Реферат: Особенности рынка земли

Название: Особенности рынка земли
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

ПЛАН

Введение

1. Особенности свободного рынка земли и связанные с ним экономические категории

1.1 Земля – как фактор производства

1.2 Особенности земли как товара

1.3 Рынок земли

1.4 Спрос на землю

1.5 Предложение земли

1.6 Земельная рента

1.6.1 Абсолютная рента

1.6.2 Дифференциальная рента

1.6.3 Монопольная рента

1.6.4 Экономическая рента

1.7 Цена земли

2. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в России

2.1 Рынок земли в России

2.2 Особенности земельного рынка в России

2.3 Проблемы развития земельного рынка в России

2.4 Пути совершенствования российского земельного рынка

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

земельный рынок рента ценообразование

В России завершено создание основ рыночной экономики, и мировое общество признало ее как рыночную страну. Однако повторяющиеся мировые экономические кризисы и ряд субъективных причин не позволили за последние годы добиться существенных темпов роста экономики страны и максимально реализовать преимущества рыночной экономики и конкуренции для наиболее полного удовлетворения потребностей граждан России.

В создавшейся ситуации Президент Росси Д. Медведев, выступая на расширенном заседании президиума Государственного совета в Иркутске, заявил: "Мы не можем позволить себе на будущее сохранять старую и не соответствующую современным потребностям структуру экономики... Нам нужно формировать внутренний спрос".

На открытии экономического форума в Давосе, Председатель Правительства РФ В. Путин подтвердил актуальность выбранной стратегии обновления страны: "Наша экономика давно требует серьезных структурных реформ. Россия имеет абсолютно неограниченные возможности экономического роста за счет внутреннего спроса и развития внутреннего рынка". Основная проблема российской экономики – до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. Возникла необходимость переориентации внешнеэкономической направленности экономики на повышение эффективности хозяйствования и интенсивное развитие национального рынка.

Одним из основных путей повышения эффективности национальной экономики является наиболее полная реализация экономического потенциала земли, как фактора производства. Решить эту задачу возможно только при создании и дальнейшем совершенствовании необходимых политических, организационных, правовых, структурных и других условий для формирования и развития цивилизованного земельного рынка.

В условиях нарастающего международного кризиса и развивающихся на этом фоне инфляции, спаде производства, увеличении безработицы и ухудшения уровня жизни населения дальнейшее развитие рынка земли в России могло бы стать дополнительным источником поступлений в бюджет страны.

В данной работе я постараюсь рассмотреть особенности свободного рынка земли и связанные с ним экономические категории, а также попробую проанализировать состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в России.

1. Особенности свободного рынка земли и связанные с ним экономические категории

1.1 Земля – как фактор производства

В процессе воспроизводства экономических благ затрачиваются определенные ресурсы - факторы производства. Одним из основных видов факторов производства являются природные ресурсы, к которым относятся земельные, лесные, минеральные, топливно-энергетические, рыбные, рекреационные и другие ресурсы. Этот вид фактора производства часто обозначают термином "земля", в понятие которого включают также и природную среду, являющуюся свободным благом.

Земля, как фактор производства носит двойственный характер. В первом, узком, смысле она представляет собой пространство - земельные участки, на которых происходит социальная и экономическая деятельность и права собственности на которые, могут выступать в качестве товара. В более широком понимании земля - это все используемые в производственном процессе естественные ресурсы, находящиеся в недрах земли и на ее поверхности. В этом случае земля является одновременно предметом и средством труда. Как, например, в сельском хозяйстве.

1.2 Особенности земли как товара

Товар по К. Марксу - это "прежде всего предмет, вещь, которая, благодаря ее свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности". Поскольку земля способна удовлетворять человеческие потребности, то она обладает потребительной стоимостью. К тому же земля, при соответствующем владении правами на нее, также может быть объектом обмена. Таким образом, кроме всего прочего, земля является товаром – продуктом, предназначенным для продажи.

Товаром могут быть как сами земельные участки (территория с плодородными почвами, лесные массивы, залежи полезных ископаемых и т. д.), так и отдельные права на них.

Земля, как ресурс и, соответственно, как товар обладает рядом специфических особенностей. Во-первых - земля является бесплатным даром природы, что делает рентабельным любые операции с ней.

Во-вторых – земля как фактор производства незаменима, т.е. вместо нее невозможно использовать какие-либо иные средства производства.

В-третьих – количество земли ограничено и она, в конечном счете, является невосполнимым ресурсом. Хотя, некоторые ее свойства – например плодородие - может восстанавливаться и даже улучшаться при соответствующих инвестициях.

В-четвертых - географическое положение, климат, другие природные условия, тип почвы, присутствие полезных ископаемых, лесных и водных ресурсов определяет качественный характер земли, обладающий различной продуктивностью.

В-пятых - земельный участок не может быть перемещен в другое место или заменен другим участком. Необходимость использования земельных участков там, где они размещаются, и их различное качество делают каждый из них уникальным.

В-шестых – земля как пространство, территория не исчезает со временем, не подвержена физическому старению, не разрушается и, при соответствующих условиях пользования, может использоваться практически вечно.

В-седьмых - двойственный характер земли определяет многофункциональность ее использования, которая характеризует способность земли производить различные товары и услуги и служить местом различных видов пользования. Один и тот же участок может использоваться разными способами в зависимости от тех функций, которые могут выполнять природные объекты, а также от видов землепользования, которые разрешены для данного участка. Использование земли может быть альтернативным, исключающим другие виды пользования, и многоцелевым, с получением доходов от различных видов пользования. Использование земли, которое приносит больший доход, считается более эффективным. Однако ее можно использовать только тем способом, который разрешен правовыми нормами, то есть считается приемлемым для общества.

Наряду с правами собственности, особенности земли являются определяющими факторами при формировании ее стоимости в условиях рынка.

