Курсовая работа: Методы определения таможенной стоимости

Название: Методы определения таможенной стоимости
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: курсовая работа

Введение

Актуальность темы курсовой работы заключается в том что, таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли.

Долгое время методы определения таможенной стоимости в разных государствах значительно отличались друг от друга. В одних странах ввозные таможенные пошлины взимались с цены FOB – (Свободно на борту), в других – с цены CIF – (Стоимость, страхование и фрахт), (в последнем случае размер пошлины увеличивался примерно на 5%). Таможенные пошлины могли исчисляться как с цены, указанной экспортером в товаросопроводительных документах, так и с цены аналогичного товара на мировом рынке. Особое неудобство для экспортеров составляло то, что они не знали точно, какой метод определения таможенной стоимости будет применен и, следовательно, какова будет конечная цена продаваемого товара, от которой зависит эффективность внешнеторговой операции.

В это связи, еще в 1950 году по инициативе ряда западноевропейских государств была заключена Конвенция о создании унифицированной методологии определения таможенной стоимости товаров (Брюссельская конвенция о таможенной стоимости). В ней таможенная стоимость была определена как нормальная цена, по которой товар может быть продан в стране назначения в момент приема таможенной декларации. К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Но, в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений, среди которых было и Соглашение о применении статьи VII ГАТТ, иначе именуемое Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ. Оно и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано таможенное законодательство многих стран, в том числе и российского.

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, но в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979 года.

Объект исследования – таможенная стоимость ввозимых товаров.

Предмет исследования – методы определения таможенной стоимости.

Цель исследования – рассмотреть и проанализировать порядок применения методов определения таможенной стоимости.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, восьми глав, заключения, списка литературы.


1. Анализ новелл института таможенной стоимости в таможенном законодательстве Таможенного союза

В большинстве стран мира в прошедшие десятилетия таможенно-тарифное регулирование было существенно пересмотрено и модернизировано в сторону создания более простых, ясных и четко работающих правил и норм, а также в сторону их сближения с рекомендациями, нормами и положениями международных соглашений, конвенций и других межгосударственных договоренностей.

Интенсивное развитие международной торговли во многом стало возможным в силу того, что национальные таможенные системы подавляющего большинства стран мира формировались вокруг близких, во многом общих, правовых и организационных норм и правил. В международном плане эта правовая совместимость была достигнута благодаря созданию целой системы многосторонних межгосударственных соглашений и договоренностей.

Проблема совершенствования правовой базы таможенного регулирования особенно актуальна для России. Анализ сложившейся ко второй половине 90-х годов законодательной основы таможенно-тарифного регулирования показывает, что действующее на тот момент времени законодательство содержало много правовых норм непрямого действия или норм, правоприменение которых требует сложных пояснений. Эта особенность законодательной базы включила в ход механизм ведомственного законотворчества: многие конкретные стороны таможенного регулирования внешней торговли определялись путем издания ведомственных подзаконных актов, инструкций, приказов. Их число перевалило за много сотен. В итоге сложилась громоздкая, запутанная система. В свою очередь реальная практика исполнения всего этого директивного материала стала осязаемым бюрократическим барьером в торговле и породила специфические методы его преодоления.

В настоящее время таможенное дело в России находится на пороге очередной перестройки, правовое регулирование которого будет осуществляться уже в рамках Таможенного союза. На наших глазах таможенное регулирование, по сути, создаётся заново. Попытаемся разобраться в новеллах института определения таможенной стоимости товаров в рамках Таможенного союза, который традиционно является одним из самых актуальных для участников внешнеэкономической деятельности.

Несмотря на тот факт, что фактически активная фаза реализации создания Таможенного союза (далее также – ТС) началась только в конце 2009 года, уже сейчас можно увидеть принципы и основы функционирования института таможенной стоимости на территории Таможенного союза.

Обратимся к основам правового регулирования Таможенного союза, «флагманом» которого является Таможенный кодекс таможенного союза. В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48 с 6 июля 2010 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза для всех государств-членов ТС. Согласно ст. 3 Таможенного кодекса таможенного союза (далее также – ТК ТС) таможенное законодательство ТС состоит из:

1) Таможенного кодекса таможенного союза;

2) Международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) Решений Комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-членов таможенного союза.

