства и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены временные нормы Таблица 10 Временные нормы расхода масел и смазок
Потребное годовое количество масел и смазок Ωмс в зависимости от планируемого расхода топлив по маркам ΩΣi определяется по выражению: Ωмс=Нмс×ΩΣì(1±0,01F)/100, где F - поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %. Таблица 11 Потребное количество масел и смазок
Пример расчёта: ГАЗ-4509 - моторные масла: Ωмс=Нмс×ΩΣì(1±0,01F)/100=(3,2*50655)/100=1621 л; - трансмиссионные масла: (0,4*64655)/100=259л; - специальные масла: (0,1*64655)/100=65 л; - консистентные масла: (0,3*64655)/100=152 л; 3.3 Нормирование расхода запасных частей Нормирование расхода запасных частей производится по номенклатурным нормам, что характерно для крупных и средних автотранспортных предприятий, автобаз агропромышленных предприятий и т.д. Для условий настоящей курсовой работы определяется величина оборотного фонда предприятия: ПЗЧ =Н× A× К1 ×K2 ×К3 /100 где Н - номенклатурная норма расхода детали (количество деталей в обменном фонде), шт на 100 автомобилей в год; А -количество автомобилей рассматриваемой модели, шт; Kit K2 , К3 -коэффициенты, учитывающие условия эксплуатации, модификацию подвижного состава и природно-климатические условия. Результаты расчета сводятся в таблицу 3.3. Таблица 12 Количество оборотных агрегатов в обменном фонде.
Пример расчёта: Автомобиль ГАЗ-4509: - двигатель: ПЗЧ =Н× A× К1 ×K2 ×К3 /100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30; - КПП: ПЗЧ =Н× A× К1 ×K2 ×К3 /100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30; - ось передняя: ПЗЧ =Н× A× К1 ×K2 ×К3 /100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30; - мост задний: ПЗЧ =Н× A× К1 ×K2 ×К3 /100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30; - рул. механизм: ПЗЧ =Н× A× К1 ×K2 ×К3 100=(4*6*1,4*1,0*0,9)/100=0,30; 4. Проектирование технологического процесса технического обслуживания агрегатов (механизмов, систем) автомобиля Исходные данные: Марка автомобиля: ИЖ-2715; Агрегат (механизм, система): ТО-2 системы смазки; Неисправность: пониженное давление в системе смазки; Объект текущего ремонта: масляный насос; Система смазки Рисунок – 1: Система смазки двигателя Система смазки предназначена для обеспечения мослом трущихся поверхностей К.Ш.М. и частичного охлаждения двигателя. Качественная работа системы продляет работу двигателя на 15-25% от общего пробега. При некачественной работе системы, происходит повышенный износ прущихся поверхностей К.Ш.М., и двигатель перегревается. Основные неисправности системы смазки и способы их устранения. Пониженное давление масла: - работа двигателя на несоответствующем рекомендованному масле. Заменить масло в соответствии с рекомендациями заводской инструкции; - потеря упругости пружины редукционного клапана масляного насоса или попадания под клапан посторонних частиц. Снять масляный насос, разобрать и промыть. Очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев, при необходимости пристукнуть шарик к гнезду корпуса; - корпус, крышка или шестерни масляного насоса изношены или имеют дефекты. Отремонтировать масляный насос (см.ниже); - чрезмерный зазор между коренными и шатунными подшипниками. Разобрать двигатель и выполнить соответствующий ремонт; - неисправность электрического указателя давления масла. Проверить и заменить неисправные детали. Повышенное давление масла: - повышенная вязкость масла или двигатель не прогрет. Прогреть двигатель. Залить масло, соответствующе сезону эксплуатации; - заедание редукционного клапана в закрытом положении. Снять насос, разобрать, промыть и очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев. Повышенный расход масла: - течь масла через неплотности в соединениях. Устраняется подтяжкой соединений и заменой изношенных манжет; - износ или повреждение маслоотражательных колпачков. Заменить маслоотражательные колпачки; - закоксование поршневых колец в канавках поршня, Устраняется путем удаления нагара при помощи специального раствора. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ (ТО-2) Техническое обслуживание системы смазки включает проведение плановых работ, предусмотренных руководством по эксплуатации автомобиля, и работ, связанных с поддержанием работоспособности автомобиля. ТО-2 для легковых автомобилей в среднем проводится через каждые 15000 км пробега. Оно включает: 1) Проверить герметичность уплотнений; 2) Заменить масло в картере двигателя; 3) Заменить масляный и воздушный фильтры; 4) Очистить и промыть детали вентиляции двигателя; Проверка уровня масла и герметичности уплотнений. Уровень масла проверить на холодном неработающем двигателе. Оно должно находиться между рисками «Мин» и «Макс» на стержне. При необходимости долить свежее масло через заливную горловину на крышке головки цилиндров. Категорически запрещается эксплуатация двигателя с уровнем масла меньше нижней метки. Излишнее количество масла приводит к увеличенному нагарообразованию, закоксовыванию поршневых колец, забрызгиванию маслом свечей, нарушению вентиляции картера и попаданию масла в фильтрующий элемент воздухоочистителя. Герметичность соединений и манжет на коленчатом валу проверить визуально по наличию подтеканий масла, при необходимости устранить подтекание подтяжкой соединений или заменой манжет с предварительной разборкой двигателя. Замена масла и масляного фильтра. Заменять масло необходимо на хорошо прогретом двигателе. Для этого вывернуть сливную пробку (предварительно сняв крышку заливной горловины) и слить масло в ёмкость. Выдержать 10 минут, пока масло не стечёт. Снять масляный фильтр. Фильтр отворачивается от руки с приложением незначительного усилия. При возникновении затруднений при его отворачивании воспользоваться специальным приспособлением, состоящим из плотно охватывающего корпуса фильтра хомута и рукоятки. При установке нового фильтра убедиться в наличии и целостности уплотнительного кольца на фильтре, чистоте плоскостей фильтра и блока цилиндров. Новый фильтр завёртывать только усилием руки (предварительно смазав уплотнительное кольцо маслом для двигателя), после касания прокладки фильтра довернуть его ещё на ¾ оборота. Если при смене масла и фильтра было обнаружено, что масло очень тёмное (на стержне не просматриваются риски), надо, не снимая фильтра, слить масло, дать ему полностью стечь. Завернуть пробку и залить 2,5…2,75л моющего масла ВНИИНПФД в двигатель и дать ему поработать с минимальной частотой вращения коленчатого вала 10 мин. После этого слить моющее масло, заменить фильтр и залить 3,4 л свежего масла в соответствии с сезоном. Пустить двигатель, дать ему поработать 5…10 мин и проверить герметичность фильтра и пробки. Очистка и промывка деталей вентиляции. Для промывки отсоединить шланги, снять крышку головки цилиндров и снять с нее маслоотражатель. Промыть бензином или керосином шланги и маслоотражатель, а также трубку отсоса картерных газов в карбюраторе. Проверить чистоту внутренней поверхности шлангов и герметичность их соединения в местах затяжки хомутов. Операционно-технологическая карта ТО-2 автомобиля ИЖ-2715. Общая трудоемкость-18,0 чел.ч Технологическая карта №1 Система смазки Таблица 13
Итого: 1,41чел´час Разработка схемы поиска и устранения неисправности. Неисправность - пониженное давление масла. Обобщенные параметры технического состояния смазочной системы – давление масла в магистрали и его температура. При исправном состоянии двигателя давление и температура картерного масла взаимосвязаны. На давление и температуру масла влияют: износ сопряжений кривошипно-шатунного механизма, состояние системы охлаждения, тепловой и нагрузочный режимы двигателя, сорт применяемого масла. 1- работа двигателя на несоответствующем рекомендованному масле. Заменить масло в соответствии с рекомендациями заводской инструкции; 2- потеря упругости пружины редукционного клапана масляного насоса или попадания под клапан посторонних частиц. Снять масляный насос, разобрать и промыть. Очистить клапан от посторонних частиц и заусенцев, при необходимости пристукнуть шарик к гнезду корпуса; 3- корпус, крышка или шестерни масляного насоса изношены или имеют дефекты. Отремонтировать масляный насос (см.ниже); 4- чрезмерный зазор между коренными и шатунными подшипниками. Разобрать двигатель и выполнить соответствующий ремонт; 5- неисправность электрического указателя давления масла. Проверить и заменить неисправные детали. Проверка масляного насоса. Обычно в условиях эксплуатации не возникает необходимости в ревизии масляного насоса. Только при падении давления масла из-за насоса целесообразно снять и разобрать насос для проверки состояния его деталей в такой последовательности: - закрепить масляный насос в тисках, проследив за тем, чтобы не повредить корпус; - отвернуть шесть винтов крепления крышки масляного насоса и снять крышку, ведущую и ведомую шестерни; - после разборки все детали насоса тщательно промыть и продуть сжатым воздухом; - тщательно осмотреть крышку и корпус насоса, при наличии значительного износа детали заменить; - осмотреть ведущую и ведомую шестерни, при наличии