1.3 Рынок земли

Цена на землю устанавливается соотношением спроса и предложения на рынке земли.

Рынком земли называется система экономических и организационно-правовых отношений между субъектами земельного рынка, возникающих в процессе формирования, использования и обмена земельными участками и правами на них. Исследуя землю как объект рыночных отношений целесообразно использовать понятие "земельный участок", поскольку именно земельный участок и совокупность прав на него являются объектом товарного оборота, а не земля в целом.

К основным функциям рынка земли относятся: регулирование распределения земельных ресурсов между сферами деятельности; установление рыночной ценности земельных участков различного назначения.

Основными экономическими субъектами земельного рынка являются: землевладельцы (домашние хозяйства), которые выступают на рынке в качестве продавцов и формируют предложение услуг земли; и использующие землю фирмы (предприниматели, земледельцы) — в качестве арендаторов или покупателей, предъявляющих спрос на землю.

Землевладельцами являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Ими могут быть физические, юридические лица или группы лиц, имеющие права собственности (владения, пользования, право на доход и т.д.) на определенный участок земли.

Пользование же землей осуществляется в установленном законом порядке: землепользователи - на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; арендаторы земельных участков - по договору аренды или субаренды; обладатели сервитута - на праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Если землевладелец сам обрабатывает землю или арендатор становится собственником земли, то собственник и предприниматель является одним лицом.

Под термином "аренда земли" предстает вид землепользования, основанный на передаче землевладельцем (собственником) земельного участка за плату на определенный срок тому, кто его использует в качестве фактора производства (арендатору).

Предложение и спрос земли характеризуется, соответственно, количеством земли (Т ), которая продается (сдается в аренду) или покупается (арендуется) и ценой или рентной оценкой земли (RT ) (Рис. 1).

Количество земли определяет величину услуги земли. Услуга земли (полезность земли) – это ее способность удовлетворять спрос на товары и услуги, произведенные с использованием данного ресурса. Услуга земли имеет определенную цену. Если это цена спроса, то она составляет основу издержек производителя, если цена предложения – величину дохода потребителя.

Главным регулятором любого рынка является соотношение спроса и предложения, определяющее, в конечном счете, равновесную цену товара.

1.4 Спрос на землю

Количество земли, услугами которой хотят воспользоваться предприниматели (арендаторы) при данном уровне цен определяет спрос на услуги земли (спрос на землю).

Особенность спроса на землю в том, что он является производным спросом, т.е. зависит от количества товара, на производство которого был затрачен данный ресурс и величины дохода, полученного от реализации этого товара.

При назначении цены спроса покупателем (арендатором) учитывается полезность каждого конкретного участка земли. Количество же земли, которое может быть востребовано пользователями, определяется дополнительным доходом, полученным от каждой, вовлеченной в оборот, дополнительной единицей земли. Т.е. величиной предельной доходности земли.

,

где - прирост общего дохода.

- предельный продукт земли, т.е. количество продукции, произведенной при использовании дополнительной единицы земли.

- предельный доход, полученный при реализации дополнительной единицы продукции.

Согласно закону убывающей отдачи предельный продукт земли убывает с каждой, вовлеченной в оборот, дополнительной единицей земли. "Каждое приращение капитала и труда, вкладываемое в обработку земли, порождает, в общем, пропорционально меньшее увеличение количества получаемого продукта, если только указанное приращение не совпало по времени с усовершенствованием агротехники". В конце концов, этот закон начинает действовать и для улучшаемых участков. Рано или поздно приходит время, когда дополнительная отдача, получаемая от дополнительного приложения труда и капитала к земле, сократится настолько, что перестанет вознаграждать пользователя за их приложение.На рынке совершенной конкуренции (например, рынке сельскохозяйственной продукции) предельный доход совпадает с ценой товара (услуги), полученного с использованием земли. Но рынки недвижимости, строительства, по своим признакам (небольшое число покупателей и продавцов, вступление в рынок требует больших капиталов, сделки носят частный характер, неполная и неточная информация и т.д.) являются скорее олигопольными рынками - рынками несовершенной конкуренции. В этом случае предельный доход меньше цены товара и убывает с увеличением используемого ресурса.

Для получения максимальной прибыли от использования земли землепользователь должен стараться уравнять предельную доходность земли и предельные издержки на ее использование, которые в условиях совершенной конкуренции совпадают с рентной оценкой земли ().

Таким образом, по мере вовлечения в производство дополнительных участков земли предельная доходность земли и, соответственно рентная оценка земли будут уменьшаться, как за счет действия закона убывающей отдачи, так и в результате частичной неэластичности спроса на товары, произведенных с использованием земельного ресурса в условиях несовершенной конкуренции.

На изменение спроса на землю влияют следующие основные факторы.

· Величина рентной ставки (арендной платы). Ее уменьшение приводит к увеличению спроса на услуги земли: перемещение вдоль кривой спроса из точки А в точку Б (Рис. 2).

· Цены товаров и услуг, произведенных с использованием земли. С увеличением спроса на них (например, из-за увеличения доходов или численности населения), спрос на землю также увеличится: перемещение кривой спроса вверх – вправо, из точки А в точку В (Рис. 2).

1.5 Предложение земли

Предложение земли – это количество земельных участков, которые их собственники готовы продать (сдать в аренду) в данный период времени при данных условиях.

Особенность земли как ресурса в том, что количество земли вообще, и пригодной для использования земли, в частности, ограничено и она, в конечном счете, является невосполнимым ресурсом.

