Курсовая работа: Организационно-экономические основы регулирования цен в России

Название: Организационно-экономические основы регулирования цен в России
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: курсовая работа

Содержание

Введение

Глава 1. Цена и ценообразование в различных экономических системах

1.1 Цена. Концепции ценообразования

1.2 Цена и ценообразование в рыночной экономике

1.3 Цена и ценообразование в командно-административной экономике

Глава 2. Государственное регулирование рынка и цен

2.1 Обоснование вмешательства государства в процесс ценообразования

2.2 Методы прямого воздействия государства на цены

2.3 Методы косвенного воздействия государства на цены

Глава 3. Организационно-экономические основы регулирования цен в России

3.1 Объективная необходимость государственного регулирования цен в России

3.2 Нормативно-правовая база регулирования государством ценообразования

3.3 Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и их функции

3.4 Прямое регулирование цен в России

3.5 Косвенное регулирование цен в России

3.6 Общественное регулирование цен в России

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Экономикой правят два типа законов: законы спроса и предложения и законы, устанавливаемые правительством. Контроль за уровнем цен — общая черта различных рынков. Его влияние часто обсуждается в прессе и в политических кругах. Актуальность данного исследования состоит в том, что в современной России, особенно в условиях мирового кризиса, серьезной разбалансированности экономики, увеличивается необходимость регулирования экономики государством. Роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения развития предпринимательства, принятии антимонопольного законодательства и т.п. Проведение государством, в частности, антимонопольной политики должно обеспечивать снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономики. Ее поддержку и всяческое поощрение, и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.

Объектом настоящего исследования является ценообразование и организационно-экономические основы регулирования цен.

Предметом – организационно-экономические основы регулирования цен в России.

Целью работы является исследование организационно-экономических основ регулирования цен в современной России.

Задачи:

1. Изучить различные источники (документов, законов, монографий, Интернет - ресурсов) для освящения данной темы;

2. Выявить особенности ценообразования и регулирование цен в различных экономических системах;

3. Доказать необходимость вмешательства государства в регулирование цен в современной России;

4. Показать организационные и экономические основы этого регулирования.

Методы исследования:

1. На основе сравнительного метода проведен анализ ценообразования и регулирования цен в различных экономических системах.

Основой для исследования явились следующие источники: Интернет, учебники по экономике Абакумова О.Г. «Цены и ценообразование», М.М. Бутаков «Практикум по ценообразованию: учебное пособие», «Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./ Под ред. В.Е.Есипова,Косьмин А.Д., Метелёв С.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование. Курс лекций, тексты и задачи. Учебное пособие, Липсиц И.В. «Коммерческое ценообразование» и др.

Отдельные аспекты становления государственной конкурентной политики, проблемы ограничения незаконного монополизма и недобросовестной конкуренции, антимонопольного регулирования и развития предпринимательства в стране и регионах отражены в работах ученых Л.А.Абалкина, В.В.Бузырева, В.Н.Войтоловского, Е.А.Горбашко, П.С.Завьялова, В.С.Кабакова, Е.Л.Кантора, Е.М.Карлика, А.Е.Карлика, Г.А.Краюхина, А.В.Ланскова, Д.С.Львова, Н.Я.Петракова, Б.В.Прянкова, Ф.Ф.Рыбакова, С.С.Шаталина и др.

Экономисты в государственном регулировании в качестве главных составляющих на первое место ставят социально-экономические отношения.

А. Клейменов, О.Головина считают, что грань, за которой необходимо вмешательство государства в управление собственностью, определяется только экономическими и организационными методами, каковыми являются налогообложение, кредитование, ценообразование, регистрация, лицензирование, сертификация и пр. В. Анохин отмечает, что хозяйственным законодательством РФ в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. В. Андреев утверждает, что контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает регулируемое воздействие на хозяйственную деятельность.

цена ценообразование россия


Глава 1. Цена и ценообразование в различных экономических системах

1.1 Цена. Концепции ценообразования

«Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара. Это фундаментальная экономическая категория.

В повседневной речи цена часто является синонимом стоимости товара (например, «сколько сто́ят спички?») и эти слова могут взаимно заменять друг друга.

Существует два основных подхода к определению понятия «цена»:

· Цена обусловлена объективными затратами,

· Цена обусловлена субъективной оценкой полезности.

Первого подхода придерживается классическая политэкономическая школа в лице представителей трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Второго подхода придерживаются неоклассики и некоторые представители классической политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо.

Строго говоря, Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая школа рассматривает противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена — денежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени (труда); с другой стороны — цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения. Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на «субъективное» и «объективное» направление. Наиболее чётко его сформулировал Давид Рикардо: «Но если мы принимаем труд за основу стоимости товаров, то из этого еще не следует, что мы отрицаем случайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров от их первичной и естественной цены».

Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость — «Общественно-необходимые затраты труда», а также «Внутри и межотраслевую конкуренцию». Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позволило объяснять цену с позиции объективных факторов.

Жан Батист Сэй считает цену субъективной оценкой полезности блага, которая строится на личных предпочтениях. Цена — это «жертва» со стороны покупателя, денежное выражение альтернативной стоимости («субъективная стоимость»). Он становится основателем «субъективной» теории цены. [15]

При определении величины цен необходимо представлять общее содержание системы цен, существенным элементом которой является взаимодействие различных видов цен. Рассмотрим основные виды цен на продукцию предприятий, которые делятся по ряду признаков.