Первый взгляд на ТК ТС сразу выявляет новшества – впервые таможенной стоимости посвящена целая глава Таможенного кодекса (Глава № 8).

Общие положения о таможенной стоимости (п. 1 ст. 64 ТК ТС) ориентируют нас в правовом пространстве – таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, определяется в соответствии с международным соглашением государств-членов ТС, регулирующем вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

Такое соглашение подписано странами ещё два года назад и применяется со вступления в силу Таможенного Кодекса ТС, – это Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза» (далее - Соглашение).

Сразу можно сказать, что основы, базовые положения определения и контроля таможенной стоимости не претерпели каких-либо серьезных изменений.

Положения Соглашения корреспондируются с принципами Соглашения о применении ст. VII ГАТТ, а именно:

1) Установление исчерпывающего перечня методов определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой.

2) Закрепление в качестве первоосновы для таможенной стоимости товаров стоимости сделки.

Таким образом, таможенной стоимостью товара должна выступать стоимость, реально уплаченная за импортируемые товары, или, другими словами, цена товара, определенная внешнеторговым договором (сделки купли-продажи) с учетом дополнительных расходов (издержек), понесенных покупателем при подготовке и исполнении конкретной сделки купли-продажи.

3) Строгая последовательность использования методов определения таможенной стоимости.

Методы определения таможенной стоимости товаров применяются в строгой последовательности. Каждый последующий метод используется, если таможенная стоимость товаров не может быть рассчитана с использованием предыдущего метода. Методы определения таможенной стоимости товаров являются взаимозаменяемыми, то есть переход от одного метода к последующему имеет своей целью произвести объективный расчет экономически значимой величины (таможенной стоимости товаров) и не направлен на поиск метода для расчета заниженной или завышенной налогооблагаемой базы.

4) Объективность определения таможенной стоимости товаров.

В Соглашении о применении ст. VII ГАТТ в качестве общего правила указано, что таможенная стоимость товаров устанавливается на основании информации, доступной в стране импорта. Любая расчетная база требует создания определенного порядка исчисления таможенного налогообложения. Поэтому порядок установления таможенной стоимости, с одной стороны, должен быть общенациональным, увязанным с общей налоговой системой, порядком ведения бухгалтерского учета и другими отраслями национального законодательства, а с другой стороны, он должен соответствовать международным нормам.

Вместе с тем, существует перечень изменений, которые являются новыми.

Во-первых, Соглашение предусматривает включение в таможенную стоимость товаров расходов по их перевозке не до места их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации, а до места их прибытия на таможенную территорию Таможенного Союза. Указанное обстоятельство представляется положительным с точки зрения экономии затрат для участников ВЭД, так как территория Таможенного союза существенно шире территории России, соответственно, экономия может быть достаточно существенной.

Во-вторых, Соглашение устанавливает порядок производства дополнительных начислений в отношении товаров, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

Подпункт «б» пункта 5 статьи 5 Соглашения предусматривает, что:

при осуществлении добавлений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате в отношении представленных покупателем и указанных в подпункте 2 "г" пункта 1 настоящей статьи Соглашения товаров и услуг (проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территории таможенного союза, и необходимые для производства ввозимых товаров), которые были приобретены или арендованы покупателем, добавления производятся в части расходов на приобретение или аренду таких товаров и услуг, если покупателем представлены товары и услуги, находящиеся в общественном владении, то есть в государственной или муниципальной собственности, дополнительные начисления производятся в части стоимости (издержек) получения копии с них.

В-третьих, Соглашение также предполагает учёт помимо стоимости товаров и расходов, связанных с их доставкой продавцу.

При производстве дополнительных начислений в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Соглашения помимо стоимости непосредственно товаров (предметов), а именно, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимые товары;

б) инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров;

в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территории таможенного союза, и необходимые для производства ввозимых товаров учитываются все расходы, связанные с предоставлением (доставкой) их продавцу (включая их возврат, если таковой предусмотрен).

