Реферат: Таможенные органы России

Название: Таможенные органы России
Раздел: Рефераты по таможенной системе
Тип: реферат

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

ФАКУЛЬТЕТ «УПРАВЛЕНИЕ И ПРАВО» КАФЕДРА: «Уголовное право, процесс и криминалистика»

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Правоохранительные органы »

на тему: «Таможенные органы России»

Выполнил: студент 2 спецкурса

заочной формы обучения

факультета УП , спец. 030501 группы УП-9

Шевченко Г.Г.

Проверил: Ильин А.Н.

Москва – 2010 г.

Содержание

1 Таможенное дело в РФ 2

2 Общие положения федеральной таможенной службы 2

3 Должностные лица таможенных органов 3

4 Функции таможенных органов 6

Таможенное оформление

Таможенные операции

Таможенный контроль

Таможенный режим

5 Правомочия таможенных органов 9

1 Таможенное дело в Российской Федерации - деятельность государственных органов по осуществлению таможенной политики Российской Федерации, регулированию правоотношений, связанных с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, установлением, введением и уплатой таможенных платежей, проведением таможенного контроля.[1]

Таможенное дело в соответствии с Конституцией Российской Федерации относится к ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации.[2]

2 Общие положения Федеральной таможенной службы

Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями[3]

Руководство деятельностью Федеральной таможенной службы осуществляет Правительство Российской Федерации.[4]

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением.[5]

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.[6]

Служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.[7]

Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах.[8]

3 Должностные лица таможенных органов

Должностными лицами таможенных органов Российской Федерации являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (далее - сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды.[9]

В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов. Перечень указанных должностей определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Трудовые отношения работников таможенных органов регулируются законодательством Российской Федерации о труде.[10]

Гражданам, принятым на службу в таможенные органы, и сотрудникам таможенных органов присваиваются следующие специальные звания сотрудников таможенных органов (далее - специальные звания):

1) прапорщик таможенной службы;

2) старший прапорщик таможенной службы;

3) младший лейтенант таможенной службы;

4) лейтенант таможенной службы;

5) старший лейтенант таможенной службы;

6) капитан таможенной службы;

7) майор таможенной службы;

8) подполковник таможенной службы;

9) полковник таможенной службы;

10) генерал-майор таможенной службы;

11) генерал-лейтенант таможенной службы;

12) генерал-полковник таможенной службы;

13) действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на следующие группы:

1) младший состав: прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы;

2) средний начальствующий состав: младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;

3) старший начальствующий состав: майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;

4) высший начальствующий состав: генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Перечни должностей сотрудников таможенных органов младшего состава, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий, а также квалификационные требования к сотрудникам таможенных органов, занимающим указанные должности, утверждаются руководителем Федеральной таможенной службы.

Перечень должностей сотрудников таможенных органов высшего начальствующего состава и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.

Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов, работающим в таможенных органах на день вступления в силу настоящего Федерального закона, устанавливается Президентом Российской Федерации. При увольнении сотрудника таможенного органа со службы в таможенных органах с правом на получение пенсии к специальному званию добавляются слова "в отставке".[11]

4 Функции таможенных органов

Таможенные органы выполняют следующие основные функции:

- осуществляют таможенное оформление (процедуры) и таможенный контроль;

- взимают таможенные платежи, налоги, антидемпинговые,

специальные компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов, сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

- обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ, запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

- обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, объектов интеллектуальной собственности, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

- осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном контроле;

- ведут таможенную статистику внешней торговли;

обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, между народными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

- осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

- проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела[12] .

Таможенное оформление (процедуры) — это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операцийи определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей (гл. ВТК).

Таможенные операции — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом при оформлении товаров и транспортных средств.

Таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами России в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ (разд. IV ТК).

В соответствии со ст. 366 ТК формами таможенного контроляявляются:

1) проверка документов и сведений; 2) устный опрос;

3) получение пояснений; 4) таможенное наблюдение; 5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств; 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств; 7) личный досмотр; 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; 9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; 10) таможенная ревизия.

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе и прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи, а также личный багаж членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы, судей, если указанные лица пересекают Государственную границу в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей.

Освобождаются от таможенного досмотра иностранные военные корабли (суда), боевые воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом (ст. 386 ТК).

Таможенный режим — это таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами.

В целях таможенного регулирования в отношении товаров ст. 155 ТК устанавливаются следующие виды таможенных режимов:

1) основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; международный таможенный транзит;

2) экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка для таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад);

3) завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; отказ в пользу государства;

4) специальные таможенные режимы: временный вывоз; бес-

пошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы.[13]

Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой (ст. 156 ТК).

5 Правомочия таможенных органов

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций правомочны осуществлять: оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено к их ведению, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для обеспечения собственной безопасности; неотложные следственные действия и, дознание в пределах своей компетенции; производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за их совершение; задержание и доставление в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела.

