Контрольная работа: Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации

Название: Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: контрольная работа

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Камчатский государственный педагогический университет имени Витуса Беринга»

Кафедра истории России и зарубежных стран

Праздники и зрелища в истории Древнеримской цивилизации.

Петропавловск – Камчатский 2010


План

Введение

I. Истоки зарождения праздников и зрелищ в Древнеримской цивилизации

1.1 Влияние чужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты

1.2 История местных верований, культов и религиозных обрядов, как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ

II. Появление в Древнем Риме традиции - организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа

2.1 Обеты, даваемые богам знатными римлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр для населения

2.2 Особенность римского театра

2.3 Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян

Заключение

Список источников и литературы


Введение

Отдых − после дел, говорила римская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это «делами», а рассматривая скорее как досуг, как « отдохновение духа». Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать. Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему было больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов. Иногда отправлялись просто подивиться на какого-нибудь экзотического дикого зверя. Одни искали тишины и покоя, другие – шумных, неистовых развлечений. Одни удалялись на отдых из города в деревню, к себе в поместье, а иных манили к себе соблазны больших городов.

В нашей работе мы постараемся рассмотреть, как в древнеримской цивилизации зарождались традиции отмечать праздники и зрелища, каковы были корни их происхождения и как, с течением времени, они культивировались и превращались в грандиозные зрелища и игры для развлечения населения.

Цель работы: показать какую роль играли праздники и зрелища в жизни древнеримской цивилизации.

Задачи: рассмотреть истоки зарождения праздников и зрелищ в древнеримской цивилизации; появление в Древнем Риме традиции, организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа.

Очень интересно описывает обычаи, нравы древних эллинов, и сопоставляет их с укладом повседневной жизни и духовными особенностями людей в ареале римской цивилизации, автор книги «Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима»- Лидия Винничук. В ее книге прослеживаются все этапы развития Рима и Греции, их особенности. В результате сравнительного анализа возникает реальная и живая историческая картина событий на протяжении полутора тысячелетий. Автор широко использует в своей книге письменные и археологические источники, которые были изучены и обработаны ею лично. Книга изобилует цитатами из античных сочинений, что придает ей особое очарование при прочтении.

В нашей работе мы использовали следующие исторические источники: Гай Светоний Транквил «Жизнь двенадцати Цезарей», Квинт Гораций Флакк «Оды. Сатиры. Послания », Тит Макций Плавт « Избранные комедии», Теренций «Комедии», Тит Ливий « Римская история от основания города», Марк Тулий Цицерон « О старости. О дружбе. Об обязанностях», Луций Аннет Сенека « Нравственные письма к Луцию», Плиний Старший «Естественная история», Валей Патеркул « Римская история», Письма Плиния младшего.

Все эти авторы, выдающиеся деятели Римской истории, литературы, драматургии и философии. В своих трудах они очень подробно описывают жизнь, нравы, обычаи, увлечения жителей Древнеримской цивилизации. Из исторических источников берут начало все представления современников о жизни людей давно ушедшей эпохи. Древние авторы донесли до нас важные исторические факты тех или иных событий, иногда описывая с юмором тех или иных правителей, иногда осуждая их безнравственные поступки и хваля выдающиеся заслуги. Без этих выдающихся трудов мы не смогли бы составить более точную картину о жизни людей в великую Античную эпоху.

В этой работе мы постараемся более подробно рассмотреть, как зарождались обычаи людей в Древнеримской цивилизации справлять праздники, после тяжелой работы на земле, и проводить свое свободное время с пользой для совершенствования ума, тела и души.

древний рим праздник зрелище


I. Истоки зарождения праздников и зрелищ в Древнеримской Цивилизации

1.1 Влияние чужеземной культуры на музыку, музыкальные жанры и музыкальные инструменты

В древней Италии ни один праздник не обходился без музыки, пения и танцев, поэтому о них мы и поговорим в первую очередь. И здесь триединая хорея родилась в мире сельского труда, местных обрядов и культов. Песнями и танцами италийцы воздавали почести божествам, как это делали салии- жрецы бога Марса, составлявшие коллегию из 12 человек, возникшую еще на заре римской истории - при 2-ом царе Нуме Помпилии.1-го марта салии устраивали торжественные шествия в полном вооружении в честь их бога-покровителя. Они шли с песнями и трехтактной культовой пляской салиев – трипудием, которая требовала особой выносливости и силы, т.к. исполнялась в шлемах с мечами и копьями. И все же музыка, пение и танец не были в Италии так тесно связаны между собой, не составляли неразрывного единства, как это имело место в Греции, хотя каждый из этих элементов играл на Апеннинском полуострове огромную роль и в религиозных обрядах, и при массовых зрелищах, и в повседневной жизни общества. Можно говорить, таким образом, о музыке (в широком значении этого понятия, вместе с пением) культовой, сценической, аккомпанирующей и даже «концертной». Однако римляне были не так музыкальны, как греки, поэтому в их музыке рано стали заметны чужеземные влияния, проявлявшиеся как в тех или иных музыкальных жанрах, так и в составе инструментов.

Все музыканты, композиторы, а так же учителя музыки и пения в Риме были в основном иностранного происхождения, а именно из Греции или греческих городов на юге Италии, и Египта. А профессиональные танцовщицы и танцоры, выступавшие публично, приезжали в Вечный город из Сирии и Испании. С тех пор как в Риме стали утверждаться восточные культы и обряды, в них стали участвовать музыканты, прибывшие оттуда, откуда был заимствован и сам культ. В обрядах в честь богини Исиды принимали участие музыканты из Египта. Зато музыкантами, сопровождавшими чисто римские обряды, военными музыкантами и теми, кто аккомпанировал актерам на сцене, были преимущественно люди римского или италийского происхождения. Многие римские граждане относились почтительно к иноземным певцам и исполнителям, но некоторые показывали явное недовольство, так как опасались влияния чуждых Риму обычаев и нравов. Более того, некоторые музыканты пользовались в Риме особыми привилегиями, в награду за те услуги, которые оказывали они своей игрой или пением на общегосударственных торжествах. Известным певцам и музыкантам даже удавалось завязывать дружеские отношения с представителями знатнейших родов. Примером этого может служить судьба певца Тигелия Старшего из Сардинии, отмеченного благосклонностью самого Цезаря, а также его племянника или приемного сына Тигеллия Гермогена, певца и музыканта, неоднократно воспетого Горацием и восхищавшего своим искусством и царицу Клеопатру, когда она приехала в Рим, и Октавиана Августа.

Но артисты нуждались и в соответствующем образовании, помимо своего таланта. Существовали знаменитые школы мастеров. Цицерон причислял музыкантов, как и геометров, к тем людям, которые, занимаясь своим делом, одновременно обучают других. Тигелий Гермоген основал музыкальную школу, которую посещали и актрисы, выступавшие в мимах: это были главным образом гитеры, начавшие заниматься музыкой с середины II в. до н.э.

Некоторые музыканты обучали своему ремеслу даже императоров; кифаред Терпн был приглашен императором Нероном для занятий.

«Много дней подряд,- сообщает Светоний,- Нерон слушал его после обеда до поздней ночи, а затем и сам постепенно начал упражняться в этом искусстве.