В-четвёртых, Соглашение вводит при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости идентичных и однородных товаров 90-дневное ограничение временного периода со дня ввоза оцениваемых товаров, в течение которого, информация об указанных товарах может быть использована для определения таможенной стоимости ввозимых товаров (пункт 1 статьи 6 и пункт 1 статьи 7 Соглашения).

В-пятых, положения Соглашения (пункт 1 статьи 2 и статья 11), затрагивающие вопросы по отсрочке принятия решения по таможенной стоимости товаров, а также по проведению консультаций между таможенным органом и декларантом по выбору стоимостной основы, также отчасти являются новыми. Однако случаи определения таможенной стоимости с использованием упомянутой процедуры, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

На следующем уровне правового регулирования по вопросам связанным с таможенной стоимостью в настоящее время уже приняты следующие международные соглашения:

1) Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря 2008.

Данный Протокол по сути является декларативным, фиксирующим взаимные намерения сторон единообразно применять нормы ТС по таможенной стоимости. Государства-члены ТС, в частности, рассматривают конкретные проблемные вопросы, связанные с применением Соглашения, вырабатывают единые подходы к толкованию положений Соглашения с учётом норм международного права, в том числе, содержащихся в документах Технического комитета по таможенной оценке Всемирной таможенной организации, а также готовят рекомендации по единообразному применению правил, установленных Соглашением.

2) Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров, между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 12 декабря 2008.

Таможенные органы государств Сторон Протокола обмениваются информацией, в том числе посредством направления запросов, исполнение которых осуществляется в срок, не превышающий 30 календарных дней, представляют друг другу копии таможенных деклараций и иных документов и будут стремиться к организации упомянутого обмена информацией в режиме реального времени.

3) Также на уровне международных соглашений урегулированы вопросы декларирования таможенной стоимости товаров, государства – члены ТС подписали Соглашение о порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 12 декабря 2008.

Сразу нужно отметить, что выделение порядка декларирования именно сведений о таможенной стоимости из общей процедуры декларирования, свидетельствует о особом его статусе и значения при таможенном контроле товаров. Рассматриваемым Протоколом закреплены составляющие процесса декларирования таможенной стоимости, а именно, заявление сведений о методе определения таможенной стоимости, ее величине, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.

Нельзя не отметить, что на законодательном уровне по-прежнему отсутствует понятие таможенной стоимости товаров.

Заявляемая таможенная стоимости ввозимых товаров и представляемые сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации. Декларация таможенной стоимости, если она заполняется при декларировании, является неотъемлемой частью таможенной декларации.

4) Соглашение о порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.

Контроль таможенной стоимости осуществляется таможенным органом государства каждой из сторон, как при таможенном оформлении товаров, так и после выпуска товаров. По результатам осуществления контроля таможенной стоимости таможенный орган принимает решение о принятии таможенной стоимости или о необходимости корректировки заявленной таможенной стоимости.

Впервые в законодательстве корректировка таможенной стоимости закреплена как самостоятельный институт в сфере таможенного дела.

Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории ТС, определяется в соответствии с законодательством государства-члена ТС, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров.

Положениями Главы №8 ТК ТС установлены общие принципы и положения осуществления определения и контроля таможенной стоимости при осуществлении таможенными органами таможенного контроля, которые не претерпели существенных изменений по сравнению и существующим порядком.


2. Основные принципы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров (ст. 4,6,7,8,9,10 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза»):

1) Метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (ст. 4);

2) Метода по стоимости сделки с идентичными товарами (ст. 6);

3) Метода по стоимости сделки с однородными товарами (ст. 7);

4) Метода вычитания (ст. 8);

5) Метода сложения (ст. 9);

6) Резервного метода (ст. 10).

Перечисленные методы применяются в следующем порядке:

а) первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами. При этом указанный метод применяется с учетом дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате;

б) если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенная стоимость товаров определяется применяемыми последовательно методом по стоимости сделки с идентичными товарами и методом по стоимости сделки с однородными товарами;

в) если таможенная стоимость товаров не может быть определена вышеперечисленными методами, то она определяется применяемыми последовательно методом вычитания и методом сложения. При определении таможенной стоимости товаров декларант имеет право выбрать очередность применения метода вычитания и метода сложения;

г) если для определения таможенной стоимости товаров невозможно использовать ни один из указанных выше методов, то таможенная стоимость товаров определяется по резервному методу.