«Внутрихозяйственная цена - это сумма переменных расходов и прибыли подразделения, включает переменные расходы и доход, который идет на покрытие постоянных расходов подразделения и фирмы.

Трансфертная цена включает внутрифирменную цену с учетом факторов регионального характера.

Отпускная (оптовая) цена выступает верхним пределом внутренней цены, определяется исходя из влияния, как внутренних факторов, так и внешних, характеризующих конъюнктуру рынка.

Закупочные цены – по ним реализуется сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами, фермерскими хозяйствами, населением) государственным и коммерческим организациям.

Розничные цены – по этим ценам товары реализуются в розничную торговую сеть. По этим ценам обычно реализуются товары народного потребления населению, в меньшей мере - предприятиям, организациям, предпринимателям.

Регулируемые цены - величина данных цен регулируется государственными органами. Однако регулирование носит ограниченный, косвенный характер, осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение (налоги, ограничения рентабельности и т.д.).

Фиксированные (твердые цены) устанавливаются органами ценообразования или другими государственными учреждениями. Они назначаются по ограниченному кругу товаров.

Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцом и покупателем. При этом может оговариваться допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, например, инфляции, форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

Свободные цены - освобожденные от ценового вмешательства государства, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.

Базисные цены применяют в качестве исходной базы при установлении цены на аналогичные изделия. Их использование необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции.

Прейскурантные цены - фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, то есть указателей цен.

Фактические цены сделок учитывают применение различных надбавок, скидок к базисной цене.

Довольно часто вид цены предопределяется видом рынка, на котором он образуется. По данному признаку выделяются биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный.

Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

В этой группе методов расчёта цен выделяют:

Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).

Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).

Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.

Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар». В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.

Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая». [13]

1.2 Цена и ценообразование в рыночной экономике

Саморегулирование является самой древней формой регулирования экономики.

Купля-продажа является признанием обществом его общественной ценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, от нее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессе реализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какие отрасли будут направлены капиталы и т.д.

Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие: объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методика ценообразования. Размер цены на конкретный товар зависит от возможностей рынка, его типа и емкости, других факторов и целей. В практике ценообразования выделяют следующие цели формирования цены:

· ориентация на существующее положение, когда производитель (изготовитель, продавец) заинтересован в максимизации доли на рынке, росте объемов продаж;

· ориентация на прибыль, т.е. получение ее максимума, и ориентация на существующее положение, когда производитель стремится избегать неблагоприятных воздействий внешней среды (например, конкурентов, налогообложения и т.п.).

В условиях рынка цена выполняет следующие основные функции:

· информационную;

· распределительную;

· сбалансированности спроса и предложения (уравновешивающую);

· стимулирующую и обеспечивающую доходность.

«Информационная функция служит средством учета и измерения необходимых затрат на производство и реализацию продукции (товара, работ, услуг), доходов и расходов населения (мерой труда и мерой потребления), обмена между производителем и потребителем (покупателем).

Распределительная функция предполагает, что величина цены на ресурсы зависит от их дефицитности (редкости). Чем меньше ресурсов данного вида, тем выше его цена. В результате потребитель стремится приобретать меньше дорогого товара и этим обеспечивает его рациональное распределение и использование.

Функция сбалансированности спроса и предложения заключается в том, что определенный уровень цены обеспечивает равновесие (сбалансированность) между объемом спроса и реального предложения, что способствует устранению излишков и дефицита данного товара на рынке.

Стимулирующая функция проявляется в поощрительном или сдерживающем воздействии цен на все стороны процесса производства и потребления, все уровни управления и хозяйствования, в использовании поощрительных или штрафных мер (надбавок, скидок и т.п.). Цена создает экономическую заинтересованность предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции и снижении ее себестоимости, переход на прямые хозяйственные связи и т.д. Важной функцией цены является обеспечение доходности предприятия, так как она проявляется в зависимости размера его дохода от цены за единицу и объема продаж. Предприятие стремится установить такую цену на свою продукцию, чтобы обеспечить максимум дохода при оптимальном объеме производства данного товара и достигнутом уровне себестоимости.

Дадим краткую характеристику наиболее существенных ценообразующих факторов.

Спрос и предложение являются главными ценообразующими факторами. Отметим, что на рынке действует ряд неценовых факторов, приводящих к смещению кривых спроса и предложения.

Для конкурентного рынка характерны свободные рыночные цены. Они несут на себе отпечаток интересов продавцов и покупателей. Вряд ли найдется фирма, производитель товаров, реализующих их по цене ниже издержек производства и обращения. А это значит, что на кривую предложения тем самым наложено определенное ограничение, которое так или иначе скажется на величине равновесной цены. Отсюда - рыночная цена, свободная от внешнего диктата, но не свободная от законов рынка, психологических установок его участников.

Следующим фактором цены является показатель эластичности, характеризующий чувствительность потребителей к изменению цены.

Цена непосредственно зависит от характера рынка. Рассмотренный механизм ценообразования относится к условиям совершенной конкуренции. На монополистическом и олигополистическом рынке, монополисты имеют возможность влиять на цену». [13]

1.3 Цена и ценообразование в командно-административной экономике

Отличительной особенностью командно-административной системы является то, что, во-первых, координация хозяйственной деятельности в ней осуществляется с помощью приказов, идущих сверху - вниз: от вышестоящего органа до хозяйствующих субъектов - предприятий. Плановые органы государства устанавливают производственные задания для каждого предприятия, а также количество ресурсов, необходимое для их выполнения. В отличие от рыночной экономики, для которой характерна развитая система горизонтальных связей между равными партнерами, в административно-командной экономике доминируют вертикальные связи по линии административной иерархии. В таких условиях роль приказа сверху обычно оказывается выше договорных обязательств.