Он не упускал ни одного из средств, какими обычно пользуются мастера для сохранения и укрепления голоса: лежал на спине со свинцовым листом на груди, очищал желудок промываниями и рвотой, воздерживался от плодов и других вредных для голоса кушаний. И хотя голос у него был слабый и сиплый, все же радуясь своим успехам, он пожелал выступить на сцене. « Чего никто не слышит, того никто не ценит», - повторял он друзьям греческую пословицу»[1]

Не только исполнителей, но и многие музыкальные инструменты римляне заимствовали у других народов, в особенности у греков. Из ударных инструментов они знали кимвал, на котором играли и мужчины, и женщины. В I в. до н. э. вместе с культом богини Исиды пришел из Египта систр – разновидность трещотки. Скабиллярии в театрах пользовались ножными кастаньетами, вделанными в деревянную подошву наподобие греческого «крупесиона». Так же широко были распространены струнные: лира, кифара и небольшая арфа треугольной формы – самбука. Среди духовых инструментов первое место занимали различные виды греческой флейты, которую римляне называли «тибиа». Хорошо знали в Риме и сирийскую флейту – ее можно было услышать на пирах, где играли и плясали сирийские флейтистки – танцовщицы; они же прислуживали и на публичных пирах, которые задавал Нерон. Пользовались в Риме также всевозможными дудками, свирелями, в том числе заимствованной у греков многоствольной сирингой. На спортивных состязаниях звучали трубы: ими успокаивали зрителей, призывая их сохранять тишину при объявлении победителей. Разновидностью витой трубы была буцина. Ее и сигнальный рог применяли в войске для подачи сигналов. Играли в древней Италии и на волынке: музыкантов-волынщиков упоминают и Марциал и Светоний. Надо заметить, что римляне прекрасно разбирались в музыкальных инструментах.

Музыканты, игравшие на том или ином инструменте, объединялись в особые корпорации – коллегии. В первые десятилетия существования Рима среди других профессиональных объединений была создана и коллегия флейтистов. Царь Нума Помпилий ввел также обычай играть на трубе во время официальных торжеств – в них участвовали члены коллегии симфониаков. Свою коллегию имели и скабилярии, которые, вероятно, не только задавали ритм хористам и танцорам, но и руководили оркестрами мимов и пантомимов;

оркестры эти состояли из труб, кимбалов и бубнов. Была также коллегия сирийских флейтисток-танцовщиц, о которых упоминает Гораций:

« Флейтщицы, нищие, мимы, шуты, лекаря площадные,

Весь подобный им люд огорчен и в великом смущенье:

Умер Тигеллий-певец; он для них был и щедр, и приветлив!»[2]

В театре перед началом представления и во время перерыва выступал музыкант, игравший на флейте. Есть все основания полагать, что известные, выдающиеся актеры имели своих постоянных аккомпаниаторов.

С течением лет и веков происходило немало изменений и в сфере музыкального искусства; совершенствовались инструменты, менялся характер исполнения. Флейтиста аккомпаниатора заменил оркестр, включавший в себя ударные, и струнные, и духовые инструменты.

Любили в Риме и танцы, многие из которых были греческого происхождения. Ведь и в комедии Плавта «Раб-обманщик» раб хвалится, что учился веселому ионийскому танцу:

«…Просят, чтобы поплясал я,

Так вот начал я изящно,

По-ученому: отлично

Ионийский танец знаю.

Надеваю плащ, игриво

Я вот эдак выступаю.»[3]

Без танцоров и танцовщиц в Риме так же не обходились ни пиры, ни публичные зрелища, ни торжественные шествия, как и без музыки и пения.

1.2 История местных верований, культов и религиозных обрядов как неотъемлемая часть происхождения римских празднеств и зрелищ

Из истории Древнеримской цивилизации доподлинно известно, что гораздо больше, чем музыка, выступления танцоров и даже театральные представления, жителей притягивали к себе состязания на колесницах в цирке и кровавые действа в амфитеатрах.

Как и в Греции, происхождение римских празднеств и зрелищ неотделимо от истории местных верований, культов и религиозных обрядов. Древние итальянцы не знали антропоморфизма, и только под влиянием этрусков, а позднее греков римляне начали представлять своих богов и богинь в человеческом облике. Культ Аполлона был воспринят из Греции благодаря большой известности, которую во всем античном мире приобрело святилище Аполлона в Дельфах, куда ездили за прорицаниями и из греческих городов Италии. В Риме почитали 12 главных божеств, и со временем их стали отожествлять с великими греческими богами. Но наряду с этими главными божествами в Италии продолжали чтить и многочисленных местных богов и духов. Среди широких масс населения особенно распространены были хозяйственные культы. В Италии охотно воздавали почести божествам земледельцев: Церере и Марсу, который лишь со временем стал всесильным патроном города Рима, считаясь отцом Ромула.

Вместе с тем молитвы и ритуальные заклятия возносили и иным божествам или демонам, от которых, по традиционным верованиям итальянцы, зависели плодородие земли, судьба урожая, успешное проведение тех или иных полевых работ. Необходимые ритуальные формулы молитв и заклятий передавались устно, знать их должен был каждый отец семейства, каждый сельский хозяин. Со временем ритуальные формулы, способы совершения обрядов стали фиксировать письменно - богатые сведения о культовых обычаях древних римлян можно найти в трактатах о сельском хозяйстве, прежде всего у Катона Старшего. Земледельческие обряды играли в жизни Рима столь большую роль, что уже в первые годы римской истории, во времена самого Ромула ( по мнению Плиния Старшего), возникла особая жреческая коллегия из 12 человек, называвшихся « арвальскими братьями» ( от «арвалис»- полевой, пахотный). Это были представители самых знатных родов, и в их обязанности входило поддерживать культы особо чтимых местных земледельческих божеств. Каждую весну, в середине мая, коллегия устраивала Амбарвалии-праздник торжественного обхода полей в честь Марса, Цереры и богини Деи Дии. Амбарвалии – обычай торжественной процессией обходить поля, заклиная богов и принося им жертвы,- мы находим во всей его древней чистоте еще много веков спустя после его зарождения. Всякому виду сельскохозяйственных работ должны были предшествовать соответствующие жертвоприношения и молитвы. Свои, особые обряды совершались и при подрезке ветвей деревьев, причем жертвы приносились богу или богине, кому была посвящена та или иная роща. Как бы взамен священной рощи божеству отдавали борова. Собираясь корчевать лес, римлянин опять-таки приносил жертвы и творил молитвы богам, повторяя их ежедневно, пока длились работы в лесу.

Существовали и многие другие формы молитв, заклинаний и обрядовых песен, часто связанные с определенными районами страны. Здесь можно назвать фесценнины-народные сатирические песни или стихи в форме диалога, происхождение которых связывают с этрусским городом Фесценнией. Эти полные насмешки, задиристые, иногда едкие и язвительные куплеты, понизанные « италийским остроумием», звучали на торжествах в честь сельских богов, например в праздник урожая, а также на некоторых семейных празднествах, чаще всего на свадьбах. Скорее всего, что в фесценнинских песенках таились уже зачатки местной, италийской драмы, подобно тому, как в Греции из песен комосов – участников праздничных деревенских шествий, прославлявших животворящие силы природы, - родилась древнегреческая комедия. Быть может, театральное искусство в Риме развивалось бы иными, самобытными путями, если бы в III в. до н.э. благодаря греку Ливию Андронику на римской сцене не утвердилась бы греческая драма.