Таможенные органы вправе предъявлять в суды, в том числе арбитражные, иски и заявления: о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов; об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов; в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.

При выполнении своих обязанностей ГТК России тесно сотрудничает как с другими государственными органами страны, так и с международными организациями. Например, в процессе сотрудничества со Счетной палатой происходит обмен аналитической, статистической и иной информацией, представляющей взаимный интерес. Специалисты каждого из ведомств принимают участие в планировании и осуществлении мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, связанных с использованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и уклонением от уплаты таможенных платежей.

Согласно Концепции национальной безопасности, одним из приоритетных направлений деятельности государства по обеспечению экономической безопасности страны является предотвращение вывоза капитала из России, отток которого превышает 20 млрд. долл. в год.[14] Практика показывает, что одним из основных каналов «утечки» денежных средств являются валютные операции, которые осуществляются в ходе исполнения резидентами экспортно-импортных контрактов. В связи с упразднением Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России)[15] и приданием ГТК России статуса органа валютного контроля экспортно-импортных операций в его аппарате создано Управления валютного контроля. Оно разрабатывает в пределах своей компетенции проекты приказов нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения валютного контроля во внешнеторговом обороте, а также осуществляет анализ и обработку информации, получаемой по каналам автоматизированной системы таможенно-банковского валютного контроля[16] . Указанное Управление вместе с Комитетом по финансовому мониторингу при Минфине России [17] даже с точки зрения сбора, обработки и анализа информации об операциях с денежными средствами будет играть важную роль в области валютного контроля экспортно-импортных операций. По инициативе нашей страны в рамках Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) создана специальная рабочая группа по предотвращению проникновения международной преступности в мировую финансовую систему. Правоохранительное обеспечение таможенного валютного контроля экспортно-импортных операций реализуется в рамках предусмотренной законодательством формы — производство расследования по делам о нарушении таможенных правил, являющихся одновременно нарушениями валютного законодательства. Должностными лицами таможенных органов могут быть только граждане РФ, способные по своим личным, деловым качествами состоянию здоровья выполнять должностные обязанности. Им присваиваются специальные звания, соответствующие определенным должностям[18] . Надзор и контроль за деятельностью таможенных органов осуществляют соответственно прокуратура и суд. Кроме того, вышестоящие подразделения осуществляют ведомственный контроль (периодические проверки) деятельности нижестоящих подразделений (ст. 412 ТК). За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.


[1] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс

Российской Федерации» раздел 1 статья 1 глава 1 пункт 1

[2] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс

Российской Федерации» раздел 1 статья 1 глава 1 пункт 2

[3] ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26.07.2006 года N 459 «О Федеральной таможенной службе» (с изменениями на 10 марта 2009 года) глава 1 пункт 1

[4] ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26.07.2006 года N 459 «О Федеральной таможенной службе» (с изменениями на 10 марта 2009 года) глава 1 пункт 2

[5] ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26.07.2006 года N 459 «О Федеральной таможенной службе» (с изменениями на 10 марта 2009 года) глава 1 пункт 3

[6] ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 26.07.2006 года N 459 «О Федеральной таможенной службе» (с изменениями на 10 марта 2009 года) глава 1 пункт 4

[7] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 4 июля 1997 года глава 1 статья 1

[8] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 4 июля 1997 года глава 1 статья 2

[9] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 4 июля 1997 года глава 1 статья 3

[10] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 4 июля 1997 года глава 1 статья 4

[11] ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СЛУЖБЕ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 4 июля 1997 года глава 1 статья 5

[12] ст. 403 ТК

[13] Положение о применении таможенного режима транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию РФ. Утв. приказом ГТК России от 4 января 2002 г. № 1 // БНА РФ. 2002. № 12; постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1994 г. № 1290 установлен таможенный режим вывоза отдельных товаров в государства — бывшие республики СССР // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3354; приказ ГТК России от 10 октября 2002 г. № 1087 ≪Об утверждении Правил перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров отдельными категориями иностранных лиц≫ // БНА РФ. 2003. № 4.

[14] Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. № 24) // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

[15] Указ Президента РФ от 17 мая 2002 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 29 апреля 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №18. Ст. 1750.

[16] Положение об Управлении валютного контроля ГТК России. Утв. Приказом ГТК России от 15 июня 1999 г. № 366.

[17] Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. № 1263 ≪Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем≫ // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251.

[18] Федеральный закон от 21 июля 1997 г. ≪О службе в таможенных органах Российской Федерации≫ // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; 2002. № 27. Ст. 2620; № 30. Ст. 3029, 3033; Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 ≪Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации≫ // СЗ РФ. 1998. № 47. Ст. 5742; Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов РФ. Утв. приказом ГТК России от 27 декабря 2000 г. № 1216; О Кодексе чести таможенника Российской Федерации. Утв. приказом ГТК России от 3 августа 1997 г. № 530; Порядок принятия присяги сотрудниками таможенных органов Российской Федерации // Приказ ГТК России от 21 ноября 1997 г. № 694.