Во-вторых, для этого типа хозяйственной системы характерен не свободный обмен товарами, а принудительное распределение, не свободное ценообразование, а установление цен на большинство товаров в централизованном порядке, не свободное перемещение ресурсов (денежных, финансовых, материальных, трудовых), а их административное перемещение. Неслучайно некоторые исследователи называют этот способ хозяйствования натурально-экономическим: натуральным, по сути, и экономическим по форме.

Такое регулирование цен привело к незаинтересованности непосредственных производителей в эффективном труде, снижению планомерной управляемости народным хозяйством, хроническому дефициту, невосприимчивости к достижениям научно-технического прогресса.


Глава 2. Государственное регулирование рынка и цен

2.1 Обоснование вмешательства государства в процесс ценообразования

Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования обусловлена тем, что свободно функционирующий рынок не обязательно гарантирует высокую эффективность экономической деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения доходов и стабилизации уровня цен.

Используя для решения экономических задач регулирующую функцию цены, государство принимает участие в перераспределении чистого дохода между отраслями и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями и группами населения. Государство также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей, не способных пока на равных противостоять экспансии на рынок зарубежных производителей аналогичной продукции.

«Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики, особое значение которого проявляется по следующим направлениям:

• поддержание на рынке конкурентной среды и предотвращение монополизации;

• борьба с инфляцией и обеспечение стабильности цен;

• проведение социально ориентированной политики цен;

• обеспечение оптимального соотношения внешнеторговых и внутренних цен.

Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и концепции политики цен, а также законодательного и нормативного их обеспечения.

Наряду с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование цен осуществляется с помощью сочетания прямых и косвенных форм и методов». [10, стр. 18]

2.2 Методы прямого воздействия государства на цены

Прямое вмешательство государства в процесс ценообразования означает участие государства в лице его административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.

В настоящее время все цены, как свободные, так и регулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственное воздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспечения методического единства в их установлении и применении. Так, государственные органы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимости продукции, и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

К методам прямого вмешательства государства в процесс ценообразования можно отнести следующие.

1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров или от дельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен.

Такой подход применяется при сильной инфляции для стабилизации уровня цен.

2. Установление фиксированных цен и тарифов, решение о введении которых принимается соответствующими органами власти. Субъекты ценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаны реализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своему уровню установленных фиксированных цен. Такие цены в основном применяются при заключении государственных контрактов. Причем их введению предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможных хозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степенью жесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, в то же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет экономии затрат. Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию или услуги предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касается отраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальных услуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаются региональными и муниципальными органами власти.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цены, т. е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. В РФ такого рода регулирование производится по отношению к продукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровни роста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не больше норматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видам продукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическая рентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.

5. Установление фиксированных цен или предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции (лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукцию собственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующей территории и определять порядок их установления и применения.

6. Декларирование цен. По решению органов исполнительной власти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) на отдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие данную продукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровне цен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должны или принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либо принять решение об обоснованном изменении указанной цены.

7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции по завышенным ценам.

В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста цен могут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов цен или прибылей, замораживания цен, установления определенного порядка формирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливаться минимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, виды затрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.

2.3 Методы косвенного воздействия государства на цены

«Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечивается применением совокупности способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированию налогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.

Косвенное регулирование цен может осуществляться через изменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработной платы, проведение определенной налоговой политики и политики доходов. Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие и применение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса и предложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов и пошлин и т. д.

Таким образом, в число методов косвенного воздействия государства на цены можно включить:

• регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);

• регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение);

• разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя);

• создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка;

• государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест;

• эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.

Меры косвенного воздействия на процесс ценообразования имеют в основном макроэкономический характер и представляют собой единое целое с общей макроэкономической политикой государства». [9, стр. 41-42]


Глава 3. Организационно-экономические основы регулирования цен в России

3.1 Объективная необходимость государственного регулирования цен

Говоря о регулировании цен в России, мы пытаемся не только анализировать роль, значение и методы государственного регулирования цен в настоящее время, но и определить пути совершенствования.

С 1992 г. генеральной линией ценовой политики в России становится либерализация цен, которая открывает возможности для формироания новых ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение, позитивных структурных сдвигов в экономике, государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий, продукцию, закупаемую преимущественно государством, жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства и изделия медицинского назначения, другие наиболее значимые социальные услуги.

Объективная необходимость государственного регулирования цен обуславливается тем, что цены, равно как и налоги, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсии, пособия – являются важнейшей составляющей совокупности экономических рычагов, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики, реализация основных функций государства, решение основополагающих задач по стабилизации экономики, повышению ее эффективности и поступательному развитию, повышению уровня и качества жизни населения, достижению социальной справедливости. И так, государство берёт на себя решение следующих фундаментальных задач:

- перераспределение доходов и богатства общества;

- создание всех необходимых условий, обеспечивающих стабильность и сбалансированный экономический рост;

- аллокация материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов.

Государственное регулирование цен заключается в том, чтобы с помощью законных, административных и бюджетно-финансовых, кредитных мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать:

а) снижению степени дифференциации населения по критерию получаемых доходов;

б) стабильному развитию экономической системы в целом;

в) достижению оптимального распределения и использования всех ограниченных ресурсов общества.

