Реферат: Особенности налогообложения в розничной торговле

Название: Особенности налогообложения в розничной торговле
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: реферат

Содержание

Введение

1. Особенности налогообложения в розничной торговле

-Особенности учета НДС в розничной торговле

-Особенности оформления книги продаж в розничной торговле

2. НДС

3. Акцизы

4. НДФЛ

5. Налог на прибыль

6. Налог на имущество

Заключение

Список литературы

Приложение


ВВЕДЕНИЕ.

Государственный бюджет страны, являясь одним из важнейших звеньев финансовой системы, представляет собой основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Он занимает ведущее место среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета, прежде всего, состоит в сосредоточении у государства части доходов общества.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

Бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоги являются одним из важнейших источников государственных доходов. В общем, объеме доходов различных стран они составляют до 90%.

В процессе развития российской экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля, и она подлежит налогообложению, как и любая сфера деятельности в Российской Федерации.

Розничная торговля – это торговля продовольственными и непродовольственными товарами поштучно или в небольшом количестве для личного (некоммерческого) использования потребителя. Осуществляется деятельность по реализации товаров и услуг конечным покупателям.

Основной задачей розничной торговли является доведение товаров до населения и организация торгового обслуживания покупателей, предоставление им услуг.

Цель исследования – рассмотреть принцип налогообложения в розничной торговле.

Объектом курсовой работы являются особенности налогообложения в розничной торговле.

Предметом курсовой работы являются особенности налогообложения в розничной торговле на примере ООО «Феникс» - деятельность которого заключается в продаже товаров общего потребления.

Задачи раскрываемые в курсовой:

· Особенности налогообложения в розничной торговле;

· Налог на добавленную стоимость;

· Акцизы;

· Налог на доходы физических лиц;

· Налог на прибыль;

· Налог на имущество организации.

Тема, рассматриваемая автором в данной курсовой работе, имеет значительную актуальность, так как именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет своевременного удовлетворения запросов каждого потребителя, а правильное ведение налогообложения в этой сфере позволяет грамотно отражать все необходимые данные для последующего расчета налога на прибыль,что очень важно для любого предприятия.


Особенности налогообложения в розничной торговле

Особенности учета НДС в розничной торговле

У торговых организаций, занимающихся реализацией товаров в розницу, зачастую возникает множество вопросов, связанных с налогообложением, особенно при расчете налога на добавленную стоимость, так как огромное количество магазинов розничной торговли одновременно реализуют товары с разными ставками налога.

При розничной торговле сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, заложена в розничную цену товара, поэтому, глядя по ценнику, невозможно определить, по какой ставке налога облагается «реализация» данного товара.

В оптовой торговле на основании счета-фактуры сразу можно определить, по какой ставке облагается данный товар. В рознице по каждой операции счет-фактура не выписывается, да и трудно себе представить, чтобы в продовольственном магазине на пакет молока выписывался счет-фактура. Тем более что в книгу продаж в розничной торговле вносятся показания контрольно-кассовой техники, и если продавец выпишет такой счет-фактуру, то по правилам он должен его также зафиксировать в книге продаж. Налицо двойное налогообложение: одна и та же покупка дважды подпадает под налогообложение.

Естественно, что при одновременной реализации товаров, под­лежащих налогообложению по разным ставкам, определить суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, достаточно сложно.

Представим себе розничную организацию, осуществляющую продажу продовольственных товаров населению. В торговом зале одновременно находятся хлебобулочные изделия, молоко, мука и т. п., т. е. товары, которые облагаются по ставке НДС 10%, и конди­терские товары, виноводочные изделия, мясные деликатесы и т. д., облагаемые по ставке 18%.

Как в этом случае определить налогооблагаемую базу по НДС? Напомним, что налоговое законодательство в этом случае требует обязательного ведения раздельного учета. В противном случае ор­ганизации придется уплатить НДС со всего налогооблагаемого оборота по максимальной ставке. Если организация реализует то­вары с разными ставками налога, то для исчисления суммы налога необходимо руководствоваться п. 1 ст. 166 НК РФ:

«Сумма налога при определении налоговой базы в соответст­вии со статьями 154 — 159 и 162 настоящего Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете как сумма налога, полученная в ре­зультате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соот­ветствующие налоговым ставкам процентные доли соответствую­щих налоговых баз».

