Реферат: Сибирский федеральный округ

Название: Сибирский федеральный округ
Раздел: Рефераты по географии
Тип: реферат

А) Особенности ЭГП. В состав Сибирского федерального округа (СФО) включены 14 субъектов РФ. Территория - свыше 5 млн. км2. Население - около 20 млн. человек. Экономико-географическое положение СФО характеризуется его значительной удаленностью (на 2500—3000 км) как от западной границы, так и от восточных рубежей России. Территория округа отличается слабой транспортной освоенностью. Основные транспортные связи с другими российскими регионами обеспечивают проходящие по югу широтные железнодорожные магистрали — Транссибирская и Байкало-Амурская, а на крайнем севере — Северный морской путь.

В Сибирском федеральном округе имеются развитые межотраслевые промышленные комплексы, ориентированные на добычу и переработку полезных ископаемых, прежде всего руд черных и цветных металлов, минерального топлива, лесных ресурсов, а также на использование мощного гидроэнергетического потенциала. Лидирующее положение занимают черная и цветная металлургия, электроэнергетика, топливная промышленность, лесная, целлюлознобумажная и деревообрабатывающая промышленность.

На большей части СФО климат резко континентальный и холодной, что вызвано особенностями его положения в северных широтах, возвышенностью рельефа и воздействием арктических воздушных массе.

Более благоприятными природно-климатическими условиями для жизни и хозяйственной деятельности населения, в том числе и для населения сельского хозяйства, являются регионы, расположенные в лесостепной и степной природной зонах на юге Западной Сибири (Омская, Новосибирская области, Алтайский край), а также южная часть Красноярского края и Республика Хакасия.

В Восточной Сибири находится озеро Байкал — уникальный природный объект, который содержит около 1/5 мировых запасов пресной воды и 9/10 российских запасов поверхностных вод. Это самое глубокое озеро в мире.

Огромные пространства Сибири — более 250 млн. га — покрыты лесом (таежные леса представлены лиственницей, сосной, кедром, елью, пихтой).

Б) Основные природные ресурсы округа. Топливно-энергетическое сырье занимает заметное место в минерально-сырьевой базе СФО. Сюда же относятся каменный и бурый уголь, нефть, природный газ. Угольные месторождения: Кузбасс (Общие геологические запасы - 725 млрд т, разведанные - 56 млрд т), Канско-Ачинский (разведанные - 46 млрд т), Иркутский (балансовые запасы свыше 20 млрд т), Минусинский, Хакасия, Улугхемский.

Месторождения нефти и газа разрабатываются в Томской области. Здесь открыто свыше 100 месторождений углеводородного сырья Лугинецкое и др.), суммарные извлекаемые запасы нефти оценивается в 1, 5 млрд т, газа — более чем в 600 млрд м3.

Сибирь располагает значительными сырьевыми ресурсами для черной металлургии. Общие балансовые запасы железных руд в СФО исчисляются более чем в 12 млрд т.

Нефелиновые руды — крупный сырьевой резерв алюминиевой промышленности Сибири. Свинцово-цинковые руды разведаны и эксплуатируются в Алтайском крае (Корбалихинское месторождение), Читинской области (Нерчинская группа месторождений). В Сибири имеются также эффективные для добычи месторождения олова, сурьмы, рудного золота, молибдена. Округ богат ресурсами доломитов, известняков и тугоплавких глин, мрамора, природной соды и других солей, содержащихся в озерах Кулундинской степи Алтайского края, асбеста, графита и слюды.

Лесные ресурсы Сибири — основа развития ее лесопромышленного комплекса. Большая часть запасов древесины в СФО — свыше-25 млн м3.

Б) Население. Численность – 19545 тыс. чел. В том числе доля городского населения в общей численности населения на 01.01.2009 - 70, 8 %. Доля сельского населения в общей численности населения на 01.01.2009 - 29, 2 %. Средний возраст населения: мужчин и женщин - 37, 3 л., мужчин - 34, 9 л., женщин - 39, 4. Естественный прирост(убыль) населения - 1, 7 %.

