Отчет по практике: Деятельность "Гранд Байкал"

Название: Деятельность "Гранд Байкал"
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: отчет по практике

ОТЧЕТ

о прохождении производственной практики

на предприятии ООО «Гранд Байкал»

Иркутск 2010


Введение

Для прохождения производственной практики я выбрала предприятие ООО «Гранд Байкал». С 29.06.10 г. по 26.07.10 г. я работала в отделе продаж выездного туризма.

Цель прохождения практики: ознакомление с деятельностью организации,изучение специфики работы компании, изучение передового опыта работы специалистов компании, изучение структуры организации в данной кампании, углубление и закрепление собственных знаний, полученных в процессе обучения, применение на практике знаний, полученных во время учебных занятий, выработка навыков профессиональной подготовки, выработка навыков принятия решений и реализация решений в практической деятельности, анализ работы «Гранд Байкал» за 2006–2010 гг., собрать сведения по организационному, экономическому и финансовому состоянию ООО «Гранд Байкал».

Компания ориентирована наоказание услуг в области туризма, санаторно-курортного лечения и гостиничного размещения. Разнопрофильность компании позволяет разработать различные пакеты туристических услуг, соответствующих спросу потребителя, который в свою очередь подразделяется на категории (в сфере делового туризма, научно-познавательного, развлекательного). Данная многопрофильность объектов обеспечивает уникальность компании и дает возможность занять большую нишу на рынке туризма.

1. Организация коммерческо-посреднической деятельности

1.1 Форма организации КПП, его задачи и функции. Организационная структура предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Гранд Байкал», созданное в соответствии с положениями гл. 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и руководствуется при этом действующим Законодательством Российской Федерации и Уставом общества.

Учредителями ООО «Гранд Байкал» и его единственным участником является Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (ООО «Иркутскэнерго»), зарегистрированное постановлением главы администрации Кировского района г. Иркутска №1493 от 20.11.92 г.

ООО «Гранд Байкал» является дочерней структурой ООО «Иркутскэнерго» и была организована в мае 2002 года.

Юридический адрес: РФ, г. Иркутск, 664000, ул. Сухэ-Батора, 3

Фактический адрес: РФ, г. Иркутск, 664050, ул. Байкальская, д. 279.

Компания «Гранд Байкал» действует на основании Устава

Номер лицензии: серия ТД №0019758.

Компания «Гранд Байкал» начала свою деятельность в мае 2002 года как дочерняя структура ООО «Иркутскэнерго». В управление компании перешел обширный пакет непрофильных активов рекреационной направленности, которые всегда играли, и будут играть значимую социальную роль, как для открытого акционерного общества, так и для всей Иркутской области. Заботе о здоровье своих сотрудников, организации отдыха всего персонала, а также жителей нашего региона энергетический флагман Иркутской области всегда уделял должное внимание. Однако большая часть рекреационных объектов ООО «Иркутскэнерго» содержалась на дотационной основе. К числу данных объектов относятся санаторий «Электра», база отдыха «Зама», детский оздоровительный лагерь «Звездный», пансионаты «Энергетик» в населенных пунктах Нилова Пустынь, Аршан, Жемчуг, яхты «Ирэн» и «Энергия», а также гостиничный комплекс «Дельта». В таком положении, ликвидные, способные приносить прибыль, и акционерам, и работникам компании объекты отдыха оказались по двум причинам. Во-первых, они принадлежали различным структурным подразделениям и предприятиям ООО «Иркутскэнерго», что позволяло говорить о разрозненности управления, а, во-вторых, управлением рекреационными объектами занимались люди, которые не являются профессионалами туристического бизнеса. Сложившаяся ситуация не была оставлена руководством Иркутскэнерго без внимания, и на состоявшемся в мае 2002 года собрании совета директоров было принято решение о выводе в рамках новой политики ООО «Иркутскэнерго», всех рекреационных активов под руководство специально созданной управляющей компании. Теперь компания «Гранд Байкал» централизованно и комплексно управляет данными объектами, привлекает потребителей, развивает сервис и материально-техническую базу объектов в соответствии с потребностями клиентов. Кроме того, руководство компании планирует уделить особое внимание развитию рекреационной зоны Байкала и продвижению концепции экотуризма в нашем регионе.

Согласно Устава ООО «Гранд Байкал» осуществляет следующие виды деятельности:

– организация индивидуального, группового и массового туризма (включая международный), в том числе оказание услуг, связанных с этим видом деятельности;

– организация и эксплуатация пунктов общественного питания ресторанов и кафе;

– организация спортивно-оздоровительных комплексов, сауны, бассейнов, а так же медицинских услуг;

– торгово-закупочная и посредническая деятельность, розничная и оптовая торговля;

– организация выставок, ярмарок и аукционов;

– капитальные вложения в создание и воспроизводство основных фондов в производственной и социальной сфере внутри страны и за рубежом, выполнение практических действий по их реализации;

– подготовка и проведение взаимозачетов совместно с другими участниками;

– предоставление имущества предприятиям и населению на условиях проката, аренды или лизинга;

– производство товаров народного потребления, продукции производственно-техническою назначения, продуктов питания;

– строительство, реконструкция и ремонт объектов промышленно-гражданского назначения, сельского хозяйства, жилья и социально-бытового назначения, в том числе разработка проектно-сметной документации и выполнение инженерно-строительных изысканий и производство строительно-монтажных и наладочных, реставрационных работ;

– предоставление имущества предприятиям и населению на условиях проката, аренды или лизинга;

– продажа и оценка недвижимости;

– производство, заготовка и переработка сельскохозяйственной продукции;

– оказание бытовых услуг населению;

– предоставление гостиничных услуг;

– оказание транспортных и экспедиционных услуг.

– редакционно-издательская деятельность;

– организация зрелищных и культурно-массовых мероприятий, лотерей;

– организация курортного лечения и отдыха;

– торговля автотранспортными средствами, ремонт и эксплуатация транспортных средств и механизмов, оказание сервисных услуг, организация платных стоянок автомобилей.

Компания ориентирована наоказание услуг в области туризма, санаторно-курортного лечения и гостиничного размещения. Разнопрофильность компании позволяет разработать различные пакеты туристических услуг, соответствующих спросу потребителя, который в свою очередь подразделяется на категории (в сфере делового туризма, научно-познавательного, развлекательного). Данная многопрофильность объектов обеспечивает уникальность компании и дает возможность занять большую нишу на рынке туризма.

Кроме этого, на территории региона фирма предлагает следующие виды туризма:

Круизы: Круизы осуществляются на яхтах океанического типа «Ирэн» и «Энергия», а также с привлечением (аренды) байкальских судов. Продолжительность круиза составляет от одного дня и более.