Таким образом, для того чтобы правильно исчислить сумму на­лога, подлежащую уплате в бюджет, бухгалтер должен определить налогооблагаемые базы по ставке 10% и налогооблагаемую базу по ставке 18%.

Пример Магазин «Славянка» осуществляет розничную продажу продовольственных товаров с разными ставками НДС. За январь 2005 г. реализация товаров населению за наличный расчет составила 1 250 380 руб. (в том числе НДС).

Товарооборот по товарам с 10%-ной ставкой составил 420 515 руб.

Товарооборот по товарам, облагаемым по ставке 18 %, 829 865 руб.

В магазине «Славянка» организован раздельный учет реализации то­варов с разными ставками.

Рассчитаем сумму НДС, которую необходимо начислить с данного товарооборота. Цена товара в рознице: цена товара, которую уплатили поставщику + величина торговой наценки + НДС с продажной стоимости товара.

1. Определим сумму НДС по ставке 18%: (829 865 руб. х 18%:
%) = 126 590 руб.

2. Определим сумма НДС по ставке 10%: (420 515 х 10%: 110%) =
= 38 229 руб.

Общая сумма начисленного НДС составила 126 590 руб. + 38 229 руб. =164 819 руб.

А теперь определим, какую сумму НДС уплатит магазин «Славянка» в бюджет при отсутствии раздельного учета реализации товаров.

Сумма НДС по ставке 18% = / 250 380 руб. х 18%: 118% = 190 736 руб.

Как видим, отсутствие раздельного учета приведет к тому, что мага­зин «Славянка» должен будет уплатить в бюджет значительно большую сумму налога.

Таким образом, отсутствие раздельного учета в организации розничной торговли негативно отражается на ее финансовом поло­жении. Однако каких-либо правил организации подобного раздель­ного учета в розничной торговле не предусматривает ни один нор­мативный документ.

В целях исчисления НДС при реализации товаров по разным ставкам налогоплательщикам целесообразно самостоятельно раз­работать порядок ведения раздельного учета в своей организации. Методы организации такого учета в обязательном порядке должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения.

Торговой организации, реализующей в розницу товары по раз­ным ставкам, в плане ведения раздельного учета по НДС рекомен­дуется следующее.

Раздельный учет должен быть организован таким образом, что­бы по его данным можно было безошибочно определить налогооб­лагаемую базу для исчисления налога по разным ставкам.

Идеальным вариантом ведения раздельного учета является применение контрольно-кассовой техники, обрабатывающей ин­формацию о продаваемых товарах по специальным штрих-кодам, наносимых на товар, находящийся в продаже. Данная информация считывается с продаваемого товара и обрабатывается специаль­ной программой, в результате организация имеет информацию по проданным товарам с разбивкой по различным ставкам НДС. Но та­кая контрольно-кассовая техника имеет достаточно высокую цену, поэтому этот вариант могут использовать далеко не все розничные организации.

Наиболее приемлемой на сегодняшний день остается инвента­ризация товаров. При этом в инвентаризационных ведомостях должна содержаться дополнительно информация об остатках това­ров и ставках налога.

Это, конечно, очень трудоемкий способ, применять его факти­чески могут розничные организации, имеющие небольшой товаро­оборот. Инвентаризация должна проводиться не реже одного раза в налоговый период по состоянию на 1-е число месяца, следующе­го за отчетным. Данные инвентаризации должны отражать всю не­обходимую информацию для определения налогооблагаемой базы и суммы налогов.

В этом случае данные о продажах товаров, реализованных за отчетный период, будут известны только в конце налогового перио­да, и, соответственно, внести данные в книгу продаж бухгалтер мо­жет только в конце налогового периода, что фактически представ­ляет собой нарушение ведения данного регистра. А это может при­вести к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Чтобы подстраховаться, следует отразить данный порядок заполнения книги продаж в учетной политике организации, и тогда, вероятно, штрафные санкции применяться не будут, хотя прямо это не уста­новлено налоговым законодательством.

Особенности оформления книги продаж в розничной торговле.

