Реферат: Рынок недвижимости 7

Название: Рынок недвижимости 7
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие рынка недвижимости 4
2. Структура рынка недвижимости 5
3. Фактора, воздействующие на рынок недвижимости 7
4. Основные подходы и методы исследования рынка недвижимости 9
5. Этапы становления рынка недвижимости в России 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

ВВЕДЕНИЕ

В России в условиях становления рыночной экономики все большую роль играет рынок. Одним из его видов является рынок недвижимости, в котором главную роль играет недвижимое имущество, его стоимость и участники рынка.

Как известно цена и рынок неразделимо связаны между собой, они дополняют и характеризуют друг друга. Обязательным условием оценки недвижимости является учет специфики функционирования рынка недвижимости, так как состояние рынка недвижимости оказывает существенное влияние на потоки доходов, уровни риска и на возможную цену реализации объекта недвижимости в определенный момент времени в будущем, т.е. на основные данные, используемые при оценке методами доходного подхода. Учет особенностей функционирования рынка недвижимости позволит более обоснованно скорректировать данные ретроспективного периода для оценки недвижимости методами рыночного подхода.

Таким образом, мы не можем быть полноценными и профессиональными участниками рынка недвижимости и оценивать недвижимое имущество, не познав основных особенностей рынка. Именно особенностям функционирования рынка недвижимости и посвящена данная работа.

1. ПОНЯТИЕ РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

Недвижимость — вид имущества, признаваемого в законодательном порядке недвижимым.

Перечень объектов недвижимости приведен в ст. 130 ГК РФ. К недвижимости по происхождению относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.

Рынок - это совокупность субъектов отношений и обмена товарами и услугами, между продавцами, покупателями и посредниками и социально-экономических отношений между ними; совокупность существующих и потенциальных покупателей товара; сфера обмена товарами определенного вида на определенной территории.

Рынок недвижимости — это совокупность механизмов, обеспечивающих отчуждение полных или частичных прав собственности на объекты недвижимости от одного субъекта к другому; свободное формирование цен; перераспределение инвестиционных потоков и территорий между конкурирующими видами объектов и использования земель.

Основными особенностями рынка недвижимости являются: локальный характер рынка недвижимости (сокращения числа возможных сделок из-за определенного местоположения); уникальность всех участков земли (влечет различие в ценах); низкая ликвидность недвижимости по сравнению с другими товарами (вследствие необходимости привлечения правовых институтов при совершении сделок); несоответствие высокой цены и финансовых возможностей покупателей, что требует наличие кредита в большинстве случаев; разброс в ценах вследствие неполной информированности продавцов и покупателей.

2. СТРУКТУРА РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ

Объектами недвижимости являются:

1) жилье (жилые помещения);

2) коммерческая недвижимость;

3) промышленная недвижимость;

4) недвижимость социально-культурного назначения;

5) земля (земельные участки).

Субъектами рынка недвижимости являются:

1) продавец (арендодатель);

2) покупатель (арендатор);

3) профессиональные участники рынка недвижимости (ПУРН):

3.1) Институциональные участники рынка:

- специалисты по инвентаризации земли и строений.

- нотариусы и органы регистрации имущественных прав.

- институциональные участники градостроительного развития ( территориа-льные органы по утверждению и согласованию генеральных планов застройки, строительных проектов, оформлению землеотводов, выдаче разрешений на строительство и надзору за строительством.

- проектировщики.

- строители.

- специалисты по технической эксплуатации объектов.

3.2) Неинституциональные участники рынка:

- риэлторы - ПУРН, занимающиеся любыми легальными операциями на рынке.

- брокеры - ПУРН, занимающиеся организацией сделок между продавцом и покупателем и получающие комиссионное вознаграждение.

- агенты - помощники брокера, выполняющие его поручения.

- оценщики недвижимости - ПУРН, занимающиеся оценочной деятельностью (в том числе независимые оценщики).

- финансисты (банкиры), ипотечные кредиторы - ПУРН, занимающиеся финансированием операций с недвижимостью, включая ипотечное кредитование.

- девелоперы - ПУРН, занимающиеся созданием и развитием объектов недвижимости и осуществляющие несколько видов деятельности на рынке.

- управляющие недвижимостью (менеджеры по недвижимости) - ПУРН, занимающиеся организацией эксплуатации объекта с целью обеспечения максимальной его доходности.

- аналитики - ПУРН, занимающиеся исследованиями рынка недвижимости и финансовым анализом объектов.

