Курсовая работа: Выпуск товаров до подачи таможенной декларации

Название: Выпуск товаров до подачи таможенной декларации
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: курсовая работа

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1.Выпуск товаров. 4

1.1 Срок выпуска товаров. 5

1.2 Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта. 6

1.3 Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления. 7

1.4 Условно выпущенные товары.. 7

1.5 Отказ в выпуске товаров. 8

2. Выпуск товара до подачи Таможенной декларации. 10

2.1 Первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру (ст. 178 ТК ТС). 12

2.2 Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору (ст. 41 ТК ТС). 12

2.3 Условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора (ст.39 ТК ТС). 13

2.4 Ограничения для выпуска товаров до подачи таможенной декларации. 14

2.5 Уплата таможенных пошлин и налогов. 15

3. Отличие ТК РФ от ТК ТС в отношении выпуска товаров до подачи таможенной декларации. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 18

Список используемой литературы. 20


ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы – выпуск товара до подачи таможенной декларации. Целью данной работы является рассмотрение особенностей выпуска товара до подачи таможенной декларации, а именно сроков, условий и ограничений.

Первая глава данной работы посвящена рассмотрению понятия выпуск товаров в общем: условий, сроков, ограничений. Во второй главе рассмотрены особенности выпуска товара до подачи таможенной декларации. Третья глава посвящена рассмотрению отличий в регулировании досрочного выпуска товаров до подачи таможенной декларации Таможенным Кодексом Российской Федерации и Таможенным Кодексом донного союза.

Актуальность данного вопроса обоснована тем, что Таможенный Кодекс Таможенного Союза вступил в силу совсем недавно, менее года назад, поэтому изучение его особенностей и отличий от старого таможенного законодательства сейчас целесообразно, как никогда.

Итак, что же такое выпуск товаров? Выпуск товаров – действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом.

При ввозе на таможенную территорию товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, международных почтовых отправлений и экспресс-грузов, сообщений и иных материалов для средств массовой информации и других подобных товаров, а также при применении специальных упрощенных процедур таможенного оформления выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при следующем условии: декларант предоставляет коммерческие или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть предоставлены после выпуска товаров, уплачивает таможенные, платежи или обеспечивает их уплату.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при предоставлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и предоставлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров, если иной срок для предоставления отдельных документов и сведений не предусмотрен ТК ТС.


1. Выпуск товаров

выпуск товар таможенная декларация

В соответствии с главой 28, статьей 195 ТК ТС выпуск товара осуществляетсятаможенными органами при соблюдении следующих условий:

- таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с Таможенным Кодексом и иными международными договорами государств - членов таможенного союза;

- лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с Таможенным Кодексом Таможенного Союза, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 ТК ТС - международными договорами государств - членов таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза;

- в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с Таможенным Кодексом.

Декларант несет ответственность, предусмотренную законодательством государств - членов таможенного союза за недостоверность предоставленной информации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 Таможенного Кодекса Таможенного Союза.

Выпуск товаров производится должностным лицом таможенного органа путем внесения соответствующих отметок в таможенную декларацию, коммерческие, транспортные документы, а также соответствующих сведений в информационные системы таможенного органа.

Уполномоченное должностное лицо таможенного органа проставляет отметки, формализующие результаты таможенного контроля, о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, о внесении изменений в электронную декларацию, об отзыве электронной декларации и другие подобные отметки) в соответствующих графах "Таможенный контроль", а также вносит в электронную декларацию другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.

Указанные отметки удостоверяются путем проставления ЭЦП таможенного органа.

Лицу, декларирующему товары, направляются авторизованное сообщение и электронная декларация с отметками о выпуске.

После выпуска товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченный сотрудник таможенного органа направляет владельцу склада временного хранения (СВХ), на котором находятся товары, разрешение на выдачу товаров с СВХ.

В случае если выпуск товаров, декларируемых в электронной форме, осуществляется до подачи таможенной декларации, то для выпуска товаров лицо, декларирующее товары, направляет в таможенный орган в электронной форме обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, а также другие документы.

1.1 Срок выпуска товаров

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС (статья 196, глава 28 Таможенного Кодекса Таможенного Союза). Указанный срок включает время проведения таможенного контроля.

Срок выпуска товаров может быть продлен с письменного разрешения руководителя таможенного органа или уполномоченного им должностного лица и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено Таможенным Кодексом.

При применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 Таможенного Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Указанный срок может быть продлен в порядке, установленном пунктом 2 статьи 196, и не может превышать десяти рабочих дней со дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, принявшему таможенную декларацию.

1.2 Выпуск товаров при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта

Выпуск товара при необходимости исследования документов, проб и образцов товаров либо получения заключения эксперта регламентируется статьей 198 ТК ТС,

Если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз.

Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдения.

1.3 Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения илипреступления

Выпуск товаров при выявлении административного правонарушения или преступления регламентируется статьей 199 главы 28 Таможенного Кодекса Таможенного Союза.

В случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Законодательством государств - членов таможенного союза может быть предусмотрена необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены.