Основные направления круизов: Южный Байкал: мыс Толстый (КБЖД), Серебряный ключ, пос. Листвянка, пос. Большие Коты, пос. Большое Голоустное, Бухта Песчаная, пос. Бугульдейка.

Малое Море: о. Ольхон, МРС, мыс Ото-Хушун, Зама.

Средний Байкал: Чивыркуйский залив, Ушканьи острова.

Северный Байкал: мыс Кательниковский, г. Северобайкальск, г. Нижнеангарск, губа Фролиха, губа Аяя, пос. Давша.

Экологический туризм: Наблюдение за дикими животными: сибирским барсом, медведем; фотоохота, орнитологические походы.

География развития экологического туризма: Тункинская долина, Чивыркуйский залив, Ушканьи острова, бухта Кадильная, территории Национальных парков и особо охраняемые территории.

Активный туризм: (приключенческий и экстремальный). Активные туры: авто мотто (джип, снегоход, вертолет), горные лыжи (фрирайдинг, сноубординг), рафтинг, треккинг, кайтинг, вело, парапланы, катание (на собаках, лошадях).

География: Тункинская долина, Саяны, оз. Хубсугул, г. Мунук Сардык.

Рифтинг. по рекам верхней и нижний Иркут.

Парапланеризм: Полеты на параплане с прибайкальских склонов, район Малого моря

Сезон: февраль, март (далее полеты проводятся в районе Малого моря или п. Усть-Орда). Количество полетов ограничено только временем и погодными условиями.

Кайтинг: Катание на лыжах или сноуборде за счет тяги воздушного змея.

Сезон: декабрь – март.

Скалолазание: Ольхонское плато, скальник Витязь, скала Бабушка (КБЖД). Сезон: круглосуточно.

Спелетуризм: Пещеры Мечта, пещера Ботовская (Район Лены, длина ходов около 5 тыс. км), пещера Ая, Кадилинские пещеры.

Велотуры: Местность Зима, о. Ольхон, район оз. Байкал. Сезон: круглогодично.

Верховая езда: Пос. Листвянка, о. Ольхон, местность Зима, пос. Утулик, круглогодично.

Катание на сабаках: Пос. Листвянка, о. Ольхон, круглогодично.

Дайвинг: Погружения на Байкале район Листвянки, о. Ольхон. Сезон: круглогодично (зимой требуется минимальный опыт и сухой водолазный костюм).

Авто-мотто экстрим (туры на снегоходах, джипах): Прибайкальскийх хребет, о. Ольхон, катание по льду Байкала. Сезон: Январь – Апрель. Тур на джипе: западное побережье оз. Байкал, местность зима, о. Ольхон.

Горнолыжный спорт, фрирайдинг, сноубординг:Гора Соболиная (г. Байкальск), горнолыжный комплекс Северобайкальска, г/к Ангарская горка, г/к базы Прибайкальская. Сезон: ноябрь – май.

Фрирайдинг: Хребет Хамар-Дабан, в районе перевала Лангуйские Ворота, горы Мамай, склоны пика Черского. Сезон: декабрь – апрель.

Скайдайвинг:(прыжки с парашютом) Пос. Оек. Сезонность: круглосуточно.

Воздушное такси: Прогулки на вертолетах.

Познавательный туризм: Основные объекты для организации туризма Г/К Дельта, б/о Зима. Основные объекты показа: памятники истории, музеи, архитектурные сооружения, памятники природы, туристические достопримечательности.

Событийный туризм: Объекты наиболее подходящие для развития событийного туризма: б/о Зима, ДОЛ Звездный, пансионат Энергетик. Основные направления: международные соревнования «Зимниада», фестивали, выступления бурятского ансамбля, шамана, русского народного фольклора.

Деловой (конгрессивный) туризм: Проведение семинаров, региональных и международных выставок, деловые переговоры.

Система управления (СУ) организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование.

Под организационной структурой управления предприятием традиционно понимается комплексная характеристика, включающая:

- состав и линейную подчиненность структурных подразделений в составе предприятия;

- нормативное и фактическое распределение функций между структурными подразделениями;

- функциональную подчиненность и подведомственность структурных подразделений;

- регламентации и процедуры взаимодействия подразделений, разработанные для специальных случаев.

В ООО «Гранд Байкал» существует линейно-функциональная структура управления, основанная на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя – функциональных руководителей. К их числу относятся: исполнительный директор, заместитель директора по финансам, руководитель отдела маркетинга и продаж.

В распоряжении Компании находятся следующие объекты:

Санаторий «Электра»;

Гостиничный комплекс «Дельта»;

База отдыха «Зама»;

Пансионат «Энергетик», п. Нилова Пустынь;

Базы отдыха «Энергетик», п. Аршан, п. Жемчуг;

База отдыха «Звездный»;

База отдыха «Байкал», п. Утулик;

Яхты «Ирэн», «Энергия»

Санаторий «Электра» расположен на Байкальском тракте между г. Иркутском и пос. Листвянка, в 43 км от областного центра.

Санаторий функционирует круглогодично.

Санаторий «Электра» осуществляет санаторно-курортное лечение по нескольким направлениям, среди них заболевания:

– сердечнососудистой системы,

– нервной системы,

– органов движения, дыхания, пищеварения,

– гинекологических, урологических, глазных и ЛОР болезней.

Используются следующие методы диагностики:

– функциональная,

– ультразвуковая,

– эндоскопическая.

В проведении лечения используются следующий инструментарий:

– минеральная вода из собственной скважины,

– физиолечение,

– ванны, души, гидромассаж,

– массаж и ЛФК, иглорефлексотерапия,

– лазерное и КВЧ лечение,

– другие.

Гостиничный комплекс «Дельта»: вместимость 30 человек, расположен в центре г. Иркутска. Это уютный отель, пользуется популярностью у бизнесменов, деловых людей. Конференц-зал активно используется для проведения семинаров, деловых встреч, конференций.

База отдыха «Зама» расположена на территории Прибайкальского национального парка, на территории Ольхонского района Иркутской области. База отдыха располагается в 350 км от г. Иркутска.

Основной корпус базы отдыха находится на возвышении в 1000 метрах от уникального по своей красоте озера Байкал. На протяжении 10 км на побережье Байкала находятся святые места, куда отдыхающие могут совершать приятные прогулки и экскурсии. Озеро богато рыбой и водоплавающей птицей.

На сегодняшний день это самая комфортабельная база отдыха на Байкале. Для отдыхающих: 2 бассейна, площадка для большого тенниса, волейбольная площадка, бильярд, сауна.

Пансионат «Энергетик», п. Нилова Пустынь: Ведомственный пансионат «Нилова Пустынь» расположен на курорте местного значения «Нилова Пустынь», в 7 километрах от с. Туран, на берегу горной реки Ехэ-Уган, левого притока р. Иркут, в глубоком живописном ущелье, на высоте 915 м. (Тункинский национальный парк).