- специалисты по маркетингу, по связям с общественностью, по рекламе.

- юристы.

- страховщики.

- участники фондового рынка недвижимости.

- члены национальных и международных профессиональных объединений участников рынка недвижимости.

-

3. ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА РЫНОК НЕДВИЖИМОСТИ

Развитие рынка недвижимости определяется:

• экономическим ростом или ожиданиями такого роста. Хотя на рынке и могут возникать благоприятные краткосрочные условия при отсутствии роста, такие обстоятельства возникают достаточно редко;

• финансовыми возможностями для приобретения недвижимости, что в свою очередь, обусловлено стадией экономического развития региона (кризис, застой, промышленное развитие), наличием и характером рабочих мест;

• взаимосвязями между стоимостью недвижимости и экономической перспективой того или иного района. Некоторые районы находятся в состоянии застоя, так как их основные отрасли промышленности перемещены в другие части страны или пришли в упадок. В состоянии застоя чаще всего могут находятся районы, зависящие от одной отрасли промышленности, например, Кемеровская область, которая зависит от угольной промышленности, упадок которой может привести к быстрой дестабилизации на рынке недвижимости в условиях структурных изменений в экономике.

Рынок недвижимости находится под значительным влиянием факторов, определяющих социально-экономическое развитие как страны в целом, так и отдельных регионов, и факторов, определяющих политическую стабильность.

Факторы, воздействующие на рынок недвижимости.

1. Факторы государственного регулирования рынка недвижимости:

- нормативные акты, регулирующие сделки купли-продажи недвижимости;

- налоговое законодательство, регулирующее сделки с недвижимостью;

- отдельные нормативные акты, ограничивающие сделки с недвижимостью на региональном уровне.

2. Общеэкономическая ситуация:

- производство национального дохода;

- объем промышленного производства;

- занятость трудоспособного населения;

- платежный баланс страны;

- рост доходов населения.

3. Микроэкономическая ситуация:

- экономическое развитие региона;

- экономические перспективы развития региона;

- притоки и оттоки капитала в регионе.

4. Социальное положение в регионе.

- возможность межэтнических и военных столкновений;

- устойчивость политики администрации региона;

- уровень безработицы в регионе;

- популярность проводимой администрацией региона политики.

5. Природные условия в регионе:

- экологическое положение в регионе;

- наличие развитой инфраструктуры.

4. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА НЕДВИЖМОСТИ

Этап в исследовании рынка, позволяющий перейти от общих его характеристик к анализу ситуации по отношении к конкретному объекту или их группе, является сегментация (деление на сектора, структуры) рынка, позволяющая сосредоточить основное внимание на той информации, которая имеет наибольшее значение при выборе того или иного варианта решения предпринимателя.

Отличительные особенности рынка недвижимости являются:

- индивидуальность ценообразования;

- высокий уровень трансакционных издержек;

- важная роль взаимодействия первичного и вторичного рынков;

- высокая зависимость цен, доходности и рисков от состояния региональной экономики;

- многообразие рисков;

- низкая ликвидность товара на рынке;

- слабость ценовых механизмов саморегулирования рынка.

В силу указанных причин рынок недвижимости отличается рядом факторов, которые затрудняют его анализ, что определяет особую важность его анализа при принятии экономических решений.

С другой стороны рынок недвижимости отличается рядом факторов, которые затрудняют его анализ. Этими факторами являются:

- труднодоступность достоверной информации;

- ограниченное число аналогичных сделок (а иногда и их полное отсутствие);

- многообразие факторов, определяющих тенденции развития рынка.

С учетом указанных обстоятельств анализ рынка недвижимости представляет собой настолько же важную, насколько и трудную задачу.

Именно в таком качестве она важна для формирования политики на рынке. Выделение сегментов позволяет сфокусировать внимание не на рынке в целом, а на его составной части и, исходя из этого определить либо особенности работы на данном сегменте (если речь идет о выборе рыночной нише), либо конкурентоспособности объекта (если речь идет об отдельном объекте недвижимости). На рынке недвижимости сегментация может быть произведена по целому ряду признаков: географическому положению, физическим характеристикам, функциональному назначению объектов или даже по комплексу признаков.

Одного определенного основания для сегментации нет, и не может быть. Важно, чтобы она позволяла объединять действительно однородные объекты (и стоящие за ними группы потребителей), границы сегментов должны быть четко определены, выделение сегментов может позволять принимать экономически оправданные решения, лучше понимать поведение потребителей, грамотно выстраивать отношения с ними и в итоге это обеспечит успехи в продажах.