Конечно, количество находящейся в обороте земли постоянно меняется. За счет дополнительных вложений труда и капитала, повышающих продуктивность земли, количество пригодных для использования участков земли увеличивается. Однако ухудшающаяся экология и истощение земель уменьшают их количество. Также, почти повсеместно наблюдается тенденция к сокращению сельскохозяйственных земель за счет вовлечения их в развитие городского хозяйства и инфраструктуры (строительство дорог, зданий, сооружений и т.п.). Поэтому, вполне можно принять количество предлагаемой земли неизменным.Таким образом, предложение земли в общественном масштабе является абсолютно неэластичным. В принципе, это значит, что любой собственник земли, заинтересованный в получении дохода, готов предоставить землю в пользование (продать, сдать в аренду) за любую плату, которая присваивается им в виде ренты или арендной платы.

Кроме того, неэластичность совокупного предложения усугубляется влиянием на него прав собственности на земельные ресурсы. Вследствие ограниченности земли и ее незаменимости во всех сферах хозяйственной деятельности частная собственность на землю является самым выгодным видом собственности. Поэтому в условиях рынка собственники предпочитают продаже земли ее аренду как наиболее стабильный источник дохода. Это, а также ограничения со стороны государства на свободную продажу земель делают предложения еще более ограниченным.

Тем не менее, предложение конкретных участков земли может меняться в зависимости от действия следующих факторов.

1. Величины рентного дохода, приносимого земельными участками. Очевидно, что его снижение при прочих неизменных условиях способствует росту предложения земли и наоборот.

2. Величины банковского процента; увеличение, которого стимулирует собственников к росту предложения земли.

3. Затрат землевладельцев на изменение целевого назначения земельного участка. Сельскохозяйственные угодья достаточно легко предложить под жилищное строительство. Однако приспособить уже застроенный участок под выращивание какой-нибудь культуры непросто.

1.6 Земельная рента

Рента является результатом функционирования системы экономических отношений рыночного хозяйства. Любая монополия на землю дает исключительное право ее обладателю на дополнительный доход, который принимает экономическую форму земельной ренты.

Обладая монополией собственности на землю, как на невоспроизводимый, ограниченный фактор производства, землевладелец (частный собственник, муниципалитет или государство) передает свое право использования его землепользователю (арендатору), который становится обладателем монополии хозяйствования на земле.

Монополия частной собственности порождает абсолютную земельную ренту, монополия хозяйствования на земле - дифференциальную земельную ренту.

1.6.1 Абсолютная рента

Согласно марксистской экономической теории источником ренты является неоплаченный прибавочный труд наемных рабочих в сельском хозяйстве. Вследствие низкого технического строения сельскохозяйственного производства (высокой доли живого труда) стоимостью производимой на земле продукции оказывается значительно выше издержек производства. Однако, из-за монополии частной собственности на землю, получаемая в аграрном секторе высокая прибыль не может привлечь капитал из промышленности, где прибыль ниже; капитал надо приложить к земле, а ее предложение ограничено, т.к. она вся занята и является объектом собственности. Поэтому сельскохозяйственная отрасль не участвует в межотраслевой конкуренции, а ее продукция продается по стоимости, а не по цене производства, разница между которыми составляет абсолютную ренту. Рента является частью прибыли, получаемой землепользователями (арендаторами) и передаваемая ими землевладельцам в качестве сверхприбыли.

Если землепользователями и землевладельцам представлены разными лицами, то рента включается в состав арендной платы. Если землевладелец является одновременно и предпринимателем, то рента включается им в стоимость произведенного товара как часть внутренних издержек в виде платы за собственный производственный ресурс, вовлеченный в производство. После вычета всех издержек, включая нормальную прибыль, доход, полученный предпринимателем – землевладельцем не должен быть ниже рыночного уровня арендной платы. В противном случае – землевладельцу выгоднее сдать землю в аренду.

В современных условиях техническая оснащенность сельскохозяйственных отраслей повышается. В результате стоимость продукции этих отраслей снижается, что уменьшает абсолютную ренту и стимул землепользователей производить эту продукцию и обеспечивать ее предложение на рынке. Для того чтобы не происходило значительного сокращения производства из-за выбытия из оборота худших участков и роста цен на недостаточную (редкую) продукцию к полным издержкам производства на худших (предельных) участках землях добавляется надбавка в виде ренты редкости. В результате пользователи на худших участках также получают ренту и продолжают производить нужную потребителям продукцию. Поэтому абсолютная рента возникает на всех землях, используемых в качестве фактора производства.

1.6.2 Дифференциальная рента

Обладая монополией хозяйствования на земле землепользователь получает дополнительную прибыль в виде дифференциальной ренты, источником которой является разница между общественной и индивидуальной стоимостью продукта земли, вызванная различием в продуктивности и расположении земельных участков, а также повышением производительности земли за счет дополнительных затрат труда и капитала.

Общественная цена продукта земли на рынке определяется стоимостью его производства на худших землях (менее плодородных и хуже расположенных), на которых издержки производства выше, чем на лучших землях. Разница между полными издержками производства на худших и лучших землях, вовлеченных в производство данного продукта, обеспечивает пользователям лучших земель получение дополнительной прибыли - дифференциальной ренты I рода.

Землевладельцы знают о преимуществах принадлежащих им земель. Поэтому дифференциальная рента I рода учитывается при назначении арендной платы или при определении рентной оценки земли.

Однако, землепользователь (арендатор) в течение установленного срока пользования землей (аренды) имеет возможность повысить продуктивность используемой им земли путем совершенствования производства за счет дополнительных затрат капитала. Тем самым он снижает издержки производства (повышает качество земли) ниже установившейся рыночной цены (соответствующей условиям производства на худших землях) и получает новую разностную сверхприбыль - дифференциальную ренту II рода.

Эта сверхприбыль до окончания срока пользования (аренды) присваивается землепользователем (арендатором) и служит для него стимулом для дальнейших улучшений. При перезаключении договора пользования (аренды) на новый срок землевладелец учтет, что его земля стала более продуктивной (без его участия) и назначит более высокую плату за пользование своей землей. Поэтому арендатор заинтересован в аренде на длительный срок, а собственник земли - в краткосрочной аренде.