В 2005 г. численность безработных в СФО приближалась к 1 млн человек, а уровень безработицы (в среднем за год 9%) был заметно выше среднероссийского показателя.

В) Основные отрасли специализации хозяйства округа. Промышленная специализация СФО — производство продукции таких межотраслевых комплексов тяжелой индустрии, как топливно энергетический, металлургический, химико-лесной. В общей сложности на их долю приходится 3/4 всего объема выпуска промышленной продукции в округе.

В южных регионах Сибири с более благоприятными для ведения сельского хозяйства природными условиями получили развитие зерновое хозяйство, мясо-молочное скотоводство и овцеводство, а на севере — оленеводство и заготовка пушнины.

В СФО сосредоточено 4/5 добычи угля в стране. Объединенная энергосистема Сибири обеспечивает потребность крупных энергопотребителей, в первую очередь алюминиевую промышленность, создавая с ней коммерческие объединения.

Металлургический комплекс занимает лидирующее место в промышленном производстве СФО. На его долю приходится почти 2/5 всего объема выпускаемой в округе промышленной продукции. Цветная металлургия — одна из самых приоритетных отраслей экономики и рыночной специализации в СФО, обеспечивающая ему значительную часть бюджетных доходов.

Алюминиевая промышленность имеет в своем составе глиноземное производство в г. Ачинске Красноярского края, а также алюминиевые заводы в Красноярске, Саяногорске (Республика Хакасия), Братске и Шелехове (Иркутская область), Новокузнецке (Кемеровская область) с суммарной мощностью 3 млн т алюминия в год.

Медно-никелевая промышленность развивается на основе эксплуатации богатых медно-никелевых руд Норильской группы месторождений (Талнахское, Октябрьское и др.), расположенных в Красноярском Заполярье.

Свинцово-цинковая промышленность представлена разработкой полиметаллических руд и производством концентратов в Рудном Алтае.

Машиностроительный комплекс Сибири развивается в условиях высокого уровня издержек и оттока высококвалифицированных кадров, что накладывает определенные ограничения на его масштабы и специализацию.Крупные центры машиностроения размещены в Красноярском и Алтайском краях, Новосибирской, Омской, Кемеровской, Иркутской областях, Республике Хакасия.

Химико-лесной комплекс включает предприятия химической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Химическая и нефтехимическая промышленность успешно развивается на базе переработки углеводородного сырья, древесины, поваренной соли, а также ядерных материалов.

Лесная промышленность Сибири располагает богатейшим ресурсным потенциалом. По объему производства пиломатериалов СФО находится на первом месте в стране, а деловой древесины и целлюлозы — на втором месте после Северо-Западного федерального округа. В 2005 г. здесь было заготовлено около 28 млн м3 древесины, а выпуск деловой древесины составил почти 25 млн м3 — четвертую часть общероссийского.

Агропромышленный комплекс СФО отличается большими масштабами производства. Он получил преимущественное развитие в регионах Южной Сибири в пределах лесостепной и степной природно - климатических зон, а также в горной местности, богатой естественными пастбищами. Местное сельское хозяйство имеет зерново-животноводческое направление.

Более половины сельскохозяйственного производства приходилось на животноводство: скотоводство (молочно-мясное и мясо-молочное), овцеводство и другие его отрасли. В растениеводстве преобладало выращивание яровой пшеницы, льна-долгунца, семян подсолнечника, сахарной свеклы, картофеля и овощей. По размерам посевных площадей — 15, 5 млн га (*/3 всех посевных площадей в России) СФО занимает второе место после Приволжского федерального округа.

Округ имеет высокий удельный вес в России по валовому сбору зерна (15%), льна-волокна (30%), картофеля (17%) и овощей (14%).

Транспортный комплекс СФО включает различные виды взаимодействующего между собой наземного (железные и автомобильные дороги, трубопроводы), водного (морского и речного) и авиационного транспорта.

