Доклад: Скоморошины и небылицы

Название: Скоморошины и небылицы
Раздел: Языкознание, филология
Тип: доклад

Стихотворение Сергея Есенина «Калики» заканчивается строками о скоморохах:

Начало формы

И кричали пастушки насмешливо:

«Девки, в пляску! Идут скоморохи!»

Конец формы

Сближение этих двух образов далеко не случайно, имеет свои глубокие исторические корни. Скоморохи, как и калики, добывали хлеб насущный своим искусством, были профессиональными бродячими певцами, артистами, музыкантами, древнейшие изображения которых мы найдем среди фресок Киевского Софийского собора XI века, в миниатюрах Радзивилловской летописи XIV века, в описании Олеария XVII века. И у скоморохов, как у калик, был свой репертуар, но особый, носивший ярко выраженный сатирический характер. В чем и была одна из основных причин постоянных преследований скоморохов, массовых гонений на них, жесточайших указов.

В результате ни одному собирателю так и не удалось сделать ни одной записи от скомороха, уже в XIX веке их не удалось обнаружить, хотя столетием раньше В.Н. Татищев писал: «Я прежде у скоморохов песни старинные о князе Владимире слыхал, в которых жен его имена, тако ж о славных людех Илье Муромце, Алексие Поповиче, Соловье-разбойнике, Долке Стефановиче и прочих упоминают и дела их прославляют». Эти же слова В.Н. Татищева, в свою очередь, могут служить прямым свидетельством того, что репертуар скоморохов состоял не только из скоморошин, что они, как и калики, помимо своих песен исполняли народные былины.

Поэтика скоморошин, как и их содержание, самым непосредственным образом связана с поэтикой и содержанием былин, но в «перевернутом», пародийном виде. «Эффект смешного в скоморошинах,– замечает по этому поводу Б.Н. Путилов,– достигается нередко путем пародирования стиля высокого эпоса. Один тип пародии сводится к тому, что стиль героических былин, приемы, служившие изображению богатырей, богатырских сражений и тому подобного, прилагаются к персонажам отнюдь не былинным, к ситуациям самым обыденным, «низким», что и создает комический эффект. Конечно, эффект этот рассчитан на знание эпоса, на понимание несоответствия традиционных эпических описаний содержанию скоморошин. Другой тип скоморошин основан на подчеркнутом снижении стиля героического эпоса, его мотивов, образов, элементов композиции. Скоморошина, как бы следуя за эпосом, «переворачивает» в комическом духе величественные описания природы, гиперболические изображения богатырей и их подвигов, нарочито показывает подчеркнуто некрасивое, уродливое, нелепое. При этом скоморошина имеет тенденцию представлять ситуацию похожей на былинную, но изображать ее в мнимо героическом духе».

Список литературы

Виктор КАЛУГИН. Скоморошины и небылицы