1.6.3 Монопольная рента

В процессе хозяйствования на земле, в случае монополизации производства (сбыта) какого-либо уникального продукта, возможно образование монопольной ренты, которая выступает как разность между монопольно высокой ценой уникального продукта и ценой конкурентного рынка.

Причем если абсолютная рента отражает уникальность и редкость земли как фактора производства, то монопольная рента - уникальность отдельных участков земли.

1.6.4 Экономическая рента

Чистая экономическая рента это разница между доходом, полученным от использования факторов производства (рентой) и той минимальной прибылью, которая побуждает владельца этого ресурса его продавать (сдавать в аренду). В условиях рыночного равновесия она определяется как произведение рентной ставки на количество земли (площадь прямоугольника на Рис. 1)

На условия спроса и предложения не влияет разделение продукта на долю, составляющую ренту, и долю, необходимую для обеспечения прибыльности затрат землепользователя. Размер ренты не является регулирующим фактором, а сам определяется плодородием земли, ценой продукта, предельным уровнем производства.

1.7 Цена земли

Важной особенностью земли как экономического ресурса является то, что она не создана трудом человека, и, следовательно, ее цена на рынке не имеет под собой рациональной основы в виде стоимости, т.е. трудовых затрат на ее производство. Поэтому цена земли является величиной иррациональной и возникает она либо как результат конкретной заинтересованности сторон в купле- продаже участка, либо как результат оценки будущего или прошлого дохода с участка земли.

Земля, являясь товаром, обладает полезностью и стоимостью.

При определении цены спроса покупателем учитывается полезность. При определении цены предложения продавец учитывает стоимость товара.

Полезность земли заключается в ее способности удовлетворять самые разнообразные потребности, в том числе и получать ренту, которая является совокупным проявлением полезности земли, так как ее размеры должны оправдать расходы покупателя (арендатора) на приобретение земли. Поэтому цену имеет даже невозделанная земля, не имеющая стоимости, которая продается благодаря её способности приносить ренту своему владельцу.

Согласно классической теории земельной ренты К. Маркса земля стоимости не имеет, а покупная цена участка земли это цена "…земельной ренты, которую она приносит, исчисленная в соответствии с обычной процентной ставкой".

С учетом того, что земля является вечным активом, цена спроса определяется в соответствии с формулой


,

где - цена спроса на землю; - рентная оценка земли (величина арендной платы); - ставка процента. Из нее следует, что цена, предлагаемая покупателем (арендатора) за землю, не должна превышать размеры рентного дохода, соотносимого с нормой банковского процента по вкладам. Или же, что при известной процентной ставке, доход от получения предполагаемой ренты приобретаемой (арендуемой) земли должен превышать процент по банковскому вкладу средств, предназначенных для ее покупки (аренды).

Итак, полезность земли и соответствующая цена спроса на нее определяется покупателем через величину приносимой ею ренты.

Определяя цену предложения продавец (собственник) учитывает затраты на улучшение продуктивности земли, издержки на реализацию услуг земли как фактора производства, а также ренту как часть стоимости продукции, производимой на земле, от которых он отказывается, продавая землю.Поэтому, для продавца, доход от получения ренты с продаваемой им земли (при известной процентной ставке) не должен превышать доход по банковскому вкладу вырученных от продажи земли средств.

Тогда цена предложения определяется следующим образом

,

где - цена предложения земли.

Противоречие между продавцами и покупателями в определении цены земли исчезнет, когда в условиях свободного, конкурентного рынка, при равенстве спроса и предложения, установится такая равновесная цена земли, которая удовлетворит и тех и других (точка Е на Рис.1).


,

где - равновесная цена земли.

При рентной ставке количество востребованной земли будет соответствовать ее предложению (Рис. 1).

Если рентная ставка (арендной плата) выше равновесной цены, то спрос на услуги земли меньше существующего объема предложения. В результате не все землевладельцы смогут продать (сдать в аренду) свою землю и будут вынуждены снизить ренту (арендную плату). В случае возникновения дефицита предложения рентная оценка (арендная плата) наоборот увеличится.

Определяющее значение при установлении равновесной цены имеет спрос, поскольку предложение в целом ограничено. Чем выше спрос на землю (), тем выше равновесная цена (рентная ставка ) (Рис. 3). Это означает, что совокупное предложение земли не может быть увеличено даже в условиях значительного роста цен на землю.

В рыночной экономике земля становится не только товаром, но и важнейшей материально-вещественной и стоимостной частью основного капитала любого предприятия не зависимо от вида собственности. Как и всякий другой капитал, земля подчиняется принципу наиболее выгодного использования, т. е. максимизации дохода. При этом она может приносить доход не только вследствие хозяйственного использования, но и как объект собственности.

Поэтому почти во всех странах существует устойчивая тенденция к росту цен на землю. Данная тенденция обусловливает то, что повышение цен не ведет к сокращению спроса, так как вложенные в землю деньги приносят дополнительный доход не только в виде ренты, но и в виде разницы в цене на землю в момент ее покупки и на момент ее продажи. Земля, таким образом, становится не только средством сохранения стоимости, но и ее увеличения.

Кроме того, низкая цена на земельные участки может не вести к росту спроса на них, если они неудобно расположены, требуют больших затрат для своего использования. Также и высокая цена на участки не обязательно предполагает увеличение их предложения, так как покупка земли для многих является средством сохранения стоимости.

Рассмотрев основные экономические категории и теоретические особенности функционирования свободного рынка земли, проанализируем, насколько складывающийся земельный рынок в России соответствует рассмотренной абстрактной модели рынка.

2. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в России

2.1 Рынок земли в России

В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов. По состоянию на 1 января 2007г. земельный фонд Российской Федерации в административных границах РФ составлял 1709,8 млн. га или 12% от всей территории планеты. Из них: земли лесного фонда занимают 69%, земли сельскохозяйственного значения - 25%; земли водного фонда и особо охраняемых территорий и объектов составляют по 2%; земли поселений, земли промышленного и иного специального назначения занимают по 1% от всего земельного фонда. На территории России расположена почти половина мировых запасов угля, значительные запасы нефти и природного газа. Россия располагает 3,3% мировых сельскохозяйственных угодий.

Однако эти ресурсы, являясь национальным богатством страны, используется не достаточно эффективно. В частности, касаясь эффективного использования сельскохозяйственных земель, министр сельского хозяйства РФ Е. Скрынник заявила: "Располагая 9 процентами сельхозугодий мира, России производит лишь 1,5 процента валового внутреннего продукта мирового сельского хозяйства".

Выходом из создавшегося положения может стать дальнейшее вовлечение земли в регулируемые государством рыночные отношения, позволяющие посредством законного перераспределения земель между собственниками повысить эффективность ее использования с целью максимального удовлетворения потребностей граждан страны.

По сведениям о сделках с землей, полученных на основании материалов государственной статистической отчетности, земельный рынок России существует. Как было указано Президентом Российской Федерации в его послании Федеральному Собранию РФ: "В результате непростой работы удалось сдвинуть с "мертвой точки" реформу земельных отношений. Напомню: этот вопрос целое десятилетие оставался серьезным экономическим барьером на пути демократии и рынка". Конституция РФ, а также, принятые в России за прошедшие десятилетия Земельный и Гражданский кодексы РФ и ряд федеральных законов (Закон РФ "О плате за землю", ФЗ "О государственном земельном кадастре", ФЗ "О землеустройстве", ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") установили многообразие форм собственности на землю. Это обстоятельство является одним из основных условий возникновения рынка земли. Так, по состоянию на 1 января 2008 года, в государственной и муниципальной собственности находилось 92,4 %, в частной собственности физических лиц – 7,3 %, а в собственности юридических лиц – 0,3 % земельного фонда.

Однако, несмотря на принятую государством законодательную базу в области регулирования земельных отношений и все большее вовлечение земель различных категорий в рыночный оборот, земельный рынок в России и его инфраструктура все еще находятся в стадии становления.

2.2 Особенности земельного рынка в России

Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, в нынешних условиях граждане России считают, что самый надежный способ вложения и хранения денег - покупка недвижимости. В последнее время, на фоне падения акций сырьевых компаний, снижения стоимости нефти и золота земля остается наиболее надежным инструментом вложения средств, так как она, как ограниченный ресурс, не может обесцениться - больше ее не станет, а необходимость не отпадет никогда. Кто владеет землёй и сохраняет её в своих руках, тот будет богат в будущем, даже если он беден сейчас.

В Российской Федерации общая площадь земельных участков, вовлеченных в рыночный оборот (сделки по аренде, купле-продаже, дарению, наследованию, залогу), составила около 4% от земельного фонда.

В настоящее время, наиболее распространенной формой (свыше 90%) земельных отношений в России является предоставление земли в аренду; в основном государственной и муниципальной. Доля же проданной и купленной земли, находящейся в частной, государственной или муниципальной собственности, составила 0,006 % от общего количества земель Российской Федерации.

В основном, активный рыночный оборот земли происходит вокруг больших населенных пунктов и на прилегающих к ним территориях, где земля востребована под организацию индивидуального жилищного строительства и размещение объектов производства и торговли.

Так как земли этой категории давно распределены и имеют своих собственников, то активизировалась скупка земель сельскохозяйственного назначения с последующим переводом их в земли востребованных категорий. С начала проведения земельных реформ площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, уменьшилась на 12% при одновременном увеличении площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, на 2,97% и, в частной собственности, – на 2,34%.

Например, в Подмосковье с 2004 по 2007 год из 1749 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения 287 тыс. га сельхозугодий получили новый статус.

Для инвестора выгодно приобретать сельскохозяйственные земли, а затем осуществлять их перевод в требуемую категорию. Доходность в этом случае может достигать 500%. Приобретая земельный участок со статусом сельскохозяйственного и переводя его в иную категорию, можно получить возможность заработать около 100% в годовом исчислении, что не сравнимо ни с какими банковскими вложениями капитала. Но процесс перевода сталкивается со многими административными барьерами и требует существенных издержек (от $1000 до $10 000 в Подмосковье). Поэтому возможности по приобретению таких земель имеют только крупные инвесторы. Так, согласно Интерфаксу, 20 крупных землевладельцев владеют 80% земельных участков в 30 км зоне Московской области.

Уже сейчас в России имеется с десяток землевладельцев (крупные инвестиционные компании, агропромышленные холдинги, частные собственники), владеющие от 300 до 500 тыс. га земли. Например, агрохолдинг "Продимекс" распоряжается 570 тыс. га. Причем это наиболее плодородные и удачно расположенные земли в Краснодарском крае и Центральном Черноземье, использование которых непосредственно в сельскохозяйственном производстве не превышает 60%.

Заинтересованность в российской земле проявляют и многочисленные иностранные компании. И хотя Российский Земельный кодекс запрещает владеть землями сельхозназначения иностранным предпринимателям, приобретение земель происходит через их дочерние компании, на которых этот запрет не распространяется. Так компания "РАВ агро про", акционером которой является британская инвестиционная группа RP Capital (31,4%), в 2007 г. контролировала 82 000 га. Из них засеяно было всего 23%.