В качестве признаков, выбранных в качестве оснований для сегментации рынка, могут быть взяты физические характеристики объектов недвижимости, за которыми стоят однородные группы потребителей недвижимости.

Может быть избран и иной путь, когда в основу сегментации кладется классификация самих потребителей.

Например, на рынке помещений коммерческого назначения может быть целесообразным следующее разделение потенциальных потребителей:

Страховые, финансовые организации: их деятельность непосредственно связана с потоком посетителей, во-первых; и, во-вторых, для их нормального функционирования им постоянно необходимо контактировать как между собой, так и с органами власти. Исходя из этого они готовы заплатить более высокую арендную плату в непосредственном центре города, но территории, достаточно близкие к центру, однако не принадлежащие собственно к нему, им мало интересны.

Производственные организации: для некоторых из них важно иметь представительные офисы в центре города, однако рабочие офисы, в которых заняты только работники этих организаций, и тем более собственно производственные помещения, они предпочтут размещать на периферии с более низким уровнем арендной платы.

Торговые организации: их ориентации зависят от характера товаров (продовольственные, промышленные, для рядового посетителя, для элитных клиентов). Соответственно они ориентированы на пассажиропотоки разного качества и, исходя из них, строят свою политику по отношению к арендной плате.

Так, повышенный спрос со стороны торгующих организаций на здания и участки, расположенные в непосредственной близости к транспортным потокам, свидетельствует не просто о том, что местоположение как таковое влияет на доходность деятельности. Требования к местоположению могут быть разными в зависимости от характера торговли:

- для предприятий, торгующих продовольственными товарами, важна их близость к местам проживания населения;

- для предприятий, торгующих элитными товарами, важно расположение вблизи от мест расположения учреждений либо на транспортных магистралях;

- для предприятий, торгующих ограниченным набором «ходовых» товаров, существенна близость к маршрутам общественного транспорта и пр.

В свою очередь ранок офисных помещений для первой группы потребителей недвижимости может быть сегментирован уже по качеству предлагаемых на рынке объектов.

Таким образом, критерии сегментации не могут быть навсегда заданы и утверждены. Главное в том, чтобы представители сегмента действительно представляли собой однородное по своим представителями и требования сообщество потребителей и являлись достаточным множеством для выявления закономерных тенденций в их поведении.

И, напротив, если речь идет о рабочих офисах, то здесь позиции банков и промышленных предприятий могут существенно разойтись и объединение их в рамках одного сегмента представительства уже мало оправданным.

Сегментация рынка является основной для следующего этапа исследования рынка – позиционирования, объектом которого может быть как фирма и ее услуги, так и отдельный объект недвижимости.

Позиционирование – отнесение какого-либо продукта к определенному сегменту рынка, а также определение и «высвечивание» его места в рамках сегмента.

В качестве продукта при этом может выступать и объект недвижимости, и предлагаемая клиентам услуга, и, наконец, сама фирма.

Позиционируя продукт, предприниматель должен показать его место на рынке (принадлежность к определенному сегменту) и одновременно его отличие от уже имеющихся на рынке, те его достоинства, которые отсутствуют у аналогичных объектов, его «изюминку».

Как и сегментация, позиционирование имеет двоякое значение. Во-первых, определение места продукта на рынке является основанием для разработки концепции продвижения объекта на рынок – определение каналов продвижения, способов и средств рекламы, разработки ценовой политики. Во-вторых, позиционирование направлено на клиента и призвано сформировать у него определенный образ продукта.

Разумеется, и сегментация рынка, и позиционирование продукта – все это лишь инструменты, которые используются для достижения главной задачи – принятия оптимального экономического решения, приносящего максимальный доход предпринимателю.

Их значение состоит прежде всего в том, чтобы физические характеристики (качество) создаваемых (продаваемых) объектов соответствовали их экономическим характеристикам (цене, доходу) и представлениям потребителей предлагаемых к реализации объектов, что может кратко выражено в виде следующей простейшей формулы:

КАЧЕСТВО = ЦЕНЕ = ПОТРЕБИТЕЛЮ.

Например, на первичном рынке недвижимости, выделяя определенный сегмент рынка в качестве сферы своей активности, застройщик-предприниматель должен выявить тот уровень требований, который потребители предъявляют к продукту (например, к характеристикам квартиры), исходя из этого принять те или иные технические и градостроительные решения, определить стоимостные характеристики, сравнить их с возможностями потенциальных приобретателей. Реально эта операция может проводится несколько раз для того, чтобы сбалансировать все составляющие приведенной выше формулы.

