Статья: Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту
Название: Условия психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: статья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Гогунов Тольяттинский государствен ный университет, Тольятти Современная практика физкультурно-спортивной деятельности указывает на существование проблем, касающихся психологического обеспечения подготовки специалистов. Актуальными являются вопросы модернизации условий психического развития и становления личности спортсменов, совершенствования средств психолого-педагогического воздействия, направленных на сохранение психического здоровья в условиях деятельности. Необходимо решать задачи развития профессионально значимых свойств личности спортсменов и тренеров. Остро стоит проблема дизадаптации в спорте. Представляется, что системный подход к организации психологической подготовки специалистов по физической культуре и спорту, учитывая интеграцию содержания и функций учебной, учебно-тренировочной, соревновательной и оздоровительной работ в пределах единой образовательной сферы - психологии физического воспитания и спорта (исключая частно-предметный подход), определяет методологические условия реализации востребованных практикой задач. В данном случае область психологического обеспечения физкультурно - спортивной деятельности следует понимать как специализированную систему психологического образования специалистов по физической культуре и спорту, которая характеризуется своим содержанием (рис. 1). Многолетние исследования особенностей рассматриваемого содержания показывают, что его успешная реализация согласуется с рядом технологических особенностей общедидактического характера, которые позволяли бы актуализировать образовательный процесс. Результаты экспериментальной проверки показали, что основными компонентами такой технологии являются: 1. Целевая установка - формирование специальных психологических знаний и умений, развитие профессионально значимых качеств личности (табл. 1)1. 2. Содержание технологии. Оно должно соответствовать структуре содержания психологического образования и условиям его реализации 2. 3. Организационный компонент 3, который должен опираться на процессы осуществления физкультурно-спортивной деятельности в аспекте восхождения от абстрактного к конкретному через механизмы объединения учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности воспитанников при условии единства целевого, содержательного и методического компонентов. Так, овладение психологическими знаниями и умениями первоначально согласуется с представлениями об их сущности и значении. Затем они включаются в конкретные условия учебной работы, далее - спортивной тренировки, где опыт формируется через изучение и творческое преобразование. Качество знаний и умений, уровень профессиональной направленности личности зависят от активности учащихся, их стремления к достижению образованности, психологической компетенции. Этому способствуют такие условия обучения, как: 1) реализация образовательного процесса на всех уровнях и ступенях системы; 2) использование микро- и макроэтапов; 3) организация психологической помощи, изучение особенностей воспитанников, контроль за их психологическим здоровьем; 4) индивидуальный подход; 5) применение методов и средств учебной, педагогической, тренировочной, учебно-соревновательной, соревновательной и послесоревновательной деятельности, психологической коррекции и консультирования. Рис. 1. Структура содержания психологического образования Наименьшей частью технологической структуры психологического образования является микроэтап (рис. 2). Каждый микроэтап имеет особую схему обучения фрагменту учебной информации: 1) сообщение знаний; 2) формирование умений на репродуктивном уровне; 3) отработка умений в учебных ситуациях; 4) переход к практическому использованию в учебно-тренировочной деятельности (имитационное моделирование, анализ, текущий контроль и оценка с участием воспитанника); 5) включение умений в соревновательную практику (обеспечение решения задач основной деятельности, проверка и оценка уровня усвоения, формирования индивидуального стиля деятельности); 6) психологическая коррекция, формирование специальных свойств личности, развитие деятельностных качеств (восстановительные мероприятия, развитие психических возможностей, коррекция личности, достижение микроинсайта в области освоения знаний и умений, формирование спортивного характера, устранение недостатков, развитие достоинств). Технология предусматривает определенное число макро- и микроэтапов обучения, которое является следствием соотношения количества соревнований в годовом периоде и количества разделов по курсу на каждом уровне образования. В объеме работы представлена базовая модель, предусматривающая усредненный показатель данных параметров (рис. 3). Особенностью системы следует считать организацию оздоровительной работы с обучающимися в ходе учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности с использованием методов психологического консультирования, психокоррекции, психопрофилактики. Технология реализации этих видов согласуется с требованиями к проведению психологической помощи4. Оценочно-коррекционный компонент рассматриваемой технологии определяется диагностикой продукта и результата образовательного воздействия 5. В нем следует различать элементы, связанные с текущей информацией, итоговым материалом макроэтапов и целостной целевой установки. Специфика психологической подготовки определяет и ряд особенностей в планировании (табл. 2).6 Таблица 1. Модель целевой установки системы психологического образования специалистов по физической культуре и спорту (по O.K. Филатову)
Таблица 2. Учебный план психологического образования специалистов по физической культуре и спорту
Примечания: 1. Настоящий учебный план составлен исходя из следующих данных: теоретическое обучение и практическая (спортивная) деятельность - 171 неделя; экзаменационные сессии - 2 недели; итоговая аттестация - 3 недели; каникулы - 16 недель; всего - 192 недели. 2. Квалификационные работы (по окончании второй и третьей ступеней образования) рассматриваются как вид учебной работы и итоговой аттестации. Они выполняются в пределах часов, отводимых на теоретическое и практическое обучение, а также за счет времени, выделяемого на подготовку и реализацию итоговой аттестации. Во-первых, интегрированный характер образовательной системы требует выделения в общей трудоемкости часов на аудиторные, тренировочные, соревновательные занятия. Во-вторых, необходимо провести распределение содержания образования на уровни и ступени обучения согласно классификации видов подготовки: 1) общепрофессиональный компонент; 2) предметный компонент; 3) практический компонент; 4) оздоровительный компонент. Рассматриваемый подход к организации психологической подготовки обеспечивает повышение эффективности образовательных воздействий в направлении: а) психического развития; б) становления профессионально значимых качеств личности; в) формирования психологической компетенции; г) развития деятельностных качеств. Наблюдается актуализация связей теоретической и практической подготовки, активизация процессов осмысленного отношения и использования в профессиональной деятельности учителя физической культуры, тренера, востребованных практикой, аспектов психологии на фоне рационализации и творческого преобразования специальных знаний, умений и навыков. Предлагаемая образовательная система позволяет конкретизировать область психологического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности, функции практического психолога. Рис. 2. Ступени психологического образования специалистов по физической культуре и спорту Рис. 3. Базовая модель технологии психологического образования специалистов по физической культуре и спорту 1 Используется схема построения модели. 2 Предполагается конкретизация общедидактической модели, учитывая реально данные условия обучения и спортивной специализации. 3 Собственно технологический. 4 Мероприятия должны осуществляться профессиональным психологом. 5 В данном случае разделение результата на "продукт" и "собственно результат" условно. Предусматривается, что воздействие в итоге обучения имеет определенную продуктивность и результативность. 6 В рамках работы предлагается примерный учебный план, который может быть подвергнут корректировке, учитывая реальные условия образовательной системы и особенности видов спорта. |