Организации розничной торговли, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, обязаны при исчислении данно­го налога выполнять все требования главы 21 «Налог на добавлен­ную стоимость» НК РФ. В обязанности налогоплательщика входит выставление счетов-фактур, ведение книги продаж и книги поку­пок, заполнение на их основе налоговой декларации и уплата нало­га в бюджет.

Заполнение всех требуемых документов налогоплательщики осуществляют в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 декабря №914.

Как осуществляется покупка в рознице? Покупатель платит деньги в кассу, получает на руки чек ККТ, на основании которого продавец отпускает товар. Проданный товар вносится в товарный отчет, который представляется в бухгалтерию для обработки. Как видим, счет-фактура при этом не выписывается. В отношении реа­лизации товаров в розницу нормы налогового законодательства в соответствии с п. 7 ст. 168 НК РФ устанавливают следующим обра­зом:

«При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями рознич­ной торговли и общественного питания, а также другими организа­циями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими ра­боты и оказывающими платные услуги непосредственно населе­нию, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фак­тур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы».

Это означает, что если продавец выдал покупателю чек ККТ, то его обязанности по оформлению расчетных документов и выстав­лению счета-фактуры считаются выполненными. Книги продаж роз­ничные торговые организации заполняют именно на основании по­казаний контрольных лент контрольно-кассовой техники.

Налог на добавленную стоимость (Глава 21 НК РФ)

Элемент налога Характеристика Основание
Налогоплательщики

1. Организации
2. Индивидуальные предприниматели
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. (п. введен 01.12.2007, действует до 1 января 2017г.)

При определенных условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС.

Ст.143 НК РФ
Объект налогообложения 1. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав.
Передача на безвозмездной основе признается реализацией!

2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ.

Ряд операций не признается объектами налогообложения НДС.
Большая группа операций
освобождена от налогообложения НДС.
Ст.146, 149 НК РФ
Место реализации

Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:

 товар находится на территории РФ, не отгружается и не транспортируется

 товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ

Для работ (услуг)местом реализации признается территория РФ, если:

 работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ

 работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ

 услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

 покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ

 деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.

Ст.147, 148 НК РФ
Налоговая база

При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Ст.153-162, 167 НК РФ
Налоговый период Квартал Ст.163 НК РФ
Налоговые ставки

1. 0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),

2. 10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),

3. 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.

4. 10/110, 18/118 - процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом.

Ст.164 НК РФ
Порядок исчисления налога Сумма налога - соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
Ст.165 - 166 НК РФ
Налоговые вычеты

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении:

1. товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения;

2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Ст.169, 171, 172 НК РФ
Уплата налога

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога, .

Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю:

  • лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
  • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Ст.173, 174 НК РФ
Возмещение налога

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

Если нарушения не выявлены, то по окончании проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается (абзац введен ФЗ от 26.11.2008 N 224-ФЗ):

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения долгов.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия.

Поручение на возврат суммы налога направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.

В некоторых случаях налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Ст.176 - 176.1 НК РФ

Акцизы (Глава 22 НК РФ)

Элемент налога Характеристика Основание
Налогоплательщики Следующие лица признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению:
1. Организации
2. Индивидуальные предприниматели
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ
Ст.179 НК РФ
Объект налогообложения

Объектом налогообложения являются следующие операции:

1. реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

2. продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;

3. передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;

4. передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);

5. передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;

6. передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;

7. передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;

8. передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

9. ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

10. получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции

11. получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Ст.181-186 НК РФ
Налоговая база Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Налоговая база по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров.

В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Ст.187-191 НК РФ
Налоговый период Календарный месяц Ст.192 НК РФ
Порядок исчисления акциза Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.

Сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Ст.194 - 198 НК РФ
Налоговые вычеты Налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза на налоговые вычеты. Вычеты сумм акциза осуществляются в следующем порядке. Ст.200-201 НК РФ
Сумма акциза, подлежащая уплате Сумма акциза, подлежащая уплате определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты сумма исчисленного акциза. Если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде превышает исчисленную сумму акциза, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает. При этом сумма превышения подлежит зачету в счет текущих или предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу. Ст.202-203 НК РФ
Сроки и порядок уплаты акциза, отчетность Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. (в ред. от 28.11.2009)

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими соответствующие свидетельства, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров. При получение денатурированного этилового спирта - по месту оприходования приобретенных в собственность подакцизных товаров. При производстве прямогонного бензина - уплата акциза производится по месту нахождения налогоплательщика.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, имеющие специальные свидетельства - не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за отчетным.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ устанавливаются таможенным законодательством.
Ст.204-205 НК РФ

Налог на доходы физических лиц (Глава 23 НК РФ)

Элемент налога Характеристика Основание
Налогоплательщики

1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,

2. Физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и местного самоуправления, работающие за пределы РФ.

Ст. 207 НК РФ
Объект налогообложения

Доход, полученный налогоплательщиками:

1. физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ - от источников в РФ или за пределами РФ;

2. физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ - от источников в РФ.

Ряд доходов не подлежит обложению НДФЛ.

Ст. 208, 209, 217 НК РФ
Налоговая база

Налоговая база - все доходы налогоплательщика, полученные в денежной и в натуральной формах, и доходы в виде материальной выгоды.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

1. Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

2. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база - денежное выражение доходов, при этом налоговые вычеты не применяются.

Ст. 210-214 НК РФ
Налоговый период Календарный год Ст. 216 НК РФ
Налоговые ставки

1. 13% , если иное не предусмотрено ниже

2. 35% в отношении доходов:

o стоимости выигрышей и призов, в части превышающей 2000 рублей;

o страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения установленных размеров

o процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте

o суммы экономии на процентах при получении заемных средств в части превышения установленных размеров

3. 30% в отношении доходов, получаемых нерезидентами РФ.

4. 9% в отношении доходов

o от долевого участия, полученных в виде дивидендов

o виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных до 1 января 2007 года

Ст. 224 НК РФ
Исчисление налога Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода применительно ко всем доходам налогоплательщика, которые относится к соответствующему налоговому периоду. Ст. 225-228 НК РФ
Уплата налога и отчетность

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

  • за январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей
  • за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;
  • за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый - не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй - не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Налоговую декларацию в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом представляют:

1. отдельные категории физических лиц

2. физицеские лица в отношении отдельных видов доходов


Налог на прибыль организаций (Глава 25 НК РФ)

Элемент налога Характеристика Основание
Налогоплательщики

1. Российские организации;

2. Иностранные организации, которые

o осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства и (или)

o получают доходы от источников в РФ.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в отношении доходов, полученных в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. (пункт действует до 1 января 2017г.).

Ст.246 НК РФ
Объект налогообложения

Прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибыль - это:

1. для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;

2. для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов;

3. для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ.

Методы учета доходов и расходов:

  • Метод начисления
  • Кассовый метод
Ст.247 НК РФ
Налоговая база

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

Прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала года.

Если в отчетном (налоговом) периоде получен убыток в данном периоде налоговая база признается равной нулю. Убытки принимаются в целях налогообложения в особом порядке.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета.

В налоговой базе не признаются доходы и расходы, которые облагаются по другим ставкам по налогу на прибыль.

Ст.274, 313 НК РФ
Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается в размере 20% , за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.

При этом:

  • часть налога, исчисленная по ставке в размере 2% , зачисляется в федеральный бюджет;
  • часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.

Ст.284 НК РФ
Налоговый (отчетный) период Налоговым периодом признается календарный год.

Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Отчетные периоды для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи: месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Ст.285 НК РФ
Исчисление и уплата налога

Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом.

В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:

  • в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.
  • во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал
  • в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия - авансовый платеж по итогам первого квартала).
  • в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев - авансовый платеж по итогам полугодия)

Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли , уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.

В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:

  • организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 000 000 рублей за каждый квартал,
  • бюджетные учреждения,
  • иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство,
  • некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации,
  • участники простых товариществ,
  • инвесторы соглашений о разделе продукции,
  • выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.

Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.

Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца.

Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог.

Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Ст.286, 287 НК РФ
Отчетность по налогу Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации.

По итогам отчетного периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода представляются налоговые декларации упрощенной формы.

Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа следующего месяца.

Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 28 марта следующего года.
Ст.289 НК РФ

Налог на имущество организаций (Глава 30 НК РФ)

Элемент налога Характеристика Основание
Налогоплательщики Организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения (ред. от 30.10.2009)

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр, в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
(пункт применяется до 1 января 2017 г.)
Ст.373 НК РФ
Объект налогообложения Для российских организаций - движимое и недвижимое имущество (в т.ч. переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектовосновных средств. (ред. от 28.11.2009) Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства - движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства - находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Ст.374 НК РФ

Не признаются объектами налогообложения (ред. от 28.11.2009):

1. земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2. имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.

Налоговая база

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по остаточной стоимости.

Налоговая база определяется отдельно в отношении: (ред. от 28.11.2009):

  • имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),
  • имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации,
  • в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,

· имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Ст.375, 376 НК РФ
Налогоый период Налоговый период: календарный год.
Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Органы власти субъектов РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Ст.379 НК РФ
Налогоые ставки Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.
Ст.380 НК РФ
Налогоые льготы Ряд организаций освобождается от налогообложения налогом на имущество. Ст.381 НК РФ
Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.

Сумма налога исчисляется отдельно в отношении (ред. от 28.11.2009):

1. имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации),

2. имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс

3. каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения), или постоянного представительства иностранной организации,

имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения,

4. облагаемого по разным налоговым ставкам.

Сумма авансового платежа исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4произведения налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Орган власти субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Ст.382 НК РФ
Уплата налога и отчетность

Налог и авансовые платежи подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога за год.

Иностранные организации в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи в бюджет по месту постановки представительств на учет . В отношении объектов недвижимого имущества иностранной организации, не имеющей представительств в РФ, налог и авансовые платежи уплачиваются по местонахождению объекта недвижимого имущества.

В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации с учетом ряда особенностей.

Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу в срок не позднее 30 днейс даты окончания отчетного периода.

По окончании налогового периода налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию по налогу в срок не позднее 30 марта следующего года.

Ст.383, 386 НК РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с другой – выступает главным орудием реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо выходить реальностей социально-экономического состояния страны, а не руководствоваться пожеланиями, возможно, наилучшими, но неосуществимыми.

Сегодняшняя налоговая политика формируется в кризисной обстановке, нестабильность экономической и политической ситуации ослабляет налоговую дисциплину, снижает ее эффективность.

Сущность налогообложения определяется его функциями:

1. фискальная (бюджетная)-посредством этой функции реализуется главное назначение налогов- формирование финансовых ресурсов государства;

2. контрольная- эта функция состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставление с потребностями государства в финансовых ресурсах.

3. распределительная- эта функция отражает сущность налогов как особого централизованного звена распределительных отношений.

Учет всех этих функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику.

В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика и их размер прямо зависит от объекта налогообложения. Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.

В настоящей работе автором на примере ООО "Феникс" рассмотрено какие налоги в розничной торговле уплачивают юридические лица и с каких объектов они взимаются.

Проанализировав данную информацию, был сделан вывод что начиная с 1990 года налоговые ставки то повышались, то уменьшалась. Наша страна пыталась построить такую налоговую систему, что бы она удовлетворяла всем налогоплательщикам. Благодаря зарубежному опыту на сегодняшний день налоговая система РФ по большому счету на стадии завершения, хотя и остаются проблемы, которым нашему законодательству следует уделить не мало важное внимание.

В заключении, скажем о том, что очень бы хотелось, чтобы все проблемные вопросы в сфере налогообложения были разрешены в ближайшее время; и наша налоговая система ни в чем не уступала бы своим совершенством и стабильностью налоговым системам развитых зарубежных стран.


Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, 9 издание

2. Майкл Леви, Бартон А. Вейтц «Основы розничной торговли», Питер 2009

3. Рогожин М. Ю. «Правила торговли» 2011

4. Комкова Е. «Товарный портфель и управление закупками в рознице» 2008

5. Бузукова Е. А., Сысоева С. В. «Розничная торговля» 2011

6. Щур Д.Л., Труханович Л.В., «Основы торговли. Розничная торговля» 2008 год

7. А.П.Зрелов «Налоги и налогообложение» 2010