Использование сегментации как инструмента при формировании модели поведения предпринимателя позволяет рационализировать свое экономическое поведение, избежать лишних издержек, правильно избрать способы продвижения своего продукта.

5. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА НЕДВИЖИМООСТИ В РОССИИ

Обобщение опыта становления рынка недвижимости в России позволяет выделить три основных этапа этого процесса, по мере которых рынок начинает приобретать все более и более зрелые черты.

Диаграмма № 1. Рост цен на недвижимость в Москве и Санкт-Петербурге.

Комментируя данные диаграммы, хотелось бы обратить внимание на следующее: как видно из нее, характерная черта становления рынка — быстрый рост цен в начале периода и его затухание и даже падение к концу периода. Если в 1991 г. они составляли в обеих столицах примерно $20—50 за м2 общей площади квартиры, то к 1992 г. в Москве они составили около $700, а в Санкт-Петербурге — около $300 за м2 общей площади. В 1993 г. темпы роста заметно упали, но тем не менее, они оставались довольно существенными. К январю 1994 г. в Москве они выросли до $900, в Санкт-Петербурге до $400—450, т. е. примерно на одну треть. Также рост наблюдался и в 1994 г., но если в Москве он был вполне заметным — примерно на 20 %, то в Петербурге темпы прироста упали до уровня примерно в 10 %. И, наконец, 1995 г. в Петербурге отмечен практически нулевым приростом цен, в Москве — ростом цен в пределах 5—10 %.

После 1995 г. общий прирост цен на рынках жилья Москвы и Петербурга практически прекращается — начался процесс все большей дифференциации цены от категории жилья: элитное, высококачественное, типовое, «дешевое». В первых категориях рост цен еще продолжается, хотя и был подвержен колебаниям в зависимости от экономической ситуации в стране, в последних двух роста не только не было, наблюдалось их снижение.

Серьезный удар по ценам на рынке жилья нанес финансовый кризис 1998 г., в числе последствий которого — массовое и достаточно интенсивное снижение цен, чего в Петербурге не наблюдалось с начала становления рынка.

Цены на типовые объекты снизились к февралю 1999 г. на 15—20 %, а к марту—апрелю падение составило до 40% по сравнению с предкризисным периодом.

Его глубинные корни — в переоценке недвижимости в первой половине 90-х гг., в отсутствии реальных позитивных сдвигов в экономике страны.

Противоречивые тенденции, характерные для рынка недвижимости, нашли свое отражение и в процессах формирования профессиональной деятельности на рынке.

Первые риэлтерские фирмы начали появляться в столицах на рубеже 80-90- х гг.

При сокращении прироста цен и сделок на втором этапе становления рынка, стабилизации и снижении их уровня — на третьем, рост числа фирм становится причиной роста конкуренции и, как следствие, падения доходности риэлтерской (брокерской) деятельности.

В условиях падения доходности риэлтерского бизнеса ярко обнажились проблемы, присущие деятельности риэлтерских фирм на первых этапах становления рынка. Как известно, одной из характерных черт первых лет становления рынка недвижимости было широкое распространение наличных расчетов при совершении сделок и прямое участие фирм в проведении расчетов.

В результате в условиях постоянного прироста сделок у фирм могли накапливаться значительные суммы временно свободных средств. Ряд руководителей фирм оказались неспособны устоять перед соблазном их «рационального» использования через выдачу займов, «прокручивание» в экспортно-импортных операциях, приобретение ценных бумаг и т.д.

До тех пор пока рынок был на подъеме, такие операции могли оказаться вполне успешными и приносить немалый дополнительный доход. Однако в условиях начавшегося в 1997 г. спада, у целого ряда фирм начали возникать серьезные проблемы с возможностью выполнения обязательств перед клиентами.

Если же на ситуацию начинали воздействовать негативные внешние или внутренние факторы, то вероятность краха фирмы становилась более чем реальной. Непосредственные причины краха фирм были различны, однако, основа одна и та же – использование средств клиентов для рискованных, а подчас и криминальных операций.

В целом параллельно с возникновением и развитием риэлтерских фирм росло их влияние на организацию рынка. В начале первого этапа они контролировали проведение лишь единичных сделок, а к концу этого этапа доля сделок, происходивших с их участием, не превышала по Санкт-Петербургу 10 % от их общего количества. В конце второго этапа - в 1995г., около трети всех сделок купли-продажи квартир и комнат осуществлялось при посредничестве брокерских фирм. Учитывая же тот факт, что часть фирм, участвуя в осуществлении сделок, официально не декларирует свое участие, то эта доля фактически составляла к 1997 г., по экспертным оценкам, более 50% от общего числа сделок, что являлось весьма высоким показателем для России.