Хотя сельские обряды и праздники носили культовый характер, они не стали общегосударственными празднествами, как Дионисийские торжества в Афинах. Римский календарь изобиловал праздниками.

Праздники подразделялись на общегосударственные и праздники низшего ранга, официальные и семейные, сельские и городские, те, которые справлялись постоянно или от случая к случаю, праздники отдельных божеств и профессий.

Программы празднеств в течение столетий менялись: к элементам постоянным, таким, как жертвоприношения, молитвы, торжественные шествия, добавлялись мероприятия чисто зрелищные, развлекательные. Это могли быть схватки гладиаторов или бои с дикими зверями в амфитеатре, гонки на колесницах в цирке, театральные представления. Если в Греции зрелища были одной из форм культовых торжеств, формой почитания богов, своего рода мистериями, а кроме того, долго сохраняли характер соревновательный, агонистический, то в Риме зрелища рассматривались исключительно как массовые развлечения. В один и тот же день устраивали зрелища разных видов, так что публика имела свободу выбирать – что кому больше по вкусу. Во время Мегалезийских игр 165 г. до н.э., комедия Теренция «Свекровь» не имела успеха, т.к. одновременно с ней в другом месте выступали канатоходцы и борцы: зрители не проявляли интереса к комедии, и представление пришлось прервать. Об этом рассказывает пролог к «Свекрови», добавленный после неудачной премьеры:

«Свекровь»- так эта пьеса называется.

Когда ее впервые мы поставили,

Впервые злополучье и катастрофа

Случились с ней особые – настолько, что

Смотреть ее не стали, не могли ценить;

Народ, канатным плясуном увлекшийся,

Был занят только им ».[4]

Общегосударственные праздники справлялись с особой пышностью. Очень торжественно проходило, например, празднование Нового года, ставшее с 153г. до н.э. традицией и в Риме, и во всей Италии, а после того, как влияние Рима распространилось и на отдаленные земли, во всей империи. В этот день проходили официальные торжества, связанные со вступлением в должность новоизбранных консулов; сначала 1-го марта, затем 1-го января. В доме каждого из консулов собирались сенаторы, друзья, знакомые, потом торжественная процессия двигалась к Капитолию, где обе процессии, направлявшиеся из домов обоих консулов, встречались и их участники приносили благодарственные жертвы Юпитеру Капитолийскому, покровителю Римского государства. В эпоху империи новоизбранные должностные лица давали в день Нового года присягу на верность императору, а войско – своему полководцу. После завершения официальной части празднества начинались пиры и приемы: у консулов собирались высшие должностные лица и друзья хозяина дома, в других местах римляне ходили в гости друг к другу по очереди. Римляне верили - и это поверье живо до сих пор, - что каким будет новый год, таким будет и весь год.

Среди многочисленных римских праздников, справляющихся ежегодно, преобладали древнейшие, а именно торжества в честь сельских, в особенности земледельческих, богов и богинь. Очень популярны были праздники посевов и Паганалии в честь богинь земного плодородия Теллюс и Цереры: одной приносили в жертву борова, другой – меру ячменя или полбы.

В феврале-месяце ритуальных очищений-справляли знаменитые Луперкалии – первоначально праздник пастухов в честь Фавна – Луперка, бога стад, соответствующего греческому Пану.

В конце февраля приносили жертвы богу границ и межей Термину, по имени которого праздник 23 февраля назывался Терминалиями. Жертвоприношения носили вегетарианский характер. Особенно щедрым на сельские праздники был апрель. 12-го справляли Цереалии: в этот день, как рассказывает Овидий, древний обычай повелевал деревенским жителям выпускать лисиц с зажженными факелами на хвостах и даже сжигать чучело лисы-похитительницы кур. 21 апреля, в годовщину основания Рима, наступал еще один праздник пастухов – Палили, в честь древнеиталийского божества Палес – покровительницы стад и пастушества. Богине творили жертвоприношения, не требовавшие пролития крови животных: жертвовали лепешки, молоко, другие деревенские продукты. В этот же день, отмечали и годовщину основания Вечного города – при императоре Адриане во II в.н.э. он стал важным государственным праздником, сохранившимся до V в. 28 апреля обитатели многих областей Италии чтили богиню растительности Флору. Флоралиями завершался длинный цикл весенних сельских праздников.

Но, пожалуй, из всех римских сельских праздников самым известным и популярным были декабрьские Сатурналии, справлявшиеся как в деревне, так и в городе. Праздник длился 5 дней и был посвящен древнеиталийскому богу посевов и земледелия Сатурну, супругу богини Опс; впоследствии Сатурна отождествили с греческим Кроном и стали считать отцом Юпитера, Нептуна, Юноны и Плутона, Свергнутым Юпитером с небесного престола. В 497 г. до н.э. богу Сатурну воздвигли в Риме храм у подножия Капиталийского холма, и с тех пор вошел в обычай праздник Сатурналий. Это были дни, исполненные радости, всяких забав, смеха. Римляне верили также, что легендарные «сатурновы веки» были временем всеобщего равенства и свободы; люди тогда жили, как братья, не зная рабства. В память о той счастливой эпохе Сатурналии выступали как праздник вседозволенности. Рабам в эти дни предоставляли немалую свободу, в том числе и свободу слова – они могли позволить себе даже весьма вольные шутки по адресу своих хозяев. Рабы усаживались пировать – и хозяева должны были прислуживать им за столом. В Сатурналии полагалось обмениваться подарками – обычай этот римляне блюли неукоснительно. Существовали праздники людей труда. В середине марта справляли Большие квинкватры – пятидневные празднества в честь Марса, а позднее - в честь Миневры, культ которой постепенно утверждался в Риме как культ ремесленников и людей искусства, а так же учащейся молодежи. В первый день квинкватр богине приносили в жертву лепешки, маслины, вино. В следующие дни устраивали рецитации, выступления поэтов, чтецов.

К праздникам военным относились все торжества в честь бога Марса, и в первую очередь Эквиррии в конце февраля и в середине марта. В программу праздника входили конные состязания на Марсовом поле. Октавиан Август учредил 12 мая однодневные Севиральные игры, в честь Марса Мстителя. В большом цирке в Риме выступали шесть отрядов конницы, каждый со своим предводителем. С играми были связаны и другие праздники. Древнейшими считались Таврские игры в честь подземных богов, устроенные впервые римским царем Тарквинием гордым. Название игр происходит от этрусского слова, означающего «могила», происходило воздаяние почестей богам подземного царства, а затем Юпитеру, Юноне, Аполлону как богу, предотвращающему мор, и Диане Луцине – богине деторождения, дарующей жизнь. Таврские игры устраивались раз в 5 лет 25 и 26 июня; в программу входили конные выступления в Цирке Фламиния.