Курорт «Нилова Пустынь» привлекает посетителей своими целебными термальными водами. Кроме собственно термальных источников «Ниловой Пустыни», посетителей привлекают термальные источники р. Шумак, долина которой находится в непосредственной близости от курорта. Однако, вследствие крайней труднодоступности, посещаются данные источники редко, хотя и обладают славой «излечивающих от всех болезней».

Показаниями для лечения являются заболевания органов движения, периферической нервной системы, последствия заболеваний центральной нервной системы, последствия травм опорно-двигательного аппарата, заболевания кожи и хронические воспалительные заболевания женских половых органов.

Пансионат представляет собой жилой корпус с благоустроенными 1-, 2- и 3-х местными номерами, на сегодняшний день – это самый современный пансионат в Тункинской долине.

Ведомственный пансионат «Энергетик» расположен на курорте местного значения «Жумчуг», в 3 километрах от дороги А-164, в 100 километрах от пос. Култук, в 50 километрах от курорта «Аршан» (Тункинский национальный парк). Пансионат представляет собой три неотапливаемых деревянных особняка (два одноэтажных и один двухэтажный) на отдельной огороженной территории, функционирует исключительно в летне-осенний период. В зимнее время (с октября по апрель) пансионат «консервируется».

На курорте интерес для отдыхающих представляют фонтанирующие незамерзающие слабоминерализованные источники (глубина скважины – 800 метров, по составу вода относится к сульфатно-натриевым водам), оборудованные скважины и душевые кабины с термальной водой (более 40С), грязевые ванны. Вода данных источников используется для лечения заболеваний костно-суставной системы нетуберкулезного характера, последствия травм опорно-двигательного аппарата, периферической нервной системы, кожных и гинекологических заболеваний.

Ведомственный пансионат «Энергетик» расположен на курорте федерального значения «Аршан» (Тункинский национальный парк) у подножия Тункинских гольцов на реке Кынгарга, в 28 километрах от дороги А-164, в 112 километрах от пос. Култук. Расстояние до крупнейших городов региона: до г. Иркутск – 210 километров, до Улан-Удэ – 479 километров, до ст. Слюдянка – 130 километров.

Курорт функционирует круглый год, хотя и наблюдается повышенный интерес к нему в течение теплого времени года и низкий – зимой.

На курорте интерес для отдыхающих представляют горный климат и оборудованные минеральные источники, воды которых используются для питьевого лечения, ванн, душа или орошения.

Медицинские услуги оказываются на базе санаториев «Саяны» и «Аршан», материальная база которых имеет в своем распоряжении все необходимое для принятия различного рода душей и ванн. В свободном доступе (бесплатно) можно проходить лишь питьевое лечение.

База отдыха «Звездный» расположен в 10 км от г. Ангарска, специализация – детский отдых, обладает отличной спортивной базой: баскетбольными и волейбольными площадками, стадионом, беговыми дорожками, имеется два бассейна, теннисный зал, тренажерный зал. Объект предназначен для круглогодичного использования. Зимой – это место семейного отдыха, для отдыхающих – две лыжные трассы, прокат коньков, лыж, горки. Такие дополнительные возможности как зал-совещаний, вместимостью до 150 чел. позволяют проводить семинары, тренинги и банкеты.

База отдыха «Байкал» расположен на территории Байкальского национального парка поблизости от г. Байкальска на территории Слюдянского района Иркутской области, в 125 км от г. Иркутска и 13 км от г. Байкальска. Данный район отличается повышенной туристической привлекательностью и пользуется повышенным спросом у жителей Иркутской области и республики Бурятия.

База отдыха принимает на отдых детей и взрослых, желающих провести свободное время на лоне природы с минимальным спектром услуг, предлагаемых цивилизацией.

В зимнее время база особо привлекательна тем, что расположена рядом с известным горнолыжным курортом г. Байкальска.

Яхты «Ирэн» и «Энергия» – это мореходные, комфортабельные туристические судна, способные передвигаться как под парусами, так и используя вспомогательный двигатель. Обе яхты располагают 6-ью спальными местами для пассажиров, кают-компанией, оборудованы всей навигационной аппаратурой.

Общие выводы по организационной структуре предприятия таковы: организационная структура включает в себя все подразделения, необходимые для успешного существования и развития ООО «Гранд Байкал».

1.2 Организация заключения договоров и порядок их оформления

Гражданский кодекс РФ является основополагающим нормативным актом, который регулирует отношения, возникающие между туристической фирмой и туристом. В ГК РФ к таким отношениям относятся нормы, посвященные таким обязательствам, как возникающим из договора купли-продажи. Специальным нормативным актом, регулирующим туристскую деятельность, является Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 28.06.2009 №123-ФЗ. Данный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации. Даны определения всех понятий связанных с туристической деятельностью («тур», «туристский продукт», «туроператорская деятельность», «турагентская деятельность» и другие), регламентирован порядок заключения договора между туристом и туристической фирмой, определен предмет сделок в сфере туристской деятельности. В этом же нормативном акте закреплена ответственность туристической фирмы за ненадлежащее исполнение своих обязательств лицами, оказывающими туристические услуги, входящие в состав путешествия. ФЗ также дает четкое представление об обеспечении безопасности туризма, ее видах и способах предоставления.

Федеральный закон распространяется на отношения, возникающие в сфере туристской деятельности между туристом и туристической деятельности, нормы закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в ред. Федеральных законов от 25.11.2006 №193-ФЗ). Представляется, что к отношениям, возникающим между туристом и туристической фирмой, законодатель хотел применить нормы о защите прав потребителей при продаже товаров. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Эти три нормативных акта составляют основу норм, регулирующих отношения в сфере туристской деятельности с гражданско-правовых позиций.

Надо отметить, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» порядок заключения договора (купли-продажи туристского продукта) ставит в зависимость от того, происходит ли формирование туристского продукта по конкретной заявке туриста, либо туристу продается уже сформированный туристский продукт, причем сформированный независимо от предварительного выражения воли этого туриста. К примеру, если турист согласен купить туристский продукт, имеющийся в наличии у туристической фирмы, то для продажи туристского продукта заключается договор в одном порядке, а если турист желает купить такой туристский продукт, характеристики которого предлагаются им самим и для его продажи туристическая фирма должна сформировать этот туристский продукт, порядок заключения договора будет иным.

Туристическая фирма, выдавая туристу туристскую путевку, и турист, получая такую путевку, считаются заключившими договор купли-продажи туристского продукта, причем выдача туристской путевки подтверждает передачу туристической фирмой туристу туристского продукта.