3.2 Нормативно-правовая база регулирования государством ценообразования

За период рыночных преобразований в экономике России по вопросам ценообразования создана нормативно-правовая база, которая с учетом задач конкретного этапа на пути к рынку постоянно развивается и совершенствуется.

«Процесс ценообразования на современном этапе регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

1. Конституцией РФ (ст. 71), в соответствии, с которой основы ценовой политики находятся в ведении Российской Федерации;

2. Гражданским кодексом РФ (ст. 424 "Цена", ст. 426 "Публичный договор", гл. 28 "Заключение договора" и др.), в котором отражены, отдельные вопросы ценообразования, касающиеся, например, вопросов установления и применения цен при исполнении договоров и др.;

3. Федеральным конституционным законом от 17.12.97 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в котором предусмотрено, что в полномочия Правительства РФ входит разработка и осуществление мер по проведению единой политики цен (ст. 15) и что номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен, устанавливается исключительно на заседаниях Правительства РФ (ст. 28);

4. Указом Президента Российской Федерации от 28. 02. 95 г. №221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", которым установлено, что государственное регулирование цен осуществляется по продукции естественных монополий. Этим же Указом Правительству РФ предоставлено право определять и утверждать с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

5. Постановлением Правительства РФ от 07.03.95 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (в ред. от 20.08.2001 г.), которым утверждены, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

6. Федеральным законом от 28.08.95 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 04.08.2000 г.), которым органам местного самоуправления предоставлено право осуществлять регулирование цен и тарифов на продукцию (услуги) предприятий, организаций и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

7. Федеральным законом от 17.08.95 г. №147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 08.08.01 г.), которым предусмотрено регулирование деятельности хозяйствующих субъектов в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожных перевозок, услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуг общедоступной электрической и почтовой связи;

8. Постановлением Правительства РФ от 13.10.95 г. №997 "О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий", которым предусмотрен порядок регулирования цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий;

9. Постановлением Правительства РФ от 13.10.99 г. № 1158 "Об обеспечении соблюдения экономически обоснованных принципов формирования цен на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий", которым определены, принципы, ценообразования в сфере естественных монополий;

10. Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденными Министерством экономики РФ (06.12.95 г. № СИ-484/7-982), которыми определен порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию (товары, услуги)». [8, стр. 23 -24]

Самое главное в названных документах – это, во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов, причем либерализация цен увязывается с развитием конкуренции на товарных рынках России как условием повышения эффективности рыночного ценообразования, и; во-вторых, осуществление госрегулирования цен и тарифов в отраслях, относящихся к естественным монополиям, в которых развитие конкуренции невозможно и неэффективно. Поэтому предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование, в том числе и ценовое, определены ФЗ «О естественных монополиях» (от 17 августа 1995г. № 147-ФЗ).

На основе названных документов, определяющих правовое обеспечение регулирования цен, Правительство РФ принимает решение о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости. В настоящее время разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

Поскольку в настоящее время преобладающей является частная собственность, то в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) оплата продукции и услуг по контрактным договорам определяется соглашениями сторон, фиксирующими в договоре уровень цены, а так же существуют надбавки и скидки, применяемые по взаимному соглашению. В ГК РФ установлены нормы, запрещающие участникам сделок заключать соглашения о применении монопольных цен. Есть и другие нормы, применение которых является обязательным для всех участников сделок.

Законодательным путем ограничиваются попытки сговора о ценах и установления фиксированных цен между производителями товара, оптовой и розничной торговлей. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальные фиксирование цен».

Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели не должны:

- консультироваться или обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита;

- подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях;

- договариваться с конкурентами о времени сокращения производства с целью поддержания высоких цен.

Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.

Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное фиксирование цен». Оно проявляется в том, что производители или оптовая торговля требуют продажи своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены.

Государство запрещает и ценовую дискриминацию, если она наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов сбыта на одних и тех же условиях. Государство также принимает меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции более крупных. Например, в некоторых станах запрещено продавать продукцию по ценам ниже себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны продавать продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, покрывающим накладные расходы и обеспечивающим прибыль. Особенно это относиться к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки [1, стр.112-113].

На механизм формирования цен большое влияние оказывают нормы, установленные в Налоговом кодексе РФ (НК РФ) по всем видам налогов, что находит отражение в структуре цены.

Таможенные пошлины (экспортные и импортные) и другие платежи, необходимые при осуществлении внешнеторговых операций, оказывают базовое влияние на формирование уровня цен. На границе формируется таможенная стоимость, которая выступает как база формирования изменения цен на всех последующих стадиях реализации товаров и услуг.

Закон «О валютном рынке» и регулировании валютного курса рубля приводит к существенному изменению уровня цен и их отдельных элементов.

Для создания единого механизма регулирования цен требуется принятие общефедерального закона о политике цен, механизмах и методах их регулирования. К сожалению, такой закон в настоящее время отсутствует, и поэтому появляется необходимость устранения возникающих несоответствий, а регулирование цен осуществляется на основе постановлений, приказов и распоряжений Правительства РФ, федеральных государственных органов, органов субъектов Федерации и муниципальных объединений. И в итоге государственное регулирование все больше приобретает форму правительственного регулирования.

Правительственное регулирование цен (тарифов) перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на внутреннем рынке РФ осуществляется: Правительством РФ; федеральными органами исполнительной власти; органами исполнительной власти субъектов РФ – в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами[3, стр.53-54].

На федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на следующие виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг:

газ природный, попутный нефтяной и сухой отбензиненный (кроме реализуемого организациями - производителями газа, не являющимися аффилированными лицами Российского акционерного общества "Газпром", акционерных обществ "Якутгазпром", "Норилъскгазпром" и "Роснефтъ-Сахалинморнефтегаз", а также реализуемого населению и жилищно-строительным кооперативам), газ попутный нефтяной, реализуемый газоперерабатывающим заводам для дальнейшей переработки, фракции легких углеводородов, газ, сжиженный для бытовых нужд (кроме реализуемого населению);

продукцию ядерно-топливного цикла;

электрическую и тепловую энергию, тарифы, на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

продукцию оборонного назначения;

алмазное сырье, драгоценные камни;

протезно-ортопедические изделия;

перевозку грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

перевозку пассажиров, багажа, груза, багажа и почты, на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

погрузочно-разгрузочные работы, в портах, портовые сборы, сборы, за проход по внутренним водным путям судов, плавающих под иностранными флагами;

услуги ледокольного флота;

аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов;

обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утвержденному Правительством РФ;

водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории РФ или ввозимую на таможенную территорию РФ;

этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют государственное регулирование цен и тарифов на продукцию, товары и услуги локальных (местных) естественных монополий, в частности:

· газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

· газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

· электрическую и тепловую энергию, тарифы на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;

· топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

· перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

· оплату населением жилья и коммунальных услуг;

· ритуальные услуги;

· услуги систем водоснабжения и канализации;

· торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

· социальные услуги, предоставляемые населению РФ государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Упомянутым выше Постановлением Правительства № 239 органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. К ним относятся:

· снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов;

· наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

· торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты);

· тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения РФ (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации;

· тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

· тарифы на перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

· тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; тарифы на транспортные услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных железнодорожных путях и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организации федерального железнодорожного транспорта.

В целом перечень товаров и услуг, по которым допускается прямое регулирование цен, в последние годы существенно сокращен. Права органов исполнительной власти в части регулирования цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий по самостоятельному установлению цен и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета.

3.3 Органы исполнительной власти, регулирующие цены, и их функции

В современной России, провозгласившей курс на развитие рыночной экономики, политика цен на федеральном уровне осуществляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Среди последних важную роль в области регулирования цен стало играть Министерство экономического развития и торговли РФ, в состав которого входит Департамент цен. Однако в отличие от финансовых, налоговых, антимонопольных и других органов исполнительной власти, имеющих вертикальную структуру управления, Минэкономразвития РФ не имеет территориальных органов.

Правительство РФ (орган общей компетенции) в соответствии с Законом "О Правительстве Российской Федерации" разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен. Кроме того, полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) нашли отражение в других федеральных законах. Так, в силу ст. 5 Федерального закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ " О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации":

· устанавливает основы, ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации;

· формирует сводный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;

· определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями за пределы территорий субъектов Российской Федерации, электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральный (общероссийский) оптовый рынок электрической энергии (мощности), электрическую энергию (мощность), поставляемую, в том числе на экспорт, с федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) его субъектам;

· утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;

· обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы, России.

Правовой статус Минэкономразвития РФ (орган межотраслевой компетенции) определен Постановлениями Правительства РФ от 21.12.2000 г. № 990 и от 05.07.2000 г. № 488. В частности, Минэкономразвития в области ценообразования осуществляет следующие функции:

· разрабатывает предложения о совершенствовании ценового регулирования в отраслях, где применяется государственное регулирование цен (тарифов), прогнозирует динамику цен, участвует в осуществлении контроля за применением государственных регулируемых цен (тарифов);

· обеспечивает государственное регулирование и регистрацию цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также организационно-методическое руководство и систематический контроль за установлением и применением этих цен;

· предоставляет федеральным органам исполнительной власти информацию о расчетных мировых ценах на важнейшие товары, (работы, услуги) российского экспорта и импорта;

· контролирует внешнеторговые цены, по контрактам, заключенным в счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;

· подготавливает предложения о совершенствовании системы, ценообразования, осуществляет мониторинг внутренних цен;

· осуществляет через управления Госторгинспекции государственный контроль за порядком при изменениях цен по отдельным группам товаров.

На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, а на уровне муниципальных образований - органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики (управления, комитеты или отделы по ценовой политике).

Органы ценообразования субъектов Российской Федерации:

· осуществляют регулирование цен на местных рынках;

· обеспечивают реализацию на местном рынке единой политики и законодательства по ценообразованию;

· устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке;

· осуществляют контроль за ценами.

На территории Российской Федерации функции органов ценообразования осуществляют (в пределах своей компетенции) и другие органы исполнительной власти. В их числе следует назвать, в первую очередь, федеральную и региональную энергетические комиссии, полномочия которых закреплены в статьях 11 и 12 уже упоминавшегося Федерального закона от 14.04.95 г. № 41-ФЗ.

Государственное регулирование и контроль цен (тарифов) на транспорте и в области электрической и почтовой связи осуществляет Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).

Государство осуществляет и контроль за соблюдением порядка применения регулируемых цен. К органам контроля цен относятся: на федеральном уровне – Министерство экономического развития и торговли, на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие контроль за ценами в пределах своей компетенции, на местном уровне – органы местного самоуправления. Кроме того, правом контроля за соблюдением порядка применения цен и тарифов наделены финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы и др.

3.4 Прямое регулирование цен в России

Прямое, или административное, вмешательство государства в действующие цены означает участие государства в формировании уровней, структуры, соотношений и динамики цен, установления определенных правил ценообразования.