Железнодорожный транспорт получил наибольшее развитие на юге Сибири, где проходят широтные Транссибирская и восточные участки Среднесибирской и Южносибирской железнодорожных магистралей с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Важнейшие автомобильные дороги: Омск—Тюмень, Омск—Новосибирск—Красноярск—Иркутск—Чита, Новосибирск—Барнаул далее в Монголию (Чуйский тракт).

Важное значение для экономики Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное судоходство («северный завоз»).

Роль авиационного транспорта в СФО также чрезвычайно велика, так как только благодаря ему, существует связь северных территорий с Большой землей — Красноярском, Москвой.

Непроизводственная сфера СФО заметно отстает по своему уровню развития от среднероссийского.

Вместе с тем СФО выделяется своим научно-образовательным потенциалом. На территории округа действуют сибирские отделения Российской Академии наук, Российской Академии сельскохозяйственных наук, Российской Академии медицинских наук, в состав которых входят более 100 научно-исследовательских организаций, а также сеть научно-опытных станций.

СФО обладает значительным внешнеторговым потенциалом, усиливающим его конкурентные позиции в российской экономике. Его основу составляют разрабатываемые в округе минеральные и лесные богатства, а также продукты их переработки. На долю СФО приходится 10% всего экспорта Российской Федерации. В его структуре преобладают топливно-энергетические товары (44%), металлы и изделия из них (34%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (8%), продукция химической промышленности (около 8%). Продукция машиностроения составляет менее 5% сибирского экспорта. Большая часть экспортируемых товаров (от 80 до 90%) направляется в страны дальнего зарубежья.

Крупнейшими импортерами продукции СФО являются страны адной Европы (в общей сложности в 2006 г. на них приходилось % регионального экспорта), а также Китай (23, 5%), Япония (7%) США (6%).

При огромных размерах Сибири значительная часть произведенного потенциала сконцентрирована на ограниченных площадях, всего по долинам рек и в котловинах.

Из 33 городов России с самым высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха 10 расположены в Сибири. Большинство промышленных предприятий Сибири не приспособлено к малоотходной переработке природных ресурсов, имеет несовершенную систему очистных сооружений, что обусловливает огромные потери сырья и непрерывно растущее загрязнение окружающей среды.

Протекающая по территории Кузбасса р. Томь принимает сточные воды жилищно-коммунальных хозяйств расположенных здесь шахтерских городов, промышленные стоки угледобывающих предприятий, отходы многочисленных химических и агрохимических производств, крупнейших предприятий черной металлургии — Кузнецкого и Западно-Сибирского металлургических комбинатов.

Следует отметить негативное воздействие на природную среду гидротехнического строительства на сибирских реках.

Значительный урон лесным богатствам Сибири наносят также пожары, распространение очагов насекомых-вредителей, болезней леса.

Особо следует отметить экологические проблемы озера Байкал — Годного из древнейших озер мира и крупнейшего хранилища самой высококачественной пресной воды ('/3 ее мировых запасов). Ежегодно в Байкале воспроизводится около 60 км3 неповторимой по качеству воды. Строительство двух комбинатов — целлюлозно-бумажного и целлюлозно-картонного в городах Байкальске и Селенгинске нанесло Значительный урон озеру.

Г) Внешние связи хозяйства округа. Транспортный комплекс СФО включает различные виды взаимодействующих между собой наземного, водного и авиационного транспорта.

Железнодорожный транспорт получил наибольшее развитие на юге Сибири, где приходят широтные Транссибирская и восточные участки Среднесибирской и Южносибирской железнодорожных магистралей с ответвлением в сторону Южного Казахстана.

Важнейшие автомобильные дороги: Омск-Тюмень, Омск-Новосибирск-Красноярск-Иркутск-Чита.

Важное для экономики Сибири имеет речной транспорт, обеспечивающий сезонное судоходство. Роль авиационного транспорта в СФО также чрезвычайно велика, так как только благодаря ему существует связь северных территорий с Большой землей-Красноярском, Москвой. Особое значение он имеет в зимний период для жизнеобеспечения Норильского промышленного узла. Территория Сибири привлекает внимание зарубежных авиокомпаний в связи с возможностью организации транзитных сообщений Западной Европы с Восточной Азией.