В соответствии с ГК РФ туристические фирмы, как правило, при продаже туристских продуктов осуществляют предпринимательскую деятельность (в целях извлечения прибыли). Таким образом, туристическая фирма отвечает за нарушение обязательств, возникших из договора купли-продажи, в любом случае, кроме нарушения вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Основное обязательство, возникающее у туристической фирмы при заключении договора купли-продажи туристского продукта одно – передача туристского продукта (товара) надлежащего качества. Передача туристского продукта подтверждается выдачей туристской путевки туристу. Соответственно, обязательство передать туристский продукт считается исполненным, если туристу была выдана туристская путевка. По общему правилу, установленному статьей 476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Таким образом, туристическая фирма по гражданскому законодательству (ГК РФ) должна отвечать только за те недостатки туристского продукта, которые выразились в передаче в составе туристского продукта прав требования, исполнение по которым может быть оспорено должником (гостиницей, авиакомпанией и т.д.), либо прав требования недействительных в силу их объективного отсутствия (когда не было основания возникновения обязательства, в силу которого кредитор имеет к должнику соответствующее право требования).

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» вводит норму, согласно которой турист вправе потребовать от туристической фирмы оказания услуг, входящих в тур, вне зависимости от того кем эти услуги оказываются. Представляется, что указанный законодательный акт либо воспринимает туристическую фирму в качестве исполнителя всех услуг, входящих в тур, но которая возложила исполнение на третьих лиц, либо таким образом выражает социальную составляющую государственной политики в области защиты прав потребителей, возлагая ответственность за неисполнение, либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг, входящих в тур, на туристическую фирму. Второй вариант все-таки больше соотносится с практикой, когда туристическая фирма не является исполнителем ни одной услуги, входящей в тур, но как бы ручается за надлежащее исполнение обязательств по оказанию таких услуг. Действительно, на практике туристическая фирма может только нести солидарную ответственность за ненадлежащее исполнение должниками обязательств по оказанию услуг, входящих в тур, но никак не оказывать эти услуги, хотя бы потому, что тогда исчезает различие между туристской деятельностью, как деятельностью по организации путешествий, и туристическими услугами, на оказание которых зачастую требуется специальное разрешение (лицензия). Размер убытков, причиненных нарушением обязательства, ФЗ «Об основах туристской деятельности» ограничивает двукратным размером стоимости туристского продукта. В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» ответственность продавца также наступает в любом случае, кроме случаев, когда нарушение обязательств произошло вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы. Продавец также отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

2. Основные технико-экономические показатели деятельности турфирмы

2.1 Состояние основных фондов предприятия

Успешное функционирование предприятий невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.

Под материально-технической базой следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления технологического процесса.

Фундамент материально-технической базы ООО «Гранд Байкал» составляют основные фонды, а также малоценный и быстроизнашивающийся инвентарь. Под малоценным и бастроизнашивающимся инвентарем понимаются средства труда, срок использования которых не превышает 12 месяцев или их стоимость не превышает 30 базовых величин заработной платы.

Основные средства – это капитал, участвующий многократно в хозяйственном процессе и переносящий свою стоимость на конечные результатыпостепенно. Структура основных средств представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Структура основных средств

Наименование основных средств Удельный вес основных средств
2007 г. 2008 г. 2009 г.
Здания и сооружения 77,5 78,3 81,7
Производственный и хозяйственный инвентарь 5,8 4,4 9,5
Прочие основные средства 16,7 17,3 8,8

В 2009 г. наибольший удельный вес занимают здания и сооружения – 81,77% по сравнению с 78,3% в 2008 году, таким образом, произошло увеличение удельного веса на 3,47%. Меньший удельный вес занимают производственный и хозяйственный инвентарь – 9,55% в 2009 г. и 4,43% в 2008 г., то есть произошло увеличение удельного веса производственного и хозяйственного инвентаря на 5,12% в 2009 г. Удельный вес прочих основных средств уменьшился на 8,59% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

Поскольку у ООО «Гранд Байкал» находятся на балансе здания и сооружения в виде туристических баз, то удельный вес этих основных средств увеличился в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

Показатели, отражающие движение основных фондов представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Показатели движения основных фондов

Показатели Годы
2007 2008 2009
На начало года 825,7 891,3 1 143,3
На конец года 891,3 1 143, 2 2 125,3
Среднегодовая стоимость ОФ, млн. руб. 1 038,4 1 017,3 1 634,45
Введено, млн. руб. 1 057,5 1 133,6 1 136,3
Выбыло, млн. руб. 991,9 881,6 154,3
Коэффициент ввода 1,0 1,1 0,69
Коэффициент выбытия 0,95 0,86 0,1
Коэффициент прироста 0,05 0,24 0,59

На начало 2008 г. стоимость основных средств составила 891 млн. руб., а на конец 2008 г. – 1 143 млн. руб.; на начало 2009 г. – 1 143 млн. руб., на конец 2009 г. – 2 125,3 млн. руб. Таким образом, стоимость основных средств на конец 2008 г. по сравнению с началом года увеличилась на 252 млн. руб. Такое изменение обусловлено вводом основных средств за год. На конец 2009 г. стоимость основных средств увеличилась на 982,3 млн. руб. по сравнению с началом года, что также свидетельствует о вводе основных средств. Тогда среднегодовая стоимость ОС в 2008 г. составила: (891,3 + 1 143,2) / 2 = 1 017,3 млн. руб.

В 2009 г. среднегодовая стоимость основных средств составила: (1143 + 2 125,3) / 2 = 1 634,1 млн. руб.

То есть произошло увеличение среднегодовой стоимости основных средств на 617,1 млн. руб. (60,7%) в 2009 г. по сравнению с 2008 годом.

В 2009 г. было введено средств на 1 136,3 млн. руб., что на 2,7 млн. руб. (0,2%) больше, чем в 2008 г., при этом коэффициент ввода в отчетном году уменьшился на 0,25, коэффициент выбытия уменьшился на 72,76 в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и составил 0,08. Коэффициент прироста, характеризующий движение стоимости основных фондов с учетом их выбытия, увеличился на 0,31 и составил 0,49 в 2009 г., поскольку в 2009 г. выбыло основных средств меньше, чем в 2008 г.

Для определения эффективности использования основных средств используют показатели фондовооруженности, фондоотдачи, фондоемкости, рентабельности. Данные представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3. Показатели эффективности использования основных фондов

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, проц.
Объем услуг, млн. р. 3238,5 4 412,66 4 937,28 111,89
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. 1038,4 1 017,0 1 634,1 160,7
Численность работающих, чел. 129 139 144 103,6
Фондовооруженность, млн. руб. на чел. 8,04 7,31 11,35 155,3
Фондоотдача, млн. руб. 3,1 4,3 3,0 6,9

Фондоотдача определяется как отношение всего объема реализации услуг к среднегодовой стоимости ОФ. Она показывает эффективность использования основных фондов и составляет в 2009 г. 3,0 млн. руб., в 2008 г. – 4,3 млн. руб. т.е. произошло уменьшение фондоотдачи на 30,4%. Это означает, что вложения в основные фонды растет более высокими темпами, чем объем услуг, и что рубль вложений в основные фонды «оборачивает» меньшую товарную массу.