Инвестиционная привлекательность сельхозземель обусловлена не только возможностью перевода в другую категорию и продажи в новом статусе, но и их естественным удорожанием. С 2004 года стоимость сотки земли сельхозназначения в Подмосковье увеличилась более чем на 200%, в 2007 году земля подорожала в среднем на 30% по сравнению с 2006-м.

Крупный капитал вкладывает в землю средства не для того, чтобы развивать сельское хозяйство, а чтобы сберечь и приумножить свои сбережения, спекулятивно на них выиграть. Несмотря на развивающуюся законодательную базу, рынок земли в России пока имеет тенденции монопольного спекулятивного рынка.

По словам заместителя председателя Российского земельного союза (РЗС) А. Белякова "…практически повсеместно в РФ происходит процесс незаконной массовой скупки земельных участков. Миллионы гектар земель различного назначения уже обрели новых хозяев, которые скупая огромные земельные массивы, прежде всего особо ценных земель, видят в них источник получения сверхприбылей от многократного роста стоимости земли…".

Анализ видов использования земельных участков, находящихся в частной собственности показывает, что более 17% из них ни как не используется. Это вполне может предполагать дальнейшее их использование в спекулятивных целях (диаграмма 1).

Что касается мелкого землевладельца или частного предпринимателя, то только последние лет пять приходит осмысление того, что земля является ценностью и основой дальнейшего благосостояния. Но и в этом случае земля рассматривается как объект долгосрочного вложения капитала с целью его сбережения. Причем данная тенденция характерна не только для городских, но и для сельских жителей, для которых земля всегда являлась не только средой обитания, но и объектом труда.

Начиная с середины 90-х годов прошлого века, когда с целью "повышения эффективности использования земли", находящиеся у сельхозпредприятий земельные угодья были переданы в собственность сельских жителей в виде земельных долей, медленно проходил процесс вовлечения этих участков в рыночный оборот. С начала 21 века, по мере совершенствования нормативно-правового законодательства, регулирующего земельные отношения, владельцами паев неоднократно предпринимались попытки выделить их из коллективно-долевой собственности и стать обладателем всех прав собственности на них.

Первый заместитель Председателя Правительства РФ В. Зубков на совещании по вопросам совершенствования законодательства в области земельных отношений заявил: "Наша задача - максимально оперативно создать полноценный гражданский оборот земли и повысить ликвидность сельскохозяйственных земель". Вместе с тем, как признал В. Зубков, "активного движения эффективных собственников на земли сельхозназначения пока не видно". По данным первого вице-премьера, на сегодняшний день из 12 млн. дольщиков только 400 тыс. (3,4%) селян удалось оформить свою землю в собственность.

Однако создавшуюся ситуацию нельзя объяснять только "пассивностью" потенциальных собственников. Процесс выделения земельных паев является для владельцев делом достаточно сложным. Причинами этого является.

· Неоднозначное толкование принятых законов.

· Низкая степень информированности населения и его "правовая безграмотность" в вопросах владения, распоряжения и пользования землей.

· Не завершенность кадастровой оценки земель, определяющей местоположение, целевое назначение и правовое положение земель и размещенных на них объектов. Несмотря на принятый 1 марта 2008 года закон "О государственном кадастре недвижимости", существенно облегчающий процедуру межевания, и создание в марте 2009 года Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии, ведающей всеми вопросами регистрации прав и учета недвижимости, кадастровые работы завершатся не ранее 2011 года.

· Высокая стоимость кадастровых работ, так как их проводят частные компании по рыночным ценам. По данным Минсельхоза землеустроительные работы и постановка на кадастровый учет 1 га сельхозземель обходятся от 500 до 1500 рублей в зависимости от способа межевания.

Таким образом, стать полноправным распорядителем своего участка земли мелкому землевладельцу весьма проблематично. Даже если это произойдет, то, поскольку вопрос о местоположении выделяемого участка фактически решается руководителем местной администрации, полученный в собственность участок может не быть в перечне земель, пользующихся спросом. Увеличить стоимость полученной земли можно было бы, сменив ее целевое назначение, однако мелкому собственнику это не по силам.

Если же мелкий собственник захочет заняться сельским хозяйством, то, имеющийся у него избыток земли (большинство долей превышают размер, необходимый для рентабельности хозяйства – 3…7 га) трудно будет продать или использовать в качестве залога; с целью получить дополнительные средства для повышения эффективности производства.

В результате, мелкие собственники земли и владельцы земельных долей вынуждены продавать (уступать права собственности) крупным земельным монополистам по предлагаемым им ценам. Обычно инвесторы, с ведома местных администраций, скупают паи по цене 500 – 1500 рублей за 1 га при их кадастровой цене не менее 40 – 50 тыс. рублей.

Вполне возможным представляется ситуация, что наиболее востребованные земли в виде коллективных паев будут оптом выкуплены (оформлены в бессрочную аренду) монополистами по низким ценам, а затем, после упрощения и удешевления процесса кадастровой оценки, будет произведено межевание земли с последующей продажей небольших участков (до 0,5 га) по рыночным ценам. По данным газеты "Коммерсантъ" спрос на такие участки сейчас "активизировался со стороны физических лиц, которые располагают суммой от одного до трех миллионов рублей и спешат быстрее инвестировать их, чтобы защитить себя от девальвации рубля".

2.3 Проблемы развития земельного рынка в России

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в качестве основного собственника, формирующего предложение на российском земельном рынке, выступает государство в лице региональных и муниципальных администраций. А спрос, на первичном рынке, предъявляется, в основном, со стороны крупных инвесторов. Да и то лишь на земельные участки, предназначенные для строительства в крупных городах или обладающие производственным и рекреационным потенциалом; общая площадь которых составляет менее 2% территории страны. Это не удивительно, так как современное крупное российское предпринимательство имеет сырьевую ориентацию и не нуждается в значительных дополнительных территориальных площадях и земельных ресурсах.