Настоящее Соглашение устанавливает единые правила определения таможенной стоимости товаров в целях применения Единого таможенного тарифа таможенного союза, а также применения иных мер, отличных от таможенно-тарифного регулирования, которые вводятся (могут вводиться) для регулирования товарооборота таможенного союза. Положения настоящего Соглашения применяются в случае, если товары фактически пересекли таможенную границу таможенного союза при ввозе на единую таможенную территорию таможенного союза, и в отношении таких товаров впервые после пересечения таможенной границы заявляется таможенный режим. В иных случаях положения настоящего Соглашения могут применяться, если это прямо установлено законодательством государства соответствующей Стороны.

Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, т.е. не должна различаться в зависимости от источников поставки товаров.

В целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.


3. Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами

При использовании метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями (ст. 5 Соглашения), при любом из следующих условий:

1) Отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: а) установлены совместным решением органов таможенного союза; б) ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; в) существенно не влияют на стоимость товаров.

2) Продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

3) Никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со (ст.5 Соглашения) могут быть произведены дополнительные начисления;

4) Покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей.

Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой. При продаже товаров между взаимосвязанными лицами, стоимость сделки с ввозимыми товарами принимается и таможенная стоимость товаров определяется в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, только в том случае, если лицо, декларирующее товары, докажет, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из следующих проверочных величин, имеющих место в тот же или соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу таможенного союза:

1) Стоимости сделки с идентичными или с однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза;

2) Таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой методом вычитания;

3) Таможенной стоимости идентичных или однородных товаров, определяемой методом сложения.

При проведении сравнений с использованием указанных проверочных величин учитываются представленные лицом, декларирующим товары, сведения о различиях в коммерческих уровнях продажи, в количестве товаров, в дополнительных начислениях, а также о различиях в расходах, которые обычно несет продавец при продажах, когда продавец и покупатель не являются взаимосвязанными лицами, по сравнению с расходами, которые не несет продавец при продажах, если продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами. Проверочные величины, используются по инициативе лица, декларирующего товары, исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров.

Также для определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются:

1) Расходы в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров;

б) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;

в) расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

2) Соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимые товары;

б) инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров;

в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне единой таможенной территории таможенного союза, и необходимые для производства ввозимых товаров;

3) Часть полученного в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввозимых товаров дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу;

4) Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза;

5) Расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза;

6) Расходы на страхование;

7) Лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.

При определении таможенной стоимости ввозимых товаров не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:

1) Платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на единой таможенной территории таможенного союза;

2) Платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.

Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров не должна включать перечисленные ниже расходы при условии, что они выделены из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены лицом, декларирующим товары, и подтверждены им документально:

1) Расходы на производимые после прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза строительство, возведение, сборку, монтаж, обслуживание или оказание технического содействия в отношении таких оцениваемых (ввозимых) товаров, как промышленные установки, машины или оборудование;

2) Расходы по перевозке (транспортировке) товаров, осуществляемой после их прибытия на единую таможенную территорию таможенного союза;

3) Пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на единой таможенной территории таможенного союза в связи с ввозом или продажей оцениваемых (ввозимых) товаров.

Добавления (дополнительные начисления) к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. При отсутствии такой информации, необходимой для дополнительных начислений, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не применяется.

Так же необходимо отметить, что для унификации понимания прав и обязанностей сторон разработаны базисные условия поставки, которые определяют обязанности продавца и покупателя по доставке товаров, устанавливают момент перехода риска случайной гибели или порчи товара с продавца на покупателя. Условия называются базисными потому, что они устанавливают структуру цены в зависимости от того, включаются расходы по доставке в цену товара или нет. Такие базисные условия, а их 13, с соответствующими торговыми терминами и с их толкованием включены в сборник торговых терминов «Инкотермс-2000».