Фондоемкость показывает, сколько рублей фонда приходится на единицу услуг и составляет 0,33 руб. в 2009 г. и 0,23 руб. в 2008 г., то есть увеличилась на 43,5%. Фондоемкость определяется как 1 / ФО, то есть данный показатель является обратным фондоотдаче. С повышением фондоотдачи снижается фондоемкость.

Фондовооруженность = Среднегодовая стоимость основных средств / численность работающих

Показатель фондовооруженности характеризует количество фондов, приходящихся на одного работающего, которое составило в 2009 г. 11,35 млн. руб. на чел. по сравнению с 7,31 млн. руб. на чел. в 2008 г., таким образом, произошло увеличение фондовооруженности на 4,04 млн. руб. на чел. (55,3%) в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Данное изменение способствует повышению производительности труда.

Рассчитаем резерв увеличения объема услуг за счет изменения среднегодовой стоимости основных фондов и фондоотдачи.

DVос = (ОС1 – ОС0 ) * ФО0 , где

ОС1 , ОС0 – среднегодовая стоимость основных средств в отчетном и предыдущем году соответственно, млн. руб.

ФО0 – фондоотдача в предыдущем году, млн. руб.

DVос = (1634,1 – 1017,0) * 4,3 = 2 653,5 млн. руб.

DVфо = (ФО1 – ФО0 ) * ОС1, где


ФО1 , ФО0 – фондоотдача в отчетном и предыдущем году соответственно, руб.

ОС1 – среднегодовая стоимость в отчетном году, млн. руб.

DVфо = (3,0 – 4,4) * 1634,1 = -2 287,7 млн. руб.

Таким образом, за счет увеличения среднегодовой стоимости основных средств на 617,1 млн. руб. резерв увеличения конечных результатов составляет 2 653,5 млн. руб., а за счет уменьшения фондоотдачи на 1,3 млн. руб. резерва увеличения конечных результатов нет.

Относительная экономия основных средств рассчитывается по формуле:

Эопф = ОФ1 – ОФ0 / Yv, где

ОФ1 , ОФ0 – среднегодовая стоимость основных фондов в отчетном и предыдущем году соответственно, млн. руб.

Yv- индекс динамики объема реализованных услуг

Эопф = 1634,1 – 1017,0 / 1,12 = 550,9 млн. руб.

В 2009 г. перерасход ОФ составил 550,9 руб., поскольку произошло увеличение среднегодовой стоимости ОФ на 617,1 млн. руб.

Таким образом, после проведенного анализа основных средств выявлено, что за 2009 г. стоимость основных средств увеличилась, показатель фондовооруженности увеличился, а фондоотдача уменьшилась в 2008 г. по сравнению с 2008 г. В 2009 г. выявлен перерасход основных средств, что связано с увеличением их среднегодовой стоимости.

2.2 Оборотные средства предприятия

Исходные данные для анализа оборотных средств представлены в таблице 2.4.


Таблица 2.4 . Анализ оборотных средств млн. руб.

Оборотные средства 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Нормируемые оборотные средства, в т.ч.: 506,2 530,4 656,6
Сырье, материалы и др. аналогичные ценности 3,3 2,1 5,6
Ненормируемые оборотные средства, в т.ч.: 275,6 319,8 388,8
Дебиторская задолженность 225,4 259,6 278,3
Денежные средства 50,2 60,2 110,4
ИТОГО оборотных средств 781,8 850,2 1 045, 4

В 2009 г. оборотные средства по сравнению с 2008 г. увеличились на 195,2 млн. руб. (22%), что указывает на то, что появляется возможность использования оборотных средств для дальнейшего развития организации.

Увеличение оборотных средств обусловлено в большей степени ростом дебиторской задолженности. Она увеличились на 18,7 млн. руб. (7,2%). Также возросло количество денежных средств, они увеличились в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 50,2 млн. руб. (83,3%). Также возросли расходы на сырье и материалы на 3,5 млн. руб. (166%) в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

В таблице 2.5 представлены показатели использования оборотных средств:

Таблица 2.5. Показатели использования оборотных средств

Показатели 2008 год 2009 год Абсолютное отклонение
Коэффициент закрепления 0,19 0,21 0,02
Длительность одного оборота, дн. 67,9 76,59 8,69

Коэффициент закрепления определяется отношением среднегодовой стоимости оборотных средств к объему реализованных услуг. В отчетном году он составил 0,21.

Коэффициент оборачиваемости – обратный коэффициенту закрепления. Он указывает на то, что каждый рубль, вложенный в нормируемые оборотные средства, совершил за отчетный год 4,7 оборота. В 2008 г. коэффициент оборачиваемости составил 5,3. Чем больше оборотов в единицу времени сделают оборотные средства, тем их меньше потребуется при том же объеме реализованных услуг. В нашем случае количество оборотов уменьшилось на 0,6 оборота в год, следовательно, на объем реализованных услуг потребуется больше оборотных средств.

Длительность одного оборота увеличилась на 8,69 дня в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

Поскольку в организации наблюдается замедление оборачиваемости оборотных средств и увеличение длительности оборота, то увеличивается потребность в оборотных средствах, что уменьшает возможность дополнительной реализации услуг за счет имеющихся оборотных средств, а также увеличивается потребность в оборотных средствах для выполнения планов реализации услуг.

Определим факторы, влияющие на длительность оборота:

величина объема услуг:

DД = 360 (О0 / V 1 – О0 / V0 ),

где: V0 и V1 – объем реализованных услуг предыдущего и отчетного года, млн. р.

DД = 360 *(850,2 / 4937,2 – 850,2 / 4412,6) = -7,34 дня

При увеличении объема реализации услуг на 12% уменьшилась длительность оборота на 7,34 дня.

сумма вовлекаемых оборотных средств:

DД = 360 (О1 / V 1 – О0 / V1 )

где О0 и О1 – среднегодовая стоимость оборотных средств в предыдущем и отчетном году, млн. руб.

DД = 360 * (1045,4 / 4937,2 – 850,2 / 4937,2) = 14,2 дн.

Увеличение стоимости оборотных средств на 195,2 млн. руб. увеличило длительность оборота на 14,2 дня.