К старейшим и важнейшим причисляли и Римские, или Великие, игры, проходившие ежегодно начиная с 4 сентября. Они были посвящены Юпитеру и поначалу длились всего 4 дня. При Августе игры растянулись на 16 дней. После торжественных жертвоприношений Юпитеру на Капитолии процессия направлялась по улицам города к цирку. Возглавлял шествие сам Юпитер Копитолийский – в лице консула или претора, одетых как триумфаторы и окруженные толпою граждан, отрядами войска и молодежью. Несли статуи богов; далее шли танцоры, актеры мимов, иные были переодеты сатирами и разыгрывали всевозможные комические сценки. Меньше ясности в происхождении знаменитых Секулярных игр, устраивавшихся всего один раз в столетие, к юбилею Вечного города. Присхождение Секулярных игр связывают иногда с Терентинскими играми, проходившими в Теренте – части Марсова поля. Терентинские игры были устроены впервые в 249г.до н.э., в разгар 1-ой Пунической войны. В жертву подземным богам (Отцу Диту-прозвище Плутона) были тогда принесены Черный бык и корова. В программу торжеств тогда входили конные состязания в цирке. Этим жители пытались умилостивить богов в пору тяжких испытаний и войн, а так же во времена нашествия эпидемий чумы.

Под 216г.до н.э. впервые засвидетельствованы в Риме Плебейские игры в честь Юпитера. Устраивали их в ноябре в цирке Фламиния. В программу празднества входили торжественные шествия, конные состязания, театральные представления: в 200г. до н.э. во время Плебейских игр была представлена зрителям комедия Плавта «Господа и рабы».

В 212 или 211г. до н.э, когда бушевала трудная для государства 2-я Пуническая война, римляне, следуя пророческим книгам, организовали игры в честь Аполлона, умоляя на этот раз ниспослать городу не исцеление от чумы или моровой язвы, а победу над опасным врагом. Спустя три или четыре года игры были повторены, когда в Риме разразился мор, а затем их стали справлять ежегодно, поначалу устраивали только конные выступления в Большом цирке, но уже со II в. до н.э. в программу включили и спектакли.

В 204г. до н.э. были учреждены ежегодные Мегалезийские игры ( с греческого «мегаэл» - великая ). Торжественная процессия доставляла символ божества в храм Виктории, богини победы, на Палатинском холме. После чего все отправлялись в цирк на представления. С 191г. до н.э. в дни Мегалезийских игр люди спешили не только на цирковые состязания, но и на театральные представления. В 166г.до н.э.были представлены несколько комедий Теренция: «Девушка с Андроса», «Свекровь»(165г.), позднее «Самоистязатель», через 2 года «Евнух». При императорах эти игры длились целую неделю; всего они просуществовали до IV в. н.э.

Нетрудно заметить, как тесно связан был римский календарь праздников с местными культами. В течение долгих столетий римской истории некоторые торжества утратили свое значение, а другие продолжали справляться по традиции, хотя их религиозный или исторический смысл мало кому был известен, так что римским писателям часто приходилось объяснять публике происхождение того или иного обычая или обряда.


II. Появление в Древнем Риме традиции – организовывать публичные зрелища и игры для развлечения народа

2.1 Обеты, даваемые богам знатными римлянами, послужили началом проведения публичных зрелищ и игр для населения

Характерной чертой античной религиозности, неотделимой от суеверия, были бесчисленные обеты, которые римляне, как и греки, давали богам по любому поводу. Обеты давали и во время мора – на случай выздоровления, и находясь в опасном плавании или на войне - на случай благополучного возвращения. Богам обещали многочисленные жертвоприношения или оказать почести в какой- либо иной форме. Не только частные лица пытались таким образом расположить богов в свою пользу и добиться исполнения своих просьб – обеты давали и ради спасения государства от грозившей ему опасности. Существовали также жертвоприношения по обету, который от имени республики давали высшие должностные лица 1 января один раз в 5 или 10 лет. В эпоху республики обеты давали за процветание государства и его граждан. В эпоху империи обеты имели в виду благополучие ее верховного правителя. Впервые обращения к богам, подкрепленные обетами ради виднейшего из сограждан, имели место в Риме при Цезаре, а окончательно этот обычай утвердился при Августе.

Известно, что легат Цезаря, а затем консул Авл Гирций, сраженный тяжелым недугом, дал обед, поклявшись, что, если выздоровеет, отдаст свою жизнь ради блага народа; он твердо верил, что боги его услышат. И он исполнил свой обет, пав в бою под Мутиной год спустя, сражаясь против войск Марка Антония в 43г. до н.э. В письме к Аттику Цицерон вспоминает, как в 50 г.до н.э. жители и власти провинциальных городов- муниципеев возносили молитвы и давали обеты за исцеление Помпея Великого, страдавшего в то время от болезни (Письма Марка Туллия Цицерона, CCCXLVIII, 1). Речь шла о городах, где сильно было греческое влияние, ибо в самом Риме индивидуальных обетов, обращений к богам ради одного лица тогда еще не знали; к тому же, как подчеркивает Цицерон, это было проявлением лести и угодничества, неискренней, притворной преданности. С утверждением в Риме при императорах культа властителя подобные верноподданнические обеты стали обычным явлением.

В эпоху республики римские власти начали устраивать по обету публичные зрелища и игры – в благодарность богам и для развлечения населения. В 205г. до н.э. Публий Корнелий Сципион, одержав победу над карфагенянами в Испании, устроил в честь Юпитера игры в Риме на собственный счет; сенат вынес об этом специальное постановление (Ливий. От основания города, XXVIII, 38,14). Затем игры были повторены в 200 г. до н.э. после окончательной победы над Карфагеном. В дальнейшем видные римские полководцы из рода Корнелиев еще не раз проводили такие игры по обету в связи со своими победами в Испании и в Сирии. Примеру Корнелиев последовали Фульвии: в186 г. до н.э. Марк Фульвий Нобилиор возблагодарил богов за успехи своих войск в Эпире, устроив публичные зрелища. С начала II в. до н.э. зрелища и игры по обету могли длиться целых 10 дней. Понятно, что и в этом начинании, как и во многих других, полководцы и политики соревновались друг с другом, стараясь, чтобы устроенные ими зрелища выглядели как можно пышнее и привлекательнее.

Для того, чтобы сделать зрелища более привлекательными для римлян, приглашали актеров и музыкантов из Греции или из Передней Азии – это подтверждает и Тит Ливий. Повествуя о блестящих играх, устроенных полководцем Марком Фульвием в 186г. до н.э. по обету, данному во время войны в Греции, историк пишет: «Из почтения к нему на эти игры явилось из Греции много артистов. В первый раз тогда смотрели римляне состязания атлетов и травлю львов и пантер; эти представления отличались почти таким же великолепием и разнообразием, как и в наш век».[5]

В I в. до н.э. игры по случаю побед, триумфаторов прославленных военачальников приобрели характер официальный. В 82г.до н.э. в честь победы Луция Корнелия Суллы над его противниками в самой Италии власти организовали игры, программа которых совпадала с торжествами в честь Аполлона 5 июля. Спустя 10 лет игры по обету устроил в Риме Гней Помпей; игры эти проходили в конце октября и заняли 15 дней. За играми по обету тогда же последовали и официальные игры Победы. Такие же игры Победы состоялись в 46 г. до н.э. по случаю четырехкратной победы Цезаря: сенат почтил таким образом заслуги сенатора. В 19.г. до н.э., когда уже Октавиан возвратился в столицу после успешной военной экспедиции, день его возвращения был отмечен как государственный праздник, повторявшийся затем под именем Августалий; через 8 лет в их программу были включены массовые зрелища, а после смерти принцепса в 14 г.н.э. Августалии были внесены в официальный календарь как ежегодный праздник, справлявшийся 12 октября.