Таким образом, зная правила «Инкотермс», легко сориентироваться по структуре транспортных расходов, которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной (фактурной) цены ввозимого товара.

4. Метод по стоимости сделки с идентичными товарами

Если таможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и ввезенными на единую таможенную территорию таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров, должна использоваться стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах. Указанная в настоящем абзаце информация применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.

Такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.

При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров по стоимости сделки с идентичными товарами при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с идентичными товарами для учета значительной разницы в расходах между оцениваемыми и идентичными товарами, обусловленной различиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта.

В случае если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными товарами (с учетом корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

5. Метод по стоимости сделки с однородными товарами

В случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и методом по стоимости сделки с идентичными товарами, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и ввезенными на единую таможенную территорию таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и ввозимые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

Для определения таможенной стоимости товаров методом по стоимости сделки с однородными товарами используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары.

В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах. Указанная в настоящем абзаце информация применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.

Такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.

При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров, методом по стоимости сделки с однородными товарами при необходимости проводится корректировка стоимости сделки с однородными товарами для учета значительной разницы в расходах, в отношении оцениваемых и однородных товаров, обусловленной различиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и видах транспорта.

В случае если выявлено наличие более одной стоимости сделки с однородными товарами (с учетом соответствующих корректировок), для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.

6. Метод вычитания.

В случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, методом по стоимости сделки с идентичными товарами и методом по стоимости сделки с однородными товарами, таможенная стоимость товаров определяется по методу вычитания, за исключением случаев, когда по заявлению лица, декларирующего товары, применяется обратный порядок применения метода вычитания и метода сложения.

В случае если оцениваемые (ввозимые) товары либо идентичные или однородные им товары продаются на единой таможенной территории таможенного союза в том же состоянии, в котором они были ввезены на единую таможенную территорию таможенного союза, в качестве основы для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров принимается цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество оцениваемых (ввозимых) либо идентичных или однородных товаров продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, осуществляющими такую продажу на единой таможенной территории таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, в который оцениваемые (ввозимые) товары пересекали таможенную границу таможенного союза, при условии вычета следующих сумм:

1) Вознаграждение посреднику (агенту), обычно выплачиваемое или подлежащее выплате, либо надбавка к цене, обычно производимая для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в размерах, обычно имеющих место в связи с продажей на единой таможенной территории таможенного союза товаров того же класса или вида;

2) Обычные расходы на осуществленные на единой таможенной территории таможенного союза перевозку (транспортировку) и страхование и иные связанные с такими операциями расходы;

3) Таможенные пошлины, налоги, сборы и применяемые в соответствии с законодательством государства соответствующей Стороны иные налоги, подлежащие уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на территории государства этой Стороны, включая налоги и сборы субъектов государства этой Стороны и местные налоги и сборы.

В случае если ни оцениваемые (ввозимые), ни идентичные, ни однородные товары не продаются на единой таможенной территории таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу таможенного союза, таможенная стоимость таких товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые (ввозимые), или идентичные с оцениваемыми (ввозимыми), или однородные с оцениваемыми (ввозимыми) товары продаются на единой таможенной территории таможенного союза в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению к дате прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, но не позднее чем по истечении 90 дней после этой даты.

В случае если ни оцениваемые (ввозимые), ни идентичные, ни однородные товары не продаются на единой таможенной территории таможенного союза в том же состоянии, в каком они были ввезены на единую таможенную территорию таможенного союза, по заявлению лица, декларирующего товары, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе цены единицы таких товаров, по которой их наибольшее совокупное количество продается после переработки (обработки) лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, у которых они покупают эти товары на единой таможенной территории таможенного союза, при условии вычета стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), и сумм, указанных выше в 1 - 3 пункта.

Вычеты стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), производятся на основе достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, относящейся к стоимости переработки (обработки).