В условиях рыночной экономики регулируемые, как и свободные, цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Государственное воздействие на такие цены осуществляется путем методического и организационного единства в установлении цен на товары и услуги, в разработке рекомендаций по их обоснованию, в том числе и по отраслям народного хозяйства.

Государство в лице своих органов управления определяет порядок исчисления уровня затрат – калькуляции себестоимости, уточняет состав затрат специальными нормативными документами, определяет расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливает нормативы рентабельности на продукцию предприятий-монополистов.

Прямое вмешательство государства целесообразно тогда, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста. Например, прогнозируемый рост уровня цен предусматривался на 2003 г. – 10-12% в год, на 2004 г. – 8-10%, на 2005 г.- 6,5-8%, на 2008 г.- 5-7% в год. Достигнуть этой величины без государственного участия невозможно (в 2000 г. Рост цен составил 120,2%, в 2002 г. – 115,1%). Главной целью ценовой и денежно-кредитной политики в среднесрочной перспективе остается последовательное снижение инфляции.

Решение о необходимости регулирования цен принимается на основе анализа деятельности субъектов ценообразования с учетом стимулирующей роли соответствующих методов регулирования в повышении качества производимой продукции и в удовлетворении спроса на неё.

Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:

1. Общее замораживание цен (оно применяется при чрезвычайно

сильном инфляционном развитии экономики), или замораживание цен на отдельные группы товаров, или временный или частичный запрет на изменение цен. Например, вместо ежеквартально меняющихся тарифов на э/э Федеральная энергетическая комиссия предложила заморозить их сроком на 1 год и ввела с 1 января 2003 г. стабильные тарифы на э/э, учитывающие темпы инфляции и другие факторы. По мнению экспертов, это внесет стабильность в отношения между поставщиками и получателями энергии.

2. Установление фиксированных цен и тарифов . Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и им же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процесс определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятия и гражданам, зарегистрированным в качестве ИП, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования, в случае введения фиксированных цен, обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены. Фиксированные цены стали одним из основных видов цен, применяемых при заключении государственных контрактов. В этом случае фиксированная цена устанавливается на стадии заключения контракта, обладает определенной степенью жесткости, т.е. не изменяется при исполнении контракта.

3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределов возможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельного уровня цен, т.е. максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства. Россия, отпустив в связи с переходом к рынку свои цены на свободу, потеряла значительную часть национального продукта.

Предельный уровень цены может быть надежной гарантией населению от «ценового диктата» производителей в условиях отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. На социально важные товары и услуги предельный уровень цены может устанавливаться местными органами власти и управления. В своей деятельности российское правительство с 1996 г. Ведет практику регулирования предельных минимальных цен на продукцию ликеро-водочной отрасли промышленности. С учетом изменения норм и правил производства и оборота алкогольной продукции периодически утверждаются минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию в качестве нижней границы реализации при осуществлении оптовой и розничной торговли этой продукцией на внутреннем рынке.

4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т.д.). Чаще всего предельные уровни рентабельности утверждаются на продукцию предприятий-монополистов.

5. Установление фиксированных или предельных размеров снабженческо-сбытовых торговых надбавок, наценок, скидок. Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать их предельные уровни на соответствующей территории, определять порядок их установления.

6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора, и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен.

7. Декларирование цен . По решению органов исполнительной власти может вводиться декларирование оптовых (отпускных) цен на отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации. Органы ценообразования вправе принять решение о регистрации декларируемой цены либо отказать в ее регистрации или принять решение об обоснованном изменении размера декларируемой цены с уведомлением предприятия-декларанта о причинах изменения, если при формировании декларируемой цены допущены нарушения действующего законодательства.

С момента регистрации цены субъекты ценообразования, производящие продукцию, на которую введено обязательное декларирование оптовых цен, обязаны заключить с потребителями договоры на поставку продукции, оплачиваемой по цене не выше зафиксированной в декларации.

8. Установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции [3, стр.86-89].

В соответствии с упоминавшимся Постановлением Правительства РФ № 239 государственно-правовое регулирование цен (тарифов), надбавок посредством установления фиксированных цен и тарифов, предельных цен и тарифов, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен применяется только на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, предусмотренные п. 1 настоящего Постановления (эти перечни продукции приведены нами выше).

3.5 Косвенное регулирование цен в России

Наряду с методами прямого регулирования цен государство осуществляет косвенное регулирование, т.е. воздействует на процесс ценообразования и рядом косвенных мер. Такие меры стали применяться в западноевропейских странах с начала XX в., когда инфляционный рост цен стал устойчивой тенденцией. Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а целом – на установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

К методам косвенного регулирования цен относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирования государственных расходов, установление норм амортизации и т.д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы проявляются в воздействии не на цены, а на факторы, влияющие на ценообразование. Факторы, которые носят макроэкономический характер [7, стр.151] .

Косвенное воздействие на формирование цен осуществляется с помощью разнообразных способов:

· с помощью мер, направленных на изменение величины затрат, включаемых в себестоимость товаров, услуг;

· путем регулирования доходов производителей продукции, продавцов и покупателей;

· путем использования и применения совокупности разных способов и средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;

· путем регулирования налогов на производимую, так и на потребляемую продукцию (система льготного налогообложения).

Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета снижаются затраты на производство, что является основой стабилизации или снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование – существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальной экономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции или кризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня цен на товары первой необходимости.

Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации с/х производства.