К празднествам, происходившим от случая к случаю, следует отнести и торжества, связанные с освещением храмов, - они также сопровождались играми, театральными представлениями, другими зрелищами. Так по 2-3 дня шли спектакли в театре, когда в Риме освящали храм богини Флоры в 240 или 238 г. до н.э., храм богини Ювенты, покровительницы юности и молодежи, в 191 г. до н.э., святилища Юноны Регины и Дианы; один из дней, кроме того, отводился на состязания в цирке. В 173 г. до н.э., когда свой «дом» обрела в Риме божественная покровительница коней Фортуна Эквестрис, театральные представления продолжались 4 дня и еще 1 день был занят цирковыми ристаниями.

Поводом к устройству массовых зрелищ бывали и торжественные погребения видных граждан. Поначалу близкие родственники умерших организовывали на собственные средства бои гладиаторов, со временем к ним добавились и театральные постановки. В 174г. до н.э., по словам Тита Ливия, римляне из всех состоявшихся тогда гладиаторских игр запомнили только те, которые полководец Тит Квинтий Фламинин устроил в память о своем отце. Поминальные игры длились 4 дня, принимали в них участие 74 гладиатора. Помимо боев имели место роскошные пиры, сценические представления и раздача мяса народу. Спустя 14 лет на похоронах прославленного военачальника Луция Эмилия Павла была впервые показана комедия Теренция «Братья».

Программы празднеств расширялись, добавлялись дополнительные дни на зрелища, росло число праздников – невозможно даже представить себе, сколько впечатлений приносил жителю Рима каждый год.

2.2 Особенность римского театра

Обращаясь к римскому театру, нужно сразу отметить, что характер театральных представлений в Риме был совершенно иным, чем в Греции: хотя и в Риме спектакли часто проходили в дни праздников, религиозных торжеств, но сами по себе они не имели признаков культового действа, мистерии, не были связаны с религиозными обрядами.

По своему происхождению римский театр не может считаться явлением оригинальным – касается ли это драматургии или внутреннего устройства театральных сооружений. Здесь заметно сказалось влияние этрусков, а затем и греков. Ливий рассказывает: в 364 или 363 г. до н.э. в Риме свирепствовал мор, и ничем не удавалось ослабить его губительную силу. Перепробовав все меры, римляне решили, в конце концов, дабы умилостивить богов, прибегнуть, как пишет историк, «к учреждению сценических игр, делу новому для воинственного народа, ибо ведь до этого зрелища ограничивались только конскими бегами. Но, как почти всегда бывает в начале, игры эти ничего особенного из себя не представляли, да и те были иноземного происхождения: приглашенные из Этрурии актеры, танцуя под аккомпанемент флейты, совершали, по обычаю этрусков, довольно красивые телодвижения, не сопровождая их ни текстом, ни соответствующими тексту жестами». И все же выступления актеров, их танцы, музыка произвели на тогдашних обитателей Вечного города сильное впечатление, ведь речь шла о прежде невиданном, о новинке. В самом Риме актерам из Этрурии «начали подражать молодые люди, перебрасываясь шутками в нескладных стихах и при этом жестикулируя соответственно тому, что они говорили. Таким образом, обычай этот был введен и, благодаря частому повторению, усовершенствовался».[6]

Актеров в Риме называли гистрионами ( от этрусского «истер» - актер). Вскоре актеры перешли от самодельных незамысловатых экспромтов, наподобие фесценнинских песенок, к исполнению сатур, или сатир – драматически-песенных импровизаций в стихах, положенных на музыку, причем пение сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. По преданию, несколько лет спустя Ливий Андронник первым решился поставить вместо сатуры драму с заранее определенным содержанием. Выступления гистрионов не обходилось без участия певцов, сами же гистрионы произносили диалоги и разыгрывали сценки. Это правило стало лишать драматические произведения комического и разнузданного характера, и шутка мало-помалу стала превращаться в искусство, молодые люди, предоставив гистрионам играть пьесы, стали между собой, как и в старь, перекидываться шутками в стихах. Так, во многом под влиянием осков, из их города Ателлы пришли к римлянам знаменитые аттеланы – комические сценки в стихах фарсового характера. В дальнейшем, после того как благодаря усилиям Ливия Андроника на римской сцене воцарились переводные греческие драмы, аттеланы сохранились в виде эксодия – заключительного дивертисмента к основной пьесе.

Первоначально актеры, роль которых ограничивалась акробатическими, танцевальными и певческими номерами, выходили на небольшие, временные подмостки – эстраду; вокруг нее стоя толпились зрители. На исходе II в. до н.э. вблизи эстрады стали делать почетные места для сенаторов, и этот обычай долго сохранялся; пока не начали строить постоянные каменные театры. В 154 г. в Риме, начали строить прочный каменный театр по образцу греческих, но несколько иначе расположенный, ибо различными были условия местности в Риме и в Афинах. Однако сенат, воспротивившись наличию сидячих мест в театре, потребовал прекращения работ. По всей видимости, в сенате были сильны антигреческие настроения, точнее - опасения, что эллинистические влияния подорвут незыблемость традиционного римского уклада жизни, чистоту римских нравов. Столетием позже Гней Помпей, восхищенный прекрасным греческим театром в Митилене, начал строительство первого в Риме каменного театра, открывшегося в 52 г. до н. э. По этому случаю также были устроены игры и в самом театре, и в цирке, и в амфитеатре, продлившиеся несколько дней. Театр Помпея надолго стал гордостью римлян.

Римский театр был расположен иначе, чем греческий, а именно на ровной местности. Внутреннее убранство театра отличалось невиданной у греков роскошью: росписи, рельефы, скульптура. Крытый верх надежно защищал публику и от прямых лучей солнца, и от дождей. Хор, танцоры, музыканты выступали вместе с актерами на общих подмостках. Новинкой римского театра был и занавес, который в отличие от современного не поднимался и не раздвигался в начале представления, как мы привыкли, а опускался, скрываясь в специальной щели. Особенностью римского театра можно считать и фонтан, навевавший прохладу на зрителей; вода поступала по каналу, шедшему между зрительным залом и сценой. В Риме в эпоху империи слева от сцены ставили ложу для императора и почетных гостей.

Наряду с греческим и римским типом театров существовал еще один тип – греко-римский, где соединялись черты эллинистические и италийские. Такой тип театров возник в Малой Азии: в Эфесе, Магнесии, Тралах и в ряде других городов. И в Греции, и в Риме, и всегда и повсюду посредником между драматургом и зрителями был актер – от него во многом зависел успех драматического произведения и его сценического воплощения. Чем больше становилось актеров, тем большее значение приобретало их искусство в истории античного театра.

Римские актеры набирались из иных социальных слоев, чем в греческих полисах. Свободнорожденный гражданин в Риме не мог стать профессиональным актером, выступать на сцене за плату, ведь всякий наемный труд истинный римлянин рассматривал как унизительный для себя, как удел пришлого люда. В то же время сдать в наем театральному предпринимателю своего раба и получить за это денежное вознаграждение отнюдь не считалось чем–то недостойным. Исключение составляли молодые люди, которые исполняли роли в ателланах; этим молодым людям не возбранялось подниматься на подмостки, но они должны были скрывать свои лица под масками, даже в ту эпоху, когда римская сцена масок еще не знала.