Определим относительную экономию (перерасход) оборотных средств:

DО =(К ЗАКР 1 – КЗАКР 0 ) * V 1

договор основной оборотный средство компания

где в О – экономия (перерасход) оборотных средств, млн. руб.;

КЗАКР 0, КЗАКР 1 – коэффициент закрепления в предыдущем и в отчетном году;

DО = (0,21 – 0,19) * 4 937,2 = 98,7 млн. руб.

В 2009 г. произошел перерасход оборотных средств, который возник в результате увеличения длительности оборота и замедления их оборачиваемости.

В ходе анализа оборотных средств установлено, что увеличилась среднегодовая стоимость оборотных средств в 2009 г. по сравнению с 2008 г., увеличилась потребность в оборотных средствах, поскольку увеличилась длительность одного оборота и замедлилась оборачиваемость, также выявлен перерасход оборотных средств.

2.3 Форма и системы оплаты труда

Заработная плата является важнейшим показателем экономической устойчивости предприятия. Оплата труда каждого работника зависит от его личного трудового вклада и качества труда и максимальным размером не ограничивается.

Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных поощрительных выплат, а также соотношения в их размерах между отдельными категориями персонала предприятие определяет самостоятельно. В ООО «Гранд Байкал» используется сдельная и повременная формы оплаты труда.

В 2009 году ФОТ увеличился на 39,42% или на 20,5 млн. руб., что обусловлено увеличением численности работников. ФОТ административного персонала увеличился на 52,77%, а ФОТ производственного увеличился на 11 млн. руб. (32,55%).

Фонд оплаты труда и его структура по категориям работающих представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6. ФОТ и его структура по категориям работающих млн. руб.

Работающие по категориям 2007 2008 2009 Абсолютное отклонение Темп роста, проц.
1. Административный персонал 15,2 18,0 27,5 + 9,5 152,77
2. Производственный 32,6 34,0 45,0 +11 132,35
ВСЕГО, млн. руб. 47,7 52,0 72,5 + 20,5 139,42

2.4 Издержки обращения КПП

Показатели, отражающие издержки предприятия представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Издержки предприятия и их структура в 2008–2009 гг. млн. руб.

Показатели 2008 год 2009 год Абсолютное отклонение Темп роста, проц. Уд. вес в 2008, проц. Уд. вес в 2009, проц.
1) Затраты на оплату труда 52 72,5 20,5 139,4 18,7 17,12
2) Отчисления на социальные нужды 18,512 25,810 7,298 139,4 6,66 6,09
3) Амортизация 0,5 1,41 0,91 282 0,18 0,33
4) Прочие 207 324 117 156,5 74,46 76,46
ИТОГО 278,012 423,72 145,708 152,4 100 100

В 2009 г. издержки организации увеличились на 145,708 млн. руб. или на 52,4%. Наибольший удельный вес в общем объеме издержек занимают прочие затраты и составляют в 2009 г. 76,46%. Также увеличились и затраты на оплату труда на 20,5 млн. руб. (39,4%) и составили 72,5 млн. руб. В 2009 г. Остальные издержки организации также увеличились в 2009 г. по сравнению с 2008 г.

К прочим издержкам относятся затраты на аренду помещения, на оплату услуг связи, платежи по обязательному страхованию имущества, на рекламу.

Для изучения динамики издержек реализованных услуг используют показатель затрат на 1 рубль оказанных услуг (произведенной продукции). Он определяется отношением общей суммы затрат предприятия к стоимости оказанных услуг. Данный показатель является универсальным и отражает эффективность использования всех ресурсов организации.

Затраты на 1 руб. оказанных услуг:

З1 р = Издержки/ V

З1ро = 278012 / 4 412 660 = 0,063

З1р1 = 423720 / 4 937 280 = 0,085

За анализируемый период затраты на 1 рубль реализованных услуг увеличились на 0,022 рубля.

Рассмотрим влияние факторов численности, выработки и затрат на рубль услуг на изменение себестоимости реализации услуг на данной организации.

С/с = Ч * 31 р * В

С/сч = (10 – 9) * 0,063 * 490 295,55 = 30 888,6 руб.

С/з1 р = 10 * (0,085 – 0,063) * 490 295,55 = 107 865,02 руб.

С/св = 10 * 0,085 * (493 728 – 490 295,55) = 377 767,58 руб.

Следовательно, на увеличение себестоимости наибольшее влияние оказало увеличение выработки на 3432,45 руб., что привело к увеличению себестоимости на 377 767,58 руб. Увеличение показателя затрат на 1 рубль на 0,022 увеличило себестоимость на 107 865,02 руб. Увеличение численности работающих увеличило себестоимость на 30 888,6 руб.

Анализ издержек показал увеличение издержек организации за счет увеличения выработки, обусловленной увеличением объема реализации услуг, а также увеличились затраты на рубль реализуемых услуг.

2.5 Анализ объемов реализации

За анализируемый период по сравнению с 2008 годом объем реализации услуг увеличился на 12% (524,62 млн. руб.).

Показатели объема реализованных услуг представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8. Показатели объема услуг млн. руб.

Показатели 2007 2008 год 2009 год Абсолют. отклонение Темп роста, проц
Объем услуг 3238,5 4412,66 4937,28 + 524,62 112

Проведем анализ влияния степени использования рабочего времени на изменение объема реализации услуг.

V = ФОТ * В / з/пср.

Vфот = (ФОТ1 * В0 / з/пср.0 ) – (ФОТ0 * В0 / з/п0 ) = (72500 * 490295,55 / 5770) – (52000 * 490295,55 / 5770) = + 1741,96 руб.

Vз/пср. = (ФОТ1 * В0 / з/пср.1 ) – (ФОТ1 * В0 / з/п0 ) = (72500 * 490295,55 / 7250) – (72500 * 490295,55 / 5770) = – 1257,6 руб.

V в = (ФОТ1 * В1 / з/пср.1 ) – (ФОТ1 * В0 / з/п1 ) = (72500 * 493 728 / 7250) – (72500 * 490 295,55 / 7250) = + 34,32 руб.

Таким образом, в 2009 г. по сравнению с 2008 г. за счет увеличения выработки на 3432,45 руб. объем реализованных услуг увеличился на 34,32 руб. За счет увеличения средней зарплаты на 1,48 млн. руб. объем уменьшился на 1257,6 руб., а из-за увеличения ФОТ на 20,5 млн. руб. объем реализации увеличился на 1741,96 руб.

Так как ФОТ работников увеличился, это стимулирует их к более эффективной работе, что приводит к увеличению объема услуг. Поскольку объем услуг увеличился в 2009 г. на 12%, то можно отметить увеличение спроса на туристические услуги, в соответствии с этим можно рассчитывать на дальнейшее эффективное развитие предприятия.