Положения этого метода для определения таможенной стоимости не используется, если:

1) В результате дальнейшей переработки (обработки) оцениваемые (ввезенные) товары теряют свои индивидуальные признаки, за исключением случаев, когда несмотря на потерю товарами своих индивидуальных признаков величина стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), может быть точно определена;

2) Оцениваемые (ввезенные) товары не утрачивают свои индивидуальные признаки, но составляют столь незначительную часть в товарах, продаваемых на единой таможенной территории таможенного союза, что стоимость оцениваемых (ввезенных) товаров не оказывает существенного влияния на стоимость продаваемых товаров. Возможность применения данного метода определяется в каждом отдельном случае в зависимости от конкретных обстоятельств.

При рассмотрении продаж оцениваемых (ввезенных) либо идентичных или однородных товаров на единой таможенной территории таможенного союза не должны приниматься в расчет продажи лицу, которое в связи с производством и поставкой для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза оцениваемых (ввезенных) товаров прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене предоставляет для использования товары и услуги.

Для целей применения метода вычитания прибыли и коммерческих и управленческих расходов (прямые и косвенные расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая эти расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей оцениваемых (ввезенных) товаров того же класса или вида. Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основе имеющейся у лица, декларирующего товары, информации, в случае если предоставленные им данные сопоставимы с данными, имеющими место при продажах в соответствующем государстве Стороны товаров того же класса или вида. В случае если эти сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям об обычных прибыли и коммерческих и управленческих расходах при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза, таможенный орган может определить сумму обычной прибыли и общих расходов на основе имеющихся у него сведений.

В случае если таможенный орган определяет сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходов на основе имеющихся у него данных, то он обязан в письменном виде указать источник таких данных, а также произведенные на их основе расчеты.

Для целей применения метода вычитания используются сведения о товарах того же класса или вида, ввезенных из той же страны, что и оцениваемые (ввозимые) товары, а также о товарах из других стран. Вопрос о том, являются ли оцениваемые (ввозимые) товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи ввезенной на единую таможенную территорию таможенного союза возможно более узкой группы или ряда товаров того же класса или вида, включая оцениваемые (ввозимые), в отношении которых может быть предоставлена информация.

7. Метод сложения

При определении таможенной стоимости товаров по методу сложения в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения:

1) Расходов по изготовлению или приобретению материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых (ввозимых) товаров:

а) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;

б) расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Соответствующим образом распределенная стоимость следующих товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на единую таможенную территорию таможенного союза, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары:

а) сырье, материалы, детали, полуфабрикаты и тому подобные предметы, из которых состоят ввозимые товары;

б) инструменты, штампы, формы и другие подобные предметы, использованные при производстве ввозимых товаров;

в) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;

г) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи. Стоимость этих предметов, произведенных на единой таможенной территории таможенного союза, должны быть включены только в той степени, в которой эти товары и услуги оплачивались производителем. При этом расходы не должны учитываться повторно при определении расчетной стоимости.

Все эти расходы определяются на основе сведений о производстве оцениваемых (ввозимых) товаров, представленных их производителем или от его имени, и подтвержденных коммерческими документами производителя, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым принципам бухгалтерского учета, применяемым в стране, где произведены товары;

2) Суммы прибыли и коммерческих и управленческих расходов, эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые (ввозимые) товары, которые производятся в стране экспорта для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза;

3) Расходов по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза; Расходов по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию таможенного союза; Расходов на страхование в связи с международной перевозкой товаров.

В качестве коммерческих и управленческих расходов должны учитываться прямые и косвенные издержки производства и продажи товаров для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.

Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основе сведений, представленных производителем или от его имени. В случае если эти сведения не соответствуют имеющимся в распоряжении таможенного органа сведениям об обычных прибыли и коммерческих и управленческих расходах при продажах товаров того же класса или вида для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза, таможенный орган может определить сумму обычной прибыли и общих расходов на основе имеющихся у него сведений.

В случае если таможенный орган определяет сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходов на основе имеющихся у него данных, он обязан в письменном виде указать источник таких данных, а также произведенные на их основе расчеты.

Для определения стоимости товаров методом сложения, используются сведения о продажах товаров того же класса или вида, произведенных в том же государстве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. Вопрос о том, являются ли оцениваемые (ввозимые) товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза возможно более узкой группы или ряда товаров того же класса или вида, включая оцениваемые (ввозимые), в отношении которых может быть предоставлена информация.