В Риме, как и в Греции эпохи эллинизма, существовали труппы профессиональных актеров. Во главе каждой из них стоял руководитель, которого Плавт называл шутливо «императором гистрионов». В его распоряжение поступали доходы от зрелищ, а позднее, в эпоху империи, он стал получать так же вознаграждение от казны.

Римские зрители вели себя в театре столь же живо и непосредственно, как и греки, бурно реагируя и на игру актеров, и – подчас еще больше – на все, что случалось в самом зрительном зале. Они громко приветствовали знакомых или же людей знаменитых, пользовавшихся в городе известностью и популярностью. Театр в Риме, особенно в последние годы республики, был не только важным средоточием культурной жизни, развлечением, но и барометром политических настроений, а так же орудием политической борьбы. Когда Цицерон в начале 50-х годов I в. до н.э. был отправлен в изгнание, в Риме была поставлена трагедия Луция Акция (II-I вв. до н.э.) «Эврисак», где герой на сцене бросает обвинение своим согражданам в том, что они допустили его изгнание. Публика увидела в этих словах нечто созвучное ее политическим настроениям и громко выразила свою симпатию к великому оратору и государственному деятелю.

Десять лет спустя, после убийства Цезаря, когда многие в городе находились в растерянности, не зная, оплакивать ли им диктатора или дать увлечь себя лозунгами оппозиционеров, Марк Юний Брут, один из заговорщиков, постарался, чтобы в театре показали в это время трагедию Акция « Атрей», где выведен отталкивающий образ деспотического правителя, свергнуть которого означало принести согражданам облегчение и свободу. Представление закончилось овацией для Брута и его единомышленников.

2.3 Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян

Теперь из театра переместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известна изначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («бустум» - костер, на котором сжигали тело умершего, или могила). Обычай гладиаторских боев пришел в Рим вероятнее всего из Этрурии (по другой версии - из Кампании), где он также носил религиозно - обрядовый характер. Происхождение этого обычая объясняют по - разному; есть основания полагать, что в древности над гробом заслуженного война принято было убивать людей, осужденных на смерть, принося тем самым кровавую жертву богам подземного царства. Со временем, видимо, с этим жестоким обычаем покончили и вместо этого стали устраивать на похоронах ритуальные бои людей с мечами в руках – гладиаторов (от «гладиус» - меч).

Первые организованные гладиаторские игры еще сохраняли связь с погребальными обрядами. В 264г.до н.э. эти зрелища устроили сыновья Луция Юния Брута на его похоронах. Обычай утвердился в Риме, и с тех пор во время пышных, торжественных похорон видных граждан в их честь постоянно устраивали игры гладиаторов. Так, в 62 г. до н.э. Квинт Цецилий Метел Сципион провел кровавые зрелища в память о своем приемном отце, в 59 г. до н.э. тем же способом почтил память своего отца Фавст Корнелий Сулла. Цезарь же впервые устроил гладиаторские игры в честь умершей женщины – своей дочери Юлии. Эти факты свидетельствуют о следовании традиции погребальных обычаев, утвердившихся в Италии еще прочнее, чем в Греции.

Шли годы, и гладиаторские игры стали устраивать и по другим поводам; вошли они и в программу зрелищ во время некоторых праздников. В I в. до н.э. организаторами игр выступали или государственные власти через какое – либо должностное лицо, чаще всего городского эдила, или же частные лица, имевшие для этого достаточно средств; позднее игры почти всегда устраивал император. Кровавые зрелища все больше становились излюбленным развлечением римлян, которые уже не могли без них обходиться и то и дело требовали показать им, как люди убивают друг друга в амфитеатре. В эпоху империи погребение высокопоставленных особ также часто сопровождалось гладиаторскими играми. Жители Рима пользовались любыми похоронами сколько-нибудь состоятельных людей, чтобы под этим предлогом потребовать проведения игр. Такие же нравы царили и в других городах: в Полленции, например, как рассказывает биограф двенадцати императоров Светоний, «чернь не выпускала с площади процессию с прахом старшего центуриона до тех пор, пока силой не вынудила наследников потратить большие деньги на гладиаторские зрелища. Впрочем, Тиберий, собрав войска, сурово покарал всех, кто участвовал в этом бесчинстве»[7]

Как показывают эпиграфические памятники, гладиаторские бои устраивали не только на похоронах. Завещания предусматривали повторение игр в определенные сроки и после погребения: согласно надписи в Ости, сражения гладиаторов в честь некоей покойной Эмили Агриппины должны были происходить ежегодно.

Растущая популярность гладиаторских игр требовала иметь под рукой большое число хорошо подготовленных и обученных бойцов. Это привело к созданию специальных гладиаторских школ, где шло обучение. Предприниматель, подобравший группу гладиаторов, продавал их затем или отдавал внаем организаторам публичных зрелищ. Гладиаторские школы организовывались по инициативе частных лиц, или по инициативе государства, не только в Риме, но и в иных городах Италии и в провинциях.

Гладиаторов отбирали в основном из военнопленных, преступников, осужденных на смерть, но соглашались сражаться и свободные, впавшие в нищету и рассчитывавшие заработать побольше этим опасным ремеслом, не считаясь со смертельным риском. Когда гладиаторские бои превратились в чисто развлекательное зрелище, они обрели невиданный прежде размах, так что пришлось ограничить число участников: не более 120 бойцов за один раз. Однако ограничения эти не соблюдались строго: на играх, устроенных Октавианом Августом, на арену один за другим, точнее – пара за парой, вышли 600 гладиаторов. Но и это был еще не предел: разгромив даков, император Траян отпраздновал свою победу с небывалой пышностью, заставив сражаться друг с другом 10 тыс. бойцов. Вооружение и боевое снаряжение гладиаторов было очень разнообразно, как и виды сражений. Мастерство школ постоянно соперничало между собой. Бои представляли собой яркие и незабываемые зрелища, носившие жестокий и кровавый характер. Толпа ликовала не смотря на то, что эти зрелища уносили жизни сотен людей и диких зверей.

Как известно, жизнь раненого бойца зависела от воли зрителей. Пораженный мог умолять публику о снисхождении, о сохранении ему жизни, поднимая указательный палец. Если гладиатор пользовался симпатией зрителей, они благосклонно выслушивали его мольбы и оставляли его в живых; если же он имел несчастье не угодить им, если то, как он держался на арене, им не нравилось, они обрекали его на смерть криками «Добей!» и роковым жестом – опустив вниз большой палец. Некоторые гладиаторы были особенно популярны в Риме: Гермес, Гелий, Адволант. Как и выдающиеся актеры, гладиаторы, даже если они не отличались красотой, пользовались успехом у римских матрон, которым импонировали их сила и слава.

Между тем программа кровавых зрелищ, столь ценимых римлянами, со временем расширилась. Все чаще на арене устраивали бои с дикими зверями: или боец атаковал зверя поодиночке, или же затевали охоту на целую стаю – венации. Некоторые должностные лица были обязаны организовывать такие зрелища на собственный счет в день, когда вступали в должность. Несмотря на большие издержки, должностные лица охотно соревновались между собой в пышности и блеске устроенных зрелищ, ведь это позволяло обрести популярность в городе, что имело немалое значение для всей дальнейшей карьеры. Гладиаторские игры считались в то время акцией общегосударственной, способной обеспечить императору поддержку масс.