2.6 Анализ прибыли и рентабельности

Прибыль, как экономическая категория, характеризует финансовый результат деятельности предприятия, как результативный, оценочный показатель она отражает эффективность или неэффективность производства, рост или снижение объемов деятельности. Как конечный результат деятельности предприятия прибыль создает условия для расширения предприятия, развития конкурентоспособности.

Прибыль от реализации услуг зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода и среднего уровня издержек обращения, влияние которых рассчитывают по следующим формулам:

ДQ· УП

ДПДQ = ________,

100

где ДПДQ– изменение прибыли за счет товарооборота, млн. руб.;

ДQ– изменение товарооборота, млн. руб.;

УП – уровень прибыли от продаж или рентабельность продаж.


УВ ·Qф

ДПДВД = __________,

100

где ДПДВД – изменение прибыли за счет валового дохода, млн. руб.;

УВ – изменение уровня валового дохода;

Qф – товарооборот фактический, млн. руб.

ДИО ·Qф

ДПДИО = ____________,

100

где ДПДИО – изменение прибыли за счет издержек обращения, млн. руб.;

ДИО – изменение уровня издержек обращения.

Таблица 2.9. Анализ прибыли млн. руб.

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение 2009 к 2008 г.
У в проц
Выручка от услуг 3238,52 4412,66 4937,28 524,62 111,8
Себестоимость услуг 253,14 278,012 423,72 145,70 152,4
Прочие доходы 12,38 10,65 19,63 8,98 184,3
Прочие расходы 2,62 3,85 2,87 -0,98 74,5
Прибыль от услуг 2995,14 4141,45 4530,32 378,9 109,16

В 2009 году валовая прибыль организации увеличилась на 388,87 млн. руб. (на 9,39%) и составила 4530,32 млн. руб., что свидетельствует об эффективности деятельности предприятия. При этом в 2009 г. по сравнению с 2008 г. уменьшились расходы от внереализационных операций на 0,98 млн. руб.

Сопоставим динамику прибыли от реализации услуг с динамикой себестоимости реализации туристических услуг.

I пр. = 4530,32/4141,45= 1,094;

I с/с = 423,72/278,012=1,52

Индекс прибыли меньше индекса себестоимости, что свидетельствует об неэффективном управлении в организации.

Рентабельность является показателем, отражающим эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Показатели рентабельности представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10. Показатели рентабельности

Показатели 2007 2008 2009 Абсолютное отклонение
Рентабельность продаж 0,92 0,94 0,92 -0,02
Рентабельность продукции 10,77 14,89 10,69 -4,2
Рентабельность предприятия 4,63 4,43 3,74 -0,69

Р продаж = Прибыль / Выручка

Р продукции = Прибыль/ Издержки

Р предприятия = Рпродаж/(1/ФО+1 / Коб)

Уровень рентабельности характеризует размер прибыли в расчете на 1 руб. затрат. По всем показателям рентабельности в 2009 году наблюдается уменьшение.

3. Коммерческие стратегии деятельности турфирмы

3.1 Ценовая стратегия

Сегодня в Иркутске более 120 фирм имеют лицензию на осуществление туристической деятельности. Их них 80% – агенты, которые работают по агентским договорам и не имеют собственных средств размещения. Основные конкуренты – фирмы, которые имеют средства размещения и занимаются приемом и обслуживанием туристов, такие как ЗАО «Байкал Отель» (доля на рынке – 15%), турбаза «Прибайкальская» (доля на рынке – 3%).

Политика цен – это провозглашенные намерения фирмы в области ценообразования, это наиболее общие принципы, которых фирмы собирается придерживаться при установлении цен на товары и услуги. С помощью установления цен на свою продукцию фирмы могут стремиться к достижению следующих целей:

– максимизация рентабельности продаж, капитала, активов фирмы,

– максимизация прибыли,

– стабилизация рыночной позиции,

– вытеснение конкурентов и расширение присутствия на рынке.

Политика цен является основой для разработки стратегии ценообразования. Стратегия ценообразования – это согласованная совокупность решений, благодаря которым политика цен реализуется на практике. Как правило, стратегия ценообразования включает наиболее важные решения, имеющие долговременные туднообратимые последствия для предприятия.

ООО «Гранд Байкал» применяет дифференцированную стратегию ценообразования. Под дифференцированным ценообразованием понимается продажа одних и тех же туристических услуг фирмой по двум и более различным ценам. Основой применения стратегий дифференцированного ценообразования является неоднородность покупателей, в результате которой фирма имеет возможность продавать одну и ту же услугу по разным ценам. Например, корпоративным клиентам – цены на туристические услуги устанавливаются ниже, чем физическим лицам в связи с тем, что корпоративные клиенты заказывают больший спектр туристических услуг.

3.2 Сбытовая стратегия

По сегментам целевого рынка сбытовая стратегия Компании реализуется через сеть поставщиков туристических услуг:

Крупные предприятия / организации

– определяющий фактор в выборе поставщика туристических услуг – надежность и стабильность Компании. Крупные предприятия имеют возможность перечислять денежные средства на депозит ООО «Гранд Байкал» и гарантированно выбирать услуги в течение нескольких месяцев.

– важным фактором является то, что Компания может предложить весь спектр услуг: от организации встреч-проводов до сложных VIP туров на территории Иркутской области, услуги гидов-переводчиков и проводников, организации пикников и банкетов.

Турагентства

– агентский договор предусматривает выплату комиссионного вознаграждения, которое колеблется от 5 до 10% в зависимости от объекта.

– возможность всегда получить полную и исчерпывающую информацию об услугах на объектах, ценах и скидках, а также рекламный материал – буклеты, листовки, туры.

– возможность участия в рекламных турах и обучающих семинарах, проводимых компанией.

- возможность приобретения всего спектра услуг – заказать не только путевки, но и отработать транспортную составляющую: заказать автобус, яхту, вертолет, катер.

Страховые компании

– наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности позволяет страховым компаниям заключать договор на оказание медицинских услуг. Отлаженная схема оформления медицинских реестров, актов, регистрация полисов и др. снимает все вопросы по ведению отчетности.

– введение в действие новых целевых лечебно-оздоровительных программ, высокое качество предоставления медицинских услуг удовлетворяют клиентов страховых компаний, что также выгодно обеим сторонам.

Физические лица

– наличие офиса по продажам путевок непосредственно в г. Иркутске (т. к. объекты удалены от города, приобретение путевок было бы затруднено);

– квалифицированный персонал, который может выбрать наиболее приемлемое для клиента место отдыха или лечения, информировать об особенностях отдыха, сообщить о наличии мест на объектах и др.

– возможность приобретения путевки в кредит. На основании заключенного договора с банком «УралСиб»;

– возможность произвести оплату путевок пластиковыми картами, такими как Visa/Mastercard.