1.4 Условно выпущенные товары

Условно выпущенные товары рассмотрены статьей 200 Таможенного Кодекса.

Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами.

Условно выпущенные товары могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, считаются условно выпущенными до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза.

После прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов либо наступления иных обстоятельств, предусмотренных международными договорами и законодательством государств - членов таможенного союза, условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза.

Условно выпущенные товары, в отношении которых обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, прекращается уплатой таможенных пошлин, налогов, не подлежат представлению для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Порядок уплаты таможенных пошлин, налогов в этом случае определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены иные случаи и порядок отнесения товаров к условно выпущенным.

1.5 Отказ в выпуске товаров

При несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 действующего Таможенного Кодекса, а также в случаях, указанных ниже, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.

Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии таможенного союза.

Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:

- выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

- выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.


2. Выпуск товара до подачи Таможенной декларации

Выпуск товара до подачи таможенной декларации осуществляется в соответствии с статьей 197 ТК ТС.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в статье 178 ТК ТС и рассмотренных в пункте 2.1 настоящей работы, а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с пунктом 2 статьи 41 ТК ТС (рассмотрены в пункте 2.2 настоящей работы), выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:

1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и фактурную стоимость товаров;

2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;

3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на момент подачи таможенной декларации.

В отношении товаров, указанных в статье 178 Таможенного Кодекса Таможенного Союза, за исключением товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений, а также гуманитарной и технической помощи, при их выпуске до подачи таможенной декларации предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 39 ТК ТС (рассмотрены в пункте 2.3 данной работы), если это предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза.

Сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, различаются в зависимости от совершаемых с товарами операций. При ввозе товаров на таможенную территорию таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации. Если таможенная декларация не подана в установленный срок, то сроки уплаты таможенных платежей исчисляются со дня истечения срока подачи таможенной декларации. При выпуске товаров до подачи таможенной декларации таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию или, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия на таможенную территорию, не позднее 15 дней со дня завершения внутреннего таможенного транзита. При предварительном декларировании ввозимых товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня выпуска таких товаров.


2.1 Первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру (ст. 178 ТК ТС)

Товары, необходимые для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений, а также товары, подвергающиеся быстрой порче, живые животные, радиоактивные материалы, взрывчатые вещества, международные почтовые отправления, экспресс-грузы, гуманитарная и техническая помощь, сообщения и материалы для средств массовой информации и другие подобные товары помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке.

Лицом, декларирующим товары, формируются следующие электронные документыпри выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязательство о подаче таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений, форма которого утверждена ТК ТС.

2.2 Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору (ст. 41 ТК ТС)

1. Уполномоченному экономическому оператору могут быть предоставлены следующие специальные упрощения:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 настоящего Кодекса;

3) проведение таможенных операций связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза.

2. Специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, применяются только в случаях, если уполномоченный экономический оператор вправе выступать декларантом товаров, в отношении которых предполагается применение таких специальных упрощений.

3. Перечень товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предусмотренные настоящей статьей, определяется решением Комиссии таможенного союза.

2.3 Условия присвоения статуса уполномоченного экономического оператора (ст.39 ТК ТС)

Условиями получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора являются:

1) предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее чем одному миллиону евро, по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на день внесения такого обеспечения;

2) осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств - членов таможенного союза, но не менее одного года до дня обращения в таможенный орган;

3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, процентов, пеней;

4) отсутствие на день обращения в таможенный орган задолженности (недоимки) в соответствии с законодательством о налогах и сборах (налоговым законодательством) государств - членов таможенного союза;

5) отсутствие фактов привлечения в течение 1 (одного) года до обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенные законодательством государств - членов таможенного союза;

6) наличие системы учета, соответствующей требованиям, определяемым таможенными органами;

7) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

2.4 Ограничения для выпуска товаров до подачи таможенной декларации

Выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены коммерческий или иные документы, содержащие сведения, позволяющие идентифицировать товары, а также представлены документы и сведения, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены после выпуска товаров, уплачены таможенные платежи или обеспечена их уплата в порядке, определяемом ТК ТС.

Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при представлении декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, который не может превышать 45 дней со дня выпуска товаров, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен Таможенным Кодексом Таможенного Союза.

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации применяются ставки таможенных пошлин, налогов, курсы иностранных валют и ограничения, установленные Таможенным Кодексом о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, действующие на день выпуска указанных товаров.


2.5 Уплата таможенных пошлин и налогов

При выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:

1) возникает у декларанта с момента такого выпуска;

2) прекращается в случаях, установленных подпунктами 1) - 7), 9) и 10) пункта 2 статьи 80 Таможенного Кодекса, и при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров;

3) подлежит исполнению:

- до истечения срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, действующие на день регистрации таможенной декларации;

- в случае, если в течение срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи, в отношении товаров, выпущенных до подачи таможенной декларации, таможенным органом не внесены (проставлены) в (на) таможенной декларации отметки о выпуске товаров - в последний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налогов применяются ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, действующие на последний день срока, указанного в подпункте 2) пункта 1 настоящей статьи.