Для большинства римлян эти зрелища были излюбленным развлечением. Они ходили в амфитеатры, чтобы насладиться острыми впечатлениями, увидеть экзотических животных, полюбоваться на лучших гладиаторов, имена которых были так же хорошо известны, как сегодня имена знаменитых спортсменов и эстрадных певцов. Отправляясь в амфитеатр, публика уже знала, кого она увидит в этот день на арене, ведь существовали афиши с полной программой выступлений и именами участников.

Но иным римским интеллектуалам кровавые массовые зрелища были не по душе, и при том по многим причинам. Римские богачи наперебой задавали пышные празднества, устраивали дорогостоящие игры, не жалея никаких средств, дабы завоевать благорасположение сограждан. От богатых и влиятельных людей, таких, как Крассы, Лукуллы, Квинт Гортензий Гортал, Гай Клавдий Пульхр, наконец, Помпей Великий, старались не отставать и другие, когда становились эдилами. К таким людям Цицерон относился весьма критически. Подобное поведение должностных лиц великий оратор и философ называл расточительством, а вовсе не щедростью или широтой души: «Расточительные – это те, кто проматывает свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей – на все то, о чем память они оставят недолгую или вообще не оставят никакой».[8]

О любой трате денег, «цель которой – снискать расположение толпы», Цицерон отзывается резко отрицательно. Он не находил ни малейшего удовольствия в созерцании кровавых игр на арене. Бои гладиаторов, травли зверей – все это зрелища для черни, собирающие огромные толпы народу. Добавим, что подобные зрелища бывали и просто опасны, и не только для бойцов, сражавшихся со зверями, но и для прочих.

Не приходится удивляться, что и в эпоху империи далеко не все римляне находили удовольствие в кровавых развлечениях. Гладиаторы, допущенные к играм, давали присягу. Сенека иронически комментирует: «…в обязательстве самом позорном стоят… слова: «Даю себя жечь, вязать и убивать железом». Кто отдает руки внаем для арены, кто за еду и питье платит кровью, - от них берут ручательство в том, что они вытерпят все, хоть и против воли…»[9]

И в этих своих суждениях Сенека был вовсе не одинок: не все в Риме разделяли вкусы и пристрастия массового зрителя. Но императоры по–прежнему старались угодить толпе, откликнуться на ее громкий зов: «Хлеба и зрелищ!»

Когда гладиаторские игры стали так популярны, когда число их участников значительно выросло и в Риме, и в других городах Италии, когда, наконец, зрелища стали длиться часами, тогда уже Бычий форум или любая другая городская площадь перестали годиться для проведения игр, ибо не вмещали всех бойцов и зверей, а главное – зрителей. Пришлось приступить к строительству специальных помещений – амфитеатров, где отныне и проходили подобные зрелища.

Первый амфитеатр в Риме возник в середине I в. до н.э., его основал Гай Скрибоний Курион, предложив оригинальный проект. За деревянным амфитеатром с двумя вращавшимися частями последовал в 46 г. до н.э. амфитеатр Цезаря, также деревянный. При Августе был сооружен на Марсовом поле первый в Риме каменный амфитеатр, построенный городским префектом Титом Статилием Тавром. В середине I в. до н.э. появился амфитеатр Нерона. Однако самый большой и самый знаменитый римский амфитеатр возвели в 70-ых годах I в. до н.э. между Палатинским и Эсквилинским холмами императоры Веспасиан и Тит: это был громадный, монументальный амфитеатр Флавиев, получивший позднее название Колоссеум, или Колизей. Он мог вместить в себя одновременно более 45 000 зрителей. Строили амфитеатры и в других городах Италии и провинций: в Помпеях, Сполето, Путеолах, Поле, Вероне, Пренесте и во многих иных местах в Галии – в Арелате (Арль), Немаузе(Ним), Лютеции (Париж), Везунне (Периге), в Испании – в современных Мериде и Севилье, а также на острове Сардиния, в Тунисе. О популярности гладиаторских игр в Италии говорит хотя бы то, что там насчитывалось 99 амфитиатров, из которых археологами изучено 27. Все они были сооружены за счет города или за счет какого-либо частного лица, а иногда строительство частично финансировал сам император.

Хотя и не так страстно, как гладиаторскими боями, римляне увлекались и чисто спортивными зрелищами, прежде всего выступлениями атлетов. Бывало, что гладиаторы, отличавшиеся необыкновенной физической силой, участвовали в представлениях и как атлеты. Первые соревнования атлетов организовал в Риме в 186г. до н.э. полководец Марк Фульвий Нобилиор, славившийся своими симпатиями к греческим обычаям и традициям.

Толпы людй собирали и состязания игроков в шары. Это зрелище было настолько популярным, что, как пишет Сенека, именно в те дни когда оно устраивалось, люди мыслящие, предпочитающие уединение, чувствовали себя свободно: никто не придет, не побеспокоит, не оторвет от раздумий. Если что и могло отвлечь интеллектуала в эти часы, так только шум, доносившийся с игровых площадок. Хотя в Риме не было такой могучей традиции организованных спортивных состязаний, как в Греции, но и там их проводилось немало. Плиний Старший сообщает о соревнованиях по бегу: «В цирке некоторые выдерживают бег на расстояние в 160 000 шагов, а в 59 г. н.э. восьмилетний мальчик пробежал с полудня до вечера 75000 шагов».[10]

Когда начали устраивать культовые празднества в честь обожествленных императоров (например, культовые торжества в честь Августа в Анкире), в программу их включали не только гладиаторские бои, но и чисто спортивные игры, организуемые местными провинциальными властями на средства жрецов, поддерживавших тот или иной культ покойного властителя.

И еще одним зрелищем потчевали народ римские императоры: это были инсценировки морских сражений – навмахии. Впервые навмахию показал римлянам Цезарь в 46 г.до н.э. Во 2 г. н.э., по случаю освящения храма Марса Мстителя, Октавиан Август, по словам римского историка начала I в. н.э. Веллея Патеркула, «ослепил воображение и зрение римского народа великолепными гладиаторскими играми и навмахиями…»[11]

Август, которого поэт, как и многие его современники, называет Цезарем, представил согражданам эпизод из истории греко-персидских войн: сражение между афинским флотом и кораблями персов. Сам принцепс повествует в автобиографическом Анкирском памятнике, что приказал выкопать неподалеку от Тибра и садов Цезаря огромный бассейн длиной в 280 м и шириной в 70 м, где на тридцати кораблях: диерах, триерах, и судах поменьше – вели бой около трех тысяч человек, не считая гребцов. Примеру Августа последовали его преемники. Нерон показал римлянам не только морской бой, но в придачу и морских животных в соленой воде. Император Клавдий устроил настолько грандиозное зрелище, что для строительства громадного водостока было привлечено около 30 тыс. человек, которые трудились в течение 11 лет. Перед тем, как спустить воды озера в прорытый канал, император захотел, по словам Тацита, «чтобы возможно большее число зрителей могло увидеть это великолепное сооружение». Для этого он устроил на озере морской бой-навмахию. Берега, холмы, вершины окрестных гор заполнили, как в амфитеатре, несметные толпы зрителей, привлеченных из ближних городов и даже из Рима жаждою зрелищ, тогда как иных привело сюда стремление угодить принцепсу.