Таможенные органы не вправе требовать от какого-либо лица, не являющегося резидентом государств Сторон, представления документов и содержащихся в его коммерческих документах сведений о производстве и продаже оцениваемых (ввозимых) товаров. Однако информация, представленная производителем товаров для целей определения их таможенной стоимости, может быть проверена в другой стране уполномоченными органами государства Стороны с согласия производителя. Проверка документов и сведений, представленных иностранным производителем или от его имени, производится таможенными органами в соответствии с международными договорами, участником которых является государство Стороны, и общепринятыми принципами и нормами международного права.

8. Резервный метод

В случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена вышеперечисленными методами определения стоимости товаров, то таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.

Методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в качестве резервного метода, являются теми же, что и вышерассмотренные методы. Однако при определении таможенной стоимости товаров резервным методом допускается гибкость при применении этих методов. В частности, допускается следующее:

1) Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые (ввозимые) товары;

2) При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть проданы для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и ввезены на единую таможенную территорию таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (возимых) товаров.

3) Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных им товаров, определенная методом вычитания и методом сложения;

4) При определении таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров в соответствии с методом вычитания, допускается отклонение от установленного срока в 90 дней.

Таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях.

Таможенная стоимость товаров не должна определяться на основе:

1) Цены на товары на внутреннем рынке таможенного союза, произведенные на единой таможенной территории таможенного союза;

2) Системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей;

3) Цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза;

4) Иных расходов, нежели расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии с методом сложения;

5) Цены товаров, поставляемых из страны их вывоза в третьи страны;

6) Минимальной таможенной стоимости;

7) Произвольной или фиктивной стоимости.

В случае если настоящий метод применяется таможенным органом, то таможенный орган обязан в письменном виде указать источник использованных данных, а также подробный расчет, произведенный на их основе.

таможенная стоимость ввозимый товар


Заключение

Рост международной торговли вызвал необходимость создания унифицированной методологии определения таможенной стоимости товара и технических норм, регулирующих таможенные формальности.

Оценка стоимости импортного товара с целью определения размера пошлин представляет собой одну из сложнейших процедур таможенной практики, поскольку, варьируя способы определения таможенной стоимости товара, можно существенно изменять размер взимаемой пошлины.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленных Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и предоставляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

Хотелось бы выразить надежду, что проанализированные нормы, регламентирующие вопросы таможенной стоимости, и в дальнейшем будут приниматься на основе простых и четко выраженных правил и принципов для участников ВЭД. Так как нельзя не видеть, что страна, таможенное регулирование которой не учитывает в своем развитии названных выше тенденций, не использует общепринятых в мире норм, правил и практики, не участвует активно в многостороннем процессе развития правовых, административных и организационно-технических основ регулирования, сама создает препятствия для развития своих внешнеторговых связей и использования возможностей, которые дает внешняя торговля для развития экономики страны.

Список использованной литературы

1. Письмо ФТС России № 01-11/31847 от 29 июня 2010 года О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ.

2. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств № 18 от 27 ноября 2009 года. О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

3. Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».

4. Таможенный кодекс Таможенного союза с изменениями и дополнениями в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 16.04.2010.

5. ИНКОТЕРМС – 2000.

6. Жамишев Б. Реальные возможности Таможенного союза // Таможенное регулирование. Таможенный контроль, – 2010 – №4. 34 С.

7. Новиков В.Е. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: монография / В.Е. Новиков и др. - М.: РИО РТА, 2006 – 320 С.

8. Свинухов В.Г. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие. — М.: Экономисть, 2009 – 376 С.

9. Таможенная стоимость. Учебник / Под общ. ред. Л.А. Бондарь и В.А. Шамахова. - М.: Софт Издат, 2007 – 217 С.

10. Тимошенко И.В. Таможенное право России. – Ростов н/Д: Феникс, 2006 – 512 С.

11. Шапошников Н.Н. Таможенная политика России //Таможенные ведомости, – 2010 – № 2. 57 С.

12.www.Таможня.ru

13.www.targo.ru