3.3 Коммуникативная стратегия

Коммуникационная стратегия – это система мероприятий, направленных на установление и поддержание определенных взаимоотношений компании с ее адресатами. В качестве адресатов выступают сегменты целевого рынка (таблица 3.1):

1) сегмент 1: крупные предприятия / организации желающие заключить договор на долгосрочное туристическое, санаторно-курортное и / или гостиничное обслуживание.

План мероприятий, направленных на повышение объема продаж:

Таблица 3.1

Мероприятие: Сроки Примечание
1. Дополнение списка наиболее приоритетных компаний, организаций и учреждений Иркутска и Иркутской области Январь-Февраль На сегодняшний день составлен список более чем из 200 компаний.
2. Прямой маркетинг (рассылка коммерческих предложений по факсу) Январь-март Рассылка корпоративных предложений компаниям и организациям.
3. Телемаркетинг (обзвон) Январь-март Обзвон организаций, которым было отправлено предложение с целью выяснения степени их заинтересованности
4. Посещение организаций, заинтересованных в получении более подробной информации Январь-март Предоставление организациям более подробной информации об объектах, обсуждение договора.

2) сегмент 2: туристические агентства, специализирующиеся на внутреннем и въездном туризме, желающие заключить договор на турагентскую деятельность.

Таблица 3.2

Мероприятие Сроки Примечание
1. Установление партнерских отношений с авиа агентствами, туристическими организациями, клубами и др. на региональном уровне Январь-декабрь На сегодняшний день заключено 58 агентских договоров c турагентствами из городов: Иркутска, Ангарска, Братска, Красноярска, Новосибирска, Москвы. Назначены ответственные за работу с турагентствами, налажена система учета и статистики обращений турагентов к услугам компании.
2. Организация ознакомительных и рекламных туров на объекты: база отдыха Сибирская Заимка. Май

В связи с большой удаленностью объектов от

г. Иркутска, эффективными являются рекламные туры для турагентов.

3. Изготовление рекламно- информационных материалов Январь-декабрь Рекламные проспекты и буклеты объектов – достаточно эффективные инструменты косвенной рекламы.
4. Регулярное обновление информации на сайте компании. Январь-Декабрь В настоящее время сайт работает, планируется добавить несколько новых рубрик.
5. Участие в туристических выставках: гг. Иркутск, Москва, Новосибирск. Февраль, март, октябрь Участие в специализированных выставках даёт возможность компании наиболее полно представить информацию о своих возможностях, найти партнеров, заключить договора с корпоративными клиентами.

6. Проведение конкурса на лучшего агента по номинациям:

«Лучшие продажи», «За заботу о клиентах», «Надежный партнер» и др.

Январь-сентябрь По итогам работы за 9 месяцев на ежегодном семинаре агентов будет объявлено о победителях и вручены призы.

3) сегмент 3: Страховые компании, специализирующиеся на оказании страховых услуг по договорам Добровольного медицинского страхования.

Таблица 3.3

Мероприятие Сроки Примечание
1. Поиск и заключение договоров со страховыми компаниями Иркутской области, Республики Бурятии. Январь-декабрь На сегодняшний день заключено 20 договоров cо страховыми компаниями. Отработана схема работы и отчетности.
2. Организация семинаров для представителей страховых компаний. Март Семинар планируется провести на базе отдыха «Сибирская заимка» с привлечением представителей страховых компаний.

4) сегмент 4: Физические лица:

а) экономически активные люди 30–45 лет со средним и выше среднего доходом, проживающие на территории Иркутска и Иркутской области, заинтересованные в семейном, детском отдыхе и лечении;

б) экономически активные люди среднего возраста (45–60 лет) со средним и выше среднего доходом, проживающие на территории Иркутска и Иркутской области, заинтересованные в отдыхе и лечении;

в) деловые путешественники из прилегающих к Иркутску городов и областей.

Таблица 3.4

Мероприятие: Сроки Примечание
1. Прямые продажи Январь-декабрь Продажи в офисе компании и непосредственно на объектах.
2. Реклама на телевидении Январь-декабрь Изготовление видеороликов об объектах. В настоящее время изготовлены видео-ролики по базе отдыха «Сибирская заимка».
3. Публикации в печатных СМИ Январь-декабрь Предпочтительно размещение в семейных газетах и журналах. Размещение статей информационно-рекламного характера, или большого красочного макета.
4. Реклама на радио Январь-декабрь Размещение рекламных объявлений и аудио-роликов.
5. Распространение пресс-релизов в региональные СМИ Январь-декабрь Освещение деятельности компании, информация о прошедших мероприятиях.
6. Поздравление постоянных клиентов с праздниками. Январь –Декабрь Рассылка открыток, вручение сувениров.
7. Разработка системы поощрения постоянных клиентов. Январь-февраль Система поощрения постоянных клиентов находится на стадии разработки и будет включать систему скидок на объекты: побывав на одном из объектов компании, клиент получает возможность отдохнуть на другом со скидкой 5%. Отдых на третьем объекте увеличивает его скидку ещё на 2% и т.д.
8. Проведение конкурса – лотереи «Счастливая путевка» Январь – сентябрь Конкурс проводится среди клиентов по номерам корешков путевок. В качестве призов: туры выходного дня, сеансы игры в бильярд, посещение сауны и т.п.

К долгосрочным задачам предприятия можно отнести:

Обеспечение объектов необходимой инфраструктурой в соответствии с международными стандартами качества.

Увеличение предлагаемых рекреационными объектами туристических услуг, а также повышение уровня обслуживания на объектах до международных стандартов для обеспечения приема иностранных туристов.

Для выполнения этих задач компании «Гранд Байкал» необходимо приводить в действие все проекты, чтобы предложить своему потенциальному клиенту пакет услуг, соответствующий международным стандартам.

З аключение

В заключении можно сделать вывод, что ООО «Гранд Байкал» продолжает развиваться, превращаясь в стабильную и эффективную организацию, способную конкурировать на иркутском рынке в области туризма, ориентируемую на требования клиентов и высокое качество продукции. За все время работы компания ООО «Гранд Байкал»зарекомендовало себя как надежный партнер, стабильная в финансовомотношении фирма.

В условиях современного бизнеса конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров, зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с предлагаемым качеством. Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожиданиям потребителя, является важным фактором принятия решений в пользу покупки именно данного товара или услуги.

В заключении можно сделать вывод, что у данного предприятия, как и любого другого, есть как внутренние (высокие показатели расходов), так и внешние проблемы (конкуренция). Поэтому для обеспечения более эффективной работы предприятия и получения более высокой прибыли необходимо:

1) добиваться повышения квалификации персонала;

2) не допускать текучести кадров;

3) расширять ассортимент;

4) пересмотреть ценовую политику.