К формам косвенного регулирования цен также можно отнести различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:

· создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства. Так, для повышения эффективности производства предприятий естественных монополий Правительством РФ намечено постоянно проводить анализ обоснованности затрат монополистов, организовывать торги по закупке продукции, используемой предприятиями естественных монополий;

· разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований;

· государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создание совместных предприятий;

· эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным или предназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции [3, стр.89-90].

Каждый из рассматриваемых методов имеет свои достоинства и недостатки, что и определяет сферы их преимущественного применения. Так, например, прямое регулирование используется, как правило, при размещении государственного заказа на производство (ремонт) всех видов вооружения. При реализации государственных (региональных) программ, связанных с экологией, энергетикой, крупным гражданским (промышленным) строительством. Однако это вовсе не означает. Что меры косвенного воздействия в отношении, к примеру. Предприятий военно-промышленного комплекса перестают действовать: эти предприятия многочисленными каналами связаны с поставщиками материалов и комплектующих; они находятся в том же финансово-кредитном пространстве, что и все остальные хозяйствующие субъекты, и т.д. Справедлива и обратная связь (например, если предприятие энергетики поставляет свою продукцию предприятию, работающему по свободным ценам), следовательно, во всех случаях более уместно говорить о ценах преимущественно прямого или преимущественно косвенного регулирования. А так как прямое регулирование цен (без которого невозможно решать вопросы национальной безопасности, экологии, здравоохранения ит.д.) предполагает соответствующее планирование, то можно сделать вывод о том, что во всех экономических системах присутствуют элементы планирования как необходимого условия эффективности управления [6, cтр.51].

В настоящее время рыночный механизм и рыночная конкуренция - это конкуренция систем, перешедших от состояния стихийного саморегулирования в состояние жесткой самоорганизации.

На основе кейнсианства и монетаризма сложилась сеть механизмов саморегуляции в виде функциональных экономических систем (ФЭС). Они отличаются от целенаправленных систем тем, что они представляют собой саморегулирующиеся элементы, в которых всякое отклонение от определенных заданных параметров устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации многочисленных механизмов, восстанавливающих равновесие на макро- и микроуровне.

Одной из основных ФЭС в рыночной экономике является система формирования конкурентной Среды, которая создает и поддерживает оптимальные условия для развития частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Она же обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельность естественных монополий.

Во многих промышленно развитых странах действует функциональная система поддержания уровня внутренних цен. Появление ФЭС стало возможным лишь в связи с бурным развитием средств связи, телекоммуникаций и электронно - вычислительной техники, которые позволяют оперативно получать информацию о положении на внутреннем и внешнем рынках, анализировать ее и готовить варианты тех или иных решений.

В саморегулирующейся экономической системе принципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работу функциональных систем. Государство через ФЭС вмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется поддержание устойчивости макроэкономического равновесия, а также для обеспечения работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия свободной конкуренции неосуществимы.

Необходимо заметить, что в России создаются лишь отдельные элементы функциональных экономических систем, из которых в перспективе могут сформироваться действенные механизмы саморегуляции.

3.6 Общественное регулирование цен в России

Развитие общественного разделения труда делает производство товаров и услуг общественным, т.е. оно осуществляется для удовлетворения общественных потребностей других товаропроизводителей. Товарно-денежные отношения являются механизмом решения этой проблемы. Производство, в особенности условиях научно-технической революции, превращается в сложный механизм, функционирование которого все больше затрагивает интересы и отдельных лиц, и всего общества в целом. Возникает объективная потребность организации и осуществления общественного регулирования производства, реализации и потребления товаров и услуг. Появляются виды производства, способные нанести ущерб и нации, и всему человечеству, если они будут вестись без контроля со стороны общества. Например, производство атомного и химического оружия, производство и потребление экологически вредных видов продукции. Возникает потребность установления общих норм поведения при использовании природных ресурсов всего человечества: Мирового океана, космического и воздушного пространства. Регулирование производства, реализация и потребление товаров и услуг необходимо как на уровне отдельного лица, так и для фирм, предприятий, регионов, страны, группы стран и мировой экономики в целом.

Рынок не всегда может решить сложные социально-экономические противоречия. Так как он способствует их зарождению. Но в сочетании с другими экономическими рычагами, в частности с методами общественного регулирования экономических процессов, рынок дает возможность найти наиболее простые и рациональные способы разрешения этих противоречий. Прелесть рыночного механизма, как отмечает Джордж Сорас, не в том, что он может избежать ошибок, а в том, сто он может их исправлять, исключая ошибки регуляторов. Комплексные системы нуждаются в регулировании. Возмещение затрат, распределение и перераспределение доходов на основе механизма ценообразования затрагивает интересы всех слоев общества. В цене перекрещиваются все политические, экономические и социальные интересы, и поэтому должны быть созданы общественные органы, участвующие в оценке результатов применения цен, их динамики и соотношения.

Общественное регулирование предполагает участие общественных организаций, объединяющих различные слои населения, в разработке и принятии законодательных актов и их применении с учетом интересов всего общества или больших групп населения.

Учитывая, что общественное самоуправление будет приобретать все более широкий характер, изучение и обобщение практики участия общественных организаций в регулировании рынка и цен приобретает важное теоретическое и практическое значение. В прошлом широкое участие в регулировании рынка и цен принимали коммунистическая партия, профсоюзы, комсомол и другие общественные организации.

В рыночной экономике, основанной на преобладающей роли частной собственности, участие в общественном регулировании рынка и цен играют такие организации, как Общественная палата при Президенте РФ, профсоюзы (рынок рабочей силы и ценообразования на потребительские товары и услуги), общество потребителей, Совет ветеранов, Детский фонд, общества по защите природы, культурных ценностей и др.