3. Отличие ТК РФ от ТК ТС в отношении выпуска товаров до подачи таможенной декларации

Таможенный Кодекс Таможенного Союза позволяет, в отличии от Таможенного Кодекса Российской Федерации, осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации, то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней.

Сокращены сроки выпуска товаров, в том числе срок выпуска экспортируемых товаров (при этом установлен максимальный срок продления выпуска товаров – до 10 дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, и четко определены условия данного продления – необходимость проведения или завершения форм таможенного контроля);

Также следует отметить, что теперь таможенное декларирование будет производиться только в письменной и электронной форме, с использованием таможенной декларации. Устная и конклюдентная формы декларирования исключены.

Довольно любопытна замена привычного российским компаниям таможенного брокера на уполномоченного таможенного оператора. Еще до появления текста ТК ТС в свободном доступе эксперты по таможенному праву неоднократно указывали на то, что замена эта – сугубо терминологическая и особой разницы между двумя институтами нет. Однако оператору предоставлены более широкие полномочия, чем брокеру: он вправе оформлять транзит товаров без внесения обеспечения, осуществлять выпуск товаров до подачи таможенной декларации с уплатой платежей на момент подачи декларации (то есть фактически с беспроцентной отсрочкой платежа на срок от 10 до 40 дней), осуществлять временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных собственных территориях, проводить таможенные операции, связанные с выпуском товаров, и др. В ТК ТС предусмотрены переходные положения, позволяющие всем лицам, осуществляющим в настоящее время деятельность в области таможенного дела, продолжать работать до 1 января 2011 г. В этот период они должны будут включиться в реестры на новых условиях либо по истечении данного периода прекратить свою деятельность

Для предотвращения перемещения товаров через таможенную границу с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, по мнению экспертов, необходима унификация перечня таможенных операций, за нарушение порядка совершения которых должна наступать ответственность. На сегодня в КоАП РБ и РФ данные перечни не совпадают, а в КоАП РК его вообще нет. При этом в КоАП РБ и РФ целесообразно установить ответственность за представление недействительных документов для выпуска товаров до подачи таможенной декларации. Дело в том, что ТК ТС предусматривает институт выпуска товаров до подачи таможенной декларации, в том числе и обязанность предоставления таможенному органу документов и сведений, позволяющих идентифицировать товары в таможенных целях. В то же время рассматриваемое деяние не охватывается похожими по содержанию составами, предусматривающими административную ответственность за перемещение товаров через таможенную границу с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах. Таким образом, из положений ТК ТС не вытекает необходимость установления административной ответственности за представление таможенному брокеру либо иному лицу недействительных документов для представления их в таможенный орган при таможенном оформлении товаров. ТК ТС не предполагает соответствующую обязанность для декларанта либо иного лица.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основным этапом таможенного оформления товаров является таможенное декларирование товаров и транспортных средств. Таможенное декларирование представляет собой заявление уполномоченным лицом по установленной форме точных сведений о товарах в соответствии с требованиями избранного таможенного режима или специальной таможенной процедуры. Существуют различные формы и способы таможенного декларирования. Важным является то, что в действующем законодательстве предусмотрена возможность выпуска товара до подачи таможенной декларации. Это в случае необходимости может значительно упростить данную процедуру и оказаться крайне необходимым.

Структура таможенного оформления определяет систему правовых, организационных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов, в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования рыночных отношений; пополнения доходной части бюджета страны; выявления правонарушений и их профилактику; недопущения ввоза на таможенную территорию и вывоза из нее отдельной продукции, запрещенной исходя из соображений государственной и экономической безопасности и международных договоров.

В целях реализации положения о международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации таможенного законодательства с нормами международного права и с общепринятой международной практикой были созданы новые формы декларации и ряда других документов, что значительно упрощает таможенные формальности, уменьшает связанные с этим финансовые издержки и потери во времени, ведет к переходу к полностью автоматизированному учету и обработке документов при ввозе и вывозе товаров.

Продуманность таможенного оформления призвана не только надежно реализовывать внешнеэкономическую деятельность, но и должна быть направлена на защиту прав малого предпринимательства, хозяйственных объединений, граждан, а также упрощения процедуры таможенного оформления.


Список используемой литературы

1. Бекяшев К.А. Таможенное право: учеб. / К.А.Бекяшев, Е.Г. Моисеев. - М.: Проспект, 2009. - 360 с.

2. Таможня – Юг России (Электронный ресурс) http://www.tamognia.ru/

3. Таможенныйкодекстаможенногосоюза. Новосибирск:Сиб.унив. изд. , 2010.-191с

4. Б. Н. Габричидзе, Таможенное право. Учебное пособие, М, 2010

5. Сорокина М.Н. Ответы даны, вопросы остались // «Таможня». - 2008. - № 7 (198).

6. Пузакова Е.П., Воронкова О.Н. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и управление. - М.: Экономист. – 2008.