В результате имеет место диспропорция между спросом и предложением земли. В большинстве случаев предложение превышает спрос; за исключением, пожалуй, земель вокруг крупных городов, где цена определяется рынком. Несовершенство рыночного механизма и ограниченное число рыночных субъектов не способствует установлению на рынке земли в России объективной равновесной рыночной цены.

Цены на продаваемые земли устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления, которые руководствуются нормативной ценой на землю. С 1994 года ее размер определяется 200-кратной ставкой земельного налога, а региональные и местные органы власти имеют право корректировать нормативную цену, приближая ее к рыночной. Уточненная нормативная цена земли не должна превышать 75 % уровня сложившейся рыночной цены на аналогичные земельные участки.

Земельный налог же рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка, которая призвана, в том числе, назначать объективную стартовую цену при продаже земли. А кадастровая оценка земель также основана на статистическом анализе рыночных цен аналогичных объектов недвижимости.

Таким образом, в соответствии с российским законодательством, конечная нормативная цена выкупа земли, стоимость аренды, кадастровая стоимость земли (фактически - цена предложения) ориентируются на рыночную цену. Эти цены определяются органами государственной и местной власти на основе анализа совершенных сделок по ее купле-продаже.

Однако информация о ценах на землю, определенная в договорах купли-продажи земельных участков, не всегда соответствует реальным рыночным ценам. Как правило, цены на землю в договорах занижены или же использована нормативная цена земли, например, в пригородах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга зарегистрированные цены за земельные участки составляют 25-70 руб./кв.м. при среднем уровне спроса и предложения 135-300 руб./кв.м..

В результате, отсутствие достоверной информации о ценах сделок с землей, деятельность бюрократического аппарата, который стремиться извлечь ренту из административного ресурса делает муниципальные образования монополистом в процессе формирования цены. Администрации заинтересованы в ограничении предложения на рынке земли при общей тенденции к увеличению спроса на нее. Это позволяет им продавать (сдавать в аренду) земельные участки по цене, существенно превышающей ее рыночную стоимость. По сведениям "Российской Бизнес-газеты" постоянно приходят жалобы на завышенную кадастровую оценку. В ряде мест, по утверждениям экспертов, она завышается почти в 20 раз, что в итоге приводит к необоснованному увеличению платежей земельного налога. Газета "Ведомости", ссылаясь на представителей крупных агрохолдингов, утверждает, что с конца 2006 г. цены выросли в несколько раз и продолжают увеличиваться. За 2007 год цена на землю сельхозназначения удвоилась, а в 2008 г. выросла еще в 1,5 - 3 раза. Один гектар паевой земли в южных районах и Черноземье стоит от $1500 до 2000. Из этой суммы, собственнику пая достается, в лучшем случае, $400. На затраты по оформление 1 га земли в собственность расходуется от $400 до 500. Цена же 1 га отмежеванной и полностью оформленной земли в южных регионах достигает $5000.

Поэтому, отсутствие реальной стоимости земли приводит к тому, что с одной стороны, мелкий землевладелец не может продать или заложить земельный участок, а с другой стороны, малым предприятиям сложно (и даже невозможно) конкурировать на аукционах по продаже государственных (муниципальных) земель с крупным бизнесом. Это препятствует конкуренции, увеличивает концентрацию на рынке и степень его монополизации.

Положение усугубляется низким уровнем развития инфраструктуры земельного рынка, высоким уровнем коррупции, сложностью процедур предоставления, оформления, регистрации и защиты прав на земельный участок.

Анализируя развитие российского земельного рынка, возникают сомнения относительно того - сможет ли, в сложившейся ситуации, рынок земли в России распределить земельные участки в руках наиболее эффективных собственников.

Однако, хаотичное развитие земельного рынка в России, похоже, полностью перестало устраивать государство. Последней каплей стали скандалы с аукционами по распродаже за бесценок прав аренды федеральных лесов в пользующихся наибольшим спросом районах Подмосковья. В итоге до 1 января 2009 года запрещены любые операции с федеральной землей и тем, что на ней расположено.

Для увеличения количества рыночных субъектов, необходимого для развития конкурентного рынка, ориентированного на вовлечение земли в хозяйственную деятельность, на государственном уровне принято ряд мер. С целью упрощения процесса закрепления прав собственности и объективной оценки земельных ресурсов в марте 2009 года была создана единая Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии, которая ведает всеми вопросами регистрации прав и учета недвижимости. До 1 января 2011 года - оформление всех документов по недвижимости переведут в режим "одного окна". С 1 января 2010 года в стране начнут работать так называемые кадастровые инженеры, которые будут заниматься как обмером земли, так и постройками, то есть заменят землемеров и сотрудников БТИ. Совершенствуется инфраструктура рынка. Созданы и функционирую ОАО "Росагролизинг" и ОАО "Россельхозбанк", обеспечивающие земельных производителей кредитами.

2.4 Пути совершенствования российского земельного рынка

Последующее государственное регулирование рынка земли должно быть направлено на совершенствование правового обеспечения земельных отношений, дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры, обеспечение субъектов рынка объективной информацией, стимулирование поведения его участников.

Например, на организацию и правовую поддержку ресурсного рынка, который позволит свести вместе субъектов земельных отношений, что повысит эластичности спроса и предложения и обеспечит эффективное ценообразование.

Для развития добросовестной конкуренции, необходима кредитная и финансовая поддержка малого и среднего бизнеса, не имеющего достаточного объема собственных средств на приобретение земельных участков и ориентированного на долгосрочное использование земельного ресурса и инвестирующего капиталы в мероприятия по сохранению его полезных потребительских свойств.