Греческую традицию конных состязаний продолжали в Риме цирковые игры. Старейший римский цирк – Большой цирк- был сооружен в долине между Паинским и Авентинским холмами еще в эпоху царей. Это огромное здание длиной в 644 м и шириной в 123м могло вместить в себя 260000 зрителей одновременно, а после реконструкции при императоре Траяне в начале II в. до н.э.- даже 300000. В цирках всегда было многолюдно; охотно бывали здесь и женщины, чем, как явствует из стихов Овидия, тогдашние молодые люди умело пользовались. Цирк был местом, где азартно заключались пари, делали ставки на ту или иную упряжку –сотни молодых людей уже тогда разорялись и пускали на ветер состояние своих родителей, ставя не на ту лошадь. Этот цирковой азарт отталкивал от зрелищ некоторых просвещенных римлян, критически относившихся к пристрастиям толпы.

К таким людям, не любившим конных состязаний и скучавшим в цирке, принадлежал и Плиний Младший. Дни, когда большинство его сограждан устремлялось в цирк, он предпочитал проводить за литературными занятиями. В письме к своему другу Кальфизию Руфу он с иронией говорит и о самих цирковых гонках, и о пристрастии римлян к цветам «своей» команды.

«Все это время я провел среди табличек и книжек, самым приятным покоем наслаждаясь. «Каким образом,- спросишь,- мог ты добиться этого в городе?» - Были цирковые игры, а этим родом зрелищ я отнюдь не увлекаюсь: тут нет ничего нового, ничего разнообразного, ничего, что стоило бы посмотреть больше одного раза. Тем удивительнее для меня, что тысячи взрослых мужчин так по-детски жаждут опять и опять видеть бегущих лошадей и стоящих на колесницах людей. Когда я вспоминаю, сколько времени они проводят за этим пустым, пошлым делом и с какой ненасытностью, то меня охватывает удовольствие, что этим удовольствием я не захвачен. И в эти дни, которые многие теряют на самое бездельное занятие, я с таким наслаждением отдаю свой досуг литературной работе»[12]

Философы, люди мыслящие, давали точную оценку происходившему на их глазах: « Как много людей упражняло тело и как мало- душу! Сколько народу сбегается смотреть потешное и мимолетное зрелище, и какая пустота возле благородных наук! Как немощны духом те, чьими плечами и руками мы любуемся! Об этом я и думаю больше всего: если упражнениями можно приучить тело к такой терпеливости, что она позволяет сносить и удары, и пинки многих людей, проводить целые дни под палящим солнцем, в горячей пыли, обливаясь кровью, - то насколько же легче закалить душу»[13]

Все дальше отступало римское общество от принципов традиционной морали, которой так гордились жители Вечного города. Коррупция, злоупотребления наместников, политические интриги, безудержная погоня за наживой, жестокие и кровавые гражданские войны, карьеризм с опорой на семейные связи, все это вело к моральному упадку цивилизации.


Заключение

Проанализировав в своей работе зарождение празднеств и зрелищ Древнеримской цивилизации, можно сделать вывод: определяющую роль в этом процессе сыграла Греческая культура, литература и искусство. Под влиянием певцов и музыкальных инструментов из Греции создавались и усовершенствовались музыкальные инструменты Древнеримской цивилизации. Создавались школы музыкантов и певцов, где учителями пения и композиторами были выходцы из Греции и Египта. Любили в Риме и танцы, многие из которых были тоже греческого происхождения.

От истории местных верований, культов и религиозных обрядов было неотделимо происхождение римских празднеств и зрелищ, как и в Греции.

Много заимствований было и в Римском театре: оформление сцены, греческий тип и греко-римский тип театральных построек, существование трупп профессиональных актеров и т.д. Мимы пришли в Грецию из Греческих городов, и существовали, пока существовало само римское государство. А темы пантомимических представлений черпались из мифологии и греческих трагедий.

Гладиаторские игры, которые позже превратились в гладиаторские бои, родились из погребальных обычаев, которые у Римлян утвердились еще прочнее, чем у Греков.

В рассказе о праздниках и зрелищах, как в Греции так и в Древнем Риме, то и дело приходится говорить о торжественных шествиях, прежде всего о культовых процессиях в честь богов. Культовое шествие в коринфской колонии Кенхей в честь египетской богини Исиды, имело в то время много почитателей и в Риме.

Безусловно, что Римская культура формировалась под влиянием греческой культуры, но несомненно, что самобытность и высокий уровень ее развития дошли до наших дней в виде великих достижений античности; скульптура, архитектура, литература, музыка, театр и поэзия.

Многие праздники и зрелища древнеримской цивилизации сохранились и укоренились в современной культуре западных и восточных стран, ну конечно претерпев некую трансформацию и впитав в себя особенности культуры той или иной страны. Ушли в прошлое кровавые обеты и жертвоприношения, исчезли обычаи убивать людей в показательных выступлениях гладиаторов на глазах у вожделенной толпы, мир пришел к более цивилизованным формам развлечений и зрелищ, но безусловно, что всем этим мы обязаны материальной культуре Древней Греции и Рима.

Античность сама рассказывает нам о себе, о своих светлых и темных сторонах, сама требует отнестись к ней критически, освоить ее опыт и не повторять ее ошибок. Мы должны знать прошлое, историю культуры эпохи, в которую всеми корнями уходит наша культура, наша цивилизация.


Список источников и литературы

1. Винничук Лидия. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа, 1988. – 496 с.

2. Веллей Потеркул. Малые римские истории / Под ред. А.И. Немировского. – М.: Ладомир, 1996. – 327 с.

3. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. – Спб.: Вита Нова, 2008. – 512 с.

4. Гораций Квинт Флакк. Сатиры // Электронный ресурс: http://filfak.mrsu.ru/bok/06-1.html

5. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука, 1977. – 384 с.

6. Марк тулий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. – М.: Наука, 1975. − 248 с.

7. Плиний Старший. Естественная история. – М.: Деректмедиа Паблишинг, 2008. – 67 с.

8. Письма Плиния Младшего. – М.: Наука, 1984. − 408 с.

9. Тит Ливий. Римская история от основания города. – М.: Ладомир, 2005. − 2320 с.

10. Теренций. Комедии. – М.: Художественная литература, 1985. – 574 с.

11. Тит Макций Плавт. Избранные комедии. // Электронный ресурс: http://e-lib.info/book.php?id=1120000325&p=7


[1] Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. – Спб., 2008. С. 20.

[2] Электронный ресурс: http://filfak.mrsu.ru/bok/06-1.html

[3] Электронный ресурс: http://e-lib.info/book.php?id=1120000325&p=7

[4] Теренций. Комедии. Свекровь. – М., 1985. С.1-7

[5] Тит Ливий. Римская история от основания города. –М., 2005. С. 22

[6] Тит Ливий. Римская история от основания города. –М., 2005. С. 26

[7] Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати Цезарей. –СПб., 2008. С.7

[8] Марк Тулий Цицерон. Об обязанностях. –М., 1974. С. 55-57.

[9] Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. –М., 1977. С. 2-5.

[10] Плиний Старший. Естественная история, кн. VII, –М., 2008. С.57

[11] Веллей Патеркул. Малые римские истории. –М., 1996. С.78

[12] Письма Плиния Младшего. –М., 1984. С. 6.

[13] Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. –М., 1977. С. 1-3