Крах целого ряда крупнейших риэлтерских фирм, естественно, не мог не привести к оттоку клиентов, тем более что именно безопасность расчетов декларировалась практически всеми ими едва ли не как главное преимущество обращения к фирме, а не к «частному маклеру». Реакцией фирм стал поиск действительно безопасных способов расчетов. Реально из этих схем наибольшее распространение получила схема банковского хранения как наименее зависимая как от фирмы, так и от положения банка.

Другим ударом, снизившим долю организованного рынка в общем числе сделок, стало резкое снижение доходов населения, цен и размера комиссионного вознаграждения в 1998—1999гг. Высокий уровень общефирменных расходов и комиссионного вознаграждения агентов сделал фирмы слабыми конкурентами по сравнению с теми же маклерами. Для восстановления конкурентоспособности риэлтерские фирмы вынуждены были пойти на существенное ужесточение финансовой политики, свертывание планов по своему развитию, сокращение расходов. Однако этих мер по-видимому, оказалось недостаточно. Необходимо было изменение организационных схем работы агентств, разработка и внедрение новых механизмов взаимоотношений между фирмой и агентом.

Завершение становления рынка относят к 1998г. Завершение периода становления вовсе не означало разрешения всех проблем, связанных с рынком. Это лишь подтверждение того, что рынок начал развиваться как сформировавшееся явление.

Современное состояние рынка может быть охарактеризовано как завершение процесса становления рынка и начало его развития как явления уже сформированного.

Очевидными направлениями этого развития могут быть следующие факторы:

· Повышение роли первичного рынка как источника удовлетворения потребностей в жилье.

· Возрастание дифференциации между объектами недвижимости как по качеству, так и по цене.

· Расширение спектра объектов на рынке торговой и офисной недвижимости.

· Развитие сегмента торговой недвижимости связано с недостатком торговых площадей, и с практическим отсутствием возможности получить не только товар, но и качественное обслуживание, разнообразные услуги.

· Появление спроса на услуги, связанные с развитием рекреационной недвижимости и, как следствие, развитие этого сегмента рынка.

· Дифференциация фирм, оказывающих услуги на рынке недвижимости.

· Трансформация фирм, изменение принципов взаимоотношений между фирмой и агентами, превращение брокера (и его имени) в ведущее лицо на рынке посреднических услуг при операциях с недвижимостью.

· Выделения девелоперских компаний в особую группу предпринимателей на первичном рынке недвижимости.

· Снижение рисков на рынке, особенно при сделках с недвижимостью.

· Повышение роли маркетинговых исследований при принятии решений об инвестировании в недвижимость.

· Развитие фирм, оказывающих консультационные, информационные, маркетинговые услуги на рынке недвижимости.

Итак, мы перечислили основные этапы становления отечественного рынка недвижимости и тенденции его развития в ближайшем будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рынок недвижимости – это сектор национальной рыночной экономики, представляющий собой совокупность объектов недвижимости, экономических субъектов, оперирующих на рынке, процессов функционирования рынка, т.е. процессов производства (создания), потребления (использования) и обмена объектов недвижимости и управления рынком, и механизмов, обеспечивающих функционирование рынка (инфраструктуры рынка).

Несомненно, рынок недвижимости как сектор рыночной экономики имеет важное значение, это подтверждают следующие факты:

· Высокая доля недвижимости валовом национальном продукте;

· Колоссальная стоимость национального богатства, материализованного в недвижимости, из которого по крайней мере половина может быть вовлечена в рыночный оборот и приносить ренту – владельцам, доход – предпринимателям, налоговые и другие платежи – в федеральный, региональные бюджеты, бюджеты муниципальных образований;

· Высокий уровень доходов бюджета от первичной продажи, сдачу в аренду государственной и муниципальной недвижимости в ряде регионов и городов;

· Большое количество рабочих мест, созданных в ходе становления и развития рынка недвижимости;

· Высоким уровнем сборов в бюджет от налогов на недвижимость и сделок с ней.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. В.М. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 543 с.

2. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: учебник для ВУЗов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 512 с.

3. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Проспект. 2005. 719 с.

4. Самсонов Н.М. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИНФРА-М. 2004. 300 с.