В связи с этим представляется необходимым узаконить льготы по земельному налогу, активизировать предоставление ссуд на приобретение земельных участков, а также дотаций на осуществление хозяйственной деятельности, разработать и реализовать федеральные целевые программы повышения плодородия почв, строительства дорог, мелиоративных систем и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог проделанной работе можно сделать ряд выводов.

Земля, как фактор производства и товар обладает рядом только ей свойственных особенностей, обуславливающих ее рыночный оборот.

Во-первых, количество земли ограничено, что делает ее совокупное предложение неэластичным. В результате чего цена земли, в условиях свободного рынка, определяется исключительно спросом.

Во-вторых, земля, как бесплатный дар природы и незаменимый фактор производства является источником для получения ее собственником дополнительного дохода – земельной ренты. Поэтому земля может приносить доход не только вследствие хозяйственного использования, но и как объект собственности. Что объясняет устойчивую тенденцию к росту цен на землю.

В настоящий момент Россия является крупнейшим в мире обладателем земельных ресурсов, которые, являясь национальным богатством страны, используется не достаточно эффективно. Предполагается, что повысить эффективность использования земли возможно при вовлечении ее в регулируемые государством рыночные отношения.

По официальным данным рынок земли в России уже существует. Для создания конкурентного рынка законодательно было установлено многообразие форм собственности на землю. Для этого, находящиеся у сельхозпредприятий земельные угодья были переданы в собственность сельских жителей в виде земельных долей. Но несовершенство законодательной базы, административные издержки так и не позволили дольщикам стать полноценными участниками рынка, что ограничивает предложение земли на рынке.

В результате, в качестве основного собственника, формирующего предложение на российском земельном рынке, выступает государство в лице региональных и муниципальных администраций. Спрос же, на рынке, предъявляется, в основном, со стороны крупных инвесторов, вкладывающих средства в покупку земли с целью ее дальнейшей перепродажи. Поэтому, несмотря на развивающуюся законодательную базу, рынок земли в России пока имеет тенденции монопольного спекулятивного рынка.

В большинстве случаев предложение превышает спрос, что не способствует установлению на рынке земли в России объективной равновесной рыночной цены. Отсутствие достоверной информации о ценах сделок с землей и неоднозначность государственной оценки делают региональные и муниципальные власти монополистами в процессе формирования цены. Это препятствует конкуренции, увеличивает концентрацию на рынке и степень его монополизации.

Но, стремясь создать конкурентный земельный рынок в России, государство продолжает совершенствовать правовое обеспечение земельных отношений, развивает рыночную инфраструктуру, обеспечивает финансовую поддержку предпринимателей, ориентированных на долгосрочное использование земли.

Таким образом, перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволит эффективно и справедливо использовать главное богатство нашей страны – нашу землю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный национальный доклад о состоянии и использовании земель в РФ в 2005г. -М.: Федеральная служба земельного кадастра. 2006.

2. Экономическая теория. Учебник. Под ред. И.П. Николаевой. 2-е изд. – М.: Проспект, 2009.

3. Седов В.В. С 284 Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 2. Микроэкономика: Учеб. Пособие. ЧГУ, Челябинск, 2002.

4. Борисов Э.Ф. Экономическая теория. Учебник. 3 издание. Москва, ЮРАЙТ, 2005.

5. Маркс К. Капитал, т.3. – М.: Политиздат, 1988.

6. Маршалл А. Принципы экономической науки. –М: Прогресс, 1993.

7. Горемыкин В. А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и КГ", 2005.

8. Мальцев К.В. Государственное регулирование рынка городских земель как специфического природного ресурса социально-экономического развития. Автореферат на соискание ученой степени д. э. н., РАГС при Президенте РФ, Москва, 2009.

9. Кабаков С.И. К вопросу формирования цен на землю в городах России// Экономика строительства. 2004. №6. С. 2-15.

10. Вложите деньги в землю.// "Российская Бизнес-газета" №680 от 25.11.2008 г.

11. Новые цифры в кадастре.// "Российская Бизнес-газета" №690 от 17.02.2009.

12. Новый земельный передел.// "Коммерсантъ" № 79(3896) от 13.05.2008.

13. Дом и участок в "одном окне".// "Российская газета" №4859 от 3.03.2009.

14. Материалы выступления Президента России Д. Медведева на расширенном заседании президиума Государственного совета в Иркутске 20 февраля 2009 года. http://www.kremlin.ru/appears/2009/02/20/1700_type63374type63378_213181.shtml.

15. Материалы выступления Председателя Правительства РФ В. Путина на Международном экономическом форуме в Давосе 28 января 2009 года. http://www.government.ru/governmentactivity/insiderfgovernment/2009/01/29.htm.

16. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации16 мая 2003 года. http://www.kremlin.ru/2003/05/16/1259_type63372type63374type82634_44623.shtml.

17. Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год. http://premier.gov.ru/anticrisis.

18. Выступление Первого заместителя Председателя Правительства РФ В. Зубкова. http://www.government.ru/governmentactivity/insiderfgovernment/2009/01/29.htm.

19. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ. http://www.femida.info/34/zemk-g05.htm.

20. Индикаторы Рынка Земли. http://www.land-in.ru/landowner.aspx.

21. Информационное агентство ИТАР-ТАСС. Новости. http://www.itar-tass.com.

22. Информационное агентство ИНТЕРФАКС. Новости http://www.interfax.ru.

23. РосБизнесКонсталтинг Недвижимость. Новости. http://www.realty.rbc.ru.

24. Российский земельный союз. Новости. http://www.zemso.ru.

25. Земля - рынок, прогнозы, аналитика. http://www.vdv-rielt.ru/help/analytics/land.

Приложение

Рисунок № 1. Равновесное состояние на земельном рынке.

Рисунок № 2. Влияние различных факторов на изменение спроса на землю.

Рисунок № 3. Изменение равновесной цены (рентной ставки) при изменении спроса на землю.


Диаграмма № 1