В регулировании рыночных цен важную роль играет Общество потребителей. При покупке некачественной продукции. К тому же по завышенной цене, Общество потребителей может оказать помощь отдельным лицам при их обращении в суд. Фирма будет вынуждена возместить нанесенный покупателю ущерб.

В зарубежной практике деятельность таких обществ пользуется широкой популярностью у населения. Поддержкой со стороны государственных органов. Фирма, нарушившая правила выпуска и продажи продукции и попавшая в сферу влияния Общества потребителей, стараются «мирным» путем разрешить возникший конфликт, так как в противном случае шум, поднятый в прессе, на телевидении и радио, может нанести им еще больший моральный и экономический вред, лишить их постоянных покупателей, не говоря уже о размерах штрафных санкций.

Оценка инфляции, уровня цен, затрат и доходов общественными организациями в сочетании с показателями государственной статистики дадут более точную картину реальных процессов на рынке. Примером может служить общественное обсуждение уровня и динамики цен на бензин.

Уровень и динамика цен на такие продукты массового спроса, как бензин, хлеб, услуги ЖКХ и другие, будут привлекать внимание самых широких слоев населения. Поэтому требуется, чтобы рассчитывались индексы цен общественными организациями и, таким образом, формировалась независимая оценка темпов инфляции в стране[5, стр.70-71].


Заключение

В представленной работе мы рассмотрели организационно-экономические основы регулирования цен, проанализировали, как воздействует государство на уровень цен. Сложившаяся система государственного регулирования цен наряду с другими формами государственной политики в России представляет собой попытку воздействия на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения страны. Роль этой формы регулирования в последнее время резко усилилась в связи с развитием инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности нашего государства, так как с помощью регулирования цен оно воздействует на состояние хозяйственной конъюнктуры отдельных товарных рынков.

В данной работе мы рассмотрели, что именно посредством государственного регулирования государство с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействует на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом. Это определило актуальность выбранной нами темы.

В курсовой работе мы раскрыли формы государственного регулирования цен: первая - прямое (административное) регулирование цен; вторая форма – косвенное (экономическое) регулирование цен. Государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют основу системы цен России. Это цены на энергоносители, услуги (транспорта, связи, жилищно-коммунальные) и другие, которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Делаем вывод, что прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. Косвенные меры, как правило, направлены на изменение конъюнктуры; создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций; установления оптимального соотношения между спросом и предложением. Поэтому наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.

Подводя итог исследования данной темы, можно сделать вывод, что при чрезмерном государственном регулировании цен рыночные механизмы ослабевают и создается опасность потери рыночных ориентиров для сопоставления затрат и результатов, так как основные рыночные параметры испытывают сильное влияние нерыночных факторов. Не связанная с конкурентным рынком и устанавливаемая государством цена не может адекватно меняться в зависимости от изменения спроса и предложения. В этом случае возникают дефицит и затоваривание. Особенно эти явления были распространены в советскую эпоху, когда государство контролировало практически все цены.

В тоже время в случае полного отхода государства от участия в формировании цен и их регулирования ведёт к тому, что государство теряет один из важнейших методов борьбы с монополизмом; рыночные отношения и финансовое положение многих предприятий теряет достаточную устойчивость. Таким образом, в рыночной экономике недопустимы чрезмерное увлечение регулированием цен со стороны государства и полный отказ от такого регулирования (прежде всего на продукцию эффективных, но затрудняющих конкуренцию монополистических предприятий).

В результате рассмотрения данной темы вскрывается ряд проблем, которые требуют дальнейшего решения:

1. Для создания единого механизма регулирования цен требуется принятие общефедерального закона о политике цен, механизмах и методах их регулирования. В настоящее время в России такой закон отсутствует.

2. Государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины таких изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы внутреннего ценообразования.

3.Необходимо изучение опыта ценообразования и регулирования цен развитых зарубежных стран, чтобы понять его закономерности и тенденции и использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России. Для повышения эффективности государственного регулирования цен следовало бы отбирать все лучшее, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и с поправками на специфические экономические и политические условия страны использовать у себя, но делать это следует продуманно и взвешено.


Список использованной литературы

1. Абакумова О.Г. Цены и ценообразование. Конспект лекций.- М.: Приор- издат, 2008

2. Косьмин А.Д., Метелёв С.Е., Косьмина Е.А. Цены и ценообразование. Курс лекций, тексты и задачи. Учебное пособие, 2006.

3. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование: Учебник.-М.: Издательство БЕК, 2000.

4. Практикум по ценообразованию: учебное пособие/ М.М.Бутакова .-М.; КНОРУС,2006.

5. Романенко И.В. Ценообразование: Конспект лекций.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-4-е изд.-М., 2003

7. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М,2001

8. Шуляк П.Н. Ценообразование: Учебно-практическое пособие. – 11-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательско-торгов. корпорация «Дашков и К »; 2008.

9. Цены и ценообразование. Конспект лекций.- М.: Приор-издат, 2008

10. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд./ Под ред. В.Е.Есипова – СПб.: Питер, 2009

11. Ценообразование : Учебник для вузов/ Под ред.И.К.Салимжанов. – 2-е изд., стер.-М: КНОРУС, 2008.

12. bibliotekar.ru/kodex-7/40.htm Цены. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов

13. yur-portal.ru/index.php? Методы, средства и формы государственного регулирования ...