повышенного износа заменить их; - проверить зазор между рабочими поверхностями зубьев в зацеплении шестерен, этот зазор должен быть 0,5…0,22мм. Предельный износ по зазору равен 0,30мм, при увеличении зазора шестерни заменить; - проверить зазор между наружным диаметром ведомой шестерни и расточкой в корпусе насоса с помощью щупа. Монтажный диаметральный зазор равен 0,105…0,175мм. Этот зазор изменяется очень мало; если же он превысит 0,22 мм, заменить корпус насоса, а если необходимо, то и шестерню; - проверить щупом зазор между наружным диаметром ведущей шестерни и корпусом, который должен быть 0,140…0,216 мм; если же он превысит 0,25 мм, заменить наиболее изношенную или обе детали; - проверить щупом зазор между внутренним диаметром ведущей шестерни и выступом корпуса, который должен быть 0,050…0,10 мм; если же он превысит 0,15 мм, заменить наиболее изношенную или обе детали; - проверить щупом зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса насоса, который должен быть 0,05…0,122 мм; если же он превысит 0,15 мм, подогнать плоскость прилегания корпуса к крышке или заменить корпус; - проверить неплоскостность крышки, которая допускается не более 0,03 мм; при необходимости притереть или пришлифовать плоскость. Толщина крышки после шлифовки не должна быть менее 4,20 мм; - собрать масляный насос в последовательности, обратной разборке. При этом шестерни масляного насоса установить так, чтобы торцы с фаской были обращены в сторону корпуса. После установки шестерни обильно смазать моторным маслом. Масляный насос Рисунок-3: Масляный насос
Выбор номенклатуры запасных частей для текущего ремонта узла автомобиля. Текущий ремонт предназначен для устранения отказов и неисправностей с целью обеспечения ресурса автомобиля до капитального ремонта. При текущем ремонте допускается замена всех деталей кроме базовых, при этом, как правило, не заменяют основные детали. Базовые ― основные и корпусные детали, которые обеспечивают размещение всех остальных деталей. Основные ― обеспечивают функционирование узла. Масляный насос установлен в картере блока двигателя и приводится в действие от коленчатого вала по средствам зубчатой передачи. Базовые детали – корпус, крышка, маслозаборник. Основные детали – ведущая и ведомая шестерни, редукционный клопан. Заказ на запасные части автомобиля ИЖ - 2715 Узел – масляный насос. Таблица 14
Список литературы 1. Афанасьев Л.Л. Единые транспортные системы и перевозки. - М: 2.Миронюк С.К. Использование транспорта в сельском хозяйстве. - М/ Колос, 1982.-287 с. 3.Рыбаков К.В. Транспорт в сельскохозяйственном производстве. Учебное пособие. - М.: МГАУ, 1998. - 52 с. 4. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным 5. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. - М.: Транспорт, 1988. - 78 с. 6. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. - М.: «Ось-89», 1997. - 48 с. 7. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. Техническая эксплуатация автомобилей. - М.: Наука, 2001. - 535 с. 8. Водолазов Н.К. Курсовое и дипломное проектирование по механизации. Учебное пособие. -М.: Агропромиздат, 1991 -335 с. 9. Регулировка автомобилей, применяемых в сельском хозяйстве: Справочник/ В.Е. Гореликов, В.Т. Каширин, П.Д. Козлов и др. - Л.: Машиностроение, 1984. -311 с. 10. Газарян А.А. Техническое обслуживание автомобилей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2000. - 272 с. 11. Автомобили Урал моделей-4320-01, -5557: Устройство и техническое обслуживание. С.Л. Антонов, В.А. Трофимов, А.И. Штурюкин и др. - М.: Транспорт, 1994. - 245 с. 12. И. Кузнецов А.С., Глазачев СИ. Автомобили моделей ЗИЛ-4333, ЗИЛ-4314 и их модификации: Устройство, эксплуатация, ремонт. - М.: Транспорт, 1996. - 288 с. 13.ЗИЛ-5301 и его модификации: Руководство по ремонту, каталог деталей. А.С. Кузнецов, СИ. Глазачев, В.М. Калинцева и др. - М.: Элит-пресс, 2000. - 476 с. 14. Карагодин В.И., Карагодин Д.В. Автомобили КамАЗ: устройство, техническое обслуживание и ремонт. - М.: Транспорт, 2001. - 342 с. 15. Синельников А.Ф., Васильев Б.С. Автомобили МАЗ: Техническое обслуживание и ремонт. - М.: Транспорт, 2000. - 372 с. 16. Справочник инженера-механика сельскохозяйственного производства. Учебное пособие / П.А. Андреев, В.М. Баутин, А.Н. Батишев и др. - М.: Информагротех, 1995.-576 с. 17. Спичкин Г.В., Третьяков A.M. Практикум по диагностированию автомобилей. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Высшая школа, 1986.- 439 с. 18. Справочно-информационная система автомобилей «АвтоКаталог -АвтоПредприятие AutoSoft SP». |